Как проходит жизнь водяного общества. Урок литературы на тему “М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени” (“Печорин и “водяное общество”)
Водяное общество в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение
Роман «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич, написал о конфликте одного персонажа и общества. В одной из глав этого произведения Лермонтов показал, как Печорин борется всеми силами с водяным обществом. В данном произведении читатель наблюдает, как столкнулись мнения и взгляды людей на жизнь.
По мнению самого писателя, водяное общество представляет собой дворянство, люди, показывающие всю сущность светской жизни. Печорин герои, который противостоит этому сообществу. Общество, где люди завистливые, постоянно ведут сплетни друг про друга. Для Печорина все это было чуждо. Именно это было причиной, чтобы противостоять им. Но, несмотря на все это, общество играет не маленькую роль в произведении. Благодаря этому, читателю лучше удается узнать главного персонажа романа.
Одним из представителей водяного общества был Грушницкий. В романе он представлен как никчемная копия Печорина. Его общество над ним насмехается, несмотря на то что он из кожи вон лез чтобы его заметили. Несмотря на то что герой романтичен, все его чувства проникнуты фальшью. Чтобы не терять своего самолюбия, он соглашается на дуэль.
Княжна Мери была очень умной, несмотря на свой юный возраст. Ее непорочность показывает нам настоящий эгоизм Григория. Который, пытается припереть всю ее доброту. Но именно с Княжной он делится всеми своими переживаниями и мыслями. Однако и в этой героине читатель выдает ее неестественное поведение.
Вернер единственный человек из общества, который противостоит Печорину в открытую. Несмотря на то что их взгляды были в чем то схожи. Вернер оказывается более практичным человеком. По характеру он очень пассивен. Он открыто показывает свое равнодушие к миру. Это становится заметно перед дуэлью с Печориным, когда тот спрашивает, оставил ли Печорин завещание.
Читателю помогает понять насколько был несчастен Печорин, Вера. Именно с ее появлением становится понятно, что Печорин неспособен к искренности и любви. Даже несмотря на то что это ему необходимо. Когда Вера уезжает, он пытается ее догнать. Потерпев неудачу, он впадает в истерику.
Кроме всех выше перечисленных героев произведения, которые относились неким образом к «водяному» обществу, так же можно отнести военных и молодежь. Которые, так же заинтересованы в интригах и сплетнях. Их объединяет чинопочитание и праздность их жизни. Все герои произведения комичны и смешны. Тем не менее, именно благодаря этому обществу, Лермонтову удалось ярче выпазить образ главного героя Печорина.
Этим произведением Михаилу Юрьевичу удалось с точностью описать высший свет, именно таким, какой он был в 19 веке.
Также читают:
Картинка к сочинению Водяное общество в романе Герой нашего времени
Популярные сегодня темы
Роман Щедрина можно считать историей семьи, которая была обречена на распад из-за утраты между людьми человеческих отношений. По-особому это показал Порфирий Владимирович Головлев, которого прозвали Иудушкой.
Герасим – обычный деревенский мужик, обладавший неистовой силой и мужеством. Герасим – настоящий русский человек, именно таким себе представляешь рабочего крестьянина того времени
Каждый из нас заслуживает оценку со стороны благодаря собственным поступкам и действиям, которые нас и определяют. Одобрение или порицание окружающих нас людей иногда является важным моментом в становлении личностных
Пластов Аркадий Александрович, знаменитый русский художник 20 века. Родился в прекрасной семье. Его родители были потомственные иконописцы.
Александр Андреич Чацкий. Он появляется не с первых строк. Читатель узнаёт о нём от остроумной девушки-служанки Лизы, горничной дочери Фамусова Софьи
ЕГЭ. Литература. Трудные вопросы. Задание № 8. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».Печорин и «водяное общество».
Задание № 8.
Чем можно объяснить очевидную неприязнь Печорина к «водяному обществу»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание.
РЕКОМЕНДАЦИИ.
1.Внимательно прочитайте текст, подчеркните главные мысли, которые помогут вам ответить на вопрос.
2.Ответ начинайте, используя фразу вопроса.
В приведённом отрывке ясно прослеживается неприязнь Печорина к представителям «водяного общества». Чем это объясняется и в чём выражается?
Далее чётко отвечайте на вопрос, не нужно лишних фраз. Используйте главные мысли приведённого отрывка. Весь ответ достаточно уложить в 7-9 предложений.
«Водяное общество» — так называют представителей дворянства, приехавших на Кавказ на воды, на отдых и лечение. В то же время это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства со свойственными им нравами, традициями, ценностями.
По социальному происхождению Печорин близок к ним, однако герой испытывает неприязнь к этим людям. Многое в них его раздражает: то , что они с «негодованием отвернулись», увидев на герое армейские эполеты; их постоянная скука, высокомерие, «глубокое презрение к провинциальным домам», мечты о столичных аристократических гостиных. Герой видит, как эти «любители видов» «торчали» здесь. Он подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам, их страсть к чинам, праздное времяпреповождение. Одни женщины не вызывали в нём раздражение, они казались ему милыми, хотя автор и здесь говорит с иронией, ведь милость дам обусловлена тем, что «всякий год их обожатели сменяются новыми».
Таким образом, неприязнь Печорина к «водяному обществу» вызвана тем, что он не принимает их образ жизни, поведения, ценности, ему скучно среди них. Печорин значительно умнее их, видит их душевную пустоту, пороки и изъяны каждого, воспринимает это общество враждебно, чувствует себя одиноко среди этих людей, хотя и сам имеет многие черты, свойственные представителям «водяного общества».
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Конспект урока литературы “М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени”«Княжна Мери». Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? Печорин и водяное общество. Картины природы» (урок 1).
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
В данной разработке представлен анализ повести “Княжна Мери” (первый урок) с применением проблемной технологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Княжна Мери». Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? Печорин и водяное общество. Картины природы».
Цель: Проанализировать повесть «Княжна Мери», провести сопоставительный анализ Печорина и общества.
Создание проблемной ситуации.
«К полноте бытия моего недостает ощущение опасности. Я так часто встречал смерть на охоте, в поединках, в сражениях, в борьбах политических, что опасность стала привычной, необходимостью для развития моих способностей».
(Предположение ребят, что это слова Печорина. Это его мироощущение, лексика. Ищут фразы в романе, но их нет. Но показалось это не случайно).
Дочитываю до конца:
«Здесь нет опасностей. В челноке переплываю Ангару, но волны ее спокойны. В лесах встречаю разбойников, они просят подаяния».
- Уж не декабрист ли это? Да, это письмо из Сибири декабриста Лунина его сестре, письмо самого смелого декабриста.
Пушкин «Евгений Онегин» X глава (зашифрованные строки):
Друг Марса, Вакха и Венеры
Тут Лунин дерзко предлагал
Свои решительные меры.
- Мы почувствовали, насколько близки слова Печорину. Как это объяснить? Как эта близость объясняет роман?
(Луначарский: «Творчество Лермонтова – последний отблеск декабризма».)
Мы все время считаем Печорина лишним человеком. Эта формулировка себя изжила. Эпоха, предшествующая декабристам, продолжается в его мироощущении, жажде бури .
- Но тогда невольно напрашивается вопрос. Ждем его.
- Разве видим мы в Печорине борьбу политическую?
- Вспомним, чем занят Печорин, за какими опасностями он гонится: похищение Бэлы, в Тамани – вмешивается в дела контрабандистов, дуэль с Грушницким. Все это – житейские события, нет и намека на политическую борьбу. Чем объяснить? Может, все дело в безразличии Печорина к политическим проблемам? Тогда почему это герой времени Лермонтова? Подошли к самому трудному, интересному.
Ответы: эпоха 30 – 40 – ых годов необычна, обстоятельства, в которых оказывается герой Лермонтова, исключает политическую борьбу. Жизнь изменилась. Она лишена возможности направить Печорина в русло политической борьбы.
- Какие возможности открываются у благородного, мыслящего человека эпохи Печорина?
Первая – жить, как все. Не делать подлости, но и не препятствовать им, ибо ты одинок. Не подчеркивать твоего неприятия аристократического мира, его устоев.
Вторая – сохранить идеалы, отстаивать их в поединке со светом, утверждать свои идеалы в борьбе со светом.
Печорин в романе абсолютно одинок, Доктор Вернер – единственный человек, равный Печорину. Но даже этот умница не понимает Печорина. Не понимает, зачем ему дуэль. Это Лермонтову важно, чтобы обострить одиночество Печорина.
- Можно ли в одиночестве отстоять свои идеалы? Вот что мучает Лермонтова.
- Много испытаний пришлось пережить Печорину, но самое суровое – впереди, на водах. Страницы, к которым переходим, кульминационные. Печорин и не предполагал, что ему уготовила судьба, автор.
- В чем суть, тайна этих испытаний?
Только в повести «Княжна Мери» он в том обществе, которому принадлежит по происхождению, воспитанию. До сих пор был в мире инородном. Картина не менялась и в «Максим Максимыче». А здесь – его среда, его круг: Печорин на водах.
- Чего же вы ожидали, когда приступили к чтению, какие сомнения мучили?
(Было интересно, примет ли Печорин законы общества, станет ли своим?)
- Что привело на воды? (Желание отдохнуть).
- И Печорину было с кем встречаться, говорить. Это люди его круга. И что же? Печорин – в «Княжне Мери». Как эти страницы объясняют сложного, неразгаданного лермонтовского героя?
(Оказавшись в окружении света, Печорин бросает ему перчатку нарочно открыто).
- В чем тайна формы повести? (В форме дневника Печорина).
- Какие уточнения, поправки должны сделать? (Вызов на страницах дневника).
- Как относитесь к словам Печорина? Как воспринимаете страницы дневника?
(Печоринские слова – это поступки. Это предельно точное отражение его жизни, поведения).
- Давайте вспомним, как отнеслось общество к приезду Печорина?
(Печорин –блистательный человек, богат, знатен, известен в Петербурге, образован, красив, умен. Во всех отношениях завидная партия. Вот почему так гостеприимно распахнуты перед ним двери Лиговских, эта исключительная благосклонность княгини (матери).
Здесь же встретился и с теми, кто может относиться к нему только враждебно. Ревность Грушницкого и его компании – им будет труднее быть в центре внимания рядом с Печориным.
- И что же на фоне этого? Отношение Печорина к этому обществу? На одной из страниц журнала мы читаем: «Счастье – насыщенная гордость». Что это значит? Это честолюбие.
- Что скажете?
(Печорин легко мог удовлетворить честолюбие, насытив гордость преклонением, став центральной фигурой, пользуясь благоговейным отношением к нему, безумной любовью к нему княжны Мери.)
- Но Печорину этого не нужно! Его гордость иного склада. Со стремлением водяного общества блистать в свете его гордость ничего общего не имеет.
- Тайна Печорина – быть самим собой, не променять свои идеалы ни на какие соблазны.
- Печорин вступает в борьбу со светом с невиданной силой.
- В чем это сказывается?
Кажется, что хочет сорвать маску с общества. Его дневник – меткая сатира на водяное общество. Большинство страниц носят негативный характер: читаем о водяном обществе; о Грушницком.
- Белинский пишет: «Печорин отлично знает, чего ему не нужно». Неточность у Белинского по отношению к Печорину: Печорин не знает, что ему нужно.
- Ваша позиция?
Страницы текста: хочет любви – мысли Печорина о себе,
Страницы текста– о противоречиях.
- Чего он жаждет? Этого Печорин не проясняет, ему это не ясно в себе.
Но ясно одно – что он отрицает существующие формы отношений людей. Отрицание – форма утверждения. Его отрицание – не дух легкомыслия. Он, может быть, к идеалу устремляется с большей силой, чем к разрушению.
- Важное слово об отношении Печорина к водяному обществу. Каким он его видит? Как о нем говорит? (прочитаем)
Ироничен, ехиден, желчен, это онегинский «огонь нежданных эпиграмм». Этим языком наполнены записи в дневнике.
Общество водяное. Это характеристика Печорина. Безжизненное, размытое, неопределенное. Мир, к которому нельзя отнестись серьёзно.
- Лицемерие. С одной стороны, петербургский покрой сюртука, с другой стороны, армейские эполеты. И от Печорина высокомерно отворачиваются. О нем судят не по его качесвам, а по покрою сюртука, эполетам. Если армейский служака – то не нашего круга!
- Праздность и пустота времяпровождения , капризы, притворство, откровенная низменность бытия. Печорин срывает маску, его слово точно бьет в цель: они пьют, но не воду. Это люди, бравирующие своими болезнями. Княгиня Лиговская потеет в ермоловской бане. – Лексический контраст – Княгиня – ермоловская ванна, названа именем генерала Ермолова. И простое слово потеет , неуважение к княгине.
- Попробуйте сопоставить язык «Тамани» и «Княжны Мери».
Весь мир «Тамани» высоко поэтичен. Достаточно прочитать любую страницу. Мир «Тамани» овеян дыханием моря.
А в «Княжне Мери», особенно там, где водяное общество, нет поэзии. Доктор Вернер говорит о недугах. Вторжение чего – то медико – физиологического.
- Задержались на общем портрете водяного общества. Но выпады Печорина – против конкретных лишений.
- Произволен ли выбор Печорина? Кого он выбирает? (Грушницкого)
- Почему? Справедлив ли Печорин?
Это самое заметное лицо на водах, вот – вот станет любимцем водяного общества. Умеет забывать симпатии. В нем все слабости водяного общества, все его пороки (по мнению Печорина, а по мнению водяного общества – достоинства).
- Каким увидели Печорина в его отношении к Грушницкому? Вот что очень важно.
Печорину представляется смешной и нелепой страсть Грушницкого декламировать, стремление производить эффект, сделаться героем романа, не быть, а казаться. Его неумение и нежелание быть самим собой.
- Но случайно ли это в Грушницком? (Как ему быть самим собой, если он ничтожен).
- Понимает ли его Печорин? (Да, знает ему цену. Видит его позерство, понимает, для чего ему это надо).
- Для Печорина лучше быть самим собой, обыкновенным, даже заурядным. Если делать вид, что ты героическая личность. Не будучи способным на бесстрашие, Грушницкий притворяется бесстрашным: махает шашкой – отступление от литературных норм.
- Почему?
Через неправильность глагола чувствуем комичность показной храбрости Грушницкого. Ему мало быть юнкером, надо быть разжалованным, чтобы казаться загадочным.
- Идеал Печорина – быть самим собой, простота, естественность, подлинность. Обозначим словами самого Печорина.
Грушницкий из тех людей, которые просто прекрасное не трогает.
- Печорин же жаждет просто прекрасного. Вот откуда его страстный порыв к Бэле, ундине, Вере, в какой – то мере – Мери.
- Печорин создает особенный прекрасный мир, который находится далеко от водяного общества.
- Первые страницы повести. Прочитаем.
Посилился не в аристократическом центре, а на краю города у подошвы Машука.
- К какому миру мы прикоснулись?
Его погружение в мир природы, то просто прекрасное, которое становится гармонией чистоты.
«Выхожу один я на дорогу» – мир не только лирического героя, но и мир романа.
- Продолжите тему – как воплощена в повести?
Природа – воплощение печоринского идеала. Его дневник полон красок, запахов, звуков природы. Это его единственное надежное прибежище – природа.
- Мы знаем, как много в его жизни значила любовь, но природа еще больше.
После свидания с Верой – мысли о любви и природе, которая сильнее любви к женщине.
- Для Печорина природа – сама жизнь. Мы говорим о его бесстрашии. В чем тайна его дерзновенности? Что жизнь разлюбил?!
Глубочайшее заблуждение. Он очень жизнелюбивая натура. Жажда опасностей – с тем, чтобы выйти из столкновения с опасностью победителем.
Обостренное чувство природы – мера его жизнелюбия.
- С этого мир начинается. Так было у Пушкина, так и сейчас. Пусть меня не будет, но живет природа. Это затем у Есенина и др. Человек – частица природы, продолжение природы.
- Где печоринское погружение в природу достигает наибольшей силы.
Перед дуэлью. Читаем.
- Что поразило? (Вглядывается в каждую мелочь, частицу природы. Замедленная съемка, крупный план).
- Какая же может быть природа перед дуэлью?
(Его влюбленность в природу обостряется в минуту опасности).
Так как природа не умеет лгать, в отличие от людей. Ей незнакомо притворство, не знает моды. Она поразительно естественна, какой и должна быть жизнь человека.
- Ответить письменно на вопросы:
- Мои впечатления о Печорине.
- Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?
- Кто побеждает в поединке – Печорин или общество?
- Учебник «Печорин и «водяное общество», Печорин и Вернер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка представляет собой один из заключительных уроков по роману-эпопее Л.Н.Толстого “Война и мир”.
Опорный конспект М.Ю. Лермонтов Герой нашего времени.
Урок проведен в 6 классе по теме “Меры времени”.
Урок математики по теме «Меры времени. Соотношения мер времени» проведен в 7а классе в .
Работа содержит 20 вопросов с вариантами ответов, ее можно использовать как зачетную после изучения главы “Княжна Мери”.
Презентация к циклу уроков по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (уроки 1-2).
Система уроков по роману “Герой нашего времени".
Источники:
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/vodyanoe-obshchestvo-v-romane-geroj-nashego-vremeni
http://literatura-ege.ru/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD-3/
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/01/17/konspekt-uroka-literatury-m-yu-lermontov-geroy-nashego