Как препятствует темному царству молодое поколение. Тихон, Борис, Кулигин, Катерина – представители молодого поколения в драме А.Н

Как препятствует темному царству молодое поколение. Тихон, Борис, Кулигин, Катерина – представители молодого поколения в драме А.Н

Молодое поколение в пьесе Гроза Островского сочинение

Великий русский писатель А.Н.Островский затронул извечную проблему отцов и детей в пьесе «Гроза». Здесь сталкиваются два поколения старых консерваторов, представителей «темного царства», которые являются хозяевами города и молодого поколения, которые пытаются противостоять им.

Рассмотрим подробнее молодежь этого городка на Волге.

Образы молодежи показаны на примере нескольких из них, ими стали:

  • Тихон – сын купчихи Кабанихи
  • Варвара – дочь Кабанихи
  • Борис – племянник купца Дикого
  • Кудряш – влюблен в Варвару
  • Екатерина – жена Тихона

Но и молодое поколение делится на два типа, те которые делают малейшие попытки противостоять старому миру, и всего лишь мечтают об этом, – «Ах, как бы было хорошо, если бы…, – и на тех, кто не может смириться со старым укладом.

Тихон, Варвара и Борис – относятся к тем, кто с детства впитал в себя старые устои, но всем своим внутренним миром ощущают, что «старому укладу» скоро наступит конец.

Тихону не нравятся порядки «темного царства», но он не в состоянии противостоять матери. Он слаб и не может защитить себя и свою жену. И он всячески старается уехать из дома.

Варвара так же не может открыто противостоять всемогущей матери, поэтому она приспосабливается, но втайне делает все по своему, ощущая тем самым некую свободу. Она более сильная девушка, обладающая хитрой и эгоистичной натурой, нежели ее брат. Ее поведение говорит о том, что все больше молодых людей городка противостоят «темному царству» хоть и тайком.

Борис слабее всех, хоть и образованнее. Он говорит, что старые устои изжили себя, но это всего лишь слова. Он вынужден терпеть самодурство дяди из-за наследства.

Кудряш же отличается от них, он груб и эгоистичен, и всем своим поведением показывает свою «свободу и неприкосновенность», поскольку он нужен Дикому.

Екатерина это тот человек, который открыто протестует поскольку не может жить по тем законам которые ей навязывают. Но она одна в этом «темном мире», она не находит поддержки ни со стороны Бориса, ни прощения со стороны окружающих, поэтому в пьесе наступает трагический финал. Она сильна, сохраняя верность самой себе и выражая протест всему обществу, не приспосабливаясь к ним.

Таким образом, молодежь в пьесе неоднозначна и разнолико. Большинство из них лишь хотят жить по другому, не более. открыто протестует

2 вариант

Знаменитый отечественный литератор А.Н.Островский коснулся многовековых вопросов отцов и детей в произведении «Гроза». В произведении встречается пара поколений старинных реакционеров, посланников «темного царства», которые оказываются господами городка и подрастающего поколения, которые делают попытки оказывать сопротивления им.

Фигурами молодого поколения в произведении стали: Тихон – сынок купчихи Кабанихи, Варвара – дочка Кабанихи, Борис – племяш купца Дикого, Кудряш – неравнодушен к Варваре, Екатерина – супруга Тихона.

Но и молодые люди делится на два вида, те которые используют небольшие шансы оказывать сопротивление старым устоям, и просто подумывают об этом, – «Ах, как бы было хорошо, если бы…, – и на тех, которой не могут находиться и сосуществовать со старым миром.

Тихон, Варвара и Борис – причисляются к таким людям, которые с юных лет вобрали в себя былые традиции, но на подсознании он догадываются что «старому укладу» долго не просуществовать.

Тихон не любит устои «темного царства», но он не может оказывать сопротивление маме. Он слабый и не способен постоять за себя и собственную супругу. Поэтому он всеми возможными способами пытается покинуть дом.

Варвара тоже не способна свободно бороться с всесильной мамой, поэтому она приноравливается и тайно поступает так, как хочет, чувствуя при этом некую независимость. Она более крепкая молодая особа, владеющая хитроумным и самовлюбленным нравом, чем ее брат. Ее поступки говорят о том, что все больше молодых людей города противоборствуют «темному царству» пусть и тайно.

Борис самый слабый. Он сообщает, что ветхие традиции пережили себя, однако это просто фразы. Он обязан терпеть сумасбродство дядьки по причине наследия.

Кудряш же выделяется от них, он дерзок и амбициозен, и каждыми своими поступками демонстрирует собственную «свободу и неприкосновенность», потому что он необходим Дикому.

Читать еще:  История создания саксофона кратко. Петр Ильич Чайковский: биография, видео, интересные факты, творчество

Екатерина это такая личность, которая свободно выражает протест, потому что не способна вести жизнь по тем правилам, которые ей насаждают. Но она одна в этом «темном мире», она не видит помощи ни от Бориса, ни понимания от находящихся рядом людей, поэтому в произведении начинается трагичное окончание. Она сильная, остается сама собой и выражает несогласие всем людям, не присоединяясь к ним.

Отсюда получается, что молодые люди в произведении неопределенны и неоднородны. Подавляющее большинство из них только желает увидеть новый мир, не более того.

Также читают:

Картинка к сочинению Молодое поколение в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

Повесть Портрет Николая Гоголя делится на две части. Первая часть рассказывает историю молодого художника, который случайно увидел прекрасный портрет старика, на котором необычно изображены глаза

Рассказ «О любви» – часть трилогии Чехова, рассказывающей о «футлярных» людях. И пусть главный герой этого рассказа Алехин не столь очевидно похож на Беликова с его «как бы чего не вышло», тем не менее

Отец Александра Сергеевича был военным человеком. Он получил французское образование. В отставку ушел майором. После службы начал карьеру статского советника.

Произведение является одной из частью цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». События сказочной книги происходят в преддверии христианского праздника в украинской деревеньке.

Наверное, нет такого человека, который бы не читал произведение Грибоедова «Горе от ума». И узнать, а главное понять с первого взгляда кем является герой невозможно, да и мнения людей могут разделиться.

Молодое поколение в драме А. Н. Островского «Гроза»

Островский выступил со своими пьесами на переломе от 40-х к 50-м годам. Это был критический период в истории русской сцены, когда она оказалась заполоненной водевилями и мелодрамами, частично заимствованными с Запада. Собственно русского народного театра, который бы широко отображал быт России, не было. Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник реалист. Превосходно зная русский быт, в особенности быт купечества, Островский перенёс на сцену русскую жизнь во всей её самобытности и естественности. Семейная жизнь купцов с её деспотизмом и самодурством, грубость и невежество в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, обрядовая сторона жизни, предрассудки и суеверия, народный говор – всё это отразилось в бытовых пьесах Островского.

Окончательно порвав с шаблонами классицизма и романтизма, сделав свои многочисленные произведения «пьесами жизни», Островский довершил в драматургии дело Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя и навсегда утвердил в России торжество реалистической драмы. Драма «Гроза» была написана в 1859 году. Она рассказала о тирании самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческой среде. Автор ставил перед собой задачу обличения экономической и моральной тирании «тёмного царства».

В пьесе выступают две группы города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства», угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но всё же выражают свой протест против этой силы.

Молодое поколение, в свою очередь, делится на тех, в ком самодурство и деспотизм подавило проблески свободы и самостоятельности. И на тех, кто сумел противостоять «темному царству», если не внешне, то внутренне.

К жертвам «темного царства» относятся в пьесе Тихон и Борис. Тихон с детства во всем привык повиноваться своей матери: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» – говорит он Кабановой и прибавляет потом: «Да я, маменька, не хочу своей волей жить». Единственное заветное желание Тихона – вырваться, хотя бы ненадолго, из-под опеки матери, загулять так, чтобы на целый год отгуляться. По характеру он не только безвольный, но и ограниченный, простоватый. К примеру, душевный мир Катерины для него слишком высок и непонятен. «Не разберу я тебя, Катя!» – говорит он ей. Тихон не находит в себе достаточно сил и уверенности, чтобы суметь противостоять своей матери. Матери, которая довела своим бездушным деспотизмом и ханжеством семью до полного развала. Лишь в финале пьесы Тихон выказывает что-то вроде неповиновения. Он первый раз в жизни противоречит Кабанихе. Но этот протест так и останется единичным и не разовьется в бунт против «темного царства». С течением времени он сам станет представителем тех, кого сейчас так ненавидит.

Читать еще:  Роман Александра Фадеева "Разгром": анализ произведения, характеристика героев, история создания. Анализ героев из произведения А.А.Фадеева "Разгром"

Борис Григорьевич, племянник Дикого, по уровню своего развития стоит значительно выше окружающей его среды. Образование, полученное им в Москве, в коммерческой академии, привило ему прогрессивные взгляды. Ему трудно ужиться среди Диких и Кабановых. Но у него, как и у Тихона, не хватает характера, чтобы вырваться из-под их порабощающей его власти. Не достает решимости бороться за свою любовь. Катерине он советует покориться судьбе, и сам смиряется – уезжает по настоянию Дикого приказчиком в Кяхту. Борис – добрый, мягкий человек. Но прав Добролюбов, отмечая, что Катерина любила его «больше на безлюдьи», то есть в окружающей ее среде он был лучшим из худших.

Таким образом, оба они – и Тихон, и Борис – не сумели, а в конечном счете, и не сумеют вырваться из-под ига поработившего их «темного царства». И произошло это потому, что они не знали, что можно жить по-другому, что можно быть счастливыми.

К молодому поколению, которое пытается противостоять старым порядкам, которое является «лучом света в темном цартсве», относятся Катерина и Кулигин.

Катерина – центральный персонаж драмы «Гроза». По складу характера и интересам она резко выделяется из той среды, в которую попала. В этой исключительности и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую героиня должна была пережить в царстве Диких и Кабановых. Девушкам ее общества в те времена не давали образования. Книгу заменяли рассказы досужих странниц и богомолов. Отсюда ее мечтательность и впечатлительность. Добролюбов определил ее характер как «любящий и идеальный». Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. «Такая уж я зародилась горячая! – говорила она. – Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега».

Катерина – женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Она единственная, из всех персонажей пьесы, способная на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства». В ее трагической кончине, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

Как уже было сказано, светлым лучом можно назвать и Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка, мечтающий найти перпетуум мобиле, вечный двигатель. Он думает не о своей личной выгоде, а о служении обществу, о благоустройстве родного города, о положении бедняков. Этим Кулигин и отличается, к примеру, от Дикого. Он просто вынужден подчиниться силе, так как он одиночка, и сила не на его стороне: «Съедят, живого проглотят!». Но покориться внешне еще не значит внутренне успокоиться. Словами Кулигина автор высказывает свои взгляды на жестокие нравы и сочувствие к талантливым людям из народа, задавленным общественно-политическим строем. Островский показал, что просвещение начинает проникать в самые различные уголки и слои русского общества.

Таким образом, Островский в драме «Гроза» с помощью образов молодого поколения показал, что настала пора пробуждения личности, намекая на неизбежность борьбы с самодержавно-крепостническим строем. И хотя протест Катерины и Кулигина обречен на провал, но смертельная рана «темному царству» уже нанесена. И эту обреченность начинает сознавать даже Кабаниха. «Старине приходит конец» – мрачно заявляет она. Так, в драме «Гроза» Островский вынес суровый приговор отжившему и ненавистному прошлому, тому социально-политическому строю, который всемерно поддерживал «темное царство».

Молодое поколение в “Грозе” как мир, противостоящий “темному царству”

А вот Катерина, Варвара и Кудряш действительно свежее молодое поколение, которому непонятен традиционный уклад жизни, которое хочет вырваться к солнцу, к свету. Хорошо Кудряшу: он, хоть и находится в подчинении у Дикого, но чувствует себя свободным человеком. Он наслаждается жизнью, совершенно не обращая внимания на точку зрения старшего поколения. У меня после прочтения первых страниц книги сразу возник в представлении портрет Кудряша: это румяный русый парень, в лихо заломленном картузе, с гармонью в руках, со звонким голосом. Таких часто называют “рубаха-парень”. Образ Кудряша — портрет свободного человека, не загнанного ни в какие рамки.

Читать еще:  Кто станет финалисткой шоу холостяк 6. Егор крид попал в грязный скандал после финала шоу "холостяк"

Совсем другое дело Варвара и Катерина. Они живут в доме Кабанихи, как в тюрьме, Им не хватает воздуха. Варвара — человек по натуре легкий» поэтому она быстро и просто находит выход из создавшейся ситуации. Она втайне встречается с Кудряшом и вполне довольна этим. Да, она не испытывает к нему глубоких чувств, но это ей и не нужно. Ее главное стремление — вырваться из дома. Варвара ропщет на самодурство матери, но она слишком хитра и изворотлива, чтобы делать это открыто. Ей ни к чему конфликт в собственном доме. Поэтому Варвара молчит и скрывается до поры до времени. А потом уходит с Кудряшом. Это ее протест. Она не шла на конфликт с матерью, но и мириться со своим положением не собиралась. Неизвестно, что ждет Варвару дальше, какая судьба ей уготована. Но, по крайней мере, что бы ни случилось, эту судьбу она выбрала сама. Во всяком случае, лучше прожить короткую, по яркую и свободную жизнь, чем заживо умирать в доме Кабанихи или в каком-нибудь другом доме, куда ее выдадут замуж.

Варвара со свойственной ей легкостью разрешила ситуацию, вырвалась из тюрьмы. Совсем в ином положении находится Катерина. Главная героиня пьесы показана как полный антипод своей свекрови, Кабанихи. Они — два полюса калиновского мира. Их противостояние — это не просто конфликт двух людей, а столкновение двух поколений, борьба двух миров.

Как ни странно, но у этих женщин есть немало общего: их суровая религия, представление о грехе, которому нет прощения, неумение прощать человеческие слабости, невозможность пойти на компромисс. Но Кабаниха воспринимает жизнь как некий церемониал, она не способна отступить от раз и навсегда заведенного порядка. А Катерине тесно, душно в этих рамках. Несвобода тяготит ее, недаром она мечтает взлететь, как птица. Но трудно взлететь, живя в “темном царстве”. Ведь Кабаниха — далеко не единственная в Калинове представительница патриархального мира. Весь город таков. Все живут, подчиняясь однажды установленным законам. Моральные нормы строго соблюдаются. И нет прощения человеку, преступившему их. Оттого и приходится скрываться Катерине с Борисом и Варваре с Кудряшом. Стоит им показать свое свободолюбие, и они станут изгоями. В особенности это касается Катерины, ведь она замужем. Брак в калиновском обществе священен. Никому нет дела, что родители выдают девушек замуж за абсолютно незнакомых людей, что в браке очень часто сосуществуют два чужих человека. Стоит кому-нибудь последовать зову сердца — его тут же осуждают. Катерина, надо отдать ей должное, боролась с собой до конца, она уважала и почитала нормы общественной морали. Тихон практически сам подтолкнул ее к Борису в тот момент, когда она была готова стать верной и любящей женой своего мужа.

Живя в тюрьме — доме Кабанихи, — Катерина не могла смириться со своим положением. В ней уже тогда рождается смутное чувство, о котором она говорит Варе. Она чувствует, что в ней происходит что-то необыкновенное, рождается новое отношение к миру. Это чувство и есть протест против существующей действительности, стремление к свету и к счастью. Увы, любовь не принесла Катерине счастья. Самоубийство стало упреком Катерины обществу, не дающему человеку права на свободу и счастье.

Так молодое поколение в “Грозе” противостоит ” темному царству”. Каждый действует в соответствии со своим характером. Конечно, пе могут о тдельные поступки и происшествия за короткое время поколебать устои, создававшиеся веками. Но смуту в умах это произвести может. И если хотя бы тот же Тихон после смерти жены сумел, наконец, хоть в чем-то возразить своей матери, значит, Катерина погибла не зря. Значит, “луч света” пробился сквозь тучи и осветил убожество традиционного общественного уклада. И вполне возможно, что кто-нибудь, увидев этот луч, тоже будет протестовать. Именно это и есть залог того, что когда-нибудь свет победит “темное царство”.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/ostrovskij/molodoe-pokolenie-v-pese-groza
http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/ostrovskij-a-n/groza/5481-molodoe-pokolenie-v-drame-a-n-ostrovskogo-groza
http://sochinenie5ballov.ru/essay_226.htm

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии