Как погибла Айседора Дункан? Факты из биографии Айседоры Дункан. Главные мужчины в жизни Айседоры Дункан
Айседора Дункан: биография, творчество, личная жизнь, причина смерти и интересные факты из жизни танцовщицы
Многие любители поэзии связывают ее имя исключительно с Сергеем Есениным, полагая, что она была лишь спутницей и вдохновительницей великого русского поэта. Западный мир видит ситуацию под другим углом, воспринимая Есенина как мужа прославленной танцовщицы, настоящей революционерки от искусства.
Об их бурном романе, громких ссорах и примирениях сплетничали современники, а биографы и по сей день продолжают смаковать подробности. Но нельзя забывать, что это были не только страсти и одурманивающее влечение – это был союз двух сильных творческих личностей, одаренных и самоотверженных.
Сегодня биография Айседоры Дункан интересна не только профессиональным танцовщикам и исследователям творчества Сергея Есенина. Для многих она стала символом свободы и независимости женщины, а в какой-то степени даже символом феминизма и эмансипации.
Наша статья расскажет о непростой судьбе Айседоры Дункан, биографии, личной жизни, творчестве и той роли, которую она сыграла в искусстве танца.
Детство Доры
Дора Энджела Дункан родилась в Сан-Франциско, в обеспеченной семье 26 мая 1877 года. Она была четвертым ребенком родителей. Ее отец Джозеф Чарльз был банкиром и горным инженером, славился как знаток и ценитель искусства. Но вскоре после рождения Доры семья обанкротилась и некоторое время жила в настоящей нужде.
Когда Доре не было и годика, родители развелись. Мать вместе с четырьмя детьми перебралась в Окленд и какое-то время зарабатывала на хлеб шитьем и уроками игры на фортепиано.
Танец чувств
С детства не только Айседора, но также ее брат и сестры были увлечены танцами. Но в отличие от других детей, маленькая Дора всегда пыталась найти свой путь. Она танцевала то, что чувствовала.
Бросить учебу в танцевальном кружке ей пришлось довольно рано, поскольку на оплату просто не хватало средств. Но танцы Айседора не бросила, наоборот, начала обучать этому искусству других. Именно такими уроками она и заработала свои первые деньги.
В 18 лет девушка перебралась в Чикаго, куда привела ее мечта о большой сцене. Но город не принял ее: пробы завершались отказом. Безуспешность вовсе не остановила Айседору, она не начала сомневаться в себе, а лишь осознала, что мир не совсем готов к ее творчеству.
Следующей попыткой стал Нью-Йорк. На этот раз девушке улыбнулась удача, и она устроилась в известный в те времена театр Джона Дэйли.
Какое-то время Айседора брала уроки балета у знаменитой Мари Бонфанти, но вскоре поняла, что это не то, чего она хочет. Она разочаровалась не только в балете, но и в Америке, которая, по ее мнению, не смогла оценить ее талант.
Айседора в Европе
В 1898 году танцовщица приехала в Лондон. Это решение принесло хорошие плоды: Айседора начала получать приглашения выступить, ее доходы значительно возросли.
В биографии Айседоры Дункан интересный факт, связанный с деньгами, заслуживает особого внимания. Она не умела копить и львиную долю заработанного всегда тратила на то, чтобы открыть очередную школу, арендовать студию, профинансировать гастроли. Дело, которое давало ей доход, было и основным источником трат. Вот и в этот раз она первым делом сняла танцевальную студию, как только уровень дохода начал это позволять.
В 1902 году она отправилась в Париж, где произошло ее судьбоносное знакомство с Лои Фуллер, основательницей танцевального жанра модерн. Девушки имели сходные взгляды на искусство, что их и сроднило. Они обе полагали, что танец должен быть не строгой системой движений (как балет), а естественным выражением чувств и мыслей. Вскоре после знакомства девушки отправились в тур по Европе.
Затем были и другие туры и гастроли. Айседору наконец признали, ее ждали и восхищались ею в Европе и родной Америке.
В 1912 году кутюрье Пол Пуаре пригласил Айседору выступить на частной вечеринке, лейтмотивом которой были версальские «вакханалии» Людовика XIV. Пуаре лично изготовил наряд для гостьи. Она, босая и наряженная лишь в греческую тунику, плясала на столах меж гостей. Выступление произвело настоящий фурор, а образ так и остался с Айседорой на долгие годы: она и до этого выходила на сцену босой, а вот подобрать идеальный наряд никак не могла. Им и стала легкая туника, не сковывающая движений и позволяющая любоваться великолепной пластикой.
В 1915 году произошла еще одна удивительная история. Краткие биографии Айседоры Дункан не всегда уделяют внимание этому событию, но оно было поистине судьбоносным. Из-за долгов она не смогла вовремя покинуть Великобританию и уплыть в США на великолепном лайнере «Лузитания». Тяжба с кредиторами затянулась, в итоге Айседоре спешно пришлось менять билеты. «Лузитания» же пошла ко дну неподалеку от побережья Ирландии, торпедированная германской подводной лодкой. Эта катастрофа унесла 1198 жизней.
Айседоре доводилось танцевать и в СССР, и во многих странах Европы, и на родине в США. Но сама она не была в восторге от подобной деятельности, считая своей настоящей миссией вовсе не увеселение публики, а преподавание.
Школы танцев
Первая школа Айседоры начала работать в 1904 году в Германии, вскоре появилась еще одна, на этот раз в Париже. Первая мировая война внесла свои коррективы: школа во Франции вскоре была закрыта.
На личном фронте
При рассмотрении биографии Айседоры Дункан личной жизни обычно выделяется отдельная глава.
Она не стремилась афишировать подробности, но и особой тайны из них не делала, поэтому некоторые сведения разнятся.
Известно, что Айседора была атеисткой и противницей стереотипов. Она не была в браке ни с одним из отцов ее детей, считая бумажную волокиту бесполезной. Ее не интересовало мнение общества, и она не боялась осуждения того, что стала матерью вне брака.
Существуют данные о бисексуальности танцовщицы, но их подтверждают не все источники. Однако сохранились письма Айседоры к Мерседес де Коста, которой она писала о нежных чувствах и готовности отправиться хоть на край света ради любви. Мерседес отвечала так же нежно и проникновенно.
О романтическом союзе с Линой Полетти сведения еще более скудны. Известно, что женщины познакомились на острове Корфу и очень подружились, но, похоже, информация о любовном романе сильно преувеличена.
Трагедия матери
Рассматривая краткую биографию Айседоры Дункан, можно получить представление о том, что танцовщица пережила огромное горе – гибель собственных детей.
Дочь Дердри Беатрис она родила в 1906 году от режиссера театра Гордона Крейга. Четырьмя годами позже от союза с наследником швейцарского магната Парисом Зингером родился сын Патрик Август.
В 1913 году автомобиль, на котором ехали дети с шофером и няней, заглох в дороге. Шофер вышел проверить двигатель, в это время авто скатилось в Сену. Поразительно, но в пораженном горем сердце танцовщицы осталось место для великодушия: она не стала обвинять шофера, поскольку знала, что у него тоже есть дети, и не пожелала обездолить их, лишив отца.
Страшная трагедия привела к глубокой депрессии. Пытаясь спасти израненную душу, Айседора решилась на отчаянный шаг. В своей автобиографической книге она позже писала о том, как умоляла малознакомого мужчину об одной ночи ради зачатия ребенка. Этим мужчиной был молодой итальянский скульптор Романо Романелли, и их связь подарила Айседоре желанную беременность. Однако такому долгожданному малышу не суждено было утешить материнское сердце: он умер через несколько дней после рождения.
Isadorables
Ее отрадой стали приемные дети. Первыми она удочерила шестерых танцовщиц, которых обучала еще в Германии: Марию-Терезу, Анну, Ирму, Гретель, Лизель, Эрику. Под опекой приемной матери и наставницы девушки продолжали занятия танцами. Коллектив был знаком зрителям из разных стран под названием Isadorables (игра слов от Isadora и adorables – «очаровательные»). Девушки пользовались огромным успехом, гастролировали, собирая полные залы.
Переезд в СССР
В 1921 году Айседора Дункан получила предложение от А. В. Луначарского открыть школу танцев в СССР. Правительство обещало поддержку, в том числе финансовую, но по факту Айседора финансировала деятельность школы сама.
Однако если это и печалило ее, то не настолько, чтоб закрыть заведение. Она была счастлива, обучая других. Популярность школы росла, и в том же году состоялось первое выступление учеников, которое вошло в историю.
Оно было посвящено годовщине Октябрьской революции и происходило на сцене Большого театра. В танцевальную программу, придуманную лично Айседорой, кроме прочего вошел танец «Варшавянка», во время которого знамя, выпавшее из рук павших бойцов, подхватывали другие сильные руки. Происходило действо под звуки польского революционного марша. Это выступление принесло танцовщице оглушительный успех, хотя злые языки и сетовали на то, что она уже далеко не так легка и изящна в своей тунике, какой была в молодости.
Танцовщица прожила в СССР 3 года, все это время отдавая себя преподавательской работе. Айседора не жила богато, она, как обычно, тратила деньги в основном на школу и коллектив, порой испытывая нужду и мирясь с нехваткой самого необходимого. Различные неурядицы послужили поводом к возвращению в США. После отъезда Айседоры школу в СССР возглавила ее приемная дочь Ирма.
Знакомство с Есениным
1921 год был богат для американской танцовщицы Айседоры Дункан на события. В том же году состоялось знакомство с Есениным, который был младше нее на 18 лет.
Она почти не знала русского, а он знал английский и того хуже. Но между ними вспыхнули настоящие чувства. В мае 1922 года влюбленные связали себя узами брака.
Айседора получила советское гражданство, но Россия так и не стала для нее родной. Есенин же, сопровождая ее в поездках по миру, мучился от тоски по родине. Он покинул жену уже в 1923-м и вернулся домой.
Исследователи творчества русского поэта отмечают, что он не оставил стихов, посвященных Айседоре, и лишь в поэме «Черный человек» прослеживаются намеки на нее.
Супружеская жизнь двух творческих людей, разделенных языковым барьером и разницей в возрасте, да еще и не являющихся соотечественниками, просто не могла быть простой. Пара ссорилась, а потом так же бурно мирилась. Есенин изнывал от тоски и скуки на чужбине, ища утешения в увеселениях и мотовстве. Его угнетали ее чувства, в которых явно просматривалась материнское желание контролировать и опекать. Но когда в 1925 году Айседора получила письмо от Ирмы с вестью о смерти поэта, это стало для нее настоящим потрясением. Она написала полный отчаяния и скорби некролог и заявила, что искренне оплакивает возлюбленного, с которым всегда жила в согласии и взаимопонимании. Позже танцовщица опубликовала мемуары о Есенине, а весь гонорар (более 300 тысяч франков) передала его семье в СССР.
Последние годы жизни
После смерти поэта Айседора мало выступала. Пресса писала о ее беспорядочных связях и проблемах с алкоголем. Вдохновение покинуло ее, сцена больше не была главной отрадой жизни. Копились долги, терялись в круговороте событий былые друзья, увядала красота…
Алый шарф
Сложно представить, что такую яркую, полную побед и свершений, потерь и тягот жизнь завершила бы тривиальная тихая смерть… В биографии Айседоры Дункан, тесно связанной со сценой, по-своему ярким был и финал.
14 сентября 1927 года, выйдя из дома друзей в Ницце, она села в открытый спортивный автомобиль «Амилкар» и сказала, что отправляется навстречу славе (по другим источникам, навстречу любви).
Водитель завел мотор, машина стартовала, воздушные потоки подхватили концы великолепного расшитого вручную шелкового шарфа. Его полы запутались в спицах колеса, Айседору выбросило за борт. Она погибла мгновенно от перелома шейных позвонков.
Биография личная, жизнь и смерть Айседоры Дункан, а в особенности ее творчество, и сегодня вдохновляют поэтов и художников, режиссеров и артистов. О ней снято несколько биографических фильмов, написано множество книг. Основанный ею стиль танца до сих пор преподается во многих школах мира.
Трагическая смерть Айседоры Дункан.
Быстрое движение ей было необходимо, как воздух. Айседора, дитя свободы, скорость любила не меньше, чем танец. «Даже если бы я могла знать, что эта поездка станет для меня последней, то велела бы гнать во весь опор. Я снова влюблена», – сказала она за несколько минут до своей смерти. И села в авто к своему «греческому богу с колесницей»…
…Любимый красный шарф был ее неизменным спутником – кусок алой ткани как символ свободы, как образ сполохов огня – страсти и жажды жизни.
…Она верила в то, что танцевать ее научила сама богиня Терпсихора. У Айседоры было кровное родство с Грецией. Ее танцевальные номера были похожи на ожившие сцены с античной вазы. В греческой тунике вместо пачки, босоногая – Айседора Дункан шокировала достопочтенную публику начала 20 века и заставляла ее преклоняться и трепетать.
«Дунькин платок», – так называл ее знаменитый шарф второй ее муж Сергей Есенин. Влюбленный столько же в Дункан, сколько и в ее славу, певец «страны березового ситца» не мог понять всей глубины ее личности. У Дункан эта любовь была любовь-отчаяние.
Танец «Апаш». Его Айседора танцует в Москве. В Страну Советов она сбежала из Парижа за новой свободной жизнью – подальше от излишней, как ей тогда казалось, буржуазности искусства. Она – самая популярная женщина российской столицы 1921 года. Она танцует мистичный танец с шарфом, как со своим партнером. Апаш, хулиган, – Айседора. Красный шарф – красивая, страстная женщина. Гибкое тело шарфа вьется в руках, пальцы сдавливают шарфу-партнеру горло и ломают хребет. Труп призрачного партнера лежит на полу обездвиженный. Публика рукоплещет. Есенин же видит в нем себя: «Сердце сжимается. Точно это я у нее под ногами лежу. Точно это мне крышка”. Этот шарф, яркий, красный, тревожащий, сыграет самую трагическую роль в судьбе знаменитой танцовщицы. Также как и автомобиль.
Айседора Дункан не раз попадала в автомобильные аварии. Знаков-предостережений было много в ее судьбе. С авто была связана самая большая трагедия всей ее жизни. В 1913 году она с детьми возвращалась в Версаль из Парижа, где они обедали у отца ее сына, миллионера Париса Зингера. Она вышла в Нейи – посмотреть, как репетируют ученицы в ее танцевальной школе. Старенький Рено с ее детьми, Патриком и Дейдрой, а также их гувернанткой, поехал дальше по набережной Сены. Через 100 метров машина едва не столкнулась с такси, резко затормозила и заглохла. Шофер вышел завести ее с заводной рукояткой и забыл поставить машину на тормоз. Авто стремительно съехало в реку. Машину с пассажирами смогли поднять только спустя полтора часа. Разумеется, было уже поздно.
Долгие годы она жила с этой болью. Ее преследовали видения. Третий ребенок, которого она родила, чтобы заглушить свою неизбывную боль, прожил всего лишь несколько часов. Ее многочисленные романы были обречены: «Искусство и любовь не способны жить вместе». Ее золотоволосый мальчик, Сергей Есенин, повесился в том же номере гостиницы «Англетер», где они были когда-то так счастливы вдвоем. Жизнь зашла в тупик. Ей было 50. И, несмотря на горделивую, как и тридцать лет назад осанку, она чувствовала огромную усталость.
14 сентября 1927 года. Ницца. После концерта она отправилась ужинать с друзьями в маленькое кафе на набережной дез Англез – с Иваном Николенко, с которым они обсуждали съемку ее танца, и давней подругой Мэри Дэсти. У Мэри были предчувствия – она умоляла Айседору никуда больше сегодня не ездить. Но у Айседоры уже было назначено свидание. У нее была новая любовь – «красивый, как греческий бог» Бенуа Фалькетто, владелец гаража «Гельвеций». Ей так нужна была хотя бы капля тепла и нежности.
Он появился перед кафе на своем двухместном гоночном автомобиле, Айседора сбежала по ступенькам, не захотев даже надеть пальто, забросила на плечо свой красный шарф, с желтой птицей, лазоревыми астрами и иероглифами, села в авто и воскликнула «Прощайте друзья, я еду к славе». Машина тронулась. Мэри закричала «Твоя шаль, Айседора, твоя шаль» – красный шарф протянулся к земле, как красная струйка крови. Проехав 9 метров, машина остановилась. Однако было уже поздно. Айседора была мертва. Шарф попал в ось колеса и сломал ей шею. Смерть была мгновенной. Она ничего не успела почувствовать.
В 9.30 в клинике Сен-Рош врачи зафиксировали смерть великой танцовщицы. Бенуа все время повторял «Я убил Мадонну». Но его ли это была вина? Свидетели произошедшего оставили противоречивые показания и об имени водителя, и о марке машины. Это не была Бугатти, как до сих пор принято считать. Питер Курт, биограф Дункан, изучил все газетные заметки о трагическом случае в Ницце – это был сверхпопулярный в двадцатые годы во Франции гоночный автомобиль Амилькар Гран Спорт. В той модели не было крыла – ничто не мешало шарфу спадать прямо на колесо.
Автомобиль-убийца и шарф-убийца. Два соучастника, затянувших петлю на шее богини танца.
Тело Айседоры увезли в Париж в заваленном цветами вагоне, кремировали и похоронили на кладбище Пер-Лашез, рядом с ее матерью и детьми. Ее оплакивал весь Париж, великую танцовщицу и женщину с трагичной судьбой.
Айседора Дункан: фото, биография, личная жизнь, причина смерти и интересные факты
Американская танцовщица Айседора Дункан является основоположницей новой категории танца – свободного, она разработала уникальную систему, за основу которой были положены традиции пластики античной Эллады. Как она писала о себе сама, танцевать начала еще в материнской утробе. Предлагаем познакомиться с биографией и жизнью Айседоры Дункан и узнать несколько мистических совпадений, которые предвещали ее роковую гибель.
Ранние годы
Дора Энджела Дункан появилась на свет в 1877 году, 27 мая (по гороскопам Близнецы и Бык), в Сан-Франциско, штат Калифорния. Детство прошло в атмосфере бедности и унижения, поскольку отец будущей знаменитости бросил беременную супругу с уже родившимися тремя детьми и сбежал, предварительно совершив незаконную банковскую махинацию.
Для матери это был сильнейший стресс, с которым она боролась в весьма своеобразной манере – не могла принимать любую другую пищу помимо устриц, которые запивала шампанским. После рождения Доры несчастной женщине стало еще тяжелей – на ее хрупкие плечи легла забота о четырех малышах и постоянные «бои» с обманутыми кредиторами супруга.
Мэри Дора Грэй Дункан оказалась очень сильной и волевой женщиной. Музыкант по профессии, она давала огромное количество частных уроков, а заработанные средства тратила на воспитание и обучение детей.
Первые лишения
К сожалению, из-за чрезмерной занятости мать не могла уделить должное внимание Доре, самой младшей из своих детей, поэтому девочка в 5 лет была записана в школу, предварительно ей приписали пару лет возраста. Маленькой девочке было одиноко и неуютно среди одноклассников, которые были намного старше, эту тоску она сохранит на свою жизнь и позднее сумеет выразить в танце.
Однако по вечерам мать возвращалась домой, садилась за фортепиано и играла горячо любимым детям лучшие произведения мировой классики. С детства все дети Дункан отличались хорошим вкусом и образованностью, мать, несмотря на постоянную занятость, сумела воспитать их интеллигентными людьми.
Любовь на всю жизнь
С малых лет Айседора Дункан, фото которой представлено ниже, отличалась гибкостью, музыкальностью и пластичностью, а в возрасте всего 6 лет стала передавать свои знания и соседским детям, обучая их танцам. В 10 лет свои первые деньги будущая мировая знаменитость заработала именно своими своеобразными уроками, на которых она постоянно выдумывала новые движения. Перед одним из таких уроков произошел пожар, все наряды девочки погибли в огне, однако она не растерялась – завязав под грудью простынь, она принялась танцевать в таком свободном одеянии. Впоследствии это станет ее стилем.
Но обучение в обычной школе продвигалось с большим трудом, науки казались юной танцовщице скучными и бесполезными, она с трудом сидела за партой, ожидая окончания занятий.
Вскоре малышка впервые ощутила влюбленность, ее избранником стал молодой помощник аптекаря, ухаживания Доры были так настойчивы, что мужчине пришлось пойти на хитрость и сказать, что он помолвлен и свадьба не за горами. Этого человека девочка вскоре забудет, но танцы, вечная любовь, останутся с нею навсегда.
Серьезные перемены
В 13 лет Дора бросила школу и решила всерьез заняться танцами, для этого она попала к знаменитой в те времена Лои Фуллер, актрисе и танцовщице в стиле модерн. Эта встреча стала судьбоносной, Айседора сумела покорить свою наставницу и начала выступать с нею на равных. В возрасте 18 лет танцовщица Айседора Дункан отправляется в Чикаго, где начинает показывать свои запоминающиеся номера в ночных клубах.
Выступала молодая девушка босиком, в простом коротком хитоне на манер исполнительниц Древней Эллады, поэтому очень быстро завоевала публику, ее номера воспринимались как нечто диковинное и необычное. Она сознательно не захотела надеть пуанты и пачку, отказалась от движений классического балета в пользу своих, гибких и легких. Все это было новаторством для того времени. Айседору стали именовать танцующей босоножкой.
Никому и в голову не приходило назвать гибкую танцовщицу в легком одеянии вульгарной или непристойной, ее танец был волшебным завораживающим зрелищем. Именно в это время в личной жизни Айседоры Дункан произошли перемены, в девушку до безумия влюбился Иван Мироцкий, художник-эмигрант, который был значительно старше успешной танцовщицы. Их роман был пронизан нотками романтики, влюбленные гуляли под луной, целовались в тиши леса. И казалось, что дело идет к браку. Однако вскоре девушка узнала суровую правду – художник женат, его супруга проживает в Европе, а все это время он был несчетен с ними обеими. Этот разрыв очень сильно повлиял на Айседору, свою боль и обиду она выразила в танце.
Мировой успех
Первые выступления позволили девушке накопить достаточно денег, чтобы отправиться в настоящий гастрольный тур по Европе.
В 1904 году 27-летняя Дункан с успехом выступает в Мюнхене, Берлине, Вене и быстро завоевывает любовь публики в этих городах, а также посещает Санкт-Петербург, где находится огромное количество почитателей ее таланта.
Известно высказывание Дункан о танце:
Если мое искусство символично, то символ этот – только один: свобода женщины и эмансипация ее от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства.
Несмотря на свой успех, Айседора не сумела скопить внушительную сумму денег. Все, что ей удавалось заработать, она тратила на открытие танцевальных школ.
Романы
Айседора была творческой личностью, за свою недолгую жизнь она сумела познать любовь во всех ее проявлениях, список ее возлюбленных довольно внушителен. Есть в нем и взрослые мужчины, и молодые неопытные юноши. Танцовщица жаждала любви, в которой находила вдохновение. Она всегда была влюблена. Известно, что ее отношения с актером Оскаром Бережи едва не закончились свадьбой, но избранник танцовщицы променял отношения с нею на выгодный контракт и уехал в Испанию. Дункан не везло в любви.
Следующий ее избранник, Гордон Крэг, даже стал отцом ее дочери Дейдры, но бросил танцовщицу и связал судьбу со своей старой приятельницей. Это ввергло Айседору в депрессивное состояние, она уверовала в то, что все мужчины предатели и обманщики. Далее последовали болезненные отношения с Парисом Юджином Зингером, наследником империи, специализирующейся на производстве швейных машинок, он очень настойчиво добивался ее расположения, но тоже не женился, хотя танцовщица и родила ему сына Патрика.
Трагедия
В 1913 году в жизни Айседоры произошла страшная трагедия, в автомобильной аварии погибли оба ее ребенка, до этого несколько недель женщина не находила себе места от дурного предчувствия, но не могла верно его интерпретировать. Несмотря на боль и отчаяние, мать, потерявшая самое ценное, выступила в защиту водителя, считая, что в произошедшей трагедии он был лишь пешкой в руках судьбы и ничего не мог сделать против злого рока.
От боли и отчаяния женщина вступила в связь с молодым итальянцем, от которого забеременела, но малыш умер всего через несколько дней после своего рождения.
Вот как относилась женщина к жизненным потерям:
Жизнь как маятник: чем сильнее ты страдаешь, тем безумнее затем счастье; чем глубже печаль, тем более яркой будет радость.
Любовь всей жизни
История Есенина и Айседоры Дункан началась практически сразу после этого. Русский поэт стал единственным супругом танцовщицы и самой большой и светлой любовью ее жизни. Примечательно, что Сергей был на 18 лет моложе своей избранницы и есть версия, что в Дункан взыграл материнский инстинкт, ведь живых детей на тот момент у нее не было.
Отношения были странными, влюбленные путешествовали по Европе, наслаждались страстью и были счастливы, но вскоре реальность вмешалась в их идиллию: Есенин совершенно не владел английским, а Айседора плохо говорила по-русски. За границей все воспринимали молодого поэта как “пажа” при великой Дункан, что не могло не ранить его самолюбие. Страсть утихла, на ее смену пришла боль разочарования.
Поэт вернулся в Россию, танцовщица осталась в Европе, верность друг другу они не хранили. Очень скоро жизнь Есенина трагически прервалась.
Смерть
Узнаем, как умерла Айседора Дункан. Вся ее жизнь была наполнена трагическими предзнаменованиями и предчувствиями, поэтому близкая подруга танцовщицы была уверена в том, что смерть знаменитости будет связана с автомобилями, так и произошло. Интересно, что до трагического случая, который унес ее жизнь, Айседора могла бы погибнуть в автокатастрофах много раз, но ей удавалось избегать смерти.
Это случилось 14 сентября 1927 года. Спеша на встречу с возлюбленным в Ницце, Айседора села в автомобиль, упустив из вида, что конец ее длинной шали попал под заднее колесо транспортного средства. Когда машина поехала, шаль натянулась и сломала танцовщице шею. Так нелепо окончился путь великой женщины, сумевшей навсегда вписать свое имя в мировую историю.
Интересные факты
Рассмотрев жизненный и творческий путь Айседоры Дункан, предлагаем в завершение познакомиться с некоторыми любопытными фактами из ее жизни:
- Принято считать, что во много благодаря ей женщины прошлого века отказались от неудобных корсетов, вызывающих проблемы со здоровьем. Танцовщица вдохновила дизайнера Поль Пуаре на создание коллекции туник и свободных платьев-рубашек.
- Парис Юджин Зингер, один из возлюбленных Дункан, помогал ей финансово и даже взял на себя содержание одной из школ Айседоры, в Грюневельде, где искусству танца обучалось 40 детей.
- Танцовщица была ярой противницей официального брака, полагая, что он лишает женщину свободы.
- Получив приглашение советской власти открыть в России танцевальную школу, Айседора согласилась не раздумывая.
У нее не осталось последователей, поскольку целостной системы движений танцовщица не создала, она всегда выражала в танце то, что было у нее на душе, а это гораздо больше, чем просто па, это было само восприятие жизни. Подражать этому невозможно, поскольку восхитительный танец шел из глубины души Айседоры.
Источники:
http://www.syl.ru/article/382062/aysedora-dunkan-biografiya-tvorchestvo-lichnaya-jizn-prichina-smerti-i-interesnyie-faktyi-iz-jizni-tantsovschitsyi
http://pikabu.ru/story/tragicheskaya_smert_aysedoryi_dunkan_4118460
http://www.syl.ru/article/380885/aysedora-dunkan-foto-biografiya-lichnaya-jizn-prichina-smerti-i-interesnyie-faktyi