1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как писать шутки: приемы создания шуток, практические рекомендации юмористов. Кто и как зарабатывает на КВН? Интервью с Павлом Якименко, бывшим игроком команды КВН «БГУ

Как научиться писать шутки. Краткие рекомендации.

Основная проблема тех, кто «учился и не научился» писать юмор — узкий кругозор. Каждая шутка делается из чего-то, из факта, из парадокса, из жизненного наблюдения или неожиданного сопоставления. Способы построения шутки, литературное её оформление — это надстройка. Базис — это ваш культурный и интеллектуальный багаж. Если вы ничего кроме «Дома-2» не видели, вы напишете 100 шуток про «Дом-2». Многие именитые команды КВН побеждали просто на эрудиции, на умении выбрать тему, на знании недоступных или неинтересных широким массам видов юмора. Но об этом можно поговорить подробнее в другом материале.

В 1999 году на сочинском фестивале (первом для меня и 10м для КВНа) Михаил Марфин сказал простую вещь: «Если мне нужно придумать шутку о том, как обвешивают в магазине, я к вечеру её придумаю». Этот простой постулат потряс меня до глубины души. Если тебе нужен утюг, иди в магазин и купи. Если тебе нужна шутка, сядь и напиши. Как не вспомнить Чехова с его мыслью о том, что хороший писатель должен уметь написать рассказ даже о чернильнице.

2. Сразу о грустном: сразу быстро и хорошо не получится. Нужно расписываться. То есть, не ждать очередной игры или фестиваля, а «прокачивать скилл» в своём собственном, ежедневном режиме. Я начал в апреле 1998 года с идеи писать 10 шуток в день. На деле из этих 10 годились 1–2. Но они были! 50–70 шуток в месяц это уже неплохо! Моя команда начала выигрывать, а команда Высшей лиги из моего города взяла меня, 18-летнего автора, на фестиваль в Сочи. Года через 2 производительность возросла до 50 шуток в день, из них 10–15 стабильно находили своего зрителя.

В 2001 году я ради интереса решил попробовать написать 100 шуток за сутки. Удалось. Одна из шуток была о том, как обвешивают в магазинах 🙂

3. Очень полезно получить для своего творчества некий регулярный выход к людям. Для меня такой «отдушиной» стала еженедельная газета «Комок», которая терпела меня аж 8 лет. Обеспечьте своему смехопотоку не только внутренние, но и внешние раздражители. Гневное сообщение от редактора «Алексей, где же юмор? Уже час дня, а мы ждали к двенадцати!» способно пробудить скрытые резервы творчества в любом человеке! Могу привести пример команды «Максимум» — ребята даже играя в Высшей лиге не забрасывали выступления в томской лиге университетов. Игры шли чуть ли не каждую неделю!

4. Пишите легко. Пишите о том, что близко и понятно. К сатирическим памфлетам и глубоким выводам о несправедливости мира вы придёте позже. На начальном этапе творчества всякий пафос неуместен. Из этого есть исключения, к примеру, когда молодая команда из «горячей» кавказской республики говорит о войне, это воспринимается адекватно, потому что, к сожалению, они там были и всё пережили.

5. Скорее всего, по вашей «юмористической трубе» сначала пойдёт ржавая вода каламбурчиков и полушуток, а также пошлости. Именно эти шутки так часто высмеиваются самими КВНщиками («возьми ключи от каламбурошной» и.т.п.) Это надо пережить, без этого нельзя. Заведите для таких шуток отдельную тетрадь (файл) и творите, творите, творите… Потом закройте файл и никому его не показывайте. Это ваш личный рабочий документ! 🙂

6. Не ограничивайтесь рамками одного авторского стиля! Умейте писать штурмы «в кружочек» — old fashion и вечная классика, штурмы «в расход» (час-полтора по группам, так удобно прописывать номера), штурмы «на ногах», тренировочные разминки, «быстрый КВН» (в Красноярске мы его называли «КВН по пятницам»), пишите песни, придумывайте выходы, образы, идеи… Нет ничего хуже команды, которая после 20 миниатюр на просьбу «показать что-нибудь ещё» показывает ещё 20 миниатюр, только хуже качеством. Будьте разнообразными! Я никогда не понимал фраз типа «мы чистые миниатюрщики…» Для меня это означает «нам лень три раза в неделю по три часа сидеть и молча писать литературные шутки». Не ленитесь! Миниатюра — это такая же шутка, будете уметь писать текст — проще будет оформлять добитые миниатюры.

7. Вдохновляйтесь творчеством известных команд, но не копируйте их! Помните: после того, как команду начинают показывать по телевизору, она становится настоящим, а вас интересует будущее, своя команда. Своя команда тоже должна вдохновлять! Прежде всего своя команда! Я, конечно, за то, что у каждой конкретной шутки есть конкретный автор, максимум по системе «гол+пас», и индивидуальное творчество должно быть у КАЖДОГО автора команды. Чем сильнее каждая отдельная часть системы, тем продуктивнее система в целом!

8. Помогайте кому-нибудь играть в КВН. Это может быть КВН между классами, факультетский КВН… Ощущение нужности и необходимости твоей работы кому-то кроме тебя очень мобилизует.

Читать еще:  Ханна имя певицы. Кто такая певица Ханна? Биография, вес, рост певицы Ханны? Какой рост и вес у Ирины Низиной

9. Всегда держите под рукой средство записи мыслей и впечатлений. Одно из известнейших произведений японской литературы называется «Записки у изголовья». Человек просто моросил в одного перед сном, и получилось гениально!

10. Придумывание шуток — очень эгоистичное занятие. Поэтому смешите себя! Вам должно реально нравиться то, что вы пишете! Надеюсь, вы добьётесь этого повышая уровень, а не понижая планку!

Эту статью и многие другие материалы можно и нужно прочитать в ЖЖ Алексея Екса.

Поиск

Лучшее

Просмотр хумопостов пользователя vasya_hrenov

Как зарабатывать на написании юмора

11.03.2011 20:39 Просмотров: 15946

На днях я встретился с Анастасией Шмеркиной, автором юмористических сценариев для кинокомедий и для КВН. Свое творчество она начинала, как автор команды КВН «Вятка» и до сих пор зарабатывает деньги на написании юмора.

— Здравствуйте, Анастасия. Одной из идей создания сайта был девиз «Как писать юмор и зарабатывать на этом». Однажды я прочитал статью, там американский автор расписывал, как писать и зарабатывать на юморе. Он, например, пишет тексты для ведущих телешоу. А начинал он так: Писал шутки для «Stand up Comedy». Он приходил на выступления местных артистов и говорил: «Здравствуйте! Мне очень нравятся ваши выступления, я сам придумываю шутки, у меня для вас есть вот такие материалы. Посмотрите, что из этого вам нравится». Люди читали и покупали у него. Скажите, а как в России можно заработать на написании юмора?

Какие есть подходы? Допустим, человек сделал интересный прикольный сценарий. Куда его можно предложить?

— Здравствуйте, Алексей. Есть море продакшнов, которые занимаются и телевизионными проектами, и киношными проектами, и анимационными проектами. Только в одной Москве, даже пост КВН-овских этих продакшнов минимум штук 10-15.

— А что за продакшны, как их найти, как с ними связаться? Кстати, давай на «ты»

— Давай на ты. Смотри, даже по базовым, кто сейчас работает на телевидении. Это «Comedy Club Продакшн», естественно «YBW GROUP», это 7 ART (это из таких самых топовых). Есть всякие более мелкие продакшны, их надо отдельно вылавливать в интернете, смотреть, кто что производит.

— Там же, наверное, есть какие-то редакторы, которые отбирают материалы? А они покупают материалы на стороне?

— Да, есть. И они заинтересованы в покупке качественных материалов.

— Допустим, человек у меня на сайте написал смешной стенд-ап сценарий или миниатюру. И он думает, куда ее, в принципе, можно продать.

— Можно просто сделать базу людей, которые заинтересованы в покупке и людей, которые заинтересованы в продаже. Я, в принципе, могу дать контакты людей, которые могут быть заинтересованы в том, чтобы покупать сценарии.

— Хорошо, давай. Мы тогда их не будем на сайт выкладывать, ты мне их дашь, а пользователь, если что могут у меня спросить.

— С ними просто надо связаться, переговорить. Многие из них находятся в поиске новых авторов, потому что ни для кого не секрет (хотя, может, для кого-то и секрет), что в России, да и в мире, в принципе, уже лет пять, наверное, кризис сценариев очень большой. Кризис сценариев очень большой, но по факту пробиваются, как правило, либо через знакомых, либо через всякие сайты типа Сценарист.ру, даже обычного Хэдхантера, на котором просто выкладываются вакансии сценариста. Если это все свести в одну структуру, в принципе, из этого может получится что-то стоящее. Даже вот если говорить о таких порядках, я сама же в студии Антимульт была непосредственно сценаристом. Был у нас проект «Кризис-шмизис», который выпускали, он считался тоже вроде как юмористическим. Но он скорее считался юмористическим, чем им был. Я сидела на кастинге сценариев, то есть, я непосредственно перерывала 300 писем в день для того, чтобы выбрать те три, которые пишут более-менее адекватный юмор.

А что касается продакшнов, то все они имеют очень сильные авторские коллективы, и любой молодой мозг, который более-менее адекватен, они очень сильно оттягивают их на себя, то есть сразу пытаются выловить.

— Переманивают, да?

— Да, пытаются выловить, потому что все заинтересованы в рейтинговом материале.

— Я понял. То есть, не так сложно на этом заработать, если умеешь писать, да?

— Если умеешь писать – да, не так сложно на этом заработать. Если умеешь писать, если довольно упорный для того, чтобы достучаться до тех, кто что-то решает, то есть, чтобы эти люди прочитали то, что ты пишешь.

Но главное — это уметь писать. Потому что, какой бы ты ни был настырный, если ты не умеешь писать, бесполезно даже пытаться. Плюс надо учитывать, что КВН-овский юмор и юмор непосредственно на диалогах, на ситкомах (комедиях положений) – он немножко разный. Он разный, потому что КВН, как правило, не персонифицированный по сценарию. Там почти не работает тот закон драматургии, что вот этот персонаж может сказать эту фразу, а этот не может ее сказать. Там, если фраза смешная, если ее просто нормально подать, ее может сказать почти любой персонаж. Вплоть до абсурда. А если мы говорим про ситком, например… Понимаешь тему ситкома, нет? Ситком – это …

Читать еще:  Христианские мотивы в преступлении и наказании кратко. Библейские мотивы и числовая символика в романе "преступление и наказание"

— Сколько это по времени?

— Ну, ситком – это как раз «Интерны», все это ближе к ситкомам. А есть еще скетчкомы. Это «Даешь, молодежь»», «Одна за всех», «Наша Раша» — это скетчкомы.

— А «6 кадров?»

— «6 кадров» — вообще отдельная история. Вот там как раз очень потоковая система авторства.

— Потоковая?

— Там скетчи очень коротенькие, они не сильно привязаны к персонажам, это тоже скетчком. Поэтому, в принципе, они ближе всего к КВН-овской схеме по написанию, это, по сути, КВН-овские миниатюры, вот так вот выстроенные и перенесенные на экран. Их пишут довольно много людей, и вот туда в штат попасть, я думаю, вполне реально, если ты пишешь что-то адекватное. Если у тебя есть просто светлые мысли, определенные ходы используешь, когда пишешь, вполне реально в эту историю попасть, в поток. И просто есть ситкомы (и скетчкомы), которые завязаны на персонажах, потому что очень часто бывает так, что если шутка написана не «в образ», то есть, просто взяли: о, у нас в архивах была смешная шутка, а давайте-ка мы ее сюда вот в монолог к этому персонажу как зафигачим, как все заржут! А никто не заржет, потому что: ну не может этот персонаж сказать эту фразу, ну никаким образом. Потому что у него есть свой характер, своя судьба, своя история, которую знают все прекрасно уже, потому что этот персонаж кочует из скетча в скетч. А если этот персонаж не кочует из скетча в скетч, а вот он только сейчас появился, и его образ не до конца понятен, в принципе, он может говорить более широкий диапазон фраз, шуток, реприз и всего этого.

— Еще интересно, где пройти обучение всему этому делу? Есть школа КВН, есть тренинг по чувству юмора, который проводит humorlab.ru. Есть у Евгения Бурякова обучающие материалы по юмору. «Школа остроумия» называется. Знаешь такое?

— Слышала, слышала, но думаю, что вести такие занятия должны люди, которые связаны с КВН и занимаются этим всю жизнь.

Если интересует непосредственно КВН-овская история, то это должны быть люди, которые прошли КВН от самого низа до самого верха, до пост КВН-овских проектов, которые действительно знают, о чем говорят, действительно сами и проигрывали, и выигрывали, и были буквально на всех стадиях, знают не понаслышке то, о чем говорят. Я говорю, сейчас проблема немножко в другом. Проблема в том, что люди, как правило, которые в КВН более-менее что-то сделали, они уходят в пост КВН-овские проекты, у них начинается запарка коммерческая в плане времени, в плане зарабатывания…

— Слушай, а вот такой вопрос: сколько, в принципе (ты говоришь, командой работают авторов), людей пишут одну серию «Интернов»?

— Ох, по-разному… По «Интернам», честно, я не в курсе, я могу сказать примерно сколько людей пишут один из тысячи «6 кадров».

— Один скетч — наверное один человек?

— Нет, как правило, пишут два человека, потому что сначала пишет человек, у которого есть идея, потом ее отсматривает человек более опытный, это все приходит на экран. Там вот такая схема. Как правило, набор людей, которые пишут базу, он очень такой… стабильный. То есть, человек приходит на проект работать с каким-то бэкграундом, закрепляется там за первые несколько месяцев, вплоть до того, что у него может появиться даже оклад, то есть, фиксированная сумма, которую он получает поверх скетча просто за то, что работает на этот продакшн. То есть, это абсолютно такая система, в которую если ты попал с головой, то ты попал с головой. В нее можно попасть с головой, можно попасть левым локтем, писать один скетч в месяц и так далее.

— А еще вот такой тогда момент. Рекламные агентства, допустим, готовы платить за какие-то смешные, креативные идеи для рекламы?

— Рекламные агентства, как правило, ищут себе постоянного копирайтера. Кто-то работает в комичном стиле. Заказчики всегда вообще индивидуальные. Кому-то нужна смешная реклама, кому-то нужна не смешная реклама.

— А если кто-то скажет, что придумывает прикольные смешные сценарии рекламы и напишет (позвонит) в рекламное агентство, как ты думаешь, они заинтересуются?

— Если на данный момент основной креативщик сильно загружен или идея будет просто отличной и очень смешной – они заинтересуются.

— Понятно. Спасибо за беседу!

Как писать шутки: приемы создания шуток, практические рекомендации юмористов

Отличное чувство юмора всегда красит человека. Хорошие шутки помогают поднять настроение, расположить к себе собеседника, а иногда приносят комикам популярность и признание публики. Чтобы повторить успех лучших исполнителей в сфере юмора, стоит узнать, как писать шутки, способные рассмешить любую аудиторию.

Поиск материала

Нет однозначного ответа на вопрос о том, как правильно писать шутки и какие темы использовать при их создании. Каждый человек имеет свой личный опыт в разных сферах жизни, и практически каждое ее событие может стать хорошей основой для смешной истории. Найдите то, что веселит вас, вспомнив интересные случаи, произошедшие с вами или вашими знакомыми. Именно то, что кажется вам смешным, и станет материалом для будущей шутки, но не стоит опираться только на свои ощущения. Ваш круг общения станет первой аудиторией, которая сможет оценить качество ваших шуток.

Читать еще:  Билет столото куплен в пятерочке, где получить выигрыш. Возможно ли в России выиграть в лотерею крупную сумму денег? Где обменять лотерейные билеты

Чаще говорите с друзьями, коллегами или домочадцами о том, что они считают забавным. При просмотре юмористической передачи подмечайте реакцию ваших близких на выступления разных исполнителей. Узнав, что будет интересно вашей публике, вы подготовите действительно увлекательное, а главное – смешное представление. Перед тем как писать шутки, ознакомьтесь с наиболее актуальными темами, и вы обязательно найдете то, что заинтересует вас и вашу будущую аудиторию.

Проверка материала

То, о чем можно говорить в кругу семьи, не всегда будет уместно для более широкой аудитории. Существует множество спорных тем, обсуждение которых вызовет неоднозначную реакцию. Популярные комики разных стран часто поднимают в своих выступлениях остросоциальные темы и иногда оказываются неправильно понятыми. Если брать в пример российских комиков, можно отметить достаточно дерзкие шутки резидентов программы «Камеди Клаб».

Те, кто пишут шутки для «Камеди», — это авторы с большим багажом знаний и опыта в своем деле. В начале творческого пути стоит уделить этому моменту должное внимание и избегать спорных тем. Например, рассуждения о религии или расовой принадлежности могут не только оказаться несмешными, но и оскорбить множество людей. Также стоит отметить истории, которые вы создаете, опираясь на забавные случаи с вашими знакомыми. Убедитесь, что ваш рассказ не обидит человека, информацию о котором вы использовали для написания материала. Чтобы понять, как писать шутки, в которых будут обсуждаться вопросы личного характера, нужно чаще знакомиться с выступлениями более опытных авторов.

Обучение на примере

Телевидение и интернет дают возможность ознакомиться с творчеством знаменитых людей, а юмористические программы предоставляют выступления самых популярных комиков. Множество комедийных передач на любой вкус можно увидеть практически на каждом канале. Найдите для себя несколько исполнителей, которые кажутся вам наиболее смешными и интересными.

Следите за их работами, ищите информацию, изучайте тот формат, в котором они преподносят свои шутки. Не нужно копировать все приемы того или иного комика, достаточно вдохновиться их идеями, и вы точно станете на шаг ближе к миру профессионального юмора.

Выбор формата

Теперь, когда вы подготовили материал, можно приступать к основной работе, а именно приданию вашему тексту структуры. Для начала нужно определиться, в каком жанре будет написана ваша шутка. Все зависит от того, что вам ближе и какую мысль вы хотите донести. Если текст шутки включает в себя рассказ о себе или ваши замечания по поводу той или иной проблемы, стоит отдать предпочтение жанру, подразумевающему одиночное выступление и работу с аудиторией. Это может быть монолог или же популярный в наше время Stand up.

Если же текст написан для выступления нескольких лиц и связан сюжетом, можно остановить свой выбор на миниатюре. Говоря о том, как писать шутки, невозможно обойти такую тему, как приемы, которые используются при их создании.

Использование приемов по созданию шуток

На первый взгляд кажется, что написать хороший материал могут только профессиональные юмористы. Но правда в том, что даже те, кто пишет шутки для «Камеди Клаб» или других передач, которые являются популярными уже несколько лет, тоже когда-то были начинающими авторами. Со временем и вы начнете с первого взгляда определять, что будет смешным, а что нет. А в начале творческого пути вам помогут приемы создания шуток. Вот некоторые из них.

  • При написании коротких шуток помните, что вам необходимо ограничиться несколькими словами. Подумайте о том, как вместить смысл шутки в одно небольшое предложение и не нагружать ее лишними деталями. Такой прием сделает ваш текст более запоминающимся.
  • Создавая забавную историю, уделите некоторое время предисловию. Заинтересуйте свою публику и подготовьте к тому, что скоро последует захватывающий и смешной сюжет. Теперь, когда публика ожидает развития событий, можете приступать к рассказу.
  • Независимо от того, насколько долгим будет ваше повествование, сконцентрируйтесь на главной идее. Тщательно проработайте основной отрывок текста, где и будет та самая шутка, смысл которой вы несли на протяжении всей истории.
  • Используйте элемент неожиданности. Заставьте читателя поверить, что он точно знает, чем завершится ваше повествование, и удивите совершенно иным исходом.

Правильная подача

Если вы хотите узнать не только, как научиться писать шутки, но и то, как их преподнести, тщательно подготовьтесь к своему первому выступлению. Именно в тот момент, когда шутка будет рассказана вашей первой публике, вы сможете оценить ее качество в полной мере. Реакция людей на выступление подскажет, что получилось наиболее удачно и над чем нужно поработать. Прочитайте текст вслух, вдохните в него жизнь с помощью эмоций и жестов. Расставьте паузы и сделайте акценты в тех местах, которые кажутся вам важными.

Перед тем как начать рассказ, постарайтесь захватить внимание слушателей. Для этой цели хорошо подойдет пауза, сделанная после предисловия. Дайте публике время понять, о чем будет идти речь, и настроиться на нужный лад.

Хорошее чувство юмора поможет вам оставаться позитивным в любой ситуации. Шутите чаще, не бойтесь быть смешным, ведь это и есть та цель, к которой вы стремитесь.

Источники:

http://www.kvnru.ru/06.07.2009/1
http://humorial.ru/humoposti/show/222
http://fb.ru/article/401917/kak-pisat-shutki-priemyi-sozdaniya-shutok-prakticheskie-rekomendatsii-yumoristov

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector