Как Петя из романа “Война и мир” относится к тем,кто окружает его в отряде Денисова? Проверка работы в группах.

Как Петя из романа “Война и мир” относится к тем,кто окружает его в отряде Денисова? Проверка работы в группах.

Анализ эпизода «Петя Ростов в отряде Денисова» из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (5 класс)

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Технологическая карта урока литературы «Анализ эпизода «Петя Ростов в отряде Денисова» из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Учитель русского языка и литературы СОШ при Посольстве России в Мексике – Колокольцева Е.А.

Технологии: коммуникативная, технология развития критического мышления, развивающая технология, технология проблемного обучения.

– образовательные: выявить смысл и проблематику предложенного эпизода, позицию автора; повторить и закрепить понятия «проблема», «тема», «авторская позиция», «художественная деталь», «композиция», «кульминация»; совершенствовать навыки анализа текста, вдумчивого чтения, развёрнутого и краткого устного ответа; создание синквейна;

развивающие : развитие умения анализировать эпизод; развитие познавательного интереса, интереса к внимательному чтению; совершенствование навыков вдумчивого чтения, устного ответа;

воспитательные: показать на примере образа Пети Ростова, что такие качества, как честность, доброта, ответственность за свои поступки, являются одними из главных в становлении личности; акцентировать внимание учащихся на том, что в их возрасте уже нужно учиться быть ответственным за свои слова и действия; способствовать формированию нравственных, эстетических, этических норм; привести учащихся к выводу о том, что быть внимательным, вдумчивым читателем интересно, что аналитическое чтение помогает развивать умственные способности.

Опорные понятия: эпизод, автор, авторская позиция, композиция, художественная деталь, образ, герой, анализ, проблема.

Новые понятия : синквейн

Межпредметные связи : история, музыка, живопись.

Применяемые приемы, методы, технологии

Цели урока для учителя

Цели урока для ученика

Планируемые предметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов

Планируемые метапредметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов

Планируемые личностные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов

Ресурсы урока для учителя

Ресурсы урока для ученика

Этап: актуализация необходимых знаний.

Цели: выявить готовность учащихся к уроку, создать эмоциональный настрой.

Ресурсы: необходимый отрывок из романа, текст стих. М.Цветаевой «Генералам 12 года», гитара, иллюстрации к эпизоду «Петя Ростов в отряде Денисова».

Деятельность учителя: объявляет тему урока (эпизод прочитан в классе и дома), проверяет готовность уч-ся к уроку, объявляет примерный ход работы, просит уч-ся сесть по 5-6 человек в группы и выбрать ответственного, попробовать сформулировать цели урока.

Цели: подготовиться к восприятию материала. Ресурсы: текст – отрывок из романа Толстого; личные словарики, куда записываются необходимые литературные термины, а также различные высказывания из худ. произведений; рабочие тетради, письменные принадлежности.

Деятельность: слушают тему, записывают её в тетради, делятся на группы, выбирают в группе ответственного, устно формулируют предполагаемые цели урока.

уч-ся формулируют цели урока и высказывают свои предположения.

Диагностика: выступление от группы, точность формулировки.

регулятивные : умение спрогнозировать цели, исходя из предложенного хода урока (опора на ранее изученный материал); умение организовать свою деятельность;

коммуникативные : умение быстро выбрать группу, вместе приходить к общему решению.

Диагностика: степень вовлечённости учащихся в работу, оценочные высказывания уч-ся; отмечает общую поисковую работу учащихся.

Вырабатывать уважительные, доброжелательные отношения к членам группы и к другим выступающим, учиться справляться с негативными эмоциями.

Диагностика : учитель отмечает степень вовлечённости учащихся в работу.

Этап: Мотивация познавательной деятельности.

развитие критического мышления

Цель : подготовить к основной работе, погрузить в учебный материал, увлечь предстоящей работой.

Деятельность: даёт задания:

1.Вспомнить ранее изученные литературные термины и отобрать те из них, которые понадобятся сегодня при анализе эпизода.

2. Отобрать те эпизоды, которые наиболее ярко показывают характер Пети.

Определить границы этих эпизодов.

Цели: внимательно слушать задания, распределить их выполнение на всех и выполнить в условленное время; совершенствовать навыки работы по анализу текста.

Читать еще:  Сад и цветы в произведениях импрессионистов. Картины импрессионистов — впечатляющие творения

– открывают словари с терминами, читают, выдвигают предположения, что понадобиться для анализа, аргументируют, договариваются, как будут отвечать – каждый или один от группы;

– просматривают отрывок и отмечают границы тех эпизодов, которые нужны для раскрытия образа Пети, предлагают цитаты для зачитывания, находят ключевые слова, худ. детали;

– вспоминают содержание эпизодов «Петя приезжает в отряд», «Петя ужинает с офицерами», «Петя и Долохов в разведке», «Петя перед боем». Отмечают необходимые цитаты;

– решают, кто и что будет говорить, как будут дополнять его ответ остальные.

– уч-ся понимают значение литературных терминов, знают, какие термины им понадобятся для ответа;

– отмечают в тексте эпизода художественные детали, умеют их прокомментировать.

Диагностика : учитель отмечает степень вовлечённости учащихся в работу, наблюдает за работой в каждой группе, оценивает ответы выступающих, в случае неточных ответов учитель задаёт наводящие вопросы, оценивает знание содержания текста и глубину понимания его учащимися.

познавательные: находят нужную информацию; определяют границы эпизодов; владеют навыками просмотрового и смыслового чтения; строят рассуждения, зачем им нужны будут такие термины, как худ. деталь, авторская позиция, проблема, композиция, кульминация и др.;

регулятивные: выдвигают версии по поводу ключевых слов, нужных цитат в эпизодах;

слушать друг друга и главного в группе, умение аргументировать свою позицию, отстаивать её, корректировать своё мнение, приходить к общему решению после выступления всех групп, создавать устные ответы по существу, умение договориться.

Диагностика: наблюдение за работой, оценка выступления группы, правильность ответов, в том числе на дополнительные вопросы.

Личностные: адекватно выражать свои чувства, в том числе и недовольство; умение пойти на уступки ради общего дела; умение осмысливать, выбирать нужные ответы и в случае неправильного выбора умение нести ответственность за свой выбор или выбор группы.

Этап: Организация познавательной деятельности.

развитие критического мышления

Цели: уч-ся должны проанализировать выбранные эпизоды (самостоятельно и с помощью учителя), отмечая необходимое к образу Пети Ростова; сформулировать проблемы, темы, затронутые в предложенных эпизодах и выявить авторскую позицию.

После ответов уч-ся учитель даёт задания и задаёт вопросы, направленные на поиск в тексте необходимых художественных деталей, обращает внимание уч-ся на то, КАК Толстой описывает Петю, КАК действует Петя, что он при этом чувствует; уч-ся должны найти конкретные слова, словосочетания.

Примерные вопросы и задания учителя:

Как Петя из романа “Война и мир” относится к тем,кто окружает его в отряде Денисова? Проверка работы в группах.

Ответ оставил Гость

Когда пришло письмо от Николая о его ранении, девятилетний Петя сурово сказал сестрам: «Вот видно, что все вы, женщины,—плаксы. Я так очень рад и, право, очень рад, что брат так отличился. Все вы нюни. Кабы я был на месте Николушки, я бы еще больше этих французов убил. »
Он с упоением играл во взрослого мужчину—эта игра продолжалась до самого 1812 года, до наступления новой войны.
Петя, младший сын в семье Ростовых (ему было всего пятнадцать лет), поддавшись патриотическому порыву, упросил родителей отпустить его в армию. После долгих уговоров и угроз сбежать родители согласились. Петя еще не понимал, что его отъезд означает для матери постоянное беспокойство и ежедневную тревогу. Он был весь охвачен желанием воевать, его вдохновлял пример Николая, старшего брата. И вот Петя на войне. Что он знает о ней? «Ему все казалось, что там, где его нет, там-то теперь и совершается самое настоящее, геройское. И он торопился поспеть туда, где его теперь не было». Петя и не мог представить, что его могут ранить или убить: «Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости да то, что он большой, и в Постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства». Именно поэтому Петя просит генерала, у которого он был ординарцем, отпустить его в партизанский отряд Денисова. Когда он приезжает туда, видит Денисова и Тихона Щербатого, он решает, что они настоящие герои и надо подражать им во всем.
Душевное состояние Пети в отряде Денисова напоминает нам о том, что испытывал его брат Николай, когда он во время войны 1805 года, находясь в австрийской деревне, чувствовал ко всем братскую любовь и кричал: «И да здравствует весь свет!» Петя тоже любит всех и хочет всем сделать что-то приятное: «Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей». Разговор Пети с офицерами отряда Денисова за ужином показывает нам милого, доброго ребенка, которому захотелось поиграть в настоящую войну. Петя умиляет не только Денисова, который любит всю «породу ростовскую», но и всех присутствующих. Он просит Денисова отправить его на задание: «Только вы меня пустите в самую . в главную. Мне не нужно наград. А мне хочется.;.» Слова Пети вызывают улыбку Денисова. Петя дарит одному из офицеров свой складной нож, бежит за своей торбой, чтобы принести изюм: «У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. Я купил десять фунтов. Я привык что-нибудь сладкое». Предлагает свой кофейник, кремни, а потом замолкает, боясь, что над ним будут смеяться, что он ведет себя по-детски.
Еще лучше характеризует Петю его отношение к мальчику-французу, взятому в плен. Он переживает, каково ему, покормили ли; его, не обидели ли. Сначала он думает так: «Спросить бы можно, да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел», но все-таки спрашивает, хотя ожидает насмешки со стороны офицеров. Денисов вполне серьезно относится к вопросу Пети, распоряжается позвать пленного, и Петя подбегает к нему и целует, по-детски выражая свою радость, что его поняли и не смеются над Ким. Пети напрасно переживает за пленного мальчика: солдаты уже накормили его и переименовали в Весеннего. Петя зовет его к столу, пытаясь ободрить: «Пете многое хотелось сказать барабанщику, но он не смел. Он, переминаясь, стоял подле него в сенях. Потом в темноте взял его за руку и пожалев».
Несмотря на то, что в романе Петя не главный герой, Толстому удалось создать замечательный образ мальчика, который воплотил в себе лучшие черты семьи Ростовых: доброту, чуткость, внимание к другим, открытость, любовь к жизни и людям. Такие люди, как он, призваны приносить радость всем окружающим. Тем трагичнее кажется судьба Пети, погибшего при освобождении пленных.

Читать еще:  Уроки рисования для начинающих взрослых поэтапно. Как научиться рисовать карандашом с нуля

Если твой вопрос не раскрыт полностью, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти другие ответы по предмету Литература.

Петя Ростов в партизанском отряде (анализ 7 главы части 3 тома 4)

Четвертый том романа «Война и мир» посвящен партизанской войне 1812 года, которая началась со вступления неприятеля в Смоленск. Но прежде чем она была официально принята нашим правительством, «уже тысячи людей неприятельской армии были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собак загрызают забеглую бешеную собаку».
Толстой, называя партизанскую войну «страшной дубиной, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов», готовит нас к реалистическому описанию ужасов войны. Писатель прямо не выражает своего отношения к этим историческим событиям. Он старается дать нам объективное историческое описание, но, в то же время, мы можем почувствовать его позицию через неслучайно выбранных им персонажей.

Лучше понять авторское отношение к войне нам поможет эпизод 7 главы 3 части 4 тома.

Этот эпизод обращает внимание на одного из положительных героев романа – Петю Ростова. Ко времени начала партизанской войны Петя Ростов уже был произведен в офицеры, поступил в действующую армию, где участвовал в Вяземском сражении. Он «находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства». Уже одно это небольшое замечание говорит о том, что в войне участвует не «муж», но ребенок, со свойственной ему восторженностью и порывистостью, о чем говорит также и его «безумный поступок» в Вяземском сражении: «Петя… поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета».

Итак, этот порывистый, смелый мальчик уговаривает генерала отпустить его в отряд Денисова и оказывается в кругу партизан. Л. Н. Толстой в этом эпизоде раскрывает нам душу мальчика, который, несмотря на приобретенный в сражении опыт, вряд ли до конца осознает весь трагизм и ужас войны.

Читать еще:  Альтернативная медицина убивает больных раком. Загадочные места «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Петя восхищается абсолютно всем, что его окружает: накрытым к ужину столом, едой, офицерами. Он «находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того – уверенности в такой же любви к себе других людей». Герой готов сделать для этих людей все, как готов ребенок сделать все для друзей или родителей, похваливших его. Это показано и в сцене со складным ножиком, и в сцене с изюмом и кремнем, которые Петя предлагает офицерам.
При этом он испытывает чувство стыда за то, что он что-то сказал слишком порывисто или преувеличил. Он наивно просит Денисова, командующего отрядом, пустить его «в самую… в главную…», очевидно, имея ввиду битву. Своими предложениями и просьбами Петя вызывает у окружающих улыбку. Никто не раздражается его эмоциональностью, потому что все понимают, что он ребенок.

Петя Ростов – это герой, стоящий на стороне «мира». Ему не чуждо милосердие и сострадание, которое он проявляет к французскому мальчику – барабанщику, взятому в плен. Он просит разрешения у Денисова накормить его, пытается подбодрить пленного и даже дать ему денег.

В этом эпизоде Л. Н. Толстой изображает еще маленького мальчика, который очень далек от жестокой действительности, окружающей его. Тем самым писатель выражает свое резко отрицательное отношение к войне, которая уносит жизни еще не знающих ничего молодых людей, как это произойдет с Петей Ростовым.
Война жестока и бесчеловечна в изображении Толстого, и это проявляется не только по отношению к Пете, но и к мальчику – барабанщику. Образ «весеннего», как его называли офицеры, тоже не случайно введен в это эпизод. Толстой через него так же доказывает бессмысленность и жестокость войны, которая превращает детей, и неважно, русские они или французы, в «жалких мальчишек», страдающих из-за повеления чуждых им вышестоящих лиц.

Таким образом, этот эпизод становится очень важным для раскрытия отношения писателя к войне, его резко отрицательного к ней отношения. Он пытается доказать, что война, затеянная кучкой высокопоставленных лиц, которые свои личные интересы ставят гораздо выше народных, заставляет страдать обычных людей, уверенных, что они борются с противником по объективным причинам. Толстой показывает настоящее горе, которое является плодом войны, отравляющей жизнь всех, кто в ней участвует.

Такова философия Толстого, которая зиждется «на непротивлении злу насилием» и утверждении о том, что война не должна касаться детей, так как это высшая степень проявления бесчеловечности.

Источники:

http://infourok.ru/analiz-epizoda-petya-rostov-v-otryade-denisova-iz-romana-ln-tolstogo-voyna-i-mir-klass-3109459.html
http://usvaivalka.com/literatura/nm-11537795.html
http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tolstoj-l-n/vojna-i-mir/8576-petya-rostov-v-partizanskom-otryade-analiz-7-glavy-chasti-3-toma-4

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии