Как научиться делать иллюстрации. Рубаха как основной элемент русского народного костюма

Как научиться делать иллюстрации. Рубаха как основной элемент русского народного костюма

Русская мужская рубаха — основа национального костюма

Русский национальный костюм для мужчины состоял из подпоясанной рубахи, которая носилась навыпуск, и портов (штанов). Русские рубахи были абсолютно одного покроя и у знати, и у крестьян. О том, что из себя представлял основной элемент русского гардероба, мы расскажем в этом материале.

Рубаха была основой гардероба как для мужчин, так и для женщин, вне зависимости от благосостояния, социального статуса, семейного положения и региона Российской империи. Первая рубашка появлялась у младенца сразу после рождения: первую пеленку мальчику делали из рубахи отца, девочке – из рубахи матери.

Первые детские рубашки также старались шить из рубах родителей. Славяне считали, что так энергия предков передастся малышам и защитит их. До определенного возраста одежда мальчиков и девочек выглядела одинаково и представляла собой длинную косоворотку. На трехлетие дети получали свою первую рубаху из новой ткани.

М. Громыко. Мир русской деревни

По сути косоворотка представляла собой два соединенных полотнища – на груди и на спине, которые соединялись на плечах двумя текстильными четырехугольниками. Этот универсальный крой использовали и для дорогих горничных рубах, и для повседневных крестьянских рубах. Разница была лишь в ткани, из которой шили изделия.

В традиционные мужские рубахи вшивали подмышками квадратные ластовицы для того, чтобы готовое изделие не стесняло движений. Кроме того, по бокам вшивали треугольные клинья. Длина рукава была разной – в зависимости от назначения готового изделия.

Русская косоворотка, вид спереди и сзади

Воротника либо не было вообще, либо он был стоячим – круглым или четырехугольным. Чтобы он держал форму, под ткань зашивали берестяную или кожаную основу. Разрез на груди был либо по центру, либо сбоку (косоворотка). Застегивался он на пуговицу или завязывался тесемками.

Некоторые истории считают, что рубахи с косой застежкой стали носить из-за того, что в прямой разрез выпадал нательный крестик на веревочке или цепочке.

Русский крестьянин носил рубаху в качестве верхней одежды, богатые люди и представители высших сословий – в качестве нижней. Князья и бояре дома надевали особую шелковый рубаху – горничную.

Русские рубахи как правило были домоткаными, поэтому были естественных цветов хлопка, льна и т.д. С распространением текстильных мануфактур и фабрик, а также ростом доступности красителей, русские стали носить рубахи разных цветов – белые, синие, красные.

Главное украшение рубахи – вышивки, которые пускали по вороту, нижнему краю изделия, и концам рукавов. Эти места украшались неслучайно. Традиция украшать вышивками одежду вышивками именно в этих местах восходит к дохристианским славянским верованиям. Наши предки считали, что через отверстия в одежде к человеку могут проникнуть злые духи и навредить ему. Кроме того, через главное отверстие – горловину – улетает душа, когда человек умирает.

Славяне верили, что обереги, вышитые в виде орнаментов на одежде, защитят владельца от сглаза, болезни, несчастного случая и помешают душе улететь. Каждый элемент вышивки носил глубокое символическое значение. И хотя изначальный смысл украшений сейчас потерян, некоторые из этих элементов используются до сих пор.

Мастерская Ангел создает разнообразные рубахи для мужчин и мальчиков в русском народном стиле. Рубахи из габардина, креп-сатина и хлопка будут служить по несколько десятилетий, если за ними бережно ухаживать. В каталоге представлены изделия с напечатанным на ткани рисунком, а также с декоративными вставками из платковой ткани с павловопосадским узором, парчи, яркого креп-сатина, многие рубахи декорированы цветной тесьмой и вышивкой.

Читать еще:  Музей литературных героев "Повестей Белкина" (Львовка, Нижегородская область). Музей литературных героев «В мире повестей Белкина» в Львовке

Интегрированное занятие «Рубаха как элемент русского народного костюма».

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

с использованием мультимедийного оборудования

Занятие подготовила учитель

начальных классов первой квалификационной

категории МОУ СШ №7

г.Фурманова Ивановской области

Антоненкова Ольга Валерьевна

Конспект интегрированного занятия

по окружающему миру,

изобразительному искусству, технологии, музыке

Тема: «Рубаха как элемент русского народного костюма».

Цель: формирование у учащихся уважения к русской национальной культуре.

знакомство детей с элементами русского народного костюма (глубже познакомить с рубахой как основным элементом), с обрядами и пословицами, связанными с рубахой;

развитие познавательных и творческих способностей детей;

привитие интереса к русской крестьянской культуре;

формирование у учащихся норм отношений и образцов поведения;

развитие осознанного отношения учащихся к себе;

-иллюстрации с видами одежды русского народного костюма;

-карточки с пословицами;

-маникены с русскими рубахами, тесьма, кружево и т.д.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Я приглашаю, вас заглянуть на минуточку в одну русскую избу и понаблюдать за тем, что там происходит.

Мать и отец пеленают новорожденного ребенка. Мать достает из сундука рубашку мужа и примеряет на младенца. Затем младенца пеленает и укладывает в колыбель.

Голос за кадром.

В семье крестьянина родился сын. Отец отдает жене свою рубашку, чтобы та сшила из нее одежду для сына. Если бы в семье родилась дочь, то ей одежду сшили бы из рубашки матери.

Ребята, чтобы определить тему занятия я предлагаю заглянуть в конверты и собрать из отдельных деталей вещь, о которой мы будем сегодня говорить.

2.Сообщение темы и целей занятия.

Итак, у вас получилась рубаха. У кого-то для девочек, у кого-то для мальчиков. Разговор у нас с вами пойдет о рубахе как элементе русского народного костюма.

Рубаха являлась одним из важных элементов русского костюма.

(появляется 1 слайд «Русский народный костюм»)

-Современная рубашка чем-то отличается от той, которую вы видели у крестьянина? (да)

Давайте сравним их. (Дети сравнивают современную рубашку и русскую народную).

Вводная беседа (Рассказ о рубахе).

Основным изделием в русской народной одежде считается рубаха, как для мужчины, так и для женщины.(Показ 2 слайда)

Рубаха (по-другому, сорочка ) была важным элементом русского народного костюма. Иногда она была единственным предметом одежды.

Слово рубаха, происходило от слова «руб» (показ 3 слайда), которое обозначало кусок, обрывок ткани…

Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани.

4. Выполнение практических заданий.

Работа с кусочками ткани.

На столах кусочки ткани, попробуйте определить, кому из какой ткани шили рубаху.

У людей состоятельных ткань дороже, мягче (шелк), а у простого крестьянина дешевле, грубее (лен).

Работа с пословицами.

В русском фольклоре очень много пословиц, в которых упоминается о тех или иных видах одежды. Вам даны слова, попробуйте собрать из них пословицы. (Пословицы даны на каждую группу)

Какова пряха, такова по ней рубаха.

Рубашка беленькая, да душа черненькая.

У Ивашки белая рубашка, так и праздник.

(использование интерактивной доски :отдельные слова записаны на доске ребята должны поменять их местами)

-Ребята, давайте попробуем объяснить значение пословиц.

Молодцы. Продолжаем разговор.

Читать еще:  Борис Гребенщиков: биография, личная жизнь, дискография. Гребенщиков Борис Борисович: биография, личная жизнь

3). «Хоровод в покоснице».

Для особенных случаев крестьяне шили праздничные рубашки.

Посмотрите, какие разные рубахи были у наших предков (показ 5 слайда).

Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в покоснице (слово на доске) с широкой узорной полосой по подолу.

Как вы думаете, какой рисунок изображался на полосе? (цветы, травы…)

Давайте представим, что мы надели на себя рубахи – покосницы и выйдем водить хоровод.

Молодцы. Хорошо у вас получилось.

Работа по украшению рубахи.

(информативная и коммуникативная компетенция)

Скажите, а вы хотели бы примерить на себя русскую рубашку? (да) А хотели бы украсить рубашку, как это делали наши предки? (Разбиваются на группы)

Предлагаю вам творческое задание. Первая группа будет украшать рубаху узорами на бумаге, а вторая и третья – на ткани. Подумайте, для какого случая подошла бы ваша рубаха.

Подведение итогов работы.

Ребята, о чем бы вы рассказали своим родителям после нашего сегодняшнего занятия?

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Цель: формирование у учащихся уважения к русской национальной культуре.

Задачи:

  • знакомство детей с элементами русского народного костюма (глубже познакомить с рубахой как основным элементом), с обрядами и пословицами, связанными с рубахой;
  • развитие познавательных и творческих способностей детей;
  • привитие интереса к русской крестьянской культуре;
  • формирование у учащихся норм отношений и образцов поведения;
  • развитие осознанного отношения учащихся к себе;
  • развитие толерантности.
  • Антоненкова Ольга Валерьевна
  • Написать
  • 154
  • 29.10.2017

Номер материала: ДБ-800768

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 29.10.2017
  • 205
  • 29.10.2017
  • 1213
  • 29.10.2017
  • 460
  • 29.10.2017
  • 308
  • 29.10.2017
  • 295
  • 29.10.2017
  • 325
  • 29.10.2017
  • 149
  • 29.10.2017
  • 318

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Занятие «Рубаха, как элемент русского народного костюма»

с использованием мультимедийного оборудования

Занятие подготовила учитель

начальных классов первой квалификационной

категории МОУ СШ №7

г.Фурманова Ивановской области

Антоненкова Ольга Валерьевна

Конспект интегрированного занятия

по окружающему миру,

изобразительному искусству, технологии, музыке

Тема: «Рубаха как элемент русского народного костюма».

Цель: формирование у учащихся уважения к русской национальной культуре.

знакомство детей с элементами русского народного костюма (глубже познакомить с рубахой как основным элементом), с обрядами и пословицами, связанными с рубахой;

развитие познавательных и творческих способностей детей;

привитие интереса к русской крестьянской культуре;

формирование у учащихся норм отношений и образцов поведения;

развитие осознанного отношения учащихся к себе;

-иллюстрации с видами одежды русского народного костюма;

-карточки с пословицами;

-маникены с русскими рубахами, тесьма, кружево и т.д.

Читать еще:  Что означает мой дядя самых честных правил. Александр Пушкин — Мой дядя самых честных правил: Стих

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Я приглашаю, вас заглянуть на минуточку в одну русскую избу и понаблюдать за тем, что там происходит.

Мать и отец пеленают новорожденного ребенка. Мать достает из сундука рубашку мужа и примеряет на младенца. Затем младенца пеленает и укладывает в колыбель.

Голос за кадром.

В семье крестьянина родился сын. Отец отдает жене свою рубашку, чтобы та сшила из нее одежду для сына. Если бы в семье родилась дочь, то ей одежду сшили бы из рубашки матери.

Ребята, чтобы определить тему занятия я предлагаю заглянуть в конверты и собрать из отдельных деталей вещь, о которой мы будем сегодня говорить.

2.Сообщение темы и целей занятия.

Итак, у вас получилась рубаха. У кого-то для девочек, у кого-то для мальчиков. Разговор у нас с вами пойдет о рубахе как элементе русского народного костюма.

Рубаха являлась одним из важных элементов русского костюма.

(появляется 1 слайд «Русский народный костюм»)

-Современная рубашка чем-то отличается от той, которую вы видели у крестьянина? (да)

Давайте сравним их. (Дети сравнивают современную рубашку и русскую народную).

Вводная беседа (Рассказ о рубахе).

Основным изделием в русской народной одежде считается рубаха, как для мужчины, так и для женщины.(Показ 2 слайда)

Рубаха (по-другому, сорочка ) была важным элементом русского народного костюма. Иногда она была единственным предметом одежды.

Слово рубаха, происходило от слова «руб» (показ 3 слайда), которое обозначало кусок, обрывок ткани…

Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани.

4. Выполнение практических заданий.

Работа с кусочками ткани.

На столах кусочки ткани, попробуйте определить, кому из какой ткани шили рубаху.

У людей состоятельных ткань дороже, мягче (шелк), а у простого крестьянина дешевле, грубее (лен).

Работа с пословицами.

В русском фольклоре очень много пословиц, в которых упоминается о тех или иных видах одежды. Вам даны слова, попробуйте собрать из них пословицы. (Пословицы даны на каждую группу)

Какова пряха, такова по ней рубаха.

Рубашка беленькая, да душа черненькая.

У Ивашки белая рубашка, так и праздник.

(использование интерактивной доски :отдельные слова записаны на доске ребята должны поменять их местами)

-Ребята, давайте попробуем объяснить значение пословиц.

Молодцы. Продолжаем разговор.

3). «Хоровод в покоснице».

Для особенных случаев крестьяне шили праздничные рубашки.

Посмотрите, какие разные рубахи были у наших предков (показ 5 слайда).

Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в покоснице (слово на доске) с широкой узорной полосой по подолу.

Как вы думаете, какой рисунок изображался на полосе? (цветы, травы…)

Давайте представим, что мы надели на себя рубахи – покосницы и выйдем водить хоровод.

Молодцы. Хорошо у вас получилось.

Работа по украшению рубахи.

(информативная и коммуникативная компетенция)

Скажите, а вы хотели бы примерить на себя русскую рубашку? (да) А хотели бы украсить рубашку, как это делали наши предки? (Разбиваются на группы)

Предлагаю вам творческое задание. Первая группа будет украшать рубаху узорами на бумаге, а вторая и третья – на ткани. Подумайте, для какого случая подошла бы ваша рубаха.

Подведение итогов работы.

Ребята, о чем бы вы рассказали своим родителям после нашего сегодняшнего занятия?

Источники:

http://master-angel.ru/blog/russkaya-muzhskaya-rubaha-osnova-natsionalnogo-kostyuma
http://infourok.ru/integrirovannoe-zanyatie-rubaha-kak-element-russkogo-narodnogo-kostyuma-2222707.html
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rubaha_kak_element_russkogo_narodnogo_kostyuma_193553.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии