Как налогообложение игорного бизнеса в россии влияет на его развитие. Игорный бизнес в россии

Как налогообложение игорного бизнеса в россии влияет на его развитие. Игорный бизнес в россии

Основные проблемы законодательного регулирования и налогообложения игорного бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулейманова А.С.

В данной статье рассматривается основные вопросы зарождения и развития игорного бизнеса в России, а также проблемы, связанные с его законодательным регулированием и налогообложением

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сулейманова А.С.

MAIN PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION AND TAXATION OF GAMBLING BUSINESS IN RUSSIA

This article discusses the main issues of the birth and development of the gambling business in Russia, as well as the problems associated with its legislative regulling and taxation

Текст научной работы на тему «Основные проблемы законодательного регулирования и налогообложения игорного бизнеса в России»

УДК336.2 (075.8) ББК 65

Сулейманова А.С. – старший преподаватель кафедры «Налоги и налогообложение», Дагестанский государственный университет народного хозяйства.

Suleimanov A.S. – Senior Lecturer, Department of Taxes and Taxation, Dagestan State University of National Economy

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

MAIN PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION AND TAXATION OF GAMBLING BUSINESS IN RUSSIA

В данной статье рассматривается основные вопросы зарождения и развития игорного бизнеса в России, а также проблемы, связанные с его законодательным регулированием и налогообложением. Ключевые слова: игорный бизнес, азартные игры, налог на игорный

бизнес, регулирование игорного бизнеса.

This article discusses the main issues of the birth and development of the gambling business in Russia, as well as the problems associated with its legislative regulling and taxation.

Keywords: gambling, gambling, gambling tax, gambling regulation.

Уже многие века умы человечества волнуют азартные игры. В России игорный бизнес появился в 17 веке. Так, разделом «О разбойниках и татиных (воровских) делах» Уложения 1649 года запрещены азартные карточные игры. С точки зрения законодательного регулирования со временем данный вид деятельности претерпевал множество изменений. Постоянным оставалось лишь стремление российских правителей его ограничить. В 1917 году Петроградский Военно-Революционный Комитет полностью запретил азартные игры, однако уже 9 ноября 1921 года они были реабилитированы Советом Труда и Обороны РСФСР, давшим разрешение на продажу игральных карт на законном основании.

Однако легализация азартных игр продолжалась не долго. При опросе советских граждан выяснилось, что азартные игры – самый предпочтительный вид деятельности в часы досуга. В мае 1928 года Совнарком принимает статью 201 УК «За организацию игр», а также принимается постановление, закрывающее игорные заведения. С этого момента игорный бизнес на долгое время стал незаконным. Не смотря на запрет, игорный бизнес не исчез полностью из России, он стал подпольным. Тем не менее, в законодательстве имели место ряд лазеек. В частности, можно было проводить разного рода лотереи. Наиболее известная и так полюбившаяся многим лотерея «Спортлото» появилась в

1976 году. На ипподромах оставались тотализаторы. Ставки на лошадей не планировали запрещать, поскольку данный вид деятельности приносил ощутимую прибыль. [5]

Современный игорный бизнес в России существует более 20 лет. За последние годы он претерпел множество изменений, особенно в сфере налогообложения.

В Федеральном законе № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», на данный момент приведены методы регулирования государством вышеназванной отрасли на территории РФ и СНГ. [3]

Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр предусматривает:

1. установление порядка организации и проведения азартных игр, ограничений и требований к их организаторам, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;

2. выделение отдельных игровых зон на территории страны;

3. выдачу разрешений на организацию и проведение азартных игр в игорных зонах;

4. выдачу лицензий на организацию и проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

5. выявление и принятие мер к лицам, осуществляющим деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением требований законодательства.

Данным законом была предусматрена организация пяти игорных зон. При этом только одна игорная зона может иметь место на территории каждого из субъектов. И только внутри этой зоны разрешена азартная деятельность, вне ее могут работать только букмекерские конторы и тотализаторы, другие виды игорного бизнеса запрещены.

На сегодняшний день игорная деятельность, за исключением лотерей, тотализаторов и букмекерских контор, может осуществляться в следующих специальных игорных зонах — в Калининградской области («Янтарная»), Алтайском («Сибирская монета») и Приморском краях («Приморье»), в Краснодарском крае («Азов-Сити») и в Крыму («Крым» – на начало 2018 года не действует).

Игорный бизнес – налогооблагаемый вид деятельности. На данный момент в бюджет уплачиваются следующие платежи от игорного бизнеса: налог на игорный бизнес, лицензионные сборы, налог на доходы, которые связаны с выигрышем лиц (только физических), налог на имущество. Необхдимо отметить, что доходы государства от игорной деятельности постоянно увеличиваются. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), в 2017 году в бюджеты субъектов РФ поступило около 976 млн рублей от организаторов игорного бизнеса. Это больше на 20%, чем в 2016 году и больше более, чем в два раза, по сравнению с 2013 годом.

Следует отметить также, что создание одного рабочего места в данной сфере предпринимательства влечет создание еще некоторого количества мест в области общественного питания, связи и подобных

сфер.По приблизительным подсчетам в сфере азартных игр занято порядка 400 000 человек.

Большинство данных предприятий являются средним и малым бизнесом. 1 января 2004 года Государственная Дума ввела в действие главу 29 Налогового Кодекса Российской Федерации, носившую название «Налог на игорный бизнес», регулирующую налогообложение азартной деятельности и по сей день. Во время ее разработки этот налог сменил федеральный статус на региональный [1].

В сущности, данный налог является одним из видов вмененного налога: облагается налогом деятельность с употреблением игровых автоматов, игровых столов, действие букмекерских контор и тотализаторов. В ноябре 2017 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон № 354- ФЗ, которым был расширен перечень объектов налогообложения и увеличены ставки налога на игорный бизнес. Согласно тексту документа, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в следующих пределах: за один игровой стол – от 50 000 до 250 000 рублей; за один игровой автомат – от 3 000 до 15 000 рублей; за один процессинговый центр букмекерской конторы – от 50 000 до 250 000 рублей; за один процессинговый центр тотализатора – от 50 000 до 250 000 рублей; за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора – от 2 500 000 до 3 000 000 рублей; за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы – от 2 500 000 до 3 000 000 рублей; за один пункт приема ставок тотализатора – от 10 000 до 14 000 рублей; за один пункт приема ставок букмекерской конторы – от 10 000 до 14 000 рублей [2].

Более половины (60,7%) всех налоговых поступлений от игорного бизнеса в 2017 году обеспечили казино — игровые столы и автоматы. Букмекеры — 38,3%, а на тотализаторы приходится менее 1%.

Плательщиками данного налога являются только организации. Налоговая база исчисляется отдельно, как совокупное количество объектов налогообложения. Налоговая декларация подается на позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. О результатах и эффективности закона говорить еще рано, но уже сейчас представляется возможным предугадать некоторые

результаты, внимательно проанализировав законодательство.

Серьезной проблемой игорного бизнеса является тот факт, что он оказывает пагубное влияние на людей и, прежде всего, на молодежь. Для решения данной проблемы установлены возрастные ограничения для посетителей игорных заведений. Кроме того, необходимо способствовать формированию и развитию инфраструктуры по диагностике, лечению и реабилитации пациентов, имеющих зависимость от азартных игр: обучать специалистов, строить медицинские учреждения, разрабатывать социальные программы. Немаловажной проблемой остается наличие нелегального игорного бизнеса.

Читать еще:  Экскурсия по пушкинскому музею. Я покажу тебе музей, или как попасть на бесплатную экскурсию в пушкинский

Несмотря на все принятые меры по ограничению азартных игр, данная проблема продолжает оставаться актуальной. Для ее устранения следует ужесточить законодательство, в частности, повысить налогообложение каждой единицы игорного оборудования, пресечь

коррупцию, увеличить количество проверок игорных заведений контролирующими органами.

Подводя итог, отметим, что игорный бизнес – это деятельность, требующая усиленного контроля со стороны государства. Отсутствие ясных и прозрачных норм законодательства по отношению к владельцам игорных заведений и лицам, которые получают выигрыши, приводит к тому, что взимание налога по этому виду деятельности не является стабильным и значительным источником дохода бюджетов регионов на каждом из этапов по реформированию системы налогообложения игорного бизнеса.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000г., редакция от 03.11.2010г.), Глава 29. Налог на игорный бизнес (действующая редакция, 2016).

2. Федеральный закон № 354-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // http ://docs.cntd. ru/document/555732867

3. Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 № 244-ФЗ (действующая редакция, 2016)

4. Приказ Минфина РФ от 08.04.2005 № 55н «О Порядке постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.04.2005 № 6554)

5. Кондратьева, М. Н. Налоги и налогообложение: учебно — практическое пособие / М.Н. Кондратьева, Е.В. Баландин; Ульян. Гос. Техн. Ун-т — Ульяновск: УлГТУ, 2015. — 95 с.

Игорный бизнес в России: развитие, налогообложение, проблематика

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 25.01.2017 2017-01-25

Статья просмотрена: 2580 раз

Библиографическое описание:

Залега А. С., Павлова Е. В. Игорный бизнес в России: развитие, налогообложение, проблематика // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 435-437. — URL https://moluch.ru/archive/138/38609/ (дата обращения: 12.02.2020).

В данной статье рассматривается становление и развитие игорного бизнеса, а именно его история, существование в России, законодательство, налогообложение и проблематика.

Ключевые слова: игорный бизнес, азартная деятельность, азартные игры, налог на игорный бизнес

Азартные игры уже многие века волнуют умы человечества. Игра на деньги всегда была чем-то большим, чем просто досугом, об этом так же говорит ее древнейшая и богатая на метаморфозы история.

Появление первый игорных домов приписывают Римской Империи, при императоре Тарквинии Гордом. В 1765 году кардинал Джулио Мазани стал родоначальником французского игорного бизнеса, открыв казино в Париже, где стояло уникальное по тем временам «колесо фортуны», которое изобрел французский ученый Блез Паскаль.

Ученые сходятся во мнении, что в России игорный бизнес появился в 17 веке. Практически сразу, в разделе «О разбойниках и татиных (воровских) делах» Уложения 1649 года был наложен запрет на азартные карточные игры. С течением времени этот вид деятельности претерпевал множество изменений со стороны законодательства, но постоянным оставался тот факт, что правители России старались всячески его ограничить. Полностью же запретил его Петроградский Военно-Революционный Комитет в 1917 году. В последствии азартные игры были реабилитированы Советом Труда и Обороны РСФСР, который 9 ноября 1921 года разрешил на законном основании продавать игральные карты. Легализация продолжалась недолго. При опросе рядовых советских граждан выявилось, что азартные игры стали самым предпочтительным видом деятельности в час досуга. В мае 1928 года Совнаркомом было принято постановление, отныне закрывающее игорные заведения, а также была принята статья 201 Уголовного Кодекса «за организацию игр».

С этого момента и на долгое время игорный бизнес становился незаконным, но даже будучи таким он полностью не исчез из России, оставаясь подпольным. Тем не менее несколько лазеек в законодательстве все же существовала. Во-первых оставалась возможность проводить всевозможные лотереи. Одна из самых известных и многими любимая лотерея «Спортлото» появилась в 1976 году. Во-вторых оставались тотализаторы, находившиеся на ипподромах. Ставки на лошадей не планировали запрещать, так как этот вид деятельности приносил постоянную прибыль. Нельзя не упомянуть и про бридж, являющийся одним из предпочитаемых занятий для азартных игроков.

Современный игорный бизнес в России существует на протяжении 20 лет. За прошедшее время были внесены изменения во многие его аспекты, в частности в налогообложение этого вида деятельности. На данный момент действует Федеральный закон № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», в котором приведены методы регулирования государством вышеназванной отрасли на территории Российской Федерации и СНГ. Для защиты прав и интересов граждан был введен ряд ограничений.

Виды мероприятий, регулирующих проведение азартных игр:

1) Введение ряда требований к игорным домам, их посетителям и владельцам.

2) Создание игровых зон — территорий для организации игорной деятельности

3) Установление правил для получения разрешений и их непосредственная выдача

4) Нахождение и запрещение отдельным лицам, нарушившим законодательство заниматься данным видом предпринимательства

Российское законодательство предусматривает организацию пяти игорных зон. Только одна игорная зона может существовать на территории каждого из субъектов. Лишь внутри зоны разрешена азартная деятельность, вне ее разрешено действие только букмекерских контор и тотализаторов, остальные виды игорного бизнеса запрещены. В частности по Самарской области, которая не является игровой зоной, насчитывается порядка 140 пунктов приема ставок. Также установлен запрет на онлайн-казино. Управление ведется органами государственной власти этого субъекта, имеющими необходимые полномочия. Посетителем игорного заведения может стать лицо в возрасте 18-ти лет.

Перечень утвержденных игорных зон в России:

– Янтарная (Калининградская область)

– Приморье (Приморский край)

– Сибирская Монета (Алтайский край)

– Азов Сити (Краснодарский край)

– Крымская (Республика Крым)

Из перечисленных выше игорных зон на данный момент действует только Азов-Сити и Сибирская Монета, остальные же находятся на стадии строительства или планирования.

Игорный бизнес является налогооблагаемым видом деятельности. На данный момент в бюджет уплачивается три вида платежей: налог на игорный бизнес, лицензионные сборы, налог на доходы, которые связанны с выигрышем лиц (только физических), налог на имущество.

Необходимо отметить, что суммы, перечисляемые государству от игорной деятельности, неуклонно увеличиваются. В 2000 году в бюджет было перечислено примерно 500.000 рублей, в 2001 году — примерно 1.200.000 рублей, а уже в 2003 году эта сумма стала равна 5.000.000.000 рублей. Также нельзя не признать, что создание одного рабочего места в данной сфере предпринимательства влечет за собой создание еще некоторого количества мест в области общественного питания, связи и тому подобных. Сейчас, по приблизительным подсчетам в сфере азартных игр трудится примерно 400.000 человек. Большинство данных предприятий являются средним и малым бизнесом.

1 января 2004 года Государственная Дума ввела в действие главу 29 Налогового Кодекса Российской Федерации, носившую название «Налог на игорный бизнес», регулирующую налогообложение азартной деятельности и по сей день. Во время ее разработки этот налог сменил федеральный статус на региональный.

В сущности, данный налог является одним из видов вмененного налога: облагается налогом деятельность с употребление игровых автоматов, игровых столов, действие букмекерских контор и тотализаторов.

Согласно данной главе, органы власти каждого из регионов имеют право самостоятельно устанавливать ставки по налогу на игорный бизнес. Они довольно существенно варьируются. Так, за один игровой стол может взыматься от 25 до 125 тысяч рублей, за игровой автомат — от 2500 до 7500 рублей, за процессинговый центр тотализатора может стоить налогоплательщику от 25000 до 125000 рублей, а сбор за пункт приема ставок букмекерской конторы или тотализатора составляет от 5 до 7 тысяч рублей. Налоговый период — календарный месяц. Плательщиками по данному налогу являются только организации. Налоговая база исчисляется отдельно, как совокупное количество объектов налогообложения. Налоговая декларация подается на позднее 20-го числа того месяца, который следует за истекшим налоговым периодом.

Читать еще:  Он был когда-то странной игрушкой безымянной. История создания мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена

О результатах и эффективности главы 29 говорить еще рано, но уже сейчас представляется возможным предугадать некоторые результаты, внимательно проанализировав законодательство. Из положительных моментов следует отметить более ясное изложение и однозначность толкования по сравнению с ранее принятым законодательством.

Одна из главных проблем игорного бизнеса состоит в том, что он оказывает отрицательное влияние на людей и в особенности на молодое поколение. Для решения этой проблемы стоит установить возрастные ограничения для посетителей игорных заведений. Следует способствовать формированию и развитию инфраструктуры по диагностике, лечению и реабилитации пациентов с зависимостью от азартных игр: обучать специалистов, строить медицинские учреждения, создавать социальные программы.

Также немаловажным является существование нелегальной деятельности в данной области предпринимательства. Несмотря на все меры, уже принятые и принимаемые по сей день по ограничению азартных игр, данная проблема остается актуальной. Чтобы ее устранить, необходимо ужесточить законодательство, в частности повысить налогообложение каждой единицы игорного оборудования, пресечь коррупцию, увеличить количество проверок игорных заведений контролирующими органами.

Подводя итог, следует отметить: игорный бизнес — это деятельность, требующая усиленного контроля со стороны государства. Отсутствие ясных и прозрачных норм законодательства по отношению владельцев игорных заведений и лиц, которые получают выигрыши, приводит к тому, что взимание налога по этому виду деятельности не является стабильным и значительным источником дохода бюджетов регионов на каждом из этапов по реформированию системы налогообложению игорного бизнеса.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000г., редакция от 03.11.2010г.), глава 29. Налог на игорный бизнес (действующая редакция, 2016).
  2. Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 N 244-ФЗ (действующая редакция, 2016)
  3. Приказ Минфина РФ от 08.04.2005 N 55н «О Порядке постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.04.2005 N 6554)
  4. Кондратьева, М. Н. Налоги и налогообложения: учебно — практическое пособие / М. Н. Кондратьева, Е. В. Баландин; Ульян. Гос. Техн. Ун-т — Ульяновск: УлГТУ,2015. — 95 с.
  5. Консультант Плюс. Правовая справочная система.

Игорный бизнес в России: изменения в системе его налогообложения

“Финансовая газета”, N 18, 1999

К настоящему времени прошло уже более полугода с момента вступления в силу Федерального закона от 31.07.1998 N 142-ФЗ “О налоге на игорный бизнес”, кардинально изменившего систему налогообложения игорных заведений. Рассмотрим, каким образом этот Закон повлиял на собираемость налоговых платежей от данного вида предпринимательской деятельности и какое влияние в целом он оказал на развитие игорного бизнеса в Российской Федерации.

Напомним, что данным Законом вместо ранее действовавшего налога на доходы казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса по ставке 90% был введен фиксированный налог на игорный бизнес с единицы игрового оборудования (способа ведения игорного бизнеса). Такими объектами налогообложения Законом были определены игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерских контор. Под игорным заведением в соответствии с Законом N 142-ФЗ понимается предприятие, в котором на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места).

Единовременное обследование организаций игорного бизнеса по итогам I полугодия 1998 г., т.е. до вступления в силу Закона N 142-ФЗ, проведенное Госкомстатом России, показало, что 65,1% респондентов (обследование охватывало 232 игорных заведения в разных регионах страны) не собирались его расширять. В качестве причин, по которым респонденты не собирались этого делать, почти 90% называли действовавшую на то время систему налогов. В итоге существовавшая система налогообложения в сфере игорного бизнеса не давала должного поступления в бюджетную систему Российской Федерации, а также не предоставляла налогоплательщикам, не прибегающим к различного рода нарушениям, перспектив развития предпринимательской деятельности в этой области.

С целью изменения сложившейся ситуации в налогообложении игорных заведений при участии специалистов Госналогслужбы России и был разработан Закон N 142-ФЗ, функционирующий, как уже было отмечено, более полугода.

Кроме установления в качестве объекта налогообложения единицы игрового оборудования Законом N 142-ФЗ предусмотрены лишь минимальные ставки налога на перечисленные объекты налогообложения, зачисляемые непосредственно в федеральный бюджет. Для пополнения доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации от данного вида предпринимательской деятельности законодательным (представительным) органам этих субъектов Федеральным законом было предоставлено право устанавливать единую ставку налога; превышение размера ставки над минимальной предусмотрено к зачислению в бюджет соответствующего субъекта Федерации.

При этом Законом N 142-ФЗ предусмотрено, что ставки налога на каждый объект налогообложения устанавливаются в размере, кратном установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), который в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 09.01.1997 N 6-ФЗ составляет 83,49 руб. К середине февраля 1999 г. около 35 субъектов Российской Федерации приняли единые ставки налога на игорный бизнес.

Справочная информация по ставкам налога по каждому виду объектов налогообложения приведена в табл. 1.

Чтобы оценить уровень приведенных ставок, выяснить, являются ли они слишком высокими или, наоборот, низкими, можно проанализировать динамику изменения объектов обложения налогом на игорный бизнес в целом по Российской Федерации и по отдельным регионам. При этом необходимо учитывать и ряд других факторов, оказывающих непосредственное влияние на развитие игорного бизнеса в конкретном регионе: общий уровень экономического развития конкретного региона; средний уровень доходов, получаемых различными слоями населения в данном регионе; уровень единых ставок налога, устанавливаемый законодательными органами в конкретном регионе; возможное увеличение абсолютной суммы налога в случае повышения установленного МРОТ и т.д. Заметим, что в проекте Закона N 142-ФЗ ставки налога были на порядок выше, но без возможности повышения их субъектами Российской Федерации. Кроме того, следует иметь в виду, что в настоящее время при существующих законодательно установленных нормах доходы, полученные непосредственно от игорного бизнеса, не облагаются налогами, объектом обложения которых является выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

С целью объективной оценки получившего развитие игорного бизнеса в нашей стране Госналогслужбой России после вступления в силу Закона N 142-ФЗ была организована работа по ежемесячному мониторингу общего числа зарегистрированных объектов налогообложения в налоговых органах по их видам. Динамика их изменения в сентябре – декабре 1998 г. приведена в табл. 2.

Таким образом, в течение рассматриваемого периода в общем по стране наблюдался постоянный рост как общего количества игорных заведений, так и каждого вида объектов обложения налогом на игорный бизнес, зарегистрированных в органах Госналогслужбы России. Так, количество игорных заведений, состоящих на учете в налоговых органах, в декабре 1998 г. увеличилось по сравнению с сентябрем того же года на 40% при общем увеличении объектов налогообложения на 34,8%. При этом максимальный темп прироста в абсолютном и относительном выражении в отчетном периоде наблюдался по игровым автоматам (36,5%).

В декабре 1998 г. при общем росте количества игорных заведений и объектов налогообложения наблюдалось некоторое уменьшение (на 2,3%) по сравнению с предыдущим месяцем общего количества игровых столов, зарегистрированных в налоговых органах как объекты обложения налогом на игорный бизнес. В первую очередь, на наш взгляд, это следует связывать с тем, что все в большем числе субъектов Российской Федерации были приняты единые ставки налога на игорный бизнес.

Так, в г. Санкт – Петербурге за 1 месяц в преддверии введения единых ставок налога на игорный бизнес количество зарегистрированных в налоговых органах игровых автоматов сократилось с 5187 единиц в октябре 1998 г. до 4489 единиц в ноябре того же года, т.е. на 13,5%, но при этом уже в декабре 1998 г. на учете в органах Госналогслужбы России г. Санкт – Петербурга было зарегистрировано 5360 единиц игровых автоматов. С декабря 1998 г. единые ставки налога для игровых автоматов в г. Санкт – Петербурге составили 124 МРОТ, т.е. повышены в 2,76 раза, при том, что среднее значение повышения минимальных ставок налога по игровым автоматам составляет 1,67.

Читать еще:  Хроники триффидов: Украинский "язык"- исковерканный и ополяченный русский. Джон Уиндэм «Триффиды

Исходя из уровня налоговых платежей от предприятий игорного бизнеса в феврале 1999 г. можно заключить, что общее количество объектов налогообложения в целом по стране, зарегистрированных в налоговых органах, в январе 1999 г. по сравнению с декабрем 1998 г. практически не изменилось.

В настоящее время география игорного бизнеса охватывает 71 субъект Российской Федерации, из них в 16 регионах имеется не более 2 игорных заведений. Наибольшее развитие и соответственно наибольшее поступление от налога на игорный бизнес в федеральный бюджет в 1999 г. были обеспечены следующими регионами страны:

Среднемесячное поступление средств от налога на игорный бизнес в Федеральный бюджет в феврале 1998 г. составило 17 610 тыс. руб. (12 359 тыс. руб. в октябре 1998 г.), т.е. рост составил 42,5%, а в консолидированный бюджет 23 061 тыс. руб. (12 674 тыс. руб. в октябре 1998 г.), т.е. рост составил около 82%. По сравнению с I полугодием 1998 г., когда действовала прежняя система налогообложения предприятий игорного бизнеса, среднемесячные налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации в феврале 1999 г. от данного вида предпринимательской деятельности выросли в среднем в 10 раз.

Таким образом, нам представляется, что измененная в августе 1998 г. законодательная база налогообложения игорных заведений, с одной стороны, позволила значительно повысить налоговые поступления от данного вида предпринимательской деятельности в государственную казну, с другой стороны, способствовала развитию игорного бизнеса в Российской Федерации, упростив порядок налогообложения и снизив налоговую нагрузку на предприятия, занятые в этой сфере, что создало условия для осуществления ими предпринимательской деятельности без необходимости преступать закон.

Практика показала, что применение отдельных положений Закона N 142-ФЗ вызывает многочисленные вопросы как у налогоплательщиков, так и у территориальных налоговых органов. Ответы на наиболее актуальные и часто встречавшиеся вопросы были даны в Письме Госналогслужбы России от 25.12.1998 N ПВ-6-28/912 “О некоторых вопросах порядка применения положений Федерального закона от 31.07.1998 N 142-ФЗ “О налоге на игорный бизнес”. Однако существует еще ряд вопросов, на которых мы остановимся.

Так, часто наблюдается ситуация, когда налогоплательщик, занятый в сфере игорного бизнеса, в установленном порядке регистрирует в налоговых органах объекты обложения налогом на игорный бизнес, но при наступлении срока уплаты налога заявляет, что предпринимательскую деятельность в отчетном периоде не осуществлял и соответственно уплачивать налог на игорный бизнес не должен. Такая ситуация была не редкостью во время ранее действовавшей системы налогообложения игорного бизнеса. Теперь же, когда объектом налогообложения определено игровое оборудование, закон предусматривает, что если налогоплательщик зарегистрировал в налоговой инспекции объекты налогообложения, то в установленный срок на каждый из них он должен заплатить налог. Если налогоплательщик прекратил предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса либо какие-то объекты налогообложения у него выбывали, то, чтобы иметь возможность не начислять налог на данные объекты, он должен в установленном порядке снять их с регистрации в налоговой инспекции. При этом незарегистрированные объекты обложения налогом на игорный бизнес не могут находиться на территории игорного заведения (в зоне обслуживания посетителей). Если есть необходимость возвратить данные объекты налогообложения в игорное заведение либо установить новые объекты, то эти объекты должны быть зарегистрированы в течение 5 рабочих дней начиная с даты установки. В Законе N 142-ФЗ закреплена обязанность для налоговых органов в течение этих 5 дней выдать налогоплательщику свидетельство о регистрации или внести изменение в ранее выданное свидетельство.

Часто налогоплательщики неправильно понимают норму Закона относительно этих 5 дней. В настоящее время территориальные налоговые органы при проверках игорных заведений не раз отмечали факты, когда налогоплательщик считает, что в случае установки нового объекта налогообложения он должен в течение этих 5 дней лишь подать заявление в налоговый орган для регистрации вновь установленных объектов, в то время как Закон четко предписывает в этот срок зарегистрировать указанное изменение в налоговом органе. Учитывая, что налоговому органу предоставлен максимальный срок рассмотрения заявления – как раз 5 рабочих дней, получается, что налогоплательщик обязан подать соответствующее заявление в налоговый орган не позднее дня установки нового объекта.

В случае выявления на территории игорного заведения незарегистрированных объектов налогообложения налоговые органы вправе применять к налогоплательщику все законодательно предусмотренные меры ответственности за данное нарушение.

При рассмотрении заявлений налогоплательщиков о необходимости проведения в некоторых случаях подготовительных (монтажных) работ по установке и введению в эксплуатацию объектов обложения налогом на игорный бизнес (в частности, при установке игровых автоматов) налоговым органам часто приходится разъяснять, что конкретно понимается под понятием “установка” игрового оборудования в игорном заведении, являющегося объектом налогообложения. В настоящее время ни Законом N 142-ФЗ, ни принятой в соответствии с ним Инструкцией Госналогслужбы России от 28.08.1998 N 50 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на игорный бизнес” не предусмотрена отсрочка регистрации объектов по каким-либо причинам, в том числе для проведения монтажных работ. Исключение составляет 5-дневный срок, в течение которого налогоплательщик обязан зарегистрировать установку в игорном заведении вновь введенных объектов налогообложения. Заметим, что в Законе N 142-ФЗ содержится запрет на наличие незарегистрированных объектов налогообложения на территории игорного заведения и под понятием “установка” объектов игорного бизнеса понимается их фактическая установка в игорном заведении.

Многочисленные вопросы возникают в связи с организацией тотализатора и букмекерской конторы. В частности, вопрос о том, каким образом необходимо уплачивать налог на игорный бизнес предприятиям, организующим данные виды игорного бизнеса, при наличии у них сети пунктов, осуществляющих прием ставок и производящих в том числе выплату выигрышей, т.е. при наличии так называемых операторов. Учитывая особенности организации тотализатора и букмекерской конторы как разновидностей организации игорного бизнеса, наличие таких операторов повышает заинтересованность игроков для участия в пари, так как увеличивает общее количество игроков и соответственно увеличивает общую разыгрываемую сумму на конкретное событие, т.е. позволяет игрокам играть между собой, находясь на территориально разобщенных пунктах приема ставок тотализатора или букмекерской конторы. Этот эффект достигается за счет того, что информация о всех сделанных ставках на разных пунктах поступает в головное подразделение предприятия, организующего данный вид игорного бизнеса. Там информация обобщается, рассчитывается конкретная сумма выигрыша, подлежащая выплате при наступлении определенного события, и необходимые сведения поступают обратно на каждый пункт приема ставок.

При этом операторы могут иметь дополнительное оборудование, позволяющее транслировать в режиме реального времени события (или иным способом доводить информацию о наступивших событиях), на которые заключаются пари, и располагаться практически в любых удобных для предприятия, организующего данный вид игорного бизнеса, местах. Операторы могут входить в структуру игорного заведения либо работать по договору оказания посреднических услуг; во втором случае они являются самостоятельными налогоплательщиками. В любом случае исходя из определения понятия “касса”, содержащегося в Законе N 142-ФЗ, в соответствии с которым под “кассой” понимается специально оборудованное место в игорном заведении (тотализаторе или букмекерской конторе), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате, плательщиком налога на игорный бизнес по установленным ставкам для данного вида игорного бизнеса является головное подразделение игорного заведения. Доходы, получаемые предприятиями – операторами от оказания посреднических операций, включаются ими в налогооблагаемый оборот в общеустановленном порядке.

В данной статье были затронуты лишь некоторые, наиболее часто встречавшиеся за последнее время, вопросы, связанные с налогообложением игорного бизнеса, и предварительная информация о результатах действия Закона N 142-ФЗ. Более детальная оценка его влияния на развитие игорного бизнеса в целом по стране может быть дана позже.

Источники:

http://cyberleninka.ru/article/n/18063285
http://moluch.ru/archive/138/38609/
http://wiseeconomist.ru/poleznoe/31461-igornyj-biznes-rossii-izmeneniya-sisteme-nalogooblozheniya

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии