Как «Изгой-один» вернул нам старых знакомых. Как воскресили Питера Кушинга для «Изгоя-один
Пять ловушек саги, в которые угодил «Изгой-Один»
Начав рассказывать историю далекой-далекой галактики с середины, Джордж Лукас наверняка не рассчитывал на то, что его детище получит такую разветвленную мифологию и найдет такую армию последователей
5. Прошлое героев «Изгой-Один»
Кадр из фильма “Изгой-один: Звёздные Войны. Истории”
Хитрый план с «белыми пятнами» в прошлом главных героев только издали выглядит «хитрым», на деле это ловушка, в которую извечно попадал сначала сам Лукас, а теперь и его последователи. Вспомните, сколько таинственности было в личности Дарта Вейдера. Кто он? Откуда? Что с его лицом и голосом? Тысячи вопросов, оставленных без ответа классической трилогией. Удовлетворили вас ответы приквелов? В какой-то мере, но и здоровую долю особенной «звездновойновой» магии эти ответы убили – именно потому, что ответы на эти вопросы подгонялись под известные условия. Но и этими ответами тема до конца не раскрыта – кто является отцом самого «отца Люка», так и осталось неизвестным. Потомки разберутся! Вот потомки и разбираются, но ровно так же, как Лукас. Эдвардс вместе с большой компанией сценаристов вводит сразу несколько персонажей, которые так же, как их предшественники, возникают из ниоткуда с пустыми «личными делами». А ведь для понимания их характеров и мотивов действовать прошлое очень важно. Что послужило причиной раздора между Галеном Эрсо и директором Кренником, да такого, что последний запросто расправляется с семьей своего старого знакомца? В каком бою столь жуткие раны получил Со Геррера и после каких событий его пути с Альянсом разошлись? Какие скелеты скрываются в шкафах Касиана Андора и при каких обстоятельствах в его руки попал К-2S0? Проще всего отмахнуться от всех этих вопросов, сославшись на то, что все погибли же, с мертвых какой спрос. Но тогда смысл всего фильма растворяется в той самой строчке, которая была известна поклонникам саги еще в 1977 году: «Группа повстанцев похитила чертежи “Звезды Смерти” и передала их Альянсу». Или авторы саги в дальнейшем хотят вернуться к персонажам «Изгоя» и снять приквел приквела? Не сложновато ли нагромождение? Не могу не указать и на еще одну важную загадку, которую «Изгой-Один» порождает, но сам же и хоронит, – кристалл Джин. Эдвардс как минимум трижды делает на подарке Лиры Эрсо явный акцент, зрители понимают, что это сосредоточение Силы, это тот камень, который должен стать «сердцем» джедайского меча, но… Но фильм ничего не говорит ни о происхождении драгоценного артефакта, ни о его подлинном значении в жизни Джин, ни о том, каким образом в будущем он мог бы стать частью саги – а есть намеки на то, что кристалл достанется Рэй. Как бы то ни было, в сюжет общей хронологии снова вкралось множество дыр.
4. Звезда Смерти
Сегодня можно совершенно точно сказать, что по большому счету «Изгой-Один» снят для того, чтобы прикрыть одну громадную логическую дыру, на которую не могли не обратить внимания зрители еще самых первых фильмов саги – какого лешего в самой грандиозной галактической постройке, в безжалостной «Звезде Смерти» скрыт такой простой способ ее уничтожения. Творение лучших имперских сил разрушается буквально одним выстрелом – ну куда такое годно. ОК, ответ устроил большинство поклонников вселенной. «Звезда Смерти» проектировалась человеком, который работал против своей воли, не разделял взглядов Империи и намеренно оставлял «черный ход» для того, чтобы его великое оружие можно было нейтрализовать простейшим образом. В какой-то мере это все то же упрощение, которое нацелено лишь на то, чтобы заполнить пустоту, но допустим, что оно логично и всех устраивает. Но ведь это не единственная проблема существования «Звезды Смерти» в саге, больше того, «Изгой» лишь добавил неразрешенных вопросов, связанных с этой конструкцией. Например, как получилось такое, что Альянс ничего ее знал о «Звезде» до самого конце ее постройки? Как грандиозное строительство, требующее не только привлечения глобальных масс в качестве рабочей силы, но и сбора огромных запасов материалов, осталось за пределами интересов Повстанцев? И это при всей разветвленности сети недовольных, при активном сотрудничестве с пиратами, торговцами, мошенниками всех мастей. «Звезда Смерти» строилась двадцать лет, но заметили ее только в момент испытаний – непростительная безалаберность. Дальше больше – оказывается, «Звезда Смерти» была испытана впервые не на Альдераана, как мы раньше думали, она сделала два выстрела намного раньше. Вам не кажется странным, что уничтожение двух более чем значимых точек на карте Галактики ранее оставалось за скобками? А ответ опять же прост: одна разгадка тянет за собой десяток вопросов без ответа, которые разъедают Ссагу изнутри.
3. Империя
Кадр из фильма “Изгой-один: Звёздные Войны. Истории”
О том, что мы узнали и что по-прежнему осталось скрытым во внутренней жизни империи, кстати, стоит поговорить отдельно. Я уже отмечал, что «Изгой-Один» скрывает от нас важный аспект отношений между Орсоном Кренником и Галеном Эрсо, но это лишь вершина айсберга – Кренник и без этого выглядит фигурой крайне противоречивой, но любопытной. Герой Бена Мендельсона не является выдающимся полководцем, как руководитель строительного объекта он тоже, мягко говоря, не блещет. Однако Кренник метит в ближайшее окружение Лорда Вейдера и надеется на снисхождение самого Императора! Что это означает? Нам снова показывают, что Империя прогнила изнутри? Что построенная Палпатином конструкция не способна генерировать идеи и выдвигать из своих рядов лучших? К чему эта нарочитая демонстрация глупости всей вертикали Империи от Гранд-моффа Таркина до самого затрапезного штурмовика и дроида? Разве с таким врагом должен биться Альянс? Создается впечатление, что Гарету Эдвардсу просто не позволили показать Империю такой, какой она должна быть – страшной, угрожающей, неотвратимо несущей смерть. Об этом, между прочим, говорят и обильные пересъемки и досъемки «Изгоя». Сравните трейлеры с итоговым результатом – мы лишились как минимум сцен с патрулирующими затуманенный берег штурмовиками, с дуэлью Джин и имперского истребителя на вершине башни-передатчика. Обидно, но, отказывая Повстанцам в достойном противнике, авторы саги неизбежно умаляют достоинства и самого Сопротивления – побеждать дурачков много отваги не нужно. Но Империя – далеко не дураки, так зачем же ваньку валять?
Кадр из фильма “Изгой-один: Звёздные Войны. Истории”
2. Повстанцы
Если вы думаете, что к Альянсу меньше вопросов, чем к Империи, то спешу вас огорчить – тут все еще грустнее. Нет, есть, разумеется, светлые стороны. «Изгой» показал нам несколько иное Сопротивление: вероломное, не гнушающееся предательствами и подлостью, откровенно трусящее перед смертельной угрозой и неспособное договориться в ответственный момент. Наконец, в полной мере продемонстрированы разброд и шатания среди пилотов и воинов Альянса, их наплевательское отношение к приказам и жизням соратников. Удивительно, но эти вкрапления черного и серого делают повстанцев ярче и живее. Но несколько новых штрихов, как и положено, влекут дополнительные вопросы и проблемы. Одна из самых главных – присутствие на флагманском корабле Альянса в самом эпицентре битвы над Скарифом Леи Органы. Это только в мультиках и мифах бесстрашные предводители армий, короли и принцессы идут в атаку во главе своей армии. На деле глава войска всегда находится в безопасном месте. Лея – не глава Альянса, но персона как минимум важная, объединяющая и значимая для продолжения сопротивления, и вдруг она оказывается там, где исход битвы в пользу повстанцев совсем не определен. В чем смысл ее нахождения на флагмане Альянса? Она лучше всех разбирается в вопросе преодоления силовых полей? Ей доступны средства приема-передачи чертежей, неизвестные остальным? Она незаменимый пилот икс-винга? Нет, нет и нет. Роль Леи в бою над Скарифом сугубо декоративная, ее «притянули за уши», чтобы показать в финальном кадре и пробросить мостик в «Новую надежду». Вот так очередная «заплата» оказалась еще более дыроватой, чем бывшая до этого прореха. Причем заплата эта была необязательной, но влекущей множество вопросов. Так же, как вопрос о том, откуда C3PO и R2 взялись на Тантиве IV с Леей, ведь Эдвардс явно показывает, что на Скариф их не взяли. Реверанс в сторону классики выполнил, но тут же попался на ее незнании. Вот на таких мелочах обычно ловят преступников – маленькая ложь порождает большую, и со временем все это просто вываливается наружу.
Кадр из фильма “Изгой-один: Звёздные Войны. Истории”
1. Дарт Вейдер
Однако самую большую волну вопросов и проблем вызвало наиболее ожидаемое фанатами появление Лорда Вейдера. Казалось бы, ничего особенно значимого Лорд ситхов в «Изгое» не делает, ну, за исключением энергичного «развешивания люлей» персоналу флагмана повстанцев в самом финале. Но даже несколько кадров с его участием оставляют столько вопросов, что впору задуматься, а стоило ли вообще его привлекать – он только всех запутал. Вернемся к финалу: Вейдер отлично видит, как перед самым его носом планы «Звезды Смерти» из рук в руки сначала уходят на флагманский корабль Альянса, затем оказываются у Леи и в итоге ускользают на Тантиве IV. А чем начинается «Новая надежда», помните? Захватом Тантива и милой беседой, из которой вовсе не очевидно, что ситх в курсе, что находится на корабле. Крайне неловкая стыковка «Изгоя-Один» и классической трилогии, очень плохая, корявая. Но заглянем чуть глубже, в середину нового фильма – там вопросов еще больше. Куда летит Кренник на встречу с Лордом Вейдером? На Мустафар, скромный планетоид, место смерти Энакина Скайуокера и появления Дарта Вейдера. Почему Темный Лорд предпочитает жить в том месте, где погибла часть его души, где он был оставлен умирать человеком, которого считал своим лучшим другом, где была задушена Падме? Что за странный выбор – жизнь на собственном кладбище? Впрочем, оставим эти вопросы на откуп желанию очернить и без того мрачного Вейдера, но зачем ситх принимает целебные ванны в бакта-камере? Он лечит свои ожоги, полученные в дуэли с Оби-Ваном? Но тогда почему мы никогда больше не видели и намеков на процедуры в 4-6-й частях саги? Или Вейдер приходит в себя после какой-то не показанной нам битвы, случившейся накануне визита Кренника? Но тогда что это была за схватка, с кем, кто мог нанести самому могущественному воину Галактики ранения? Снова вопросы, вопросы, вопросы… Причем необязательные, вытекающие только из невнимательности авторов, их желания потворствовать фанбазе, демонстрировать свое знание канонов, впрочем, весьма слабое, как мы видим.
«Изгой-Один», безусловно, важный кирпичик в строении саги. Он отличается от всего сделанного ранее, у него своя атмосфера и особое настроение, связанное с тем прежде всего, что его герои не выжили в решающей схватке. Но и закрывать глаза на море сюжетных дыр, неудачных обращений к канонам и легендам, нелепое использование известных ситуаций и персонажей нельзя. «Изгой» оставляет больше вопросов, чем было до него. Такими ли должны быть вспомогательные фильмы саги? Такими ли хотят их видеть зрители? Нет, но Сила, похоже, не на нашей стороне…
Как воскресили Питера Кушинга для «Изгоя-один»
Появление покойного Питера Кушинга в фильме «Изгой-один» стало популярной темой. Как это получилось, во что выльется и понравилось ли бы самому актеру?
Как только пошли разговоры о том, что губернатор Таркин появится в фильме «Изгой-один», интернет возмутился: неужели они воскресят Питера Кушинга? Актер, которого уже нет с нами 22 года, получил цифровую копию, о качестве которой лучше судить зрителям.
Все это уже было
Голливуд не в первый раз воскрешает актеров. В период съемок драмы Ридли Скотта «Гладиатор», в мае 1999 года, ушел из жизни Оливер Рид, игравший одну из важных ролей в картине. Режиссер решил закончить сцены с участием Проксимо, героя Рида, прибегнув к помощи двойника и компьютерной графики.
В 2004 году сэр Лоуренс Оливье появился в фильме «Небесный капитан и мир будущего». Британский классик играл злодея Тотенкопфа, точнее, его голографическую версию. Режиссер Керри Конран рассказывал, что предложение снять Оливье поступило от Джуда Лоу, игравшего протагониста. «Наверное, он всегда хотел сыграть с ним, так что мы связались с родственниками и получили согласие», — говорит Конран.
В 2013-м много шума наделала цифровая инкарнация молодой Одри Хепберн, сделанная для рекламного ролика шоколада. Для этого использовались две дублерши: у одной была идентичная Хепберн фигура, у другой — похожее лицо. Голова второй дублерши стала своего рода чистым холстом, на котором специалисты нарисовали лицо Одри Хепберн.
Совсем недавно после трагической смерти Пола Уокера в автокатастрофе создателям «Форсажа 7» пришлось решать вопрос, как быть с фильмом. В итоге роль актера завершили благодаря брату Уокера и цифровому двойнику.
Человек, которого не было
Разумеется, во многом такое воскрешение опирается на необходимость получить одобрение потомков актеров. И в случае с Кушингом, умершим в 1994 году (жена актера скончалась в 1971-м) и не оставившим потомков, студия получила добро от бывшего секретаря актера Джойс Бротон. Она отвечает за наследие Питера Кушинга и после просмотра фильма была чрезвычайно тронута, увидев актера на большом экране.
Супервайзер визуальных эффектов Джон Нолл, которому принадлежит идея «Изгоя-один», предложил режиссеру Гарету Эдвардсу не брать похожего актера на роль губернатора Таркина, а сделать цифрового дублера. Эдвардс признается, что многие нервничали, узнав о подобном решении.
Как известно, Кушинг снимался в «Новой надежде» исключительно по пояс. Актер нашел сапоги невероятно неудобными и заменил их мягкими тапочками. Но теперь Таркина смогли показать в полный рост. Во многом благодаря британскому актеру Гаю Генри. На родине его хорошо знают по сериалу «Холби Сити».
Слухи об участии Генри в «Изгое-один» уже некоторое время бродили по сети. Предполагалось, что он сыграет молодого Таркина, но никто не догадывался, что сходство Генри и Кушинга станет основой для компьютерной модели покойного артиста. Эдвардс крайне благодарен актеру, который пошел на этот шаг, зная, что его работа будет полностью стерта с экрана.
«В идеале для таких вещей нужно работать с актерами, игравшими в оригинале, — считает режиссер. — Но, учитывая, сколько лет прошло после выхода первого фильма оригинальной трилогии, это невозможно. Люди уже сильно состарились, и даже с захватом движения ничего не получится: с возрастом у всех у нас меняется язык тела».
Технологии всех стран, развивайтесь
Бывший вице-председатель сообщества визуальных эффектов Ричард Тейлор (не путать с Ричардом Тейлором, работавшим над «Властелином колец») говорит: «Мы довольно давно делаем фотореалистичных людей для фильмов. И уже сейчас начинаются вопросы: „Можно ли им заводить агентов?“» Тейлор работал над концептом оригинального «Трона», но задолго до этого он занимался созданием первого компьютерного человека для короткометражного фильма Adam Powers, The Juggler.
Тейлор с большим энтузиазмом обсуждает работу над «Форсажем 7», но не очень-то рад омоложенной версии героя Джеффа Бриджеса для фильма «Трон: Наследие». Однако, по словам специалиста, технологии в этой области развиваются со скоростью света. Реальность уже почти подошла к истории, показанной в фильме «Конгресс», где Робин Райт оцифровывают, чтобы сохранить ее копию для съемок в других фильмах.
Нынешний проект Тейлора — новая технология виртуальной реальности Eymerce — даст возможность зрителям взаимодействовать с фотореалистичными людьми в реальном времени. Среди партнеров компании Тэйлора — шоу «Концерты легенд» из Лас-Вегаса, где выступают двойники знаменитостей. Благодаря новым технологиям этот феномен можно вывести на новый уровень, тогда как актер, изучивший язык тела звезды, способен придать компьютерной симуляции достоверность при помощи техники захвата движения.
Смерть — это еще не конец
Если знаменитость уже покинула наш мир, то ее воскрешение становится предметом разговора для юристов. Использование образа покойной звезды должно быть обязательно согласовано с ее потомками.
По словам Ричарда Тейлора, сейчас многие знаменитости проходят процедуру сканирования, чтобы впоследствии обеспечить свои семьи, снимаясь в кино даже после смерти. «Это полезно даже в случае страховки: если кто-то получил травму на съемках, можно не останавливать процесс, а воспользоваться цифровым двойником», — говорит Тэйлор.
Голливуд начинает постепенно задаваться вопросами, связанными с цифровыми копиями. Допустим, актер отказался сниматься в сиквеле какого-то фильма. Законно ли использовать его цифровую копию? А если по контракту актриса не хочет сниматься обнаженной, корректно ли использовать виртуального дублера ее тела?
В Калифорнии существует закон, принятый в 1984 году. Он призван защищать права на использование образа актера после смерти. Согласно этому постановлению, права на публичное использование образа могут быть получены только спустя 50 лет после кончины артиста. Этот закон появился на свет после судебного разбирательства с потомками Белы Лугоши, которым не удалось предотвратить коммерциализацию образа Дракулы в исполнении Лугоши. Со временем Гильдия актеров продлила время запрета на использование образа покойных актеров до 70 лет.
Что бы сказал Кушинг?
Как ни странно, Питер Кушинг, скорее всего, одобрил бы решение кинематографистов воскресить его персонажа. Актер отличался очень философским отношением к смерти. Во многом оно берет начало в детстве актера: мать наказывала маленького Питера, притворяясь мертвой.
Когда в 1971 году умерла его любимая жена Хелен, Питер Кушинг долго не мог прийти в себя и даже подумывал покончить с жизнью. Но затем он решил с головой окунуться в работу, принимая любые предложения, лишь бы заполнить пустоту, появившуюся после смерти жены. И «Звездные войны» стали одной из таких работ.
Работая над сценарием, Джордж Лукас ввел губернатора Таркина ради человеческого присутствия в Империи, ведь главный злодей, Дарт Вейдер, носил маску. Звезда фильмов студии Hammer, Кушинг привык играть зловещих персонажей, но, по его словам, Лукас сперва предложил ему сыграть Оби-Вана и лишь после личной встречи решил, что актеру лучше подойдет роль Таркина. Сам Кушинг признавался, что лучше бы сыграл Кеноби, но не получалось из-за нехватки времени.
Питер Кушинг и его соотечественник Алек Гиннесс на момент съемок были самыми известными актерами. Кушинг отлично поладил со всей съемочной группой, несмотря на то что находился на площадке совсем недолго. Кроме того, Дарта Вейдера играл коллега Кушинга по фильмам студии Hammer Дэвид Праус. Первая реплика начинающей актрисы Кэрри Фишер в «Новой надежде» была произнесена как раз в компании Кушинга (принцесса Лея смотрит на разрушение ее родной планеты). Позднее актриса признавалась: играть ненависть к герою Кушинга оказалось трудно. Актер был приятным и милым джентльменом, а кроме того от него очень вкусно пахло «бельем и лавандой». Марк Хэмилл не снимался с Кушингом, но был большим фанатом актера и пришел на площадку на его смену, чтобы попросить автограф.
Известно, что «Новая надежда» Питеру Кушингу очень понравилась. Он даже был слегка расстроен, что Таркин погиб в финале и не сможет участвовать в сиквелах. Так что, скорее всего, сейчас он бы порадовался тому, что его персонаж снова ожил на большом экране.
Как для «Изгоя-один» воссоздавали Таркина и юную Лею
Стартовавший в декабре 2016 года « Изгой-один » по стилю сильно выбивается из всего цикла «Звездных войн». Он максимально реалистичен и минимально сказочен. Даже сам факт существования некоей Силы, которую используют джедаи, здесь иногда подвергается сомнению. Тем важнее было привести в этот мир персонажей, которые бы напоминали, что эта история все-таки неразрывно связана со вселенной «Звездных войн». Тем более, что действие должно с минуты на минуту перейти в «Новую надежду».
Как Гая Генри превратили в Таркина Исполнитель роли Таркина в фильме 1977 года Питер Кушинг умер еще в 1994-м. Но для того, чтобы новый фильм «Изгой-один» максимально верно передал заложенную в него идею, создателям был необходим его герой. Можно было, конечно, просто заменить актера, но это снижало эмоциональную нагрузку картины. Так что решено было воссоздать образ как можно ближе к оригиналу.
«Мы сделали это только потому, что это было необходимо. Таркин был очень важен для той истории, которую мы хотели рассказать», – говорит Джон Нолл, креативный директор Industrial Light and Magiс.
Для исполнения замысла пригласили актера Гая Генри, комплекцией, мимикой и жестами похожего на Питера Кушинга. Он сумел довольно точно воспроизвести манеры британца. Однако при оцифровке приходилось учитывать несколько проблем. Во-первых, в мимике актеров все-таки были небольшие различия. Например, «когда Питер Кушинг произносит звук „aah“, то он не двигает верхней губой. Он лишь слегка опускает нижнюю челюсть, и его губы образуют прямоугольную фигуру, обнажая нижние зубы». Подобные детали необходимо было учитывать в работе с графикой.
Во-вторых, если использовать для модели то же освещение, что и в «Новой надежде», то новый Таркин был бы более похожим на прежнего. Но в «Изгое-один» свет совсем другой и персонаж нереалистично смотрелся бы на фоне других героев. В итоге пришлось немного пожертвовать сходством в пользу реалистичности.
Над созданием этого образа работали целых 18 месяцев.
Молодая принцесса Лея
Актриса Ингвильд Дейла в фильме и в жизни Принцесса Лея отняла гораздо меньше сил. Но у нее и экранного времени не так много. Главной ее задачей было — обернуться и принять эстафету.
«Было бы сложно передать то, что у неё появилась надежда, не показав её лица. Так что мы использовали спецэффекты, чтобы придать моменту значимости и это было лучшим решением из возможных», — Кири Харт, Lucasfilm.
Казалось бы, во время съемок «Изгоя» Кэрри Фишер была еще жива и можно было позвать ее и применить ту же технику «омоложения» персонажа, что использовалась для воплощения 20-летнего Тони Старка в «Первом мстителе» с Робертом Дауни мл. или для игры с возрастом Брэда Питта в «Загадочной истории Бенджамена Баттона». Однако, как говорит Джон Нолл, у этой техники есть все-таки некоторые ограничения.
«Есть промежуток времени, в пределах которого те или иные технологии могут работать. По истечении времени вы уже не тот человек: другой голос, походка не та, держитесь вы иначе. Мы почувствовали, что самый верный подход, чтобы вернуть Кэрри Фишер 18-летней — это пригласить актрису, которая ближе к нужному возрасту», — рассказывает Джон Нолл.
Поэтому на роль юной принцессы пригласили начинающую актрису Ингвильд Дейла. Как и Гаю Генри, ей пришлось поработать в маске motion capture. «Как фанат „Звездных войн“, я невероятно взволнована, благодарна за оказанную честь — играть Лею и быть частью этой любимой и удивительной вселенной», – написала она в своем твиттере в день премьеры.
Несмотря на успех операции, «воскрешать» ныне покойную актрису для будущих фильмов уже не будут. Для восьмых «Звездных войн» Кэрри Фишер успела свои сцены отыграть, а вот в девятых ее уже не будет.
Красный лидер, Золотой лидер
Эту реконструкцию заметили только самые заядлые фанаты «Звездных войн». Во время космической битвы можно заметить старых знакомых по «Новой надежде» пилотов, известных под кодовыми названиями Красный лидер и Золотой Лидер. Их вырезали из видеоматериалов, не вошедших в первый фильм Лукаса.
Правда, над изображениями пришлось серьезно поработать: у части материалов была недостаточная выдержка, пришлось доводить картинку до ума. Плюс героев вырезали из кадра и поместили в кабины истребителей, созданных уже для фильма «Изгой-один».
Источники:
http://www.film.ru/articles/protiv-techeniya-izgoy-odin
http://www.kinopoisk.ru/article/2868741/
http://www.ivi.ru/titr/motor/rogue-one-tarkin