Как Д. Фонвизин описывает просвещенных и невежественных дворян в пьесе «Недоросль»? Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И

Как Д. Фонвизин описывает просвещенных и невежественных дворян в пьесе «Недоросль»? Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И

Сочинение: Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Восемнадцатый век в истории России — это эпоха укреп­ления самодержавия и господства крепостного права. Такой порядок вещей, устраивавший правящую верхушку общества, вызывал критическое осмысление социально-политической обстановки в стране со стороны передовых людей своего вре­мени, к которым принадлежал и драматург Денис Иванович Фонвизин. Правда, его критика общественных порядков не поднималась до обличения самих основ самодержавия и кре­постничества. Показывая их пороки, писатель не призывал к революционным потрясениям. Он лишь пытался сатиричес­ким изображением этих пороков пробудить у правящего класса стремление облегчить участь крестьян и способствовать про­грессивному развитию страны, которое ему виделось на путях просвещения. Самым выдающимся произведением, в котором он выразил свои взгляды на существующие в стране порядки, стала его комедия «Недоросль».

«Недоросль» — одно из немногих драматических произве­дений восемнадцатого века, которое ставится на сцене и в наши дни. Это объясняется не только критическим зарядом произведения по отношению к социальному устройству Рос­сии того времени, но и созданием образов, которые в той или иной форме остались неизменными на протяжении многих десятилетий. Взять хотя бы главного героя комедии Митрофа­нушку, чье имя стало нарицательным для определения велико­возрастных бездельников, сидящих на шее у своих родителей. Разве таких «Митрофанушек» мало в наше время? А мать его, госпожа Простакова? Тоже ведь вполне современный персо­наж: любыми способами, честными и нечестными, добиться благополучия для своего чада, не заботясь о том, чтобы сын стал образованным и порядочным человеком. Так же предста­вимы сейчас и господин Простаков, муж-подкаблучник, и Та­рас Скотинин, чья фамилия точно определяет сущность этого умственно неразвитого и недалекого человека. Но интересно отметить, что живыми типами и для нашего времени остались те персонажи фонвизинской комедии, которых мы восприни­маем как отрицательных. Положительные же герои: Правдин, Стародум, Милон, Софья — по большей части схематичны и маловыразительны. Вероятно, при их создании драматург опи­рался больше на свои представления о том, какими должны быть положительные герои, чем на реальные прототипы.

Своеобразие комедии Фонвизина «Недоросль» заключается в том, что она выходит за рамки норм и требований господство­вавшего в восемнадцатом веке литературного направления — классицизма. Все внешние признаки классицизма соблюдены: единство времени и места, положенные пять действий, нали­чие четко обрисованных положительных и отрицательных ге­роев с «говорящими» фамилиями. Благополучный финал, в котором добро торжествует, а зло наказано. Четкий моральный урок: «Вот злонравия достойные плоды», — вложенный в уста резонера Стародума. В то же время больше всего привлекают нас сегодня в комедии проявляющиеся в ней реалистические элементы. Во-первых, это живой разговорный язык персона­жей. А во-вторых, попытка представить их характеры не в чер­но-белых красках, а с использованием более гибких изобрази­тельных средств.

Вот, казалось бы, сугубо отрицательный тип — госпожа Простакова. Она идет на прямые злодеяния для достижения своих целей. Но мы понимаем, что в такой искаженной фор­ме проявляются у нее добрые материнские чувства. И когда она в финале комедии бросается обнимать сына со словами: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — а тот с досадой говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навяза­лась…» — нам хочется пожалеть несчастную женщину, воспи­тавшую неблагодарного эгоиста сына.

Читать еще:  Русские народные зазывалки. Скоморошьи зазывалки на ярмарку - Кричалки и зазывалки - Народное творчество - новые - С днем рождения

Основной конфликт пьесы — это противопоставление раз­личных групп внутри дворянского класса по вопросу об отно­шении к крепостному праву. Но сатирическая направленность комедии проявляется не только в изображении отрицательных сторон «барства дикого», но и в изображении быта и нравов дворянской среды. В первую очередь это касается проблемы воспитания и образования. Эпоха Просвещения, какой был для Европы восемнадцатый век, в России с трудом находила себе последователей. Корни этого опять-таки крылись в кре­постничестве. Ведь с точки зрения крепостника, зачем, дей­ствительно, Митрофанушке география, если извозчики знают, куда его везти. Зачем делить найденные деньги с кем-то, ког­да их можно взять себе. Эти и другие комические подробнос­ти, в изобилии рассыпанные по страницам комедии, едко высмеивают невежество и тупость «Простаковых» и «Ско­тининых». Только широкая образованность, по мнению Фон­визина, способна просветить косные умы недальновидных дворян. И только просвещенная нация может осознать вред крепостничества и обуздать присущие ему пороки. В этом и состоит идейный пафос комедии Фонвизина.

Но писатель отнюдь не посягает на основы общественно­го устройства. Его цель в другом — обратить внимание власть предержащих на опасность беззакония и произвола для само­го существования государства. И не случайно его положитель­ные герои, прежде всего Стародум, несут в себе набор тех черт, которые писатель считал необходимыми для тех, кто правит страной. В этом также состоит непреходящее значение сатири­ческой комедии Фонвизина для нашего времени.

Как Д.И. Фонвизин описывает просвещенных и невежественных дворян в пьесе «Недоросль»?

Громкая слава пришла к Фонвизину после создания комедии «Недоросль». С первых моментов своей сценической жизни комедия привлекла внимание современников общественной значимостью поднятой в пьесе темы. Фонвизин рассказал о том, что больше всего волновало просвещенных людей того времени.

Тревожные воспоминания о недавних событиях крестьянской войны 1773-1775 годов заставляли лучших людей дворянской интеллигенции искать выход из положения, создавшегося в стране. К таким людям принадлежал и Фонвизин, считавший, что «государство требует немедленного врачевания». В безграничной власти помещиков над крепостными крестьянами писатель видел большое социальное зло. Поэтому главная тема созданной им комедии – помещичий произвол и его губительные последствия.

Фонвизин задался целью показать крепостничество таким, какое оно есть на самом деле. В центре внимания драматурга – быт захолустной усадьбы помещиков, злые нравы ее обитателей. «Пламя сатиры» автор направил против «злонравных» крепостников-помещиков. В ярких комедийных сценах писатель показал ограниченность и корыстолюбие господ Скотининых-Простаковых, низменность их интересов и побуждений. В помещичьей среде изувечены и изуродованы лучшие человеческие чувства.

Отрицательных персонажей комедии, особенно Митрофана и Простакову, трудно забыть – они нарисованы живо и достоверно.

Простакова, исполняя все прихоти своего дорогого сыночка, слепо убеждена, что воспитывает в нем истинного дворянина, хотя на самом деле нравственно калечит его. Образ этой женщины у Фонвизина не схематичен. Она выступает перед нами как очень злая помещица, угнетающая своих слуг. Ей чужды нравственные и моральные ценности. Однако она горячо любит своего сына и в своей любви способна на крайности. В конце пьесы мы видим ее несчастной, убитой горем, обманувшейся в надежде найти сочувствие и поддержку у Митрофана.

Читать еще:  Сказка о мертвой царевне и7 богатырях. Александр Пушкин — Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях: Стих

Митрофанушка растет бездельником и эгоистом. Он груб со всеми окружающими, нередко бездушен даже к родителям, ведет паразитический образ жизни, совершенно не приспособлен к самостоятельности. Реплики Митрофана всегда вызывают оживление в зрительном зале: «Не хочу учиться, хочу жениться». Зрители смеются, когда он не может вспомнить правил, придумывает какие-то новые. Но сын Простаковой показан не только как бездельник, заслуживающий насмешки: этот будущий крепостник уже в пятнадцать лет проявляет крутой нрав, властно командует дворовыми людьми.

Диалоги и монологи отрицательных персонажей написаны Фонвизиным с подлинным мастерством. Впервые на русской сцене действующие лица заговорили естественно, просто и непринужденно.

Положительные герои комедии являются выразителями идей писателя. Особенно существенна для понимания смысла произведения фигура Стародума. Он критикует поведение знати, отсталость дворян и их ужасное обращение с крестьянами. В речах выразителя идеалов писателя, любимого героя Фонвизина, петровское время противопоставляется царствованию Екатерины II, позволившей помещикам забыть о своих обязанностях перед государством. Однако Стародум прошлому не принадлежит. Это мудрый человек передовых взглядов, представитель оппозиционного дворянства 80-х годов 18 века. Он сторонник просвещенной монархии и ограничения крепостного права. Мысли положительных героев комедии нашли отклик в сердцах его современников.

В финале пьесы, как и полагалось в классических комедиях, добродетель торжествует, зло наказывается. Драматург показывает, что бесчеловечность и невежественность помещиков должны неминуемо привести их к краху, как это и случилось с Простаковой, лишившейся власти над крестьянами.

«Дворяне просвещенные и непросвещенные в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»»

Комедия «Недоросль» была написана Фонвизиным в 1781 году. Она стала главным произведением писателя и шедевром отечественной драматургии 18 века. В комедии Фонвизин ставил перед собой задачу изображения современных ему нравов как результата сложившейся в обществе системы взаимоотношения людей.

Главной темой комедии является обличение крепостников, которых Фонвизин считал социальным злом. В пьесе отразился основной конфликт современности — произвол помещиков, поддерживаемых верховной властью, и бесправие крепостных крестьян. Но центральным конфликтом произведения становится столкновение дворян просвещенных и непросвещенных. Поэтому основным предметом изображения в своей комедии Фонвизин делает не дворян самих по себе, а в тесной связи с крепостными, которыми они управляют, и верховной властью.

Одной из главных проблем комедии является разложение русского дворянства как правящего сословия страны. С первой же сцены пьесы автор представляет зрителю мир, в котором одни люди владеют другими людьми. Главная фигура этого мира — Простакова, «презрелая фурия» и «госпожа бесчеловечная». Она полновластная хозяйка своего мира, от ее произвола зависит судьба ее рабов: старухи Еремеевны, Тришки, девки Палашки, крестьян, обеспечивающих ее благосостояние. Простакова деспотична не только с крестьянами, но и с собственным мужем. Ее власть простирается на Софью, на Скотинина, то есть на всех, от кого она не встречает отпора.

Читать еще:  История одного шедевра: «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Рембрандт «Возвращение блудного сына

Простакова выполняет все прихоти своего любимого сыночка. Это, пожалуй, единственный человек, который имеет над ней сильнейшую власть. Пытаясь сделать из отпрыска настоящего дворянина, она нравственно калечит его. Простаковой чужды нравственные и моральные ценности, она кажется бездушным, злым человеком. Тем не менее, она искренне любит своего сына. В своей любви она доходит до крайности. В конце пьесы Простакова предстает перед нами полностью раздавленной: она не только лишилась своей власти, своего поместья, но единственного дорогого ей человека. Митрофан просто отказывается от матери. Это плоды бездумного воспитания маленького тирана.

Проблема воспитания в произведении тесно связана с образом Митрофана. Фонвизин считает, что эта проблема имеет важное государственное значение. Ведь только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить, чтобы они больше не появлялись.

Митрофанушка — бездельник и эгоист. Он груб со всеми окружающими, никого не уважает и просто не знает, что это за чувство. Молодой человек бездушен к родителям, ведет паразитический образ жизни, ничего не умеет и ничему не желает учиться. У зрителей этот образ является, пожалуй, одним из самых любимых. Митрофан смешон, когда пытается отвечать на вопросы учителей, всегда забавляет его фраза: «Не хочу учиться, хочу жениться». Но, если подумать, этот персонаж скорее не смешон, а страшен. Он — жестокий глупец. А что может быть страшнее глупца, имеющего власть.

Но в комедии Фонвизина есть и положительные персонажи. Это Правдин, Стародум, Милон. Особая роль отведена Правдину. Находясь с самого начала в доме Простаковой, наблюдая все ее беззаконие, Правдин выступает в финале вершителем справедливого возмездия. У героя говорящая фамилия. Она означает идеальность тех нравственных норм, которые он воплощает.

Большое значение в комедии имеет, безусловно, и Стародум — «друг честных людей». Если Правдин еще питает иллюзии относительно просвещенного характера правления Екатерины, то Стародум давно знает истинную ему цену. Именно Стародум объясняет и Правдину, и зрителю, что наивная вера русского общества в «просвещенную» императрицу бессмысленна. Ведь именно Екатерина утвердила в России деспотический характер правления. Именно в результате ее политики в стране безнаказанно хозяйничают Простаковы и Скотинины.

В финале комедии Простаковых ждет заслуженное наказание — приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Но появление Правдина с указом в руках разрешает конфликт лишь формально. Испуганный Скотинин, виновный в подобных же злодеяниях, благополучно уезжает в свою деревню. Зрители убеждены в том, что и Простаковы тоже не очень пострадают, просто будут осторожнее в дальнейшем. Для того, чтобы истребить Простаковых и Скотининых, Россия должна встать на путь просвещения. Это, по мнению автора, единственная возможность изменить страну к лучшему.

Источники:

http://vsesochineniya.ru/sochinenie-satiricheskoe-izobrazhenie-nravov-pomestnogo-dvoryanstva-v-komedii-d-i-fonvizina-nedorosl.html
http://1soch.ru/fonvizin-di/nedorosl/kak-d-i-fonvizin-opisyvaet-prosveshhennyh
http://www.allsoch.ru/sochineniya/8436

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии