3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Изучение декоративно прикладного искусства в доу. Художественно-эстетическое развитие детей в детском саду средствами декоративно — прикладного искусства

Изучение декоративно прикладного искусства в доу. Художественно-эстетическое развитие детей в детском саду средствами декоративно — прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников.

Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формировании общечеловеческих ценностей. Использование в эстетическом развитии ребёнка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.

В детском саду ребёнок знакомится с разнообразными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой, произведениями декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство – это один из видов пластического искусства. Делят декоративное искусство на монументально-декоративное (витражи, мозаика, росписи), народное декоративно-прикладное (бытовые хозяйственные изделия) и оформительское искусство (оформление выставок, экспозиций и т.д.).

Декоративно-прикладное искусство – вид искусства, произведения которого, выполняя определённую практическую функцию, воплощают в себе художественно-эстетическое начало. Красота и художественный образ в произведениях декоративно-прикладного искусства соединяются с практической полезностью. Область декоративно-прикладного искусства обширна. Его произведением может стать любая практическая вещь, оформленная по законам красоты и художественной образности. Назначение этого вида искусства состоит в том, чтобы украшать быт.

В народном декоративно-прикладном искусстве практическая, обрядовая, эстетическая, воспитательная функции находятся в неразрывном единстве. Однако основная функция изделий – быть полезными и красивыми. Когда мы говорим о декоративно-прикладном искусстве, важным понятием является народный художественный промысел.

Дошкольников знакомят с некоторыми промыслами: матрёшкой, с городецкой, хохломской росписями, с филимоновской и дымковской игрушками, керамикой Гжели. Сила искусства народных промыслов заключается в передаче оригинальных приёмов мастерства.

Знакомясь с разнообразием и богатством изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. Народное искусство даёт пищу художественному восприятию детей, способствует эстетическому переживанию и первым эстетическим суждениям.

Знакомясь с произведениями народного искусства, обогащается не только познавательный опыт ребёнка, но и его эмоционально-эстетическая деятельность. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию эстетических чувств, эмоционально положительного отношения к народным мастерам и традициям.

В произведениях декоративно-прикладного искусства одним из основных компонентов, привлекающих к себе внимание, является форма. В ней закладывается несколько характеристик: она во многом определяет назначение предмета, выражает замысел мастера, служит неким символом. Эстетическую ценность предмет приобретает благодаря орнаменту. Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение, художественно оформляющее вещь, для которого характерно ритмическое расположение элементов рисунка. Орнамент – наиболее характерная черта, особый знак предметов крестьянского творчества. Орнамент позволяет говорить об эстетике предмета, его художественности.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему.

Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеалы.

Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Знакомство ребёнка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики — связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности. При рассмотрении элементов узора можно вносить элемент игры: найти одинаковые или однородные элементы, указать, как они повторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых элементов. Воспитатель подводит детей к суждению о повторяемости элементов, об их правильном чередовании, о разнообразии их использования.

Педагог рассказывает об особенностях того или иного промысла, используя слайды, фотографии, плакаты, схемы, отражающие этапы изготовления изделий декоративно-прикладного искусства. Для ознакомления с декоративно-прикладным искусством сначала выбираются знакомые образы, украшенные геометрическим узором (полосы, круги, кольца, точки). Эти виды проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, выделяются новые средства выразительности. Затем привлекаются виды с растительным узором (городец, хохлома, жостова).

С.В.Погодина предлагает строить работу по развитию детского декоративно-прикладного творчества в трех направлениях:
— знакомство детей с определенным видом искусства, различными видами орнаментов, изучение законов построения композиций;
— обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе народного искусства, знакомство с некоторыми приёмами народных мастеров;
— развитие детского декоративного творчества.

Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно-творческих способностей.

Чему должны быть обучены дети
по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги). Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Декоративное рисование. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки. Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством. Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки). Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце). Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Читать еще:  История создания произведения герой нашего времени краткое. Срочно на завтра нужно помогите!!!!!!!!!!!! герой нашего времени!!!!!!!! история создания произведения герой нашего времени(сочинение не нужно) мне нужно только критические типы

Декоративная лепка. Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.). Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом, использовать стеку. Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа.

Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать xapaктерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Декоративная лепка. Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.

Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Автор: Ожогова Екатерина Олеговна

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Творчество — это деятельность,

в которой раскрывается

духовный мир личности»

В. А. Сухомлинский

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

Нижегородский край богат народным декоративным промыслом (Городец, Семёнов, Хохлома, Полхов-майдан). Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального художественно-декоративного искусства. Самоназвание «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т. е. направленная на улучшение качества предметов. В этом сказывается ее утилитарный характер. С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка.

Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Ознакомление с произведениями народногодекоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому я включаю их в педагогический процесс работы со старшими детьми.

Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетическогоразвития, мной было решено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей. Знакомство детей с народными промыслами Нижегородской области, мастерством народных умельцев и русским фольклором, позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Целью моей углубленной работы стало: развитие творческих способностей детей, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,удовлетворение детей в самовыражении через знакомство народным декоративно-прикладным искусством.

Поставленная цель решалась через следующие задачи:

• образовательные: познакомить детей с художественными росписями Нижегородской области; развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве;

развивающие: совершенствовать технические навыки в рисовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки, действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки);развивать творческие способности детей; развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; развивать чувство цвета; развиватьмыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез, обобщение);

• воспитательные: способствовать развитию роста интереса детей к народному творчеству; повышения художественной, творческой активности у детей;способствовать формированию эстетического вкуса и эстетического идеала;способствовать развитию у детей чувства прекрасного; воспитания в детях любови к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту; способствовать формированию художественного вкуса детей.

Вся воспитательно-образовательная работа в этом направлении осуществляется мной в организованной образовательной деятельности: в НОД, в играх, труде, на праздниках,развлечениях, в самостоятельной деятельности детей.

Для достижения поставленных целей и задач по данной теме, мной определены направления работы:

1. Составлено перспективно-тематическое планирование по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством.

2. Разработана серия сценариев по декоративному рисованию.

3. Составлен план работы с родителями.

Первое с чего началась моя работа по декоративно-прикладному искусству — это создание предметно-развивающей среды, которая в себя включает:

• центр практической деятельности (столы, мольберт, стена для рисования)

• мини-музей «Полка-красоты» (уголок старины и предметов искусства)

• центр творчества

С целью приобщения к народному декоративно-прикладному искусству использовала разнообразные типы непосредственно образовательной деятельности такие, как:

• импровизации, помогающие создать условие творческого участия дошкольников в учебном процессе;

• праздники, как форма коллективной работы;

Знакомство с различными видами росписи мной проводилась работа согласно такойпоследовательности:

1. Знакомство с данным видом декоративно-прикладного искусства (материалом, фактурой, орнаментом, узором) с использованием компьютерных презентаций.

2. Рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций об истории промысла.

3. Оформление «Полки красоты»: один предмет, например, дымковский конь, несколько предметов одного народного промысла (дымковские игрушки или хохломская посуда, и т. д., сравнение двух трех видов народных промыслов, выставка детских работ).

4. Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, с учетом интеграции образовательной деятельности по лепке, декоративному рисованию, аппликации, ручному труду.

Читать еще:  Кто такой гончаров иван александрович. Гончаров Иван Александрович – краткая биография

5. Организация «мини – музея» в группе (предметы народного промысла).

6. Использование дидактических игр по разным видам росписи: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора».

7. Самостоятельная художественная деятельность детей в центре творчества(использование трафаретов, нетрадиционных изобретаемых материалов, рисование на различном материале (бумага, дерево, глиняные игрушки, пластилиновые поверхности).

Большое значение имело тесное сотрудничество с семьями воспитанников. С этой целью были организованы индивидуальные консультации «Художественные промыслы Нижегородской области», информационные стенды «Значение народной игрушки в воспитании детей», выставки «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома».

В результате планомерно проводимой работы ознакомление народным декоративно-прикладным искусством уровень творческих способностей дошкольников значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видовдекоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.

Таким образом, значение ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством в детском саду, является интересной и многогранной темой, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.

««Вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Н. Д. Бартрам

Художественно-эстетическое развитие детей в детском саду средствами декоративно — прикладного искусства

«Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и оценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству». Н. А. Ветлугина

В своей работе я опиралась на научно – исследовательские, методические и организационно – педагогические условия.
Научно – исследовательские. Исследователи народного искусства Комарова Т.С., Василенко В.Н., Ветлугина Н.А., Сакулина Н.П., Флерина Е.А. и др. отмечают значение декоративно-прикладного искусства для разностороннего развития личности ребёнка. Е.А.Флерина одной из первых выступила за использование декоративно-прикладного искусства в детском саду. Она считала, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики.

Методические условия.
— Изучение методической литературы. (Изучили литературу касающиеся истории каргопольского промысла, уточнила методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с игрушкой и обучение их лепке и росписи.); методической литературы по взаимодействию педагогов и родителей для реализации современной модели художественно-эстетического образования в ДОУ;
— Организация РППС;
— Разработка методического сопровождения;
— Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми и родителями;
Организационно – педагогические условия.
— взаимодействие с семьями воспитанников для реализации плана работы по данной теме
— взаимодействие детского сада с социумом
— выступление на педагогическом совете

— транслирование опыта в интернет сообществах

Актуальность.
Проблема художественно – эстетического воспитания и развития детей всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Одной из задач ФГОС дошкольного образования, является развитие творческих способностей у детей, для становления креативной и успешной личности. С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Начиная работу по теме, мы обратилась к народной игрушке. Так как национальная русская игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающая ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Из всего разнообразия русских народных игрушек мы выбрали каргопольскую глиняную игрушку, так как считаем, что она разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка. Удивительная простота сюжета, пропорциональность, четкость формы сочетаются с простой раскраской, их образ понятен детям, а орнамент доступен для понимания. Практика показывает, что для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители — самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка ,происходит развитие эмоционально-чувственной сферы.

Цель:художественно-эстетическое развитие детей в дошкольном учреждении и семье средствами декоративно – прикладного искусства ( каргопольская игрушка).

Задачи:
1.Создать условия способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
2. Способствовать развитию художественно-эстетического развития детей в дошкольном учреждении и семье средствами декоративно – прикладного искусства ( каргопольская игрушка).
3.Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Ведущая педагогическая идея данной работы заключается в том, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с народной игрушкой, ее изготовлению и украшению при взаимодействии с родителями будет способствовать развитию творческих способностей детей, способствовать гармоничному разностороннему развитию ребенка.

Этапы работы. I этап – Подготовительный
Подобрали методическую литературу. За основу в своей работе мы используем парциальную программу «Цветные ладошки» Лыкова И.А., которая является вариативной частью Основной Образовательной Программы. Разработали методическое сопровождение ( перспективный план, определили направления ) . Провели анализ РППС. Разработали педагогическую диагностику в соответствии с Основной образовательной программой. Критерии диагностики определила в соответствии с основными направлениями работы по теме. В оценке достижений детей использовала малоформативные методы: наблюдение, беседа, наблюдение в совместной деятельности. Результаты диагностики выявили недостаток развития личностных качеств у детей, (эмоциональная отзывчивость, чувство сопереживания), дефицит знаний и представлений у детей о каргопольской игрушке, владение практическими навыками в изобразительной деятельности.
Работа с детьми проходила по следующим направлениям
— Вызвать эмоциональную отзывчивость.
— Развивать представления о каргопольской игрушке.
— Формировать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.
Подготовительный этап. Начиная работу с детьми по выбранному направлению, пополнили среду образцами изделий каргопольской народной игрушки, сделанными своими руками и оригинальными. Оформили выставку игрушек (для того чтобы заинтересовать детей, произвести на них впечатление). Радовали детей возможность поиграть с глиняными игрушками. Оформили яркий красочный плакат с изображением каргопольских игрушек, элементами росписи. Сделали красочные, иллюстрированные альбомы : « Каргопольская игрушка», « Лепим каргопольскую игрушку», «Путешествие в Каргополь» ( возникновение промысла), альбом с основными элементами росписи в порядке их усложнения. Сделали таблицу, показывающую последовательность изготовления глиняной игрушки, основные цвета росписи, элементы узора. Украсили группу тематическими картинками. Пополнили мини –музей « Уголок русской избы» ( скатерть на стол с каргопольскими узорами, сундучком украшенный каргопольским узором). Пополнили музыкальный уголок шапочками для игр-драматизаций и инсценировок. Дидактическими играми: «Составь картинку», «Подбери правильно», «Сходства и различия», «Трафареты», «Продолжи узор», «Домино», «Народные промыслы», «Расставь по полочкам», «Назови правильно». Уголок физического развития пополнили атрибутами для народных игр ( ленты, венки, маски, шапочки). Пополнили уголок изобразительной деятельности, в нём находиться готовая к лепке глина, каргопольские игрушки, картинки, иллюстрированные альбомы таблицы, краски, бумажные силуэты, раскраски чтобы дети при желании могли заняться любимым делом. Оформили фотовыставку « Каргопольская глиняная игрушка».
Практический этап включает работу с детьми, взаимодействие с родителями и взаимодействие с социумом.

Читать еще:  Горький годы жизни. Максим Горький, также известный как Алексей Максимович Горький (при рождении Алексей Максимович Пешков, Maksim Gorkij, Aleksej Maksimovich Peshkov) ()

Формы работы с детьми.Работа проходила через все виды детской деятельности (игровую, продуктивную, двигательную, чтение ( восприятие) художественной литературы, музыкально – художественную, познавательную, трудовую, коммуникативную) и поэтапного знакомства с народным промыслом путем погружения в различные формы.
Моделируя темы всех мероприятий, мы старались продумать их содержание таким образом, чтобы ребенок мог познакомиться с историей народной игрушки, выразить свое отношение, проявить личностные качества. Весь материал детям преподносили в игровой форме.
Беседы с просмотром презентаций: « Знакомство с каргопольской игрушкой», «Путешествие в Каргополь», видеофильма « Как делают каргопольскую глиняную игрушку» Познакомили детей с каргопольскими игрушками, особенностями и этапами изготовления, с историей возникновения этого промысла. При этом воспитывали эстетическое восприятие произведений декоративно – прикладного искусства.
Рассматривали выставку каргопольских игрушек. С целью вызвать интерес и эмоциональный отклик , обращали внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают каргопольские мастера, особенности игрушки ( мифические образы « Полкан», « Тяни – Толкай»). Обращали внимание на материал, из чего сделана игрушка, как украшена.
Рассматривали красочные, иллюстрированные альбомы : « Каргопольская игрушка», « Лепим каргопольскую игрушку», « Каргопольская игрушка» ( возникновение промысла). Формировали интерес дошкольников путём использования различных видов наглядности.Плакат с основными элементами росписи в порядке их усложнения. Знакомили детей с особенностями и своеобразием каргопольской росписи.
Играли в дидактические игры: «Трафареты», «Продолжи узор», « Собери узор». Помогали детям овладеть приёмами и техниками росписи по мотивам каргопольской игрушки. «Домино», «Народные промыслы», «Расставь по полочкам», «Подбери правильно», «Сходства и различия», «Составь картинку» .Играли в словесные игры «Назови правильно». Учились называть знакомые народные игрушки, их характерные признаки, расширяли словарь: элемент, узор. роспись. С помощью таблицы составляли рассказ об этапах изготовления каргопольской игрушки, называть основные цвета, основные элементы росписи.
Познакомили детей с природным материалом, из которого делают игрушки – глиной. Провели опыт с глиной « Волшебный комочек».
Продуктивная деятельность ( лепка, аппликация, рисование). «Зарисовка элементов росписи», « Узор на полосе», « Платочек». Продолжали знакомить детей с промыслом, способствовали развитию умений рисовать элементы росписи. Закрепляли знания об отличительных особенностях каргопольской росписи. Выделяли средства выразительности: элементы узора, их цвет, колорит росписи, ритм элементов, чередование. « Роспись Коня –Полкана декоративными элементами», « Роспись Берегини».Формировали умение поэтапно, расписывать силуэт игрушки. Лепка « Птичка свистулька», лепка «Утушка – Маховая», лепка « Мишка». Познакомили детей с приемами лепки в процессе создания образа каргопольской игрушки, лепить из целого куска, используя приёмы оттягивания, вдавливания, прищипывания, сглаживания.
Росписывали силуэты каргопольской игрушки по образцу. Способствовали развитию умений выделять элементы узора (прямые линии, крестики, точки, волнистые линии). Подбирать цвета в соответствии с образцами.
Для самостоятельной деятельности детям предлагали раскраски, способствовали развитию умений самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму, украшать плоскостные игрушки.
Провели экскурсию по фотовыставке «Каргопольская глиняная игрушка». Продолжали знакомить с промыслом. Показали красоту глиняной игрушки, ее выразительность, образность, простота узора. Воспитывали уважение к труду народных мастеров.
Разучивали песенки, потешеки, физкультминутки, пальчиковые гимнастики по теме. Обогащали словарь детей новыми словами, загадками, стихами.
С детьми и родителями провели развлечение» Ярмарка». Формировали у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство народных мастеров и наслаждаться им.
Взаимодействие с социумом.
Детский сад тесно сотрудничает с АФ ННГУ. Студенты провели мастер – класс для родителей по росписи каргопольской игрушки.
Без взаимодействия с семьёй, работа по развитию художественно – творческих способностей у детей была бы не полноценной и незаконченной. На подготовительном этапе провели родительское собрание.
Провели анкетирование. В анкету включили такие вопросы как:
Считаете ли вы, что детям нужно прививать нравственные качества?
Будет ли детям интересно знакомиться с каргопольскими игрушками?
Готовы ли Вы принять участие в работе по развитию художественно – творческих способностей у детей через знакомство с народной игрушкой?
Провели собрание на тему «Влияние народного творчества на нравственное воспитание детей 3-4 лет», где получили согласие родителей на работу по теме. Вместе с родителями определить тему индивидуального участия, рассказы об интересных фактах, связанных с коргопольской игрушкой, подбор иллюстраций, изготовление дидактических игр и т.д. Затем подготовили наглядные консультации «Как развивать творческие способности дошкольников», «Значение народной игрушки в воспитании детей», «Роль декоративно – прикладного искусства и художественных промыслов в развитии детей дошкольного возраста», « Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях», « Как развивать творческие способности у детей». Провели мастер – класс по росписи каргопольской игрушки. Разработали информационные буклеты. Провели экскурсию « Каргопольская глиняная игрушка». Организовали выставку совместного творчества детей и родителей .

Трудности: к сожалению, не все родители идут на контакт, но благодаря активным формам взаимодействия они проявляют, интерес и сотрудничество. Все формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. А чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок.
По итогам мониторинга на конец учебного года наблюдается рост интереса детей к русскому народному творчеству. Работая по данной теме в системе, дети стали проявлять эмоциональную отзывчивость, творческую активность.
Стали ориентироваться в произведениях народных мастеров, научились выделять каргопольские игрушки среди других, различать не только форму, но и цветовые композиции (узнают элементы росписи каргопольской игрушки, знают значение знаков-символов).
Дети освоили простейшие практические навыки , научились рисовать элементы росписи каргопольской игрушки и украшать ее силуэт. Владеют основными принципами лепки из одного куска глины.

Работа по художественно – эстетическому воспитанию и развитию детей средствами декоративно – прикладного искусства ещё не закончена, но уже сегодня, наблюдая за детьми, можно утверждать, что результаты проводимой работы положительные.

Источники:

http://ivushka10.ucoz.ru/publ/vospitateli/metodicheskaja_kopilka/dekorativno_prikladnoe_iskusstvo_kak_sredstvo_ehsteticheskogo_razvitija_doshkolnikov/4-1-0-174
http://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-ka/
http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-vladimirovna-shirshova/statja-iz-opyta-raboty-hudozhestveno-yesteticheskoe-razvitie-detei-v-doshkolnom-uchrezhdeni-i-seme-sredstvami-dekorativno-prikladnogo-iskustva-kargopolskaja-igrushka.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector