Изображение чиновников в «Мертвых душах» и «Ревизоре» — Сочинение. Изображение чиновничества в комедии Н

Изображение чиновников в «Мертвых душах» и «Ревизоре» — Сочинение. Изображение чиновничества в комедии Н

Изображение чиновников в «Мертвых душах» и «Ревизоре» — Сочинение

Мотив неприятия современного образа жизни довольно явно прослеживается во всех произведениях Гоголя. Это и «Тарас Бульба» вместе со «Старосветскими помещиками», где Гоголь обращается к романтизму, как к методу, для того, чтобы на контрасте с прошлым показать всю мелочность и пустоту нынешней жизни. Это и Петербургские повести, где этот мотив настолько явен и силен, что о нем даже особого смысла писать. Это, наконец, и главные (по мнению многих) произведения Гоголя — Мертвые души и Ревизор. Там современную жизнь олицетворяет чиновническое сословие. О нем и пойдет наш разговор.

В Ревизоре чиновники — главные действующие лица, на которых акцентирована вся сатира Гоголя. В «Мертвых душах» несколько иначе. Несмотря на то, что поэма в основном акцентирует свое внимание на помещиках, а не на чиновниках, они, начиная с седьмой главы начинают играть в произведении важную роль, которую нужно понимать, если мы хотим постигнуть весь сложный смысл произведения.

Начнем, пожалуй, с «Ревизора», так как это произведение было написано Гоголем во время написания первого тома «Мертвых душ», и понимание образа чиновников в «Ревизоре» помогают пониманию образа чиновников в «Мертвых душах». Чудо и гениальность комедии, по моему мнению, состоит в том, что Гоголь изобразил образ каждого отдельного помещика так, что тот не теряет свою индивидуальность, но, вместе с тем, представляет из себя часть этого, нелюбимого Гоголем сословия.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

У каждого чиновника есть свои отличительные черты и особенности. Антон Антонович, например, не упускает того, что «плывет в руки», хитер, любит присвоить казенные деньги, как случилось со строящейся церковью. Он — одно из главных лиц той философии, которую отрицает Николай Васильевич. Она время от времени проявляется в его фразах в разговорах с другими чиновниками.

Городничий — мошенник, взяточник, который боится только одного — начальства. Поэтому он так и обезумел, когда узнал о приезде ревизора. Страх перед наказанием затмил ему и другим чиновникам разум. Да так, что они Хлестакова, мелкого врунишку приняли за значительного человека.

Не отстают от городничего и другие «отцы города». Судья Ляпкин-Тяпкин — любитель псовой охоты. Берет взятки исключительно «борзыми щенками». Среди других чиновников слывет вольнодумцем, так как «прочел пять или шесть книг» (чувствуется гоголевская ирония). Боится меньше остальных, так как спокоен за то, что в его суд никто и не заглянет. Артемий Филиппович Земляника — «свинья в ермолке», попечитель богоугодных заведений, который держит врача-немца, который ничего не понимает по-русски.

Алогизмы вообще часто встречаются в произведении. Земляника, в конечном итоге, сдает всех своих товарищей Хлестакову, обнажив свою натуру. Лука Лукич Хлопов — человек донельзя глупый и пустой. Является попечителем учебных заведений и вечно жалуется на учителей. Наконец, почтмейстер Шпекин, который проводит досуг, вскрывая чужие письма и читая их. В конечном итоге, эта его «особенность» и раскрывает Хлестакова.

Притом, Шпекин даже не понимает, что совершает нехороший поступок, а боится только того, что вскрывает письма высокопоставленных людей. Несмотря на различия этих людей, они все являются частью некого единого целого. Они все — бездельники и совершенно не заботятся о вверенных им людях. И если опустить всю комичность, то становится действительно страшно.

Что касается, поэмы Гоголя, то тут чиновникам уделена 1-ая глава, а также все следующие за 7-й. Несмотря на отсутствие детально и подробно нарисованных образов, подобных героям-помещикам, картина чиновничьего быта поразительно точна и выразительна. Он рисует эту действительность поразительно лапидарно, нанося лишь некие «штрихи», по типу вышивающего губернатора и прокурора, о котором нельзя сказать ничего, помимо его бровей. Примечательно также другое.

Читать еще:  Парень милы блюм. Мила блюм: «когда я сообщила, что еду на «каникулы в мексике», родители были в шоке

Николай Васильевич в поэме проводит некую классификацию чиновников. В частности, в первой главе, при описании бала присутствуют «тонкие» и «толстые». Соответственно «толстые» — верхушка, уже в летах, остепенившаяся, извлекающая пользу из своего положения, а «тонкие» — люди молодые, импульсивные. В 7-й главе описана канцелярия, где присутствуют так называемые «низшие» — писари, единственное занятие которых — подслушивать разные истории.

Собакевич дает чиновникам довольно злую, но точную характеристику: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Все чиновники бездельничают, мошенничают, крадут, обижают слабых и трепещут перед сильными. Все они — безликая масса, подобная «эскадрону мух, которые налетают на лакомые куски рафинада».

Примечательно их поведение после раскрытия аферы Чичикова и вообще их к нему отношение. Чичиков, мастер общения, сумел, посредством лести расположить к себе каждого из них. А затем, когда его план, из-за Ноздрева раскрылся, чиновники поначалу не верят, а затем начинают боятся за себя и свое место. Да так, что прокурор умирает. После чего и обнаруживается, что у него есть душа. Гоголевская ирония, как всегда ощущается.

Но по-настоящему не по себе становится, когда читаешь «повесть о капитане Копейкине». Ее непринужденный стиль изложения напрямую контрастирует с ее сутью. Человек, приливавший кровь за свое отечество не может получить помощь. Даже самой элементарной. И этому виной чиновники — самые разнообразные. Начиная от губернского секретаря, заканчивая высшим петербургским сановником. Все они холодны к чужому несчастью и судьбе своего государства.

Подводя итоги вышесказанного, мы понимаем, что чиновничество в обоих олицетворяет все то, с чем борется Николай Васильевич. А именно — бесцельность существования, глупость, духовную пустоту и беспредел по отношению к людям. Именно этим и объясняются безликие их образы.

Чиновничество-актуальная проблема тогда и сейчас, образы Гоголя в поэме

В комедии «Ревизор» и в поэме «Мертвые души» Гоголь обратился к важным социальным темам. В них идет речь о жизни целых сословий – уездного чиновничества, поместного дворянства. В поле зрения автора «вся Русь». Места, где происходят события, обобщены и типизированы: никак не определяются географически.

В отличие от «Мертвых душ», где Россия показана с «одного бока», в «Ревизоре» изображен «соборный город всей темный стороны», так как в поэме мы преимущественно видим помещиков, а в комедии еще и помещиков, купцов, мещан. В двух этих произведениях отражены нравы всех чиновничьих слоев: от уездного в «Ревизоре» до губернского в поэме.

И в поэме, и в комедии отражны все сферы деятельности городского чиновничества: высшая городская власть, суд, «заботы» о богоугодных заведениях, почтовая связь. При этом образы всех чиновников типизированы: изображая их, Гоголь обращается к одним и тем же мотивая: во-первых, это мотив «круговой поруки», к примеру, в «Ревизоре» все чиновники являются ближайшими знакомыми городничего. Присутствует здесь и мотив взяточничества: в «Ревизоре» городничий признается, что обманул трех губернаторов, весь свет готов обворовать, в «Мертвых душах» Иван Антонович, «кувшинное рыло», не кто иной, как взяточник. Важным остается и мотив сплетни: в одном случае Хлестаков неожиданно превращается в ревизора, а в другом Коробочка пускает сплетню о Чичикове, охватившей весь город. Можно увидеть также мотив невежества, страха, боязни показаться неблагонадежным.

Все чиновники ведут праздный образ жизни, воспринимают должность как возможность приобретения наживы для себя.

Читать еще:  Знаки дополнительной информации дорожного движения (таблички). Знаки дорожного движения россии

Чиновники изображаются, как персонажи сатирические, так как несоответствия в них заложены социальные: образ Плюшкина, «бедного» богача. Используется один из любимых способов Гоголем сатирического изображения – гротеск, то есть соединение контрастного. Вообще весь город в «Ревизоре» – «сборный город», город-гротеск.

В «Мертвых душах» есть отступления, обобщающие изображения чиновничества: о толстых и тонких, о Прометее, о государственном человеке. Портреты чиновников обобщены, внимание читателя обращено лишь на одну деталь

Есть и отличия в изображении чиновников в «Мертвых душах» и в «Ревизоре»: в поэме чиновники даны более обобщенно, чем образы помещиков: у них нет даже фамилии.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что чиновничество в творчестве Гоголя изображает собой все самое грозное и развратное, паразитирующее Россию, не дающее ей развиваться.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ “РЕВИЗОР” И В ПОЭМЕ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Н. В. ГОГОЛЯ

Николай Васильевич Гоголь всем сердцем любил Россию и не мог оставаться в стороне, наблюдая, как она погрязла в болоте продажного чиновничества. Он создает два весьма значительных произведения, отображающих неблаговидную реальность страны. Одним из этих произведений является комедия “Ревизор”, в которой Гоголь задумал посмеяться над тем, что “действительно достойно осмеяния всеобщего”. Гоголь признавался, что в “Ревизоре” он решил “собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости”.

В 1836 году комедия

Маленький захолустный городок, где царит произвол, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей, воспринимается как символ всей

Реакционеры кричали, что сюжет неправдоподобен, полагая нереальным, чтобы такой тертый калач, как городничий, мог принять промотавшегося трактирного денди, “сосульку”, “тряпку” за ревизора. Но такие случаи были нередки. Кстати сказать, Пушкина в Нижнем Новгороде тоже приняли за ревизора.

Развитие сюжета строится на испуге и раболепствующей психологии чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина потому, что он “ни копейки не хочет платить”. Городничий дает “Б лапу” Хлестакову и радуется, что сумел сунуть взятку, и это значит, что Хлестаков “свой”, то есть такой же взяточник, как и сам городничий, и все его окружение.

Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола воспроизводится через реплики чиновников. Именно из реплик мы узнаем следующее: больных морят голодом; у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах; деньги, собранные на церковь, пропили и проели сами чиновники, которые потом решили объявить, что церковь построили, но она сгорела.

Все представленные в пьесе чиновники – порождение вековой бюрократической системы: у них полностью отсутствует чувство гражданского долга, каждый из них занят своими ничтожными интересами, духовно и нравственно они чрезвычайно бедны. Судья Ляпкин-Тяпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки – основные черты суда в этом городе. Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он кляузничает мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае I были в большой чести. Смотритель училищ Хлопов – запуганное существо, он считал, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят.

Второй план сценического действия занимают купцы, мастеровые, полицейские, то есть вся уездная Россия. Простой же народ находится во власти чиновников и не смеет ни протестовать, ни даже возразить казнокрадам. Типичность персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды существуют при любом режиме. В обрисовке характеров Гоголь развивает традиции Грибоедова и Пушкина. “Ревизор” и сейчас не сходит со сцен театров.

Другим произведением, олицетворяющим Россию в творчестве Гоголя, принято считать поэму “Мертвые души”, которую автор начал писать в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. Центральный герой поэмы – Павел Иванович Чичиков. В характере этого героя ярко проявилось буржуазное начало, которое еще не стало реалией в России. Пытаясь ответить на вопрос, куда идет Россия, писатель погружает Чичикова в самые разные житейские ситуации, сталкивает героя с “мертвыми душами”. И чиновников, описанных в поэме, также можно с полным основанием назвать “мертвыми душами”.

Читать еще:  Скачать Slotomania - игровые автоматы на андроид v.2.80.3. Игровые автоматы слотомания - играть онлайн бесплатно и без регистрации

Надо сказать, что в “Мертвых душах” чиновничество находится не на переднем плане повествования, но ему отводится весьма значительная роль. Чиновничество в “Мертвых душах” – не только “плоть от плоти” бездушного, уродливого общества; оно еще и основа, на которой держится это общество.

Пока губернское общество считает Чичикова миллионером и “херсонским помещиком”, то и чиновники относятся к приезжему соответственно. Раз губернатор “дал добро”, то и любой чиновник без промедления оформит необходимые Чичикову бумаги; разумеется, не безвозмездно: ведь изначальную привычку брать взятки из российского чиновника не вытравить ничем. И Гоголь короткими, но необычайно выразительными штрихами выписал портрет Ивана Антоновича Кувшинное Рыло, которого смело можно назвать символом российского чиновничества. Он появляется в седьмой главе поэмы и произносит всего несколько слов. Казалось бы, он – всего лишь частичка, деталь в общей картине, но попробуйте устранить ее, эту деталь, – и полнота картины разрушается. Иван Антонович – это, по сути, даже не человек, а бездушный “винтик” государственной машины. Вот уж, поистине, чья душа мертва! Да и другие чиновники ничуть не лучше! Чего стоит хотя бы прокурор, в котором и всего-то что густые брови…

В наибольшей степени бездуховность государственной машины показана Гоголем в “Повести о капитане Копейкине”. Столкнувшись с бюрократическим механизмом, герой войны превращается даже не в пылинку, он превращается в ничто. И в данном случае судьбу капитана неправедно вершит не провинциальный полуграмотный Иван Антонович, а столичный вельможа высочайшего ранга, вхожий к самому царю! Но и тут, на высшем государственном уровне, простому честному человеку, даже герою, нечего надеяться на понимание и участие.

Не случайно, когда поэма прошла цензуру, именно “Повесть о капитане Копейкине” была безжалостно сокращена цензорами. Более того, Гоголь был вынужден переписать ее практически заново, значительно смягчив тональность и сгладив острые углы. В результате от “Повести о капитане Копейкине” мало что осталось из того, что изначально задумывалось автором.

Итак, Гоголь представил обществу мир социальных пороков. Но не только они волновали писателя. Злоупотребления чиновников чаще всего смешны, ничтожны и нелепы. “Не по чину берешь” – вот что считается прегрешением в этом мирке. Но именно “пошлость всего в целом”, а не размеры преступных деяний ужасают читателей. “Потрясающая тина мелочей”, как пишет Гоголь в поэме, поглотила современного человека. Ничуть не обнадеживает читателя или зрителя развязка в “Ревизоре” или “Мертвых душах”, потому что призрачные цели, к которым стремятся герои, растворяются как дым, как наваждение.

Город Гоголя – это символический, “сборный город всей темной стороны”, и чиновничество является неотъемлемой его частью. И есть у Гоголя светлое явление. Это смех. Смех, который излечивает, который оживляет душу. Хотя чиновника, как тогдашнего, так и нынешнего, одним лишь смехом не прошибешь. И персонажи Гоголя, успешно дожившие до сегодняшнего дня, дружно смеются на представлении “Ревизора” или при чтении “Мертвых душ”. Не к ним ли обращается из Вечности автор, когда спрашивает устами городничего: “Чему смеетесь? – Над собою смеетесь. Эх вы. ”

Источники:

http://sochinyalka.ru/2016/06/izobrazhenie-chinovnikov-v-mertvyh-dushah-i-revizore-sochinenie.html
http://1soch.ru/gogol-nv/mertvye-dushi/chinovnichestvo-aktualnaya-problema-togda-i-seychas-obrazy
http://goldsoch.info/izobrazhenie-chinovnikov-v-komedii-revizor-i-v-poeme-mertvye-dushi-n-v-gogolya/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии