Изнуряющая жара лейтмотив произведения. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т

Изнуряющая жара лейтмотив произведения. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т

Значение слова лейтмотив

лейтмотив в словаре кроссвордиста

лейтмотив

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

лейтмотива, м. (нем. Leitmotiv, букв. руководящий мотив) (книжн.).

Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ (преимущественно в опере), употр. композитором для характеристики какого-н. героя или какого-н. переживания, сценического положения и повторяющийся всякий раз при появлении героя или при наступлении данного положения в ходе действия (муз.). Лейтмотивы в операх Римского-Корсакова.

перен. Основная мысль, руководящее начало, главный тон. Лейтмотив книги. Лейтмотив рассуждения.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

Основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении.

перен. Повторяющаяся в каком-н. произведении основная мысль, идея.

перен. Основная идея, то, что проходит через что-н. красной нитью. Л. выступления доклада.

прил. лейтмотивный, -ая, ое (к 1 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления и т.п.

перен. Основное положение, ведущая мысль, неоднократно повторяемая, подчеркиваемая.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ЛЕЙТМОТИВ (нем. leitmotiv, букв. – ведущий мотив) музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Используется с кон. 18 в. в опере, с 19 в. – в балете и программной инструментальной музыке. Сложную систему лейтмотивов применял в своих операх Р. Вагнер. Термин “лейтмотив” имеет и более широкое значение: как определение доминирующего начала в деятельности человека, в цепи событий.

Большая Советская Энциклопедия

(нем. Leitmotiv, буквально ≈ ведущий мотив), музыкальный оборот (мотив, фраза, реже целая тема, иногда гармоническая последовательность), неоднократно повторяющийся в качестве сквозного образа музыкального произведения. Обычно служит характеристикой или условным обозначением определённого персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Начиная с 19 в. принцип Л. находит широкое применение в опере, а также в балете и инструментальной программной музыке. В поздних операх Р. Вагнера сложная система Л. составляет основу музыкально-драматургического развития. Русские композиторы-классики М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский художественно убедительно претворяли принцип Л., однако он не занимает в их сочинениях столь исключительного положения, как у Вагнера, и сочетается с др. принципами музыкальной драматургии. Л. сохранил своё значение и в музыке 20 в. (например, в операх и балетах С. С. Прокофьева), новый аспект его использования связан с развитием киномузыки. Понятие Л. нередко применяется при анализе произведений литературы, обозначая образный оборот, повторяющийся в произведении как момент постоянной характеристики героя, переживания или ситуации. Повторяясь и варьируясь, Л. обрастает ассоциациями и обретает особую идейную, психологическую или символическую углублённость. Например, стук колотушки в повести А. П. Чехова «Невеста» претворяется в символ монотонной и сонной обывательской жизни и одновременно ≈ акцентирует перемену умонастроения героини. Говорят также о звуковых, ритмических, интонациях Л. в поэзии.

Термин «Л.» получил и более широкое нарицательное значение, определяя доминирующее начало в деятельности человека, в цепи событий и т. п.

Лит.: Вагнер Р., О применении музыки к драме, в кн.: Избр. статьи, М., 1935; Друскин М. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия русской оперной классики, М., 1953; Римский-Корсаков Н. А., «Снегурочка» ≈ весенняя сказка, Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960.

Википедия

Лейтмоти́в , в музыке — характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы , его отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения. Первым начал активно использовать лейтмотивы в своих операх Рихард Вагнер .

Примеры употребления слова лейтмотив в литературе.

Пруст, Джойс, Манн, Додерер обогатили прозу музыкальностью, превратив роман в симфонию, идеи и время – в музыкальные лейтмотивы.

Но нельзя не заметить подобий в более глубоких слоях обоих произведений и того факта, что весь жанр фэнтези эксплуатирует артурианский миф в одном, базисном каноне – в лейтмотиве борьбы Сил Добра и Прогресса, представленных Артуром, Мерлином, Экскалибуром и Круглым Столом, с Силами Мрака и Разрушения, воплощением которых стали Моргана, Мордред и стоящие за ними силы.

Также зачастую и неоправданной велеречивости церковнославянизмов, звучащей в устах платоновских героев, автор скорее именно сочувствует, остраняя эти выражения для нас, своих читателей, без сарказма и издевки, оставляя их звучать как внутренний лейтмотив своего текста, который в итоге выбивается наружу, начинает звучать громче других.

Задачи укрепления единства неприсоединившихся стран на последовательной антиимпериалистической основе прошли лейтмотивом через серию визитов Ф.

Музыкальная драматургия этой хореографической драмы основана на развернутой системе лейтмотивов, которые в процессе развития симфонически трансформируются.

Но этого перевыражения оригинала Жуковский достигал в каждом произведении конкретными, пригодными именно для данного текста приемами, ибо поэт, сохраняя свой почерк, переводил не на один манер: его перевод, как двуликий Янус, соединял в себе облик переводимого автора и самого Жуковского, включал в себя ведущие лейтмотивы его творчества.

Читать еще:  Воспитательский час литературно – музыкальная композиция. Кто любит труд, того и люди чтут

Антисфен, в свою очередь, был язычником дохристианской эпохи, и то, чему фаллос искони служил символом, а именно чувственное ощущение, было еще близко его сердцу – и не только ему одному, но, как известно, и всей кинической школе, провозглашавшей своим лейтмотивом возвращение к природе.

Каждый раз, когда действие или речь возбуждает тот или иной комплекс, отзывается соответствующий лейтмотив в какой-либо вариэции.

Но и в его тонких замечаниях, и в его юмористических сравнениях, и даже в принципиальных возражениях неумолчно звучал все тот же дивный лейтмотив, который так подкупал и трогал своей умиротворенной мягкостью.

Поиски этого синтеза составляют лейтмотив воплощений Шекспира на нашей сцене, и в дальнейшем нашем изложении, анализируя некоторые этапные шекспировские спектакли, мы будем прослеживать, в каких противоречиях развивается этот лейтмотив.

Это – лейтмотив греческой трагедии, с той разницей, что мойра Шекспира не обитает в недоступных людям эмпиреях, а составляет плоть от плоти сложных и многообразных человеческих отношений.

Добровольческой армии я положил и настойчиво проводил в жизнь, как лейтмотив следующий принцип: если паны дерутся, то мы, начальники штабов, должны сделать все, чтобы у холопов остались чубы целыми.

Это был тот главный козырь, лейтмотив, с которым носились по Гоголевски, как дурак с писаной торбой.

Разбирательства собачьих взаимоотношений стали лейтмотивом в наших семейных разговорах.

Так же дело обстоит и в обычной психологической жизни: лейтмотивы – это оттенки чувств наших комплексов, наши действия и настроения – преображения лейтмотивов.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: leytmotiv
Задом наперед читается как: витомтйел
Лейтмотив состоит из 9 букв

Тихоновские словари

Алекса́ндр Никола́евич Ти́хонов (20 ноября 1931, Поташевка — 16 марта 2003, Москва) — советский и российский учёный-лингвист, лексикограф, специалист в области русской дериватологии. Учёный сделал значительный вклад в разработку принципов составления гнездовых словообразовательных словарей, теоретических проблем словообразовательного гнезда.

Здесь приведено описание трудов А. Н. Тихонова по словообразованию русского языка: как морфемно-орфографический, так и словообразовательный словари (разного состава). В сети имеется первый и сокращенный (“новый”) вариант второго. Их словарная часть объединена и в списочной форме представлена на нашем сайте в алфавитных ссылках вверху страницы. (Весь набор лексикографических материалов-источников проекта “Словород” можно посмотреть в библиотеке словарей).

Разделы страницы об словарях русского языка А.Н.Тихонова:

  • [Большой] словообразовательный словарь (1990)
  • Морфемно-орфографический словарь (2002)
  • Новый cловообразовательный словарь русского языка (2014)
  • Комментарии автора сайта к словарям Тихонова

Смотрите также библиографию по морфологическим словарям русского языка.

Словообразовательный словарь Тихонова (большой двухтомник)

Более капитальным трудом, полностью посвященным русской словообразовательной морфологии является двухтомник: Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М.: Рус. яз., 2-е изд. 1990. Около 145 000 слов. (Смотрите библиографию по морфологическим словарям русского языка).

Двухтомный Словообразовательный словарь русского языка также можно заказать в сетевом книжном магазине Озон: Том 1 и Том 2.

Этот труд условно назовём “Большим словообразовательным словарём Тихонова”, чтобы отличить его от более поздней и более краткой версии – “Нового словообразовательного словаря” (см. ниже).

Идея словообразовательного словаря

Настоящий словарь – первый большой гнездовой словообразовательный словарь русского языка. В нем раскрыта структура слов: показано, на базе какого производящего и какими словообразовательными средствами они образованы. Основной единицей словаря выступает словообразовательное гнездо, представляющее совокупность однокоренных слов, имеющих в современном русском языке живые смысловые связи.

Имеющийся опыт составления “корнесловов” и толковых гнездовых, частичногнездовых и полугнездовых словарей в русском и зарубежном языкознании не так велик и почти не подвергался изучению. К тому же он имел негативный результат и ничем не мог помочь. Как известно, 17-томный словарь современного литературного русского языка был задуман как гнездовой. Однако, главным образом из-за трудностей гнездования, он был перестроен с 4-го тома на алфавитный порядок размещения слов.

Поэтому данный труд является новаторским. Как и всякое новое дело, составление гнездового словообразовательного словаря потребовало прежде всего разработки принципов его построения, что оказалось невозможным без тщательного изучения всех проблем словообразования и исследования теоретических вопросов.

Описание словообразовательного словаря

В словаре описана словообразовательная структура около 145 000 (144 808) слов [!]. Словарь состоит из двух частей. Первая часть – словообразовательные гнезда, представляющие собой совокупность однокоренных слов. Исходные слова гнезд даются по алфавиту, и каждому гнезду в составе одной буквы присваивается порядковый номер. Вторая часть – алфавитный список всех размещенных в гнездах слов с указанием буквы и номера гнезда, по которому читатель может найти интересующее его слово в гнездовой части. Словарь имеет приложения: список непроизводных слов с указанием количества образованных от них производных; список одиночных слов; новые гнезда, возникшие на базе ряда одиночных слов.

Читать еще:  "Офелия" Милле и "Возлюбленная" Россетти вернулись в Tate Britain. Прерафаэлиты в Пушкинском От «Офелии» до «Гиласа и нимф

В первом томе словаря представлены 8 363 гнезда (А-П), во втором – 4 258 гнёзд (Р-Я). Всего в словаре – 12 621 гнездо (производных слов в них – 126 690) и 5497 одиночных слов (3,7% всего словника [но почти 50% от количества гнёзд!]).

Количество гнёзд по буквам:

Статистика производных слов в гнёздах

Ниже представлена таблица количественного соотношения исходных и производных слов в словообразовательных гнёздах разных частей речи (части речи отсортированы по количеству гнёзд – “мощности”):

Мы видим, что в русском языке преобладают исключительно гнездовые слова. Самый большой словообразовательный потенциал (словообразовательную мощность) имеют глагольные гнёзда – 23,2 слова.

Морфемно-орфографический словарь Тихонова

Представляемый труд: Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка: Около 100 000 слов [103526] / А. Н. Тихонов. — М.: АСТ: Астрель, 2002. — 704 с.

Морфемно-орфографический словарь Тихонова можно заказать в Озоне (выпуски 1996 (Русская морфемика), 2008 ). А также – загрузить список слов [в формате зазипованного текста 0,9 Мб] с нашего сайта.

Идея морфемно-орфографического словаря

В Словаре впервые интерпретируется морфемное строение значительного массива русской лексики – около 95 000 слов. Словник Словаря построен на базе словника 29-го издания “Орфографического словаря русского языка” (М., 1991).

Рубрикация морфемно-орфографического словаря

Для удобства словарь Александра Николаевича Тихонова разделён на рубрики по первым двум начальным буквам.

Описание морфемно-орфографического словаря

Морфемно-орфографический словарь А. Н. Тихонова – один из самых востребованных словарей в школьной практике изучения русского языка. Слова в этом словаре разделены на значимые части – морфемы, то есть разобраны по составу. В сложных случаях преподаватели и школьники могут проверять по Словарю результаты проведенного ими самими морфемного анализа.

Сетевые источники

Ссылки в сети на словарь Тихонова:

Новый словообразовательый словарь Тихонова [сокращенный – для школьников?]

Представляемый труд: Тихонов А. Н. Новый словообразовательый словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным / А. Н. Тихонов. — Москва: АСТ: 2014. — 639 с.

В словаре показана структура словообразования около 40 000 слов, вошедших в словообразовательные гнезда. Таких гнезд около 10 000. Во главе каждого стоят исходные слова, расположенные по алфавиту. В производных словах, образованных от исходных, выделены все элементы слова (приставки, суффиксы, окончания), участвующие в словообразовании. Все слова снабжены ударениями, в необходимых случаях – грамматическими комментариями. В конце книги помещены «Основные правила русской орфографии» (с их помощью можно легко понять, почему именно так пишется то или иное слово), а также «Слова, которые нужно запомнить». Словарь адресован широкому кругу читателей. Он окажется полезным, в частности, студентам, преподавателям и всем, кто хочет грамотно писать и говорить по-русски.

Морфемно-орфографический словарь Тихонова также можно заказать в Озоне.

Идея нового словообразователього словаря

Видимо, Алекса́ндр Никола́евич решил приспособить свой фундаментальный двухтомник для применения в школе – и создал сокращенный вариант словообразовательного словаря. Его лучше называть не новым, а сокращенным или школьным словообразовательным словарём.

Использованная литература

  • Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 60-х годов / Под ред. Н.З. Котеловой, Ю.С. Сорокина. – М., 1971.
  • Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов / Под ред. Н.З. Котеловой. – М., 1984.
  • Обратный словарь русского языка. – М., 1974.
  • Ожегов С. И.Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 21-е изд., перераб. и дополн. – М., 1989.
  • Панов Б. Т., Текучев А. В.Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – 2-е изд., перераб. и допол. – М., 1985.
  • Потиха З. А.Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 1987.
  • Словарь русского языка: В 4 т. – 1-е изд. – М., 1957–1961. – Т. 1–4 / Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и дополн. – М., 1981–1984. – Т. 1–4.
  • Словарь современного русского литературного языка. – М. – Л., 1950–1965. – Т. 1–17.
  • Тихонов А. Н.Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. (около 145 000 слов). – М., 1985.
  • Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М., 1935–1940. – Т. 1–4.
  • Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник / Под ред. К. С. Горбачевича. – Л., 1973.
  • Ушаков Д. Н., Крючков С. Е.Орфографический словарь. – 40-е изд. – М., 1988.
  • Частотный словарь русского языка / Под ред. Л. Н. Засориной. – М., 1977.

Комментарии автора сайта к словарям Тихонова

Согласно словообразовательному словарю Тихонова, в русском языке очень много словообразовательных гнёзд – около 12000! Хотя, как показывает практика (Словарь Огдена, Тезаурус Роже и др.), для речи достаточно в 10 раз меньше корней, с помощью которых можно объяснить большинство обычных понятий.

Читать еще:  Этика и высокая культура делового общения в компании ведут к успеху. Будьте всегда в настроении

Еще больше огорчает целых 5000 “одиноких” слов [почти половина!] – т.е., холостых, непродуктивных единиц языка. Между тем, как в идеале таких слов не должно быть, т.к. единственные недеривационные элементы практически в любом языке (кроме аморфных и близких к ним типа английского) – это союзы, частицы и предлоги или послелоги. Вероятно, большинство из таких слов-одиночек – иностранные.

Такое обилие базовых слов (20000) и делает (в том числе) русский язык тяжелым для изучения иностранцами – и он теряет свою роль. Следовательно, языковедам нужно предложить новые модели производных слов на базе более компактного корневого состава.

Но, может быть, не всё так плохо? Гнёзд и корней, на самом деле, гораздо меньше? Пожалуй, да, потому что по самому принципу выделения гнездовых слов Александром Николаевичем Тихоновым появляются и недоумения и возражения. Почему, например, хроматин и хроматизм (и др.) – разные гнезда? Я считаю, для иностранных заимствований гнездом и надо считать иностранное гнездо. То же относится к хронографу, хронометру, хронологии, хроноскопу.

Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным

Скачать книгу в формате:

Аннотация

В словаре показана структура словообразования около 40000 слов, вошедших в словообразовательные гнезда. Таких гнезд около 10000. Во главе каждого стоят исходные слова, расположенные по алфавиту, в производных словах, образованных от исходных, выделены все элементы слова (приставки, суффиксы, окончания), участвующие в словообразовании. Все слова снабжены ударениями, в необходимых случаях – грамматическими комментариями.

В конце книги помешены «Основные правила русской орфографии» (с их помощью можно легко понять, почему именно так пишется то или иное слово), а также «Слова, которые нужно запомнить».

Словарь адресован широкому кругу читателей. Он окажется полезным, в частности, студентам, преподавателям и всем, кто хочет грамотно писать и говорить по-русски.

Отзывы

Ольга

Хотелось бы воспользоваться данным материалом для подготовки к занятиям. Спасибо!

Популярные книги

  • 36432
  • 6
  • 1

Новый роман от автора мирового бестселлера «Девушка в поезде»! Не так давно Нел оставила своей .

В тихом омуте

  • 49686
  • 5
  • 1

Трансерфинг реальности

  • 35628
  • 2
  • 0

В ОЖИДАНИИ МАЛЫША Уильям и Марта Сирс Как пользоваться этой книгой Чтобы составить представление.

В ожидании малыша

  • 33695
  • 2
  • 0

CHAPTER ONE THE BOY WHO LIVED Mr. and Mrs. Dursley, of number four, Privet Drive, were proud to s.

Harry Potter and the Sorcerer’s Stone

  • 29604
  • 5
  • 0

Мир Вальдиры дарует любому из приключенцев почти беспредельные силы. Несокрушимая мощь, дикая .

Запределье

  • 38385
  • 8
  • 1

Читать книгу: Лидер без титула. Автор: Робин Шарма Посвящаю эту книгу тебе, читатель. Меня .

Лидер без титула

Здравствуй уважаемый читатель. Книга “Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным” Тихонов А. Н. относится к разряду тех, которые стоит прочитать. Интрига настолько запутанна, что несмотря на встречающиеся подсказки невероятно сложно угадать дорогу, по которой пойдет сюжет. Диалоги героев интересны и содержательны благодаря их разным взглядам на мир и отличием характеров. Многогранность и уникальность образов, создает внутренний мир, полный множества процессов и граней. Удачно выбранное время событий помогло автору углубиться в проблематику и поднять ряд жизненно важных вопросов над которыми стоит задуматься. Финал немножко затянут, но это вполне компенсируется абсолютно непредсказуемым окончанием. Просматривается актуальная во все времена идея превосходства добра над злом, света над тьмой с очевидной победой первого и поражением второго. В ходе истории наблюдается заметное внутреннее изменение главного героя, от импульсивности и эмоциональности в сторону взвешенности и рассудительности. Место событий настолько детально и красочно описано, что у читающего невольно возникает эффект присутствия. Возникает желание посмотреть на себя, сопоставить себя с описываемыми событиями и ситуациями, охватить себя другим охватом – во всю даль и ширь души. Мягкая ирония наряду с комическими ситуациями настолько гармонично вплетены в сюжет, что становятся неразрывной его частью. “Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным” Тихонов А. Н. читать бесплатно онлайн безусловно стоит, здесь есть и прекрасный воплощенный замысел и награда для истинных ценителей этого жанра.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 3

Новинки

  • 24
  • 0
  • 0

Полицейский, по чьему-то злому умыслу превратившийся из охотника в добычу. Студентка, в чьи руки.

В тупике бесконечности

Полицейский, по чьему-то злому умыслу превратившийся из охотника в добычу. Студентка, в чьи руки.

  • 3
  • 0
  • 0

Пресвятая Богородица сохраняет всех призывающих Ее на этом жизненном пути от бед и неведения, от .

О помощи Пресвятой Богородицы в Великой Отечественной войне

Пресвятая Богородица сохраняет всех призывающих Ее на этом жизненном пути от бед и неведения, от .

Источники:

http://xn--b1algemdcsb.xn--p1ai/wd/%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2
http://www.slovorod.ru/der-tikhonov/
http://readli.net/novyiy-slovoobrazovatelnyiy-slovar-russkogo-yazyika-dlya-vseh-kto-hochet-byit-gramotnyim/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии