Из русской литературы XX века. Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин
Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков
Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов
Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок
«Ветер принес издалека. », «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить. ». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин
«Вот уж вечер. »,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу. », «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано. », «Отговорила роща золотая. ». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева
«Идешь, на меня похожий. », «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной. », «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность. », «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий
«Я не ищу гармонии в природе. », «Где-то в поле возле Магадана. », «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI », «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак
«Красавица моя, вся стать. », «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти. », «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу. »); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетиче ский жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Данте Алигьери Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Из русской литературы XX века. Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаиче-ских произведений XX века, о ведущих прозаиках Рос-сии.
Иван Алексеевич Бунин.Слово о писателе.Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви
людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков.Слово о писателе.Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов про-изведения. Умственная, нравственная, духовная недораз-витость — основа живучести «шариковщины», «швондер-ства». Поэтика Булгакова-сатирика, Прием гротеска в
Михаил Александрович Шолохов.Слово о писа-теле.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рас-сказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины ве-сенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление по-нятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писа-теле.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Тра-гизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы , Притча (углубление по-нятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии >0
Александр АлександровичБлок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека. », «О, весна без конца и без краю. », «О, я хочу безумно жить. ». Высокиеидеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Об-разы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин.Слово о поэте.
«Вот уж вечер. », «Письмо к женщине», «Не жа-лею, не зову, не плачу. », «Край ты мой заброшен-ный. », «Разбуди меня завтра рано. », «Отговорила роща золотая. ». Тема любви в лирике поэта. Народ-но-песенная основа произведений поэта. Сквозные об-разы в лирике Есенина. Тема России — главная в есе-нинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский.Словоопоэте.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (от-рывок) и другие стихотворения по выбору учителя и уча-щихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде по-эта.
Марина Ивановна Цветаева.Слово о поэте.
«Идешь, на меня похожий. », «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной. », «Стихи к Бло-ку», «Откуда такая нежность. », «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенно-сти поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в твор-ческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе. », «Где-то в поле возле Магадана. », «Можжевеловый куст», «О кра-соте человеческих лиц», «Завещание».Стихотворе-
ния о человеке и природе. Философская глубина обоб-щений поэта-мыслителя.
АннаАндреевна Ахматова. Слово о поэте.Стихотворные произведения из книг «Четки», «Бе-
лая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонациив любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
БорисЛеонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать. », «Перемена», «Вес-на в лесу», «Во всем мне хочется дойти. », «Быть знаменитым некрасиво. ». Философская глубина ли-рики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пас-тернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к совре-менности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о по-эте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Рже-
вом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация истиль стихотворений.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Силлаботоническая и то-ническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
«Тёмные аллеи». Печальная история любви людных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской :. Лиризм повествования.
Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характере героя.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа и «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Приём гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Алексаидр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века (обзор)
Общий обзор и изучение трёх монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
Ветер принёс издалёка. », «О, весна без конца и без so. », «О, я хочу безумно жить. », цикл «Родина».
Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Образ Родины в поэзии Блока.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уже вечер. », «Не жалею, не зову, не плачу. », й ты мой заброшенный. », «Гой ты, Русь моя род- .», «Нивы сжаты, рощи голы. », «Разбуди меня завтра рано. », «Отговорила роща золотая. ». Народнопесенная основа произведений поэта. Сквозные образы в ли-рике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.
«Идёшь, на меня похожий. », «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной. », «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность. », «Родина», «Стихи о Мосте». Стихо-творения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе. », «Где-то в поле возле Магадана. », «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать. », «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти. », «Быть знаменитым некрасиво. ». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ XIX – XX ВЕКОВ (обзор)
А. С. Пушкин. «Певец»-, М. Ю. Лермонтов. «Отчего», В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою. »), Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно
Б.» («Я встретил вас — и всё .», А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно…». А. Фет. «Я тебе ничего не скажу. », А. А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь. », К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь. », Н. А. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни каксинтетический жанр, поэм словесного и музыкального искусства выражающий мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник. ». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции 1ной оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного ), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела) и мистический (интуитивное постижение божественной через восприятие красоты поэзии как божественного хотя и сотворённого земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой акт), сцены цервой (3-й акт), сцены четвёртой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Прошения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература.
Теория литературы. Драматическая поэма (углубление понятия).
Итоговый контроль по результатам изучения курса
3. Учебно-тематическое планирование
ЛИТЕРАТУРА 5 КЛАСС
Дата добавления: 2019-11-16 ; просмотров: 3 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Источники:
http://infopedia.su/10x922c.html
http://lektsii.org/9-7318.html
http://studopedia.net/16_6143_iz-russkoy-literaturi-XX-veka.html