Из истории возникновения музыкальных инструментов. Арт-проект “тайны музыкальных инструментов”

Из истории возникновения музыкальных инструментов. Арт-проект “тайны музыкальных инструментов”

Тайны музыкальных инструментов

О пользе классической музыки сказано очень много. Она оздоровляет и воспитывает музыкальный вкус, гармонизирует эмоциональный фон. Для детей 4-5 лет Детская филармония подготовила абонемент, который дает возможность познакомиться с историей музыкальных инструментов, заглянуть внутрь скрипки и аккордеона, саксофона и рояля; узнать секреты мастеров и музыкантов, а самое главное – послушать много новой, красивой и полезной музыки. Юные слушатели увидят процесс создания инструментов на экране и поиграют вместе с профессиональными музыкантами.

Увлекательная история о русских народных инструментах. Вы думаете, что на балалайке можно играть только частушки? Вот и ошибаетесь! Квартет народных инструментов «13 струн» докажет, что домре и балалайке подвластна любая музыкальная стихия. В программе прозвучит музыка итальянских, японских, армянских, венгерских, польских и русских композиторов.

2. «Скрипичный ключ и квартет «И»

Вместе с юными слушателями мы откроем дверь в мир музыки и раскроем тайну четырёх «И» (Инструменты, Исполнители, Иллюстрации, Имена). А сопровождать в увлекательном путешествии будет классический струнный квартет: две скрипки, альт и виолончель. В программе прозвучат произведения Моцарта, Штрауса, Андерсона, Чайковского и Рубинштейна.

3. «А и Б сидели на трубе»

Прекрасная возможность познакомиться с блестящим составом медных духовых инструментов, рассмотреть трубки и трубочки, узнать тайны раструбов и кулис. Брасс-квинтет Уральского музыкального колледжа исполнит популярные произведения, написанные для трубы и валторны, тромбона и тубы, позволив окунуться в мир музыки духовых инструментов.

4. «Темпераментный диалог»

Диалог ведут двое: ксилофон и баян. Согласитесь, необычное сочетание. Многотембровый баянный голос поддерживает легкий и пронзительный звук ксилофона. В этом удивительном соединении юные меломаны и их родители получат удовольствие от произведений Монти, Пьяццоллы, Шуберта и других композиторов.

Продолжительность 45 минут

На концерте присутствует 50 детей.

А3.1 суббота в 11:30

· 20 октября 2018 г.

· 08 декабря 2018г.

· 16 февраля 2019 г.

· 20 апреля 2019 г.

А3.2 суббота в 11:30

Разработка урока музыки для 5 класса “Музыкальные инструменты: происхождение и классификация”

Автор: Протченко Надежда Александровна, учитель музыки МБОУ Чикманской СОШ Чулымского района.

Адрес: НСО, Чулымский район, с. Чикман

Урок музыки в 5 классе

Тема: Музыкальные инструменты: происхождение и классификация

Цель урока: развитие познавательной и коммуникативной деятельности учащихся, повышение их музыкальной культуры, расширение кругозора.

Задачи : познакомить учащихся с историей происхождения музыкальных инструментов, классификацией музыкальных инструментов, развивать умения различать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, воспитывать у них чувство любви к классической музыке.

Музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрации.

ИКТ на уроке: ЦОР «Культурология», презентация Power Point с видеороликами и аудиофайлами (озвучка музыкальных инструментов).

Читать еще:  В чем особенность композиции рассказа после бала. Cочинение «Особенности композиции рассказа Л

1 этап. Организационный момент.

Ребята, вообразите себе мир без музыки . Каким скучным он был бы. Так почему же музыка важна для нас независимо от возраста? В ней мы необычайно сильно и ярко выражаем свои мысли и чувства. Музыка – одно из древнейших искусств. А рождает музыку…? ( музыкальный инструмент).

2 этап. Постановка цели и задач урока.

Сегодня мы поговорим о происхождении, видах или группах музыкальных инструментов, увидим иллюстрации первых инструментов, появившихся более 9000 лет назад. Кроме того, мы посмотрим на современные инструменты, услышим, как они звучат и как устроены. Поэтому попрошу вас быть внимательными зрителями и слушателями.

3 этап. Изучение новой темы.

Музыка – одно из древнейших искусств. При археологических раскопках найдены инструменты , относящиеся к 3-2 вв. до нашей эры, которые являются прообразами ныне существующих. ( иллюстрации 1 )

Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных – в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. ( иллюстрация 2) Также были широко распространены (колотушка, трещетка, погремушка из высушенных плодов с косточками или камешками внутри).

Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд. (иллюстрация 3)

Духовые музыкальные инструменты использовали звукоизвлечение путем вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже – дерево и металл. (иллюстрация 4).

М ногие современные инструменты произошли от древнеегипетских – смотрим ЦОР «Культурология»:

В Древней Греции также музыка играла большую роль. И название арфы произошло от имени античного музыканта Орфея – см. ЦОР:

В настоящее время существует 2 типа музыкальных инструментов – народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах музыкальных инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные. Современные духовые музыкальные инструменты симфонического оркестра делятся на 2-е группы: деревянные (флейта, кларнет, фагот, гобой) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).

Ударные музыкальные инструменты имеют различное устройство. Их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения: удар по натянутой коже, дереву, металлу. В группу ударных инструментов симфонического оркестра входят барабан, литавры, колокольчик, треугольник, тарелки, ксилофон и т.д.

Струнная группа инструментов возникла позже. Прообразом струнных музыкальных инструментов стал охотничий лук .(иллюстрации 5) Так лук стал предком арфы, лиры. Через много веков были изобретены струнные музыкальные инструменты с резонирующим корпусом. Это щипковые музыкальные инструменты . Арфа является одним из инструментов симфонического оркестра. Другой способ звукоизвлечения – смычком – положил начало возникновению струнных смычковых инструментов современного симфонического оркестра: это скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Особая группа инструментов – клавишные: клавесин, клавикорд, челеста, пианино, рояль. Поистине королем всех инструментов является орган. (иллюстрации 6) Он был изобретен еще в Древнем Риме. Орган имеет несколько тысяч труб различной длины, в которые вдувается воздух. Этот инструмент , обладая огромными возможностями тембровых красок, заменяет целый оркестр.

Читать еще:  Оценка и анализ организационной культуры на предприятии. Краткая характеристика ОАО «Роснефть»

Возможность услышать в исполнении первоклассного симфонического оркестра музыкальных шедевр – одно из наиболее изысканных удовольствий, которое может предложить человеку современная цивилизация. В сегодняшней форме симфонические оркестры зародились в эпоху Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Физминутка (ритмическая под песню «Вместе весело шагать»)

А сейчас, ребята, мы посмотрим, послушаем и запишем, какие группы музыкальных инструментов существуют сегодня. Презентация.

А вот так можно схематически изобразить расположение музыкальных инструментов в симфоническом оркестре:

4, 5 этап. Обобщение, подведение итогов.

Итак, давайте повторим:

– какой инструмент появился первым?

– из чего были сделаны первые муз. Инструменты?

– какие группы муз. инструментов существуют?

– к какой группе относится: скрипка, альт, тромбон, фагот, виолончель, фортепиано?

6 этап. Домашнее задание.

Знать группы и названия музыкальных инструментов, выучить Гимн России.

Данный урок представляет собой урок изучения новой темы. При рассказе о происхождении музыкальных инструментов идет сопровождение иллюстрациями, а также просмотр материалов диска «Культурология». Далее, для рассказа о классификации инструментов, используется презентация Power point, в которую включены видеоролики, показывающие устройство тех или иных групп инструментов, а также фотографии инструментов, сопровождающиеся аудиофайлами со звучанием этих инструментов. Параллельно просмотру и прослушиванию слайдов ребята ведут записи в тетрадях (классификация, названия муз.инстр.). Такая смена видов деятельности учащихся позволяет рационально использовать время урока и максимально полно изучить тему.

Из истории возникновения музыкальных инструментов. Арт-проект “тайны музыкальных инструментов”

В субботу небольшой, но заинтересованной компанией добрались до уникального музея нашего города. Давно причем попасть хотел, но все как-то не складывалось. А тут – сложилось. Даже по жаре в 38 градусов. Сели – и поехали через три района. Получил максимум удовольствия от “междусобойчикового” посещения – экскурсия только для нашей компании – и от экскурсовода Людмилы Владиславовны. Чудесный человек, внучка основателя музея, про каждый инструмент рассказывает как про живое существо, впрочем, думаю, так же и воспринимает их. У каждого ведь своя история, своя судьба. да моих кошек вспомнить, чего уж тут. Тоже – все живые, все с характером, все с историей. Чудесная женщина. На всех клавишных поиграла нам по мелодии, на цитрах (ведущей и фоновой) – исполнила отрывок из переложенной на ноты повести “Метель” А.С.Пушкина, продемонстрировала, как звучат разные ударные инструменты.

“В глубине Кировского района среди домов частного сектора находится уникальный музей музыкальных инструментов. Сначала это была частная коллекция Евгения Николаевича Пушкина в его собственном жилом доме. А затем в 1986 году коллекционер и реставратор подарил 261 редкий экспонат городу.

Читать еще:  Как нарисовать лебедя карандашом поэтапно. «Царевна-Лебедь» - одна из самых загадочных картин Врубеля

Коллекция музыкальных инструментов Евгения Пушкина уникальна не только для Волгограда, но и для всей России. Он начал собирать инструменты еще в 1926 году. Часть коллекции он купил в комиссионке, часть – просто с рук. Пушкин в то время работал мастером музыкальных инструментов на промкомбинате. Поэтому свои приобретения он умело реставрировал и настраивал – и они звучали, как новые. В довоенной коллекции, по словам потомков Евгения Пушкина, была даже знаменитая скрипка Страдивари. Однако во время Сталинградской битвы почти все экспонаты – а их было на тот момент 30 – сгорели. Остался только один баян, который коллекционер тащил на себе в убежище под бомбежками фашистов. Это был сохранившийся в музее и по сей день итальянский баян фабрики Кремона.

Когда война закончилась, Евгений Пушкин начал собирать свою коллекцию заново. Этому способствовали трофейные инструменты, которых после войны было предостаточно. Так, сегодня в музее соседствуют два инструмента: гармошка «Витя» и баян Buttstadt, которые в свое время были по разные стороны фронта.

В 1986 году коллекция составляла 261 инструмент. Перед смертью Евгений Пушкин подарил ее Волгограду. Но только с одним условием: в музее всегда будут работать только его потомки. Сегодня в музее хранят тайны музыкальных инструментов сын и правнук Евгения Пушкина. Все экспонаты находятся в рабочем состоянии. Их можно услышать, а некоторым посетителям разрешается даже поиграть на раритетных инструментах.

Музей размещен всего в одной комнате, которая представляет собой небольшой концертный зал. Инструменты сложены очень плотно друг к другу. Одно время коллекция пополнялась, но сегодня новые инструменты просто негде размещать. Сегодня коллекция насчитывает более 400 музыкальных инструментов самых разных времен и народов. Это и пневматические музыкальные инструменты: баяны, аккордеоны, гармоники, фисгармонии. Есть и струнные: гусли, цитры, цимбалы, домры, гитары и многие другие инструменты.

Еще один уникальный экспонат музея Евгения Пушкина – это фисгармония Гавиоли, созданная в середине XIX века. Она когда-то была украшением дома питерских дворян, а после революции чудом оказалась в Тюмени. Затем ее владельцы переехали в город-спутник Волгограда Волжский, а инструмент попал в мастерскую Евгения Пушкина, был отреставрирован и играет по сей день. Есть в музее и инструменты русских мастеров. Один такой аккордеон создан астраханским умельцем Ваняшиным, который был хорош в музыкальном мастерстве, но плох в грамоте. Он подписал свою работу с ошибками: «Окордион».

А теперь Тайо упарывается разбирать фотографии и подписывать все инструменты. Ждите следующего поста!

Источники:

http://sgdf.ru/tayny-muzykalnyh-instrumentov
http://pedsovet.su/load/120-1-0-6607
http://lostalvar.diary.ru/p213379048.htm?oam

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии