1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История возникновения славянской письменности. Как и когда появилась славянская азбука

Когда появилась славянская азбука?

Давно. В этом году отмечается юбилей – 1150 лет! Вспомним, как это было?

«Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка. Ни латинского. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их». Так обратились славянские князья к византийскому базилевсу Михаилу.

Эти строки мы находим в «Повести временных лет» – главном документе древнерусской истории. Тогда вызвал к себе Михаил двух ученых братьев – Константина, принявшего при пострижении имя Кирилл, и Мефодия – и направил их в славянские земли. В Болгарии братья усовершенствовали славянскую азбуку. Свершилось это в 863 году. С помощью брата Мефодия и учеников Константин перевел с греческого на болгарский язык основные богослужебные книги. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. В мелодии славянского языка Кирилл смог уловить основные звуки и найти для каждого из них буквенные обозначения. За короткий срок Кирилл и Мефодий перевели на славянский Священное Писание и другие богослужебные книги. В православии почитаются как святые равноапостольные «учители словенские».

Среди богословов сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трех языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском. Поэтому Константин и Мефодий были восприняты как еретики и вызваны в Рим. Там они надеялись найти поддержку в борьбе против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в южно-славянских землях и препятствовавшего распространению славянской письменности.
Но, не на того напали. Константин передал папе Римскому Адриану II обретенные им в херсонесском путешествии мощи святого Климента, тот утвердил богослужение на славянском языке, и переведённые книги приказал положить в римских церквях. Замечу, что М. Лютер, переводчик Библии на немецкий язык, даже в XVI веке боролся за то, чтобы богослужение велось на языке народа, которому проповедуют. У нас же богослужение, а, следовательно, и образование осуществлялось на родном языке со времен принятия христианства.

Обратите внимание – весь мир оживает в названии букв кириллицы. Не то, что икс, игрек, зет – уголоватый латинский декартов мир.

Аз, Буки – азбука. По ней учимся читать.

Веди – индийские веды, ведать, ведуны, волхвы (волховы), речка Волхов – центр и начало русской демократии.

Глагол – «глаголом жечь сердца людей». Ни убавить, ни прибавить.

Добро – а не зло должно править миром.

Есть – все сущее – есть – существует, но и покушать тоже неплохо… в меру.
Живете – плодитесь, размножайтесь.

Земля – и планета, и почва. А на ней Люди.

Мыслете – соображайте – желательно не на троих, хотя и это тоже не всегда плохо.

Покой – поспать необходимо каждый день, а вечный покой нам только сниться.
Слово – «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Твердо – стоим на земле и за землю.

Хер – даже фаллический символ плодородия здесь присутствует.

На основе кириллицы созданы алфавиты восьми славянских языков – белорусского, болгарского, македонского, русинского, русского, сербского, украинского, черногорского; и ряда неславянских – дунганский, молдавский, нивхский, таджикский, цыганский, чукотский, шугнанский, ягнобский. Кроме того, 20 кавказских, 4 монгольских, 9 тунгусо-маньчжурских, 27 тюркских, 12 уральских языков используют кириллицу.

О значении письменности говорить не приходится – сей журнал мы читаем именно на кириллице. С помощью письменности появилась возможность фиксировать и накапливать знания и передавать их по вертикали от поколения к поколению. Книги, а сейчас и Интернет, дают возможность резко ускорить передачу информации по горизонтали, но, опять же, на основе письменности.

С 1863 года в России празднуют память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю). Сейчас это День славянской письменности и культуры.

Возникновение славянской письменности

Письменность у славян возникла в 60-е гг. IX столетия, когда славянские племена расселились на большой территории Центральной, Юго-Восточной, Центральной Европы и создали свои государства. В ходе борьбы с германскими князьями великоморавский князь Ростислав решил опереться на союз с Византией и направляет в Византию к императору Михаилу III посольство с просьбой прислать в Великую Моравию таких учителей-просветителей, которые смогли бы проповедовать христианскую религию на славянском языке. Просьба соответствовала интересам Византии, стремившейся распространить свое влияние на западных славян.

Читать еще:  Станиславский моя жизнь в искусстве содержание. Конспект книги станиславского "моя жизнь в искусстве"

Среди грековнашелся образованный человек, знавший греческий, латинский, арабский, еврейский, славянский языки, в это же время он изучал древнееврейский язык. Это был библиотекарь главной византийской библиотеки Константин,по прозвищу Философ, который также был опытным миссионером (крестил болгар, одержал победу в богословских спорах в Малой Азии, ездил к Хазарам в низовье Волги и т.п.). Ему помогал старший брат Мефодий, который в течение ряда лет был правителем славянской области в Византии, вероятно, на юго-востоке, Македонии.В истории славянской культуры их называют солунскими братьями, или coлунской двоицей.Родом они были из гopoдa Солуни (Фессалоники), где совместно проживали гpeки и славяне. По некоторым данным, сами просветители были наполовину славянами (Отец, видимо, был болгарин, а мать –гречанка (А.М. Камчатнов) ).

Kирилл и Мефодий перевели на древнеболгарский Евангелиe, Апостол, Псалтырь. Тем самым заложили основы межславянского книжного литературного языка (старославянского языка). С помощью этого язка славяне приобщилисъ к ценностям античной и христианской цивиализации, а также получили возможность закреплять на письме достижения и своей собственной культуры.

Ввопросе о существовании письменностидо Кирилла и Мефодия прослеживаются два подхода:

1) у славян не было письменности, т.к. сами письмена не найдены,

2) у славян была письменность, притом довольна совершенная.

Однако вопрос о существовании славянской письменности до Кирилла и Мефодия не решен до сих пор.

Первоначально у славян использовалось две азбуки: глаголица и кириллица.

Ввопросе о древних славянских азбукаx много спорного и не до конца решенного:

Почему у славян использовалось две азбуки?

Какая из двух азбукявляется более древней?

Не является ли одна из азбук докирилловской?

Как,когда и где появилась вторая азбука?

Какая из них создана Константином (Кириллом)?

Существует ли связь между азбуками?

Какова основа знаков глаголицы и кириллицы?

Решение этих вопросов затруднено тем, что рукописи от времени деятельности Константина и Мефодия (863-885 гг.) до нас не дошли. А также иизвестные кириллические и глаголические памятники относятся к Х-ХI вв. При этом, обе азбуки употреблялись и у южных, и увосточных, и у западных славян.

Существующие теории можно свести к следующим положениям:

1. Славане до Кирилла и Мефодия были бесписьменными (бытовала в науке до 40-х годов ХХ в.).

2.Письменность у славян была до Кирилла. Отмечаются ссылки на докирилловское письмо у иностранных путешественников и историков. (Какая?)

3. Более древнейявляется кириллица. И ее создал Константин (Й.Добровский, И.И. Срезневский, А.И.Соболевский, Е.Ф. Карский и др.), а глаголицу изобрели позже как своеобразный вид тайнописи в период преследования немецким духовенством славянской письменности в Моравии и Паннонии.

4. Глаголицу создал Константин. Кириллица же возникла позже — как дальнейшее усовершенствование глаголицы на основе греческого уставнoгo письма (М.А. Селищев, П.И. Шафарик К.М. Щепкин, П.И. Ягич, А. Вайан, Г. Добнер, В.Ф. Мареш, Н.С.Тихонравов и др.). По одной версии кириллицу создал Климент Охридский (В.Я. Ягич, В.Н. Щепкин, А.М. Селищев и др.), по другой – Константин Болгарский (Г.А. Ильинский).

5. Древнейшимславянским письмом является кириллица,представляющая собой видоизмененное греческое письмо, приспособленное к фонетике славянской речи. ПозжеKoнстантин создал глаголицу(В.Ф. Миллер, П.В. Голубовский, Е. Георгиев и др.). Затем глаголица была вытеснена кириллицей, aзбукoй более простой и совершенной.

Какую же азбуку изобрел Кирилл?

Кириллица является исторической азбукой, созданной на основе другого письма: греческийкириллица (ср.древнеегипетскийфиникийскийдревнееврейский и греческийлатинский).

Начертания букв глаголицыне походят на известные алфавиты своего времени.При этом прослеживается зависимость ряд 25букв глаголицы от кириллических, а у некоторых — от латиницы (6 – стилизацией латинских букв), 3-символических построения (аз, иже, слово), 4- являются самостоятельными фонетическими лигатурами (юсы и еры), 2 – самостоятельные графические композиции (зело и нашь). (А.М. Камчатнов). Обратное подражание исключается, т.к. прослеживается зависимость кириллицы от греческого алфавита.

В славистике остается нерешенным вопрос об источниках глаголицы. В отдельных глаголических буквах в конце ХVIII-первой половине ХIХ вв. видели видоизменение греческих букв. В 80-х годах ХIХ в. английский палеограф И.Тэйлор попытался определить источник для всей глаголической азбуки – греческое минускульное письмо. Данная точка зрения была принята Д.Ф. Беляевым, И.В. Ягичем, которые во всех знаках видели греческий источник – буквы минускульного письма и их комбинацию (лигатуры).

Читать еще:  Опубликована интимная переписка бузовой и тарасова. Тайная секс-переписка бузовой и главного альфа-самца российского твтайная секс-переписка бузовой и главного альфа-самца российского тв

Славист А.М. Селищев отмечал, что помимо греческих знаков использовались и элементы негреческого письма (древнееврейское, в его самаритянской разновидности, коптское письмо). Л.Гейтлер полагал в 1883 г., что некоторые знаки глаголицы связаны с не с греческим, а с албанским письмом. А И.Гануш в работе 1857 г.объясняет буквы глаголицы из готского рунического письма.

Ряд ее графем находится в непосредственной связи с графемами других алфавитов. (Например, просматривается связь славянских Ш, Ци древнееврейских знаков, также связь с рядом знаков их специальных систем (алхимических, криптографических и т.п.) (Е.Э. Гранстрем).) В свою очередь, М.И. Привалова утверждает, что глаголица «имеет достаточно отчетливо выраженные внешние и внутренние признаки, которые абсолютно чужды любым модификациям греко-византийского или латинского письма, но зато … отчетливо видны в системе обоих грузинских алфавитов» (Об источниках глаголицы. УЗ ЛГУ. Серия филолог. 1960. В.52. С.19).

Е.М. Верещагин и В.П. Вомперский считают, что Кирилл изобрел глаголицу, которая не обнаруживает прямой зависимости от греческого алфавита, хотя Кирилл и заимствовал общий принцип устройства и частично порядок расположения букв (РР. 1988.№3). Но сами греческие буквы он в славянскую азбуку не перенес. Глаголица оригинальна, прямо не выводима из других алфавитов, до деталей продумана. Ее элементами являются круги, полукружья, овалы, палочки, треугольники, квадраты, кресты, перекрестья, петельки, завитушки, уголки, крючки. Глаголица хорошо согласована со звуковыми особенностями славянского языка: созданы знаки для фиксации типично славянских звуков (носовых, редуцированных, аффрикат, палатализованных и некоторых звонких согласных). Написанные этими буквами рукописи по территории относятся к Моравии и Балканам и принадлежат к числу древнейших. Это Киевские глаголические листки (имеются западнославянские черты), Пражские глаголические отрывки (это чешский извод старославянского текста). У долматинских хорватов с ХII –ХIII вв. до наших дней использовалась только глаголица, в Моравии также длительное время использовалась глаголица.

Кириллица, за отдельным исключением, является зеркальным отображением глаголицы, но прямо сближена с торжественным (унициальным) греческим письмом (раздельным тщательным письмом). Это «грезицирующая славянская азбука».

История создания славянской письменности

От рун до кириллицы: история славянской письменности.

Город Плиска в Шумене, древняя столица Первого Болгарского царства, в 863 году стал местом провозглашения славянской письменности братьями-монахами, миссионерами и просветителями, Кириллом и Мефодием.
Говорить, что славянские народы совсем не имели письменного языка до 863 года, это ошибочное мнение. О наличии письменности говорят три вида алфавита, которые развивались в течение определенного времени: руница (рунические письмена); глаголица (тайнопись, деловое письмо); кириллица.
Руны (руницы) олицетворяли собой изображение языческого божества. Это основы будущих букв алфавита в письменности разных народов. И были они распространены не повсеместно, а в странах нынешней Восточной Европы. Древнегерманские руны использовались в магических обрядах. Древнескандинавские руны применялись только в надписях на камнях памятников, указателей дорог. Славянские руны использовались для обозначения местности, указания владельца какой-то вещи, например, меча или кубка. Древнетюркские народы использовали руны в таких же целях. Восточные славяне, русы, также пользовались рунами.
Следующим этапом развития славянской письменности можно назвать происхождение глаголицы. На этом этапе, возможно, шло параллельное развитие кириллицы. Для переводов текстов Библии использовали глаголицу, придуманную Святым Кириллом-Философом. Глаголица со временем превратилась в знакомую нам, кириллицу, над которой поработали ученики просветителя. Большинство букв глаголицы совпадают по написанию с греческим письмом. Также в ней присутствуют элементы самаритянских и древнееврейских письмен. Глаголица использовалась в церковных текстах, в тайнописи.
Третий этап становления письменности – это кириллица. Черноризец Храбр, писатель конца IX в. и начала Х в. конкретно указывает, что в 863 году Кирилл и Мефодий положили основу новому алфавиту. Почему он прижился в славянских культурах и языках? Есть простое объяснение — монахи-летописцы писали на берестяных свитках. Завитушки глаголицы трудно чертить и резать на березовой коре. Кириллический алфавит имел преимущества своими прямыми линиями и плавными переходами. Это помогло развитию языков. Благодаря новым буквам, просвещение и образование стали больше проникать в общественную жизнь.
Становление алфавита шло на основе многолетних наблюдений и изучений, которые проводили братья. В начале их просветительской деятельности, во время миссионерского путешествия к хазарскому кагану, и благодаря, знакомству с другими восточными славянскими народами, монахи задумали усовершенствовать их азбуку и алфавит. Предпосылками появления кириллицы стали политические и религиозные мотивы. Византийское направление христианства вела борьбу за паству, конкурируя с Римским христианством. Монахи, Мефодий и Кирилл, выступили поборниками славянского языка, противопоставляя свою деятельность, западному влиянию.
***
Братья были родом из города Солунь (Фессалоники или Салоники), что находится в Греции. Семья была зажиточная. Отец служил офицером византийской армии. Дед был значимым вельможей в Константинополе. Старший из семи братьев, Мефодий (годы жизни 815-885), мог стать прекрасным военным руководителем, но выбрал монашество. Самого младшего брата назвали Константин при рождении, впоследствии он получил монашеское имя Кирилл (ок.827-869). Свою жизнь он полностью посвятил науке и учению. Братья отлично владели двумя языками – греческим и славянским. Хорошее классическое образование позволило им служить при дворе византийского императора. Но жизненные обстоятельства и душевные порывы привели их к просветительству, а затем, и к монашеству, что обусловило создание славянского алфавита. Старославянский язык был общим для общения болгар, сербов и хорватов – южных славян; западных – чехов и словаков; и восточных славян – украинцев, белорусов и русских.
В начале 60-х годов IX века князь Моравии Ростислав, противостоявший немецким епископам, направил мольбу Михаилу Третьему, Византийскому императору, об отправке в Моравию священнослужителя в сане епископа, проповедующего на славянском языке христианскую веру. Выбор пал на Философа Константина, будущего Кирилла. Во время этой миссионерской поездки на три года, Кирилл с братом, игуменом Мефодием, составил алфавит. Из «Жития Мефодия», созданной одним из учеников братьев-просветителей, узнаем, что изначально в алфавите было 38 знаков. Буквы греческого языка, 24 знака, составили основу глаголицы. Часть из 14 букв были созданы на основе особенностей звучания славянской речи.
Братья проводили большую работу по переводу Божьих книг на славянский язык с греческого языка. Так были созданы Евангелие, Псалтырь, Апостол и Октоих, и тексты богослужений. Обучали местных священников проповедовать на славянском языке. Просветительская деятельность братьев была обширна. Касалась не только лингвистики и языкознания, но и религии. Применение другого языка в богослужениях, вызывало недовольство западных епископов. Они желали использовать в христианских учениях только установленные апостольской церковью латинский, греческий и еврейский языки.
Смерть братьев-ученых привела их учеников и последователей, Климента Охридского, Наума, Ангелария и Горазда, в Болгарию. Избегая преследования западных церковных епископов, они временно обосновались у князя Бориса I, на территории нынешней Албании. Основательный труд учеников усовершенствовал алфавит. Были использованы все методы и находки Кирилла и Мефодия. Отсюда пошло распространение и внедрение кириллицы в письменность Болгарии, Сербии, Руси и Хорватии, Чехии и Словакии. Хотя, со временем, ситуация изменилась – в Чехии и Словакии письмо ныне строится на латинице, что явилось влиянием римской церкви. По начертанию кириллица была проще глаголицы, поэтому монахи-летописцы, которые занимались рукописями, быстро переняли эту манеру писания, употребляя алфавит солунских братьев.
***
Кирилл и Мефодий внесли огромный вклад в внедрении христианской веры в Восточной Европе. Их миссионерская и просветительская работа привела к крещению Болгарии, а позднее Сербии и других славянских стран. Братья были канонизированы через 50 лет после смерти. Поминовение и прославление святых было не обязательным для всей Церкви. Забвение продолжалось вплоть до середины ХIХ века. В 40-е годы южные и западные славяне возобновили борьбу за сохранение национальной идентичности – славянское движение. Огромная роль при этом уделялась деятельности братьев-монахов. Пример их праведного жития, христианского терпения, твердость веры, создание общего алфавита — объединили народы и помогли становлению свободных государств.
В 1861 году, впервые были введены общецерковные специальные службы по св.св. Кириллу и Мефодию. Две большие Церкви христианства только в 1880 году признали деяния братьев-ученых, и начали прославлять молитвами «общечтимых святых» во всех Церквях. В 1980 году Папа Иоанн II в энциклике указал, что отныне, святые братья будут считаться покровителями Европы, Богемии, Моравии, Болгарии, и других славянских стран Восточной Европы.
Ежегодно, 24 мая, славянские народы празднуют День письменности. Праздник отмечается прогрессивными и просвещенными людьми, объединенными родственными языками и едиными буквами в алфавите.

Читать еще:  Финно угорские народы западной сибири 16 век. Современные независимые финно-угорские государства

Источники:

http://www.proza.ru/2014/10/18/792
http://studopedia.ru/16_111813_vozniknovenie-slavyanskoy-pismennosti.html
http://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14706-istorija-sozdanija-slavjanskoj-pismennosti.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector