История одного шедевра: «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Духовность и вера в искусстве
Духовность и вера в искусстве. Блудный сын
И так — блудный сын. В Евангелии от Луки, приводится притча Иисуса Христа о блудном сыне. Она звучит примерно так: У отца было два сына. Младший попросил отца отдать ему надлежащую ему часть имения, и отец разделил своё имение между сыновьями. Младший отправился в дальнюю сторону и растратил всё имущество, ведя развратный образ жизни.
Старший сын в то время был в поле, и когда он вернулся и увидел ликование и праздник в честь возвращения брата, то был смущен и расстроен, и спросил отца: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Отец же ему ответил: «Сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Тема «блудного сына» отображена также в кино, литературе и балете.
Читатель, верующий или нет, может догадаться, что смысл этой притчи глубок ,и относится не только к минувшим событиям, а, возможно, и к настоящим, и ни к кому-то там, а к нему самому. В быстром темпе суетной современной жизни многие ли из нас задумываются о смысле жизни, о Боге? Наука развивается, и уже не понятно, кто кому служит, наука человеку, или человек науке? В погоне за деньгами, и комфортом кто из нас задумывается о спасении души, о загробной жизни? Что для нас означает эта притча? Есть ли у нас Отец, или мы как блудные дети, наслаждаемся жизнью, не думая, что в один миг может настать голод. Жизнь такая хрупкая, человеческое тело такое хрупкое и всего оно боится – и холода, и голода. Для меня эта притча означает, что Бог Отец любит всех своих детей. А по блудным сынам тужит паче преданных ему, ведь они нуждаются в нём больше. Возможно, он ждёт, чтобы мы «наигрались» в земные игрушки, испытали и славу, и позор, боль и радость, счастье и горе, расцвет и упадок, насытились бы всем этим и пришли к нему. Верный сын от Отца не отходит, он верит. и отец всегда рядом с ним. А блудный сын считает, что у него есть всё. и ему не нужна ни опека, ни поддержка, и покуда он наслаждается материальными благами, Отец ему не нужен, он к нему и не взывает. А когда становиться худо, он начинает молиться Отцу и искать у него помощи.
Мудрый человек, оборачиваясь на человеческую историю, понимает, что наша жизнь чередуется взлетами и падениями. Сколько войн пережили люди, сколько болезней, сколько катастроф и катаклизмов случалось с человечеством. И тем не менее, люди всё еще не верят, всё еще озабочены только суетными делами, всё еще борются друг с другом ряди жалкой выгоды. Даже те, кто идут в храмы, мечети и синагоги, выйдя из ворот, становятся прежними людьми, по-прежнему ненавидят, завидуют и лелеют дурные помыслы. Возможно, эта вечная тема «блудного сына» служит руководством и для нас. Пусть мы совершали плохие поступки в прошлом, пусть грешили в наведении или осознанно. Если мы обратимся к Богу, не для того, чтобы он помог нам в нужде, вылечил родных, перевел деньги на банковский счет или наказал наших врагов, а для того, чтобы прийти к Нему, в его духовную обитель, то осознаем смысл жизни и обретем душевный покой.
Блудные сыны, это не только те, кто живёт экстравагантно, расточают деньги и даже убивают и совершают криминальные поступки ради личной выгоды. А также и все мы, когда наши мысли крутятся только вокруг личных интересов, вокруг семьи, огородов, путешествий, карьеры, иномарки, погоней за продвижением в карьере и тп. Мы перестаем блуждать, когда, чтобы мы не делали, где бы ни были, осознаём, что везде нужно быть хорошим человеком, думать о других в первую очередь, не вредить умышленно живым существам и очищать свою душу, чтобы вернутся к Отцу, как блудный сын.
«Возвращение блудного сына» Рембрандта
Этот библейский сюжет – один из самых распространенных в искусстве. Рембрандт вложил в него тепло, с которым вспоминал скончавшихся любимых жен и детей.
Сюжет
Согласно притче, однажды сын, младший в семье, захотел начать самостоятельную жизнь и потребовал свою долю наследства. По сути, это символизировало, что он желает отцу смерти, ведь раздел имущества происходит только после кончины старшего в роду. Молодой человек получил, что просил, и покинул отчий дом. Жизнь не по средствам, ухудшение экономического положения в стране, где он оказался, привели к тому, что вскоре молодой человек промотал все, что имел. Он оказался перед выбором — смерть или покаяние: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
Отец при встрече с сыном приказал заколоть лучшего теленка и устроить праздник. При этом он произносит сакраментальную для всего христианства фразу: «Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Это аллегория возвращения заблудших грешников в лоно церкви.
Старший же сын, вернувшись с полевых работ и узнав, почему затеян праздник, разгневался: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». И хотя отец призвал его к милосердию, из притчи мы не узнаем, какое решение принимает старший сын.
Рембрандт позволил себе отойти от классического текста. Во-первых, он изобразил отца слепым. В тексте не оговаривается прямо, был ли мужчина зрячим или нет, но по тому, что он издалека узрел сына, можно сделать вывод, что проблем со зрением у него все же не было.
Во-вторых, у Рембрандта при встрече присутствует старший сын — высокий мужчина справа. В классическом тексте он приходит, когда уже в доме идет подготовка к празднованию по случаю возвращения младшего брата.
В-третьих, сама встреча описана иначе. Обрадованный отец выбегает навстречу сыну и падает перед ним на колени. У Рембрандта же мы видим молодого мужчину, смиренно стоящим на земле, и отца, тихо положившим ладони ему на плечи. Причем одна ладонь выглядит как мягкая, ласкающая, материнская, а вторая — как сильная, удерживающая, отцовская.
Старший сын держится отстраненно. Кисти его рук крепко сжаты — видна внутренняя борьба, которая происходит в нем. Рассерженный на отца, старший сын должен сделать выбор — принять младшего брата или же нет.
Помимо главных героев Рембрандт изобразил на полотне и других людей. Кто они, точно сказать нельзя. Не исключено, что это слуги, с помощью которых художник хотел передать предпраздничную суету и светлое настроение.
Контекст
«Возвращение блудного сына» — возможно, последняя картина Рембрандта. Работе над ней предшествовала череда потерь, растянувшихся на 25 лет: от смерти первой, горячо любимой жены Саскии и всех рожденных ею детей до практически полного разорения и отсутствия заказчиков.
Богатые одежды, в которых изображены герои, были частью коллекции художника. В XVII веке Голландия была сильнейшей экономикой мира. Корабли ее купцов, казалось, были везде — даже с Японией шла торговля (больше Япония ни с кем в то время и не торговала). В голландские порты стекались диковинные товары. Художник регулярно прогуливался там и скупал необычные ткани, украшения, оружие. Все это потом использовалось в работе. Даже для автопортретов Рембрандт наряжался в заморское и примерял на себя новые образы.
Судьба художника
Рембрандт родился в Лейдене в семье зажиточного голландца — владельца мельницы. Когда мальчик объявил отцу, что намерен стать художником, тот поддержал его — тогда в Голландии было престижно и прибыльно быть художником. Люди были готовы недоедать, но не скупились на картины.
Отучившись три года (что было достаточно для начала собственного дела, как тогда считалось) у своего дяди — профессионального художника, — Рембрандт с другом открыл мастерскую в Лейдене. Заказы хотя и были, но довольно однообразные и не увлекали. Работа закипела после переезда в Амстердам. Там он вскоре познакомился с Саскией ван Эйленбюрх, дочерью бургомистра Леувардена, и недолго думая женился.
Саския была его музой, вдохновением, светочем. Он писал ее портрет в различных одеяниях и образах. В то же время она была из состоятельной семьи, что позволяло им еще и жить на широкую ногу. Последнее обстоятельство раздражало родственников Саскии — классических фламандцев, не переносивших разнузданную жизнь не по средствам. Они даже подали на Рембрандта в суд, обвинив в расточительстве, но художник предъявил, как сказали бы сегодня, справку о доходах и доказал, что гонораров им с женой вполне хватает на все капризы.
После смерти Саскии Рембрандт на некоторое время впал в депрессию, даже перестал работать. Обладатель и без того неприятного характера, он стал окончательно беспощаден к другим — был желчен, упрям, своеволен и даже груб. Во многом поэтому современники старались ничего не писать о Рембрандте — плохое неприлично, а хорошего, видимо, не было.
Постепенно Рембрандт ополчил против себя почти всех: и заказчиков, и кредиторов, и других художников. Вокруг него сложился своего рода заговор — его практически целенаправленно довели до банкротства, вынудив распродать всю его коллекцию за бесценок. Даже дом ушел с молотка. Если бы не ученики, которые сложились и помогли мастеру купить жилье попроще в еврейском районе, Рембрандт рисковал остаться на улице.
Сегодня мы даже не знаем, где находятся останки художника. Он был погребен на кладбище для нищих. В похоронной процессии шла только его дочь Корнелия от Хендрикье Стоффелс, третьей жены (не официальной, а, можно выразиться, гражданской). После смерти Рембрандта Корнелия вышла замуж и уехала в Индонезию. Там следы ее семьи теряются. Что же до информации о самом Рембрандте, то последние десятилетия она собирается буквально по крупицам — при жизни художника многое было утеряно, не говоря уже о том, что никто целенаправленно не вел его жизнеописание.
Зачем Рембрандт оставил столько загадок в картине “Возвращение блудного сына”?
Погода стояла дождливая. Я провожал на вокзале сына. Он уезжал от меня. Уезжал навсегда…
Отец и сын
О них думали Гомер, Конфуций, Рембрандт, Ян Стен, Тургенев, Достоевский, и наши современники: Александр Вампилов и Андрей Тарковский. И все заметили, как тонка нить, что связывает отца и сына, и каждый по-своему к ней притронулся, прикоснулся и понял, что она тоньше нити шелковичного червя.
Но именно Рембрандт ван Рейн в «Возвращении блудного сына» оставил больше всех вопросов и загадок. Не потому ли, что для образа отца не взял простого смертного, скажем собственного отца-мельника. Не потому ли, что успел похоронить двух жен и 27-летнего сына. Не потому ли, что сам был обобран до нитки, и знал, что срок его земной жизни сочтен, а значит, готовился к встрече с сыном.
Почему эти пять сюжетных ходов были совершены Рембрандтом в шаге от смерти?
1. В Евангелии от Луки Иисус поведал притчу о блудном сыне фарисеям. Зачем? Какой он вложил смысл? Может быть, речь шла о том, что ему самому придется предстать перед отцом – Отцом Небесным. Поэтому в картине все участники явно заворожены таинством встречи. Рембрандт высвечивает святое место, и сцена максимально отвлечена от быта. (В картинах о блудном сыне Гверцино и Мурильо мы видим суету). Даже упавшая сандалия на ноге сына подчеркивает наличие святого места. (Оно обозначено в сцене, где Бог говорит Моисею: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5)).
2. Присмотримся к Отцу. Он несет черты божественности: повторяет форму арки, не имеет головного убора, у него блаженное лицо и явно разные кисти рук: мужская и женская – значит, он соединяет в себе отцовскую и материнскую любовь, что свойственно Богу. Понятно, почему нет матери. Женщина в левом верхнем углу, даже в тени не проявляет материнской радости, не протягивает рук, и на роль матери никак не годится.
3. Убедительно создан образ сына-скитальца в рубище, и бритой головой каторжанина со шрамами. При этом Рембрандт скрывает его лицо. (Все художники его показывают: Дюрер изображает раскаивание, Ян Стен – мольбу, ван Лейден – истощение, Массейс – страх, Гверцино – послушание, Мурильо – выбивание прощения). Но каторги не было, иначе он не сохранил бы пусть оборванный, но дорогой воротник. (У Гверцино и Мурильо принесены одежды, и сын сейчас воспрянет духом). Значит непрощенная жизнь его была тяжелее каторги!
4. Прибежавший с поля старший сын, согласно притче, должен стоять в грязной одежде и ревновать отца к брату. Здесь старший сын отсутствует. Двое в богатых одеждах чутко вникают в происходящее. Третий человек у колонны больше похож на младшего брата – а Рембрандт, при его виртуозности владения кистью, не мог допустить такого разночтения. Тем более, на лицах участников нет зависти и какого-либо напряжения. Доминирующий цвет красного плаща у Отца – цвет любви. Этот же цвет у мужчины справа, а если это второй сын, то у него не может быть цвет любви, он же завистник и ревнивец.
5. В молодости Рембрандт сделал свой автопортрет на полотне «Блудный сын в таверне» и предстал в образе блудного сына, пирующего в обнимку с куртизанкой (написана с жены Саскии). Логично предположить, что в «Возвращении» блудный сын – тоже Рембрандт. Но встает вопрос зачем художник изобразил себя нищим и промотавшим состояние, а не, скажем так, измотанным трудягой? Нищий раньше получит искупление – не эта ли идея двигала художником?
Одна версия, которая может объединить сюжетные отрывки в одну концепцию
Художник ищет встречи с Богом, чтобы получить оправдание и прощение, но ищет творческим методом.
После «Блудного сына в таверне» (1635), он на себе испытает библейский путь грешника. Картина станет пророчеством. В 1642 г. Титанический труд «Ночной дозор» — групповой портрет членов Стрелковой гильдии Амстердама — будет отвергнут заказчиками.
На Рембрандта обрушится вал критики. Прекратятся заказы. Уйдут ученики. В том же году умрет Саския. Его сыну Титусу будет всего 1 год.
Он впервые начнет искать прощения. Вернется к теме в картине «Давид и Ионафан» (1642).
Рембрандт пытается выбраться из житейской трясины – у него вторая женитьба. Растет сын. Но, оказывается «блудный сын» Рембрандт не прощен! В 1656 г. он объявлен банкротом: личные вещи у него на глазах выносят из дома на аукцион – он везет семью в бедный еврейский квартал Амстердама. И вот, казалось бы, еще одна подачка: Ратуша заказывает полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) – картина разделяет судьбу «Ночного дозора». Ничего светлого впереди. Впереди, в 1663 г. похороны жены и сына. А сколько он сделал портретов cына!
Рембрандт нищ перед Богом, но не нищ перед людьми. Поэтому он прячет от людей лицо в своем последнем шедевре «Возвращение блудного сына». Эпилог творчества посвящен его раскаиванию перед Богом. Только Всевышнему, как на исповеди, можно открыть свое лицо, – ведь Бог предложил ему такой путь жизни, умышленно отдал сына своего на испытания грехами. (Иначе откуда у художника столько сил в преклонном возрасте взяться за полотно 260 × 203 см).
И вот теперь у гения светотени раскрывается смысл всех загадочных фигур на картине. На свету только Бог и он. Две другие фигуры в правой части картины: юноша в берете и стоящий мужчина в пурпурном плаще — это те же самые главные герои (Бог и Рембрандт), но только за несколько лет до этого. Тогда становится понятен смысл присутствия света на лицах двух второстепенных персонажей – они те же герои, но в прошлом. У Бога-отца в обоих образах красный плащ – цвет любви. Все, кто в тени – созерцатели чуда. (На более ранних офорте и рисунках (Рембрандт их рассматривал при создании последней картины), другие фигуры выполняли роль слуг (забивали тельца, несли одежду)).
И время сжалось до одного момента, соединившего их, от расставания до встречи. Полотно совмещает два хронологических плана. Левая половинка – это святое место, правая – надежда на будущее, которая когда-то была. Рембрандт, как никто иной, мог передавать вневременной характер человеческих переживаний и чувств.
“Он обладал шекспировским даром мысленного перевоплощения. ” Эрнст Гомбрих
Через некоторое время я вернулся к картине.
Заметил, образы стали ближе, понятнее. Рембрандт примерил на себя рубище. Рембрандт повернулся к нам спиной, но лишь потому, что оказался впереди. Рембрандт нашел путь.
Что же увидел он, когда исполнил свой замысел, для меня так и осталось тайной.
Источники:
http://www.epochtimes.ru/content/view/49212/67/
http://diletant.media/articles/39240427/
http://zen.yandex.ru/media/id/5a7da2233dceb721f544712a/5dd3b0b0012fbd6197676f9c