История литературы. История между литературой и наукой: философско-методологический анализ «войны и мира» Л.Н

История литературы. История между литературой и наукой: философско-методологический анализ «войны и мира» Л.Н

Герменевтическая проблематика границ и метода

Отказ от метаязыка и признание своей вовлеченности в диалог позволяет услышать то, что в силу жанровых особенностей «не вмещается» в привычно понимаемые категории научного знания. В нашем случае оказывается, что сама эта проблема перехода от конкретного к общему, во многом определяющая в историческом мышлении, была прямо затронута Л.Н. Толстым. Толстой предстает не просто «объектом изучения», но собеседником. Однако высказанное им может быть выведено в сферу актуального методологического мышления только с учетом дистанции, отделяющей нас от него. В данном случае этой дистанцией становится теоретический опыт мышления XX века, который позволяет нам установить степень актуальности толстовского слова для современного историко-научного знания.

В 1998 году Поль Рикер в разговоре с О. И. Мачульской отвечал на вопрос о том, кто из русских мыслителей оказал на него влияние. И вспомнил лишь классиков художественной литературы: Пушкина, Гоголя, Достоевского и Толстого. Мысль, которую обронил при этом французский философ, открывает эпистемологическую перспективу трактовки романа. Такое бывает: понимание самого родного и близкого приходит через отклик со стороны. Приведу размышление Рикера целиком:

«Роман “Война и мир” является для меня грандиозным опытом размышления об истории. На меня произвела большое впечатление идея о том, что исторические события не поддаются обобщению. Толстой говорит о том, что никто не способен сделать вывода по поводу войны между Францией и Россией, потому что никто не видел самого феномена войны в целом, но каждый обладает отдельным фрагментом ограниченного опыта, и если бы удалось обобщить эти многочисленные фрагменты, то был бы выявлен смысл истории, но это невозможно. Вот почему история неподвластна человеческому разуму. Мне представляется чрезвычайно значимым такое пессимистическое видение истории, полное осторожного почтительного отношения к ее непрозрачности»124.

Другой философ, Г.-Г. Гадамер, также работавший над проблемами методологических оснований гуманитарного знания, вспоминал Толстого в сходном контексте:

«Знаменитое толстовское описание военного совета перед битвой, где весьма остроумно и основательно просчитываются все стратегические возможности и предлагаются возможные планы, в то время как сам полководец сидит на своем месте и тихо дремлет, зато утром, перед началом сражения, объезжает посты, – описание это очевидным образом гораздо более соответствует тому, что мы называем историей. Кутузов ближе к подлинной действительности и к тем силам, которые ее определяют, чем стратеги на его военном совете. Из этого примера следует сделать принципиальный вывод, что толкователю истории постоянно угрожает опасность гипостазирования исторического события или комплекса событий, – гипостазирования, при котором это событие оказывается чем-то таким, что якобы имели в виду уже сами реально действовавшие и планировавшие люди».

Гадамер в точности воспроизводит авторскую интенцию Толстого. Толстой противопоставляет планы и замыслы «исторических лиц» реальным движущим силам истории. Толстовский Кутузов воплощал в себе отрицание всякой «планирующей» и «теоретизирующей», «прогнозирующей» деятельности и вместе с тем прямо ассоциировался у автора со стихийным началом истории, с той движущей силой, которая ее творит. Принципиальный вывод Гадамера об опасности произвольного неправомерного подведения («гипостазирования») прошлого вполне созвучен мыслям Толстого. Позиция П. Рикера более отстраненная: он пересказывает мысль писателя, говорит о ее важности, но сам не выражает прямого согласия с толстовским представлением о «непрозрачности прошлого». Французскому философу дороже не позитивное содержание толстовской мысли (специфически толстовское видение истории, ее движущих сил), а ее «остраняющий» эффект, указывающий на дистанцию между познающим и прошлым.

Мысль о фрагментарности исторического опыта неоднократно повторялась Толстым. И прямо, в своих историко-философских отступлениях, и опосредованно, средствами романного изображения, Толстой подчеркивал, что когда говорят о сражении или войне, то речь заходит о чем-то таком, чего никто в цельности не видел («…Все происходит на войне совсем не так, как мы можем воображать и рассказывать»127, — к этой лапидарной формуле, выраженной в мыслях Николая Ростова, можно свести суть толстовских воззрений на проблему исторического нарратива). Любой взгляд, фиксирующий историю, исходит из события и может ухватить лишь какой-то «фрагмент опыта». Возникает проблема перехода от личного опыта к коллективному, от тока жизни к ходу истории, от фрагмента к целому. Это – одна из ключевых проблем, можно сказать, апорий исторического мышления. Именно здесь

Толстой принципиально скептичен128. И в этом скепсисе Рикер как позитивный момент отмечает его «осторожную почтительность» к «непрозрачности» истории. Остраняющий эффект толстовского скепсиса воспитывает интеллектуальный такт и осторожность по отношению к прошлому. Даже вне связи с толстовской философией истории эти качества сами по себе близки Рикеру, его стилю мышления, исследовательской и философской манере.

Читать еще:  Алтайский музыкальный инструмент камус. Конные походы по горному алтаю - гостевой двор - чолмон - народные музыкальные инструменты алтая

Говорят ли Рикер и Гадамер, вспоминая Толстого, об одном и том же? Думаю, да. Обе реплики указывают на «Войну и мир» как на опыт осмысления одной и той же проблемы, которую можно назвать проблемой неподотчетности исторического опыта или, как удачно выразился Рикер, проблемой «непрозрачности» истории129.

История в гораздо меньшей степени принадлежит нам, чем мы ей. Каждый из нас, познающих и действующих, вовлечен в историю, и именно в силу своей вовлеченности мы не можем «представить» действительную историю как отчужденное целое, как открытую взору картину. Наше представление всегда становится неким искусственным конструированием прошлого. «Объективность» и смысл в истории не даны изначально. Проблема – в переходе от реального текучего «субъективного» жизненного мира к фиксированному смыслу «объективного» события.

Анализ “Войны и мира” Л. Н. Толстого

Анализ «Войны и мира» Л. Н. Толстого

Для начала анализа обратимся к истории создания этого произведения, а также рассмотрим его жанровую уникальность. В произведении Л. Н. Толстого рассказывается о жизни нескольких семей в довольно-таки длительный период. События начинают развиваться с тысяча восемьсот пятого года, а заканчивают – ближе к двадцать пятому году. Все изменения, исторические, политические и социальные охватываются в этом произведении. Действительно, с «Войной и миром» по масштабам не сравнится практически ни одно произведение русской литературы, за исключением разве что «Тихого Дона» Шолохова.

Сам процесс написания данного произведения можно назвать результатом титанического труда и огромной проделанной исторической работы. Чтобы так ясно и живо описать все происходящее в начале девятнадцатого века Толстому пришлось действительно глубоко копаться в исторических документах и сведениях. Все это было достаточно сложно.

«Война и мир» переписывалась Л. Н. Толстым по одним данным три раза, а по другим сведениям – шесть или семь.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Произведение получилось очень большим, требовало множество правок, из-за чего сам процесс написания растянулся на годы. Первый том почти полностью написан на французском языке, из-за чего возникают некоторые трудности у читателя. Действительно, в начале девятнадцатого века все русское высшее общество разговаривало между собой на французском языке, русский же язык считался недостойным, языком челяди и крестьян.

Данное произведение имеет свою особую жанровую уникальность, ведь его можно отнести к роману: любовному, семейному, бытовому, реалистическому, историческому и многим другим видам. То есть, сказать определенно, какой это вид романа из всех вышеперечисленных, нельзя. Далее: произведение Л. Н. Толстого имеет слишком большой размер для романа, из-за чего может вполне считаться серией или даже циклом книг. Все литературоведы, впрочем, сошлись в мнении, что «Война и мир» Л. Н. Толстого относится к жанру, соединившему все вышеперечисленное в себе: роману-эпопее.

Таким образом, мы выяснили, что роман-эпопея «Война и мир» имеет свои особенные черты истории создания, а также жанровую уникальность.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Основные аспекты анализа романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»

Тема и мотивы. Нельзя однозначно, как и в случае с жанром произведения, определить его тему. В «Войне и мире» есть все: начиная от темы любви, заканчивая темой патриотизма. Практически все темы бытовой, социальной, духовной жизни людей того времени вошли и нашли отражение в этом масштабном произведении. Все это поистине имеет большое значение в русской литературе. К мотивам, а точнее, так называемым вехам данного произведения можно отнести: любовную линию, войну 1812-го года, линию дружбы и чести, семейную картину, а также извечные философские темы: жизни, любви и смерти. Все это переживают герои на протяжении развития самого романа.

Идейный замысел и главная мысль. Здесь, как и в предыдущем пункте, нельзя сказать однозначно, какой смысл имеет произведение «Война и мир». Главной идеей, пожалуй, является представление обычной человеческой жизни в противовес военному времени. Тот же самый вывод можно сделать из названия произведения: война противопоставлена обычной жизни. Также название может носить и символический характер: война в этом случае означает неблагоприятное время, внутреннюю борьбу, самоистязание, а мир – светлое, радостное и спокойное.

Читать еще:  Красивые рисунки леди баг карандашом. Как нарисовать Леди Баг поэтапно цветными карандашами

Герои произведения. По одним меркам в романе-эпопее «Война и мир» насчитывается около пятисот героев, по другим – их целая тысяча. Так это или нет, но в романе все действие развивается непосредственно вокруг трех семей и нескольких других действующих персонажей. Первая семья – это, конечно, Ростовы. Именно Наташа Ростова является главной героиней всей этой истории. В начале романа детям Ростовых едва ли больше двенадцати лет. В конце – они являются уже совсем взрослыми. Однако, не все дожили до этого возраста – Петя Ростов, самый младший из них, погибает на войне. Второй действующей семьей можно по праву назвать Болконских. Это семья с высокими нравственными принципами, устоями и традициями. Глава семьи – отец Марии и Андрея Болконских. И Мария, и Андрей представлены в романе уже взрослыми людьми, однако, очень честными, добрыми и справедливыми. В противопоставление им приводится семья Курагиных, также со взрослыми детьми – Элен и Анатолем. Элен – развратная и испорченная деньгами девушка, слывет жестокой и безнравственной. Анатоль похож на нее всеми чертами характера.

По композиции роман-эпопея делится на четыре тома, большую часть из которых занимает Отечественная война 1812-го года. Она разворачивается в третьем и захватывает часть четвертого тома. Здесь играют важную роль образы Александра Первого, Наполеона Бонапарта, а также Суворова, в которого, увы, никто уже фактически и не верит. Также здесь присутствуют описания других военачальников- Барклая де Толли, например.

Первый том написан на французском языке, причина этого описана выше. Второй том является по своему содержанию основным, самым динамичным. Композиция всего произведения достаточно последовательна, логична и линейна, однако, часто прерывается лирическими отступлениями и философскими размышлениями. Большую роль также играют в ней описания природы России. Также в самом произведении присутствует эпилог, по сути занимающий большую часть четвертого тома. Композиция обуславливает динамичность и столь глубокий замысел произведения.

Функции «Войны и мира»:

  1. Историческая – благодаря описаниям, подробным рассказам и титаническим усилиям автора.
  2. Социально-бытовая – благодаря описаниям жизни как крестьян, так и дворян. Главными героями у Толстого являются, однако, дворяне, что не вписывается в рамки модного направления реализма конца девятнадцатого века.
  3. Философская, религиозная и поучительная функции – благодаря множеству вечных тем, затронутых писателем в данном произведении.

Безусловно, роман-эпопея «Война и мир» Л. Н. Толстого – это самое читаемое, знаменитое и великое произведение в русской литературе.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Анализ «Война и мир» Толстой

Беспрецедентным в истории мировой литературы является классический роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир», повествующий о жизни русского общества в эпоху наполеоновских войн. Грандиозное произведение в течение многих лет пользуется неизменным успехом у читателей и литературных исследователей во всем мире. Предлагаем к ознакомлению анализ романа по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при написании сочинения на заданную тему, подготовке к уроку по литературе и предстоящему ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1863-1869 годы.

История создания – Первоначально Толстой планировал написать повесть о декабристе, который вместе с семьей вернулся домой из многолетней ссылки. Однако в ходе работы замысел писателя существенно расширился: появились новые герои, отодвинулись временные рамки. В результате был написан роман-эпопея, работа над которым заняла у Толстого почти 7 лет.

Тема – Центральная тема произведения – историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года. Также автором подняты темы любви, семьи, жизни и смерти, долга, войны.

Композиция – Роман состоит и 4 томов и эпилога, каждому тому соответствует определенный временной промежуток. Композиция романа отличается чрезвычайной сложностью и многослойностью.

Жанр – Роман-эпопея.

Направление – Реализм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр

Бонус

  • Тест по произведению

История создания

В 50-х годах 19 столетия у Льва Николаевича возникла идея написать повесть о декабристе, вернувшимся вместе со своим семейством из Сибири. Эта задумка настолько увлекла писателя, что он стал все глубже проникать во внутренний мир своего героя, искать мотивы тех или иных его поступков, докапываться до истины. В результате возникла необходимость описать всю жизнь героя, начиная с ранней молодости. Так временные рамки произведения были смещены почти на полвека назад, и сюжетная линия взяла свой отчет с 1805 года.

Читать еще:  Антон агафонов сейчас. Они доказали: звезды шоу талантов, над которыми поначалу смеялись даже судьи

Неудивительно, что столь глубокое погружение в жизнь главного героя потребовало расширения и значительного увеличения главных и второстепенных героев.

«Три поры» – таковым было рабочее название произведения. По замыслу Толстого, первая часть или пора описывала жизнь молодых декабристов, вторая – восстание декабристов, а третья – их амнистию и возвращение из многолетней ссылки домой. В конечном итоге Лев Николаевич решил направить все свои силы на описание первой поры, поскольку даже этот временной промежуток потребовал от него колоссальных усилий и времени. Так, вместо обычной повести писателем был создан монументальный труд, настоящая эпопея, которой не было аналогов во всей мировой литературе.

История создания «Войны и мира», занявшая у Толстого почти 7 лет, явила собой пример не только кропотливой работы над характерами героев и их взаимоотношениями, но и полного погружения в историю России. Толстой самым тщательным образом изучал мемуары участников и свидетелей наполеоновских войн, а для описания сцены Бородинского сражения некоторое время провел в Бородино, где лично собирал достоверную информацию.

На протяжении всей работы над романом, Лев Николаевич с большой долей критики относился к проделанной работе. Так, в стремлении создать достойное внимания произведение, им было написано 15 различных вариаций начала романа.

Перед публикацией автор переименовал свое произведение. Смысл названия «Война и мир» заключается в том, что автор на примере не только разных персонажей, но и разных социальных слоев общества хотел показать контраст между мирной жизнью и тем, как она изменилась в годы войны.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Среди множества тем, освещенных автором в романе, одной из важнейших является историческая судьба всего русского народа в период военного лихолетья. Лев Николаевич всегда критиковал любые войны, поскольку в дальнейшем они становились причиной серьезных проблем в социуме.

Люди, оторванные от привычных занятий и вынужденные убивать себе подобных, навсегда меняли свое мировоззрение. Как следствие, всей нации наносился огромный, непоправимый нравственный ущерб.

Военные действия стали прекрасным фоном для развития такой животрепещущей темы как истинный и ложный патриотизм. Война 1812 года имела огромное значение в объединении всей нации в общем патриотическом порыве – изгнать врага со своей земли. В этом были солидарны и многие представители дворянства и простой народ. Все герои романа, так или иначе, прошли проверку 1812 годом, и получили нравственную оценку своих действий.

Все свои чаяния и надежды Лев Николаевич вложил в основную мысль произведения – каждый человек должен жить интересами своего народа, стремиться к истинной гармонии, позабыв о жажде наживы или карьерных амбициях. Любовь к родине, добрые помыслы, единение с народом – то, чему учит произведение.

Смысл романа заключается в «народности», поскольку именно народ есть движущая сила и величие нации.

Композиция

Проводя в романе «Война и мир» анализ произведения, необходимо отметить сложность и многоступенчатость его композиционного построения. Не только роман, но даже каждый том и каждая глава имеют собственную кульминацию и развязку. В книге теснейшим образом переплетены главные сюжетные линии, многие персонажи и эпизоды противопоставлены друг другу.

Произведение состоит из 4 томов и эпилога, и каждой из частей книги соответствует определенный временной промежуток.

  • 1 том (1805 год) – описание войны и главных героев, наполненных честолюбивыми мечтами.
  • 2 том (1806-1811 год) – отображение проблем и сложных жизненных ситуаций, в которых оказался каждый из героев романа.
  • 3 том (1812 год) – полностью посвящен войне 1812 года.
  • 4 том (1812-1813 годы) – наступление долгожданного мира, с приходом которого происходит прозрение главных героев.
  • Эпилог (18120 год) – повествование о дальнейшей судьбе центральных персонажей.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Войны и мира».

Определить жанр «Войны и мира» достаточно просто – это роман-эпопея. Главными его отличиями от других литературных жанров является большой объем произведения, масштаб отображаемых событий и рассматриваемой проблематики.

В жанровом отношении «Война и мир» представляет собой очень сложное произведение, поскольку в нем присутствуют характерные черты исторического, социально-бытового, философского, батального романов, а также мемуаров, хроник.

Поскольку в романе задействовано много исторических лиц и даны описания реальных исторических событий, роман принято относить к литературному направлению реализм.

Источники:

http://studexpo.ru/352841/filosofiya/germenevticheskaya_problematika_granits_metoda
http://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/analiz_voyny_i_mira_l_n_tolstogo/
http://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/analiz-romana-tolstogo.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии