1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История изготовления колоколов и колокольчиков на руси. Из истории церковных колоколов Строение колокола

Конспект занятия в старшей группе «История возникновения колоколов на Руси и других странах»

Елена Барабашина
Конспект занятия в старшей группе «История возникновения колоколов на Руси и других странах»

Форма работы. ООД (Организованно — образовательная деятельность)

Познакомить детей с историей возникновения колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах, устройством колокола и особенностями звучания.

-Формировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.

-Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах.

-Знакомить с народной культурой России.

-Воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа.

Средства и приемы: — Музыкальное сопровождение: прослушивание записей колокольных звонов, народных напевов, песни «Колокольчик»(сл. В. Рождественского, муз. С. Чикобава).

-Привлечение родителей к участию в организации занятия (принести колокольчики из различного материала: стеклянные, деревянные, из металла). Совместная деятельности родителей с ребенком (смастерить колокольчик для выставки).

– Поощрение самостоятельного творчества детей в изобразительной деятельности: рисунок «Звонкий цветок Колокольчика», лепка колокольчика.

Репродукция картины Васнецова «Облака и золотые купола», видеоизображения колоколов и цветка колокольчика, способов литья колоколов в разные временна, фотографии Царь колокола и колоколен. Звукозаписи разных колокольных звонов. Набор колокольчиков из стекла, металла, дерева. Маленький колокольчик на каждого ребенка.

1. Вводная часть. (На интерактивной доске изображение цветка колокольчика)

В руке у воспитателя звонкий колокольчик. Слушание песни «Колокольчик» (сл. В. Рождественского, муз. С. Чикобава)

Колокольчик! Колокольчик!

На лугу со всех сторон

Будто слышится мне звон.

Колокольчик! Колокольчик!

Так звенишь и так трепещешь

Там, где травы и цветы.

Может быть звонишь ты тоже,

Но твой звон не слышен нам,

И понятен только пчелам,

Роще, травам и цветам.

Воспитатель звенит колокольчиком и говорит : «Это колокольчик. Слышите, как он звенит? (Звенит ещё громче) Возьмите свои колокольчики и рассмотрите их внимательно.» Дети рассматривают устройство колокольчика, звенят в него.

Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете,отчего зависит звук колокольчика? От языка внутри него. Язык у колокольчика как смычок у скрипки. Звук во многом зависит от него, а ещё, из какого материала сделан колокольчик, его формы и веса. Из чего сделан этот колокольчик? (Ответ детей: из металла) Как вы думаете,почему не делают колокольчики из дерева (Деревянный колокольчик не такой звонкий, показ деревянного колокольчика) Из дерева делают другие музыкальные инструменты. А можно ли сделать колокольчик из стекла? (Можно, только стекло хрупкое,легко бьётся, осколки будут опасны, зато стеклянный колокольчик будет красиво звенеть) Такой колокольчик может быть только предметом искусства.» (Фото колокольчика- гжель).

2. Основная часть.

Рассказ воспитателя об истории возникновения колоколов на Руси и других странах.

Воспитатель выясняет, знают ли дети, как давно появились колокольчики? Очень давно, ещё до Рождества Христова при царе Соломоне золотые колокольчики привязывали к крышам,чтобы разгонять птиц. А древние греки любили носить колокольчики на кошельках и при ходьбе колокольчики красиво звенели.

(Показ слайда с изображением цветка колокольчика) Посмотрите на этот красивый цветок. Есть легенда, которая гласит, что когда-то давным-давно,ещё в IV веке после Рождества Христова, епископу Ноланскому приснился сон, где он увидел полевые цветы, от дуновения ветра которые издавали чистые приятные звуки. После этого епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

С принятием христианства и крещением Руси пришли колокола и к нам,и сразу же стали символом державы и мощи духа русского человека. (Звучит запись колокольного звона)

Колокол – это ударный музыкальный инструмент. Почему «ударный»(Ответы детей). А вы знаете, для чего нужны колокола на Руси? Рядом с храмом строили колокольню, на ней подвешивали колокол большой и малые колокола. Их звоном созывали народ на церковные службы и праздники, как происходит и в нашем поселке Пруды, в нашем храме Великомученика и Победоносца Георгия. Также колоколами оповещали народ об опасности: нападении врагов и пожаре. (Показ слайдов: колокола)

Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Мастера пользовались почетом и уважением. Отливали колокола обычно из меди и бронзы. Иногда покрывали золотом. А ещё для изготовления колокола требовались такие материалы, как олово, проволочное железо, серебро, гвозди, говяжье и свиное сало, вар, белая глина, лыко-кора липы, вожжи, весы, подъемные и кузнечные инструменты. (Фото отливки колоколов, современные технологии отливки) Большой колокол отливали человек сто, все православные, душевные, добрые. Начинают с молитвой, чтобы все удалось. В глубокой яме форма стоит, куда медь расплавленную заливают. Сейчас отливают колокола также, как и в старину, по описаниям прадедов.

Читать еще:  Весёлые номинации для награждения сотрудников. Номинации для награждения сотрудников шуточные на корпоратив

Настает момент, когда колокол рождается. (Фото колокол родился).Крепкие веревки берут мужики, колокол со всех сторон цепляют, все с молитвой, чтобы не разбился, не сорвался. оберегают как дитё малое. (Фото установки колокола на колокольню нашего храма).

Колокол как живое существо. Как человек — имеет уши, язык, плечи, туловище, ему давали имена: Сокол, Георгий, Гавриил, Медведь. Украшали письменами и узорами. Древние колокола- это ценные исторические памятники нашей истории и культуры., нашей веры Православной, а также литейного ремесла. Скажите, какой самый большой колокол и где он находится? (Ответы детей, фото Царь колокола) Правильно, Царь-колокол и находится он в столице нашей Родины- Москве. Весит он 200 тонн. При пожаре деревянной ещё Москвы, люди, боясь, что он расплавится от жара, стали поливать его водой и от перепада температуры от него откололся кусок весом11,5 тонн. Второй по величине колокол находится в Александрово- Невской Лавре города Санкт-Петербурга (фото). Третий по величине колокол был отлит в городе Воронеже в наше время и освящен действующим Патриархом Кириллом (фото третьего колокола).

Не каждый человек заставит петь колокол. На звонаря надо учиться и мастерство приходит с годами. Колокольный звон — это целая наука. Он бывает разный и имеет свое название: Благовест — мерные удары в большой колокол, Трезвон – несколько колоколов звучат вместе, Перезвон – все колокола, но по очереди, Красный звон- целый день на большие праздники. Давайте послушаем. (Звучат варианты колокольного звона).

Посмотрите на картину Васнецова «Облака и золотые купола». (Репродукция картины) Подумайте, отчего церковные колокола принято устанавливать на высоких башнях-колокольнях (Ответы детей).Правильно, чтобы звуки были слышны далеко-далеко.

Силу колокола люди знали давно и есть такая традиция- встать под колокол, потянуть за веревку, которой привязан язык колокола и, замерев, слушать падающие на тебя звуки, ожидая обновления внутри себя.

3. Заключительная часть.

Стало традицией дарить расписные колокольчики –сувениры с рисунком,гербом. Они стали составляющей частью нашей культуры. Школьный колокольчик зовет детей на первый урок, последний – возвещает о вступлении выпускников во взрослую жизнь.

Сегодня вы, ребята, внимательно слушали, рассуждали, чувствовали и радость и грусть при звучании колокола — одного из символов нашей Родины.

Через изобразительную деятельность: 1. рисование в сравнении колокольчика цветка и музыкального инструмента «Звонкий цветок Колокольчика»; 2. лепка колокольчика.

Совместная творческая работа родителей с ребенком «Колокольчик».

Чтение стихотворения «Слышу вас, колокола над землею…»

КОЛОКОЛА РОССИИ

автор Ефим Шкловский

Слышу вас, колокола над Землёю.

Против горя, против зла вы со мною.

Сколько веры и тепла! Сколько силы!

До чего же вам мила Мать-Россия!

Вам и роща дорога и былинка,

И дорога на века, и тропинка,

И могучий богатырь, и старушка,

Златоглавый монастырь и церквушка.

Вы слышны и мудрецу, и ребёнку,

Вы летите ко дворцу и в избёнку.

Вот, гудя, ударит бас: Слушай! Слушай!

Словно с неба Божий глас – прямо в души.

Всё призывней, всё сильней, всё набатней,

Всё соборней для людей, всё понятней.

Собирает он народ воедино

И на подвиги зовёт исполина.

А вослед ему звучат говорливы

Колокольчиков – внучат переливы.

Позабудутся на миг боль да горе.

Озарится светом лик в каждом взоре.

Раскрываются сердца. Люди – братья!

Словно не было конца и распятья.

Словно не было потерь и печали –

Снова радуйся и верь, как в начале.

И для жизни собирай снова силы.

И сражайся и страдай для России.

Голоса колоколов, словно пламя,

Как свидетели веков всё вы с нами.

Толь сомнения вас жгли, то ли беды –

Всё равно вы с нами шли до победы.

Никогда ваш гул и стон не остынет –

От Мамаевых времён до Хатыни.

И при солнце и в ночи жизни ради

Ваш набат для нас звучит в Бухенвальде.

И Майданек слышит вас и Освенцим,

Потому что боль жива в вашем сердце.

Потому что знали вы слёзы тризны

И страдали для любви и Отчизны.

Так взлетайте вновь и вновь в купол синий,

Чтоб всегда жила любовь над Россией!

Список используемой литературы

1. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Старшая группа

Издательство МОЗАИК-СИНТЕЗ Москва 2014г.

2. Комплексные занятия в ДОУ по программе под редакцией М. А. Васильевой

Издательство Учитель» Воронеж 2011г.

3. Интернет-ресурс http://www.yandex.ru/

4. Документальный материал из семейного архива.

Колокола и колокольчики детям! Я очень люблю путешествовать и каждый раз, когда я выбирала сувениры – мне нравились колокольчики! Так скопилась целая коллекция, их стало.

Образовательная деятельность по приобщению детей к истокам русской культуры «Колокола России» Цель: приобщение детей к истокам русской культуры. Образовательная область «Познание»: через экспериментальную деятельность показать процесс.

История возникновения колокола и колокольчиков.

Колокола и колокольчики.
Прообразом рукотворного колокольчика был, скорее всего, живой цветок – нежный и трепетный колокольчик, легко отзывающийся на малейшее дуновение ветерка. Колокольчики начали изготавливать около шести тысячелетий назад. Этот уникальный музыкальный инструмент не утратил своей популярности и в современном мире. Специалисты не имеют единого мнения о том, где впервые появились эти удивительные творения человеческих рук. Одними из старейших предков колокольчиков можно считать пастушьи колокольчики. Их также относят к числу первых музыкальных инструментов. В античном мире они выполняли в основном сигнальную функцию.

Читать еще:  Золотой граммофон 20 лет какой год. Юбилейная церемония «Золотой граммофон»: звездные участники и подробности главного музыкального события года

Первобытные народы изготавливали колокольчики из дерева, раковин и других слабо резонирующих материалов. В более развитых цивилизациях преобладали колокольчики из бронзы. В античные времена их склёпывали из металлических пластин и листов.
В четвёртом тысячелетии до нашей эры на территории Южного Ирака и Турции, в Месопотамии и Египте уже существовала технология бронзового литья. Среди археологических находок тех времён встречается множество бронзовых колокольчиков небольших размеров – от двух до девяти сантиметров. Некоторые специалисты считают, что родиной колокольчиков является Китай. В четвёртом тысячелетии до нашей эры в Китае и Японии начали изготавливать колокольчики и колокола. В Китае полагают, что дом без колокольчика – что солдат без винтовки. В этой стране колокольчики называют музыкой ветров и мелодиями простора; их используют в ритуалах очищения.

Прослушав мелодичный звон колокола, установленного на высокой башне храма в Пекине, китайцы любят рассказывать печальную легенду о душе этого колокола. Легенда гласит, что более пятисот лет назад император велел одному из своих придворных отлить большой колокол. Он приказал смешать свинец, медь, серебро и золото, чтобы звук получился нежным, звонким и мелодичным.
В первый раз литейщиков постигла неудача. Они сообщили, что металлы не соединились. Во второй раз в сплаве образовались трещины и пустоты. Разгневанный император объявил, что если третья попытка окажется неудачной, то чиновника постигнет смертная кара. Дочь незадачливого придворного по имени Прелестный Цветок отправилась за помощью к знаменитому астрологу. Мудрец сказал, что чары злых демонов, не дающих металлам соединиться, развеются только в том случае, если в кипящий металл бросить живую невинную девушку. Когда мастера в третий раз приготовились отливать колокол, в бурлящий сплав прыгнула юная дочь чиновника. Металл застыл, и все увидели чудный цельный колокол. Когда колокол установили на башне, его звон поразил всех чистотой звучания, нежностью и мощью одновременно. Но слышались в нём грустные и тоскливые ноты.

«Это плачет душа Прелестного Цветка», – сказали придворные императора. Обычай созывать монахов на богослужения возник в христианских монастырях Египта. В девятом веке стали изготавливать наборы колоколов. И уже в раннем средневековье они получили широкое применение. Русские колокола с середины шестнадцатого века превзошли по габаритам европейские. В Европе колокола весом 100-150 пудов считались редкостью, в России же были колокола весом до 600-1000 пудов. В.И. Даль писал: «Большие колокола употребляются почти только при церквах, и поэтому зовутся также Божьим гласом». Колокола прижились на русской земле как неотъемлемый инструмент Православной церкви и элемент народной культуры.
С середины семнадцатого века мастера колокольного литья стали настоящими исследователями. Они использовали различные формы, толщину стенок и размеры колоколов, состав металла и технологии, находя оптимальные варианты, позволяющие получить наилучшее звучание. Колокола покрывали рельефными изображениями и историческими летописями. «Колоколов средневековый/ Певучий зов, печаль времён. », – писал Иван Бунин.
В Бирме есть колокол весом около 6000 пудов, в Киото в Японии – около 5000 пудов, в Пекине – несколько колоколов по 3000 пудов. Но, как считают специалисты и слушатели, у них плохая акустика и негармоничное звучание. Их называют немыми произведениями литейного искусства.

Колокола изготавливают из латуни, бронзы, свинца, серебра, керамики, фарфора, хрусталя, стекла и других материалов. Впервые фарфоровые колокольчики начали делать в Китае в четвёртом-пятом веках. Их, как правило, украшали изображениями цветков пиона. Пион и хризантема – любимые цветы китайцев. В Европе фарфор появился лишь в начале восемнадцатого века. Известная Мейсенская мануфактура в Германии производила первые фарфоровые изделия, в том числе и колокольчики. Более двухсот лет эта фирма славится изготовлением фарфоровых колокольчиков, которые стали символом Рождества. Маленькие колокольчики, изготовленные из тончайшего белоснежного фарфора, часто сравнивают с цветками ландыша. Поэты и писатели разных времён делали колокола и колокольчики действующими лицами своих произведений: они звенят, поют, рыдают, плачут, хохочут, гремят, гудят, кричат.

Согласно поверьям, колокольного звона боится нечистая сила. В древности верили, что болезни вызываются бесами, поэтому во время эпидемий часто звонили в колокола. В 16-17 веках, когда свирепствовала чума, колокола звонили медленно и размеренно либо часто и с перезвонами. Это делалось по предписанию врачей, которые полагали, что громкий звук разгоняет тяжёлый зараженный воздух. Колокольный звон – искусство. Подбирая различные, гармонично звучащие колокола в группы, можно исполнять мелодии и даже музыкальные произведения. В наши дни во многих храмах и монастырях звонят по нотам.

Православная Россия: интересные факты о церковных колоколах

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Читать еще:  «Битва при Ангиари» – неоконченная работа Леонардо да Винчи. Загадочная фреска леонардо

Первые колокола-тысячники пострадали от пожаров

Самый большой колокол в мире отлит в России

В XVII веке российские мастера колокольных дел снова отличились: в 1655 году Александр Григорьев отлил колокол весом 8 тысяч пудов (128 тонн). В 1668 году колокол, который даже иностранцы называли единственным и неповторимым в мире, был поднят на звонницу. По дошедшим свидетельствам очевидцев, для раскачки языка колокола, который весил более 4 тысяч килограммов, требовалось не менее 40 человек. Звонил колокол в Кремле до 1701 года, когда во время одного из пожаров упал и разбился.

Воссоздать самый большой в мире колокол, увеличив его вес до 9 тонн, решила Государыня Императрица Анна Иоанновна. Иностранные мастера заявили, что это невозможно. Взяться за это богоугодное дело решились колокольных дел мастера Моторины. Начал дело отец. Но что-то пошло не так, и сразу две литейные печь вышли из строя. Мастер от волнения слёг и вскоре умер, но его сын успешно завершил начатое.

Готов колокол был в 1735 году. 6,6 метров в диаметре, 6,1 метр в высоту и около 200 тонн весом (12327 пудов) он получил название «Царь-колокол». Но через 2 года во время очередного пожара сарай над колокольной ямой загорелся, колокол раскалился, а когда в яму попала вода, дал трещину. Закончилось всё тем, что от него откололся кусок весом в 11,5 тонн. Только через 100 лет «Царь-колокол» установили на постаменте возле колокольни Ивана Великого на территории Кремля. Где его можно увидеть и сегодня.

Во время Гражданской войны Царь-колокол изображали на 1000-рублёвых купюрах, которые выпускал в Крыму генерал Деникин. В народе эти деньги называли «колокольчиками».

Некоторые колокола в России ссылали и даже подвергали пыткам

Колоколами в России не только восхищались, некоторые из них жестоко наказывали. Так за «подстрекательство» к бунту в 1591, когда умер царевич Дмитрий, был наказан угличский колокол. Его сначала сбросили со Спасской колокольни, потом палачи применили пытки — отрубили ухо, вырвали язык и наказали 12 ударами плетей. Этого показалось мало, и колокол, которому на то время исполнилось 300 лет, отправили в ссылку в Сибирь.

Известен факт и о том, что в 1681 году «Набатный» колокол, который находился в Московском Кремле, «сослали» Николо-Корельский монастырь в Николаев за то, что он ночью своим звоном разбудил царя Федора Алексеевича.

Самый известный русский звонарь различал 1701 звук

Константин Константинович Сараджев – армянин по происхождению и самый известный из русских звонарей. Это человек с абсолютным слухом, а некоторые утверждали, что у него «цветной» слух. Сараджев отчётливо различал 1701 звук в пределах одной октавы. Он мог слышать, как звучит каждая вещь, камень и человек, даже если тот молчал. Такой же уникальный слух был, если верить легендам, у Пифагора. Во всяком случае, так утверждали его ученики.

Сараджеву принадлежит нотная запись 317 звуковых спектров самых крупных колоколов московских церквей, соборов и монастырей. Сегодня эта рукопись хранится в Даниловом монастыре.

Звук колоколов Сараджева был больше похож на музыку, а не на звоны. Звонарь постоянно совершенствовал методы звона, мечтал о том, что когда-нибудь колокола будут звучать не только в церковной акустике и что в России появится концертная звонница. Но в 1930 году в СССР церковный звон запретили вовсе, и мечтам Сараджева не суждено было сбыться.

Власть Советов за несколько лет уничтожила почти все колокола Православной Руси

В начале 20-го века в Российской Империи было 39 колоколов-«тысячников», а в 1990-х их осталось всего 5. Малые и средние колокола уничтожены были практически полностью.
Советская власть к церкви относилась весьма негативно и к колоколам в том числе. Все храмы перешли в распоряжение Местных советов, которые могли «использовать их по своему назначению, исходя из общественной и государственной нужды». В 1933 году ВЦИК установил план на заготовку колокольной бронзы для республик и областей, и в течение буквально нескольких лет уничтожены были практически все колокола. Сколько именно – сказать никто не может.

Некоторые колокола погибали с храмами, некоторые уничтожали преднамеренно, в другие шли на «нужды индустриализации». Печальная участь не минула даже колокола, которые были отлиты для Храма Христа Спасителя, Ивана Великого, Исаакиевского собора, Валаамского, Соловецкого, Саввино-Сторожевского и Симонова монастырей и ещё тысяч храмов по всей России. В 1929 был снят колокол с Костромского Успенского кафедрального собора весом 1200 пудов. В результате в Москве не осталось ни одного колокола.

Известно, что часть колоколов было отправлено на такие крупные стройки как Днепрострой и Волховстрой для технических нужд. Из них изготовили котлы для столовых. В 1932 году власти Москвы из 100 тон церковных колоколов отлили горельефы для нового здания библиотеки им. Ленина.

Возвращение колоколов

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-istorija-vozniknovenija-kolokolov-na-rusi-i-drugih-stranah.html
http://www.livemaster.ru/topic/2311887-istoriya-vozniknoveniya-kolokola-i-kolokolchikov
http://kulturologia.ru/blogs/281113/19379/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector