1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История формирования жанра мюзикла. Основные направления подготовки студента-вокалиста к работе в жанре оперетты

История появления и развития жанра оперетты

Происхождение и понятие жанра оперетты

Оперетта ( итал. Operetta, уменьшительное от opera; букв. — маленькая опера). С 17 в. До сер. 19 в. Небольшая опера.

Истоки оперетты уходят вглубь веков. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, буффонадой, карнавалом и любовной интригой. Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии нравов Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция; затем комедийные персонажи в средневековых моралите, мистериях и мираклях. Вслед за возникновением серьёзной оперы около 1600 года появился такой новый музыкально-театральный жанр, как интермеццо. «Служанка-госпожа» (1733) Дж. Перголези — образец интермеццо, который послужил моделью для последующих произведений. Успех «Служанки-госпожи» в Париже побудил Ж.Ж. Руссо к развитию этого жанра на французской сцене. Его «Деревенский колдун» (1752) — один из трёх источников, лежащих в основе opеra-comique, французской комической оперы. Двумя другими источниками были комедии-балеты Мольера и Ж.Б. Люлли и водевили, ставившиеся в народных ярмарочных театрах.

Также корни оперетты уходят в итальянскую импровизацию комедии масок 16-18 вв. (комедия дель арте). Маски — отличительная черта этого театра. Известно, что в 1560г. во Флоренции состоялось представление с участием масок. В Италии существовало несколько трупп профессиональных актеров, которые давали представления с масками и импровизацией. Герои комедии дель арте были любимы публикой, но и знамениты настолько, что маски комедии дель арте дожили до наших дней.

Смысл термина «оперетта» с течением времени менялся. В 18 в. с ним часто связывали определенный жанровый тип (бытовая комедия, пастораль), в Австрии и Германии его иногда применяли к зингшпилю и другим разновидностям комической оперы с разговорными диалогами. Во Франции в 50-70-х гг. 19 в. Ж. Оффенбах называл оперетту небольшие одноактные сочинения лирико-бытового плана, близкие французской комической опере. Одновременно по отношению к аналогичным произведениям пародийного характера он пользовался таким обозначением, как «музыкальная буффонада», а многоактные музыкальные сценические пародии (Орфей в аду) называл opera bouffe (в отличие от традиционного итальянского термина opera-buffa и французского opera comique). Позднее их тоже стали называть оперетта, как и некоторые комические оперы.

В современном понимании оперетта — один из видов музыкального театра, музыкально-сценическое представление, в котором музыка, вокал и музыкально-хореографические номера перемежаются разговорными сценами, а основу музыкальной драматургии составляют формы массово-бытовой и эстрадной музыки. В оперетте используются и специфические оперные формы — арии, ансамбли, хоры, но они обычно более просты и тоже выдержаны в песенно-танцевальном характере. Вокальные и хореографические номера служат в Оперетте развитию действия, утверждению идеи произведения и составляют драматургически взаимосвязанное целое. Это отличает оперетту от водевиля, обозрения и других разновидностей музыкальной комедии и музыкальной драмы, где музыка играет вспомогательную, дивертисментно-декоративную роль. Родственная опере с разговорными диалогами, оперетта отличается от нее общедоступностью музыки, тесно связанной с музыкальным бытом составляющей страны и эпохи.

Оперетта разнообразна как по содержанию, так и по форме. Существуют пародийные и пародийно-сатирические оперетты, лирико-комедийные и лирико-романтические, героико-романтические и т.д. В истории музыкального театра принято говорить о «парижской», «венской», «неовенской» оперетте, как об определенных национально-исторических разновидностях оперетты, обладающих устойчивыми жанрово-стилевыми особенностями. Синтез вокально-хореографических и словесно-драматических форм в оперетте привел к возникновению специфической разновидности актерского искусства и формированию особого типа певца — актера, для которого пение, танец, разговорная речь равно органичны и служат созданию целостного образа.

Читать еще:  Шепелев в программе прямой эфир. Смена ведущего «Прямого эфира» спровоцировала ожесточенные дебаты

Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Жак Оффенбах открыл свой маленький театр «Буфф-Паризьен» в Париже, на Елисейских полях.

Мюзикл — история развития как музыкального жанра

Сегодня, если предложить человеку сходить на оперу, оперетту или мюзикл, то он скорей всего выберет последнее. Давайте разберемся, почему же из всех разновидностей музыкально-театральных жанров именно мюзикл приобрел такую массовую популярность…

Начнем сразу с главного. Мюзикл — это музыкально-сценическое произведение, которое сочетает в себе драматическое, музыкальное, вокальное и хореографическое искусства. Такой обширный набор функций позволяет ему быть более зрелищным, красочным, динамичным и благодаря этому более доступным для восприятия.

По сути, мюзикл — история, рассказанная с помощью песен, в основе которой лежит незамысловатый сюжет, активное сценическое действие и музыка. Ему предшествовали легкие музыкальные жанры такие как оперетта, бурлеск, водевиль. Многие даже считают его одним из видов американской оперетты, но все же они существенно различаются между собой: оперетта основана на музыкальном симфонизме, который сохраняет выдержанность формы и либретто, в мюзикле же акцент делается на театральное действие с музыкальным сопровождением.

Идеальным воплощением этого жанра сало произведение композитора Дж. Керна и либретиста О. Хаммерстайна «Плавучий корабль» (1927 год). В то время это творение называли еще не мюзиклом, а музыкальной комедией. Однако, стереотип о том, что мюзикл исключительно разновидность комедийного жанра, стал быстро исчезать с возникновением джаза, который придал поверхностным музыкально-зрелищным постановкам неожиданную глубину.

В России новый жанр был принят с радостью. Первые его признаки можно было увидеть в картинах «Веселые ребята» с участием Леонида Утесова и джазового ансамбля, «Цирк», «Волга-волга». Рок музыка использовалась в постановке спектаклей «Свадьба Кречинского», «Тиль», известный всем «Юнона и Авось».

Западные тенденции мюзикла стали укрепляться в России с 1999 года. Например: «Метро», «Нотр-Дам де Пари», «Чикаго», «Кошки», «Призрак оперы» и т.д. Со временем мюзикл из музыкально-сценического представления превратился в масштабное музыкальное шоу и велика вероятность того, что этот жанр не утратит свою популярность и будет стремительно развиваться, учитывая потребности времени.

История формирования жанра мюзикла. Основные направления подготовки студента-вокалиста к работе в жанре оперетты

Популярные оперетты

Произведения, заслужившие именоваться классикой жанра, были написаны в период со второй половины XIX в. по 30-е гг XX в. Они и в настоящее время являются «жемчужинами» репертуара многих европейских театров, привлекают внимание как авангардных постановщиков, так и приверженцев классической подачи.

«Весёлая вдова»

Оптимистичный, жизнеутверждающий спектакль о повторном замужестве некогда овдовевшей обеспеченной дамы, пронизан остротами и юмором. Постановка была обречена на успех. С. Рахманинов назвал оперетту гениальной, несмотря на то, что её создатель не был представителем «старой школы», являлся современником русского композитора, а сам спектакль к моменту написания отзыва ещё только начинал триумфальное шествие по театральным подмосткам. Францу Легару, с его любовью к вальсам с неровным ритмом, синкопой, удалось создать произведение, которое впоследствии назовут «обаятельной королевой оперетт». Вот только перед премьерой музыка к спектаклю неприятно шокировала антрепренеров. Они назвали творение Легара шагом к провалу, фиаско, банкротству. Однако публика пришла в восторг, а сама оперетта выдержала немало представлений.

Читать еще:  Романтичные аниме с поцелуями. Аниме про романтику - добро пожаловать на именины сердца! Аниме о любви - смотреть и чувствовать

«Фиалка Монмартра»

Нежное название в некоторой степени отражает лирический настрой всего приведения. Венгерский композитор И. Кальман посвятил эту зарисовку о женской самоотверженности, жертвенности и бескорыстных чувствах своей любимой супруге. Действующие герои — сплошь творческие личности, мечтающие о признании и славе, но вынужденные сталкиваться с непреодолимыми жизненными препятствиями.

«Марица»

Оперетту невероятно любят в Венгрии, на родине композитора, написавшего к ней музыку. Действительно, любовная история, разыгравшаяся между главными героями, протекает на фоне национальных танцев и цыганских напевов, которые так знакомы жителям равнины у среднего русла Днепра. Невероятно колоритная оперетта И. Кальмана выстроена на действиях типичных персонажей, между которыми разыгрывается настоящая драма. Она спровоцирована социальным неравенством и коварным интригами, которые плетут недоброжелатели. При этом лирика органично сочетается с жизнерадостностью и верой в лучшее, что так свойственно простому народу.

«Летучая мышь»

Чуть больше 40 дней потребовалось И. Штраусу, чтобы написать бессмертную музыку к либретто Р. Жене и К. Хаффнера, которое его покорило своей «воздушностью», смелостью и остроумием. Спектакли проходили не только в пределах европейских стран, но и в Австралии и даже далёкой Индии. Премьерный показ не был отмечен триумфом, зрители приняли оперетту благосклонно, но без лишних эмоциональных возлияний, и только время стало мерилом успешности этого произведения. Изменения, которые настигли его с годами, с лёгкой руки австрийского композитора Г. Малера, раскрыли весь музыкальный и сюжетный потенциал изначальной задумки, спровоцировали огромный интерес со стороны аудитории и критиков.

«Принцесса цирка»

Таким оказался результат кратковременного творческого кризиса, который настиг И. Кальмана после нескольких постановок его успешных оперетт, сочинённых ранее. Размышляя над новым сюжетом, композитор в компании своих коллег, либреттистов прогуливался по городу. Идея пришла как озарение и… поразила своей очевидностью и логичностью, ведь прежде мысли творцов были сосредоточены исключительно в сфере театра. Местом действия оказалась выбрана цирковая арена, на которой и должна была развернуться невероятно проникновенная история загадочного мистера Икс . Парадоксальная прозорливость композитора заключалась в том, что он сумел точно уловить феномен, объединяющий цирк и оперетту: в обоих жанрах возможно передать серьезный посыл посредством общей легкомысленной, беззаботной, «шутовской» концепции.

История оперетты

Изначально оперетта создавалась как более доступная альтернатива опере. Главной целью таких представлений, рассчитанных на широкую аудиторию, было развлечь зрителя, рассмешить, позабавить. Этим объясняется большое количество танцевальных номеров, которыми так часто сменяются диалоги. Порой обмен репликами между героями становился всего лишь вступлением к очередному хореографическому номеру.

Оперетта зародилась ещё в начале XVIII столетия. Именно в этот период жанр постепенно стал оформляться на основе комических опер, итальянской «комедии масок» и представлений бродячих артистов (певцов, акробатов, лицедеев). К XIX веку зритель, не имевший финансовой возможности довольствоваться серьёзным оперным представлением, обрёл шанс посещать театр, где демонстрировались постановки в новом жанре, явившим собой симбиоз оперы и юмористического спектакля.

Окончательное жанровое оформление оперетты тесно связано с именем Жака Оффенбаха . Этот человек имел еврейское происхождение и появился на свет в Германии, однако славу и популярность он сумел снискать на территории Франции, где его комические «открытки» пришлись по вкусу местной взыскательной публике. Закат французской оперетты пришёлся на конец XX века, когда общественный интерес сместился в сторону творений выдающих музыкальных деятелей Австрии.

Венская оперетта ассоциируется с именем И. Штрауса . Композитор завоевал титул «короля вальса», однако его творчество отмечено и талантливо созданными опереттами, среди которых особое место занимает «Die Fledermaus». В сюжете лёгкая ирония «опасно» перекликается с настоящим сарказмом, а сценическое действо порой напоминает фантасмагорию.

Английская оперетта как отдельное направление возникло с лёгкой подачи деятельного творческого тандема композитора А. Салливана и писателя У. Гилберта. Этот союз «породил» минимум 14 запоминающихся своим сюжетом и музыкой комических оперетт, отличающихся стремительным действием и насыщенным, красочным музыкальным сопровождением. Наибольшую популярность обрело произведение «Пираты Пензанса», завершённое в 1879 году. Сюжетная канва соткана на основе истории о молодом удалом моряке, его возлюбленной и шайке пиратов. История обрела много интерпретаций и не раз была рассказана по-новому в театрах на Бродвее. В 1983 году был снят одноимённый фильм под руководством Вилфорда Лича.

Читать еще:  Скажи мне что ты читаешь и я. «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты» – неформальный разговор о круге чтения современного человека шел в областной библиотеке

С наступлением позапрошлого века оперетта стала существовать наравне с развивающимся направлением музыкального театра — мюзиклом . Эти два жанра оказали друг на друга взаимное влияние.

Интересные факты об оперетте

  • Первой опереттой считается творение Ж. Оффенбаха «Орфей в аду», написанное в 1858 году. Спектакль явился неким переосмыслением мрачной легенды об Эвридике и её возлюбленном, спустившемся в Преисподнюю. Самым знаменитым танцем из этого произведения оказался «Infernal Gallop», он и сейчас исполняется на сцене в качестве самостоятельного номера в рамках различных тематических оркестровых концертов.
  • В сюжете почти любой оперетты присутствие влюблённая пара. Главные роли, согласно канонам, достаются исполнителям с голосами сопрано и тенор. Несмотря на то, что жанр подразумевает не столь высокие требования к вокалу, как в опере, ведущие артисты всё же должны обладать безупречным навыком владения тембром.
  • Появление в репертуарах оперетт открыло двери в театры бедным и необразованным людям, которые были не чужды прекрасному в искусстве. Если опера изначально была обращена к зрителю из высшего общества и привилегированного класса, оперетта оказалась доступна для понимания людям из простых сословий, что в значительной степени способствовало распространению культуры и расширению массового кругозора.
  • Примечательно, что Имре Кальман, чьё имя неразрывно связано с опереттой как явлением в искусстве, долгое время не решался писать подобную музыку. Он считал её примитивной и постоянно старался удивить и покорить мир звучанием своих симфоний. Однако оркестровые произведения неизменно воспринимались холодно, и подобное равнодушие толкнуло автора к «отчаянному шагу», по его словам. В итоге, композитор прославился как создатель праздничных, одухотворённых, «нарядных» оперетт, ставших впоследствии эталонами, образчиками жанра.

  • Постановка оперетты — сложный процесс, в который вовлечены многопрофильные артисты. Происходящее на сцене требует от участников владения танцевальными, актёрскими, вокальными навыками. При этом все усилия не должны быть заметны зрителю, которого ничто не должно отвлекать от органично воплощённого сюжета. Естественность, лёгкость, простота, гармоничность — отличительные черты оперетт.
  • Считается, что классическая традиция оперетты себя исчерпала. В США развитие джаза способствовало перерождению музыкальных спектаклей, которые со временем образовали жанр мюзиклов. Любопытно, что дольше всего оперетта в её эталонном воплощении была востребована в театрах Советского Союза. Жанр, характеризующийся вечным оптимизмом, несколько преувеличенной идиллией во взаимоотношениях, отражением бескомпромиссной победы добра над злом, наиболее точно соответствовал действовавшей общественной идеологии.

Англичане говорят, что публика, отдающая предпочтение оперетте, условно делится на два типа. К первому — относятся те, кто на протяжении всего спектакля наслаждается вокальным и хореографическим мастерством артистов, невзирая на то, какой абсурд творится на сцене в отношении сюжета. Второй тип складывается из тех, кто приходит посмотреть именно на эти нелепости, казусы, смешные и забавные ситуации, воплощение которых сопровождается пением и танцами. Как бы в действительности ни воспринималась оперетта современными поклонниками театра, этот жанр остаётся одним из самых привлекательных, любопытных и доступных для массового зрителя.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: фрагменты популярных оперетт

Источники:

http://studbooks.net/519596/kulturologiya/istoriya_poyavleniya_razvitiya_zhanra_operetty
http://dailyculture.ru/stati/muzyka/myuzikl-kak-muzykalnyy-zhanr-istoriya-vozniknovniya/
http://soundtimes.ru/opera/operetty/chto-takoe-operetta-istoriya-operetty

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector