История человечества от возникновения до наших дней в предельно сжатом виде с еще более кратким прогнозом на будущее. Первобытный мир

История человечества от возникновения до наших дней в предельно сжатом виде с еще более кратким прогнозом на будущее. Первобытный мир

Обзор опытов краткой истории человечества

Перед дилетантом всегда стоит проблема времени. Не просто – времени не хватает, дескать, других дел невпроворот, а скорее как у Ипполита из “Идиота” Достоевского: “Еще до синтаксиса не дойду, как помру”, – и учебник греческой грамматики летит под стол. Впрочем, ведь любой человек, в чём бы он ни был специалистом, в самом главном, в отношении к жизни – дилетант и практик одновременно. Положение не из лёгких: с одной стороны, бесконечно расширяющийся с каждым новым знанием круг незнания (ещё и скорби, по Экклезиасту), с другой – необходимость жить в ограниченном времени, следуя своему заведомо неполному знанию.

В познании, если под ним подразумевать не просто накопление информации, а понимание сути вещей и удержание этого понимания, дилетанту, по-видимому, нужно идти от целого к частному, от общей картины к всё большему прояснению деталей. На самом деле, вероятно, всё посложнее – чтобы достичь глубины, приходится быстро менять масштабы, ракурсы и фокусировку, но какая-то исходная модель целого должна всё-таки присутствовать. Если интересует география планеты Земля, то сперва, возможно, стоит взглянуть на неё из космоса (повертеть земной шарик в Google Earth?). Если браться за историю, то почему бы не начать с краткой, очень краткой истории.

Научно-популярные и публицистические опыты такой спрессованной истории мира и человечества, доступные на русском языке, насколько можно судить, немногочисленны, но выбор всё же есть.

В американском фильме “История Земли за 2 часа” (имеются в виду, наверное, академические часы – фильм идёт 1 ч. 28 мин.) центральным понятием выбрана энергия, которая была создана Большим взрывом и до сих пор определяет нашу жизнь. История человечества при таком подходе предстаёт историей борьбы за существование, за потребление всё большего количества калорий, за размножение. “Главный сюжет истории жизни – это конкуренция за энергию”, – говорится в фильме. О достигнутых человечеством результатах с гордостью сказано: “Мы научились использовать в 50 тысяч раз больше энергии, чем наши предки всего 10 тысяч лет назад”. Взгляд оптимистический, хотя и очевидно ограниченный (но в том и штука – кто пишет предельно краткую историю, ограничен уже самой этой краткостью: в рассказе, в отличие от романа, есть только одна сюжетная линия). К достоинствам фильма можно отнести то, что он постоянно связывает жизнь человечества с “жизнью” всей Вселенной – звёзд, планет, химических элементов, природы, помогая избавиться от дурного антропоцентризма. При отсутствии в фильме каких бы то ни было религиозных или философских мотивов само переданное ощущение единства человека с космосом, наличия общих законов для звёзд, молекул и людей выводит к предельным вопросам, которые, возможно, и не охватывались замыслом авторов.

Два часа не предел. На YouTube есть смонтированное из подобных научно-популярных фильмов добросовестное видео с поясняющими титрами, в котором за 10 минут проносится история Вселенной и Земли до момента возникновения человека:

Безусловно, пристального внимания заслуживает книга австралийского историка Джеффри Блэйни “Очень краткая история мира. Заметки на полях истории человечества”, написанная в 2004 году, в которой на менее чем 500 страницах охватывается период со времени расселения человека за пределы Африки до наших дней. Автор уделяет особое внимание научным и техническим изобретениям, мировым религиям, географическим открытиям, намеренно избегает европоцентризма, отдавая должное истории Китая, Индии, Америки, Австралии, даже Новой Зеландии. Один из главных сюжетных мотивов книги – постоянно сокращающийся мир – приводит к закономерному предположению-мечте о едином мировом правительстве, в которое, правда, в свете текущих политических событий мало верится. Гуманистический посыл автора книги несомненен, но подводя итог переменам, произошедшим с человеком за тысячелетия он не столь оптимистичен, как создатели фильма “История Земли за 2 часа”:

“Ни одна из этих глубоких перемен не изменила ни человеческой воли, ни человеческих тревог, ни человеческого стремления либо к свободе, либо к конформизму. Многочисленные победы науки и техники затронули по преимуществу лишь поверхность жизни. В нашу эпоху массового производства в деревне и в городе легче удовлетворить желудок, чем разум. Легче излечить болезни, чем исправить человеческое поведение и прекратить войны”.
Книгу Блэйни дополняет более энциклопедическая “Краткая история мира” Алекса Вульфа (2008), изобилующая иллюстрациями и подробными хронологическими таблицами. Авторский голос в ней не так отчётлив, но как справочник она весьма информативна.

Среди русскоязычных авторов попытку изложения в сжатом виде и осмысления мировой истории предпринял историк и футуролог Игорь Бестужев-Лада (“Очень уж краткая история человечества”, 2007, 224 с.) Правда, рекомендовать эту книгу не осмелюсь. В ней излагается много упрощённых, стереотипных, а то и вовсе неверных представлений, наследуемых в том числе от марксистской науки (о матриархате в первобытном обществе, о нещадной эксплуатации рабочих на строительстве в Древнем Египте, о “грубом произволе и насилии феодала, освящённом принудительными схоластическими догмами религии” в Средневековье и т. д.) История XX века в книге почти полностью свелась к истории СССР и чем дальше, тем тенденциознее становится изложение. Понятны переживания автора по поводу “распада великой державы”, но вся эта навязшая в зубах риторика – плевки в сторону “Запада”, оскорбительные замечания по адресу сошедших с политической арены деятелей и дифирамбы действующему главе государства, – мало того что просто недостойна учёного, так и не слишком уместна в работе о мировой истории. Под занавес автор доходит, видимо, до своей основной идеи – о сокращении численности населения Земли, необходимом для выживания человечества, при этом требование не продлевать жизнь безнадёжно больным замечательным образом завершается проповедью Дружбы и Любви (с большой буквы).

Читать еще:  Понятия художественный метод, литературное направление, литературное течение, литературный стиль. Отличие литературоведческого стиля от лингвистического

Той же утомительной риторикой, что и в книге И. Бестужева-Лады, только с ещё более крепкими выражениями типа “холуйствующих сателлитов Запада” (про Польшу и прибалтийские государства) наполнена статья марксистского историка Юрия Семёнова “История человечества от возникновения до наших дней в предельно сжатом виде с ещё более кратким прогнозом на будущее” (“Философия и общество”, № 3/2009).

Стоит отметить эссе либерального православного священника Якова Кротова “История человечества в самом сжатом очерке”, действительно очень краткую историю человечества, около 3000 слов. Автор идёт к определению истории человечества как бы апофатически, последовательно отвергая понимание её как истории изобретений, истории выживания, истории мирного сосуществования людей и государств и приходя к следующему выводу: “Сегодня история – это прежде всего история человека как существа, созданного для общения, осуществляющегося в общении”. По мысли автора, общение это должно быть основано на личных отношениях с Богом, на стремлении к любви и свободе, и, кроме того, “история есть победа над животным в человеке, над усталостью и цинизмом”. Мне эти идеи довольно близки, однако если речь именно о человечестве в целом, то стало ли оно более человечным, свободным и любящим в ходе своей истории? Наверное, говорить о развитии в таких вещах, которые достигаются прорывами, озарениями, затруднительно.

Строго говоря, последние две упомянутые работы сосредоточены не столько на отдельных, пусть даже ключевых, событиях истории, сколько на осмыслении исторического развития в целом, т. е. тяготеют к философии истории (религиозной, в случае Я. Кротова), но раз мы начинали с необходимости понимания и осмысления, то подобные опыты тоже не посторонние в теме обзора. В контексте этой темы интерес представляют и взгляды на историю человечества петербургского культуролога Алексея Машевского. В концентрированном виде они сформулированы, например, в эссе “О расчеловечивании”. А. Машевский понимает историю человечества как “историю повышения рефлективности сознания, расщепляющей мировосприятие”. Такое понимание напрямую связано с идеей о “трёхипостасности” человека как существа телесного, социального и духовного (подробнее см., например, статью “О духовности и её типах”). Человек, согласно этому подходу, проходит путь от телесной духовности первобытного дикаря, когда всё его существование одновременно и утилитарно и духовно, через принудительную, автоматическую духовность в Средневековье, где человек осуществляет свою духовность через социальные институты и обряды, к автономной духовности Нового времени, индивидуальному пути и ответственности каждого за своё пребывание в смысловом поле.

Подумалось, что вообще это полезно – написать свою очень-очень-очень краткую историю человечества, скажем, в тысячу слов, чтобы отрефлексировать ту исходную модель целого, о которой говорилось. Эта модель неизбежно выразит в концентрированном виде и мировоззренческие установки “историка”, поскольку ему придётся отбирать по каким-то критериям важнейшие события и выстраивать единый сюжет. Думаю, написание подобной “истории” может быть хорошим опытом отделения зёрен от плевел и инструментом самопознания. Пожалуй, вместо визитки я бы просил предъявить свою кратчайшую историю мира. Сразу понятно, с кем имеешь дело.

20 необычных фактов, которые заставят вас по-новому взглянуть на историю человечества

Об этих фактах не пишут в учебниках истории, да и вообще стараются не часто их вспоминать. Древние люди были, пожалуй, самым странным человеческим сообществом из всех когда-либо существовавших. А сама история и эволюция нашего вида далеко не так однозначна как кажется на первый взгляд.

За всю историю человечества, которая началась около 162 тыс. лет назад, на Земле было рождено более 107 миллиардов человек

В доиндустриальную эпоху, то есть примерно до XIX века, 90% всех людей на планете умирали от голода, холода и болезней. Войны унесли совсем не так много жизней, как кажется

Только в 2009 году, впервые за всю историю человечества, численность городского населения сравнялась с численностью сельского. Всю предыдущую историю аграриев было намного больше

Больше 100 тыс. лет понадобилось человечеству, чтобы достичь численности в 2 млрд. И всего 40 лет, чтобы после удвоить это число

Чтобы дойти из Африки до Аляски древним людям потребовалось 80 тыс. лет. А на то, чтобы расселиться потом по обоим американским континентам — всего 2000 лет

Почти два миллиона лет, вплоть до VIII тысячелетия до н. э. на Земле жили сразу несколько видов людей. Но в итоге Homo Sapiens просто истребил всех остальных

Предками достаточно большой части современного человечества стала небольшая популяция (ок. 2000 людей), пережившая 75 тыс. лет назад мощное извержение супервулкана и 20 лет зимы

Языком в том или ином виде обладают практически все животные на планете. Но только у человека есть способность обсуждать вещи, которых нет на самом деле (боги, духи и т. д.)

У древних людей, живших около 70–30 тыс. лет назад мозг был существенно крупнее нашего, примерно на 10–12%

Появление человека вида Homo Sapiens — результат совершенно случайной мутации генов. А вот дальнейшее развитие уже заслуга не биологии, а социологии и культуры

Homo erectus жили на Земле около миллиона лет, в 10 раз больше, чем мы, но так и не создали ни культуры, ни сложных орудий труда

Наш мозг до сих пор соответствует жизни охотников и собирателей. В индустриальной эре мы всего пару веков, в аграрной 10 тыс. лет, а собирателями были на протяжении сотен тысячелетий

Читать еще:  Сколько лет было дункан. Как погибла Айседора Дункан? Факты из биографии Айседоры Дункан

Единственное животное, которое человек приручил до того как было изобретено земледелие — это собака. Собаки с нами уже по меньшей мере 15 тысяч лет

Единственное животное, которое человек приручил до того как было изобретено земледелие — это собака. Собаки с нами уже по меньшей мере 15 тысяч лет

Торговля существовала задолго до аграрной революции, но пока мы не стали земледельцами, никому и в голову не приходило торговать или обмениваться едой

Выживание в древности требовало величайшего интеллекта, глупые и неумелые просто умирали. С появлением земледелия и промышленности у «дурачков» тоже появился шанс передавать другим свои гены

Человек — единственное млекопитающее, которому чтобы покорить море не понадобилось отращивать ласты, меня форму тела и вообще перестраивать ДНК

Человек — единственное млекопитающее, которому чтобы покорить море не понадобилось отращивать ласты, меня форму тела и вообще перестраивать ДНК

Именно человек виновен в истреблении практически всей мегафауны планеты. В том числе мамонтов, саблезубых тигров, пещерных медведей, гигантских ленивцев и т. д.

Определяющим признаком по которым археологи опознают древних людей является именно производство, а не применение орудий. Пользоваться палками и камнями умеют многие обезьяны, а вот изготавливать их — только люди

Все остальные виды рода Homo на протяжении двух миллионов лет были отнюдь не на вершине пищевой цепи, а скорее где-то в середине. Охотиться они могли только на мелких животных, избегая встреч с крупными хищниками

За всю историю человечества, которая началась около 162 тыс. лет назад

Кроманьонцы, которые уступили место сапиенсам вымерли только 7-8К лет назад. С этого момента можно начинать историю человечества. Цифра 162К лет абсурдна не только в связи с ей точностью (почему не 162547?), но и отсутствием привязки к какому-либо событию.

Чтобы дойти из Африки до Аляски древним людям потребовалось 80 тыс. лет.

Каким людям? Неандертальцы, осколки генов которых мы носим, существовали в Европе почти полмиллиона лет назад. А кроманьонцы, которые их скушали/ассимилировали возникли только около 40К лет назад. Откуда цифра 80К?

Но только у человека есть способность обсуждать вещи, которых нет на самом деле (боги, духи и т. д.)

Абсолютно ненаучные формулировки.

Наш мозг до сих пор соответствует жизни охотников и собирателей.

Бездоказательный ненаучный бред. Всё равно что сказать “Наш мозг до сих пор соответствует жизни каннибалов”. Формулировки явно излишне претенциозны, т.е. манипулятивны.

Человек — единственное млекопитающее, которому чтобы покорить море не понадобилось отращивать ласты, меня форму тела и вообще перестраивать ДНК

Опять бред. Также можно сказать “Человек — единственное млекопитающее, которому чтобы покорить воздух не понадобилось. “ или “Человек — единственное млекопитающее, которому чтобы покорить космос не понадобилось. “ или “Человек — единственное млекопитающее, которому чтобы покорить глубину 11км не понадобилось. “

Именно человек виновен в истреблении практически всей мегафауны планеты. В том числе мамонтов, саблезубых тигров, пещерных медведей, гигантских ленивцев и т. д.

Опять бред. Человек оказывает значительное влияние на биосферу. Это да. Но большинство животных вымерло от вполне естественных причин, основная из которых – не выдержали конкуренцию с более приспособленными видами.

Итог: все посылы – хрень или грубо искажающая или неверно трактующая события и причины. Всё в духе Вконтактика.

Homo Deus. Краткая история будущего

Издатель

Отзывы на книгу « Homo Deus. Краткая история будущего »

Можно не соглашаться с выводами и заключениями автора (а они часто противоречивы, провокационны), но нельзя не отметить масштабность охвата по темам и идеям.

Читаю уже 3-ю книгу Харари и всегда поражаюсь этой всеохватности, это очень глубокий взгляд на проблемы и историю этих проблем. Вот и в этой книге автор недалеко уходит от исторической темы. Да, несмотря на название (вроде бы книга про будущее, если задуматься), книга больше про историю, историю возникновения тех проблем, которые в конечном итоге определяют наше настоящее и с большой вероятностью будут определять наше будущее. Поэтому все-таки 4/5, мне хотелось прочитать больше про будущее, но, как признается сам автор, прогнозы – дело неблагодарное, в нашем современном, так часто и кардинально меняющемся мире вообще что-то сложно предсказать, а на на долгосрочную перспективу – тем более.

Но кое-какие предположения автор все-таки делает. Небызынтересные, причем. Так, утверждает автор, долгое время человечество волновали следующие проблемы: нищета, голод, эпидемии, войны. Сейчас все это постепенно сошло на нет (рост здравоохранения. экономический рост и проч.), а природа не терпит пустоты.

На повестку дня должны выйти другие темы, другие вопросы. И автор предлагает следующие: защита человечества от угроз, исходящих от самого человечества (очень остро стоит вопрос экологической безопасности и глобального потепления), победа над старостью (решение вопроса вечной молодости), смертью (решения проблемы бессмертия), поиск формулы счастья (у человечества сейчас всего в избытке, но люди – парадокс! – счастливее не стали). Можно ли притормозить чуть-чуть экономический рост, чтобы спасти природу от загрязнения, людей от сокращения, рост информационных технологий – тоже не всегда благо, к сожалению.

С помощью современных технологий наука может создать сверхчеловека, но каковы будут отношения у ныне живущих – обычных людей – со “сверхчеловеками”? Что это будет за мир? Наука и так. по мысли автора, убила всю надежду на индивидуальность, организмы – не более чем алгоритмы. эмоции и чувства – биохимические реакции, а свободы воли нет. есть мозг, но это суперкомпьютер со своими программами.

Читать еще:  Ассоциация культурных столиц европы. Какие города мира считаются мировыми центрами искусства

Автор очень пристально, на мой взгляд, рассматривает признаки, характеризующие превосходство человека над животными и доказывает, что разум, сознание – не такое уж и превосходство.

Хотя не все так пессимистично в книге Харари. У нас, вопреки общепринятой точке зрения, есть не 2 вида ресурсов, а три: сырье, энергия, знания. И с помощью знаний мы можем преумножить первые два. Даже при угрозе индивидуальности, алгоритимизации всего и вся мы еще можем что-то сделать.

Интересные выводы о взаимосвязи науки и религии, о роли письменности в деле формирования вымыслов, на которых держится общество (о мифах и вымысле много информации в первой книге Харари, если кому интересно).

Одна из тех книг, что заставляет задуматься о мире, в котором мы живем, и о нашей роли в нем. А сбудутся ли прогнозы автора – время покажет)

Наше с Харари знакомство было совершенно случайным. “Sapiens” попал в мой плеер магическим образом, но большого впечатления не произвел, по крайней мере до тех пор, пока автор не оторвался от человекообразных приматов и порицания научных революций, и не переключился на буддизм, майндфулнесс и теорию счастья. Впечатления от первой книги оказались довольно сумбурными, поэтому мимо нового творения израильского историка в перерыве между написанием книг практикующего випассану пройти было невозможно. Тем более что вместо экскурса исторического в этот раз было анонсировано путешествие в будущее. А кто, признайтесь, не мечтал хотя бы одним глазом подсмотреть в замочную скважину, и увидеть мир послезавтрашнего дня? Харари нам любезно предоставляет такую возможность, хотя, скажу сразу, его видение будущего вполне может не только отличаться от вашего (как отличалось от моего), но и совершенно не совпадать с тем, что случится в течение ближайшей сотни-другой лет. Предсказания – дело неблагодарное, но заниманительное. А чтение предсказаний так и подавно, поэтому начнем-с.

В прошлом веке, вскрыв черную шкатулку с надписью Homo Sapiens, ученые не нашли в ней ни бессмертной души, ни свободной воли, ни пресловутого «я» – одни только гены, гормоны и нейроны, подчиняющиеся тем же физическим и химическим законам, что управляют всей прочей материей.

Если коротко, то главная мысль автора такова: человечество как вид достигло пика своей эволюции и приблизилось к божественному могуществу. В будущем мы либо станем биотехногибридами, либо нас вообще вытеснит искусственный интеллект (необязательно обладающий сознанием). Все тысячелетия своего существования человечество боролось с голодом, болезнями, стихийными бедствиями и смертью. Автор с оптимизмом утверждает, что они побеждены (или почти побеждены). Даже бессмертие – всего лишь вопрос времени, и определенно станет реальностью. Это уже всего лишь вопрос времени. А как только этот вопрос решится позитивно, человечество станет перед величайшим выбором в своей истории – одарить ли бессмертием всех, или сделать его уделом избранных, тех, кому предстоит стать венцом венца цивилизации, homo deus.

. Отношения между человеком и животными – самый лучший пример для моделирования завтрашних отношений между сверхчеловеком и человеком. Хотите узнать, как сверхумные киборги будут обращаться с обычными смертными из плоти и крови? Тогда присмотритесь к тому, как люди обходятся со своими менее разумными двоюродными родичами.

Харари поднимает множество острых этических вопросов, которые тесно связаны с его размышлениями. Эта книга, как и Sapiens, полна интереснейших мыслей о том, куда могут завести человечество его поступки и вот такой прогноз – еще не самое страшное предсказание

Homo Sapiens не будет истреблен взбунтовавшимися роботами. Скорее всего, он будет понемногу себя изменять, сливаясь с роботами и компьютерами все больше, пока наши потомки не оглянутся и не поймут, что они уже совсем не то существо, которое написало Библию, построило Великую Китайскую стену и смеялось над фильмами Чарли Чаплина. Это произойдет не за день или даже год. На самом деле это происходит уже сейчас, посредством многочисленных весьма обычных действий. Каждый день миллионы людей отдают под контроль своих смартфонов еще один кусочек своей жизни или принимают недавно созданный более эффективный антидепрессант. В погоне за здоровьем, счастьем и властью человек изменит сначала одну свою черту, потом другую, третью и так в конце концов перестанет быть человеком.

Не давая нам выдохнуть после таких заявлений, автор “добивает” читателя предсказанием уничтожения гуманизма датаизмом, новой религией XXI века (что за зверь и как с ним ужиться – коротко здесь). Ну и добавьте к этому тезисы о том, что Бог умер, а души нет – и вы получите прекрасную провокационную книгу, которая заставляет вас серьезно задуматься о будущем. И действительно, вопросы, на которые не можешь ответить, обычно лучше ответов, которые нельзя поставить под вопрос

Мне Homo Deus заходил несколько тяжело – то ли надо было взять более длинную паузу после Талеба, то ли надо было читать глазами, а не ушами. В любом случае, эта книга из тех, к которым хочется вернуться несколько лет спустя. А может быть и раньше – надо только найти какого-то близкого и обремененного интеллектом человека, обязать ее прочитать, а потом долгими зимними вечерами да под вкусное винище с упоением спорить о том, каким же все-таки будет будущее человечества.

Источники:

http://a-fixx.livejournal.com/191258.html
http://pikabu.ru/story/20_neobyichnyikh_faktov_kotoryie_zastavyat_vas_ponovomu_vzglyanut_na_istoriyu_chelovechestva_5552617
http://mybook.ru/author/yuval-harari/nomo-deus-kratkaya-istoriya-budushego/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии