История аварцев. История, традиции и обычаи аварцев – самой многочисленной нации Дагестана

История аварцев. История, традиции и обычаи аварцев – самой многочисленной нации Дагестана

История аварцев. История, традиции и обычаи аварцев – самой многочисленной нации Дагестана

Аварцы – один из многочисленных народов Северного Кавказа, проживающий в Дагестане, восточной Грузии и северном Азербайджане. Общая численность народа в мире – около миллиона, более 900 тысяч из них проживает на территории России.

Предки аварцев населяли территорию современного Дагестана с древнейших времён: одна из грузинских летописей вообще называет прародителем дагестанских горцев некоего Лекоса – праправнука самого Ноя.

Первые упоминания о территории Серир, населённой предками аварцев, появляются в VI веке, а расцвет так называемого Аварского ханства пришёлся на XV – XVII века. Ни нашествия татаро-монгольских орд, ни бесчисленные атаки иранских шахов не смогли сдвинуть с места храбрых аварцев: и по сей день представители этого народа живут на землях своих предков. Более двухсот лет – в составе российского государства.

Общий уклад и народные промыслы аварцев

Сегодня аварцы исповедуют в большинстве своём ислам суннитского толка. Хотя, возможно, когда-то жители Серира, древнего аварского государства, придерживались православия: в горных районах Дагестана сохранились развалины сооружений, похожие на древние христианские храмы и часовни. Есть также предположение, что сохранившийся на территории Дербентской крепости фундамент крестообразной формы – остов христианского храма.

Жизнь аварского народа издавна определяла сельская община, где близкие родственники объединялись в так называемые тухумы. Каждый аварец с детства знает включённых в его тухум близких родственников, двоюродных братьев и сестер, старожилов-аксакалов и кунаков рода, а также других людей, готовых поддержать их в трудную минуту. У каждого аварского тухума есть название, нередко совпадающее с фамилией основателя: деда, прадеда или более далёкого предка. Во главе тухума, как правило, стоит самый старший в роду родственник, которого остальные члены рода должны слушаться беспрекословно.

Большое влияние на аварскую культуру и традиции оказали особенности местности. Аварцы издавна занимаются скотоводством и пашенным земледелием. Живут в сельских аулах, состоящих в среднем из 30 – 40 домов, на берегу какой-нибудь горной речушки. Впрочем, в Дагестане встречаются и крупные поселения на 500 – 600 домов. Центром аула считается небольшая площадь с возвышающейся на ней мечетью.

Среди народных промыслов у женщин до сих пор популярно ткачество, вязание и войлочная выделка. Мужчины с давних времён занимались обработкой кожи, резьбой по дереву и камню, кузнечным и чеканным ремёслами. Особое место отводилось оружейному делу: мастера ковали уникальные посеребрённые кинжалы, газыри (вместилища для пороховых зарядов), наборы для конской сбруи. Одновременно изготавливались и различные женские украшения, удивительная по красоте металлическая посуда.

Народные промыслы принесли в конце XIX века мировую известность горному дагестанскому селению Унцукуль, большая часть жителей которого – аварцы. Здесь изготавливались примечательные по внешнему виду трубки и портсигары, шкатулки и чернильные наборы, трости из кизилового дерева с тонкой, искусной медной или серебряной насечкой.

Интересна и своеобразна национальная одежда аварцев. Мужчины носили рубашку в виде специальной туники, штаны, кожаные ремни. Верхняя одежда – черкеска, бешмет или шуба из овечьей шкуры. Женская аварская одежда включает в себя строгое закрытое платье, штаны и чохто – специальный головной убор в виде длинной накидки с нарядным трубообразным налобником. Серебряные украшения – серёжки, браслеты, подвески и цепочки – нередко составляли самостоятельные элементы, подшиваемые непосредственно к одежде.

Быт аварцев

Как и среди прочих кавказских народов, у аварцев принято весьма почтительно относиться к людям более старшего возраста – особенно к старикам, центральное место которым в любой компании отводилось безоговорочно.

По-особому в аварском обществе соблюдаются традиции гостеприимства. Так, в каждом доме обустраивается специальное помещение для гостей-мужчин – кунацкая, особое место, в котором есть все условия для принятия путника в любое время дня и ночи. Любопытно, что перед входом в дом гость-аварец должен в обязательном порядке отдать всё имеющееся при нём оружие (кроме кинжала). В этом обычае кроется особый символический смысл: входящий в кунацкую человек полностью вверяет себя хозяину, отвечающего за его безопасность.

Гости рассаживаются на почётных местах, следуя правилу старшинства: сажать рядом не принято даже отца и сына, тестя и зятя, старшего и младшего братьев. За столом всегда ведётся приятная, вежливая беседа на общие темы, при этом хозяин не имеет права спрашивать пришедшего “в лоб” об истинной цели его визита. Сами гости также связаны определёнными правилами этикета: они не могут заявить хозяевам о своих предпочтениях в еде, не могут отказаться от подарка, встать из-за стола, не спросив разрешения хозяина.

Особое внимание уделяется гостю, когда он покидает дом: сложившийся за многие века ритуал требует от хозяев настаивать на пышных и продолжительных проводах, а от гостей – вежливо отказываться от них. В ответ гости искренне приглашают приютивших их людей навестить при случае и их дом, и очень обижаются, если ответного визита не происходит: пренебрежение приглашением равнозначно личному оскорблению главе семейства.

История происхождения аварцев. История, традиции и обычаи аварцев – самой многочисленной нации Дагестана

Одно из названий столицы аварского царства Хунзаха – Хунз, можно перевести как «царство волка», хъумур – волк* (авар.диал. – см. Правитель страны Гум в нартском эпосе.), и не случайно на штандарте хунзахских ханов на протяжении веков изображался тотемный волк с символом горского монотеизма Свердеро, вечного круга Жизни. Лингвистическая составляющая древнего аварского этноса связана едиными корнями с хурритскими, урартскими языками (при наличии значительного количества аварско-индоевропейских изоглосс), что подтверждается различными исследователями этого вопроса. Но, несмотря на кое-какие догадки, размышления и факты по этому поводу, остаётся вопрос, откуда возникло имя, несущее в себе корень авар, трансформировавшееся в имя целого народа и объединившее несколько родственных племён на территории современного Дахистана*? Существуют прямые исторические сведения, датируемые 10 веком, в сообщениях арабского географа и путешественника Ибн Русте о том, что царя Сарира зовут Авар (Auhar). В аварском языке корень “авар” имеет важное значение, он образует слово “авараг”, означающее пророк, мессия, царь, что указывает на то, что источник этого слова – имя правителя Серира Авара (Auhar) и, предположительно, целой династии царей. Возможно и иначе: в древнем языке албанов, хунзов слово “авараг” существовало ранее, и этот самый царь, о котором исторические сведения немногочисленны, был назван так от рождения или же получил это имя благодаря своей деятельности. Как бы ни было, но причиной тому, что народ обрёл имя Auhar – Воля Всевышнего Аллаха. Аварский народ был и есть образующий Дагестан, являющийся его стержнем, ради единства которого силы его (народа) выдвинули в жизнь таких деятелей, как: Имам Шамиль, Кази-Магомед, Хаджи-Мурат, шейх Узун-Хаджи Салтинский, Амин Гонодинский, имам Гоцинский, кадий Пир-Мухаммад, муфтий Саид-Хаджи Абубакаров, Расул Гамзатов, Максуд Сидиков, Сурхай, Уммахан Аварский, Уммахан Справедливый, Бухт Йишо*, Суракат, Auhar… Если авары родственны хурритам, то им родственны аварцы дагестанские? В поисках информации на эту тему обнаружил интересную статью на английском языке об аварах и краткий пост о ней в сети. Автор статьи утверждает, что авары евразийские и кавказские авары – одно и то же. Речь идёт о хурритах Хорезма. По его убеждению этническим ядром аваров были хурриты (Huer,Hwer,Hwar). По мнению учёных, в частности, А.Толстова, Хорезм (=Ариана) переводится как «Земля Хурритов-Земля Народа Солнца». На острове Хвар в Хорватии до наших дней сохранились потомки евразийских аваров. Помимо этого, аварский язык имеет прямое родство с сино-тибетскими и енисейскими языками. Первоначально авар (обр) – это хуррит. Общепризнанные данные учёных о принадлежности нахско-дагестанских народов, а конкретно аварцев к сино-кавказской языковой семье, к которой относились и хурриты, подтверждают вышеприведённые сведения и проводят прямую генеалогическую и лингвистическую параллель между двумя течениями аваров. И те и другие авары включали и включают в себя субстраты и других этнических групп. Не случайно в гаплогруппе аварцев выявлена связь с семитской ветвью, к которой принадлежат и арабы, а евразийские авары представляли из себя воплотившийся синтез племён и рас, стержневую роль в котором играл, наряду с прочими, хурритский этно-языковой субстрат. «Аварская орда в Европе, предположительно, отождествляла себя с жужаньской государственностью, так данные археологических раскопок показывают, что 80 % обнаруженных аварских черепов принадлежат к европеоидной расе, среди которых длинноголовые нордики (высокорослые блондины с выпирающими носами и подбородками, – атланто-балтийцы) и средиземноморцы составляют 38 %, широколицые протоевропеоиды сарматского типа (условные «кроманьонцы»)- 22,6 %, круглоголовые памиро-альпийцы (балкано-кавказцы, включая так называемый «кельтский тип», высокорослых динарцев, депигментированных кавкасионцев с отчасти сарматскими чертами и народ «ди» китайских хроник) вместе с арменоидными переднеазиатами (то есть физическими хурритами) – 17,1 %.» Есть ясные сведения, где авары причисляются к семитам-хурритам, смешавшимся между собой в результате взаимопроникновения этих племён и подчинения хурритами аморейско-аккадских государств. Те семиты, как утверждается, не относились ни к арабам, ни к евреем, ни к пеласгам, но являлись самостоятельным этно-образованием семитической ветви народов, однако несли в себе общие черты, гены, культурно-религиозные особенности этой расы, расы потомков патриарха Сима, сына Ноя. Думаю, эти данные позволяют признать доказанной определённую этническую связь аваров и аварцев и ответить на вопрос, откуда в гаплогруппе аварцев J1 – 67 % и где первоначально нужно искать эти истоки (J1 относится к роду Авраама, Ибрахима, – мир ему!). Однако, сам факт изменения в названии центра Нагорного Дагестана Хозонихети, Хун на Хунзах (у хунов, вархуннов; Авар-Хунзах или Хунаракерт – город хонов, арм.), говорит о возможных контактах гуно-авар с горцами – хунзами, сильбами, андаками и др. – в будущем единым народом под общим именем – аварал (аварцы). Подтверждает такую версию и факт реконструкции Николаевым С. Л. и Старостиным С.А.(Nikolajev S. L., Starostin S. A. A North Caucasian Ethymological Dictionary. – Moscow, 1994), современного аварского обозначения понятия «народ БО – вооружённый народ, войско, ополчение» (* Awar>МЫ ИЗ 90-Х! Руки Вверх Бар Петербург>bo, – родственное хуррито-урартскому xurrade. (прим. аварское село Хурада). При всей значимости поисков этнической идентичности различных народов Земли, одно важно помнить из истории евразийских авар для всех нас, живущих в 21 веке, – это то, что постигло каганат на закате его славы, от чего пало их государство на глазах у всего мира: «В одном византийском источнике IX в. сохранились любопытные подробности о причинах разложения позднеаварского общества; это рассказы старых аварских воинов, находившихся в болгарском плену у хана Крума. Хан спросил у них: «Что вы думаете, почему были разорены ваши господа и ваш народ?» Они ответили так: «Вначале из-за ссоры, лишившей кагана верных и правдивых советников, власть попала в руки людей нечестивых. Затем были развращены судьи, которые должны были отстаивать перед народом правду, но вместо этого побратались с лицемерами и ворами; обилие вина породило пьянство, и авары, ослабев физически, потеряли и рассудок. Наконец, пошло увлечение торговлей: авары стали торгашами, один обманывал другого, брат продавал брата. Это и стало источником нашего постыдного несчастья». Поэтому лучшее, что имеет аварский народ – это религия Единобожия (ислам), история, полирелигиозная культура, деяния великих предков, а также многовековой повседневный духовный и материальный труд и молитва простого горского народа, что является хранителем очагов Кавказа, духом, плотью и кровью Дагестана и Аварии.

Читать еще:  Теория музыки: история развития музыкальных жанров, музыкальный стиль. Жанр исторический

Ава́рцы (самоназвание – аварал , ма’арулал )- крупнейший народ современного .

Населяют бо́льшую часть горной части Дагестана, а отчасти и равнины (Буйнакский, Хасавъюртовский и др. районы). Помимо Дагестана, проживают в , и других субъектах , а также в (главным образом, Белоканский и Закатальский районы), (кварельские аварцы) и . За пределами России наиболее многочисленой аварской диаспорой является диаспора в Турции (примерно 20 поселений). Исконная область расселения аварцев в Дагестане – бассейны рек Аварское и Андийское Койсу, Каракойсу.

В пределах России среди аварцев широко распространён (к началу русским языком владели более 60 % дагестанских аварцев). Аварцы Хасавюртовского и Буйнакского районов Дагестана, как правило, свободно изъясняются на . Умение говорить и понимать по-тюркски среди аварцев прослеживается, отчасти, и за пределами этих районов, так как тюркский язык в равнинном Дагестане на протяжении многих веков выступал в роли языка-макропосредника. Этнические аварцы, проживающие в Турции и Азербайджане владеют, соответственно, – турецким и азербайджанским на уровне родного.

Религия

Верующие аварцы – премущественно -сунниты шафиитского толка. Однако, как известно из многочисленных источников, аварское государство (VI-XIII вв.) было преимущественно христианским (). В горах Аварии до сих пор сохранились развалины христианских и . Наиболее известной христианской достопримечательностью является храм в селе Датуна (Шамильский район), возведённый в в. Вблизи сёл Урада, Тидиб, Хунзах, Галла, Тинди, Кванада, Ругуджа и др. археологами обнаружены типично христианские могильники VIII-X вв. Начав в середине в. первые шаги на территории Дагестана, в районе Дербента, исламская религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникла в в. в самые отдалённые районы Дагестана. Согласно историческим преданиям, какая-то незначительная часть аварцев до обращения в ислам исповедовала . Упоминается также некий Žuhut-khan (то есть “еврейский хан”), правивший якобы в Анди. Дагестанские учёные расценивают эти смутные и отрывочные сведения как отголоски воспоминаний о длительных контактах с хазарами. Среди образцов резьбы по камню в Аварии можно изредка встретить “звёзды Давида”, что однако не может служить доказательством в пользу того, что упомянутые изображения делали именно иудаисты.

Читать еще:  Истинные и мнимые ценности в романе «Мастер и Маргарита» - lionzage. Анализ мнимых и истинных ценностей в романе "Мастер и Маргарита"

Происхождение и история

Хунз – кавказские хуны «Земли Трона»

Возможно, одними из предков аварцев были, проживавшие в эпоху на территории современного Дагестана, в том числе и там, где в средневековый период локализована Авария, племена сильвов и андаков. По, крайней мере, именно эти этнонимы наиболее корректно передают названия позднейших аварских родоплеменных группировок и политических объединений. В литературе встречается также мнение о том, что аварцы произошли от легов, гелов и каспиев, однако эти утверждения носят умозрительный характер. Ни в аварском языке, ни в аварской топонимике нет никаких лексем, которые можно было увязать с легами, гелами или каспиями, а сами аварцы никогда не идентифицировали себя с перечисленными племенами. Что же касается, например, слова «лег», то в аварском языке это обозначение «зависимого, рабского сословия» (лагъ – «раб, холоп»). Кроме того, у легов есть прямые потомки – Дагестана. Каспии же, согласно античным источникам, жили не в горах, а на побережье Каспия. Вместе с тем, на протяжении всей истории аварского народа, его политическим, духовно-культурным центром была территория нынешнего Хунзахского района, с одноимённым населённым пунктом, который переводится с аварского как «у хунов». Хунзах – столица «земли трона» («ард ас-сарир») и «провинции Авар» («вилайат Авар») средневековых источников.

Антропология

Согласно Гаджиеву А. Г. для большей части аваро-андо-цезов характерен западный вариант кавкасионского балкано-кавказской (памиро-альпийской) . Отличительными особенностями западно-кавкасионского варианта являются: большая длина тела, лицо широкое, высокое и среднепрофилированное, высота носа большая при малой ширине, преобладают выпуклые формы профиля спинки носа, кончик носа и основание представлены преимущественно опушенным вариантом. Волосы преимущественно темно-каштановые, встречается небольшая примесь темно-русых и рыжих волос. В цвете глазной радужины преобладают смешанные оттенки. Отмечается значительный процент светлых глаз. Кожа очень светлая. Данные возрастной антропологии фиксируют наличие у аваро-андо-цезской популяции в детстве более высокого процента наличия каштановых, рыжих и русых волос, чем в юношеском возрасте.

Кавкасионский тип некоторые ученые считают конечным результатом трансформации каспийского типа в условиях высокогорной изоляции. По их мнению, формирование кавкасионского типа в Дагестане относится к до н.э. Рассматривая проблему происхождения кавкасионского типа, академик отметил: «Теоретические споры вокруг проблемы происхождения этого типа привели к более или менее однозначному решению вопроса и его древности: он формировался автохтонно в составе местного населения центрального предгорного Кавказского хребта не позже, чем в эпоху бронзы, а может быть, и в более раннее время». Однако существует и другая, – более обоснованная и распространённая точка зрения, согласно которой, каспийский антропологический тип не имеет прямого отношения к кавкасионскому, являясь несколько депигментированным в результате смешения с кавкасионцами ответвлением индо-памирской расы. Следует подчеркнуть, что в Дагестане, начиная с советского периода безраздельно господствует официальная идеологическая установка (напоминающая дагестанский вариант «югославизма»), сводящаяся к активной пропаганде «исключительной близости» (в заведомо преувеличиваемой форме) всех дагестанцев друг другу, что нередко служит удобным оправданием для подавления национальной самобытности и связанного с ней стремления к возрождению утерянной этногосударственности. Тот же Алексеев В. П., например, в свидетельствовал: «Каспийская комбинация признаков ни у одного из дагестанских народов не выражена в чистом виде, можно говорить лишь о её более или менее заметной примеси, преимущественно в составе народов группы и . По его мнению, – территория Дагестана не входила в зону формирования каспийской группы популяции; очевидно она распространилась с юга вдоль побережья по равнинным и предгорным районам Дагестана и только по долинам Самура и Чирах-Чая представители этой группы проникли высоко в горы.

Дебец Г. Ф. засвидетельствовал сходство кавкасионского антропологического типа с древним населением Восточно-Европейской равнины и далее вплоть до , высказав при этом мысль о проникновении предков кавкасионского типа в области их современного расселения с севера.

О значении этнонима авар

Ма”арулал

По мнению лингвиста-кавказоведа Микаилова К. Ш., отождествление этнического термина ма”арулал с аварским словом ме”ер «гора» не выдерживает критики и является ничем иным как плодом народной этимологии. Широко распространённое и безоговорочно воспринимаемое многими мнение о том, – пишет Казбек Микаилов, «что основа магIарулал происходит от аварского же мегIер „гора“, а магIарул-ал „аварцы“, мол, естественно, означает „горцы“, „жители гор“. Забывая, правда, при этом, что соседями аварцев-горцев являются такие же, как и они народы. Там и лакцы, и андийские и цезские народности, и арчинцы, и даргинцы. То есть все – горцы . Значит, признак проживания, обитания в горах для этого случая не является релевантным, выделяющим, противопоставляющим, важным». В свою очередь Абдуллаев И. Х., на основании детального структурно-морфологического анализа лакского этнонимического термина для аварцев – „ярусса“ приходит к увязке корневого элемента яр

Народ Дагестана: обычаи и традиции

Дагестан – республика в составе многонациональной России, именуемая страной гор, множества языков и контрастов. Горный народ Дагестана – это представители более сотни национальностей, трех религий, множества языковых групп и местных диалектов.

География края

Дагестан – самая южная и самая горная республика Российской федерации. Кавказские хребты занимают основную часть ее территории, именно здесь находится Базардюзо – самая высокая гора в России. Народы, живущие в Дагестане – настоящие горцы. Небольшая часть низменности находится лишь в северной части предгорья. Восток Дагестана омывают воды Каспийского моря. На территории республики насчитывается около 6 тысяч больших, малых и совсем маленьких рек и речушек, из них 100 относят к большим рекам (до Каспия доходят только 20 из них). Самые известные: Терек, Самур, Сулак.

Климат в целом относится к умеренно-теплому, колебания в температурных режимах и количестве осадков зависят от высотной расположенности, отдаленности от моря, окружения горными хребтами. Земельные угодья делятся на равнинные, предгорные и горные. Их география и определяет основное занятие местных жителей.

История края

Народ Дагестана прошел в своем историческом развитии такой трудный, насыщенный событиями путь, что полные описания его составляют не статьи, а целые тома. Некоторые национальности республики связывают родством с мидийцами, хеттами, народами древнего Шумера. Первым государством, в которое входила территория южного Дагестана, была Кавказская Албания, образованная в 5 веке до нашей эры. Постоянные войны приводили к тому, что земли переходили от одного государства к другому, менялись правители и религии. Постепенный процесс образования Дагестана как объединения различных национальностей был обусловлен необходимостью сплочения мелких племен для защиты своих земель от более сильных врагов. Исторически сложилось так, что лучшие равнинные земли занимали пришлые народы: арабы, шииты, сунниты. Исконно местные племена вытеснялись в горы, но со временем все сроднились и обосновали свой единый дагестанский эпос.

Читать еще:  Квитанция или кассовый чек. Авансовый отчет без кассового чека: прилагаем квитанцию ПКО

Немного статистики

Что поведают о Дагестане скупые цифры:

  • Территория республики – 50,3 тыс. км 2 .
  • Береговая линия – 530 км, всего сухопутных границ – 1181 км.
  • Самая высокая точка – 4466 км, средняя высота над уровнем моря – 1000 км.
  • Общая численность населения, согласно последней переписи, – 2125 тыс. человек.
  • Численность народов Дагестана – 102, из них коренных – 30.
  • Территориальное деление республики – 22 района.
  • Население сельской местности – 69 %.
  • Герои Советского Союза (дагестанцы) – 49 человек.

Народы Дагестана

Список основных народностей выглядит так:

  1. Аварцы – 30 % от всего населения, в основном занимают горные районы западного Дагестана.
  2. Даргинцы – 17 % этноса, традиционно расселены в горах и предгорьях средней части республики.
  3. Ногайцы – 16 % от численности, основное проживание – Ногайская степь на севере Дагестана.
  4. Кумыки – 13 % населения, которое занимает Теркско-Суламскую низменность и северные предгорья.
  5. Лезгины – 12 %, места расселения – горы, предгорья и равнины Южного Дагестана.
  6. Русское население Дагестана, также относится к местному, занимает 7 % численности. Большинство русских проживают в столице Махачкале и других городах и поселках. Горожане среди русских составляют 80 %. Представители русских сельских жителей – это в основном терские казаки, поселения которых сосредоточены в низовье Терека.
  7. Лакцы – сосредоточены в центральной части гор и насчитывают 5 % этнического состава.

Примерно по 4 % каждый, составляют в общей численности такие народности, как табасараны, тюрки (азербайджанцы), чеченцы. Численность последних резко увеличилась посла начала боевых действий на территории Чеченской республики. Таты (народ Дагестана, который именует себя дагестанскими евреями), рутульцы, агулы, цахуры, проживающие в основном на определенных отдельных территориях, составляют незначительную часть дагестанского населения.

Кроме коренных групп, жителями Дагестана считают себя проживающие здесь с рождения узбеки, казахи, украинцы, грузины, татары, белорусы, осетины, персы.

Языковый состав

Да уж, такого многообразия народностей и национальностей на сравнительно небольшом клочке суши нет больше в мире нигде. Соответственным является и многообразие языкового состава. Только коренных языков в Дагестане насчитывается 30. Этим тоже уникален Дагестан. Какой народ еще может представить миру такое различие языков, наречий и диалектов при, в общем-то, объединенной культуре, обычаях, бытовых традициях.

Лингвисты совместно с историками определили в качестве основной причины сложных языковых различий значительную изолированность аулов друг от друга, связанную с географическими и климатическими условиями горной местности. Зарождению отдельных наречий также способствовали разные религиозные предпочтения, политические и социальные разногласия, замкнутость внутри отдельных кланов.

По языковому составу население Дагестана делится на три основные группы:

  • Северокавказская семья, нахско – дагестанская ветвь (аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табарасаны, рутульцы, агулы, цахуры, чеченцы).
  • Алтайская языковая семья, тюркская группа (тюрки, кумыки, татары, ногайцы).
  • Индоевропейская языковая семья (русские, украинцы, белорусы, таты, евреи, армяне).

Религиозные конфессии

В плане религиозных верований современный народ Дагестана в большинстве своем (90 %) мусульмане-сунниты. Но так было не всегда. Еще в первом веке от Рождества Христова население Кавказской Албании, а затем и все дагестанцы приняли христианство, ислам был навязан албанцам как результат столетней войны с арабами. Но за многие тысячелетия именно ислам утвердился не только в Дагестане, но и распространился по другим территориям Кавказа. Другая ветвь мусульман – шииты, это в основном тюрки, к которым примкнули и некоторые поселения лезгин. Иудаизм исповедуют горные евреи – таты, православное же население, включая приверженцев армяно-григорианской церкви, составляет 9 %. Здесь нет острой неприязни к иноверцам, смесь языков и религий воспитывает терпимость к вероисповеданиям соседей.

Большие народы и маленькие народности

Частые вопросы о любой многонациональной стране или республике: “Какой же народ основной и самый многочисленный? Чьи традиции и язык преобладают в регионе?” В данном случае ответить на них сложно, по той причине, что народы Дагестана, список которых составлен в порядке уменьшения процентного соотношения к общему количеству, включают в свой состав еще несколько этнических групп, которые и дают общий процент народности.

Аварцы, которые составляют треть населения республики, – это общее название пятнадцати этносов. К аварцам себя относят андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, дидойцы, тиндинцы, каратинцы, хваршины, цезы, чамалтинцы. 17 % даргинцев – это кубачинцы и кайтагцы. Вот такой Кавказский Вавилон и Иерусалим.

Самым немногочисленным народом в Дагестане считаются цахуры, их количество на территории республики – около 10 тысяч человек. Большинство цахуров проживают в Азербайджане. Эта народность в Дагестане обжила самый труднодоступный высокогорный район – Рутульский, истоки реки Самур. Селение Цахур считается самым древним аулом Дагестана, его история уходит корнями в далекое историческое прошлое, а название переводится как «Горящий аул». Многочисленные орды завоевателей неоднократно сжигали его до тла, но терпеливый народ восстанавливал селение снова и снова.

Обычаи и традиции

В странах, ведущей религией в которых является ислам, вся жизнь общества подчинена законам шариата, которые в большинстве случаев закреплены законодательно. Кавказцы, к которым относится и народ Дагестана, обычаи и традиции, регулирующие почти все стороны жизни общества, именуют словом «адаты». Уклад семейной жизни, взаимоотношения с соседями, правила сватовства и женитьбы, гостеприимство – все учтено в своде неписанных правил горцев, переплетено с некоторыми догмами религии, но не всегда соответствует законодательным нормам. Если правила приема гостей, почитания старших заслуживают уважения и похвалы, то адат кровной мести уже идет вразрез с государственными законами. Многие традиции в современном Дагестане постепенно теряют свою актуальность, но законы предков все еще сильны в здешнем обществе.

Знаменитые дагестанцы

Республика Дагестан, народы которой славятся своим трудолюбием, упорством, смелостью и талантами, подарила миру немало знаменитых и достойных земляков. Вот лишь некоторые имена, знакомые многим:

  • Джамал Аджигирей – борец ушу, актер.
  • Юсуп Акаев – летчик, Герой Советского Союза.
  • Али Алиев – борец, пятикратный чемпион мира.
  • Расул Гамзатов – поет.
  • Мансул Исаев – дзюдоист.
  • Муса Манаров – летчик-космонавт.

Источники:

http://nazaccent.ru/content/23345-hrabrye-i-gostepriimnye.html
http://alluz.ru/prepodavanie/istoriya-proishozhdeniya-avarcev-istoriya-tradicii-i-obychai-avarcev-samoi.html
http://www.syl.ru/article/304810/narod-dagestana-obyichai-i-traditsii

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии