Исторический взгляд на население южного урала. Открытый урок «Народы, населяющие Урал

Исторический взгляд на население южного урала. Открытый урок «Народы, населяющие Урал

Открытый урок «Народы, населяющие Урал»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (115 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данный урок разработан в рамках “Учебно-методического комплекса” по дисциплине “Художественная культура Урала”, для студентов специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) – резьба и роспись по дереву. Укрупнённая группа 070000 Культура и искусство. Дисциплина “Художественная культура Урала” относится к вариативной части циклов ОПОП.

Тема урока №1.3.: “Народы, населяющие Урал” – 2 часа (1 учебная пара).

Цели урока:

  • Способствовать закреплению знаний студентов в области народных традиций художественной и материальной культуры народов, населяющих Урал (коми, ханты, манси, марийцы, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).
  • Ознакомить студентов с особенностями традиционного костюма, жилища, обрядов различных народов Уральского региона.
  • Способствовать формированию эстетического сознания студентов (понятие национальных традиций, художественной ценности предметов народного искусства; синкретизма в народном искусстве).
  • Способствовать формированию у студентов интереса к своей будущей специальности, к древним корням народного и декоративно-прикладного искусства; любви к родному краю.

План проведения урока

Выполненное домашнее задание.

Компьютерная презентация: “Народы, населяющие Урал”,

Видеофрагменты: “Мой Урал”, “Народное жилище”.

Демонстрация готовности к прове-дению практической работы.

Контроль деятельности студ.

Подведение итога опроса. Выставление оценок за домашнее задание.

Демонстрация видеофрагмен-та “Мой Урал” – 2 мин.

5 мин.- пере мена.

Просмотр презентации с параллельным конспектированием.

Участие в диалоге и обсуждении увиденного.

Организация работы студен-тов (конспектирование).

Организация диалога в ходе беседы.

Участие во фронтальном опросе.

Диалог – выявление про-белов и неверных представ-лений и их коррекция.

Формирование эмоциональ-ного настроя перед сам.раб.

Выполнение орна-мента (аппликация)

Подготовка образцов для зарисовок (орнаментальные мотивы).

Анализ подготовленности материалов и инструментов для практической работы.

Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Ответы на контрольные вопросы (67слайд).

Обобщение информации в форме свободного диалога со студентами.

Просмотр работ (магнитная доска), оценивание работ.

Выявление системных ошибок в деятельности студентов и их коррекция.

Приведение рабочее го места в порядок.

Определение перспективы последующей работы.

Сообщение оценок, получен- ных студентами на уроке.

Запись домашнего задания в конспект.

Окончательное приведение в порядок рабочего места.

Инструктаж по его выполнению.

Проверка соответствующих записей.

Рекомендация литературы (презентация слайд 71).

Организованное завершение урока.

Контрольные вопросы:

  1. Какие народы из населяющих Урал являются коренными, а какие переселились на Урал из других мест?
  2. Как в наше время называют “остяков” и “вогулов”?
  3. У каких народов в музыке преобладали духовые инструменты, у каких щипковые, у каких струнные?
  4. У каких народов были стационарные жилища, а у каких переносные (временные, для кочевых условий)?
  5. Что общего у всех народов, населяющих Урал?

Практическое задание:

Задание:

  1. Составьте методом аппликации башкирский орнамент в полосе, используя вышеперечисленные элементы (рога барана, сердце, ромб, волна, ограда).
  2. Элементы орнамента выполните в технике вырезывания из цветной бумаги, контрастной фону орнамента.
  3. Размер основы для аппликации – лист бумаги А8 (15х20 см.).

  • Вышеперечисленные элементы орнамента все зеркально симметричны.
  • При вырезывании каждого из них нужно сложить цветную бумагу вдвое (А), вчетверо (Б) или гармошкой (В).

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  • Узнавать изученные объекты и явления художественной культуры Урала и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;
  • Устанавливать стилевые и сюжетные связи в произведениях народного и академического искусства уральского региона;
  • Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре в т.ч. художественной культуре Урала;
  • Выполнять учебные творческие задания (доклады, сообщения);
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства Урала; самостоятельного художественного творчества.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • Основные виды и жанры искусства народного и академического, представленные на территории Урала;
  • Основные памятники художественной культуры Урала;
  • Особенности образного языка различных видов искусства, представленных на Урале.

В завершение данного курса проводится аудиторная контрольная работа. Форма проведения аудиторной контрольной работы: самостоятельная работа с источниками информации, разработка творческого эссе по выбранной теме.

Перечень тем, выносимых на зачет (аудиторная контрольная работа)
по дисциплине: Художественная культура Урала”
Для учебной группы_________

  1. Урал – граница Европы и Азии.
  2. Уральские ремёсла (в том числе и художественные).
  3. Первобытная культура Урала.
  4. Аркаим – древний город Урала.
  5. Культура народов, населяющих Урал (ханты, манси, удмурты, коми, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).
  6. Освоение Урала Ермаком.
  7. Деревянная архитектура Урала.
  8. Моя малая родина (Арамиль, Сысерть, Екатеринбург и т.п.).
  9. Художественные промыслы Урала.
  10. Архитектура горнозаводского Урала.
  11. Верхотурье – духовный центр Урала.
  12. Литературное наследие Урала (писатели, поэты).
  13. Художники и скульпторы Урала.

Примерный план эссе по вышеперечисленным темам.

  1. Введение (цели, задачи, вступление).
  2. Основная часть.
    1. История явления (объекта, персоналии).
    2. Художественно-культурные признаки явления (объекта, персоналии).
    3. Интересные факты.
    4. Словарь по теме.
    5. Личное отношение к явлению (объекту, персоналии).
  3. Заключение (формирование выводов).
Читать еще:  Шаблоны лотерейных билетов. Как провести Новогоднюю лотерею (шаблоны лотерейных билетов)

Литература по курсу “Художественная культура Урала”.

  1. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. Екатеринбург. Издательство Дома учителя. 1999г. + CD “Художественная культура Урала. Мурзина И.Я.”.
  2. Бородулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1982 г.
  3. Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург. 1995.
  4. Захаров С. Это было недавно. Записки старого свердловчанина. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1985 г.
  5. Иванова В.В. и др. Лики и тайны “земли туманной”. Летопись города Сысерти. Екатеринбург. 2006.
  6. Копылова В.И. Свердловский историко-краеведческий музей. Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство. 1992 г.
  7. Корецкая Т.Л. Прошлое не предавать забвению. Челябинск. Издательство ЧГПИ “Факел”. 1994 г.
  8. Корепанов Н.С. Очерки истории Екатеринбурга 1781–1831 гг. Екатеринбург. “Издательство Баско”. 2004 г.
  9. Кругляшова В.П. Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1991 г.
  10. Лушникова Н.М. Рассказы об уральской истории. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1990 г.
  11. Сафронова А.М. Сельская школа на Урале в 18–19 вв. Екатеринбург. Независимый институт истории материальной культуры. 2002 г.
  12. Чуманов А.Н. Малахитовая провинция: Культурно-исторические очерки. Екатеринбург. ИД “Сократ”. 2001 г.

Конспект занятия в старшей группе «История жизни человека на Южном Урале»

Сулимова Елена
Конспект занятия в старшей группе «История жизни человека на Южном Урале»

1. Познакомить детей с историей заселения Южного Урала людьми;

2. Дать сведения детям о расселении первобытных людей;

3. Закрепить знания детей о том, что на Урале живут люди разных национальностей: башкиры, татары, русские;

4. Формировать у детей знания о различных видах труда народа в различных регионах Южного Урала;

5. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности;

6. Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, достижениями жителей родного края.

Оборудование и материалы: карта Челябинской области, набор букв, мультимедиа «История заселения Южного Урала людьми», обручи, платки, пластилин, доски, салфетки.

Предварительная работа: разучивание башкирской игры «Юрта», рассматривание открыток о Южном Урале, чтение сказок, экскурсия в краеведческий музей.

Ход: Сегодня необычное занятие – занятие-путешествие. Хотите узнать, куда мы отправимся путешествовать? Тогда соберите из данных звуков слово:

– Правильно! Это Урал.

– Для сегодняшнего путешествия я приготовила карту.

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы на ней всегда найдём

Свою страну – наш общий дом.

– Я приглашаю вас на видеоэкскурсию по Южному Уралу.

Впервые люди стали проживать на Южном Урале около 70 тысяч лет назад. Это были «первобытные люди».

– Как вы думаете, почему их называют «первобытными»?

– Да. Эти люди были первыми, их быт, уклад, порядок жизни являлся первым, до этого человек не проживал на территории Южного Урала.

Время появления первых людей – мустьерская эпоха. Люди жили в пещерах — пещерных стоянках или в землянках прямоугольной формы с очагом на полу. Они сначала не строили домов. В пещерах, на скалах остались рисунки, которые сохранились до настоящего времени. Так в Игнатиевской пещере на стенах есть изображения, выполненные красной и черной красками. Это прямые и волнистые линии, знаки, схематичное изображение человека, оленя, мамонта, лошади. Отдельные рисунки найдены во 2-й Серпиевской пещере.

– Основным и главным занятием и способом добывания пищи являлась охота, которую дополняло собирательство (сбор кореньев, ягод).

– Первобытные люди жили по берегам рек и озер, возле родников и ключей.

– Почему они жили возле рек?

– Правильно, вода и огонь — основа жизни человека. Разводили крупный рогатый скот (коров, лошадей, овец, коз. Люди научились шлифовать, сверлить, пилить камни. Поэтому они легко изготавливали уже большие орудия труда — Камень в руках человека стал материалом, из которого можно было сделать практически все. Поэтому это время было названо «каменным веком».

Но не только свойства камня изучили люди. Они познали глину, научились готовить из нее посуду и обжигать ее.

– А вы хотите стать мастерами-гончарами?

– Воспитатель: У меня в руках глина, но она необычная, волшебная, я Фея мастерства превращу вас в мастеров-гончаров и научу вас лепить из глины украшения, которое вы можете подарить своим мамам, ведь скоро праздник всех женщин 8 МАРТА, итак закрываем глаза, я взмахиваю волшебной палочкой и мы превращаемся в мастеров. Перед детьми кладутся доски для лепки, салфетки и пластилин.

-Воспитатель: Возьмите глину в руки и согрейте ее, вы видите, как она легко поддается вашим рукам, как же мы будем делать украшение, смотрим внимательно на мои руки, лепим 2 колбаски не сильно тонкие, средней величины, затем переплетаем их между собой, получается плетеная косичка, которую мы соединяем. Конец нашего соединения мы закроем цветком, цветок лепим из лепестков и серединку, каждый лепесток прикрепляем к серединке, вот какой красивый цветок у нас получился. Положим его на нашу косичку, закроем шов соединения.

Читать еще:  Появление названия группы «Битлз. Значение битлз в английском языке Как переводится битлз на русский

-Воспитатель: Дети, покажите, что у вас получилось, посмотрите, вы стали настоящими мастерами-гончарами.

-Воспитатель: А мы продолжаем путешествие:

Благодаря наличию огромного числа различных пород ископаемых получило толчок горное дело, что подготовило базу для появления металлургии. На Южном Урале стали разрабатываться богатейшие, лежащие зачастую на поверхности, железные и медные руды, строились металлургические заводы. Основываются такие промышленные поселки — ныне города,— как Сим, Миньяр, Катав-Ивановск, Усть-Катав, Юрюзань, Сатка, Златоуст, Куса, Кыштым, Касли, Верхний Уфалей и Нязепетровск.

На протяжении долгого времени на Южном Урале проживали разные народы (одни народы уходили на другие земли, другие переселялись на Южный Урал). С XVIII века на Южном Урале постоянно и совместно проживают многие народы: русские, казахи, башкиры, татары, нагайбаки и т. д. Их называют «оседлые народы».

-Воспитатель: Почему их называют «оседлый народ»? Правильно. Потому что они живут постоянно на одном месте.

Среди современных народов, живущих на Южном Урале, первыми обитателями края оказались башкиры. Они были кочевниками-скотоводами; занимались также звероловством, рыболовством, бортничеством. В западной части Башкирии развивалось земледелие.

– Воспитатель: Кто скажет, кто такие кочевники? Это люди, которые не живут на одном месте. А постоянно переезжают с одного места на другое. Кочевники-скотоводы переезжали с одного пастбища на другое. А жили они в юртах, которые во время переезда они складывали.

Кроме башкир, территорию Южного Урала населяли русские, татары, мари, удмурты, казахи, калмыки и другие народы.

В большинстве районов современного Южного Урала вперемежку живут русские, татары, башкиры, другие народы.

– Сегодня мы поиграем в башкирскую народную игру «Юрты».

Дети делятся на три команды, и образуют круги по краям площадки. В центре каждого круга обруч с платком. Под национальную музыку дети танцуют и напевают:

Мы весёлые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем и помчимся на лужок.

По окончании музыки дети должны вбежать в свой обруч и накрыться платком, построить юрту.

-Воспитатель: Юг Южного Урала заселяли казаки. Они служили в войсках по охране границы (Троицк). Крестьяне — обрабатывали земли, ухаживали за скотом. 1784 г. императрицей Елизаветой Петровной был издан указ, предписывающий учредить на Уйской линии в Троицкой крепости торг. В 1750 г. в Троицке открыта первая ярмарка. Проходила она затем ежегодно. Обменивалось, а позже продавалось здесь все, что давала земля и могли производить умелые руки мастеров. Из Средней Азии, Индии, Персии везли ковры, чай, ткани, пряности. Из Казахстана – коней, скот. Из России – хлеб, посуду, древесину. Золото и серебро являлись главнейшими из доставляемых Азией товаров вплоть до 70-х гг. XVIII в. По своим масштабам ярмарка в Троицке уступала только Нижегородской и Ирбитской. А в середине XIX в. уже Челябинск стал центром ярмарочной торговли Урала (здесь шла торговля хлебом и скотоводческой продукцией).

На севере Южного Урала (горнозаводская зона) люди работают в шахтах, добывают руду, уголь, камень (Пласт, Сатка, Бакал, Коркино). Здесь очень много рабочих, мастеровых. На Южном Урале много металлургических заводов.

– Воспитатель: А кто такие мастеровые?

– Правильно. Это люди, которые хорошо выполняют свое дело. Это мастера своего дела.

– Воспитатель читает стихотворение А. Л. Татьяничевой «Гордое имя – Урал».

Найдешь ли прекрасней Уральского края?

Здесь горные реки в ущельях играют.

Здесь горы в зеленых, лохматых уборах,

Прозрачные воды шумят на озёрах.

Здесь золотом, хлебом богата земля.

Кругом самоцветы, железо, руда.

Живут здесь умельцы мастеровые,

Из камня цветы вырезают живые.

Слова здесь не ценят, а ценят дела.

Чтоб дружбою крепла уральцев семья.

– На этом наше путешествие по Южному Уралу закончилось.

Фестиваль народов Урала В нашем детском саду прошел фестиваль народов Урала. Детьми 4-7 лет были представлены народы: башкиры, татары, марийцы и, конечно, русские.

Удмуртская народная сказка «Охотник и змея». НОД «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе Тема: Удмуртская народная сказка “Охотник и змея”.[/b]Программное содержание: дать детям представление о многонациональности Уральского.

Уральский регион. Население и хозяйство

На этом уроке мы рассмотрим Уральский природно-хозяйственный регион. Цель урока – узнать об особенностях населения Урала и основных отраслях экономики этого региона.

Население

Урал – это граница между двумя культурными мирами, двумя цивилизациями. За свою историю он испытал влияние множества народов: греков и персов, арабов и скифов, китайцев и финнов. Особое влияние оказали русские, которые сейчас составляют около 80% населения региона. В Башкирии живут народы тюркской группы, исповедующие ислам: башкиры (22%), татары (28%); в Удмуртии живут русские (59%) и народ финно-угорской группы: удмурты (33%). Население Урала составляет около 19,5 млн чел. Средняя плотность населения – 25 чел/км 2 , но население размещено неравномерно (рис. 1).

Рис. 1. Карта Урала (Источник)

Урал – один из самых высокоурбанизированных регионов страны. Доля городского населения приближается к 75%. Уфа, Екатеринбург, Челябинск и Пермь – города-миллионеры.

Промышленность

Славу важнейшего промышленного района России Урал завоевал еще в XVII в., когда вышел на первое место в мире по выплавке металла и обеспечению им Европы. Еще в Англии в 80-е гг. XVIII в. 2/3 потребляемого металла было уральским. После Октябрьской революции 1917 г. один за другим ставали в строй первенцы отечественной индустрии: Березниковский калийный завод, Магнитогорский металлургический комбинат (рис. 2), завод «Уралмаш», Челябинский тракторный завод, Уральский вагоностроительный завод, Нижнетагильский металлургический комбинат.

Читать еще:  Федра в трагедии Еврипида «Ипполит» Федра в трагедии Сенеки Федра у Овидия. Античный мир в трагедиях еврипида ипполит и сенеки федра

Рис. 2. Магнитогорский металлургический комбинат (Источник)

Урал – это многоотраслевой промышленный регион, который занимается производством черной и цветной металлургии, машиностроением, химической промышленностью, добычей минерального сырья, заготовкой и переработкой древесины (рис. 3).

Рис. 3. Экономическая карта Урала (Источник)

Центры черной металлургии: Нижний Тагил, Челябинск, Магнитогорск, Новотроицк.

Центры цветной металлургии: Красноуральск – медеплавильный комбинат, Верхняя Пышма, Ревда, Карабаш, Медногорск, Орск – комбинат по плавке никеля, Верхний Уфалей, Краснотурьинск – выплавка титана и магния, Челябинск – выплавка цинка.

Центры машиностроения: Нижний Тагил, Усть-Катав – вагоностроение, Миасс, Ижевск – автомобилестроение, Екатеринбург, Пермь, Челябинск – станкоприборостроение, Курган – сельскохозяйственное машиностроение.

Центры нефтепереработки: Уфа, Пермь, Салават.

Центры химической промышленности: Березники – производство соды, калийных и азотных удобрений, Соликамск – производство калийных удобрений, Пермь, Красноуральск – производство фосфорных удобрений, Оренбург – развита азотохимия.

Центры лесной промышленности, а именно, целлюлозно-бумажные комбинаты: Краснокамск, Соликамск, Пермь.

Центры производства военно-промышленного комплекса: Снежинск, Лесной, Трехгорный – ядерно-оружейный комплекс, Пермь, Уфа – авиационная промышленность, Ижевск – артиллеристско-стрелковое вооружение, Курган, Нижний Тагил – бронетанковая промышленность, Воткинск, Златоусте – ракетно-космическая промышленность.

Строгановы – русские солепромышленники

Строганов Аника Федорович, умный, предприимчивый человек, учредил в 1515 г. на реке Вычегде соляные варницы. Первым стал торговать на берегах реки Оби и вскоре путём ограбления и обмана местных племён, а также жестокой эксплуатации работных людей приобрёл огромное состояние. Имел сыновей: Якова, Григория и Семена, продолживших дело отца. Они начали строить укрепленные поселения на реках Чусовой и Сылве, ставили городки и остроги, принимали к себе множество промышленных и вольных людей (рис. 4).

Рис. 4. Дом Строгановых (Источник)

Сыновья Якова и Григория вели войны с черемисами, башкирами и остяками, а с помощью казаков Ермака – и с татарами Кучума. Таким образом они расширили свои владения до Западной Сибири. Царь Иван Грозный в награду за покорение Сибири пожаловал им на Волге местечки Большая Соль и Малая Соль, а по обе стороны Уральского хребта – все пустующие земли, какие они смогут занять и удержать за собой; освободил их от пошлин; дал право судить и распоряжаться людьми, жившими на их землях, без ведома тиунов и даже царских наместников; освободил от обязанности возить и кормить послов; позволил иметь собственное войско на их содержании, возводить собственные крепости.

Сельское хозяйство

На равнинах в Прикамье выращивают озимую рожь, овес, лен, в лесостепной и степной зонах на юге – пшеницу и подсолнечник, в Башкирии – сахарную свеклу, в Оренбургской области – арбузы и дыни. Животноводство представлено разведением крупного рогатого скота, овец, оренбургских коз, а в Башкирии развито пчеловодство.

Миасс

В XVIII в. в связи с изучением и освоением богатств Урала быстрыми темпами развивалось горнозаводское предпринимательство. Выходец из тульского купечества Л. Лугинин, купив в 70-х годах Златоустовский и Троицкий железоделательные заводы, построил медеплавильный завод на реке Миасс у Чашковских гор, где были обнаружены богатейшие месторождения медных руд (рис. 5).

Экономическому развитию Миасса способствовала разработка месторождений золота. В первой половине XIX в. вся долина реки Миасс превратилась в огромный золотой промысел. В 1836 г. здесь разрабатывались 54 рудника и 23 золотые россыпи. В 1842 г. мастеровым Никифором Сюткиным был найден один из крупнейших в мире самородков: «Большой треугольник», весом более 36 кг (рис. 6).

Рис. 6. Самородок «Большой треугольник» (Источник)

8 июля 1944 года с конвейера Уральского автомобилестроительного завода Миасса сошел первый автомобиль.

В настоящее время Миасс – один из пяти городов Уральского Федерального округа, претендующих на статус «Наукограда».

Рис. 7. Озеро Тургояк (Источник)

Окрестности Миасса, в том числе и «уральская жемчужина» – озеро Тургояк (рис.71), стали сегодня местом реализации крупных бизнес-проектов в сфере горнолыжного спорта, туризма и индустрии отдыха.

Домашнее задание

  1. Расскажите о населении Урала.
  2. Расскажите о сельском хозяйстве Урала.
  3. Подготовьте доклад о промышленности Урала.

Список литературы

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  2. Фромберг А.Э. Экономическая и социальная география. – 2011, 416 с.
  3. Атлас по экономической географии, 9 класс. – Дрофа, 2012.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Studopedia.net (Источник).
  2. Интернет-портал Grandars.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Polnaja-jenciklopedija.ru (Источник).

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/644754/
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-na-temu-istorija-zhizni-cheloveka-na-yuzhnom-urale.html
http://interneturok.ru/lesson/geografy/9-klass/prirodno-hozjajstvennye-regiony-rossii/uralskiy-region-naselenie-i-hozyaystvo?konspekt

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии