Исторические особенности культуры древней греции и рима. « Культура античной Греции и Рима

Исторические особенности культуры древней греции и рима. « Культура античной Греции и Рима

Древний Рим и Древняя Греция: история. Культура античных цивилизаций

Древний Рим и Древняя Греция – это такие политические и культурные феномены древности, существование которых заложило мощный фундамент дальнейшего развития Европы. Достижения античности не были утеряны в период темного Средневековья.

Периодизация истории Древней Греции в 3-2 тысячелетиях до нашей эры.

Древняя Греция и Древний Рим как объекты исторического процесса имеют определенные этапы своего развития, политической и культурной эволюции. На территории Греции первобытнообщинный строй раньше прекратил свое существование, чем на Апеннинах. Рассмотрим особенности развития Греции. Для Балканской и Критской территорий характерны немного разные этапы истории. Например, на острове эволюция происходила так:

  • С 30 до 20 века до нашей эры выделяют раннеминойский период. В это время все еще существовал родовой строй, но уже прослеживался переход к цивилизации.
  • Цивилизация на Крите возникла в период с 20 до 17 века до н.э. Историки называют это время “периодом старых дворцов”.
  • Период с 17 примерно до 10 века называется позднеминойским (окончился завоеванием Крита ахейскими племенами).

В Балканской части Греции тоже выделяют три периода. Но нам, честно говоря, интересен более поздний этап, потому что после нашествия племен на несколько веков Греция впала снова в период родового строя.

Древний Рим и Древняя Греция: преемственность традиций

Историю великой Греции принято исчислять с 8 века до н.э. Советские и российские историки за основу принимают такую классификацию:

– с 8 по 6 век до н.э. формировалась античная греческая цивилизация, полисная политическая система и демократия;

– период с 6 по 4 век до н.э. считается наиболее показательным в развитии Греции, потому что полисная система сформировалась полностью и достигла своего совершенства;

– с 4 по 1 век до н.э. начали проявляться некоторые кризисные моменты в политической жизни: дело в том, что демократия, как оказалось, уже не была настолько эффективной тогда, когда укрепилась монархия Македония.

Древняя Греция и Древний Рим имеют очень много общего. Это можно проследить, даже исходя из периодизации истории Древнего Рима:

– с 8 по 6 век длился период, когда на юге современной Италии были греческие колонии, именно в это время был основан город Рим;

– с 6 по 3 век Рим завоевывает Италию; завершается формирование классового общества; укрепляются республиканские устои;

– расцвет Римского государства произошел в период со второго века до н.э. по 2 век н.э., хотя были и кризисные моменты, например, Рим из республики превратился в империю;

– 3-4 век н.э. – распад Римского государства.

Развитие культуры

Культура Древней Греции и Рима, в принципе, практически одинаковая. Дело в том, что, как мы уже отмечали, развитие цивилизованной жизни раньше началось на территории Греции. Соответственно, культурный уровень греков в 6-5 веке до н.э. был намного выше, чем уровень культуры среднестатистического римлянина. Центральным элементом греческой культуры был человек, реальный, живущий именно здесь и сейчас. Именно поэтому ценятся греческие скульптуры, то есть на высоком уровне была культура тела. Кстати, Греция – это родина Олимпийских игр. Древняя Греция и Древний Рим были такими государствами, где кроме интеллектуальной силы почиталась и физическая мощь, крепкое тело. Олимпиада проводилась через 4 года более 100 раз. Хоть Древний Рим и Древняя Греция были такими государствами, которые часто принимали участие в военных действиях, на время проведения этих спортивных состязаний любые войны прекращались. Также не забываем про театр. Во всех крупных городах были театры. В Афинах находился самый крупный из них, вместимость его достигала 17 тысяч зрителей. Спектакли в античных театрах, конечно, проходили не каждые выходные. Там была другая система. Несколько раз в год проводились театральные фестивали. Три-четыре дня с утра до вечера зрители смотрели на великолепную игру актеров. Направленность театральных актов была разная. О чем речь? Жизнь состоит как из позитива, так и из негатива, поэтому античные авторы создавали комедии и трагедии. Люди с удовольствием смотрели каждый спектакль.

Архитектура

Древний Рим и Древняя Греция – это Мекка для архитекторов. Сколько строений, созданных в тот период, до сих пор сохранились и привлекают туристов! Каждый турист, хоть раз побывавший в своей жизни в Риме, бывал в Колизее. Кроме этого, вспомним Акрополь, Пантеон, другие греческие и римские храмы, статую Афины Паллады, Колосса Родосского. Строения возводились достаточно массивные и непростые в плане инженерного исполнения, поэтому мы с уверенностью можем сказать, что эти передовые на тот момент цивилизации внесли огромнейший вклад в историческое развитие.

Исторические особенности культуры древней греции и рима. « Культура античной Греции и Рима

Важное место в жизни древних римлян занимал театр. В нем можно было выразить свои чувства и эмоции. Театр не только отражал жизнь древних греков и римлян, но и служил проявлением их интереса к политике. Древняя Греция оставила 3 имени авторов трагедии:

4) Аристофан – комедиограф.

Государство заботилось о малоимущих гражданах, раздавая им деньги для посещения театра.

Интересна судьба театра в эпоху эллинизма. Первое произведение создателя «новой комедии» – комедии нравов Менандра (342–291 гг. до н. э.) посвящено жизни простых афинских семей с их заботами. Греческая драма и театр возникли из сельских празднеств в честь бога виноделия Диониса, сопровождавшихся песнями, танцами и действами с участием ряженых. Позже из хора выделился особый исполнитель – актер. Импровизация сменилась точной фиксацией роли актера и хора.

Народный театр имел особенности организации – он состоял из 3 частей:

1) орхестры (сцены);

2) мест для зрителей;

3) скены (гримерной).

В раннюю эпоху декорации представляли собой массивные деревянные сооружения, позднее – расписные декорации. Содержание греческой трагедии требовало применения театральных машин. Наиболее употребительными были выдвижная площадка и приспособление, позволявшее подниматься в воздух и опускаться богам и другим действующим лицам.

Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Греческие актеры носили на лице маски, сменяемые даже на протяжении исполнения одной роли. Чтобы увеличить рост, актеры трагедии употребляли котурны – обувь на платформе. В эллинистическую эпоху искусство актера стало профессией.

Истоки римской драмы и театра восходят к сельским праздникам сбора урожая. Постоянных театральных зданий в Риме вплоть до середины I в. до н. э. не было. В комедии действие происходило обычно на городской улице. Архитектура римского театра имела ряд особенностей, отличавших его от греческого. Места для зрителей были расположены в один или несколько ярусов в виде полукруга. Большой популярностью пользовались цирковые представления и гладиаторские бои, устраивавшиеся в Колизее.

Читать еще:  Где проходит выставка шедевры пинакотеки ватикана. Музеи ватикана привезли в третьяковскую галерею шедевры своей коллекции

Огромное значение в античности придавалось и музыке. Греки считали, что лад в музыке создает настроение человека. Пение и игра на музыкальных инструментах составляли значительную часть состязаний различных полисов. Музыка у греков была тесно связана с поэзией и пляской. Великие греческие трагики – Эсхил, Софокл, Еврипид – были не только гениальными драматургами, но и композиторами. Основные музыкальные инструменты древних греков:

Самобытная музыкальная культура существовала и в Риме. Сохранились описания древних триумфальных, свадебных, поминальных и застольных песен, исполнение которых сопровождалось игрой на музыкальном инструменте. Знатные, богатые римляне содержали оркестры из рабов.

Воспитание свободнорожденных граждан в Древней Греции имело целью подготовку рабовладельцев, умеющих держать в повиновении рабов и защищать свое государство от внешних врагов. В зависимости от условий развития сложились различные системы воспитания, из которых наиболее известными были две:

В Спарте (Лаконике) мальчики, достигшие 7-летнего возраста, помещались в закрытое воспитательное учреждение, где находились вплоть до совершеннолетия. Воспитание было направлено преимущественно на физическую подготовку. Обучение чтению и письму не входило в обязательную программу воспитания. С детьми велись беседы на политические темы, причем у них стремились развивать краткую, но содержательную («лаконическую») речь.

Афинское воспитание было гораздо более разносторонним и ставило своей задачей сочетание нравственного, эстетического и физического начал. До 7 лет мальчики воспитывались дома; далее они посещали грамматические школы, где обучались чтению, письму и счету, а позже учились петь, играть на музыкальных инструментах и заучивали поэмы Гомера. С 12–13 лет мальчики переходили в палестру, где получали физическое воспитание. Наиболее богатые юноши посещали затем гимнасий, где изучали философию, политику и литературу. Девушки воспитывались в семье, приучаясь к домоводству и руководству рабынями. Римское воспитание как система сложилось в период республики. С развитием городов возникли школы, в которых мальчики обучались чтению, письму, счету. Аристократы давали своим детям первоначальное обучение дома. Большое внимание в системе воспитания уделялось физической подготовке юношества. В эпоху Империи образование делается все более формальным.

В древности активно развивалось и научное знание. Среди наук выделяются:

1) география (Эратосфен);

2) физика (Демокрит);

3) философия (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит и др.).

Под покровительством государства формируется знаменитая библиотека и научная школа в Александрии – Александрийский мусейон – прототип новоевропейских академий наук. Государство заботилось о пополнении местной библиотеки.

Естественнонаучные знания Рима сложились на основе развития многовекового производства, опыта самих римлян и усвоения культуры других народов Средиземноморья. Известны сочинения:

1) 3 книги «О сельском хозяйстве» М. Т. Варрона;

2) «О земледелии» Катона Старшего;

3) Колумеллы «О сельском хозяйстве»;

4) поэма Вергилия «Георгики»;

5) «Десять книг об архитектуре» Витрувия.

Территориальный рост Римской империи способствовал расширению географических знаний: появилась большая географическая карта, географические труды.

Развивалась и медицина.

Математика у римлян носила узко прикладной характер и довольствовалась грубыми вычислениями.

Активно развивалась литература. Период VI–IV вв. до н. э. получил название «греческая классика». Развитие лирической поэзии, которая выросла из застольных и свадебных песен, свидетельствует о внимании к человеку, миру его чувств и переживаний. Великая греческая поэтесса Сафо воспевает в стихах красоту и любовь. А вот в поэмах Гомера этого не было. Литература стремится отразить слабости и пороки человека: рождается особый прозаический жанр – басня. «Отец басни» Эзоп мудро и беспощадно обличает темные стороны человеческой души.

Литература римского народа начала складываться в III в. до н. э. Наряду с культовой поэзией в Риме существовала и светская. Древнейшим литературным памятником латинской прозы считают речь против Пирра, произнесенную в сенате Аппием Клавдием Слепым в 280 г. до н. э. Римским автором, произведения которого известны нам, потомкам, в полном объеме, был драматург Плавт (ок. 254–184 гг. до н. э.). Образцом ораторского искусства были речи Марка Туллия Цицерона (106—43 гг. до н. э.). Наряду с прозаической литературой достигла больших успехов и латинская поэзия в творчестве Лукреция Кара (ок. 99–55 гг. до н. э.), автора философской поэмы «О природе вещей».

Выдающимся поэтом-лириком был Гай Валерий Катулл (ок. 84–54 гг. до н. э.). Он прославился как автор оригинальных лирических стихов, адресованных любимой женщине Лесбии. Крупнейшие литературные произведения были созданы поэтами Вергилием (70–19 гг. до н. э.) и Горацием (65—8 гг. до н. э.). Создателем классической римской элегии был Тибулл (ок. 50–19 гг. до н. э.). Публий Овидий Назон (43 до н. э. – 17 гг. н. э.) прославился своей любовной лирикой, книгой «Наука любви». Его «Метаморфозы» («Превращения») и «Героиды» («Послания») представляют поэтическую обработку греческих и римских мифов. Особое значение имеет «Сатирикон» Петрония (I в.), один из первых античных романов, в котором дана обличительная картина жизни развращенной италийской провинции.

Эпоха классики особенно высокой (450–400 гг. до н. э.) не терпела моделей с изъянами – в человеке все должно быть совершенным.

Правление императора Нерона, одного из самых жестоких правителей в римской истории, стало периодом расцвета портретного искусства. Эволюцию его образа можно проследить в целой серии портретов. Поздние портреты представляют Нерона сложной, противоречивой натурой.

Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности. До наших дней дошло очень мало имен римских художников.

Для живописи эпохи республики характерны портреты, очень близкие к оригиналу. Они передают все мельчайшие особенности человеческого лица, дополнительно наделяя его чертами старости, конца жизни. Ведущим героем портрета был пожилой волевой патриций, обладавший по римским законам «правом жизни и смерти» всех своих домочадцев.

В середине I в. в изобразительном искусстве стал формироваться жанр натюрморта (от франц. «мертвая натура»), показывающий неодушевленные предметы. Римляне изображали и мясные лавки, в которых висят туши убитых животных, и символические произведения: например, золотой стол на фоне алой драпировки.

Император Траян отказался от пышных причесок, богатой светотени. Искусство его времени привержено идеалу кажущейся простоты: здесь появляются величие и мощь, прежде отсутствующие в художественных произведениях. С наступлением эпохи «солдатских императоров» мастера перестали изображать пышные волосы, почти убирали усы и бороду.

Читать еще:  Образ Молчалина в комедии «Горе от ума. Характеристика и образ молчалина в комедии горе от ума сочинение

Эпоха геометрики в Греции (IX–VIII вв. до н. э.) долгое время недооценивалась учеными; ее считали небогатой в украшении вещей. В росписях преобладал геометрический стиль, названный так по четким, логическим формам основных декоративных приемов:

Однако в каждом сосуде заключена большая информация о мире, зашифрованная в его форме и росписи.

Греки создают город, в котором складывается продуманная и ясная система архитектурных форм – ордер (от лат. ordo – «порядок», строй), которая потом становится основой греческой и новоевропейской архитектуры. Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы, на перекрестке которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме. Римляне изобрели бетон – важнейший строительный материал, с помощью которого закрепляли сооружаемые постройки.

Первые греческие ордера – дорический и ионический (названия связаны с местами их возникновения). Позднее появляется коринфский ордер, близкий к ионическому. В VII в. до н. э. завершается формирование основных типов храмов. Зодчие выбирали ордер для храмов в зависимости от пола, духа и олимпийского авторитета божества. Устраивались выставки и обсуждения. В 60-е гг. V в. до н. э. был заново отстроен храм Зевса в Олимпии – важнейшее общеэллинское святилище, где раз в 4 года проводили Олимпийские игры.

История Рима делится на два этапа.

1. Первый – эпоха республики, – наступивший в конце VI в. до н. э.

2. Второй этап – императорский – начался во время правления Октавиана Августа и длился до IV в. н. э.

Еще одна достопримечательность Рима: рыночная площадь – форум. С одной стороны к нему примыкало внушительное здание государственного архива – Табуларий. На площади высились храмы, среди них круглый храм Весты. Здесь же возвышались колонны, к которым прикрепляли ростры – носы побежденных вражеских кораблей (ростральные колонне), и проходила «священная дорога», вдоль которой стояли лавки. Обширный форум был обнесен 2-этажной колоннадой. Там находился большой амфитеатр, рассчитанный на 20 тыс. зрителей, он значительно превосходил потребности жителей города.

Интересны постройки римских домов – «домусов». Это были прямоугольные сооружения, которые тянулись вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми стенами. Главным помещением был атриум (лат. atrium – «вход») с отверстием в центре крыши, под которым находился бассейн для сбора воды. В целом атриум выполнял функцию «мирового столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подземным миром. В атриуме стоял шкаф для хранения восковых масок предков и изображений добрых духов-покровителей – ларов и пенатов. Внутри дома были расписаны. Прекрасно сохранившиеся фрески показывают, какой была обычная жизненная среда римлянина.

Нерон решил придать Риму новый облик. По указу императора были тайно сожжены несколько городских кварталов, на месте которых император воздвиг знаменитый Золотой дом. Сохранилось несколько его залов, отдельные залы имеют необычную форму (например, 8-угольную).

В 70—80-е гг. I в. н. э. был сооружен грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат. collosseo «громадный»). Он был построен на месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому архитектурному типу зданий. Римский Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой стеной. Он вмещал около 50 тыс. зрителей. Внутри шли 4 яруса сидений. В солнечные дни над Колизеем натягивали огромный парусиновый навес – веларий. В амфитеатрах давали разные представления: морские бои, сражения людей с экзотическими зверями, бои гладиаторов. Трагедии у римлян практически не ставили, и даже комедии не пользовались успехом.

Второй шедевр зодчества эпохи Флавиев – это знаменитая Триумфальная арка Тита. Арку воздвигли в честь правителя в 81 г., уже после его смерти. Она увековечила поход Тита в 70 г. на Иерусалим. В аттике был захоронен прах Тита. Так хоронили лишь людей с особой харизмой (греч. «божественный дар»), т. е. наделенных исключительными личными качествами. Другие граждане покоились вдоль дорог за городскими воротами Рима.

При Трояне Римская империя достигла пика своего могущества. Этот император почитался лучшим из всех в римской истории. Самым знаменитым памятником Трояна в Риме считается его форум.

В римской архитектуре III в. особой грандиозностью отличаются термы (бани) Каракаллы. Термы для римлян были чем-то вроде клуба, где древняя традиция ритуальных омовений постепенно обросла комплексами для развлечений и занятий палестрами и гимнасиями, библиотеками, помещениями для музыкальных занятий. Термы Каракаллы занимали колоссальную площадь с газонами, имели залы горячей, теплой и холодной воды.

Особенности античной культуры (Древняя Греция и Древний Рим)

Античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности.

Античная культура сыграла значительную роль в истории европейской цивилизации. Однако внутри себя Античность распадается на два культурно-исторических блока: Древняя Греция и Древний Рим, что, тем не менее, позволяет говорить об Античности как определенной целостности.

Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. Каждая область Греции имела свою особенность ландшафта, свои индивидуальные особенности культуры.

Не представляла собой единства античная Греция и в социально-политическом плане: она существовала в рамках особой государственной системы — независимых городов-государств, полисов, чьи рубежи чаще всего определялись природными границами. Различие в культуре полисов проявлялись в языковых диалектах, собственных календарях, монетах, почитаемых богах и уважаемых героях.

Несмотря на региональные и культурные различия античная культура обладала определенной целостностью. Единство выражалось не только в общности интересов и необходимости объединения против общего врага, но и в едином мировосприятии, в характерных особенностях всей античной культуры.

Мировая религия, христианство, приходит с запозданием, когда культура античности переживает свои последние дни. К тому же христианство – это не собственно греческое открытие. Оно заимствуется античностью у Востока.

Другой, не менее важной, особенностью культуры античности, которую демонстрирует Древняя Греция, был более радикальный характер культурного сдвига. Философия, литература, театр, лирическая поэзия, Олимпийские игры появляются впервые, они не имеют предшественников в предыдущих формах духовности.

Греческая керамика поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Около 700 г. до н.э. гончары придумали чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Около 530 г. до н.э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработки деталей. (Кравченко А.И. Культурология: учеб. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – стр.130).

Читать еще:  Проблема счастья в поэме кому на руси. Социальные и философские проблемы поэмы «Кому на Руси жить хорошо» в художественном воплощении Некрасова

Древнегреческая цивилизация складывалась как земледельческая, и это роднило ее с речными земледельческими цивилизациями. Древние греки выращивали злаки, разводили оливки, возделывали виноградники. Но они обрабатывали для этого неподатливую почву.

В V в. до н. э. окончательно складываются культурные нормы и идеалы древнегреческого общества. Умеренность в пище и питье, пренебрежительное отношение к изысканности и роскошным одеждам, сдержанность в поведении, правдивость, верность своему слову, честность в делах, физическая выносливость и умение терпеливо выносить невзгоды – вот основные нравственные нормы, по которым общество мерило людей. Так складывалось уважение к человеку.

Правильное физическое воспитание с детства способствовало пропорциональному развитию фигуры, что породило культ обнаженного человеческого тела, процветавший в Древней Греции. Идеал красоты обнаженного тела распространился и в повседневной жизни: греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически, пользовались косметическими средствами. Особенно культивировался в ту эпоху образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Женщины, напротив, изображались в одеждах.

Большую часть дня греки проводили вне дома – в палестрах и гимнасиях (спортивных залах и стадионах). В течение дня мужчины обычно принимали участие в нескольких спортивных состязаниях, а также азартных играх ( игра в мяч, в кости), в петушиных боях. Женщина согласно обычаям могла выходить из дома только в сопровождении рабов. Рабыни несли за хозяйкой зонтик от солнца, рыбы – складной стул.

Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. Каждую весну греки праздновали возвращение Диониса, который, по преданию, прибывал в Грецию из заморских стран. Праздники сопровождались играми, соревнованиями хоров. Постепенно для них стали создаваться сценарии. Так в Греции возник новый вид искусства – драматический театр. В нем ставились комедии и трагедии. (Кравченко А.И. Культурология: учеб. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – стр.132).

Греки – народ эстетически развитый. Чувство прекрасного, ощущение пропорциональности, соразмерности присутствовало во всем. Формируя свою цивилизацию – цивилизацию принципиально нового исторического типа по сравнению с цивилизацией египтян – греки учились красиво работать и жить. Без излишеств и восточной роскоши, но скромно и изыскано.

В Древней Греции и Древнем Риме неизбежным стало иное: широкое освоение мореплавания, движение вдаль с развитием торговли, а где-то и разбоя. В Древней Греции не сформировалось большого государства. Там появился целый ряд торговых и военных центров. Цивилизация древних греков (и при всем их своеобразии, – древних римлян) развивалась как морская и торговая, динамичная, открытая для воздействий, впитывающая в себя многое, направленная на открытие и усвоение.

IV век до н. э., век высшего расцвета скульптуры в период классики был и веком расцвета греческой живописи. Именно к этому времени относится замечательное живописное новшество, утраченное впоследствии и как бы заново открытое, возрожденное лишь в Эпоху Возрождения, а именно искусство светотени. Введение светотени имело для развития реалистической живописи огромное значение.

На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности античного мира. Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т. д.

Амфитеатр выполнял функцию сооружения для зрелищ имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. В 75-80 гг. н. э. в Риме был построен знаменитый Колизей, который стал известной памяткой староримской архитектуры. За назначением – это большой амфитеатр (высота 48,5 м) для проведения гладиаторских сражений, цирковых зрелищ.

Так же в Риме строились великолепные здания общественных купален с холодной и горячей водой, комнатами отдыха и гимнастическими залами. Во многих городах возводились дома в 3-6 этажей. Римские бани, играли важную роль в обыденной жизни. Они представляли собой огромные здания, ставшие культурными и общественными центрами.

Значительно улучшалась планировка римских городов, в которых было много красивых площадей и удобных домов. В отличии от греков, складывавших свои здания из каменных плит, римляне возводили здания из бетона: каменная или кирпичная оболочка заливалась смесью извести и щебня. Затвердевая, эта масса превращала здание в огромный монолит. Бетон, принадлежал к числу важнейших открытий римлян в области инженерной техники, использовался при сооружении не только целых зданий, но и их фрагментов, например арочных сводов, ставших одним из основополагающих элементов архитектуры.

Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трех ступеней: начального образования, школы грамматики и школы риторики. В начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе учителя грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств – грамматику, диалектику, риторику, музыку, геометрию, астрономию, а также архитектуру и медицину. В Высшей школе обучали искусству красноречия и философии.

Для римлян была характерна любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция – наука о праве.

В III в. до н. э. под греческим влиянием возникла римская литература. Почтенные историки составляли римские летописи на греческом языке.

Римское театральное искусство в основном шло по пути подражания греческим комедиям, но было построено на материале из жизни римского общества.

Наиболее значительным было влияние греческих традиций в области скульптуры. Римляне копировали образцы. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. В скульптурных мастерских Рима работали в основном греческие мастера.

Только в одном римские художники оказались оригинальными – в создании индивидуальных скульптурных портретов, точно передающих внутренний мир человека.

Римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями. Римский мир религиозных образов представлен несколькими формами и прошел в своем развитии ряд стадий.

Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразности.

Источники:

http://www.syl.ru/article/208146/new_drevniy-rim-i-drevnyaya-gretsiya-istoriya-kultura-antichnyih-tsivilizatsiy
http://litra.pro/istoriya-mirovoj-i-otechestvennoj-kuljturi-konspekt-lekcij/konstantinova-s-v/read/20
http://m.vuzlit.ru/544617/osobennosti_antichnoy_kultury_drevnyaya_gretsiya_drevniy

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии