Истинные и мнимые ценности в изображении И.А.Бунина. Дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чем своеобразие реализма в русской литературе начала века; отметить

Истинные и мнимые ценности в изображении И.А.Бунина. Дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чем своеобразие реализма в русской литературе начала века; отметить

Истинные и мнимые ценности в изображении (Бунин И. А.)

Иван Алексеевич Бунин, русский писатель начала двадцатого века, в своем творчестве размышлял над проблемой истинных и мнимых ценностей, волновавшей человечество на протяжении многих веков. Писатель, несомненно, задумывался о смысле жизни, об общечеловеческих ценностях, о том, что делает человека действительно счастливым. По мнению автора, истинные ценности есть ценности вечные: доброта и человечность, красота, мудрость и истина, любовь к людям и природе. Бунин в своих произведениях описывает общество, современное ему, эпоху, в которой существует.

Литератор с горечью наблюдает, как «непоколебимые», истинные ценности уступают ничтожным, ложным, сиюминутным. Человечество так или иначе близится к ценностному кризису, который способен уничтожить цивилизацию в дальнейшем, но не в физическом плане, а в духовном, заставив людей забыть, в каких ценностях заключены простые истины жизни, что испокон века остается настоящим, неподдельным.

Так, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин открыто и жестко высмеивает мнимые ценности, демонстрируя читателю жизнь «поддельную», «искусственную», заключенную в условные рамки и подчиненную фальшивым принципам. За свою долгую жизнь главный герой рассказа так и не смог отличить действительно важное, истинное от кажущегося, формального, не обрел основы в жизни. В мире господина правят деньги, холодный расчет, прагматизм. Стоит заметить, что господин из Сан-Франциско не наделен даже именем. С одной стороны, Бунин обобщает образ героя, говоря о ценностном кризисе не одного человека, а цивилизации в целом; с другой – у героя нет личности, как нет имени: сердце господина пусто, в его мире нет места подлинным эмоциям.

Таковы и многие другие пассажиры теплохода «Атлантида»: люди, чьи действия доведены до автоматизма, чей распорядок не меняется день ото дня: они словно машины, работающие по заданной схеме; танцующая пара актеров, демонстрирующая фальшивую любовь, наигранную страсть. Бунин с помощью образов, символики демонстрирует неотвратимость гибели царства похоти и лжи. Так, название парохода лишний раз напоминает читателю о безнадежности жизни, основой которой становятся мнимые ценности: жажда наживы, пошлые удовольствия, фальшивые идеалы.

Но есть в рассказе и герои, что противопоставляются господину, его семье, пассажирам «Атлантиды». Кармелла и Джузеппе, Луиджи и Лоренцо – у них уже есть имена – люди искренние, открытые.

Им, не ослепленным богатством и комфортом, доступны истинные ценности: красота, любовь, человечность. Так, Кармелла и Джузеппе великолепно танцуют тарантеллу, а Луиджи хлестко передразнивает английскую речь господина из Сан-Франциско. Эти герои – воплощение идеала писателя: чистые, живые, настоящие.

Еще одним произведением Бунина, где раскрыта тема истинных и ложных ценностей, можно назвать рассказ «Антоновские яблоки». Воспоминания героя есть воплощение ценностей истинных: радость, беззаботность бытия, легкое, просторное небо, укатанные дороги и ясные дали. Здесь каждая мелочь наделена собственной поэзией и красотой, даже телеграфные столбы «как серебряные струны» и «на них сидят кобчики, – совсем черные значки на нотной бумаге». И, конечно, дорогое сердцу героя, самое важное для него воспоминание – запах антоновских яблок. Мир чувственный, осязаемый соткан из светлых воспоминаний, из прошлого, о котором герой вспоминает с радостью, нежностью и грустью. Но ложным ценностям совсем скоро сужено заменить ценности подлинные, вечные. Рушится «старая», «помещичья» Россия под натиском «новой жизни», жестокой реальности. Теперь природа лишена очарования, а земля становится предметом купли-продажи. Уходит в прошлое простая и беззаботная жизнь, наполненная «истинным», «настоящим», уступая место прагматизму и расчетливости. Читатель видит, как вместе с разрушением прежнего уклада жизни наступает и кризис ценностный. «Непоколебимые» истины сменяются ложью и притворством, доброту и человечность заменяют меркантильность и корысть, жажда наживы.

Таким образом, Иван Алексеевич Бунин побуждает читателя задуматься о ценностях фальшивых и подлинных, о смысле жизни и идеалах, о неумолимости быстротекущего времени. Сам же писатель видит смысл жизни не в корысти, жажде денег, наживе и физическом комфорте – ценностях мнимых, а в красоте природы, любви, житейской мудрости, доброте и человечности – ценностях истинных и вечных, которые делают человека счастливым и являются «движущей силой» человечества, тем, что не дает ему кануть в Лету.

Урок-лекция в 11 классе. Особенности литературы начала ХХ века
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме

От первого урока зависит дальнейшее восприятие всего курса литературы. Данная двухчасовая лекция для 11-классников – погружение в предстоящее знакомстао с интерснейшим курсом литературы ХХ века

Скачать:

Предварительный просмотр:

Вводный урок – лекция в 11 классе по теме:

Литература начала ХХ века.

Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.

Цели урока: дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чём особенности развития литературы в начале ХХ века, отметить своеобразие реализма в литературе рубежа эпох, познакомить с новым направлением в искусстве – модернизмом, его содержанием, направленностью. Развивать навыки конспектирования лекционного материала. Воспитывать интерес к русской классической литературе.

  1. Истоки и характер литературных исканий начала ХХ века.
  2. Направления философской мысли начала ХХ века.
  3. Характеристика литературного процесса начала ХХ века.
  4. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века.
  5. Многообразие литературных направлений, школ, групп.
  6. Декаданс. Модернизм.

Эпиграф к уроку.

Начало века было у нас временем большого умственного и духовного возбуждения… Целые миры раскрывались для нас в те годы… Начало ХХ века ознаменовалось для нас ренессансом (возрождением) духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим. Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности.

1.Условно историки разделяли страны всего мира к началу ХХ века на три эшелона: первый – страны с высоким уровнем развития капитализма. В нем движутся правовые государства с развитой демократией, те страны, в которых на ранних стадиях прошли буржуазные революции. Англия. Франция. Второй эшелон – страны, в которых революции произошли несколько позднее, буржуазия потерпела поражение и вынуждена была делить власть с дворянством, но это были устойчиво развивающиеся по капиталистическому пути государства. Германия. Италия. Япония. В третьем эшелоне двигались страны, в которые капитализм завезли «извне». Америка. Африка. Страны Азии. Политически и экономически эти страны были подчинены сильным капиталистическим державам.

Читать еще:  Данил плужников его жизнь после программы голос. Данил Плужников — слепое прослушивание

Куда поместить Россию?

Умом ее не понять, аршином общим не измерить…

Основная часть населения — крестьяне. В городах живет 16-18% населения.

Дворянский класс к тому времени деградирует окончательно. Остались совсем небольшие группы помещиков Шереметьевых, Голицыных, Долгоруковых. Земли их закладывались и перезакладывались. Сами они большую часть жизни проводили за границей. Поднимается новый социальный пласт купечества и буржуазии. Капиталисты Рябушинские, Прохоровы, Морозовы. Мамонтовы. Рождается еще один новый социальный класс – пролетариат. К тому времени в России проживало 60% грамотных мужчин и 40% грамотных женщин.

На рубеже веков Россия вступила в период войн и революций. Ожидание перемен, казалось, пропитало саму атмосферу общественно-политической жизни России. Как хотелось отбросить прошлое и ворваться в новый неизвестный мир. Поднимающийся пролетариат казался таким привлекательным. Освобождение личности казалось возможным. Искусство и литература развиваются под воздействием ожидания и свершения надвигающихся больших событий. Три революции в начале века. Две войны.

Война 1904-1905 – Русско-японская

Война 1914-1918 – Первая мировая.

Таких стремительных перемен и изменений в общественной жизни. В политической, в психологии народа не знает ни одна страна.

В это бурное и грозное время противоборствовали 3 политические позиции:

– защитники буржуазных реформ,

– идеологи пролетарской революции.

Программы перестройки страны

Средствами «самых путем «ожесточенной,

исключительных кипучей войны классов,

законов» (Столыпин) которая называется рево

Однако русское искусство и литература, в том числе, никогда не принимала идей насилия и буржуазного практицизма. (Вспомним героев Достоевского, Толстого, Гончарова, Тургенева).

«сверху» и не «снизу»,

через нравственное преображение.

Ощущение всеобщей катастрофичности, разобщенности и мечта о духовном возрождении человека, всеобщем единении, гармонии с природой – проблемы, которые пытается решать философская и литературная мысль России, суть характера философских и литературных исканий.

2. Острые противоречия жизни, растерянность, отчаяние, потеря веры в близкие социальные перемены во многом определили не только общественную атмосферу в России, но и развитие философских течений. Преодоление всеобщего разобщения и дисгармонии восходило к духовному возрождению человека и человечества. Болезненная реакция на призыв к борьбе, к насилию породила НЕОрелигиозные искания эпохи. (См. приложения из «Рабочей тетради» на стр. 6)

Религиозные мыслители Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев призывали к пробуждению «в себе» божественного начала. «Благая весть» Христа привела Федорова к убеждению: «сыны человеческие могут стать воссоздателями разрушенной связи поколений и самой жизни, превратив слепую силу природы в сознательное творчество гармоничного духа. Соловьев защищал идею воссоединения омертвелого человека с вечным божественным началом. Достичь такого идеала, считал он, возможно силой разных прозрений – в религиозной вере, высоком искусстве, совершенной земной любви.

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, Д.С. Мережковский. Всех их согревала греза о приобщении слабого, заблудшего человека к божественной истине. Они мечтали не о социальной деятельности, которая приведет к переменам, а о «религиозной общественности», способной разбудить сонную душу современников, нравственно преобразить страну.

Целые литературные, поэтические объединения тяготели к своим кумирам:

символисты – к Соловьеву, футуристы – к Федорову. Аналогичные тенденции наблюдались в музыке, живописи, театре.

3. Литературу «золотого века» и литературу века Серебряного всегда сближало чувство трагической ответственности за общую судьбу. Идет сознательный анализ вечных проблем: духовность, смысл жизни, культура и стихия. В ХХ веке (в самом его начале) это происходит на фоне сложных общественно-политических (разрушительных) процессов. «Старым мастерам», по мнению Анненского, было присуще «чувство гармонии между элементарной человеческой душой и природой». А художники начала ХХ века искали потаенную силу противодействия «инертному состоянию».

«Я», которое хочет стать целым миром. (И. Анненский)

«Я», замученное сознанием одиночества и неизбежности конца. (А. Блок)

«Я», угнетенное загадкой и бесцельностью земного существования.

Творческое преображение действительности характерно для литературного процесса начала ХХ века, зримо проступает оно в поэзии.

Сторонники революционного движения создали новое направление в литературе. Появилась группа «пролетарских поэтов», которые связывали поэзию с конкретными задачами социальной борьбы. Среди них были интеллигенты Кржижановский, Радин, Богданов, рабочие и крестьяне Шкулев, Нечаев, Гмырев, Демьян Бедный. Это было стихийное творчество масс традициями народного фольклора. Воспевались жизнь и труд фабричных рабочих. Исторический оптимизм характерен для этой поэзии. Они старались пробудить гордость, самосознание, желание восстать против убожества окружающей жизни, изменить эту жизнь. Поэты прибегали к условно-романтическому стилю, употребляя его характерные элементы: эпитеты «праведная кровь», «роковой гнет», «святое рабочее дело», «светлый путь»; аллегорические образы восхода, зари, весны. Они использовали известные народные русские песни, переделывали европейские, придавая им новое звучание.

Ведущие жанры – песни, стихи, памфлеты, басни, фельетоны, эпиграммы, открытые социальные призывы. Организация «Пролеткульт» старалась создать новую литературу силами самих рабочих и для рабочих, отрицая всю предшествующую культуру и классическое наследие. (См. учебник стр. 11-12, хрестоматия Баранникова).

4. Своеобразие реализма литературы начала ХХ века.

Реализм (От лат. Realis – действительный, вещественный, подлинный) – художественный метод, который определял характер творчества русских писателей 19 века. Критический реализм представляет собой художественное исследование жизни, постижение и воссоздание лежащих в ее основе закономерностей (типичного в ней ).

Реализм начала ХХ века называют «одухотворенным реализмом». Каковы его черты?

– это реализм, ищущий истину, обретающий истину;

– это реализм, из которого исчез образ, адекватный идеалу писателя, образ, который воплощал его заветные мысли, образ-носитель представлений художника (сочувствие не этим людям, а неясной мечте);

– в литературу пришел «герой средней руки» (чиновник, офицер, интеллигент, бедняк);

– реализм далек от обличения заблудшей личности, от иронии, его волнует загадка самой природы человеческой дисгармонии;

– обновление жанровых структур, рассказ-малютка может вместить проблемы огромного масштаба, и наоборот, большая повесть рассказывает о событиях двух дней;

– в реализме начала ХХ века нет нравоучительных интонаций, он призывает к со-переживанию, к со-творчеству;

– анализ реальных процессов совмещался со смелой романтической мечтой, реализм ХХ века сродни романтизму, импрессионизму, экспрессионизму, символизму;

– неустанное влечение к классическому наследию.

Реалистическая «одухотворенная» проза начала ХХ века звала к дискуссии.

  1. Многообразие литературных направлений.
Читать еще:  Что такое вакинг? Происхождение танца. Вакинг: танец или состояние души Шаббаду - создатель нового направления

Направление, или метод (от греч. Methodos – исследование) – способ исследования, принцип, лежащий в основе изучения жизни. В худ. л-ре основные принципы, которыми руководствуется писатель, изображая в художественных образах жизненные явления.

Самостоятельная работа с учебником.

Учащиеся работают с материалом учебника под редакцией В.П. Журавлёва (ч.I) стр. 20-26. Главы: Особенности новейшей поэзии, Символизм, Акмеизм, Футуризм – читают и делают краткие записи.

Параллельное возникновение все новых и новых поэтических школ – одна из интереснейших тенденций эпохи. Происходило нарастание личностного начала, повышение статуса творческой индивидуальности в искусстве.

Поэты «непохожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог» (О. Мандельштам). Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность – две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Эстетическое своемыслие – общая тенденция в лирике серебряного века.

Характерными фигурами, стоящими вне направлений («Одинокие звезды»), были М. Цветаева, М. Кузьмин, В. Ходасевич.

Стремление выразить более сложные, летучие или противоречивые состояния души потребовало нового отношения к слову-образу:

Я – внезапный излом,

Я – играющий гром,

Я – прозрачный ручей,

Я – для всех и ничей. К. Бальмонт

Звучало предчувствие «грядущих мятежей»:

Где вы, грядущие гунны,

Что тучей нависли над миром?

Слышу ваш топот чугунный

По еще не открытым Памирам. В. Брюсов

В стихотворения входят экзотические образы и мотивы как противодействие размеренно-мещанскому быту («Жираф», «Озеро Чад» Н. Гумилева).

Поэты-футуристы провозглашают решительное «нет» наследию классики, разрушая «эстетику старья» (стихи В. Маяковского, В. Хлебникова и др.)

Подведение итогов урока.

– Что вы получили на уроке для понимания характерных особенностей литературного процесса в России начала XX века?

1. С опорой на материал лекции подготовьте рассказ на тему «Социально-экономическое и культурное развитие России в начале XX века».

2. Самостоятельная работа с учебником стр. 7-26

– Каков смысл определения «серебряный век»?

– Как Н. Оцуп различал «золотой» и «серебряный» века русской литературы?

– Какие традиции классики восприняла реалистическая проза нового времени?

– В чем состоят особенности литературного героя новой эпохи

– Что отличает модернизм от реализма?

– Что сближает разные течения модернизма?

– Каковы особенности прозы начала века?

– В чем причины возникновения различных литературных группировок?

Истинные и мнимые ценности в изображении И.А.Бунина. Дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чем своеобразие реализма в русской литературе начала века; отметить

Урок 1
Введение. Характеристика литературного
процесса начала XX века. Многообразие
литературных направлений, стилей, школ, групп

Цели : дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чем своеобразие реализма в русской литературе начала века; отметить разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.

Время – интереснейшее пестротою своих противоречий и обилием их.

I. Вступительная беседа.

На лето была предложена литература для самостоятельного чтения. Расскажите о прочитанных книгах по плану :

1) Какое впечатление произвело произведение, что в нем особенно запомнилось, почему?

2) Какие проблемы в нем ставит автор?

3) По какой проблеме, с чтением и анализом какой главы (эпизода, отрывка, стихотворения) ты хотел бы выступить перед классом?

Примерный список литературы

1. И. А. Бунин. «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. ». Митина любовь.

2. В. Г. Короленко. Чудная.

3. М. Горький. Дело Артамоновых.

4. В. Я. Брюсов. Парки в Москве.

5. Ф. К. Сологуб. Пилигрим.

6. А. А. Блок. «Ты отошла, и я в пустыне…»

7. А. Т. Аверченко. Аполлон.

8. В. В. Хлебников. «Москва, ты кто. »

9. А. Н. Толстой. Хмурое утро.

10. Тэффи. Жизнь и воротник.

11. Е. Замятин. Русь.

12. И. Э. Бабель. Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча.

13. Б. А. Пильняк. Повесть непогашенной луны.

14. М. А. Шолохов. Донские рассказы.

15. К. М. Симонов. «Жди меня. ».

16. И. А. Бродский. Фонтан.

17. В. П. Астафьев. Где-то гремит война.

18. В. И. Белов. Плотницкие рассказы.

19. В. Г. Распутин. Прощание с Матерой.

Прослушать ответы 3–5 человек.

Так пришла новая эпоха в литературе. Со своими проблемами, темами и авторами. Каков же он, век двадцатый? Сегодняшняя беседа поможет почувствовать атмосферу начала XX века.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение А. Блока наизусть.

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

В ночь умозрительных понятий,

Матерьялистских малых дел,

Бессильных жалоб и проклятий,

Бескровных душ и слабых тел!

С тобой пришли чуме на смену

Неврастения, скука, сплин,

Век расшибанья лбов о стену,

Конгрессов, банков, федераций,

Застольных спичей, красных слов,

Век акций, рент и облигаций

И малодейственных умов.

Двадцатый век. Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люцеферова крыла).

Сознанье страшное обмана

Всех прежних малых дум и вер,

И первый взлет аэроплана

В пустыню неизвестных сфер.

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне.

И черная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

II. Лекция. (Ход лекции конспектируется учащимися.)

Человек и эпоха – основная проблема искусства, так как понимание законов развития человеческой личности невозможно без знания особенностей той исторической обстановки, в которой этот человек существует. Поэтому в начале лекции вспомним, что представляла собой наша страна, чтобы выяснить особенности русского литературного процесса.

1. Социально-экономическое и политическое развитие России .

Начало XX века – время правления императора Николая II, вступившего на престол в 1894 году. Россия в это время была страной со средним уровнем развития капитализма. Отмена крепостного права в 1861 году, реформы 60–70-х гг. не прошли бесследно: капиталистическая промышленность росла высокими темпами (первое место в мире), возникли новые отрасли (нефтедобывающая, химическая, машиностроение) и новые промышленные районы (в первую очередь Донбасс-Криворожский).

Железные дороги связали Центр с окраинами и стимулировали развитие страны.

Возникли крупные банки, связанные с промышленностью.

Финансовая система после проведенной в 1897 г. министром финансов С. Ю. Витте реформы (введение золотого обеспечения рубля и свободный размен бумажных денег на золото) была одной из самых устойчивых в мире.

Читать еще:  В чем отличие художественной литературы от научной? Примеры. Художественный и научный стиль

Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран.

Но высокие количественные показатели (темпы роста, уровень концентрации, объемы производства) сочетались с довольно низкими качественными. Низкой была производительность труда. Развитие экономики было крайне неравномерным по отраслям и районам страны.

Чрезвычайную остроту приобрел в начале XX века аграрный вопрос. Историки называют сельское хозяйство ахиллесовой пятой тогдашней России.

Экономическая модернизация начала оказывать некоторое влияние на социальную структуру страны. Дворянство (1 % населения) оставалось привилегированным, политически господствующим сословием, но его экономическое положение постепенно ухудшалось.

Оскудение дворянских усадеб, с сочувствием описанное И. А. Буниным и А. П. Чеховым, было примечательным явлением эпохи.

Буржуазия, приобретавшая серьезное экономическое значение, не была единой. Росла новая петербургская буржуазия, тесно связанная с государством, банками и передовыми отраслями промышленности.

Крестьянство (более 80 % населения) страдало от малоземелья.

Положение рабочего класса (менее 10 % населения) в начале XX века было тяжелым. Длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, бесправие – таковы причины, вызывавшие недовольство рабочих.

Особыми социальными группами являлись чиновничество, духовенство и интеллигенция.

К началу XX века модернизация практически не затронула политическую сферу. Россия оставалась самодержавной (абсолютной) монархией.

2. Культура в России начала XX века .

Вступая в XX век, Россия менялась. Реальностью стали свобода слова, печати, собраний, деятельности политических партий. Потрясением и предупреждением обществу и власти явилась революция 1905–1907 гг.

Нет ничего удивительного в том, что начало века принесло России необыкновенный расцвет культуры – героический и трагический одновременно.

Заметные изменения происходили в системе образования. Всерьез обсуждалась задача ликвидации безграмотности, введение всеобщего начального образования. Важную просветительскую роль играли периодическая печать и книгоиздательское дело.

Открытия русских ученых имели мировое значение. Лауреатами Нобелевской премии стали И. Павлов и И. Мечников.

В художественной культуре начала XX века – буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры, пережитый в XIX в., сменяется ее серебряным веком, новым и прихотливым расцветом.

Еще звучит голос корифея русской реалистической литературы Л. Н. Толстого, обсуждаются последние пьесы А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»), по-прежнему авторитетно мнение В. Г. Короленко.

Читающая публика увлечена романтическими рассказами М. Горького и потрясена его пьесой «На дне». Популярны И. Куприн («Поединок», «Гранатовый браслет») и Л. Андреев («Жизнь человека», «Царь-Голод»), печалится об участи дворянских усадеб И. Бунин.

А в поэзии торжествуют декаденты-символисты (А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов), акмеисты (Н. Гумилев, А. Ахматова), футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников). Они критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и стремление ее отображать, не преобразуя.

Нечто подобное происходит и в живописи. Почитают реалистов И. Репина, В. Сурикова, братьев Васнецовых, но охотно посещают кажущиеся скандальными выставки «Мира искусства» (А. Бенуа, К. Коровин) и «Бубнового валета» (П. Кончаловский, Р. Фальк).

В музыке продолжает работать Н. Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), учивший А. Глазунова и И. Стравинского (балет «Петрушка»). Новыми художественными открытиями являются для России музыка молодого С. Рахманинова и экспериментальные опусы А. Скрябина.

Переживает расцвет русский реалистический театр. Всемирную славу получает система К. Станиславского, создавшего вместе с В. Немировичем-Данченко Московский Художественный театр. На сцену приходят и великие театральные реформаторы В. Мейерхольд и Е. Вахтангов. Блистают певец Ф. Шаляпин, артистка балета А. Павлова, в первых немых кинофильмах снимаются Вера Холодная и Иван Мозжухин.

В Париже проходят ставшие знаменитыми Русские сезоны (с 1907 г.), искушенным парижанам предлагаются выставки русской живописи, музыка и балет. Восторг вызывает «Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой.

В русской культуре – серебряный век.

3. Серебряный век русской литературы .

1) Параллельно возникновению все новых и новых поэтических школ крепла одна из интереснейших тенденций эпохи – нарастание личностного начала, повышение статуса творческой индивидуальности в искусстве.

Поэты «непохожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог» (О. Мандельштам).

2) Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность – две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Эстетическое своемыслие – общая тенденция в лирике серебряного века.

Характерными фигурами, стоящими вне направлений («Одинокие звезды»), были М. Цветаева, М. Кузьмин, В. Ходасевич.

3) Развитие капиталистических отношений приводит к возникновению темы современного города («Фабрика» А. Блока, «Сумерки» В. Брюсова, «Тоска вокзала» И. Анненского и др.).

4) Стремление выразить более сложные, летучие или противоречивые состояния души потребовало нового отношения к слову-образу:

Я – внезапный излом,

Я – играющий гром,

Я – прозрачный ручей,

Я – для всех и ничей.

Прозвучало предчувствие «грядущих мятежей»:

Где вы, грядущие гунны,

Что тучей нависли над миром?

Слышу ваш топот чугунный

По еще не открытым Памирам.

5) В стихотворения входят экзотические образы и мотивы как противодействие размеренно-мещанскому быту («Жираф», «Озеро Чад» Н. Гумилева).

6) Поэты-футуристы провозглашают решительное «нет» наследию классики, разрушая «эстетику старья» (стихи В. Маяковского, В. Хлебникова и др.)

– Что вы получили на уроке для понимания характерных особенностей литературного процесса в России начала XX века?

1. С опорой на материал лекции подготовьте рассказ на тему «Социально-экономическое и культурное развитие России в начале XX века».

2. Самостоятельная работа с учебником (по вариантам):

I вариант (с. 8–14).

– Каков смысл определения «серебряный век»?

– Как Н. Оцуп различал «золотой» и «серебряный» века русской литературы?

II вариант (с. 15–19).

– Какие традиции классики восприняла реалистическая проза нового времени?

– В чем состоят особенности литературного героя новой эпохи?

III вариант (с. 20–22).

– Что отличает модернизм от реализма?

– Что сближает разные течения модернизма?

IV вариант (с. 28–32).

– Каковы особенности прозы начала века?

– В чем причины возникновения различных литературных группировок?

Источники:

http://www.kritika24.ru/page.php?id=9414
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/02/23/urok-lektsiya-v-11-klasse-osobennosti-literatury-nachala-khkh
http://tak-to-ent.net/load/257-1-0-4012

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии