Исследование сказки «По щучьему велению. Эзотерический смысл русской народной сказки по щучьему велению
Смысл сказки По щучьему велению
Сказки любят все, особенно наши, родные, русские сказания. Добрые, поучительные, они хранят в себе историю и культуру нашей родины.
В каждой сказке есть скрытый смысл. Вот и народное творение «По щучьему велению, по моему хотению» пронизано им.
Смысл названия По щучьему велению
Название сказки говорит о единстве человека с его родом, а также с природой. Мудрая щука учит Емелю, помогает ему, наставляет. Она не просто исполняет его желания, а направляет молодого человека. Щука в сказке — символ рода, надёжная покровительница и защитница.
«По щучьему велению, по моему хотению» говорит об объединении желаний Емели с помощью его рода. А результатом этого единения стало обретение свободы и материальных благ.
О чём сказка По щучьему велению
Обычный человек по имени Емеля всё время сидел на печи. Ему было лень делать любую работу. А его братья и их жёны часто заставляли его сходить то за дровами, то за водой. Родственники Емели считали его дурачком.
И однажды он согласился сходить к проруби за водой. В ведро Емели попала щука, которая попросила отпустить её обратно в воду в обмен на исполнение всех желаний. Хоть сначала Емеля и хотел сварить из неё уху, но сжалился и отпустил щуку в прорубь. Щука сдержала слово, и желания Емели исполнялись. Вёдра сами ходили домой, топор рубил дрова без участия Емели.
Сани с дровами сами ехали домой. Для всех этих чудес достаточно было произнести: «По щучьему велению, по моему хотению».
Однажды Емеля пожелал, чтобы его полюбила царская дочь. По царскому приказу он явился во дворец, приехал на печи. Царю жаловались на него, что он подавил санями много народу. Пока он разговаривал с Емелей, тот увидел прекрасную Марью-Царевну, и тут же произнёс своё желание. А сам уехал на печи домой.
В царском дворце тем временем было неспокойно. Царевна плакала и просила, чтобы её выдали замуж за Емелю. Велел царь вельможе опять привезти Емелю во дворец. Так и случилось. Вельможа выполнил приказ государя, он накормил Емелю и пообещал ему подарки.
Как только Емеля явился во дворец, его вместе с царевной посадили в бочку и бросили в море. По просьбам Марьи-царевны и по щучьему велению бочка оказалась на берегу.
Потом на берегу появился дворец, а сам Емеля стал добрым молодцем и красавцем. Щука не забыла своего обещания и помогала Емеле до конца.
Царь по дороге на охоту захотел узнать, кто посмел строить дворец на его земле. Емеля позвал его в гости и рассказал, кто он такой на самом деле.
Он женился на Марье-царевне и стал править всем царством.
Смысл финала По щучьему велению
Смысл сказки в том, что счастье человека зависит только от него самого. Емеля хотел стать счастливым, и стал им. Щука помогла ему, конечно, но за доброту Емели. Так что сказка учит нас быть добрыми, в том числе и к животным, птицам и рыбам. Учит сказка и тому, что у каждого должна быть цель, и нужно сделать многое, чтобы её добиться, а не сидеть на одном месте.
В конце сказки все желания Емели исполнились. И здесь тоже есть смысл. Если правильно ставить цели, действовать, а не сидеть на печи, можно многого добиться. В точности как Емеля из сказки.
Анализ русской народной сказки «По щучьему велению» в обработке Афанасьева А. Н.
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- Боброва Татьяна Сергеевна
- Написать
- 1254
- 30.04.2018
Номер материала: ДБ-1531108
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
- 30.04.2018
- 374
- 30.04.2018
- 270
- 30.04.2018
- 144
- 30.04.2018
- 4609
- 30.04.2018
- 319
- 30.04.2018
- 243
- 29.04.2018
- 257
- 29.04.2018
- 192
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Смысл сказки «По щучьему велению». Уроки в сказке про Емелю
Откуда пошла сказка
Сюжет сказки об удачливом молодце и волшебной рыбе, исполняющей любые желания, встречается во многих народах и странах.
Наиболее ранние варианты до нас дошли в итальянском изложении сказки про Перуанто или Пьетро дурака (XVI–XVII вв).
Русская сказка впервые опубликована в сборнике П. Тимофеева «Сказки русские» в 1787 году, а в дальнейшем распространялась в виде лубков и переиздавалась многими собирателями сказок: А. Афанасьевым, В. Далем, И. Буниным, А. Толстым.
Почему дурак?
Нередко приходится слышать мнения, что образ Емели-дурачка – это собирательный образ русского человека, для которого якобы характерны лень и надежда на «авось». Но в чём тогда полезность и нравоучительность сказки? Предположу, что на самом деле сказка совсем о другом.
Младший сын в семье Емельян назван дураком. В каком смысле дураком? Чаще всего под этим словом подразумевают глупца, не умеющего разумно действовать по логике складывающихся обстоятельств, или, другими словами, человека не имеющего житейского разума. Можно встретить мнение, что согласно словарю Даля дураками также называли юродивых. Но в данном случае о сходстве Емели-дурачка с юродивыми ради Христа говорить не приходится, т. к. наш герой не обладает теми качествами, которые есть у юродивых. Уместно напомнить, что на Руси так называли людей, добровольно отказавшихся от ума, что считалось высоким духовным подвигом (подробнее о юродстве можно прочитать в книге И. Ковалевского «Юродство о Христе и Христа ради»). Емеля от ума не отказывался, поэтому нельзя о нём говорить как о юродивом. Ярким примером юродства является жизнь Василия Блаженного (подробнее можно почитать тут), Михаила Клопского, Иоанна Устюжского.
Об отсутствии у Емели практичного ума свидетельствует и тот факт, что старшие братья поехали торговать, а его оставили не только как помощника своим жёнам, но, скорее всего, потому, что торговля – это такое дело, которое не допускает простоты и отсутствия хваткости. Тем более, вспомним, что братья, получив в наследство «триста рублёв», поехали в город «торговать барыш», т. е. они разумно посчитали, что деньги нужно приумножить. Ну а доверять такое дело дураку, конечно же, нельзя. Емеле же они пообещали за его часть денег, которую они взяли с собой, привезти красный кафтан. Поэтому прозвище Емеля «заслужил» за свою простоту и неумение распоряжаться деньгами (отсутствие житейского ума). Синонимом значения слова дурак, которое применимо к Емеле, я бы назвал слово простак.
Вот что по этому поводу пишет собиратель русских сказок А. Афанасьев:
Бо’льшая часть народных сказок, следуя обычному эпическому приему, начинается тем, что у отца было три сына: два – умные, а третий – дурень . Старшие братья называются умными в том значении, какое придается этому слову на базаре житейской суеты, где всякий думает только о своих личных интересах, а младший – глупым в смысле отсутствия в нем этой практической мудрости: он простодушен, незлоблив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Согласно с этим слова хитрый и злой в областных говорах значит: ловкий, искусный, умный, острый. Народная сказка, однако, всегда на стороне нравственной правды, и по ее твердому убеждению выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, незлобием и сострадательностию меньшого брата. Очевидно, что эпическая поэзия истинно разумным признает одно добро, а зло хотя и слывет таковым между людьми, но вводит своих поклонников в безвыходные ошибки и нередко подвергает их неизбежной гибели: следовательно, оно-то и есть истинно неразумное.
Емеля-простак
Простак в некотором значении обозначает бесхитростность и простодушность. Все действия Емели довольны просты, хотя некоторые из них чудноваты. Все что он делает, как правило, сопровождается коротким комментарием Емели, которым он объясняет свои мотивы. На простодушность и прямоту героя указывает и тот факт, что поймав волшебную щуку, он не пожелал себе дворцов и богатств, а продолжил жить так, как будто и не стал, по сути, всемогущим в житейском плане. Неслучайно именно благодаря простоте и добродушию Емеля получил такую награду от щуки, благодаря, если можно так выразиться, везению. Если бы щуку поймал один из старших братьев, то он наверняка пожелал всего того, что желает обычный человек ищущий земных удовольств, которые бы выразились в деньгах, славе, власти. Примером можно вспомнить желания старухи из «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина.
Вот здесь я бы отметил первый и важный урок: простота и бесхитростность – это важные качества человека, которые не являются недостатком или признаком слабости.
Был ли Емеля ленив?
На протяжении всей сказки Емеля обличает свою лень, отвечая на любую просьбу словами: «я ленюсь». Однако жены братьев разоблачают лень дурака:
— Милостивый государь наш, дурак любит — ежели станешь просить неотступно о чём, он откажет раз и другой, а в третий уже не откажет и сделает; не любит он того, кто с ним грубо поступает.
Таким образом, «лень» Емели своеобразна: все чего у него просят, он исполняет, но только после третьей просьбы. Что может скрываться за таким способом оказания помощи другим? Емеля, можно сказать, проверяет нужность и необходимость нужду просящего. Если просьба никчёмная или несерьёзная вряд ли человек будет настаивать три раза, поэтому Емеля испытывает всякого просящего на важность просьбы.
Но зачем тогда Емеля заставил ведра идти домой самим, а печку ехать? С одной стороны, может показаться, что это логичные желания для ленивого человека, каким хочет казаться Емеля. Но с другой стороны, эти «чудеса» являются демонстрацией и пробой новоприобретенной силы Емели. В этих желаниях проявляется простота и емелиного ума.
Второй урок сказки – отзывчивость на помощь близким. Но не всякую помощь, а нужную, ведь просить может и плохой человек и просить может о дурном. Во всяком деле, даже в помощи близким необходимо здравомыслие, а кроме того, нужно чувствовать своё сердце.
Воля Емели
Имея такой щедрый дар от щуки, тем не менее Емеля пользуется им, только исполняя чужую волю: и ведра он несёт по просьбе жён братьев и едет во дворец по просьбе царя, и дворец строит по просьбе невесты. Правда, ему пришлось защищать себя, когда заставил дубинушку колотить охранников. Последнее желание о даровании ему красоты и ума, связано с внешними обстоятельствами. Вот как об этом сказано:
Дурак взошёл с принцессою во дворец и увидел, что в покоях весьма богатое было убранство и множество людей, как лакеев, так и всяких разносчиков, которые ожидали от дурака повеления. Дурак, видя, что все люди как люди, а он один был нехорош и глуп, захотел сделаться получше и для того говорил:
— По щучьему веленью, а по моему прошенью кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умён!
Ещё одной необычной просьбой является желание того, чтобы царская дочь в него влюбилась. Очередное немыслимое желание! Но и тут Емеля действовал скорее по простоте душевной: он её увидел, восхитился красотой и пожелал чтобы та в него влюбилась, но это он пожелал как бы «между прочим», так как тут же повелел печке немедленно ехать домой.
Выполняя просьбы других персонажей Емеля, может быть и сам того не желая, достиг земного благополучия при этом царь предлагал ему всё царство (олицетворение безграничной власти), на что Емеля ответил отказом, показав своё спокойное отношение к этой страсти.
По сути, Емеля не живёт своим бессильным разумом, а полагается на волю Божью, за что получает награду.
Третьим уроком сказки можно назвать указание на то, что жить нужно по простоте душевной, не загадывая далеко вперёд и не планируя будущее. Как говорили раньше: «где просто, там ангелов со ста». Русские люди жили по Закону Божьему, поэтому для объяснения нравственных понятий русской народной сказки логично привести цитаты из Библии:
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
(Св. Евангелие от Матфея 6:26)
Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.
(Св. Евангелие от Матфея 6:34)
Выводы
Таким образом, «Сказка про Емелю-дурака» или «По щучьему велению» несёт в себе важные воспитательные и нравственные смыслы, которые, на первый взгляд, не видны, а по рефлексии сюжета сказка больше напоминает анекдотический рассказ, однако при более вдумчивом прочтении можно увидеть очень важные поучительные моменты, на которые стоит обратить внимание ребёнка.
Источники:
http://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-skazki-po-shhuchemu-veleniyu/
http://infourok.ru/analiz-russkoy-narodnoy-skazki-po-schuchemu-veleniyu-v-obrabotke-afanaseva-a-n-2951786.html
http://multigood.ru/istorija-russkoj-literatury/osmyslenie/pochemu-emelja-ne-durak/