Использование музыкально-компьютерных технологий в деятельности музыкального руководителя. Информационные технологии в музыке

Использование музыкально-компьютерных технологий в деятельности музыкального руководителя. Информационные технологии в музыке

Использование компьютерных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение
Детский Сад №67 «УМКА»

На тему: Использование компьютерных технологий
в работе музыкального руководителя ДОУ

Выполнил: Безрукавая В.В.
Музыкальный руководитель

Сегодня уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий. Сегодня институты, университеты, гимназии, школы, колледжи, техникумы и даже детские сады оснащены новейшей компьютерной техникой.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная современным образованием.
Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей деятельности.
Работа музыкального руководителя в ДОУ строится в соответствии с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной деятельности. В обновлённой должностной инструкции музыкального руководителя в ДОУ в 2009 году уточняется, что педагог должен владеть информационно-коммуникативными технологиями. В связи с этим считаю целесообразным использование информационных технологий (ИТ) в своей профессиональной деятельности. поскольку приведение всех форм документаций в электронный вид позволяет оперативно работать с информацией, экономить рабочее время, следовательно, повышается качество и эффективность деятельности.
Первоначально надо освоить компьютер на уровне оператора ПК, так, чтобы свободно владеть программами Microsoft Office: Word, Excel, Power Point, образовательными программами.
Ознакомиться с глоссарием, поскольку владение терминами ускоряет процесс овладения информацией. Затем определить тему, цели и задачи работы, подобрать удобные для использования компьютерные программы и их приложения.
Изучить диски из образовательной коллекции, обязательно проработать все методические материалы программы.
Выбрать тему, отобрать материал, соответствующий программе, сопоставить со своими возможностями и видением изучения данной темы коллегами в других ДОУ, спланировать тему, блок или раздел.
Познакомиться с ресурсами Internet, создать личный сайт для обмена опыта с коллегами, общения с родителями воспитанников.
Я имею возможность ввести в свою работу компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к различной информации, связанной с миром искусства: живопись, литература, музыка, народные промыслы. Таким образом, использование компьютера очень удобно не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
Поисковые системы Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения, любые фотографии и иллюстрации для занятий.
Функции демонстрационного материала на детских утренниках, досугах, а также во время проведения повседневных музыкальных занятий, выполняют презентации, созданные в Microsoft Office Power Point. Они заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей. В своей работе я использую презентации по фрагментам пьес К.Сен-Санса. Например: «Аквариум», «Лебедь», «Слон» и другие. Незаменимы в работе презентации по изучению композиторов-классиков: (Бах, Вивальди, Гайдн, Моцарт, Бетховен), а также композиторов эпохи Романтизма (Шуберт, Мендельсон, Шопен, Лист, Шуман, Чайковский, Россини). Презентации позволяют сделать знакомство с великими музыкантами более увлекательным и интересным. Эти презентации подходят для многих возрастных категорий детей.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у детей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование на музыкальных занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. В своей работе я имею возможность использовать компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Использование ИКТ очень важно не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. Одним из самых главных направлений в своей педагогической работе считаю вокальную работу. Все свои музыкальные занятия начинаю с вокальных приветствий. Благодаря этому, дети плавно переходят и настраиваются на занятие музыкой. Считаю необходимым развивать у детей умение вслушиваться в чужое и собственное исполнение. Для этого часто использую микрофон и минусовые записи различных детских песен.
Традиционно музыкальное занятие я начинаю с музыкально-ритмических движений. Всё чаще использую аудиозаписи или видеозаписи (DVD), это облегчает мне работу, так как в момент разучивания я не сижу за фортепиано, а могу показать музыкальное движение или кого-то поправить. Новые движения я могу записать на видео, где дети смотрят красивый показ. А на занятиях дети смотрят и стараются сделать так же. Этим я добиваюсь выразительного качественного выполнения движений, слежу за тем, чтобы дети точно передавали особенности того или иного произведения. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Восприятие музыки – это самый распространённый вид музыкальной деятельности, доступный каждому. Благодаря новым информационным технологиям эстрадная музыка звучит везде: и по телевидению, и по радио, и компьютеру, магнитофону, на плеере, в мобильных телефонах. Но классической музыки очень мало. Я стараюсь это восполнить.
В нашей фонотеке есть много дисков, аудиокассет, видеокассет: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Топ-хлоп, малыши», песенки Железновых и т.д. Эти записи я даю родителям, чтобы они дома вместе со своими детьми прослушали и посмотрели их.
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Чтобы разучить песню, мы сначала слушаем её, а выучив, прослушиваем, выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогает видеокамера или аудиозапись.
К праздникам и развлечениям, к юбилеям сотрудников и ДОУ готовлюсь очень серьёзно – ищу в интернете песни, музыку, стихи.
В компьютере, в разделе «Мои документы» я создала папку под названием «Детский сад», куда попадают все планы, сценарии, музыка, песни, фотографии с праздников и конкурсов, и многое другое.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что новые информационно-коммуникационные технологии дают толчок развитию новых форм и содержанию традиционных видов детской музыкальной деятельности. Использование информационных технологий в музыкальном образовании детей даёт возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Читать еще:  Охарактеризуйте взаимоотношения в семье кирсановых. История семьи кирсановых начиная от павла петровича

Использованная литература:
Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия
«Модернизация общего образования». – СПб. 2004. – С.129.

2. Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и инфюрмационно-коммуникативных технологий // Педагогические технологии. – М. 2006. №1.- С. 29-50

3. Брановский Ю.С. Молчанов А.С. Педагогические информационные инновации (Введение в педагогическую информатику): Учеб.пособие. – Ставрополь: СГПУ, 1996.- С.221.

4. Гулак И.В. Использование компьютера//Управление ДОУ. – 2006. №8. – С.36.

5. Живайкин П. Музыкальные программы // Домашний компьютер – М. 1999.№7,8.-С.30-31.

6. Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. // Интернет-журнал “Эйдос”. – 2006. – 1 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm.

7. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве //Управление ДОУ. – 2008. №6 – С.32

8. Краснова Г.А. Новые информационные технологии в образовании // Проблемы теории и методики обучения.- 2001.- № 5.- С. 39-42

9. Лоренц А. Развитие и распространение Интернет – образования во всем мире // Высшее образование сегодня.- М., 2002.- № 7/8.- С.42-45

10. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

11. Семёнов, А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании [Текст] / А.Л.Семёнов. – М.: Изд-во МИПКРО, 2000. – С.12

Применение музыкально-компьютерных технологий на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях

Разделы: Музыка

В нормативных документах дошкольного образования говорится о социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста (Федеральный государственный стандарт дошкольного образования). В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Современное образование, несомненно, связано с усилением роли информационных компьютерных технологий. Музыкально-компьютерные технологии – молодая и динамично развивающаяся область знаний. Она находится между техникой и искусством, предоставляющим школьнику постоянно совершенствующиеся инструменты для творчества, обучения и научных исследований.

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения получили доступ к информационным ресурсам. Поэтому обучение и воспитание подрастающего поколения строится на использовании компьютера и компьютерных технологий, которые позволяют осуществлять образовательный процесс более продуктивно, эффективно, увлекательно. Внедрение музыкально-компьютерных технологий в образовании определяет модификацию устоявшихся организационных форм и методов обучения.

Читать еще:  Международный фестиваль циркового искусства в монте карло. Международный фестиваль цирка в монте-карло

Применение и использование МКТ возможно и необходимо на музыкальных занятиях. Именно это направление повышает результативность ребят, формируется их творческое начало, как способность создавать свое, новое, оригинальное. Музыкальная деятельность из “внешнего предмета” творчества переходит во внутреннее состояние.

Но достаточно отчётливо видна проблематика вопросов, связанных с внедрением МКТ в различные образовательные системы и организации процесса развития творческой активности. Процесс самореализации в этом случае становится для дошкольника более эмоциональным, практически значимым и эффективным. Чтобы творческие проявления на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, педагог отбирает такой материал для урока, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям; использует приёмы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости.

Доступность и разнообразие музыкально-компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук и т.д) позволяют нам рассматривать компьютер, как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся и преподавателей.Так существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Это и – музыкальные проигрыватели; программы для пения караоке; музыкальные конструкторы; музыкальные энциклопедии; обучающие программы.

Так на музыкальных занятиях используются:

  • видеоряды различного типа(фильмы, картинки, таблицы и пр.)
  • музыкальная энциклопедия, справочный материал по музыкальной грамоте, музыкальные произведения для прослушивания (есть сайты, располагающие неоценимой коллекцией музыкальных записей, нотного материала), готовые визуально-звуковые викторины.
  • интернет-ресурсы, расширяющие кругозор, обостряющие интерес к обучению. Это даёт возможность знакомства с культурой и искусством различных народов, с важнейшими событиями культурной жизни всего земного шара, уникальную возможность соприкоснуться с шедеврами различных музеев (Эрмитаж, Лувр, Базельский музей и пр.), которые содержат цифровые коллекции, позволяющие увидеть образцы живописи, прикладного искусства.

Мультимедийные музыкальные энциклопедии не только рассказывают и показывают, но и дают возможность услышать шедевры мировой музыкальной классики, наглядно познакомиться с музыкальными инструментами и их звучанием, музыкой разных эпох и направлений. Такого рода энциклопедии доступны сегодня не только на компакт-дисках, но и в Сети Internet, что делает процесс изучения музыкального искусства с помощью компьютера безгранично увлекательным.

Для того чтобы методически грамотно, эффективно использовать компьютерные технологии на занятиях нужны методические пособия, различного рода разработки, позволяющие музыкальным руководителям успешно применять их на практике. На музыкальных занятияхактивно используются дидактический материал в форме музыкальных роликов и презентацийпо методике Т.А.Боровик «Комплексное развитие детей». Цель которой: развитие метроритмического чувства и навыков сольфеджированияу детей, т.е. восприятие и воспроизведение звуковысотного и ритмического движения.

Так по развитию ритмического чувства используются разработки направленные на развитие музыкальных способностей (ритмического слуха, ритмодекламации). Например, «Рыбки», рассчитана на самое первое знакомство с метроритмическими формулами. Занимательным фактом является то, что ритмоформулыоформлены в виде детских картинок – что является игровым и познавательным моментом. (Большие рыбки – долгие звуки, короткие – маленькие, получается такой своеобразный рисунок.)В зависимости от возраста можно усложнять задания так в подготовительной группе можно использовать более сложные ритмоформулы. Также можно предлагать детям придумывать интересный сюжет с героями данных картинок, вступать с детьми в диалог. В конце занятий вы можете попросить ребят найти, нарисовать иллюстрации в которых будут присутствовать ритмические рисунки. Данные приемы могут быть полезными воспитателям при работе с поэтическим текстом и с движением. Так же данные приемы могут использовать инструктора по физической культуре при проведении физминуток.

Следующим этапом освоения ритмоформул служат видеоролики в форме ритмических рисунков совместно с музыкальным сопровождением. Эти задания очень мобильны, детям некогда отвлекаться, ведь им нужно успеть не только правильно прохлопать ритмический рисунок, но еще и попасть в музыку.

Таким образом, музыкальный руководитель, умело, эффективно владеющий музыкально компьютерными технологиями, имеет другой, новый подход к музыкальным занятиям, к организации своей деятельности в целом.

Планирование работы и глубоко продуманный выбор учебного материала являются важнейшими факторами, способствующими правильной организации учебного процесса. Активное использование музыкально-компьютерных технологий в образовательном процессе позволяет:

– расширить сферу самостоятельной деятельности воспитанников за счет возможности организации разнообразных видов деятельности;

– индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения путем самостоятельного выбора режима учебной деятельности и организации форм обучения;

Читать еще:  Альбер камю посторонний подробное краткое содержание. Анализ произведения «Посторонний» (Альбер Камю)

– повысить мотивацию, творческую активность за счет визуализации, управления изучаемыми объектами, возможности самостоятельного выбора форм и методов обучения, активного использования игровых ситуаций.

Развитие способности интегрировать предлагаемые инновации в своей профессиональной деятельности позволит музыкальному руководителю повысить эффективность образовательного процесса, приблизить его содержание к требованиям современного информационного общества.

Использование музыкально-компьютерных технологий в деятельности музыкального руководителя
методическая разработка на тему

В современном образовательном учреждении необходим педагог, владеющий всеми возможностями современного компьютерного звукового «полотна». Музыкальный руководитель, владеющий информационными технологиями так же, как клавиатурой фортепиано, способен увлечь детей разнообразными формами работы с музыкальным репертуаром не только благодаря своим вокальным данным, академическим знаниям, но и компьютерным технологиям. Очевидно, что техническое начало не должно подавить ни в педагоге, ни в воспитаннике художника-творца с тонким музыкальным слухом и неудержимой фантазией.
Далеко не каждого педагога, использующего в своей практике готовые мультимедийные средства, удовлетворяет их качество, построение, управление, уровень содержания и т.п. Воспитательный процесс является в высокой степени индивидуальным, требующим дифференцированного подхода, зависящим от большого количества переменных.
Поэтому педагог дошкольного образования, музыкальный руководитель, мыслящий достаточно свободно, творчески, должен иметь возможность самостоятельно готовить мультимедийный материал для занятий, праздников и т.п.
Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение музыке, все большее распространение получают музыкально-компьютерные технологии (МКТ), обладающие широким спектром возможностей. Музыкальный компьютер становится незаменимым в деятельности композитора, аранжировщика, музыкального оформителя, музыкального редактора и все шире применяется в преподавательской деятельности. Данные технологии открывают новые возможности для творческого эксперимента, расширения музыкального кругозора, художественного тезауруса обучаемых, и это делает обучение владению ими особенно актуальным.
Новые информационные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего кроме традиционных музыкальных дисциплин музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом.
Важнейшими сферами приложения и развития МКТ сегодня являются:
• МКТ в профессиональном музыкальном образовании (как средство для расширения творческих возможностей);
• МКТ в общем образовании (как одно из средств обучения);
• МКТ как средство реабилитации людей с ограниченными возможностями;
• МКТ как раздел дисциплины “Информатика”, “Информационные технологии”;
• МКТ как новое направление в образовании специалистов технического профиля, связанное, в частности, с моделированием элементов музыкального творчества, звукотембральным программированием, что обусловливает возникновение новых творческих технических специальностей.

Использование МКТ в музыкальном образовании дошкольной организации решает следующие задачи:
1.существенно активизировать развитие музыкального слуха и мышления, что обусловлено их интенсивными обучающими возможностями, основанными на интеграции логико-перцептивных форм деятельности. Понимание элементов музыкального языка происходит с помощью ощущений и зрительно-наглядных представлений, что дополняет возможности вербального общения. Нетворческие формы труда преподавателя передаются компьютеру, что позволяет демонстрировать
2. выразительные возможности гармонии (прежде всего – конструктивную логику), наблюдать закономерности музыкальной морфологии и синтаксиса, упрощает получение навыков ориентирования в интонационно-семантической плоскости, слышания и осознания содержательно-образного плана, способствует сближению учебного материала с художественной практикой, наконец, обогащает тембровый слух воспитанников, их представления о красочно-многомерном качестве звука;
3. обучающие музыкальные программы могут найти самое широкое применение и в тех случаях, когда необходимо интенсивное восстановление навыков после длительного перерыва в обучении либо при необходимости быстрого и прочного формирования специальных музыкальных навыков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать процесс обучения с использованием ИКТ.Использование презентаций во всех видах музыкальной деятельности.

В презентации представлен опыт работы по использованию ИКТ на музыкальных занятиях по всем видам деятельности (восприятие музыки, развитие слуха и голоса, пение, игра на музыкальных инст.

В презентации представлен опыт работы по использованию ИКТ на музыкальных занятиях по всем видам деятельности (восприятие музыки, развитие слуха и голоса, пение, игра на музыкальных инст.

В презентации представлен опыт работы по использованию ИКТ на музыкальных занятиях по всем видам деятельности (восприятие музыки, развитие слуха и голоса, пение, игра на музыкальных инст.

Как много новых технологийК нам с новым веком в класс пришло.Забудем, как считали на листочкахИ графики по клеточкам вели.Сейчас возможности открыл компьютер.Дерзай! Твори! Учись и пробуй!В обновленно.

В современном образовательном учреждении необходим педагог, владеющий всеми возможностями современного компьютерного звукового «полотна». Музыкальный руководитель, владеющий информационным.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности музыкального руководителя детского сада.

Источники:

http://a2b2.ru/methods/36707_ispolzovanie_komputernyh_tehnologiy__v_rabote_muzykalnogo_rukovoditelya_dou/
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/671511/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/06/10/ispolzovanie-muzykalno-kompyuternyh-tehnologiy-v-deyatelnosti

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии