8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми в доу. Народно- декаротивно -прикладное искусство в детском саду

Декоративно-прикладное искусство в детском саду

Федоренко Оксана Андреевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ д/с № 439 г. Новосибирска

Декоративно-прикладное искусство в детском саду

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro – украшаю) – раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства: по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Программа МАДОУ д/с № 439 разработана на основе действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155), с учётом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), с использованием примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.). Одной из отличительных особенностей Программы является нравственное воспитание и поддержка традиционных ценностей. Программа дает широкие возможности для варьирования содержания.

Одной из задач Программы «От рождения до школы» является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В настоящее время современные ребята мало знают о декоративно-прикладном искусстве. У дошкольников слабо развит интерес к изучению истории народных игрушек, они мало знают о народных мастерах и особенностях росписей, как следствие наблюдается бедный словарь по теме «Декоративно-прикладное искусство».

Я считаю, что обращение к народному искусству должно занять прочное место в работе современного педагога. Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением интерьеров, так как обладают эстетической ценностью. Декоративно-прикладное искусство позволяет знакомить детей с народными традициями и обычаями народов России, расширяет представление ребят о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны), развивает интерес к искусству родного края (Урало-сибирская роспись), а также любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.

Существует много основных видов декоративно-прикладного искусства, но самым доступным и интересным для старших дошкольников, по моему мнению, является роспись деревянного изделия (разделочные доски, ложки, лопаточки, подставки под горячее и т.д.).

Возможно, многие считают, что подобное приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству, в частности роспись деревянного изделия целесообразно лишь в художественных центрах, где есть условия для настоящей профессиональной подготовки. Опыт показывает, что это не так. Дело в том, что, помимо красоты, это полезное во всех отношениях искусство. В процессе работы у детей развивается художественный вкус, фантазия и творческие способности. Ребенок учится основам счета, у него развивается мелкая моторика и точность движений, что актуально для дошкольников. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления. Расписанное своими руками изделие ценится больше, чем купленное в магазине, способно поднять самооценку неуверенному в себе ребенку и помочь ему занять свое место в коллективе.

Исходя из огромной важности декоративно-прикладного искусства для детского развития, мною разработан цикл занятий по ознакомлению дошкольников с разными росписями.

Занятия по декоративно-прикладному искусству проводятся в подгруппах и дают возможность общения со сверстниками, одновременно получая удовольствие от процесса работы с объемным материалом. Дети знакомятся с разными видами декоративно-прикладного искусства: с русской матрешкой, дымковской, хохломской, гжельской, филимоновской, городецкой, урало-сибирской росписью. По окончанию тематической недели оформляется выставка изделий, как итог работы. Дети с удовольствием делятся своими знаниями о декоративно-прикладном искусстве с родителями. А также дети с большой радостью дарят свои изделия родными близким людям.

Читать еще:  Определение слова эпос в литературе кратко. Значение слова эпос в словаре литературоведческих терминов

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, к овладению его приемами, вовсе не означает, что все ребята в дальнейшем будут работать в художественном направлении. Эстетическая значимость связана с самим процессом изготовления красивых, нужных и полезных вещей. Умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, приобщения к народным традициям, культуре, уважения к труду, познания самого себя, развития художественного вкуса.

Декоративно-прикладное искусство в детском саду
статья на тему

Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир

Скачать:

Предварительный просмотр:

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro – украшаю, а в определении “прикладное” содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.

В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно – прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

Ø В предварительном создании эскизов на бумаге;

Ø В продумывании элементов узора;

Ø В расположении их на объемах

Ø В создании предметов декоративного характера;

Ø Умения найти способ изображения и оформления предмета;

Ø В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Дикоротивно — прикладное искусство , включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Изделия народно-прикладного искусства, которое видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают усвоить обычаи, учат понимать и любить прекрасное. Орнаментальное основа народного искусство близка и доступна дошкольника для восприятия в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей .

Декоративно-прикладное искусство используется в педагогическом процессе в трех направлениях :

-для оформления интерьера дошкольного учреждения, праздников, досугов;

-специальное обучение детей росписи татарского орнамента;

-для развития детского творчества, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.

Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства желательно начинать с младшей группы.

Воспитателю необходимо подготовить наглядные пособия для ознакомления детей с орнаментальным творчеством, изделиями украшенными аппликацией и вышивкой. Наряду с народными образцами желательно иметь фотографии, зарисовки, выполненные в нескольких вариантах цветовых и композиционных решениях.

Рассматривание изделий, рассказ воспитателя содействуют лучшему запоминанию и закреплению знаний. Большое значение отводится рассказу воспитателя. Рассказ воспитателя включает сведения о народных умельцах, которые создают красивые вещи (тюбетейки, калфак, керамическая посуда и т. д.) . Особое внимание уделять орнаменту, его элементам, построению узоров. Чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстрации так же является важным средством приобщения к национальному искусству. При рассматривании иллюстрации воспитатель должен обращать внимание на специфику национального костюма или других предметов, и орнаментальное оформление и знакомишь с их названиями (калфак, камзол,пиала…)

В месте с детьми можно собирать иллюстрации и оформлять папки, альбомы с открытками, вырезками из журналов, фотографии. Также подбирать предметы, национальные костюмы с характерными очертаниями и узорами. Так, постепенно пополняется уголок татарского народного прикладного искусства, туда же помещать детские индивидуальные и коллективные работы.

Одновременно готовит наглядный материал для проведения занятий по аппликации, декоративному рисованию и лепке. В соответствии с возможностями детей создать вариативные образцы, выполненные в технике рисунка, аппликации, вышивки к их систематизировать.

Анализ оригинальных образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала должны помочь образованию у детей конкретных представлений о народном искусстве, запоминанию ими очертаний народного орнамента, его композиционного строя, колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов и т. д. Знания эти постепенно расширяются, уточняются в процессе разнообразных форм и видов детской деятельности.

Читать еще:  Что такое религия — определение, список религий мира с кратким описанием и историей происхождения. Основные особенности мировых религий

Как же нужно знакомить детейс декоративно — прикладным искусством?

В первую очередь это, конечно рассматривание изделий, т. е.

1. внесение в группу, в мини-музей (калфака, тюбетейки, ичигов) ;

2. рассказ воспитателя о народных умельцах, создающих красивые вещи;

3. собирать материал для проведения занятий по рисованию, аппликации, лепке.

Такая работа помогает сформировать у детей конкретные преставления о народном искусстве, запомнить очертания народного орнамента, его композиционного строя и колорита.

Без специального обучения освоения детьми росписи татарского орнамента затруднительно. Поэтому разработан цикл занятий по обучению детей способам создания узора, т. е. отбираем доступные для детей элементы и композиции узора.

В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договаривать о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другу.

На занятие обязательно приглашаем гостей в соответствующей одежде, т. е. в национальном костюме. Если проводим украшение ичигов, вносим ичиги, рассматриваем орнамент, из каких элементов составлен узор. В татарском орнаменте используется такие цветочно растительные мотивы (тюльпан,мак,гвоздика,колокольчик,ромашка,астра,пьен,трилистник,лотос), элементы листьев декоративно-прикладное искусство вводит в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм яркими орнаментальными построениями. Это вызывает у детей живой эмоциональный отклик, желание отобразить увиденное в рисунке, в аппликации, что способствует формированию личности, воспитанию у ребенка интереса и любви к искусству своего народа.

Успешное проведение учебно-воспитательной работы на материале народного орнамента определяется степенью художественной образованности воспитателя. В организацию работы народно прикладного искусства надо начать с ознакомления особенностями украшения различных изделия быта, народного костюма, понять специфику народной орнаментации, ее связь с образами природой и национальными традициями.

Красота татарских орнаментов достигается сочетанием разных цветов, которые располагаются на цветной основе. Часто используются красный, зеленый, синий, желтый, фиолетовый. Надо подчеркивать, что в каждом случае мастера народного искусства продумывают какие взять цвета, чтобы орнамент получился ярким и нарядным. Затем воспитатель показывает образец, рассматривает, предлагает детям самим составить такие узоры. Во время выполнения работ включаем спокойную народную татарскую мелодию. Для приобщения детей к народно-прикладному искусству татарского народа, у нас в группе создан уголок, где есть дидактические игры: «Мозаика», «Назови, что это», «Украсть так же», куклы национальных костюмах, красочный иллюстративный материал, виды орнаментов. На занятиях с детьми украшаем фартуки, тюбетейки, полотенца, посуду. В младших группах учим детей составлять из готовых растительных мотивов несложную композицию, а более старших группах вырезать сложные узоры путем складывания пополам, в несколько раз. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать их творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносить людям радость — большая ценность.

Татарская народная культура существует издревле и сегодня тоже украшает нашу жизнь. Я верю, что наши народные искусства расцветёт и в будущим, а среди творческих людей этой области появятся и наши воспитанники.

МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан»

Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми в ДОУ

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Читать еще:  Сюжетно композиционные особенности слова о полку. Композиционно-структурные особенности текста

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности — как художественные, так и интеллектуальные.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики — связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Успешная реализация программных требований на занятиях в разных возрастных группах зависит от подготовки до них самого воспитателя и детей, а также от наличия необходимого оборудования.

В каждой группе должны быть наглядные пособия, произведения декоративного искусства, доступные детям разнообразные материалы, в частности белая и цветная бумага. Белая бумага должна быть крепкой (плотной), а цветная — такая, чтобы на неё хорошо ложилась краска. Глянцевая и меловая бумага для декоративного рисования не пригодна.

Кисти для рисования желательно использовать круглые, волосяные, с мягким эластичным ворсом и острым концом.

Для декоративного рисования используют гуашь. Разводят ее водой до густоты сметаны. Наилучшая — «художественная» гуашь, но можно использовать и плакатную. Желательно, чтобы она была разных цветов и оттенков. Воспитатель должен уметь самостоятельно создать определённый цвет или его оттенок. С этой целью используется способ смешивания красок основных цветов — красного, жёлтого, синего для образования оранжевого, зелёного, фиолетового и других. Оттенки разных цветов получают, смешивая белую гуашь с нужным цветом. Так, розовый цвет получают, добавляя к белилам красной краски. Разводить гуашь надо в отдельном сосуде. Для этого её набирают маленькой ложкой или палочкой и, вливая понемногу воды, размешивают до получения однородной массы.

К занятиям по рисования надо подготовить банки с водой для промывания кисточек (лучше по две — для промывания и прополаскивания), салфетки для просушивания кисточек после промывания, подставки для них, подкладки размером 25×35 см. Краски разливают в чашечки, которые ставят на подносы.

В средней группе используется бумага прямоугольной формы (1/2 альбомного листа), полоска (1/4 листа), квадрат (со стороной 15 см), круг (диаметром 10 см), вырезанные из бумаги предметы.

Детям средней группы лучше всего рисовать кистью № 12 — круглым, с острым кончиком. Следует от него широкий, и благодаря этому можно быстро выполнить узор. К занятию надо подготовить не меньше как 4 краски, чтобы дети могли не копировать цвета, предложенные на образце, а самостоятельно подобрать их. В конце занятия демонстрируются те работы детей, на которые наиболее удачно объединены цветами.

К занятиям по декоративному рисованию в старшей группе следует подготовить не только кисти (лучше № 8), а и патычки, иногда даже по два патычки на одно занятие, если, например, в узоре должны быть пятнышки двух цветов или двух размеров.

Бумага нужна такой формы, чтобы дети могли учиться рисовать на ней узоры: в виде полоски, квадрата, многоугольника, розети, круга, плоских предметов. Многоугольник, розету, круг вырезают из целого альбомного листа, квадрат — со стороной 16 см. Для передачи колорита украинской керамики лучше всего фон коричневого, жёлтого, зелёного тонов.

В старшей группе детям часто предлагают на одном занятии бумагу разных цветов, чтобы они самостоятельно добирали фон.

Детей старшей группы учат выбирать из шести цветов те, которые хорошо объединяются или отвечают колориту определённого вида искусства керамики, вышивки, декоративной росписи. Эта работа не ограничивается одним занятиям, учить надо постепенно, на каждом занятии.

В подготовительной группе дети рисуют узоры кистью №6. Им можно предложить по две кисти — № 12 для рисования больших элементов в узоре №6 — для выполнения тонких линий, мелких элементов. Листы бумаги могут быть большие и малые. Для рисования по мотивам украинских росписей лучше давать бумагу светлых тонов; Городецкие узоры рисуют на жёлтом. Хохломские и Жостовские узоры — на чёрной, красной или золотистой бумаге. Гуашь надо предлагать по 8-10 цветов в наборе, чтобы дети могли выбирать нужный цвет, проявлять свой вкус, знание колорита.

Для демонстрирования детских работ, показа способа изображения лучше всего использовать мольберт или доску-стенд.

Источники:

http://io.nios.ru/articles2/89/10/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-v-detskom-sadu
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/08/30/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-v-detskom-sadu
http://studwood.ru/1061969/pedagogika/ispolzovanie_dekorativno_prikladnogo_iskusstva_rabote_detmi

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector