Искусство эпохи возрождения в высшей степени. Особенности искусства эпохи возрождения

Искусство эпохи возрождения в высшей степени. Особенности искусства эпохи возрождения

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Искусство Возрождения

В основе всех новаторских открытий эпохи Возрождения лежит осознание ценности человеческой личности. Осознание ее достоинства и ценности, а также ее возможностей составляет сущность гуманистической направленности Ренессанса. В новых исторических условиях он продолжает традицию античного гуманизма. Но реальное содержание эпохи породило новый образ, идеальный по своему существу, и даже несколько героизированный — образ волевого, интеллектуального человека, творца своей судьбы и самого себя.

В изображении художников эпохи Возрождения люди выглядят одновременно и совсем живыми и необыкновенными, как бы переведенными в какой — то высший, монументальный план бытия. Ренессанс — это период бурного творческого подъема.

На русском языке эпоха называется » Возрождение», на французском — » Ренессанс», на итальянском — » Ринашементо». Однако при этом сущность понятия не меняется, и произведения данного периода в творчестве многих художников, скульпторов и архитекторов оставили значительный след в мировой культуре и искусстве. Очагом ренессансной культуры в это время была Италия. Особую роль играла Флоренция.

Периоды эпохи Возрождения.

В целом, эпоху Возрождения можно условно разделить на несколько периодов, имеющих свои характерные стилистические признаки:

  • Дученто ( XIII век) — Проторенессанс
  • Треченто ( XIV век) — продолжение Проторенессанса
  • Кватроченто ( XV век) — эпоха Раннего Возрождения, которая закончилась в 90 — е годы XV века
  • Чинквеченто ( XVI век) — Высокий Ренессанс, который изживает себя уже к 30 — м годам, но в Венеции существует вплоть до конца XVI века. Иногда для обозначения этого периода применяется термин » Поздний Ренессанс».

Произведения искусства Проторенессанса подготовили и сформировали мироощущение эпохи Ренессанса, выдающими представителями которого являются Данте, Петрарка и скульптор Никколо Пизано.

Фрески Джотто ди Бондоне.

Одним из величайших представителей Проторенесссанса в XIII веке по праву считается Джотто ди Бондоне ( 1266 — 1337 годы жизни). Именно он ввел в живопись чувство трехмерного пространства и стал писать фигуры объемными с помощью моделирования светотени.

В его фресках выразилось новое ощущение человеческого достоинства. В интерьере Капеллы дель Арена в Падуе фрески расположены ровными рядами и заключены в прямоугольники — здесь уже торжествует принцип расчленения и равновесия.

От картины к картине художник ведет зрителя через ведет зрителя через последовательные эпизоды истории Христа. Самая проникновенная фреска — » Поцелуй Иуды». Фрески в церкви Санта Кроче во Флоренции посвящены Франциску Ассизскому.

Эпоха Кватроченто.

Кватроченто в XV веке — это триумфальный период в истории искусства, которое приобрело черты индивидуальности. Родоначальниками искусства периода Раннего Возрождения считают трех художников :

  • Мазаччо — росписи Капеллы Бранкаччи ( Церковь Санта Мария дель Кармине ) , фрески в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции.

  • Скульптор Донателло — создал тип самостоятельно стоящей круглой статуи, создал целую школу мастеров рельефа, покрывающего фризы ренессансных зданий ( Конный монумент Кондотьера Гаттамелаты в Падуе, портреты — бюсты, напоминающие по своей стилистике римские портреты, статуя Давида).

  • Филиппо Брунеллески — архитектор и скульптор, один из создателей теории научной перспективы, который новаторски использовал античные традиции и создал светскую по духу архитектуру ( Капелла Пацци и воспитательный дом Оспедале дельи Инноченти во Флоренции).

  • Сандро Боттичелли — один из самых выдающихся художников позднего Квадроченто. Его произведения — » Весна», » Рождение Венеры», изображение Мадонны, фрески Сикстинской капеллы в Ватикане, иллюстрации к » Божественной комедии» Данте.

Период Кватроченто воплотил в себе анализ, непрерывный поиск новых форм и методов воссоздания действительности, творческие находки и свежесть мироощущения. А искусство Чинквеченто, являющееся завершающим этапом культуры Ренессанса, стало всемирно известным наследием, потому что помогло воплотить главные ценности человеческого общества — интеллект, красоту души и гармонию с природой.

Творчество Рафаэля Санти.

Рафаэль Санти ( 1483 — 1520 годы жизни) родился в городе Урбино, и первые уроки творчества брал в собственного отца — художника Джованни Санти. В возрасте 21 года юноша приезжает в Италию, где начинает учиться и одновременно работает. Среди первых его произведений можно назвать полотно » Мадонна Констабиле».

Далее художник создает еще ряд интересных живописных произведений, однако » Автопортрет» его работы заслуживает особого внимания. Гениальный живописец даже в собственном портрете смог передать всю тонкость и чувственность человеческой натуры, его тягу к прекрасному.

В 1503 году Рафаэль переехал во Флоренцию, и выступил как талантливый поэт. Им был создан живописный панегерик — хвалебная ода в честь герцогини, которую автор сравнивал с самой девой Марией.

В период с 1509 по 1517 годы художником были расписаны три зала, лучшим из которых считается зал печати Станца делла Синьятура. Поверхность каждой из четырех стен покрывают фрески, изображающие Поэзию, Богословие, Правосудие и Философию.

Позже Рафаэль пишет картину » Мадонна на зеленом лугу», в которой воспевает идеал женской красоты. На сегодняшний день данный прекрасный образец живописи художника нашел свое место в экспозиции Венского музея.

Однако величайшим произведением Рафаэля Санти по праву считается картина » Сикстинская Мадонна». Это полотно до сих пор поражает воображение историков, искусствоведов и обычных зрителей своей мощной светлой энергетикой и необыкновенной гармонией изображения.

Рафаэль также известен и в качестве архитектора. В 1514 году началось строительство купольного храма — Собора Святого Петра в Риме, одного из самых огромных и величественных сооружений в Италии. Несмотря на достаточно молодой возраст, архитектурный проект Рафаэля завоевал всеобщее признание и во многом определил облик этой будущей жемчужины архитектуры периода Возрождения.

Еще при жизни художника, архитектора и поэта Рафаэля Санти называли » божественным». Он умер очень рано — в возрасте 37 лет, однако оставил после себя множество гениальных произведений. Рафаэль был похоронен в Пантеоне, а это считалось огромной честью, потому что в этом месте хоронили только самых знаменитых и почетных граждан Италии.

Микеланджело Буонаротти.

Великий Микеланджело ( 1475 — 1564 годы жизни) в каждой из областей искусства оставил свой вклад. Он был скульптором, поэтом, художником — живописцем, архитектором , рисовальщиком и военным инженером.

Барельеф » Битва кентавров» раскрывает весь драматизм схватки, воплощенный в могучей пластике. Второе название произведения — » Бой Геркулеса с кентаврами». Оно представляет собой рельефное изображение на мраморе, которое было создано Микеланджело предположительно в 1492 году. Это одна из первых его работ в качестве скульптора, которая сразу же принесла известность, несмотря на молодой возраст автора.

Роспись потолка Сикстинской капеллы — это одна из величайших работ, которая является подвигом его жизни. Самой знаменитой фреской работы Микеланджело является известное изображение » Сотворение Адама». Именно благодаря этому произведению он вошел в историю не столько как скульптор, а как художник — живописец.

Ренессанс: живопись. Эпоха Возрождения: особенности культуры и искусства

Живопись эпохи Возрождения составляет золотой фонд не только европейского, но и мирового искусства. Период Ренессанса пришел на смену темному Средневековью, подчиненному до мозга костей церковным канонам, и предшествовал последующему Просвещению и Новому времени.

Читать еще:  Игровой автомат Марко Поло (Marco Polo) играть онлайн. Экспресс-обзор игры Путешествия Марко Поло (The Voyages of Marco Polo)

Исчислять продолжительность периода стоит в зависимости от страны. Эпоха культурного расцвета, как ее принято называть, началась в Италии в XIV в., а уже затем распространилась по всей Европе и достигла своего апогея к концу XV века. Историки делят данный период в искусстве на четыре этапа: Проторенессан, раннее, высокое и позднее Возрождение. Особую ценность и интерес представляет, безусловно, итальянская живопись эпохи Возрождения, однако не стоит упускать из внимания и французских, немецких, нидерландских мастеров. Именно о них в контексте временных периодов Ренессанса далее и пойдет речь в статье.

Проторенессанс

Период Проторенессанса длился со второй половины XIII в. по XIV в. Он тесно связан со Средневековьем, в поздний этап которого зародился. Проторенессанс является предшественником Возрождения и сочетает в себе византийские, романские и готические традиции. Раньше всего веяния новой эпохи проявились в скульптуре, а уже затем в живописи. Последняя была представлена двумя школами Сиены и Флоренции.

Главной фигурой периода был художник и архитектор Джотто ди Бондоне. Представитель флорентийской школы живописи стал реформатором. Он наметил путь, по которому она далее развивалась. Особенности живописи эпохи Возрождения берут начало именно в этот период. Принято считать, что у Джотто получилось преодолеть в своих работах общий для Византии и Италии стиль иконописи. Он сделал пространство не двухмерным, а трехмерным, используя для создания иллюзии глубины светотень. На фото картина «Поцелуй Иуды».

Представители флорентийской школы стояли у истоков эпохи Возрождения и делали все, чтобы вывести живопись из продолжительного средневекового застоя.

Период Проторенессанса разделился на две части: до и после его смерти. До 1337 года работают самые яркие мастера и происходят важнейшие открытия. После Италию накрывает эпидемия чумы.

Живопись эпохи Возрождения: кратко о раннем периоде

Раннее Возрождение охватывает период продолжительностью 80 лет: с 1420 г. по 1500 г. В это время оно еще не окончательно отходит от прошлых традиций и по-прежнему связано с искусством Средневековья. Однако уже чувствуется дыхание новых тенденций, мастера начинают чаще обращаться к элементам классической древности. В конечном итоге художники полностью бросают средневековый стиль и начинают смело пользоваться лучшими образцами античной культуры. Отметим, что процесс шел довольно медленно, шаг за шагом.

Яркие представители раннего Возрождения

Творчество итальянского художника Пьеро дела Франческа полностью принадлежит к периоду раннего Возрождения. Его произведения отличает благородство, величественная красота и гармония, точность перспективы, мягкая цветовая гамма, наполненная светом. В последние годы жизни помимо живописи он углубленно изучал математику и даже написал два собственных трактата. Его учеником был еще один известный живописец, Луки Синьорелли, а стиль отразился на работах многих умбрийских мастеров. На фото выше фрагмент фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо «История царицы Савской».

Доменико Гирландайо – это еще один яркий представитель флорентийской школы живописи эпохи Возрождения раннего периода. Он являлся основателем известной художественной династии и главой мастерской, где начинал юный Микеланджело. Гирландайо был знаменитым и успешным мастером, занимавшимся не только фресковыми росписями (капелла Торнабуони, Сикстинская), но и станочной живописью («Поклонение волхвов», «Рождество», «Старик с внуком», «Портрет Джованны Торнабуони» – на фото ниже).

Высокое Возрождение

Данный период, в который произошло пышное развитие стиля, приходится на 1500-1527 гг. В это время происходит перемещение центра итальянского искусства в Рим из Флоренции. Связано это с восхождением на папский престол честолюбивого, предприимчивого Юлия II, который привлек к своему двору самых лучших художников Италии. Рим стал чем-то вроде Афин во времена Перикла и переживал невероятный подъем и строительный бум. При этом наблюдается гармония между отраслями искусства: скульптура, архитектура и живопись. Эпоха Возрождения объединила их. Они словно идут рука об руку, дополняя друг друга и взаимодействуя.

Античность изучается в период Высокого Возрождения более основательно и воспроизводится с максимальной точностью, строгостью и последовательностью. Достоинство и спокойствие заменяют кокетливую красоту, а средневековые традиции забываются совершенно. Вершину Ренессанса знаменует творчество трех величайших итальянских мастеров: Рафаэль Санти (картина «Донна Велата» на изображении выше), Микеланджело и Леонардо да Винчи («Мона Лиза» – на первом фото).

Позднее Возрождение

Позднее Возрождение охватывает в Италии период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусствоведы и историки сводят произведения этого времени к общему знаменателю с большой долей условности. Южная Европа находилась под влиянием восторжествовавшей в ней Контрреформации, которая с большой опаской воспринимала всякое свободомыслие, в том числе и произошедшее воскрешение идеалов античности.

Во Флоренции наблюдалось доминирование маньеризма, характеризующегося надуманностью цветов и изломанными линиями. Впрочем в Парму, где трудился Корреджо, он добрался только после смерти мастера. Свой путь развития имела венецианская живопись эпохи Возрождения позднего периода. Работавшие там до 1570-х годов Палладио и Тициан являются его ярчайшими представителями. Их творчество не имело ничего общего с новыми веяниями в Риме и Флоренции.

Северное Возрождение

Данный термин используется для характеристики эпохи Возрождения во всей Европе, находившейся за пределами Италии в целом и в частности в германоязычных странах. Оно имеет ряд особенностей. Северное Возрождение не было однородным и в каждой стране характеризовалось специфическими чертами. Искусствоведы разделяют его на несколько направлений: французское, немецкое, нидерландское, испанское, польское, английское и т. д.

Пробуждение Европы шло двумя путями: развитие и распространение гуманистического светского мировоззрения, и развитие идей обновления религиозных традиций. Оба они соприкасались, иногда сливались, но в тоже время были антагонистами. Италия выбрала первый путь, а Северная Европа – второй.

На искусство севера, в т. ч. живопись, эпоха Возрождения практически не оказывала никакого влияния вплоть до 1450 г. С 1500 г. она распространилась по всему континенту, однако в некоторых местах влияние поздней готики сохранилось вплоть до наступления барокко.

Северное Возрождение характеризуется значительным влиянием готического стиля, менее пристальным вниманием к изучению античности и анатомии человека, детализированной и тщательной техникой письма. Важное идеологическое влияние на него оказала Реформация.

Французское Северное Возрождение

Наиболее близкой к итальянской является французская живопись. Эпоха Возрождения для культуры Франции стала важным этапом. В это время активно укрепляется монархия и буржуазные отношения, религиозные идеи Средневековья отходят на второй план, уступая место гуманистическим тенденциям. Представители: Франсуа Кенель, Жан Фуке (на фото фрагмент “Меленского диптиха” мастера), Жан Клуз, Жан Гужон, Марк Дюваль, Франсуа Клуэ.

Немецкое и голландское Северное Возрождение

Выдающиеся работы Северного Возрождения созданы немецкими и фламандо-голландскими мастерами. Существенную роль в этих странах по-прежнему играла религия, и она сильно влияла на живопись. Эпоха Возрождения прошла в Нидерландах и Германии другим путем. В отличие от произведения итальянских мастеров художники этих стран человека не ставили в центр вселенной. На протяжении практически всего XV в. они изображали его в стиле готики: легким и бесплотным. Наиболее яркими представителями голландского Ренессанса являются Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк, Роберт Кампен, Гуго ван дер Гус, немецкого – Альберт Дюрер, Лукас Кранах старший, Ганс Гольбейн, Маттиас Грюневальд.

Читать еще:  Как выглядит свидетельство об окончании музыкальной школы. Обучение в музыкальной школе — стоит ли игра свеч

На фото автопортерет А. Дюрера 1498 г.

Несмотря на то что работы северных мастеров значительно отличаются от произведений итальянских живописцев, они в любом случае признаны бесценными экспонатами изобразительного искусства.

Живописи эпохи Возрождения, как и всей культуре в целом, свойственен светский характер, гуманизм и так называемый антропоцентризм, или, иными словами, первостепенный интерес к человеку и его деятельности. В этот период случился настоящий расцвет интереса к античному искусству, и произошло его возрождение. Эпоха подарила миру целую плеяду гениальных скульпторов, архитекторов, писателей, поэтов и художников. Никогда до этого и после культурный расцвет не носил столь массовый характер.

Особенности эпохи Возрождения;

Тема 7. Культура эпохи Возрождения

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается особенность средневековой культуры?

2. Какова роль церкви в образовании средневековья?

3. Наука в эпоху Средневековья.

4. Специфика романского стиля в архитектуре и скульптуре.

5. Готика в архитектуре.

6. Литература Средневековья.

Возрождение – эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В одинаковых условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.

В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто и др.; Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле, и Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес).

Главная особенность Возрождения – целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и способы для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира.

В период позднего Возрождения многие его нормы изменились, обнаружились черты кризиса. В Западной Европе это сказалось в возникновении академизма и маньеризма в изобразительном искусстве, в наступлении религиозности и мистицизма на светскую и гуманистическую культуру. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека. Гуманизм позднего Возрождения обогатился сознанием противоречивости жизни, трагическим мироощущением, что проявилось в творчестве крупнейших его представителей – Шекспира, Микеланджело.

Эпоха Возрождения имела огромное положительное значение в истории мировой культуры. В искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру.

§ 2. Раннее Возрождение

Эпоха Возрождения считается переходной от Средних веков к Новому времени. В этот период происходят изменения в экономической и культурной жизни. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности, развивается банковское дело, международная торговля. В это время формируется научная картина мира, зарождается экспериментальное естествознание, крупнейшими учеными эпохи Н. Коперником, Дж. Бруно, Г. Галилеем обосновывается гелиоцентрическая система. Кроме того, совершаются открытие новых земель и первые кругосветные путешествия Колумба, Магеллана.

В разных странах культура Возрождения развивается различными темпами. В Италии эпоху Возрождения относят к XIV–XVI векам, в других странах – XV–XVI вв. Наивысшая точка развития культуры Ренессанса приходится на XVI век – Высокое, или классическое, Возрождение, когда Ренессанс распространяется на другие страны Европы.

Объединяют культуру различных европейских народов идеи гуманизма. Принцип гуманизма, т.е. высшего культурного и нравственного развития человеческих способностей, наиболее полно выражает основную направленность европейской культуры XIV–XVI вв. Идеи гуманизма захватывают все слои общества – купеческие круги, религиозные сферы, народные массы. Складывается новая светская интеллигенция. Гуманизм утверждает веру в безграничные возможности человека. Благодаря гуманистам в духовную культуру приходят свобода суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Личность, могучая и прекрасная, становится центром идеологической сферы.

Первым гимном достоинству человека стала «Божественная комедия» Данте Алигьери – произведение, соединившее в себе поэзию, философию, Теологию, науку, проникнутое верой в земное предназначение человека. Младший современник Данте – Франческо Петрарка, философ и лирический поэт, считается родоначальником гуманистического движения в Италии. В произведениях итальянских гуманистов присутствует главная идея о том, что человек творец своей судьбы и себя самого, как, например в сочинении Пико делла Мирандола «О достоинстве человека». По мысли гуманистов, человек обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая рациональный выбор.

В период расцвета гуманизма наука, поэзия, архитектура, изобразительные искусства достигли небывалого размаха. Многие властители стали покровителями искусств. Эти люди зачастую сочетали в себе черты чудовищных злодеев и тонких ценителей прекрасного; добро и зло в эпоху Возрождения переплетались самым причудливым образом.

Важной особенностью культуры Возрождения стало обращение к античному наследию. Возродился античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекали сюжеты античной мифологии и истории, древние языки – латинский и греческий. Большую роль в распространении античного наследия сыграло изобретение книгопечатания.

На культуру Ренессанса оказала влияние средневековая культура с ее многолетней историей и прочными традициями, но гуманисты критиковали культуру средневековья, считая ее варварской; в эпоху Возрождения появляется огромное количество сочинений, направленных против церкви и ее служителей. В то же время Ренессанс не был полностью светской культурой. Некоторые деятели хотели примирить христианство с античностью или создать новую, единую религию, переосмыслить ее. Искусство Возрождения было своеобразным синтезом античной физической красоты и христианской духовности.

Культура Возрождения зародилась в Италии. Итальянское Возрождение делят на четыре этапа: проторенессанс (Предвозрождение) – вторая половина XIII–XIV века; раннее Возрождение – XV век; высокое Возрождение – конец XV – первая треть XVI в.; позднее Возрождение – конец XVI века.

Проторенессанс, или треченто, тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями, он явился подготовкой Возрождения. Начало новой эпохи связано с именем Джотто ди Бондоне, которого художники Возрождения считали реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности. Крупнейшие художественные школы Италии помещались в Пизе и Сиене. Творчество Никколо и Джованни Пизано во многом определило дальнейшее развитие итальянского искусства. В это же время зарождается национальная литература на итальянском языке. Крупнейший поэт этой эпохи Данте сохранил в своем творчестве следы средневековой поэзии и соединил их с ренессансной реалистичностью образов. В творчестве поэта Франческо Петрарки и родоначальника итальянской литературной прозы Джованни Боккаччо гуманистические, ренессансные черты торжествуют над средневековьем. Главным содержанием литературных произведений становится описание земного реального мира, человека с его переживаниями и страстями.

Читать еще:  В чем хандра евгения онегина. Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (По роману А.С

В начале XV века Возрождение в Италии окончательно победило готику. Возникновение мощного очага ренессансной культуры во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Творчество величайших мастеров Раннего Возрождения, или кватроченто, – Донателло, Мазаччо, Боттичелли – проникнуто идеалами гуманизма, оно поднимает человека над уровнем обыденности, возвеличивая его.

XV столетие явилось переломным в истории европейской культуры. Почти одновременно художники в Италии и Нидерландах обратились к изображению земного мира и стали утверждать этическую ценность и красоту человека. Реальный мир и телесная природа человека требовали достоверного изображения пространства и заполнения его фигурами и предметами. Развитие искусства в эту эпоху тесно взаимодействует с ростом научных познаний. С этого времени искусство Италии приобретает реалистическую направленность и жизнеутверждающий светский характер, составляющие важнейшую черту Возрождения. Художники Раннего Возрождения используют античное наследие более широко и творчески. Стремление к познанию мира побуждает художников к его изучению, что способствует расширению их кругозора, освобождению искусства от узости цехового ремесла и созданию вспомогательных дисциплин. Художники этого времени открывают законы линейной перспективы. В это же время ренессансный стиль оформляется и в архитектуре, на которую оказала влияние античная, готическая и византийская культура. Совершенствуется строительная техника, архитекторы Возрождения проектируют здания и часто сами осуществляют постройку, нередко они являются и скульпторами, декораторами, живописцами.

Первая половина XV века характеризуется как начало Возрождения в музыке. В это время формируется ренессансный идеал гармонии и красоты, нормы так называемого строгого стиля. В музыке, как и в других видах искусства, усиливается тенденция к изображению разнообразия мира, причем идея разнообразия сочетается со стремлением к гармонии и соразмерности всех элементов целого. Происходит переосмысление социального статуса музыки – появляется демократическая публика, широко распространяется любительское музицирование. Возрастает роль светских жанров, появляется интерес к танцевальному искусству.

Новое искусство, победившее в начале XV века во Флоренции, не сразу получает признание в других областях страны. В северной Италии долго господствовала готика, постепенно вытесняемая Ренессансом. Флоренция в это время является центром итальянского гуманизма. В середине XV века здесь была основана Платоновская академия, осуществившая преемственную связь Возрождения с античностью.

§ 3. Высокое Возрождение

В XVI веке в Италии ренессансное искусство вступило в фазу наивысшего расцвета. Искусство Италии в эту пору сложно и противоречиво. В это время происходит высочайший взлет искусства, основанного на традициях гуманистической культуры. И в это же время возникают новые художественные явления, выражающие крушение гуманистических идеалов, породившие маньеризм, который распространяется во многих европейских странах.

Мастера Высокого Возрождения стремились достигнуть в своих произведениях гармонического синтеза наиболее прекрасных сторон действительности. Формирование искусства Высокого Возрождения началось в конце XV века во Флоренции. Первым художником Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи – художник-ученый, живописец, пробовавший силы и в архитектуре и скульптуре, математик, естествоиспытатель, механик, изобретатель. Он был исследователем и новатором во всех начинаниях и оставил след в истории науки и техники, во многом опередив свое время. С самого начала творческой деятельности Леонардо определились основные особенности его искусства – интерес к психологическим решениям, стремление к лаконичности и обобщению, к пространственному расположению и объемности форм. Большое внимание уделял художник разработке перспективного построения и расположения фигур в пространстве. В оставленных им заметках о живописи содержится много сведений по анатомии, перспективе, взаимодействии цветов. Теоретические труды Леонардо не были опубликованы при его жизни, но многие его идеи получили известность и оказали влияние на творчество ряда художников. Другой известнейший художник Высокого Возрождения – Рафаэль – синтезировал достижения своих предшественников и создал в традициях гуманизма образ совершенного человека. В произведениях Рафаэля многое перекликается с творчеством его великих современников – Леонардо да Винчи и Микеланджело. Микеланджело в своем творчестве отразил глубокие противоречия своего времени, воплотил тревогу и предчувствие грядущих катастроф. Венецианская школа занимала в итальянском искусстве XVI в. особое место. Здесь у истоков Высокого Возрождения стоял Джорджоне. В своем творчестве он стремился к ритму и гармоническому единству, одухотворенности и психологической выразительности образов, основным мотивом его картин являлось единство человека и природы. Продолжил дело Джорджоне Тициан, работам которого свойственно земное, жизнерадостное чувство. В его творчестве большое значение придается цвету, цветовым отношениям. Большое место в творчестве Тициана занимают портреты, в которых он стремился создать образ, соответствующий гуманистическим идеалам, раскрыть духовный облик человека. Тициан применил новые приемы живописи, оказавшие значительное влияние на развитие европейского искусства.

Литература Высокого Возрождения характеризуется расцветом героической поэмы Л. Пульчи в Италии, Л. Камоэнса в Испании, в центре которой – человек, рожденный для великих дел. Во Франции период Высокого возрождения представлен творчеством Франсуа Рабле. В его произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль» в народной сказочной и философско-комической форме дана всесторонняя картина общества и его героических идеалов.

В музыке периода Высокого Возрождения появляются новые жанры – мадригал, шансон, вильянсико; приобретает самостоятельность инструментальная музыка – канцоны, ричеркары, импровизационные пьесы – прелюдии, фантазии, токкаты. Происходит формирование национальных музыкальных школ – нидерландской (Жоскен Депре, Гийом Дюфаи), итальянской (Палестрина, Джезуальдо), французской (К. Жанекен), немецкой, английской, испанской и т.д.

В период, когда Италия вступила в высшую стадию расцвета, начинается Северное Возрождение. В искусстве Северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью. Философской основой Северного Ренессанса был пантеизм, растворявший Бога в природе и наделявший ее божественными атрибутами. Пантеисты считали, что каждый кусочек природы достоин изображения, поскольку в нем есть частица Бога. Это привело к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. В это же время возникает жанр портрета. Если в итальянском Возрождении на первый план вышла эстетическая сторона, то в северном – этическая. Немецкие художники считали, что духовная красота важнее телесной.

Источники:

http://design-fly.ru/iskusstvo/iskusstvo-vozrozhdeniya.html
http://www.syl.ru/article/309652/renessans-jivopis-epoha-vozrojdeniya-osobennosti-kulturyi-i-iskusstva
http://studopedia.su/11_41870_osobennosti-epohi-vozrozhdeniya.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии