1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интересные факты о картине пабло пикассо «девочка на шаре». «Девочка на шаре» Пабло Пикассо: о чем говорит мне эта картина? Где изобразил девочку пабло пикассо

«Девочка на шаре» Пабло Пикассо: о чем говорит мне эта картина?

Хрупкая девочка и мощный атлет, неустойчивый шар и прочный куб – как они связаны между собой? В чем смысл этих контрастов? Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Мария Ревякина рассматривают картину и рассказывают нам о том, что знают и чувствуют.

Мария Ревякина: Размышляя о нелегкой доле свободных художников, Пикассо изображает семью цирковых артистов на фоне пустынного пейзажа. Он словно обнажает «закулисье» цирковой арены и показывает, что эта жизнь полна лишений, изнуряющего труда, нищеты и бытовой неустроенности.

Андрей Россохин: Картина наполнена колоссальным напряжением и драматизмом. Пикассо очень точно описал здесь психологическое состояние девочки-истерика, которая находится в крайне неустойчивом состоянии. Она балансирует на «шаре» собственной зарождающейся сексуальности, пытаясь сохранить равновесие между возбуждением, желанием и запретом.

1. Центральные фигуры

Мария Ревякина: Хрупкая девочка и мощный атлет – две равнозначные фигуры, которые составляют центральное ядро композиции. Гимнастка беззаботно демонстрирует отцу свои навыки, но он не смотрит не нее: его взгляд обращен внутрь себя, он погружен в размышления о судьбе семьи. Эти образы, сильно контрастируя друг с другом, символически напоминают весы: непонятно, какая из чаш перевесит. В этом и заключена основная идея картины – надежда, которая возлагается на будущее детей, противопоставлена обреченности. Причем их шансы равны. Участь семьи отдана на волю судьбы.

2. Девочка на шаре

Андрей Россохин: Фактически, это маленькая Лолита, которая ищет любви отца – атлет может быть и ее старшим братом, но это неважно, в любом случае перед нами зрелый мужчина, отцовская фигура. Она чувствует, что не нужна матери, и в поисках любви обращается к ближайшей мужской фигуре. Как и подобает истерику, она соблазняет, играет, увлекает и не может успокоиться, обрести устойчивость. Она балансирует между матерью и отцом, между желанием и запретом, между детской и взрослой сексуальностью. И этот баланс очень важен. Любое неверное движение может привести к падению и к травме, которая нарушит ее развитие.

Андрей Россохин: Очень важна реакция мужчины – он не поддается искушению, не реагирует на сексуальные провокации девочки, которая его соблазняет. Если бы он признал ее право на взрослую сексуальную жизнь, это привело бы к ее падению с шара. Она сохраняет равновесие за счет того, что он стабилен, надежен, устойчив в своей отцовской роли. Он не запрещает ей танцевать перед ним, не запрещает соблазнять его. Он дает ей это пространство для развития.

Но очевидно, что и внутри него происходит борьба. Неслучайно его лицо отвернуто в сторону: для того, чтобы справляться с возбуждением и победить свои чувства, ему нельзя смотреть на девочку. Интенсивно-синий цвет его плавок и ткани, на которой он сидит, подчеркивает конфликт между возбуждением и запретом.

Андрей Россохин: Предмет, который атлет держит в руке, очень похож на гирю (4). Она расположена прямо на уровне его гениталий. Он не может ее поставить по каким-то причинам. И это дополнительный признак неустойчивости. Мы видим, как сильно напряжены мышцы его спины. Удерживая гирю, атлет борется таким образом с сексуальным напряжением внутри себя. Не осознавая этого, он боится, что если поставит гирю и расслабится, то может оказаться во власти сексуального чувства и поддаться ему.

Фигуры на заднем плане

Мария Ревякина: На заднем плане мы видим фигуру матери гимнастки (5) с детьми, собаку и белого коня. Черная собака (6), как правило, была символом смерти и служила посредником между различными мирами. Белый конь (7) здесь выступает как символ судьбы и издавна наделялся способностью ее предсказывать.

Андрей Россохин: Символично, что мать повернута спиной к девочке на шаре. Когда женщина заботится о грудном ребенке, она переключает на него все внимание, психологически отстраняется от старших детей, а те начинают чувствовать фрустрацию. И поворачиваются к отцу в поисках его любви, внимания и поддержки. Здесь этот момент ярко показан: обе девочки отвернулись от матери и смотрят в сторону отца.

Читать еще:  Илья эренбург необычайные похождения хулио хуренито. «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников» () - скачать книгу бесплатно без регистрации

Мария Ревякина: Шар (8) всегда считался одной из самых совершенных и значимых геометрических фигур, он олицетворяет собой гармонию и божественное начало. Ровный шар с идеальной поверхностью всегда ассоциировался со счастьем, отсутствием препятствий и сложностей в жизни. Но шар под ногами девочки имеет неправильную геометрическую форму и говорит нам о ее непростой судьбе.

Куб (9) символизирует земной, бренный, материальный мир, скорее всего – мир цирка, к которому принадлежит атлет. Куб похож на ящик для хранения цирковых реквизитов, и отец готов передать их дочери, но пока не хочет раскрывать ей всю правду цирковой жизни: ему хотелось бы лучшей участи для своих детей.

Мария Ревякина: В образах матери, эквилибристки и элементах одежды атлета преобладают холодные сине-пепельные тона, символизирующие грусть и обреченность: этим людям уже не вырваться из «циркового круга». Отсутствие теней на холсте – тоже символ безысходности. Во многих культурах тень наделялась сакральным смыслом: считалось, что человек, ее потерявший, обречен на гибель.

Надежду символизируют красные цветовые пятна, которые присутствуют в элементах одежды детей. При этом младшая дочь полностью облачена в этот цвет – ее еще не коснулись цирковые будни. А старшая уже почти полностью «захвачена» миром цирка – у нее только небольшое красное украшение в волосах.

Любопытно, что фигура самого атлета написана с преобладанием светлых, розоватых оттенков – таких же, как и на фоновом пейзаже. И это неслучайно. Другой, лучший мир находится где-то за холмами, и именно оттуда исходит божественный свет, символизирующий надежду: ведь сам атлет, несмотря ни на что, – надежда для девочки и семьи.

Андрей Россохин: Красный цвет ассоциируется с яркой, открыто демонстрируемой сексуальностью. Она как будто бы есть только у маленькой девочки в красном платье (10). Дети в этом возрасте не знают еще чрезмерных запретов, у них могут быть разные инфантильные сексуальные фантазии. Она пока твердо стоит на ногах, она еще далеко от мужчины и не боится обжечься.

Девочка на шаре – как бабочка рядом с огнем. Ее фиолетовый цвет связан с возбуждением и напряжением, однако он не переходит в интенсивный синий, в цвет тотального запрета. Интересно, что фиолетовый цвет дает именно сочетание красного и синего.

Андрей Россохин: В психоанализе лошадь символизирует страсть, дикое бессознательное. Но здесь мы видим мирно пасущуюся белую лошадь (7), которая расположена прямо между атлетом и гимнасткой. Для меня она символизирует возможность интеграции, позитивного развития. Это знак надежды на то, что запретное сексуальное напряжение спадет и страсти будут укрощены.

Возбуждение будет способствовать развитию каждого из них. Девочка вырастет и почувствует себя эмоциональной, сексуальной с другим мужчиной, а атлет будет зрелым отцом для детей и надежным мужем для своей женщины.

Об экспертах

Андрей Россохин – психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» в НИУ «Высшая школа экономики», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ «Высшая школа экономики».

Мария Ревякина – искусствовед, независимый бизнес-консультант, коуч, изучает психоанализ и бизнес-консультирование в НИУ «Высшая школа экономики».

«Завтрак на траве»: о чем скандальная картина Эдуарда Мане

Обнаженная женщина в окружении одетых мужчин, откровенное искажение перспективы, снегирь в летнем пейзаже – в чем смысл этих нелепых деталей и приемов, эпатирующих зрителя? Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Мария Ревякина рассматривают картину и рассказывают, что они увидели.

Путь лакота: 5 уроков индейской мудрости

В детстве писатель и историк Джозеф Маршалл III слушал легенды, которые рассказывали его бабушка и дедушка из племени лакота. «Они – наш дар миру. Это не тайны, а ориентиры на жизненном пути». Гибкость лука, изящество стрелы, терпение лучника… Эти качества, которые делают нашу жизнь достойной, предлагает нам развивать писатель.

А был ли мальчик: 9 любопытных фактов о картине «Девочка на шаре»

Изящная, миниатюрная «девочка на шаре» на картине Пабло Пикассо изначально была вовсе не девочкой

Картина «Девочка на шаре»
Холст, масло, 147 х 95 см
Год создания: 1905 год
Ныне хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве

Читать еще:  Человек и природа в отечественной. Человек и природа в отечественной и мировой литературе

На Монмартре, в обиталище бедняков и богемы, испанец Пабло Пикассо чувствовал себя среди родственных душ. Он окончательно перебрался в Париж в 1904 году и по несколько раз в неделю пропадал в цирке Медрано, имя которому дал любимец городской публики клоун Жером Медрано, соотечественник художника. Пикассо подружился с артистами труппы. Иногда и его принимали за акробата-иммигранта, настолько Пикассо стал своим в цирковой среде. Тогда же он начал писать большую картину о быте артистов. Среди героев полотна были ребенок-акробат на шаре и наблюдающий за ним старший товарищ. Однако в процессе работы замысел радикально менялся: по данным проведенных в 1980 году рентгенографических исследований, художник несколько раз полностью переписывал картину. На получившемся в итоге полотне «Семья акробатов» подростка на шаре уже нет. Оставшийся в эскизах эпизод живописец превратил в другую картину меньшего размера — «Девочку на шаре». По словам британского искусствоведа Джона Ричардсона, знавшего Пикассо, художник написал ее на обороте закрашенного мужского портрета из экономии, потратившись на холст и краски для «Семьи акробатов».

В России «Девочка на шаре» стала гораздо популярнее большой картины, с тех пор как была куплена в 1913 году меценатом Иваном Морозовым и оказалась в Москве. В Новороссийске в 2006-м акробатке с шедевра Пикассо поставили памятник.


Справа: Мальчик, балансирующий на шаре. Йоханнес Гётц. 1888 год

1 Девочка. Поза подростка вряд ли написана с натуры: даже опытный акробат не смог бы удержаться в таком положении дольше пары секунд. Джон Ричардсон видел источник вдохновения художника в бронзовой статуэтке «Мальчик, балансирующий на шаре», созданной Йоханнесом Гётцем в 1888 году. И на первых набросках этого сюжета у Пикассо, по мнению Ричардсона, была не девочка, а мальчик.

2 Шар. Ведущий научный сотрудник Эрмитажа Александр Бабин предположил, что шар, на котором балансирует акробатка, — это, по замыслу Пикассо, пьедестал богини судьбы. Фортуна традиционно изображалась стоящей на шаре или на колесе, символизируя непостоянство человеческого счастья.

3 Атлет. Ричардсон писал, что Пикассо, вероятно, позировал приятель из цирка Медрано. Фигуру силача художник сделал нарочито геометричной, предвосхищая новое направление — кубизм, одним из родоначальников которого вскоре стал.

4 Розовый. Период с конца 1904 по 1906 год в творчестве Пикассо условно именуют «цирковым» или «розовым». Американский специалист по искусству XX века Э.А. Кармин объяснял пристрастие художника этому цвету тем, что купол в цирке Медрано был розовым.

5 Пейзаж. Искусствовед Анатолий Подоксик считал, что местность на заднем плане напоминает гористый испанский ландшафт. Пикассо изобразил не нанятых в стационарный цирк артистов, а часть бродячей труппы, какие он видел в детстве на родине.

6 Цветок. В данном контексте цветок с его недолговечной красотой — символ мимолетности, краткости бытия.

7 Лошадь. В те времена главное животное в быту циркачей. Лошади везли фургоны странствующих артистов, номера наездников обязательно включали в программу стационарных цирков.

8 Семья. Пикассо изображал циркачей в быту, с детьми чаще, чем на арене. На его картинах, отмечала искусствовед Нина Дмитриева, труппа — идеальная модель семьи: артисты держатся вместе в мире, где, подобно другим представителям богемы, считаются маргиналами.

9 Куб. Александр Бабин, приводя латинскую поговорку Sedes Fortunae rotunda, sedes Virtutis quadrata («Престол Фортуны кругл, а Доблести квадратен»), писал, что статичный куб в данном случае служит пьедесталом аллегории Доблести, по контрасту с Фортуной на неустойчивом шаре.

Художник
Пабло Пикассо

1881 — родился в испанском городе Малага в семье художника.
1895 — поступил в Барселонскую школу искусств и ремесел.
1897–1898 — учился в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде.
1904 — переселился во Францию.
1907 — создал картину «Авиньонские девицы», в которой наметился поворот к кубизму и из-за которой пошли слухи, что художник сошел с ума.
1918–1955 — был женат на русской балерине Ольге Хохловой. В браке родился сын Пауло (Поль).
1927–1939 — роман с Мари-Терез Вальтер, дочерью модистки. У влюбленных родилась дочь Майя.
1937 — написал «Гернику», одну из самых известных антивоенных картин в мире.
1944–1953 — роман с художницей Франсуазой Жило, родившей ему сына Клода и дочь Палому.
1961 — женился на Жаклин Рок.
1973 — умер от отека легких на своей вилле Нотр-Дам-де-Ви в Мужене, Франция.

Читать еще:  Поэма медный всадник особенности языка произведения. «Художественная структура поэмы «Медный Всадник

Иллюстрации:Alamy / Legion-media, AKG / East News, National Gallery of Art

«Девочка на шаре» Пикассо

Полотно стало сагой о равновесии, о взаимодействии человеческих темпераментов. Это размышления Пабло Пикассо о судьбе искусства и художника в целом.

Что производит сильнейшее впечатление при взгляде на эту картину, так это контраст тяжести и легкости. Полотно стало сагой о равновесии, о взаимодействии человеческих темпераментов. «Девочка на шаре» — это размышления Пабло Пикассо о судьбе искусства и художника в целом.

Цирковые артисты отдыхают в перерыве между бесконечными представлениями. Тонкая, как сама линия, гимнастка балансирует на шаре, повторяя номер, силач спокойно восседает на кубе. Обычная сцена из цирковой жизни.

Контраст тел усиливается и разницей основ: шар — крайне неустойчивая фигура с единственной точкой опоры, куб же соприкасается всем основанием с плоскостью пола, что делает его максимально устойчивым.

Пикассо, в голове которого в 1905 году идеи кубизма еще только оформлялись, в этой работе уже сконцентрирован на форме. Именно через нее он выражает свои идеи, свое мироощущение. В цветовой гамме преобладает розовый (основный цвет этого творческого этапа), но еще слышны отголоски предыдущего, «голубого» периода, посвященного беднякам, тяготам жизни, нищете и в целом производящего тяжелое впечатление (насыщенный синий с его оттенками использовался художником как ретранслятор печали, безнадежности и пустоты).

На горизонте Пикассо изобразил часть бродячей труппы, какие он видел в детстве на родине. Потому пейзаж так напоминает испанские земли.

«Розовый» период связан у Пикассо с общением с артистами цирка. Переехав в Париж в 1904 году, он был влюблен в этот город, в его шум и суету, в фонтанирующее разнообразие идей и событий. Несколько раз в неделю он наведывался в цирк Медрано, перезнакомился с артистами и решил написать большое полотно «Семья акробатов». В процессе работы он далеко ушел от первоначальной задумки.

То, что сегодня мы знаем, как «Девочку на шаре», было эпизодом с мальчиком в «Семье акробатов», но в процессе художник отказался от этой части. Отдельный эпизод затем был оформлен в самостоятельное произведение, при этом мальчик стал девочкой.

Исследователи предполагают, что, работая над балансирующей фигурой, Пикассо взял за основу скульптуру Йоханнеса Гётца. Действительно, довольно сложно представить, что даже самый искусный акробат способен стоять на шаре долгое время.

Пабло Пикассо родился в семье художника. Именно отец научил ребенка рисовать, причем довольно рано. К 15 годам Пабло уже участвовал в городских выставках в родной Малаге. Было понятно, что у него один путь — в художники. Поучившись в Мадриде, но не справившись с академической скукой, молодой человек отправился в Париж, где тогда был сконцентрирован интеллектуальный и творческий цвет.

В Париже Пикассо пережил все — от непереносимой нищеты до сказочного богатства. Были времена, когда женщина, с которой он жил, не могла выйти на улицу — банально не было обуви. На Монмартре так жили многие творческие люди, и многие не выдерживали.

Он не выходил один из дома и всегда носил с собой оружие, потому что район, где он жил, кишел теми, кто понимал только язык силы. Пикассо в те годы позволял себе все — и в творчестве и в жизни. Одна любовница сменяла другую, связи с мужчинами, алкоголь, опиумные запои. Он перестал употреблять наркотики, когда увидел тело повесившегося в мастерской немецкого художника. Пикассо испугался, что однажды, будучи в наркотическом опьянении, он перейдет черту отчаяния и тоже покончит с собой.

Вместе с Жоржем Браком они придумали кубизм. Отвергая традиции натурализма, они хотели более убедительно показать ощущение пространства и тяжести масс. Однако постепенно сошли до ребусов, разгадать которые практически невозможно. Позднее творчество Пикассо всегда рефлексировало происходившее: модных сюрреалистов, политические пертурбации, войны, мирное время. Периоды творчества последовательно идет за изменениями в глобальном мире.

Пикассо был переполнен энергией. У него было несколько жен, несчетное количество любовниц и любовников, законные и внебрачные дети. Ему приписывают десятки тысяч работ. Точно же оценить масштаб его художественного наследия не может никто — цифры варьируются от 20 тыс. до 100 тыс. картин.

И после смерти он остается самым популярным, самым дорогим, самым плодовитым, самым-самым Пабло Пикассо.

Источники:

http://www.psychologies.ru/standpoint/devochka-na-share-pablo-pikasso-o-chem-govorit-mne-eta-kartina/
http://www.vokrugsveta.ru/article/259056/
http://diletant.media/articles/38404045/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×