Интеллектуальные династии: два века Ляпуновых. Сергей Михайлович Ляпунов: биография Ляпунов композитор биография

Интеллектуальные династии: два века Ляпуновых. Сергей Михайлович Ляпунов: биография Ляпунов композитор биография

Сергей Михайлович Ляпунов

Сергей Михайлович Ляпунов относится к тому же поколению композиторов, что и Антон Степанович Аренский, Александр Константинович Глазунов. Их творчество подводило итог отечественному романтизму, представленному такими композиторами, как Николай Андреевич Римский-Корсаков, Модест Петрович Мусоргский, и открывало пути для нового стиля – для Сергея Сергеевича Прокофьева, Игоря Федоровича Стравинского.

Сергей Ляпунов появился на свет в Ярославле. Он был выходцем из старинного русского рода столбовых дворян. Отец его – известный русский ученый-астроном – сам занимался обучением детей. Он скончался, когда Сергею было всего восемь лет, вскоре после этого семья переехала в Нижний Новгород, чтобы дети могли учиться в гимназии.

Музыка увлекала Сергея с малолетства, но условий для систематического обучения в Нижнем Новгороде не было. Они появились лишь в 1874 году, когда ему было пятнадцать лет – в тот год в городе открылись классы Русского музыкального общества. Занимался Ляпунов с большим усердием и уже через год учебы стал выступать в качестве пианиста. К тому же времени относятся его первые композиторские опыты. По прошествии четырех лет Николай Григорьевич Рубинштейн порекомендовал ему поступить в Московскую консерваторию, и этому совету Ляпунов последовал.

В консерватории Ляпунова наставляли пианист Карл Клиндворт и композитор Сергей Иванович Танеев. Под руководством Дмитрия Васильевича Разумовского он изучал историю церковного пения в России. Завершив учебу в консерватории в 1883 году, он жил в Москве, иногда выступая как пианист. По прошествии двух лет перед ним открылась заманчивая перспектива – стать преподавателем Московской консерватории. Но к тому времени он уже успел познакомиться и подружиться с Милием Алексеевичем Балакиревым, чье творчество он очень высоко ценил. Желая быть ближе к Балакиреву, Ляпунов отправился в Санкт-Петербург. Тогда же – в 1885 году – впервые прозвучала его Концертная увертюра (впоследствии композитор внес некоторые изменения в это произведение и дал ему иное заглавие – «Баллада»). Эта премьера принесла ему известность в столичных музыкальных кругах.

В Санкт-Петербурге Ляпунов общался с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, Анатолием Константиновичем Лядовым. Но особенно сильное воздействие оказал на его творческий облик Балакирев. От Милия Алексеевича Ляпунов перенял ориентацию на традиции виртуозного пианизма, восходящие к Ференцу Листу, а также интерес к фольклору – как к русскому, так и кавказскому. Что касается русского фольклора, то Ляпунов не только воплощал его интонации в своих сочинениях, но и исследовал. В 1893 году он предпринял фольклорную экспедицию, география которой охватывала несколько губерний – Костромскую, Ярославскую, Вологодскую и Вятскую. Результатом экспедиции стал сборник «Песни русского народа», изданный по прошествии шести лет.

Деятельность Ляпунова не ограничивалась созданием музыкальных произведений. С 1890 года он преподавал музыкальные дисциплины в кадетском корпусе, а с 1894 года занилмал в Придворной певческой капелле должность помощника управляющего. Это позволило ему близко соприкоснуться с традициями русского церковного пения. Но служебные обязанности не препятствовали композиторскому творчеству – в частности, в 1896 году композитор создал «Торжественную увертюру на русские темы», ставшую одним из самых известных его творений.

Будучи пианистом, Ляпунов немало сочинений создал для фортепиано: прелюдии, мазурки, вальсы-экспромты, Рапсодия на украинские темы, два концерта, Двенадцать этюдов высшего исполнительского мастерства. Создавал он и оркестровые сочинения: две симфонии, симфоническую поэму «Желязова Воля» памяти Фредерика Шопена и другие.

Совместно с Балакиревым Сергей Михайлович редактировал собрание сочинений Михаила Ивановича Глинки (для своего времени оно было наиболее полным). Он выступал как пианист и как дирижер – и в России, и за ее пределами. В 1908 году он возглавил Бесплатную музыкальную школу, а два года спустя стал профессором консерватории в Санкт-Петербурге. Ляпунов преподавал искусство фортепианной игры, а позднее – композицию и контрапункт. Несколько лет он также был преподавателем Художественно-исторического института.

В 1919 году Ляпунов стал старостой церкви при консерватории. Он очень ответственно отнесся к новым обязанностям, особенно в том, что касалось церковного пения. Эту дисциплину начали преподавать в Петроградской консерватории в 1921 году, и вел этот новый курс именно Ляпунов.

Между тем, в стране нарастала волна борьбы против религии. Ляпунову, как глубоко верующему человеку, тяжело было видеть, как закрываются храмы, но сколько мог, он мирился с этим. Последней каплей стал закон об изъятии церковных ценностей, вступивший в силу в 1922 году. Ляпунов, как староста, отказался выдать ключи представителям власти, явившимся в консерваторскую церковь – впрочем, ее разграблению это не помешало. Композитор был привлечен к ответственности по так называемому «Делу петроградских церковников». Ляпунову повезло: он был приговорен к полугоду лишения свободы условно – а ведь по этому делу многие получили реальные сроки, а десять человек расстреляли.

Эти события подтолкнули Ляпунова к решению об эмиграции. Уехав в Париж в 1923 году, композитор возглавил там музыкальную школу для русских эмигрантов. Во Франции он и умер в ноябре 1824 года.

Читать еще:  Елена Погребижская упразднила "Butch": "поздновато жить под собачьей кличкой". Моя тайная и явная жизнь

Ляпунов, Сергей Михайлович

30 ноября 1859 – 08 ноября 1924

Сергей Михайлович Ляпунов (18 (30) ноября 1859, Ярославль — 8 ноября 1924, Париж) — русский композитор.

Биография

После смерти отца (астронома Михаила Васильевича) в 1868 году Ляпунов вместе с двумя братьями (будущие математик Александр и лингвист Борис) и матерью Софьей Александровной переехал в Нижний Новгород, где получил образование в гимназии. Музыкой будущий композитор интересовался с раннего детства, однако систематические занятия начались лишь с открытием в Нижнем Новгороде отделения Русского музыкального общества в 1874 году. В 1878 году по рекомендации Николая Рубинштейна Ляпунов поступил в Московскую консерваторию в классы фортепиано Карла Клиндворта и композиции Сергея Танеева.

Ляпунов окончил консерваторию в 1883 году, и некоторое время спустя познакомился с Милием Балакиревым, который предложил ему переехать в Санкт-Петербург. Под руководством Балакирева Ляпунов написал первые свои крупные сочинения, сблизился с композиторами «Могучей кучки». В 1894–1902 работал помощником управляющего Придворной певческой капеллы. В 1908 году он был избран директором Бесплатной музыкальной школы, с 1910 по 1923 занимал пост профессора Петербургской (Петроградской) консерватории. В 1923 году композитор эмигрировал в Париж, где руководил музыкальной школой для русских эмигрантов, а также выступал в качестве дирижёра. Ляпунов умер 8 ноября 1924 года в Париже от инфаркта.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

1889—1923 — дом Капеллы — набережная реки Мойки, 20.

Творчество

Ляпунов, наряду с Антоном Аренским, Александром Глазуновым, Василием Калинниковым и Сергеем Рахманиновым, принадлежит к композиторам позднего русского романтизма, промежуточным по времени между представителями «Могучей кучки» и композиторами нового стиля (такими как Игорь Стравинский и Сергей Прокофьев). Ранние сочинения Ляпунова испытывают влияние Балакирева, в более поздних проявляется самобытный стиль композитора, нередко использовавшего в своём творчестве народную музыку.

Будучи высококлассным пианистом, Ляпунов создал многочисленные сочинения для фортепиано высокой сложности, среди которых наиболее известны Двенадцать этюдов высшего мастерства, посвящённых памяти Ференца Листа. В 1910 году Ляпунов исполнил и записал ряд собственных сочинений на механическом пианино «Вельте-Миньон».

Основные сочинения Ляпунова

Сочинения для оркестра

  • Симфония № 1 h-moll (1885—1887);
  • Симфония № 2 b-moll (1917)
  • Симфоническая поэма «Желязова Воля» (1909)
  • Баллада cis-moll (1883);
  • Праздничная увертюра на русские темы (1896);
  • Полонез Des-dur (1902)
  • Рапсодия на украинские темы (1908)
  • Симфоническая поэма «Гашиш» (1912—1913; по одноимённой поэме А. А. Голенищева-Кутузова)

Кантаты

  • «Вечерняя песнь» для тенора, хора и оркестра (1920)

Сочинения для солирующего инструмента и оркестра

  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 es-moll (1890)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 E-dur (1909)
  • Концерт для скрипки с оркестром d-moll (1915)

Камерные сочинения

  • Секстет B-dur для фортепиано, струнного квартета и контрабаса (1915, вторая редакция 1921)

Сочинения для фортепиано

  • Соната f-moll, мазурки, ноктюрны, новеллетты, прелюдии, этюды и др.

Вокальные сочинения

  • Шестьдесят русских народных песен, обработанных в 1897 и 1901 годах
  • Песни для голоса и фортепиано;
  • Вокальные квартеты (в том числе Пять квартетов на народные темы (для мужских голосов без сопровождения, ор. 48) специально для квартета Кедрова).

ЭТО ИНТЕРЕСНО Топ 10 Шокирующих Вещей, Найденных Подо Льдом ТОП 10 НЕВЕРОЯТНЫХ СЛУЧАЕВ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЖИВОТНЫМИ 10 САМЫХ БЕЗУМНЫХ БАССЕЙНОВ В МИРЕ (ТОП10 НЕОБЫЧНЫХ БАССЕЙНОВ) ТОП 10 ЖУТКИХ секретов ДИСНЕЙЛЕНДА ТОП-10 футболистов, променявших карьеру на ночные клубы Всё видео

НАШИ ЛЮДИ

немецкий музыкант, диджей и продюсер

французская певица, выступающая под псевдонимом ZAZ

Агреда, так же известный как Zardonic, Венесуэльский клавишник, DJ, музыкант, продюсер, известный по своим музыкальным проектам в таких жанрах, как drum and bass, dark ambient, black metal и minimal techno

алжирская R’n’B певица, ныне проживающая в Монреале и Квебеке

японская певица, музыкант и композитор

это произнесенное наоборот слово «happy»

американский певец и музыкант-мультиинструменталист, выступающий под псевдонимом Youth Lagoon

Использование материалов без письменного согласия авторов сайта – запрещено!

Интеллектуальные династии: два века Ляпуновых. Сергей Михайлович Ляпунов: биография Ляпунов композитор биография

Братья Ляпуновы: известный математик и механик, академик Александр Михайлович, видный композитор, пианист, музыкальный педагог Сергей Михайлович и филолог-славист, академик Борис Михайлович принадлежали древнему дворянскому роду Ляпуновых (рис. 1).

Многие исследователи родословия Ляпуновых непременно упоминают о том, что по преданию род Ляпуновых происходит от галицкого князя Константина Ярославовича – младшего брата Александра Невского [1, 7, 10–14].

Наиболее полную родословную своего рода составил филолог Борис Михайлович Ляпунов, где ему удалось проследить цепочку от Рюрика. В ней он оставил открытыми некоторые вопросы, в основном связанные с утратой ряда документов в пожарах Пугачевского бунта [1, с. 8]. Эта родословная сохранилась у потомков знаменитого рода, но, к сожалению, не будучи опубликованной, пока не стала достоянием широкой общественности.

Рис. 1. Герб рода Ляпуновых

Некоторые биографы пытаются отследить (описать) древний, известный в России род Ляпуновых, начиная от Смутного времени, от Прокопия и Захария Ляпуновых, т.е. с XVI–XVII веков. Следует сказать, что эта задача не из легких, ведь род Ляпуновых не только знаменитый, но и очень многочисленный.

Читать еще:  Композитор людвиг ван бетховен краткая биографическая справка. Бетховен - интересные факты из жизни

В той или иной мере о предках А.М. Ляпунова, С.М. Ляпунова и Б.М. Ляпунова писали те, кто изучал их жизнь и деятельность. Кроме того, многих авторов, интересовали их близкие родственники, выдающиеся ученые: А.А. Крылов, В.А. Анри, А.А. Ляпунов. В этой связи, прежде всего, стоит упомянуть М.Д. Голубовского, Н.Н. Воронцова, А.С. Шибанова, В.И. Смирнова [7, 1, 13, 10].

На первый взгляд может показаться, что ветвь со стороны отца, астронома, директора Демидовского лицея, Михаила Васильевича Ляпунова, досконально изучена и много раз описана. Но только на первый взгляд. Как выяснилось, никто из исследователей не называет правильно даже имена прадедушек, а про прабабушек практически вообще ничего не известно [8, с. 9]. В данной работе мы поставим перед собой достаточно скромную задачу: рассмотреть только тех представителей этого знаменитого рода, которых правомерно называть нижегородскими дворянами.

В Центральном архиве Нижегородской области (ЦАНО) удалось обнаружить немало документов, позволяющих пролить свет на этот вопрос. Попробуем рассказать о дворянах Ляпуновых, основываясь на делах о внесении в Дворянскую родословную книгу Нижегородской губернии. Эти достаточно информативные документы, называемые «Дела о представлении…», позволяют проследить состав семьи Ляпуновых с указанием возраста всех членов на момент составления дела, что делает возможным определить даты рождения. Там также указаны учебные заведения, в каких они проходили обучение, и места службы и проживания. Итак, начнем рассмотрение в хронологической последовательности. Первое дело касается прадедушки братьев.

Прадедушка. Дело о внесении в Дворянскую родословную книгу за 1795 год

Узнать точные имена прадедушки и прабабушки удалось, познакомившись с документами ЦАНО из «Дела по представлению Титулярного советника Александра Ляпунова о внесении в Дворянскую родословную книгу» за 1795 год [3]. Эти документы подавались в «Собрание господ губернского предводителя депутатов Нижегородского наместничества».

Родовым гнездом нижегородской ветви Ляпуновых являлось имение в деревне Плетниха (или сельце, как принято было называть деревни, при которых находились дворянские имения). Оно располагалось на границе Нижегородской и Симбирской губерний возле речки Курмышки. Приобретенная деревня и имение были небольшими, всего «дворовых людей 4 муж., жен – 7», а крестьян на тот момент (в конце XVIII века) было в «Васильском округе деревни Плетниха муж. 19, жен. 31 душ». Здесь и далее при публикации фрагментов документов будем сохранять особенности написания и пунктуации.

Когда-то дед Василий Александрович Ляпунов писал об имении в сельце Плетниха: «…сельцо досталось от покойного родителя ТС Александра Ляпунова»» [2, л. 15.]. Но, каково полное имя прадеда? Что касается отчества, то тут имеются разночтения.

Как выяснилось из документов рассматриваемого дела, приобрел деревню Плетниха прадед братьев, которого звали Александром Михайловичем, а женат он был на подьячей дочери Марфе Васильевой Богородной. Имя прабабушки тоже оставалось в тени. И было ли оно вообще известно?

В этом деле есть документ, говорящий о том, что «….Предки мои происходя из Древняго Дворянского рода продолжали служение свое по городу Зарайску по коему и деревни жалованные за собою имеют …отец мой Михайла Иванов сын Ляпунов находился в статской службе …в провинциальной канцелярии подканцеляристом». Значит, прапрадеда звали Михаил Иванович, а не так, как о нем писали ранее некоторые авторы.

Что касается самого прадеда, то о себе он указывает: «…Нижний чин пожалован в 774 годе. Секретарем в Курмышскую воеводскую канцелярию …Указом правительствующего Сената переведен в Уголовную Палату».

Далее он сообщает о том, что появилось препятствие по исполнению службы: «…Не могу сего исполнить, а между тем от понесенных по сей службе ревностных трудов лишился зрения совсем…». Он еще не подозревал, что болезнью глаз будут впоследствии страдать многие из его потомков: и сын Василий, и внук Михаил, и правнук Александр, и даже один из ныне живущих представителей (потомков) рода. Болезнь, к сожалению, оказалась наследственной.

При подаче прошения в 1795 году Александру Михайловичу минуло 56 лет. В документах конца XVIII века было принято указывать возраст, а не год рождения. Получается, что родился прадед братьев Ляпуновых приблизительно в 1738 году, а его сыну Василию, который станет дедушкой братьев Ляпуновых, в год подачи прошения исполнилось 16 лет.

Дедушка. Дело по представлению за 1834 год

Этот единственный в семье сын Василий будет работать бухгалтером, а затем синдиком в Казанском университете [9, с. 46]. Более подробную информацию о Василии Александровиче Ляпунове, и особенно о раннем периоде его жизни мы узнаем из следующего дела, обнаруженного в ЦАНО.

Это были документы «Дело по представлению…», собранные с целью занесения детей в родословную книгу, датированы они были 1834 годом и подавались Василием Александровичем Ляпуновым по представлению своих сыновей Виктора, Михаила и Андрея [4]. Ознакомление с ними принесло также немало сюрпризов.

Читать еще:  Портрет ольги пшеницыной в романе обломов. Образ агафьи пшеницыной в романе обломов сочинение

В деле есть такой документ, как «Формулярный Список о службе чиновника 6-го класса и кавалера ордена Святыя Анны 3-й степени Василия Александрова сына, Ляпунова, бухгалтера Императорского Казанского Университета за 1834 год» (рис. 2). В нем можно проследить все перемещения по службе, города, в которых он жил и работал.

Из документов явствует, что Василий Александрович в юности, начиная с 14-летнего возраста, какой-то период служил в Преображенском полку, хотя в сражениях, как таковых и не принимал участия. Для автора статьи это явилось полной неожиданностью. И местом его статской службы были не только Казань, а также Чебоксары и Иркутск. Как следует из формулярного списка, весь период со 2 декабря 1815 года по 10 апреля 1825 года Василий Александрович находился в отставке. А еще, кроме ордена Св. Анны, он «имел дворянскую бронзовую медаль на Владимирской ленте, медаль и знак отличия безпорочной службы XX летнего достоинства», также ему была объявлена благодарность за Отчет о денежных суммах по Казанскому университету, за 1827 год. [4].

Указано также, что «сыновья обучаются на своем иждивении Виктор в Университете студентом, а Михаил и Андрей в Казанской гимназии». Говорится в этом формулярном списке и о том, что у жены Василия Александровича было 16 десятин земли в Сергачском уезде при деревнях Уразовка и Ключищи.

В одном из документов дела есть информация о том, что сын Михаил Васильевич получил грамоту на дворянство за номером 498, а его братья Виктор – № 497, Андрей – № 499 (1834 год). Что касается дочерей, то им полагалось «на случай поступления их в казенные учебные заведения также порознь каждой, свидетельство о Дворянском их происхождении».

Рис. 2. Титул формулярного списка В.А. Ляпунова

К данному делу было приложено немало интереснейших документов. Например, выписки из метрических книг на дочерей, кроме Екатерины Васильевны, которая на тот момент еще не родилась. Дочерей Марфу, Глафиру и Елизавету, т.е. будущих теть братьев Ляпуновых, крестили в Казанской Крестовоздвиженской церкви, что при университете. В этих выписках говорится и о восприемниках. А это дает нам возможность узнать о родителях бабушки Анастасии Евсеевны, ведь ее мама была восприемницей (крестной) своих внучек Марфы и Елизаветы. В документе значится «Казанского умершего 3-й гильдии Купца Евсея Александровича Александрова жена вдова Александра Петровна (по мужу Александрова)». Теперь можно утверждать, что прадедом братьев Ляпуновых (по бабушке) был казанский купец 3-й гильдии Евсей Александрович Александров, а прабабушкой Александра Петровна Александрова.

Безусловно, что рассмотренные документы дел позволили осветить очень многие неизвестные ранее события и выявить новые факты, многое уточнить в биографии дедушки и прадедушек знаменитых братьев Ляпуновых и отобразить фрагмент обновленного родословного древа Ляпуновых (рис. 3).

Дела по внесению внуков и правнуков в родословную книгу

Пройдут годы, и в начале 1871 года вдова Михаила Васильевича Ляпунова Софья Александровна будет подавать заявление в то же Нижегородское Дворянское Собрание, чтобы ее сыновья Александр, Сергей и Борис были занесены в Дворянскую родословную книгу [5].

Рис. 3. Фрагмент родословного древа Ляпуновых

Но на этом ветвь нижегородских Ляпуновых не прервется. В 1913 году Сергей Михайлович Ляпунов напишет прошение о присоединении детей его: Георгия, Ксении, Андрея, Людмилы, Бориса, Анастасии, Ольги к дворянской родословной книге Нижегородской губернии к фамилии Ляпуновых [6].

Итак, мы рассмотрели дела, касающиеся занесения отдельных представителей древнего рода Ляпуновых в Родословные книги Нижегородской губернии. В основу этих ценных источников информации положены формулярные списки заявителей, копии метрических записей и т.п. Знакомство с ними позволило заполнить многочисленные пробелы в биографиях деда и прадедов знаменитых братьев Ляпуновых (о них мы написали в начале данной статьи), но и не только их. Потомство трех детей Василия Александровича Ляпунова – Виктора (1817–1856), Натальи (1819–1897) и Михаила (1820–1868) – оказалось необычайно даровитым. Примечательно, что все трое появились на свет в Плетнихе, родились практически в течение трех лет!

Сыновья Натальи станут химиками-органиками [9, с. 70]. Один из них, Александр Михайлович Зайцев, член-корреспондент Петербургской Академии наук, будет возглавлять кафедру органической химии Казанского университета около 40 лет.

Внук Виктора, Алексей Николаевич Крылов, станет выдающимся кораблестроителем, академиком. Другой его внук, Виктор Алексеевич Анри будет известным ученым, профессором, работавшим на стыке таких наук, как физика, химия, физиология и психология. Правнук Виктора, Алексей Андреевич Ляпунов, станет видным математиком, основоположником кибернетики в Советском Союзе, член-корреспондентом АН СССР.

У всех этих выдающихся людей были общие предки – нижегородские дворяне сельца Плетниха – тихого живописного местечка возле речки Курмышки.

Источники:

http://musicseasons.org/sergej-mixajlovich-lyapunov/
http://www.peoplelife.ru/173726
http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11655

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии