4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Информационные технологии в музыке. Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников

Инновационные технологии в работе музыкального руководителя

Автор: Любовь Максимова
Инновационные технологии в работе музыкального руководителя

“Без музыкального воспитания нет полноценного умственного развития ребёнка. Музыка – могучий источник мысли”. (К.Д. Ушинский)

Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольников является музыкальное воспитание детей. С усложнением и расширением педагогических задач и в связи с необходимостью расширения кругозора детей-дошкольников наряду с традиционными занятиями, которые выстраиваются по принципу многообразия видов музыкальной деятельности, я широко использую в своей практике тематические, комплексные, интегрированные, доминантные (по восприятию музыки, музыкально-ритмическим движениям, музицированию и т.п.), а так же познавательно-тематические (по творчеству какого-либо композитора, о балете, оперетте, опере и т.п.). Приобщение ребёнка к музыкальному искусству совершается самой музыкой. Но музыку надо услышать и понять. Этому способствует умелое использование разнообразных методов и приёмов музыкального воспитания детей, которые помогают нам, педагогам направлять малышей в процессе ознакомления их с музыкой. Я в своей работе стараюсь использовать новые формы развития эмоциональной сферы ребёнка, оригинальные средства обучения детей которые способствуют формированию гармоничной личности. Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития дошкольного учреждения становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников. Организация управления инновациями в дошкольном учреждении предполагает четыре взаимосвязанных этапа: 1) Поиск новых идей; 2) Формирование нововведения; 3) Реализация нововведения; 4) Закрепление новшества. На сегодняшний день в практике музыкального воспитания имеют место быть инновационные формы и виды деятельности для развития музыкальности ребёнка. 1. Коммуникативные игры и танцы. 2. Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые). 3. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые). 4. Речевое музицирование. 5. Ритмодекламации под музыку. (Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки – широко применялась композиторами ещё в XX веке. Её называли «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». Название же «ритмодекламация» подчёркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании.) 6. Игры звуками. 7. Элементарные формы музыкальной импровизации 8. Эвритмия. (Это — уравновешенность (элементов), слаженность, соразмерность, гармоничность) — искусство художественного движения, появившееся в начале ХХ века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи.) Эвритмия разработана Рудольфом Штейнером и получила широкое распространение в мире 9. Логоритмические упражнения 10. Элементарный музыкальный театр или детский мюзикл. В зависимости от целей и задач, поставленных педагогом, практически любую модель можно «развить» до уровня «театральной постановки», в которой могут сочетаться в самых разных соотношениях декламация, танец, пение, игра на инструментах, пантомима, театрализация, импровизация и др., а также дополняться художественно-изобразительная деятельность. Такие формы рождаются постепенно, иногда неожиданно, в процессе работы над моделью, очень нравятся детям и помогают им проявить себя в новой ситуации, по-иному взглянуть на уже известные вещи; обогащают художественные впечатления детей, способствуют развитию воображения и способности к импровизации. Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий. Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития. Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова. Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов. У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение. Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля. Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно. Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре. В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга. В своей работе еще использую методику К.Орфа. Методика Карла Орфа открывает для детей удивительный мир звуков: музыку дождя, солнца, ветра, сосульки, снежинки, которые можно так просто изобразить любым предметом – кубиком, бумагой, посудой, деревянными палочками и т.д. У детей воспитываются навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству. Принципы игровой народной педагогики К.Орфа. — Креативность – предполагает творческий подход к преподаванию музыки детям. Творит педагог, творит ребенок. Малышу предлагают сочинить мелодию, придумать простое движение, подобрать рифму. Для детей это очень важно: «я – сам поэт и композитор». — Вариативность подразумевает различные варианты, «вариации» при выполнении задания, разучивания песни или танца. Внесение новых, интересных элементов позволяет заинтересовать детей, избавляет от скучного, однообразного повторения. — Коммуникативность – важное качество, необходимое каждому в наше непростое время. На занятиях дети учатся общаться между собой, договариваться. Важным моментом в педагогике К. Орфа является соединение таких видов деятельности, как пение, движение, слушание с игрой, занятиями в оркестре. Как правило, все эти виды деятельности проходят одновременно, не мешая, а взаимодополняя друг друга. Для развития творческого потенциала детей широко использую ТРИЗ (теории решения изобретательских задач ). Автор ТРИЗ – Г.С.Альтшуллер – создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления. В настоящее время разработан комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и его основной компонент — воображение. Процесс обучения направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом — на формирование культуры мышления. Но, конечно же, особое место занимают музыкально-ритмические движения, как вид деятельности, развивающий внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность и эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Поэтому, одним из главных направлений своей работы я выбрала развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста. Как же вызвать у детей потребность в движении. Нужно движения преподносить им в интересной игровой форме. Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, а для того чтобы дети могли в движении передавать характер музыки, их необходимо обучить определенным двигательным умениям и ритмическим навыкам. И я использую анимационные танцы и флешмобы. В настоящее время во всем мире стало активно использоваться совершенно новое направление – анимация. Анимационная (от латинского anima – душа; animatus – одушевле¬ние) или досуговая, деятельность человека, прежде всего, связана с рекреацией (от англ. recreation – восстановление сил). В Толко¬вом словаре туристских терминов понятие «рекреация» опреде¬ляется как «расширенное воспроизводство сил человека (физиче¬ских, интеллектуальных и эмоциональных)». Что нужно для разучивания анимационных танцев: 1. Сначала надо выбрать музыку! Нужен средний темп и очень четкий ритм. Надо чтобы выбранная мелодия ложилась на ровный восмитактный счет. 2. Для каждого анимационного танца нужно создавать свой набор движений. Не надо, чтобы их было много! Восемь – десять штук будет достаточно. Надо выучить и самой станцевать весь составленный набор движений. Главное правило: должно быть удобно в танце! Если вы, танцуя, испытываете какой-то дискомфорт, значит, вы танцуете неправильно. Значит и детям будет не удобно. Плюс анимационных танцев в том, что здесь не нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень нравится. Анимационный танец с постепенным увеличением участников (очень удобно, для выхода всех гостей на танец.) Родители во время праздников с удовольствием танцуют с детьми. А вот в отличии от анимационных танцев, флешмоб требует хорошей подготовки . Флешмо́б или флэшмоб (от англ. flash mob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа; переводится как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится. И я использую такие танцы для праздников. Здесь важно отработать каждое движение. Такие танцы более нацелены на зрелищность, эстетику. В таких танцах можно смешать стиль, классику с хип-хопом, смориться очень эффектно. Подводя итоги своей концепции, мне хочется отметить, что я не остановлюсь на данном этапе своей работы, буду продолжать искать новые пути, формы, методы, приемы, инновационные технологии по развитию музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста. Таким образом, цель управления инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качеств

Читать еще:  Алексей воробьев инстаграмм официальная страница. Инстаграм Алексея Воробьева: женское расследование по фото

Информационные технологии в музыке. Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников

Овчинникова Анастасия Константиновна,

МБДОУ №20 «Югорка»,

ХМАО-Югра, г.Сургут,

учитель музыки

«Современные технологии музыкального воспитания и их использование».

Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания» — писала Н.А. Ветлугина.

Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Его основная и важнейшая цель – развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки

Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает в процессе различных видов деятельности развитие музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальныхинструментах.

Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:

— создание музыкальным руководителем условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;

— творческое развитие природной музыкальности ребенка;

— высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;

— помощь в формировании внутреннего мира и самопознания

(эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).

Сегодня музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. Методики и разработки Т.Боровик, А.Бурениной и Т.Сауко, Т.Тютюнниковой, О.Радыновой, М.Картушиной, постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Обруч», «Дошкольное воспитание» – все это,несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально — ритмических движений, музыкально-дидактических игр.

Во все виды музыкальной деятельности возможны включения средства новых информационных технологий.

Восприятие музыки: демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео. С помощью ИКТ дети виртуально попадают в концертный зал, изучают творчество композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики.

Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал, разнообразят впечатления детей.

В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия.
Эвритмия — искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который благотворно влияет на культуру движения детей. Цель эвритмии — развитие культуры движениядетей дошкольного возраста.

Занятия по эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы. В музыкальной эвритмии дети учатся двигаться в характере музыки, учатся чувствовать движение других. Игра — ведущая деятельность дошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии.

Главная особенность эвритмических упражнений – это акцентирование внимания на обучение музыкально-ритмическим движениям, на анализе внутренних процессов: мыслительных, эмоциональных.
Эвритмия включает в себя:
— ритмические игры;
— упражнения по развитию мелкой моторики, крупной моторики;
(упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы);
— пространственная ориентация;
— социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива);
— импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
— игропластика — специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях;
— игротанцы — танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.

Разученные музыкально-ритмические этюды, композиции широко используются в непосредственно образовательной деятельности по музыке, физической культуре, а также во всех режимных моментах дошкольной образовательной организации.

Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения.

Технология проектирования музыкально обогащённой среды.

При разработке материала и содержания музыкально – дидактических игр, направленных на развитие музыкальных способностей ребёнка, необходимо учитывать и особенности музыкального развития дошкольника. Подбирая музыкальные произведения к играм необходимо помнить о том, что они должны быть доступны восприятию ребёнка старшего дошкольного возраста. Организуя любую музыкальную игру, в том числе музыкально – дидактическую, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить своё «я».

Читать еще:  Как научиться танцевать лезгинку девочке 10 лет. Как научиться танцевать лезгинку в домашних условиях

Важным педагогическим условием, обеспечивающим успех музыкального развития детей, является организация развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Образовательная среда должна характеризоваться эмоциональным фоном, включающим творческую увлечённость, настрой на поиск, созидание. Творческая среда характеризуется, прежде всего, творческой атмосферой, которая способствует появлению новых идей, замыслов, развитию чувства психологической защищённости, а также разнообразным и богатым предметным наполнением.

Требования к проектированию музыкальной среды:

1) создание условий для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами — предметная среда должна быть со масштабна глазу, действиям руки и росту ребёнка;

2) оформление музыкальных мини – центров, уголков для детей старшего дошкольного возраста должно иметь дидактическую направленность;

3) каждый блок компонентов среды предусматривает ориентацию на представление всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие музыки, воспроизведение музыки – пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности, творчество – пособия, побуждающие к творчеству и импровизации).

Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств. Эстетика интерьера должна учитывать традиции детской культуры. Педагогическаясреда создаётся для предоставления детям возможности активной и разнообразной музыкально – творческой деятельности.

Технологии музыкально-ритмического воспитания

(программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной нацелена на гармоничное развитие личности, единство духовного и физического);

— Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.

— Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.

— Развитие музыкального слуха:музыкальных сенсорных способностей;

чувство ритма – способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии;

— слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;

— способности менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.

— Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений, развитие пружинящих, маховых движений выразительных жестов, элементов плясовых движений; развитие выразительности движений, умение передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей.

— Воспитание общительности, умение входить в контакт со взрослыми или ребенком.

— Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу, вперед, назад.

— Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек.

В данной технологии использую репертуар, представляющий собой песенки, тексты которые сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе с взрослыми или сверстниками.

Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» двигательных упражнений. Учитывая особенности детей к подражанию, я максимально выразительно и четко исполняю ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей. Эта технология дает мне возможность воспитывать малышей активными, энергичными ловкими, эмоциональными и счастливыми.

Технологии элементарного музицирования с дошкольними (использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования);

Элементарное музицировние дает возможность:

— развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;

— воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;

— проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;

— воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;

— тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.

Технологии обучения певческим навыкам Г.А. Струве «Хоровое сольфеджио» и В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», авторская методика А.В. Зарубы, помогают педагогу в решении задач обучения певческим навыкам;

Я считаю главным воспитание у ребенка «чуткого музыкального уха» и эмоциональной отзывчивости – именно тех компонентов музыкальности, без которых невозможно приобщить ребенка к миру прекрасного, невозможно и целостное развитие личности.

Я поставила себе цель: воспитать музыкально-творческого ребенка.

Для достижения этой цели я определила для себя задачи:

1. Стимулировать творческую активность дошкольников;

2. Побуждать к стремлению овладевать необходимым минимумом вокально-хоровых навыков;

3. Развивать музыкально-образное и ассоциативное мышление.

Технологии музыкотерапии – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. (концепция В. Петрушина)

Все эти технологии неотъемлемо связаны с музыкальным воспитанием, а

значит, могут быть применены для освоения современной музыки дошкольниками.

Использование современных технологий музыкального развития позволяют провести восприятие музыки через различные виды музыкальной деятельности: пение, обучение игре на детских музыкальных инструментах, театрализация, пластическое интонирование.

Я считаю необходимым применение наглядности с использованием произведений живописи, игровых методов и приемов, наблюдений и рассуждений о музыке.

Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если использовать следующие рекомендации:

— формировать представления детей о современной музыке и культуре в целом;

— обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными образцами современной музыки;

— побуждать активный интерес к музыке;

— воспитывать музыкальный вкус;

— приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности;

— стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности;

— стимулировать их нравственно- эстетические переживания и способность

к эмоциональной отзывчивости;

— побуждать к самостоятельным действиям и поиску ответов на вопросы;

— учить высказывать свои впечатления о музыке;

— развивать чувство уверенности в себе;

— разнообразить музыкальные впечатления детей.

Использованием различных методов и технологий, описанных в данной работе, пробуждает любопытство и сравнительно легко позволяет запомнить предлагаемый музыкальный материал. Эту особенность детской памяти педагогу всегда надо учитывать. Память ребенка – это его интерес. Так считают психологи, поэтому на протяжении всего дошкольного детства важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей, не забывая о том, что ребенку подчас и самому было бы интересно добывать информацию, а не только получать ее от педагога.

Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

ГБДОУ РД «РДС№1» «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА» Г.ИЗБЕРБАШ

«Применение инновационных технологий

в музыкальном воспитании дошкольников».

(из опыта работы)

Курлюк Елена Викторовна-

Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. И не потому, что изменилась природа самого ребенка, принципиально изменилась жизнь, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку .

Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности. Но особо, хотелось бы остановиться на применении ИКТ.

В условиях современного общества информационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей профессионализма.

В музыкальном воспитании дошкольников применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

Читать еще:  Банджо — музыкальный инструмент — история, фото, видео. Что такое банджо? Струны для банджо

Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации.

Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети обычно бывают более активными в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

К сожалению, пока нет специальной программы и методических пособий, которые помогут педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать компьютерные технологии, поэтому приходится самим осваивать этот новый вид деятельности педагога, и я хочу поделиться собственным опытом использования ИКТ в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» — музыкальная деятельность в детском саду.

Благодаря использованию современных технологий на музыкальных занятиях воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более насыщенным и интересным.

С помощью ИКТ реализуются следующие задачи:

— развитие музыкальных способностей дошкольников;

— дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;

— активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;

— формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве, познакомиться с миром природы, закрепить представления о себе, семье, обществе, искусстве.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.

Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому мною создана картотека электронных иллюстрации и презентаций к различным песням, требующим пояснения к тексту, различных распевок, в том числе и логопедических. Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, я используются видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с детьми просматривается на большом экране через проектор и обсуждается.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видероликов с танцевальных сайтов «Перлина», http://www.divadance.ru/ и др. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям. Также, использую видеоролики с танцами, которые исполняли наши воспитанники на утренниках, концертах и выступлениях на сцене ДК. Дети с удовольствием просматривают такие ролики и разучивают танцевальные движения.

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл? », «Музыкальный домик», «Угадай мелодию», «Кого встретил колобок», «Изучаем нотки» и многих других.

Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах можно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра дагестанских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснять, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.

Таким образом, практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

На сегодняшний день это тем более актуально, что и в должностные обязанности музыкального руководителя ДОУ входит знание «основ работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами) , владение «электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами».

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение. Использую компьютер для подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности и написания сценариев, нотных партитур, танцевальных партитур оформления дидактических игр и других методических материалов и для обобщения опыта и т. д.

Использую мультимедийные презентации на праздниках во всех возрастных группах, начиная со средней ( «Осень в гости к нам пришла» ,«Осень в Дагестане»,8 Марта, 9 Мая, выпуск в школу, музыкальных спектаклях «Приключения Незнайки», «Сакля кошки Шамай», «Храбрый мальчик», «Какая мама лучше?»» «Жемчужина Каспия-жемчужина дружбы», «Дюймовочка», «Красная шапочка на новый лад» и т.д развлечениях (викторина «Люби и знай родной свой край», «КВН «Город наш -Избербаш» и др.

Использование ИКТ происходит не только в работе с детьми. Консультации и семинары для воспитателей тоже проходят с использованием презентаций, слайд-шоу. Так, при знакомстве с оформлением музыкального уголка в группе детского сада педагоги смотрят красочную фотопрезентацию, где показаны разнообразные варианты расположения музыкальных инструментов в группе, представлена видеовыставка музыкальных игрушек-самоделок для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе.
На педагогических советах представляю мультимедийные презентации по темам «Один день из жизни детского сада», «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ» «Мастер-класс с родителями по изготовлению шумовых музыкальных инструментов» и др.

ИКТ позволяют в доступном виде представить документацию для воспитателей, специалистов и администрации (консультации, анализ мониторинга, ознакомление с годовым перспективным планом и отчет о проделанной работе и т.д.) .

Становится традицией включать презентации и на родительских собраниях, демонстрируя фотографии детей в повседневной жизни детского сада. В работе с родителями использую сайт детского сада, где размещаю консультации, фотографии с мероприятий, достижения воспитанников и др. И что особенно важно, ИК – технологии дают большие возможности для обработки и хранения музыкального материала.

В современной деятельности музыкального руководителя одну из важных функций имеет интернет–общение. Оно помогает обмену опытом с коллегами других регионов и стран через различные образовательные и личные сайты. Среди наиболее популярных:http://forum.in-ku.com//, сайт работников образования-http://nsportal.ru//;http://www.musical-sad.ru/, http: «MP3SORT.BIZ» // http://maam.ru/, https://infourok.ru и другие. Они позволяют найти необходимую информацию в доступном для детей дошкольного возраста виде и в кратчайшие сроки.

Однако педагогу дошкольного образования, применяющему ИК-технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыки для малышей остаются неоспоримыми.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников — это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!

Источники:

http://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/innovacionnye-tehnologii-v-rabote-muzyka.421/
http://2019.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/may/no-5162-sovremennye-tehnologii-muzykalnogo-vospitaniya-i-ih-ispolzovanie/
http://infourok.ru/innovacionnie-tehnologii-v-muzikalnom-vospitanii-doshkolnikov-3835645.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×