Инди-рок — независимое направление альтернативной музыки. Что такое инди-рок и какие группы к нему относятся

Инди-рок — независимое направление альтернативной музыки. Что такое инди-рок и какие группы к нему относятся

Направления рока: Indie Rock

Опубликовано: 2015-07-13 / Автор: Сергей Хмарук

Здравствуйте, дорогие друзья! Очередная информационно-ознакомительная статья из рубрики «Направления рока», в которой вы познакомитесь с еще одним стилем под названием Indie Rock, узнаете его особенности и тонкости, а также самый ярких представителей этого жанра.

Indie Rock (инди-рок) – это довольно обширный термин, который обозначает очень широкий диапазон стилей и подпольных музыкантов, которые объединены между собой причастностью к контркультуре и рок-музыке. Поначалу термин «инди» означал независимые лейблы, однако в последнее время его стали применять непосредственно по отношению к музыке, которая и выпускалась на этих лейблах.

В восьмидесятых термин «инди-рок» означал тоже самое, что и «альтернативный рок» и применялся с целью разделить рок-исполнителей по географическому принципу. Так, альтернативный рок был прерогативой американцев, а инди-рок – для британцев. После того, как представители гранжа и пост-панка пробились в мейнстрим, в девяностых термин стал обозначать андеграундных исполнителей, играющих альтернативный рок. В двухтысячных, в результате метаморфоз в музыкальной индустрии и увеличения доли интернета в продажах пластинок, инди-рок становится коммерчески рентабельным мероприятием, что привело к тому, что термин прочно закрепляется за соответствующей нишей музыкантов.

К настоящему моменту под понятием «инди-рок» понимается изящная, ретроспективная, мягкая музыка без агрессии и дисторшна. Кроме того, сюда причисляются также и не-роковые исполнители грустных и меланхолических баллад.

С первой половины восьмидесятых понятие «инди» стало использоваться по отношению к саунду, который выпускался на независимых лейблах пост-панковской музыки. Прообразом движения инди на территории Соединенных Штатов стала колледж-сцена, яркие представители которой пользовались неизменной популярностью на различных студенческих и аматорских радиостанциях. Главными группами данного течения стали R.E.M. и The Smiths. Играя в стилях джангл-поп, они составили серьезную и мощную конкуренцию популярному в то время синти-попу.

В то время, как джангл-поп был присущ исключительно Британской сцене, в Соединенных Штатах предпочитали куда более жесткую альтернативу и панк-музыку. Так, нойз-рок – это еще более хаотичное и резкое течение в панк-роке, в котором определенно подчеркивается громкий и искаженный звук электрогитары, а также мощные барабаны.

Зарождение британского инди-рок движения было ознаменовано работой таких групп, как The Wedding Present, в том числе Primal Scream и других. Они оказали мощное влияние на развитие более поздних поколений музыкантов альтернативной сцены и дали название обширной музыкальной нише.

В девяностых сцена альтернативного рока стала преобразовываться. Такие представители гранжа, как Nirvana, Soundgarden, Pearl Jam завоевали мейнстрим и стали коммерчески успешными проектами. Панк-движение вновь зарождается в лице таких банд, как The Offspring и Green Day. Они получили очень широкую популярность и причислялись журналистами к классической альтернативе. Параллельно с этим в Великобритании набрал мощных оборотов брит-поп. Он унаследовал много чего из инди-рока восьмидесятых и был представлен такими не менее известными коллективами, как Blur и Oasis. В результате всех вышеописанных метаморфоз понятие альтернативного рока потеряло свое исконного значение и наряду с инди стало обозначать легкие формы коммерчески прибыльной музыки.

Уже к концу девяностых в пределах indie rock стал выделяться перечень новых поджанров и сцен. В след за инди-попом возникли лоу-фай, нойз, эмо, пост-рок, а также мат-рок, спейс-рок и многие другие.

В нулевых в результате снижения продаж физических носителей и значительного увеличения значения интернета в продвижении музыки, конечно же, привело к тому, что целая плеяда инди-рок-групп добилась неимоверного успеха. В связи с этим обозначение «инди» стало применяться и ко всем другим формам популярной рок-музыки. В итоге современные музыкальные критики пришли к выводу, что к настоящему моменту термин «инди» утратил свое первоначальное значение.

Успех многих банд в начале двухтысячных неимоверно вдохновил многих молодых исполнителей, которые продолжили формировать современные веяния в рок-культуре. Некоторые из них копировали эстетику пост-панка, другие – гаражного рока. В конце десятилетия процесс генерации новых инди-групп стали называть довольно уничижительным описательным термином «лэндфил-инди». Данное понятие ввел некий Эндрю Харрисон в журнале о рок-музыке под названием The Word.

Сейчас большая часть инди-рок культуры России находится в андеграунде. Впрочем, некоторые из них участвуют в масштабных мероприятиях и даже известны на международной сцене.

Что такое инди-рок и какие группы к нему относятся

Содержание статьи

  • Что такое инди-рок и какие группы к нему относятся
  • Как определить стиль музыки
  • Что такое андеграунд
Читать еще:  Шишкин зима в лесу описание. Шедевры русских живописцев: описание картины Шишкина «Зима

История возникновения инди-рока

Инди-рок возник в 1980-х годах в Великобритании и США. В те года панк вышел из моды, и звукозаписывающие студии, издававшие его годами, оказались неактуальными и ушли в андеграунд. Такие студии стали называться независимыми, то есть indie. Однако большая часть музыкального рынка в те времена принадлежала крупным музыкальным лейблам, которые издавали исключительно исполнителей, представлявших коммерческую ценность. Со временем инди-студии стали появляться повсеместно, и у неформатных молодых исполнителей практически не возникало проблем с изданием альбомов. Всегда можно было обратиться в одну из инди-студий, которые с радостью брались за выпуск альтернативной музыки. Однако существовал один серьезный недостаток – независимые студии не гнались за прибылью и коммерческим успехом своих подопечных. Максимум, на что могли рассчитывать группы – это несколько десятков дисков записанных за деньги самих исполнителей.

В 80-х годах прошлого столетия образовалась целая плеяда молодых музыкантов, музыку которых называли колледж-роком. Эти команды играли музыку в стиле пост-рок, нойз-рок, шугейзинг и прочих неформатных направлениях. Из таких коллективов позже стали весьма популярными такие группы как The Smiths, Pixies, R.E.M. и New Order. Композиции этих исполнителей звучали на малобюджетных радиостанциях, а основную массу слушателей составляли друзья и однокурсники.

Однако со временем группы, игравшие в андеграунде, попали в мейнстрим. Такие группы как Nirvana, Pearl Jam и The Offspring стали олицетворением новой волны панка, а коллектив Oasis стал культовым на Британских островах. Прорыв этих музыкальных коллективов перевернул всё с ног на голову. Все группы, которые еще несколько лет назад относились к стилю инди, перестали таковыми быть. К исполнителям инди-рока теперь стали причисляться только те, кто не желал сотрудничать с большими лейблами и отказался от показа клипов на музыкальных телеканалах.

Какие группы сейчас можно относить к инди-року?

К инди-року можно причислить отдельные коллективы, которые открыто подчеркивают свою независимость от окружающих стилей. Это группы, играющие музыку, которая им нравится. Часто причисляют к исполнителям инди-рока The White Sptripes, The Strokes, The Black Keys и Arctic Monkeys. Однако популярность этих коллективов, число реализованных альбомов и выпущенных клипов опровергают эти утверждения.

Сейчас инди-рок – это малоизвестные коллективы, которые не гонятся за деньгами и славой. Это исполнители, довольствующиеся редкими выступлениями в клубах и барах. Такие группы играют музыку ради своего удовольствия и не продвигают себя в массы.

Музыка в стиле инди-рок: история

Журнал Eatmusic всегда любил и уважал инди-музыку. Музыка в стиле инди-рок – один из столпов сегодняшней качественной музыки, а большинство новых групп и исполнителей начинают именно с этого жанра. Поэтому было бы вполне логично рассказать читателям о том, что такое инди-рок, и как зарождался жанр.

Музыка в стиле инди-рок: история

Происхождение понятия

Сам термин “инди” происходит от английского independent – независимый. Формально он предполагает независимость от коммерческих интересов, модных тенденций и самостоятельную работу над собственным проектом (не только музыкальным). Проще говоря, следует идеологии DIY – Do It Yourself. В музыкальном контексте это означает, что группа, лейбл, или исполнитель самостоятельно пишут, записывают и выпускают новую музыку в противовес мейджорам – гигантам индустрии. Часто это не приносит прибыли, либо гонорары весьма скромные, записи выкладываются в свободный доступ, а многие группы тонут в бездне себе подобных. Но инди-музыка оказала колоссальное влияние на всю музыкальную индустрию, заставив крупных игроков начать бороться за многие из групп-представителей жанра.

При этом стоит оговориться, что далеко не вся независимая деятельность – это инди, и не вся музыка в стиле инди-рок независима. Но к этому мы вернемся.

Инди-музыка существовала всегда

Следуя концепции независимости от больших лейблов, можно сказать, что инди-музыка появилась в тот день, когда появился первый музыкальный лейбл. Но, по правде говоря, никто не знает, когда именно это произошло. Еще в 1950-х появились первые независимые лейблы. В США это были Sun Records, King Records и Stax. В Великобритании создание независимых лейблов тормозилось. Многие художники, артисты и музыканты открывали собственные инди-лейблы (хотя тогда термин еще отсутствовал) в виде магазинчиков для продажи собственной продукции, но их быстро закрывали или поглощали мейджоры.

Читать еще:  Музыкальные произведения которые вызывают разные эмоции радость. Влияние музыки на эмоциональную сферу человека

Для противостояния крупным игрокам рынка многие предприятия объединялись. Так, например, в США образовалась Национальная академия искусства и науки звукозаписи (NARAS), которая сейчас вручает Грэмми – самую авторитетную награду в мире музыки. Туда вошли 25 организаций. Среди них такие лейблы, как Herald, Ember и Atlantic Records, которые сейчас являются мейджорами. Это наглядный пример парадокса инди, когда независимый лейбл или коллектив становится настолько популярен, что больше не может приписывать себя к инди-культуре, хоть и делает качественный продукт, принесший ему эту популярность.

В 1970-х в тех же штатах появилась еще одна организация: National Association of Independent Record Distributors (NAIRD), которая в 2004 году стала A2IM – одной из крупнейших организаций, представляющих интересы независимых лейблов. Существовали корпорации и поменьше. Например, основанная в конце 1980-х Independent Music Association (IMA), достигшая численности в 1000 лейблов в 1990-е – лучшие свои годы. Или Affiliated Independent Record Companies (AIRCO), главным участником которого был панк-трэш-рок лейбл Mystic Records.

Всех компаний не перечесть, но из этого количества можно сделать три вывода. Во-первых, людям нужна альтернатива мейджорам. Во-вторых, музыка в стиле инди-рок – это целый пласт индустрии, который в значительной степени на эту индустрию влияет. И в-третьих, инди-музыка сформировала свой собственный музыкальный мир.

Эти три вывода привели к тому, что в 1980 году был сформирован первый Британский Инди-чарт (UK Indie Chart). Тогда же стало понятно, что индустрия нуждается в лучшей организации, а лейблы решили заняться самоидентификацией – находить фирменные черты своей организации и подбирать группы согласно собственным вкусам и интересам. Именно в это время термин “Indie” плотно засел не только в головах музыкантов и около музыкальных людей, но и у огромной армии поклонников независимой музыки.

Становление жанра в 1980-х

Несмотря на гигантское жанровое разнообразие, главным направлением инди-музыки является рок. Музыка в стиле инди-рок – это не поджанр. Это целая история, в которой есть победы, поражения, драмы, периоды расцвета, упадка, негатива и оптимизма, распады культовых групп, грандиозные воссоединения и даже кровная вражда.

Есть две главных территории развития инди-рока: Великобритания и США. И здесь надо отметить, что оба этих полюса сыграли огромную роль в популяризации жанра. Разница лишь в культурных и временных особенностях. Если в Великобритании условно создали инди-рок, то в США тенденцию подхватили и раскрутили. Так было до 2006 года, когда Arctic Monkeys показали, что такое Интернет, и открыли путь глобализации. А до этого…

Случай с The Smiths

Начнем с Великобритании 1980-х, когда название лейбла начало уступать место названию группы, которая на нем пишется. The Smiths – культовая инди-рок группа, образовавшаяся в 1982 году в Манчестере. Джонни Мар, гитарист и один из основателей, рассказывал, как круто было найти группу и записать с ней диск: “Там, где я родился, невероятно престижно самому записать диск. Если ты попал в группу, которая на это способна, и у тебя есть единомышленник, который мечтает о том же – это уже полдела”. К сожалению, не всем удавалось себя найти. Для многих слова “инди-рок” и “независимая музыка” стали визитной карточкой группы-неудачника, которую гоняли, и которая огрызалась на эти гонения, упорствуя в своей музыке. Никто не знает, сколько талантов мы потеряли в тот момент. Впрочем, наверняка многие группы тогда представляли собой действительно мусор. Однако вскоре всё изменилось. Виной этому – брит-поп. Именно брит-поп вывел независимую музыку из тесных андеграундных клубов на гигантские площади.

В 1980-х The Smiths были самой популярной инди-рок группой Великобритании. Парни любили выступать в небольших клубах, где можно было видеть глаза каждого поклонника, они не создавали ограждений между сценой и танцполом, они были на равных со зрителями. К 1986 году The Smiths собирали огромные концертные площадки даже в США, а новый лейбл твердил, что через пару выступления они станут вторыми U2. Но, как сказал Джонни Марр, не всем нужны вторые U2. Появилась неуверенность, и в 1987 году Марр покинул группу. Тогда эстафету перехватили The Stone Roses, вдохнувшие свежий, танцевальный воздух в брит-поп.

Одним из главных событий тех лет, показавших, как музыка в стиле инди-рок повлияла на массовую культуру и заставила обратить на себя внимание, стало выступление The Smiths на британском “голубом огоньке” Top Of The Pops в 1983 году. Джонни Марр рассказывал, что тот день был самым напряженным в их жизни, и что группа чувствовала себя совсем не в своей тарелке. Организаторы недоумевали, что The Smiths не будут переодеваться перед эфиром, а Моррисси захотел выйти на сцену с букетом гладиолусов вместо микрофона, чтобы люди видели, насколько это шоу неестественно. Хоть группа была из Манчестера, в контексте Top Of The Pops музыканты были инопланетянами.

Читать еще:  Под какой трек танцевала утяшева в танцах. «А где танец?»: номер Ляйсан Утяшевой вызвал неоднозначные оценки

Брит-поп 1990-х

Это шоу видел Ноэл Галлахер. В начале 1990-х он с братом Лиамом организовал другую культовую группу, ставшую самой популярной британской рок-группой в мире – Oasis. В 1993 году Oasis заключили контракт с известным инди-лейблом Creation Records и после нескольких туров стали одной из самых знаменитых групп Великобритании, собравших в 1996 году 250 тысяч человек на двухдневном фестивале в Небуорт. В тот день брит-поп достиг своего апогея. Жанр перестал быть народным.

Oasis

Недавно песню Oasis – Wonderwall – один из главных гимнов второго альбома (What’s the Story) Morning Glory? – признали самой британской песней в истории. Это неудивительно, ведь уже первый альбом Definitely Maybe носил в себе дух Британии с песнями Live Forever и Cigarettes & Alcohol. Музыкальный журналист Джон Робб назвал песни Oasis концентрацией всех лучших звуков брит-попа.

Но брит-поп не был бы брит-попом без главных популяризаторов направления и главных соперников Oasis – Blur. Дэймон Албарн и компания создали то, что стало новым молодежным гимном 1990-х – альбом Parklife (1994) и сингл Girls and Boys с диско-ударными, басами Duran Duran, грязными гитарами и текстом о сексе. Басист Алекс Джеймс заявил, что Girls and Boys отлично слушается, когда ты пьян, поэтому она так популярна у молодых людей. Группа победила в четырех из пяти номинаций на BRIT Awards 1995 года.

Нельзя обойти стороной и новаторов Suede, отыгравших жесткую Animal Nitrate перед тётями и дядями во фраках на светском конкурсе NME. Эффект брит-попа был настолько сильным, что на некоторое время инди-жанр встал в оцепенении, не зная, что делать дальше. Инди-рок перестал быть борьбой с мейнстримом, он сам стал мейнстримом. Все поняли, что альтернативная музыка, которую все считали вторым, а то и третьим сортом, вышла в топ с мультиплатиновыми пластинками и стадионами поклонников. Это то, что люди хотят слушать и покупать. Казалось, музыка в стиле инди-рок в тупике.

Выход из тупика

В этот момент появились The Libertines с Питом Доэрти и Карлом Баратом. Они демонстративно нарушали все правила, показав, что значит снова и снова пытаться пробиться из низов со своей музыкой, и вернули инди-музыку с высоты сцены стадиона на небольшую местную площадку. Доэрти дал весьма наглядную оценку того, кем были The Libertines: “Если Oasis – это голос кварталов муниципальной застройки, то The Libertines – голос того, кого спустили по водостоку в этих кварталах, и по пути он пытается вычислить, какой сегодня день”. Это парни без тормозов, дебоширы и бунтари, которые играли так, словно это последнее их выступление в жизни. Они, подобно The Smiths, рушили все барьеры между собой и фанатами.

К сожалению, группа распалась в 2004 (снова воссоединившись в 2015), но успела показать путь новым молодым группам. По этому пути пошли Kasabian (самые яркие представители брит-попа 2000-х), The Arctic Monkeys, которые до сих пор развиваются и исследуют новые территории, The Kooks – самый каноничный инди-бэнд, Franz Ferdinand – парни, которые не боятся дурачиться и выглядеть придурками, а также группы из США: The Killers, родившие целую эпоху американского инди-рока, Yeah Yeah Yeahs – иконы нью-йоркского андеграунда, The Strokes, чья простота и драйв позволили им стать лучшей рок-группой 2000-х, Interpol с их фирменным пост-панковским отчаянием и еще много десятков коллективов, у каждого из которых есть свой узнаваемый стиль и звук. Если в 1990-х было несколько условных лидеров в мире инди-рока, то к середине 2000-х их стало в разы больше по обе стороны океана.

Источники:

http://tvoya-gitara.ru/music/napravleniya-roka/napravleniya-roka-indie-rock
http://www.kakprosto.ru/kak-835934-chto-takoe-indi-rok-i-kakie-gruppy-k-nemu-otnosyatsya-
http://eatmusic.ru/muzyka-v-stile-indi-rok-istoriya/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии