Идея картины последний день помпеи. История создания картины: “Последний день Помпе́и” Карла Павловича Брюллова

Идея картины последний день помпеи. История создания картины: “Последний день Помпе́и” Карла Павловича Брюллова

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи»

Последний день Помпеи – картина, написанная в 1833 году. Работа над ней велась с 1830 года, хотя Брюллов делал перерывы во время написания. Нужно было осуществлять надзор над другими проектами, которые не могли существовать без внимания художника. Требовалось лично запускать некоторые проекты в ход, тем самым давая им новую жизнь.

История создания

Картина была написана во время итальянской поездки мастера. Брюллов должен был набраться опыта у своих западных коллег тем более, что его давно приглашали посетить выставки Италии. Посмотреть, в каких условиях работают и живут мастера. И как именно они стараются донести до публики конечные мысли.

Брюллов получил деньги на поездку у Российской Империи. Власти были не против поддержать начинающего художника, тем более что академия художеств лично ручалась за него. Нужно было только выдать оговоренную сумму денег, чтобы благодаря ей, юноша смог прожить. Работая над картинами, а не думая, откуда взять денег.

Изучая историю Италии, Карлу очень сильно понравился сюжет падения развитого города от руки стихий. В этом событии творец видел сакральную закономерность, которая постигнет каждого человека к некой мере. Рано или поздно, природа все равно возьмет свое.

Картина была удостоена разных наград. Итальянцы восторженно смотрели на гений, что сумел передать интересное событие прошлого в новой форме. Брюллов получит признание за границей, а после вернулся к себе домой.

Стиль написания

Картина была написана в четыре этапа. При этом, последний этап, по сути, длился несколько лет. Визуально картину можно поделить на две части – передний план, и задний. Так как Брюллов был выходцем стандартной школы изобразительно искусство, в данном аспекте он совершенно ничего не менял под свои личные цели. Мужчина просто следовал установленной логике, стараясь принять ее на веру. Нужно было следовать канонам, чтобы картины могли выставляться в массовом мире живописи.

Первый этап был трудный, однако, именно с него визуально и начинается картина. Это люди, которые хотят спастись от ужаса природы, и пережить эту ночь. Если смотреть на их детализацию, можно представить, сколько именно времени ушло на создание подобных образов. Даже тени на теле прорисованы до мельчайших подробностей. Детализация была доступна только потому, что Брюллов имел доступ к неограниченным ресурсам.

С помощью двойной обводки, и ретуширования методом наложения цвета поверх существующего слоя, художник мог спокойно выделять мелкие объекты, строя вокруг них переход световой гаммы. Вторым этапом стала обрисовка именно вулкана, что виднеется вдали. Нужно было сделать максимально интуитивное вхождения в картину, чтобы сначала в центре виделись люди, что в агонии стремятся сбежать из города. А уже после причина, почему.

Третий этап – небо, с необычайно ярким переходом от теплых цветов, к холодным и безжизненным. Таким образом Брюллов отмечал, что именно и почему произошло в тот роковой для Италии день. Поверх картина лакировалась мягким слоем спирта, дабы краска не могла пострадать от жары на выставке.

Последний день Помпеи в Государственном Русском музее

Сюжет

Картина изображает самый темный час в истории города Помпеи. День, когда огромный торговый центр Италии резко исчез с лица земли. Причиной стал именно вулкан, что до этого время спокойно спал, и не беспокоил жителей. Но в один момент времени, правила игры изменились. И пришлось погибать под слоем густой лавы, что хоронила людей в тех позах, что были у них в момент наступления смерти. Одна из самых крупных природных катастроф древнего мира.

Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Читать еще:  Что значит композиция. Что такое композиция и для чего она нужна? Что такое композиция в фотографии

Во время работы над этой картиной художник жил в Италии. В 1827 г. он попал на раскопки Помпеи, в которых участвовал и его брат Александр. Очевидно, тогда у него и родился замысел создать монументальную картину на историческую тему. О своих впечатлениях он писал: «Вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были еще обитаемы… Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом».

Процесс подготовки занял у Брюллова несколько лет – он изучал обычаи древней Италии, узнавал подробности катастрофы из писем очевидца трагедии Плиния Младшего к римскому историку Тациту, несколько раз бывал на раскопках, исследуя разрушенный город, делал зарисовки в археологическом музее Неаполя. Кроме того, источником вдохновения художника была опера Пачини «Последний день Помпеи», и он одевал своих натурщиков в костюмы участников этого спектакля.

Некоторые фигуры на своем полотне Брюллов изобразил в тех же позах, в которых нашли скелеты в окаменевшем пепле на месте трагедии. Образ юноши с матерью художник позаимствовал у Плиния – тот описывал, как во время извержения вулкана старушка просила сына оставить ее и бежать. Однако на картине были запечатлены не только исторические детали с документальной точностью, но и современники Брюллова.

В одном из персонажей Брюллов изобразил самого себя – это художник, который пытается спасти самое дорогое, что у него есть, – ящик с кистями и красками. Он словно застыл на минуту, стараясь запомнить картину, развернувшуюся перед ним. Кроме того, Брюллов в четырех образах запечатлел черты своей возлюбленной, графини Юлии Самойловой: это девушка, который несет на голове сосуд, мать, обнимающая дочерей, женщина, прижавшая к груди малыша, и знатная помпеянка, упавшая с разбитой колесницы.

Графиня Самойлова была одной из самых красивых и богатых женщин начала XIX в. Из-за скандальной репутации ей пришлось уехать из России и поселиться в Италии. Там у нее собирался весь цвет общества – композиторы, художники, дипломаты, артисты. Для своих вилл она часто заказывала скульптуры и картины, в том числе и у Карла Брюллова. Он написал несколько ее портретов, по которым и можно установить сходство с образами, изображенными в «Последнем дне Помпеи». Во всех картинах чувствуется его нежное отношение к Самойловой, о чем писал А. Бенуа: «Вероятно, благодаря особенному его отношению к изображаемому лицу, ему удалось выразить столько огня и страсти, что при взгляде на них сразу становится ясной вся сатанинская прелесть его модели. ». Их роман с перерывами длился 16 лет, и за это время Брюллов даже успел жениться и развестись.

Художник старался быть максимально точным в передаче деталей, поэтому и сегодня можно установить выбранное Брюлловым место действия – это Геркуланские ворота, за которыми начиналась «Улица гробниц» – место погребения с пышными усыпальницами. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – писал он в одном из писем. В 1820-е гг. эта часть погибшего города была уже хорошо расчищена, что позволило художнику максимально точно воспроизвести архитектуру. Вулканологи обращали внимание на то, что Брюллов очень достоверно изобразил землетрясение мощностью в 8 баллов – именно так рушатся строения при подземных толчках такой силы.

На картине изображены несколько групп персонажей, каждая из которых – это отдельная история на фоне общей катастрофы, но это «многоголосие» не разрушает впечатления художественной целостности картины. Из-за этой особенности она была подобна заключительной сцене спектакля, в которой соединяются все сюжетные линии. Об этом писал Гоголь в статье, посвященной «Последнему дню Помпеи», сравнивая картину «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки». Писатель обратил внимание и на еще одну особенность: «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой».

Читать еще:  Виды проклятий. Как проклинать человека словами? Что будет с человеком, который проклинает другого

Когда спустя 6 лет, в 1833 г. работа была завершена и картина была выставлена в Риме и в Милане, Брюллова ждал настоящий триумф. Итальянцы не скрывали своего восторга и оказывали художнику всевозможные почести: на улице перед ним прохожие снимали шляпы, при его появлении в театре все поднимались с мест, возле дверей его дома собиралось много людей, чтобы поприветствовать живописца. Вальтер Скотт, который на тот момент был в Риме, просидел перед картиной несколько часов, а потом подошел к Брюллову и сказал: «Я ожидал увидеть исторический роман. Но Вы создали много больше. Это – эпопея…»

В июле 1834 г. картину привезли в Россию, и тут успех Брюллова был не менее ошеломительным. Гоголь называл «Последний день Помпеи» «всемирным созданием», в котором «все так мощно, так смело, так гармонично сведено в одно, как только это могло возникнуть в голове гения всеобщего». Баратынский написал хвалебную оду в честь Брюллова, строки из которой впоследствии стали афоризмом: «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день!». А Пушкин посвятил этой картине стихи:
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Трагедия города Помпеи и его последний день на карине Карла Брюллова

В горе мы одиноки, но именно трагедия обнажает все наши чувства, снимает все покровы и делает нас настоящими. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» — это несколько историй о людях, которые лицом к лицу столкнулись со смертью и жестокой стихией.

Как создавалась картина

В 79 году произошло извержение вулкана Везувий, повлекшее за собой гибель роскошного античного города. В 1833 мир увидел полотно «Последний день Помпеи», и описание картины будет неполным, если не рассказать о том, что произошло между двумя этими событиями.

С 79 года вулкан просыпался много раз, но не настолько разрушительно. В 18 веке у людей проснулся интерес к античности и начались раскопки древних городов. В 1822 году художник Карл Брюллов отправился в Италию. В основном, рисовал он картины из итальянской повседневной жизни, но тяготел к более масштабным полотнам. Так, в 1825 он создал копию рафаэлевской «Афинской школы». В 1827 вместе с братом-архитектором художник попал на раскопки города Помпеи. Все увиденное долго не отпускала автора. Так и родилась идея картины Последний день Помпеи. Самое первое упоминание художника о работе над картиной датируется мартом 1828 года. Тогда же Брюллов побывал в Неаполе снова, надеясь увидеть новое извержение Везувия, но, как назло, вулкан затих именно тогда, когда приехал Брюллов.

Следующие несколько лет Брюллов посвятил подготовке материала. Он изучал древнеримские обычаи, делал зарисовки в музее Неаполя, вдохновлялся шедеврами живописи Возрождения, не раз посещал разрушенный город. Кстати, некоторых персонажей на картине автор написал в тех же позах, в которых нашли останки в окаменевшем пепле на развалинах Помпей. На поиски композиции для нового полотна, а также на создание первых эскизов автора вдохновила малоизвестная картина Рафаэля «Пожар в Борго». Заказчиком картины стал юный князь Анатолий Демидов, а подтолкнула его сделать заказ графина Самойлова. К ней мы еще вернемся.

Читать еще:  Прямой эфир — Детектор лжи для тайного мужа Жанны Фриске. Прямой эфир — Детектор лжи для тайного мужа Жанны Фриске Смотреть передачу прямой эфир про жанну фриске

Описание картины

Полотно «Последний день Помпей» создано на стыке классицизма и романтизма. Композиция вполне в духе классицизма, ведь все эпизоды заключены в треугольник. Тем не менее, посвящена картина реальной трагедии народа, а не идеализированному образу, что делает ее произведением в стиле романтизм.

Новаторской ее делает решение Брюллова изобразить двойное освещение – от Везувия и молнии. Это получилось сделать двумя цветами: горячим красным и сине-зеленым.

Как в театре развязка приводит на одну сцену всех действующих лиц, так и гибель Помпей привела всех героев к воротам, за которыми ждет смерть.

Декорацией стали Геркуланские ворота, за которыми начиналась Улица гробниц, то есть, местное кладбище. Это символично, но именно с этого ракурса лучше всего было видно вулкан.

Итак, Последний день Помпей – это несколько историй, сплетенных воедино:

Здесь нет главного героя, но центральными персонажами являются знатная дама, погибшая при падении с колесницы и ее маленький сын, который, кажется, не понял, что потерял мать. Они символизируют падение античного мира и рождение на его осколках нового. Вероятнее всего, натурщицей была графиня Самойлова, которая много лет была любовницей Брюллова. Изобразил ее на картине Брюллов еще в нескольких образах:

  • Женщина с сосудом на голове;
  • Мать с двумя маленькими девочками;
  • Женщина с мужем и младенцем.

Также видна колесница, с которой эта дама упала, ее и возницу влекут подальше от катастрофы обезумевшие лошади.

На заднем плане есть еще одна лошадь, которая поднялась на дыбы. Это символ безумной стихии.

Один из самых сильных персонажей – юноша, уговаривающий мать бежать с ним. Это тот самый Плиний, который выжил в этой катастрофе и описал ее в письмах Тациту.

Не менее цепляют и двое юношей, несущих на руках своего отца ( обратите внимание, в ногах у них крутится собака) а также молодой жених с погибшей возлюбленной.

Еще одна семья на картине – молодая женщина с младенцем и муж, пытающийся прикрыть их плащом. Моделью для него послужил итальянский спортсмен Доминико Марини.

Автопортрет

Себя и свою возлюбленную автор изобразил среди людей, которые пытаются скрыться в гробнице. Среди них есть художник, пытающийся спасти самое ценное, кисти и краски, а также запомнить все увиденное. Это и есть Брюллов. Вероятнее всего, этим Брюллов рассказал о том, что художник всегда является соучастником всех событий. Среди других персонажей, толпящихся возле гробницы, примечателен вор, подбирающий чужое золото.

Тема религии на полотне тоже затронута. Так, трудно сказать, кому молится девочка, сидящая около мамы и сестры. Рядом с ними стоит христианский священник. Он, кажется, принял свою участь и чувствует себя в безопасности. На заднем плане же пытается убежать перепуганный языческий жрец, как символ ухода старого мира и язычества. Именно на фоне катаклизма так четко обозначается уход старого и возникновение нового. До падения римской империи еще несколько веков, но уже прекрасно видно, что античность догорает вместе с молниями и вулканом.

Триумфальное шествие полотна началось с Милана, в 1836 году картина приехала в Россию, и не могла не вызвать шквал эмоций. Поэмы, стихи, рецензии. «Последний день Помпеи» покорил Боратынского и Пушкина, Гоголя, написавшего внушительную статью, посвященную полотну.

Сегодня шедевр находится в Государственном Русском Музее, а несколько лет назад картина стала одной из звезд клипа группы «Ленинград». Шутка. Очень надеемся, что современников она будоражила и до выхода хулиганского видео.

Источники:

http://wpainting.ru/bryullov/opisanie-kartiny-poslednij-den-pompei.html
http://kulturologia.ru/blogs/240818/40224/
http://topkartin.ru/kartiny/pompei

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии