0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Идеологический спор и его роль в произведениях русской литературы XIX века (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

Анализ «Преступление и наказание» Достоевский

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» – самое известное произведение писателя, вошедшее в золотой фонд мировой литературы. Написанное в тяжелый период жизненных испытаний автора, оно затрагивает многие серьезные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день. Роман достаточно сложный и глубокий, однако подробный анализ произведения поможет лучше понять основную мысль и проблематику романа, поступки главных героев. «Преступление и наказание» анализ требует наиболее полный, и особенно полезным он будет для учеников 10 класса при подготовке к ЕГЭ по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Преступление и наказание.

Год написания – 1866 г.

История создания – Замысел «Преступления и наказания» Достоевский вынашивал во время своего пребывания на каторге, во период сильнейших душевных переживаний.

Тема – Отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоев населения, безнадежности их существования и озлобленности на весь мир.

Композиция – Роман состоит из шести частей и эпилога. Каждая часть разбита на 6-7 глав. В первой части описывается образ жизни главного героя и совершенное им преступление, в последующих частях – последовавшее за ним наказание, в эпилоге – раскаяние главного героя.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр

Бонус

  • Тест по произведению

История создания

Во время своего пребывания на каторге Федор Михайлович вынужден был общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными уголовниками – убийцами и ворами. Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришел к выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на почве страшного отчаяния. После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие средств к существованию, отправлялись в большие города, где пьянствовали, грабили и убивали.

Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм и внутренних конфликтов. По плану произведение задумывалось как исповедь Раскольникова, в котором раскрывался духовный опыт главного героя. Однако во время написания романа автор стал понимать, что не в состоянии ограничиться переживаниями одного Раскольникова – сюжет требовал большей глубины и наполненности. Отнесшись с большой долей критики к написанному материалу, Достоевский сжег практически завершенный роман и написал его заново – таким, каким знает его весь литературный мир.

Проблема у писателя возникла и с названием произведения. Было несколько рабочих версий, среди которых «Рассказ преступника», «Под судом». В результате он остановился на варианте «Преступление и наказание». Суть и смысл названия романа заключается не только в уголовном наказании за совершение преступления, но, прежде всего, в душевных муках преступника. Любое злодеяние влечет за собой неизбежное наказание, и скрыться от него невозможно.

Над романом Федор Михайлович трудился в 1865-1866 годах, и сразу после завершения он был опубликован в популярном журнале «Русский вестник». Реакция на произведение была весьма неоднозначной, от резкого неприятия до бурного восхищения.

В 80-х годах 19 столетия роман был переведен на многие европейские языки. Влияние его на мировой литературный процесс оказался огромным: писатели стали развивать тему, затронутую Достоевским и, порой, откровенно подражать классику, в разных городах мира были поставлены театральные постановки, позже нетленное произведение было многократно экранизировано.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Главная тема произведения – угнетенность и ужасающая бедность большей части общества, печальное положение которого мало кого интересует. Также красной линией проходит тема заблуждений личности и вынужденного бунта вследствие удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности.

Проблема ложных убеждений, затронутая в романе, является актуальной во все времена. Теория, которой был подвержен Раскольников, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.

Читать еще:  В какой серии луффи встретится с дедушкой. Сколько всего будет серий в Ван пис и Хвост феи

В своем романе Достоевский хотел донести свои христианские представления о жизни, согласно которым нужно стараться жить нравственно, не поддаваясь гордыне, похоти, эгоизму. Жить ради ближних, творить добро, жертвовать собственными интересами на благо общества – вот чему учит писатель. Именно по этой причине в конце эпилога Родион Раскольников приходит к вере, которая является спасением его измученной души, и обретает надежду на спасение.

Композиция

Структурная композиция «Преступления и наказания» довольно проста: роман состоит их 6 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6-7 глав.

Роман делится на две составляющие: в первой описаны мытарства главного героя, его рассуждения и, в итоге, совершенное им преступление. Затем следует наказание и саморазоблачение Раскольникова, и этому посвящены оставшиеся 5 частей произведения.

Характерной особенностью романа является некоторая непоследовательность в хронологии поступков Раскольникова. Этим автор хотел подчеркнуть нестабильность внутреннего состояния главного героя, его потерянность. Прекрасным дополнением к настроению Раскольникова являются темные, серые улицы Петербурга, описанию которых Достоевский выделил немало места в произведении.

В заключительной части романа – эпилоге – писатель указал на возможное исцеление Раскольникова благодаря искреннему раскаянию и вере в Бога. Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря его полному переосмыслению своей жизни, поступков, ценностей.

Большое внимание Достоевский уделил не только бедному студенту, но и другим центральным персонажам: Разумихину, Дуне Раскольниковой, Пульхерии Александровне, Соне Мармеладовой, Свидригайлову. Характер каждого из них описан ярко, красочно, взаимодействие этих героев прекрасно дополняют общую картину, показанную автором. Несмотря на хитросплетение сюжетных линий, все они, так или иначе, связаны с Раскольниковым. Примечательно, что многих описанных героев ожидает трагическая судьба, и к концу романа лишь немногие останутся в живых.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Преступления и наказания».

«Преступление и наказание» относится к психологическому и философскому роману. Сам Федор Михайлович называл свое детище «психологическим отчетом одного преступления». Это уникальное литературное произведение, в котором искусно переплетены детективная, криминальная, социальная, психологическая, философская и любовная составляющие. В нем гармонично сочетаются пугающая реальность обыденной жизни и фантастика, представленная снами Раскольникова.

Если говорить о литературном направлении романа, то он полностью соответствует «реализму».

Презентация по литературе на тему: ««Русская литература XIX века. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Теория «сильной личности» Р.Раскольникова»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: «Русская литература XIX века. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Теория «сильной личности» Р. Раскольникова».

Эпиграф «Что спасает человека, когда уже некуда идти?» (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)

Проблемный вопрос: Имеет ли человек право на убийство, даже если он совершает его ради благородной цели ?

Ф.М. Достоевский (1821-1881)

Своеобразие идейной позиции Ф.М. Достоевского После потрясения каторгой , разочаровавшись в идеях социалистической утопии, у Достоевского появляется интерес к православной христианской этике. Начинается новый период в его жизни и творчестве, названный III периодом, рассветом творчества писателя, последним рассветом (последние 15 лет). Он отказывается от крайних революционных форм борьбы и деятельности. Утверждает религиозно-нравственные взгляды. Основой произведений становится гуманизм. Именно в это время создается новый жанр — полифонический роман.

— так сформулировал Достоевский свой главный творческий принцип.

Замысел романа «Преступление и наказание» Большинство исследователей творчества Достоевского считали, что роман создавался «на основе глубоких и печальных раздумий писателя над важнейшими проблемами времени». Главный мотив романа- падение нравственности, человеческого разобщения, роста преступности, трагедии «маленького человека», попытавшегося доказать, что он «право имеет».

Прототипы Раскольникова Прототип персонажа (литература, искусство, кинематограф) — первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа. Прототипы Раскольникова – 1. Герасим Чистов 2. А.Т. Неофитов 3. Пьер-Франсуа Ласенер

Фрагмент сцены суда над Р. Раскольниковым

Петербург Какую роль играет город в романе «Преступление и наказание»?

Читать еще:  Характеристика главных героев рассказа макар чудра. Главные герои рассказа Горького «Макар Чудра», характеристика с цитатами

Кто же он, главный герой романа, Р. Раскольников? молод, беден, «находится в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию», «был замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен»,вынужден оставить университет из-за невозможности оплачивать его, задолжал квартирной хозяйке, вынужден закладывать вещи у процентщицы, голоден, крайне возбужден».

Антигуманный смысл теории Раскольникова Достоевский проникает глубже в душу преступника и за идеи заблуждения доброго сердца, убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел открывает самую страшную и чудовищную для него идею- «идею Наполеона», идею власти, идею, разделяющую человечество на две неравные части: большинство- «тварь дрожащая», «вши», «пыль», «материал» и меньшинство- «властелины», необыкновенные люди, призванные от рождения управлять большинством, стоящие вне закона и имеющие право во имя нужных им целей переступать через закон. Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови. Основная формула теории Раскольникова «За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения». Одна смерть и сто жизней взамен. «Да ведь тут арифметика!» Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?

Социологический опрос Имеет ли право человек на убийство, даже если он совершает его ради благородных целей? От 13 до 18 л. От 20 до 30л. От 40 до 60л. 60%не имеет права 40% имеет право 72% не имеет права 92% не имеет права

А что нам говорит закон? С точки зрения права, человек не должен подменять собой закон и суд. Только суд имеет право вершить судьбу виновного. ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это противоправное виновное действие или бездействие вменяемого лица, за которое законом предусмотрена криминальная ответственность. За умышленное убийство Уголовный Кодекс России предусматривает от 6 до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение.

Что не учел Раскольников, проверяя свою теорию? Что-то более высокое, чем логические доводы рассудка, побеждает его волю. Раскольников не выдерживает тяжб с собственной совестью. Эта борьба совести, протестующей против пролитой крови, и разума, оправдывающего кровь, и составляет главную драму Раскольникова. Обладая сильной волей и холодным, логическим разумом, Раскольников был «убежден, что задуманное им- не преступление. Но, несмотря на убежденность, после содеянного «мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его». Та часть натуры, от которой Раскольников пытался всеми силами избавиться, которую он считал своей слабостью, на практике оказалось сущностью его, силой его, возможностью возродиться к новой жизни. Но это уже, как говорит Достоевский, — «другая история».

Что спасает человечество? «Что может спасти человечество? Только любовь спасет мир! Любите друг друга! И будьте с Богом!» (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание») «Вера в непогрешимость собственных идей- это «моровая язва», «способная уничтожить все человечество». Противостоять ей может только любовь- и не ко всеобщему благу, а к конкретному человеку.»(С. Федоров) Удержи человека от выполнения теории.

«Есть один закон- закон нравственный». Каково бы ни было происхождение этого закона, он существует в душе человека и не допускает своего нарушения. Раскольников попробовал его нарушить — и пал. И так должен пасть каждый, кто, обладая нравственным сознанием, нарушает нравственный закон. Закон человеческой совести. Все, даже самые идейные мерила добра, правды и разума меркнут пред величием и значительностью самой реальности человеческого существа, перед его духовностью. «Не убий»-нельзя убить человека…(Библейская заповедь)

«Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди. должны ощущать на свете великую грусть». Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

Домашнее задание Написать творческую работу на тему: 1. Гуманистический смысл романа заключается в … 2. Для меня Ф. М. Достоевский – это…? 3. Чему учит нас роман «Преступление и наказание»? Форма: -эссе; -сочинение; -творческое исследование.

Идеологический роман «Преступление и наказание»

С такими мыслями приступал Достоевский к одному из ключевых произведений своего творчества — к роману «Преступление и наказание». Это одна из самых сложных книг в истории мировой литературы. Писатель работал над нею в условиях трудного времени конца 60-х годов, когда Россия вступила в сумеречную, переходную эпоху. Начался спад общественного движения шестидесятников, в стране поднялась волна правительственной реакции: лидеры революционного движения были арестованы, крестьянские бунты подавлены, надежды революционеров-демократов на крестьянскую революцию оказались несостоятельными.

Читать еще:  Как создавалась комедия горе от ума. «История создания и анализ комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С

«Куда идти? Чего искать? Каких держаться руководящих истин? — задавал тогда тревожный вопрос М. Е. Салтыков-Щедрин.- Старые идеалы сваливаются со своих пьедесталов, а новые не нарождаются. Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить и живет в силу каких-то принципов, тех самых принципов, которым оно не верит». Положение усугублялось тем, что раздиравшие дореформенную Россию социальные противоречия к концу 60-х годов не только не сгладились, но еще более обострились. Половинчатая крестьянская реформа ввергла страну в мучительную ситуацию двойного социального кризиса: незалеченные крепостнические язвы осложнились новыми, буржуазными. Нарастал распад вековых духовных ценностей, смешались представления о добре и зле, циничный собственник стал героем современности.

В атмосфере идейного бездорожья и социальной расшатанности угрожающе проявились первые симптомы общественной болезни, которая принесет неисчислимые беды человечеству XX века. Достоевский одним из первых в мировой литературе дал ей точный социальный диагноз и суровый нравственный приговор. Вспомним сон Раскольникова накануне его душевного исцеления: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали».

Что это за «моровая язва» и о каких «трихинах» идет здесь речь? Достоевский видел, как пореформенная ломка, разрушая вековые устои общества, освобождала человеческую индивидуальность от культурных традиций, преданий и авторитетов, от исторической памяти. Личность выпадала из «экологической» системы культуры, теряла самоориентацию и попадала в слепую зависимость от «самоновейшей» науки, от «последних слов» идейной жизни общества. Особенно опасным это было для молодежи из средних и мелких слоев общества. Человек «случайного племени», одинокий юноша-разночинец, брошенный в круговорот общественных страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром. Не укорененный в народном бытии, лишенный прочной культурной почвы, он оказывался беззащитным перед соблазном власти «недоконченных» идей, сомнительных общественных теорий, которые носились в «газообразном» обществе пореформенной России. Юноша легко становился их рабом, исступленным их служителем, а идеи обретали в его неокрепшей душе деспотическую силу и овладевали его жизнью и судьбой.

Фиксируя трагические проявления новой общественной болезни, Достоевский создал особый роман — идеологический. По замечанию исследователя К.Ф. Корякина, Достоевский «одержим мыслью о том, что идеи вырастают не в книгах, а в умах и сердцах, и что высеиваются они тоже не на бумагу, а в людские души. Достоевский понял, что за внешне привлекательные, математически выверенные (*45) и абсолютно неопровержимые силлогизмы приходится порой расплачиваться кровью, кровью большой и к тому же не своей, чужой».

В основе драматического конфликта романов Достоевского — борьба одержимых идеями людей. Это и столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы, это и мучительная борьба теории с жизнью в душе каждого одержимого человека. Изображение общественной ломки, связанной с развитием буржуазных отношений, Достоевский сочетает с исследованием противоречивых политических взглядов и философских теорий, которые это развитие определяют.

Герой Достоевского — не только непосредственный участник событий, но и человек, идеологически оценивающий происходящее. Бросая идеи в души людей, Достоевский испытывает их человечностью. Романы его не только отражают, но и опережают действительность: они проверяют на судьбах героев жизнеспособность тех идей, которые еще не вошли в практику, не стали «материальной силой». Оперируя «недоконченными», «недовоплощенными» идеями, романист забегает вперед, предвосхищает конфликты, которые станут достоянием общественной жизни XX века. То, что казалось современникам писателя «фантастическим», подтверждалось последующими судьбами человечества.

Вот почему Достоевский и по сей день не перестает быть современным писателем как в нашей стране, так и за рубежом.

Источники:

http://obrazovaka.ru/sochinenie/prestuplenie-i-nakazanie/analiz-proizvedeniya-dostoevskogo.html
http://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-russkaya-literatura-i-veka-fm-dostoevskiy-roman-prestuplenie-i-nakazanie-teoriya-silnoy-lichn-871065.html
http://www.rlspace.com/ideologicheskij-roman-prestuplenie-i-nakazanie/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector