Художественный вымысел в литературе. Вымысел художественный – изображаемые в художественной литературе события

Художественный вымысел в литературе. Вымысел художественный – изображаемые в художественной литературе события

вымысел художественный

вымысел художественный

изображаемые в художественной литературе события, персонажи, обстоятельства, не существующие на самом деле. Вымысел не претендует на то, чтобы быть истинным, но и не является ложью. Это особый род художественной условности, и автор произведения, и читатели понимают, что описываемых происшествий и героев в действительности не было, но вместе с тем воспринимают изображаемое как то, что могло бы быть в нашей повседневной земной жизни или в каком-то другом мире.
В фольклоре роль и место вымысла были строго ограничены: вымышленные сюжеты и герои допускались только в сказках. В мировой литературе вымысел укоренился постепенно, когда произведения словесности начали восприниматься как художественные сочинения, призванные удивлять, восхищать и развлекать. Литературы Др. Востока, древнегреческая и римская литературы в первые века своего существования не знали вымысла как осознанного приёма. Они повествовали либо о богах и мифологических героях и их деяниях, либо об исторических событиях и их участниках. Всё это считалось истинным, происходившим в реальности. Однако уже в 5–6 вв. до н. э. древнегреческие писатели перестают воспринимать мифологические сюжеты как повествования о реальных событиях. В 4 в. философ Аристотель в трактате «Поэтика» утверждал, что основное отличие литературных сочинений от исторических произведений заключается в том, что историки пишут о тех событиях, которые происходили в реальности, а писатели – о тех, которые могли бы произойти.
В начале нашей эры в древнегреческой и римской литературе формируется жанр романа, в котором художественный вымысел – основа повествования. С героями романов (как правило, это влюблённые юноша и девушка) происходят самые невероятные приключения, но в конце концов влюблённые счастливо соединяются. По своему происхождению вымысел в романе во многом связан с сюжетами сказок. С позднеантичных времён роман становится главным литературным жанром, в котором обязателен вымысел. Позднее, в Средние века и в эпоху Возрождения, к ним присоединяется малый прозаический жанр с неожиданным развитием сюжета – новелла. В Новое время формируются жанры повести и рассказа, также неразрывно связанные с художественным вымыслом.
В западноевропейской средневековой литературе художественный вымысел свойствен прежде всего стихотворным и прозаическим рыцарским романам. В 17–18 вв. в европейской литературе был очень популярен жанр авантюрного романа. Сюжеты авантюрных романов строились из неожиданных и опасных приключений, участниками которых были персонажи.
Древнерусская литература, имевшая религиозный характер и ставившая своей целью раскрытие истин христианской веры, до 17 в. не знала вымысла, который считался неполезным и греховным. Невероятные с точки зрения физических и биологических законов жизни события (напр., чудеса в житиях святых) воспринимались как истинные.
Разные литературные направления не одинаково относились к художественному вымыслу. Классицизм, реализм и натурализм требовали достоверности, правдоподобия и ограничивали воображение писателя: произвол авторской фантазии не приветствовался. Барокко, романтизм, модернизм благосклонно относились к праву сочинителя изображать события, невероятные с точки зрения обыденного сознания или законов земной жизни.
Художественный вымысел разнолик. Он может не отступать от правдоподобия в изображении повседневной жизни, как в реалистических романах, но может и полностью порывать с требованиями соответствия реальности, как во многих модернистских романах (напр., в романе рус. писателя-символиста А. Белого «Петербург»), как в литературных сказках (напр., в сказках немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана, в сказках датского писателя Х. К. Андерсена, в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина) или в родственных сказкам произведениях в жанре романа-фэнтези (напр., в романах Дж. Толкина и К. Льюиса). Художественный вымысел – неотъемлемая черта исторических романов, даже если все их герои являются реальными лицами. В литературе границы между художественным вымыслом и достоверностью очень условны и подвижны: их трудно провести в жанре мемуаров, художественных автобиографий, литературных биографий, рассказывающих о жизни известных людей.

Читать еще:  Роман отцы и дети основные проблемы. Проблематика и поэтика романа Тургенева «Отцы и дети» И.С

Литературная Энциклопедия – В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ – А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Читайте также в Литературной энциклопедии :

Вымысл ВЫМЫСЛ. Этимология этого слова — приставка вы и корень мысл — дают возможность определить то содержание, которое связывается с звуковой формой. Приставка вы обозначает .

Выразительные средства стиля ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СТИЛЯ — система выражения, возникающая в результате сочетания отдельных словесных единиц поэтического произведения в определенное словесное целое.

Высоцкий Владимир Семёнович (1938, Москва – 1980, там же), русский поэт, артист. В произведениях Высоцкого отчётливо ощущался социальный протест против несправедливости, его глу.

Вымысел художественный – изображаемые в художественной литературе события

Теория литературы. Вымысел художественный – изображаемые в художественной литературе события, персонажи, обстоятельства, не существующие на самом деле. Вымысел не претендует на то, чтобы быть истинным, но и не является ложью. Это особый род художественной условности, и автор произведения, и читатели понимают, что описываемых происшествий и героев в действительности не было, но вместе с тем воспринимают изображаемое как то, что могло бы быть в нашей повседневной земной жизни или в каком-то другом мире. Художественный вымысел разнолик. Он может не отступать от правдоподобия в изображении повседневной жизни, как в реалистических романах, но может и полностью порывать с требованиями соответствия реальности, как во многих модернистских романах (напр., в романе рус. писателя-символиста А. Белого «Петербург»), как в литературных сказках (напр., в сказках немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана, в сказках датского писателя Х. К. Андерсена, в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина) или в родственных сказкам произведениях в жанре романа-фэнтези (напр., в романах Дж. Толкина и К. Льюиса). Художественный вымысел – неотъемлемая черта исторических романов, даже если все их герои являются реальными лицами. В литературе границы между художественным вымыслом и достоверностью очень условны и подвижны: их трудно провести в жанре мемуаров, художественных автобиографий, литературных биографий, рассказывающих о жизни известных людей. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

Читать еще:  Александр Панайотов: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото. Александр Панайотов (певец) биография, фото, личная жизнь

Слайд 10 из презентации «Литература». Размер архива с презентацией 98 КБ.

Теория литературы

«Теория и история литературы» – Народность литературы. С помощью детали писатель выделяет событие. Психологизм. Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет. Дискуссия развернулась в 1840-е гг. Подтекст – это смысл, скрытый «под» текстом. Арсенал художественных средств освоения внутренней жизни человека. Историзм литературы. Историзм. Психологизм Толстого и Достоевского — это художественное выражение. Тия, в которых неизбежно участвуют все слои общества.

«Основы теории литературы» – Пушкин. Вечные темы в художественной литературе. Речевая характеристика героя. Способ. Монолог. Персонажи. Сказ. Пример противопоставления. Пафос. Эмоциональное содержание художественного произведения. Содержание произведения. Вечные темы. Теория литературы. Пафос состоит из разновидностей. Исторические лица. Фабула. Временный признак. Фабулярное развитие. Два способа создания речевых характеристик.

«Вопросы по теории литературы» – События в произведении. Аллегория. Намеренное употребление в тексте одинаковых слов. Внутренний монолог. Перифраз. Гротеск. Символ. Выразительная подробность. Описание внешности персонажа. Эпилог. Термин. Эпические произведения. Способ отображения внутреннего состояния. Средство, помогающее описать героя. Описание природы. Род литературы. Сюжет. Интерьер. Пламя таланта. Экспозиция.

«Теория литературы» – Пафос. Сарказм. Послание. Задания. Притча. Очерк. Деталь. Автор. Развязка. Сюжет. Внутренний монолог. Тема и идея. Стиль. Баллада. Литературные роды. Сочетание строк. Ремарка. Реминисценция. Гротеск. Комедия. Художественный прием. Трагическое. Эпиграмма. Персонаж. Подтекст. Авторская позиция. Конфликт. Стадии развития действия. Гимн. Лирика. Проблема. Психологизм. Идея. Пейзаж. Завязка. Литературные роды и жанры.

«Теория литературы в школе» – Реализм. Драматические жанры. Фольклор. Художественное время. Сюжет. Литературные роды. Тема художественного произведения. Жанры фольклора. Портрет. Авторская позиция. Обобщенный образ человеческой индивидуальности. Классицизм. Сентиментализм. Символизм. Содержание и форма литературного произведения. Лирические жанры. Баллада. Литературный процесс. Художественная литература как искусство слова. Пафос.

«Литература» – Модернизм. Условное обозначение периода культуры конца ХIХ – середины ХХ в.. Художественный образ. Величайшим фантастикой мира является Э. Т. Гофман. Художественный метод в литературе и искусстве. Сентиментализм. Постмодернизм – направление в литературе, эстетике, философии XX века. Особое место в поэтике. Поэтика. Футуризм. Реализм, это — верность жизни, это — такая манера творчества. Акмеисты или адамисты.

Читать еще:  Рисование яблоня с золотыми яблоками в старшей. Конспект занятия в старшей группе «Яблоко – волшебный фрукт

Всего в разделе «Теория литературы» 7 презентаций

вымысел художественный

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Смотреть что такое “вымысел художественный” в других словарях:

вымысел художественный — см. художественный вымысел … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

вымысел художественный — средство создания художественных образов: присущая только искусству форма воссоздания и отображения жизни в сюжетах и образах, не имеющих прямой соотнесенности с реальностью. Мера В. х. в произведении может быть различна: существует установка на… … Словарь литературоведческих терминов

ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, деятельность воображения писателя, которая выступает как формообразующая сила и приводит к созданию сюжетов и образов, не имеющих прямых соответствий в предшествующем искусстве и реальности. Обнаруживая творческую энергию… … Литературный энциклопедический словарь

ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — специфический акт художественного творчества, способствующий конструированию мыслимых и возможных вариантов бытия, представлению того, что может и должно быть. Продуктивные свойства В. основаны на работе воображения (Воображение художественное),… … Эстетика: Словарь

ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ — Если бы он запачкал брюки разными красками, он не стал бы лгать вам по этому поводу, но все же создал бы впечатление, что испачкался, скатываясь с радуги. Марк Твен В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем… … Сводная энциклопедия афоризмов

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — всеобщая категория художеств. творчества, средство и форма освоения жизни искусством. Под образом нередко понимается элемент или часть произв., обладающие как бы еамостоят. существованием и значением (напр., в литературе образ персонажа,… … Философская энциклопедия

вымысел — сла, м. 1) только ед. В художественном творчестве: плод воображения писателя, то, что создано его фантазией. Писать без вымысла нельзя. (А. Н. Толстой). Художественность без вымысла невозможна, не существует (Горький). Синонимы: фанта/зия 2)… … Популярный словарь русского языка

Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества: присущая искусству (См. Искусство) форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко понимается элемент или часть… … Большая советская энциклопедия

вымысел — сла; м. 1. То, что создано воображением, фантазией. Художественный, поэтический, творческий в. 2. Выдумка, измышление, ложь. Досужие вымыслы. Обывательские вымыслы. Отличить в. от правды. Не верить вымыслу … Энциклопедический словарь

вымысел — сла; м. 1) То, что создано воображением, фантазией. Художественный, поэтический, творческий вы/мысел. 2) Выдумка, измышление, ложь. Досужие вымыслы. Обывательские вымыслы. Отличить вы/мысел от правды. Не верить вымыслу … Словарь многих выражений

Источники:

http://alcala.ru/literaturnaia-enciklopedia/slovar-V/2350.shtml
http://v.5literatura.net:10/teorija-literatury/Literatura/010-Vymysel-khudozhestvennyj-izobrazhaemye-v-khudozhestvennoj-literature.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/4931/%D0%B2%D1%8B%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%B5%D0%BB

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии