Художественный образ как искусствоведческое и литературоведческое понятие. Своеобразие художественной образности в творчестве писателей-романтиков

Художественный образ как искусствоведческое и литературоведческое понятие. Своеобразие художественной образности в творчестве писателей-романтиков

Художественный образ

Художественный образ является одной из важнейших категорий эстетики, определяющих суть искусства, его специфику. Само искусство часто понимается как мышление в образах и противопоставляется мышлению концептуальному, возникшему на более позднем этапе человеческого развития. Мысль о том, что первоначально люди мыслили конкретными образами (иначе они еще просто не умели) и что абстрактное мышление возникло значительно позже, развивал еще Дж. Вико в книге “Основания новой науки об общей природе наций” (1725). “Поэты, – писал Вико, – раньше образовали поэтическую (образную. – Ред.) речь, составляя частые идеи. а появившиеся впоследствии народы образовали прозаическую речь, соединяя в каждом отдельном слове, как бы в одном родовом понятии, те части, которые уже составила поэтическая речь. Например, из следующей поэтической фразы: “Кровь кипит в моем сердце” народы сделали одно-единственное слово “гнев”.

Архаическое мышление, а точнее говоря, образное отражение и моделирование действительности сохранилось до настоящего времени и является основным в художественном творчестве. И не только в творчестве. Образное “мышление” составляет основу человеческого мироощущения, в котором образно-фантастически отражается действительность. Другими словами, каждый из нас привносит в представляемую им картину мира некоторую долю своего воображения. Не случайно исследователи глубинной психологии от З. Фрейда до Э. Фромма так часто указывали на близость сновидений и художественных произведений.

Итак, художественный образ есть конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности. Образ передает реальность и в то же время создает новый вымышленный мир, который воспринимается нами как существующий на самом деле. “Образ многолик и многосоставен, включая все моменты органического взаимопревращения действительного и духовного; через образ, соединяющий субъективное с объективным, сущностное с возможным, единичное с общим, идеальное с реальным, вырабатывается согласие всех этих противостоящих друг другу сфер бытия, их всеобъемлющая гармония ” [1] .

Говоря о художественных образах, имеют в виду образы героев, действующих лиц произведения и, разумеется, прежде всего, людей. И это правильно. Однако в понятие “художественный образ” часто включаются также различные предметы или явления, изображенные в произведении. Некоторые ученые протестуют против такого широкого понимания художественного образа, считая неправильным употребление понятий наподобие “образ дерева” (листвень в “Прощании с Матерой” В. Распутина или дуб в “Войне и мире” Л. Толстого), “образ народа” (в том же романе-эпопее Толстого). В подобных случаях предлагается говорить об образной детали, каковой может быть дерево, и об идее, теме или проблеме народа. Еще сложнее обстоит дело с изображением животных. В некоторых известных произведениях (“Каштанка” и “Белолобый” А. Чехова, “Холстомер” Л. Толстого) животное фигурирует в качестве центрального персонажа, психология и мировосприятие которого воспроизводятся весьма обстоятельно. И все же существует принципиальное отличие образа человека от образа животного, не позволяющее, в частности, серьезно анализировать последний, ибо в самом художественном изображении присутствует нарочитость (внутренний мир животного характеризуется посредством понятий, относящихся к человеческой психологии).

Очевидно, что с полным основанием в понятие “художественный образ” могут быть включены лишь изображения персонажей-людей. В иных же случаях употребление этого термина предполагает некоторую долю условности, хотя и “расширительное” его использование вполне допустимо.

Для отечественного литературоведения “особенно характерен подход к образу как к живому и целостному организму, в наибольшей степени способному к постижению полной истины бытия. В сравнении с западной наукой понятие “образа” в русском и советском литературоведении само является более “образным”, многозначным, имея менее дифференцированную сферу употребления. Вся полнота значений русского понятия “образ” показывается лишь целым рядом англо-американских терминов. – symbol, copy, fiction, figure, icon. ” [2] .

По характеру обобщенности художественные образы можно разделить на индивидуальные, хара́ктерные, типические, образы-мотивы, топосы и архетипы.

Индивидуальные образы характеризуются самобытностью, неповторимостью. Они обычно являются плодом воображения писателя. Индивидуальные образы чаще всего встречаются у романтиков и писателей-фантастов. Таковы, например, Квазимодо в “Соборе Парижской Богоматери” В. Гюго, Демон в одноименной поэме М. Лермонтова, Воланд в “Мастере и Маргарите” М. Булгакова.

Характерный образ, в отличие от индивидуального, является обобщающим. В нем содержатся общие черты характеров и нравов, присущие многим людям определенной эпохи и ее общественных сфер (персонажи “Братьев Карамазовых” Ф. Достоевского, пьес А. Островского, “Саги о Форсайтах” Дж. Голсуорси).

Типичный образ представляет собой высшую ступень образа характерного. Типичное – это наиболее вероятное, так сказать, образцовое для определенной эпохи. Изображение типичных образов было одной из главных целей, равно как и достижений реалистической литературы XIX века. Достаточно вспомнить отца Горио и Гобсека О. Бальзака, Анну Каренину и Платона Каратаева Л. Толстого, мадам Бовари Г. Флобера и др. Порой в художественном образе могут быть запечатлены как социально-исторические приметы эпохи, так и общечеловеческие черты характера того или иного героя (так называемые вечные образы) – Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Обломов, Тартюф.

Образы-мотивы и топосы выходят за рамки индивидуальных образов-героев. Образ-мотив – это устойчиво повторяющаяся в творчестве какого-либо писателя тема, выраженная в различных аспектах с помощью варьирования наиболее значимых ее элементов (“деревенская Русь” у С. Есенина, “Прекрасная Дама” у А. Блока).

Топос (греч. topos – место, местность, букв, значение – общее место) обозначает общие и типичные образы, создаваемые в литературе целой эпохи, нации, а не в творчестве отдельного автора. Примером может служить образ “маленького человека” в творчестве русских писателей – от А. Пушкина и Н. Гоголя до М. Зощенко и А. Платонова.

Читать еще:  Как посчитать штрафные санкции по ставке рефинансирования. Расчет неустойки по ставке рефинансирования

В последнее время в науке о литературе очень широко используется понятие “архетип” (от греч. arc he – начало и typos – образ). Впервые этот термин встречается у немецких романтиков в начале XIX века, однако подлинную жизнь в различных сферах знания дали ему работы швейцарского психолога К. Юнга (1875–1961). Юнг понимал архетип как общечеловеческий образ, бессознательно передающийся из поколения в поколение. Чаще всего архетипами являются мифологические образы. Последними, по Юнгу, буквально “нашпиговано” все человечество, причем архетипы гнездятся в подсознании человека, независимо от его национальности, образования или вкусов. “Мне как врачу, – писал Юнг, – приходилось выявлять образы греческой мифологии в бреду чистокровных негров”.

Гениальные (“визионарные”, по терминологии Юнга) писатели не только носят в себе эти образы, как и все люди, но и способны их репродуцировать, причем репродукция не является простой копией, а наполняется новым, современным содержанием. В этой связи К. Юнг сравнивает архетипы с руслами пересохших рек, которые всегда готовы наполниться новой водой.

В значительной степени к юнгианскому пониманию архетипа близок широко распространенный в литературоведении термин “мифологема” (в англоязычной литературе – “мифема”). Последний, подобно архетипу, включает в себя как мифологические образы, так и мифологические сюжеты или их части.

Много внимания в литературоведении уделяется проблеме соотношения образа и символа. Проблема эта ставилась еще в средние века, в частности Фомой Аквинским (XIII в.). Он считал, что художественный образ должен отражать не столько видимый мир, сколько выражать то, что нельзя воспринять органами чувств. Так понятый образ фактически превращался в символ. В понимании Фомы Аквинского этот символ был призван выражать прежде всего божественную сущность. Позже, у поэтов-символистов XIX–XX веков, образы-символы могли нести и земное содержание (“глаза бедняков” у Ш. Бодлера, “желтые окна” у А. Блока). Художественный образ не обязательно должен быть “сухим” и оторванным от предметной, чувственной реальности, как это прокламировал Фома Аквинский. Блоковская Незнакомка – пример великолепного символа и одновременно полнокровный живой образ, отлично вписанный в “предметную”, земную реальность.

Философы и литераторы (Вико, Гегель, Белинский и др.), определявшие искусство как “мышление в образах”, несколько упрощали сущность и функции художественного образа. Подобное упрощение характерно и для некоторых современных теоретиков, в лучшем случае определяющих образ как особый “иконический” знак (семиотика, отчасти структурализм). Очевидно, что посредством образов не только мыслят (или мыслили первобытные люди, как справедливо отмечал Дж. Вико), но и чувствуют, не только “отражают” действительность, но и творят особый эстетический мир, тем самым изменяя и облагораживая мир реальный.

Функции, выполняемые художественным образом, многочисленны и чрезвычайно важны. Они включают в себя эстетические, познавательные, воспитательные, коммуникативные и др. возможности. Ограничимся лишь одним примером. Иногда созданный гениальным художником литературный образ активно воздействует на саму жизнь. Так, подражая гётевскому Вертеру (“Страдания юного Вертера”, 1774), многие молодые люди, как и герой романа, кончали жизнь самоубийством.

Структура художественного образа одновременно и консервативна, и изменчива. Любой художественный образ включает в себя как реальные впечатления автора, так и вымысел, однако по мере развития искусства соотношение между этими составляющими меняется. Так, в образах литературы эпохи Возрождения на первый план выдвигаются титанические страсти героев, в эпоху Просвещения объектом изображения преимущественно становится “естественный” человек и рационализм, в реалистической литературе XIX века писатели стремятся к всестороннему охвату действительности, открывая для себя противоречивость человеческой натуры, и т. д.

Если говорить об исторических судьбах образа, то едва ли есть основание отделять древнее образное мышление от современного. Вместе с тем для каждой новой эпохи возникает потребность нового прочтения образов, созданных прежде. “Подвергаясь многочисленным истолкованиям, проецирующим образ в плоскость определенных фактов, тенденций, идей, образ продолжает свою работу отображения и преображения действительности уже за пределами текста – в умах и жизнях сменяющихся поколений читателей” [3] .

Художественный образ – одна из самых многогранных и сложных литературоведческих и философских категорий. И неудивительно, что посвященная ему научная литература чрезвычайно велика. Образ исследуется не только литераторами и философами, но и мифологами, антропологами, лингвистами, историками и психологами.

  • [1] Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 252.
  • [2] Литературный энциклопедический словарь. С. 256.
  • [3] Литературный энциклопедический словарь. С. 255.

Художественный образ в литературоведении

Происхождение художественного образа

Художественный образ является неотъемлемой частью понимания эстетики.

Образное мышление часто противопоставляется концептуальному мышлению. Считается, что первым появилось образное мышление, а мышление, основанное на концептах, возникло на более позднем этапе развития человека. Эту идею развивал Дж. Вико в своей работе «Основания новой науки об общей природе наций» 1725 года.

До настоящего времени в художественном творчестве основным является образное мышление и архаическое моделирование действительности. Когда мы читаем некое поэтическое произведение, где обязательно фигурируют художественные образы, мы сами того не замечая, вносим в представляемую поэтом картину мира долю своего воображения. Это не удивительно, так как известные исследователи психологии человека указывали на близость сновидений и художественных произведений.

Что такое художественный образ

Художественный образ – это конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности. Художественный образ неоднозначная категория, с одной стороны, он передает окружающую действительность, с другой он создает вымышленную реальность. Эта вымышленная реальность воспринимается читающим как существующая на самом деле.

Читать еще:  На сколько лет посадили филиппа лиса. Суд вынес приговор создателю «группы смерти» Филиппу Лису

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Художественный образ является категорией многосоставной и многогранной. Он соединяет в себе органическое взаимодействие материального и духовного. Образ соединяет в себе противостоящие друг другу сферы. Образ соединяет субъективное и объективное, существующие с возможным, единичное с общим, идеальное с реальным, в результате этого взаимодействия вырабатывается согласите и гармония.

Художественный образ – образ человека

Когда мы говорим о художественном образе, в первую очередь мы имеем ввиду образа человека, героя произведения, действующих лиц. Художественный образ может включать в себя и образ предметов и явлений. Однако не все ученые согласны с такое трактовой. Многие критикуют столь широкое понимание художественного образа, например, «образ народа». В подобных случаях следует говорить об идее, теме или проблеме народа.

Еще более сложно стоит вопрос в тех случаях, когда центральным персонажем произведения является животное, например, в таких произведениях как «Каштанка», «Белолобый», «Холстомер». В подобных работах психология и мировоззрение живого существа воспринимаются опосредованно. Однако нельзя воспринимать образ животного так же, как и образ человека, так или иначе образ животного будет подвергнут анализу посредством понятий, относящихся к человеческой психологии.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Таким образом, можно сделать вывод, что в концепт «художественный образ» могут быть включены только человеческие персонажи.

Классификация художественных образов

Художественные образы можно классифицировать на:

  • индивидуальные
  • хара́ктерные
  • типические
  • образы-мотивы
  • топосы
  • архетипы

Отличительной особенностью индивидуального художественного образа является его самобытность и необычность. Чаще всего такие образы представляют собой плод воображения самого автора. Индивидуальные художественные образы в большей степени характерны для творчества писателей романтиков и писателей фантастов, например, Квазимодо в “Соборе Парижской Богоматери” В. Гюго, Воланд в “Мастере и Маргарите” М. Булгакова.

Характерный художественный образ отличается от индивидуального в первую очередь тем, что он является обобщающим. В таких образах запечатлены характеристики, нравы, особенности людей той эпохи, о которой идет речь в художественном произведении, например, персонажи “Братьев Карамазовых” Ф. Достоевского.

Типичный художественный образ подразумевает наивысшую степень характерного образа. Иными словами, в данном случае под «типичным» понимается наиболее вероятное, характерное, образцовое для определенной эпохи. Типичные художественные образы были обязательными для реалистической литературы XIX века. Примерами типичных художественных образов можно назвать отца Горио О. Бальзака, Анну Каренину Л. Толстого, мадам Бовари Г. Флобера и др. Часто в типичном художественном образе автор может отразить как социально-исторические характеристики эпохи, так и общечеловеческие черты характера персонажа.

Такие понятия как образы-мотивы и топосы выходят за границы индивидуального образа. Под образом-мотивом понимают часто повторяющуюся тему в творчестве писателя, например, «деревенская Русь» у С. Есенина, «Прекрасная Дама» у А. Блока.

Под топосом понимают общие и типичные образы, которые были созданы в литературе в определенную эпоху, или в литературе определенной нации, а не отдельно взятого писателя. Например, образ «маленького человека», который присутствует в творчестве таких писателей как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголя, М. Зощенко, А. Платонова.

Такое понятие как «архетип» все чаще и чаще начинает встречаться в концепции литературоведения. Смыслом это понятие наполнил швейцарский психолог К. Юнг. По К. Юнгу, архетип — это общечеловеческий образ, бессознательно передающийся из поколения в поколение. Архетип имеет связь с мифологическим миром. Писатели, как и все люди носят в себе эти архетипы, но кроме этого они еще могут наполнять эти архетипы новым современным содержанием. В литературе существует такое понятие как «мифологема», которое имеет прямую близость с понятием «архетип». Отличие мифологемы от архетипа заключается в том, что по мимо образа она включает в себя еще и мифологические сюжеты.

Художественный образ и символ

Проблема соотношения образа и символа начала волновать издевателей еще в XIII веке. По мнению известного итальянского философа средневековья Фомы Аквинского, задача художественного образа состоит не только в том, чтобы отразить мир реальный, главным для образа является отражение того, что человек не может воспринять по средствам органов чувств.

Позже такие философы и литераторы как Вико, Гегель, Белинский упростили понимание образа, для них образ представлял собой некий «иконический» знак.

Функции и структура художественного образа

Художественный образ несет в себе множество важных функций. Основными из них являются:

  • эстетическая функция
  • познавательная функция
  • воспитательная функция
  • коммуникативная функция

Образ, который создал автор прямым или косвенным образом влияет на реальную жизнь. В качестве пример можно привести тот факт, что, подражая главному герою произведения «Страдания юного Вертера», Гете Вертеру, как и герой романа, молодые люди прибегали к суициду.

Структура художественного образа неоднозначна. С одной стороны, она консервативна, с дугой изменчива. Образ, который создается писателем включает в себя как впечатления автора из реальной жизни, так и вымышленные элементы. В разные эпохи и в разных литературных направлениях на первый план выносятся разные элементы. Каждая новая эпоха требует нового прочтения образов, которые были созданы ранее.

Так или иначе, художественный образ представляет собой достаточно сложный литературоведческий и философский концепт. Это понятие изучается не только в рамках литературоведения, но и в рамках психологии, антропологии, мифологии и истории.

Читать еще:  Как россияне относятся к белорусам. За что белорусы не любят русских«Русские часто повторяют, что их никто не любит и домогаются любви, принимая ее отсутствие за нелюбовь

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Понятия художественный метод, литературное направление, литературное течение, литературный стиль. Отличие литературоведческого стиля от лингвистического.

Художественный метод — это способ освоения и отображения мира, совокупность основных творческих принципов образного отражения жизни. О методе можно говорить как о структуре художественного мышления писателя, определяющей его подход к действительности и ее воссозданию в свете определенного эстетического идеала. Через метод мы постигаем те творческие принципы, благодаря которым писатель воспроизводит действительность: отбор, оценка, типизация (обобщение), художественное воплощение характеров, явлений жизни в историческом преломлении. Метод проявляется в строе мыслей и чувств героев литературного произведения, в мотивировках их поведения, поступков, в соотношении характеров и событий, в соответствии жизненного пути, судеб персонажей социально-историческим обстоятельствам эпохи.

Художественный метод — система принципов отбора жизненного материала, его оценки, принципов и преобладающих форм художественного обобщения и переосмысления. Он характеризует комплекс факторов: целостное идеологическое, оценочное, индивидуально-неповторимое, социальное отношение художника к действительности, к сознательно или стихийно отраженным потребностям, идеологическим и художественным традициям. Художественный метод во многом определяет специфику художественного образа.

Худо́жественный стиль – Система языковых средств и идей, характерных для того или иного литературного произведения, жанра, автора или литературного направления (Стиль Гоголя. Романтический стиль).В этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т.п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т.п. Троп (от др.-греч. τρόπος — оборот) — в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Литературное направление – это совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ. Существуют следующие литературные направления:

1. Барокко (порт. perola barrocco – жемчужина неправильной формы).

Появляется с сер. 16 – 17 века в искусстве многих европейских стран (особенно в Италии и Испании). Больше всего проявляется в манере письма или живописном изображении. Выделяются такие важные черты барокко:

– склонность к иносказательности, аллегоризму,

– соединение комического и трагического,

– обилие стилистических украшений в художественной речи.

Ярким представителем барокко был П. Кальдерон. В России черты этого стиля проявились в поэзии С.Полоцкого, С.Медведева, К.Истомина. Основные произведения барокко: Э.Тезауро “Подзорная труба Аристотеля”, Б.Грасиан “Остромыслие, или Искусство изощренного ума”.

2.Классицизм -(лат. classicus -образцовый) литературное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в., в основе которого (по С.П. Белокуровой (3)):

1. Признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности – художественной нормой.

2. Принцип рационализма и “подражания природе”.

4. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.

5. Подчеркнутая объективность повествования.

6. Строгая иерархия жанров

3.Сентиментализм -(от фр. sentiment — чувство, чувствительность) — литературное направление второй половины XVIII в. – нач. XIX в. (3). Основные жанры – сентиментальный роман, повесть, дневник, путешествие, письмо, элегия, послание.

В произведениях этого направления человеческая личность трактовалась как отзывчивая, способная к состраданию, гуманная, добрая, обладающая высокими нравственными принципами. Крупнейшие представители в европейской литературе – Л. Стерн (“Сентиментальное путешествие по Франции и Италии”), Ж.-Ж. Руссо (“Юлия, или Новая Элоиза”), С. Ричардсон (“Ппамела, или Вознагражденная добродетель”, “Кларисса, или История молодой леди”), И.-В. Гете (“Страдания юного Вертера”) и др.; в русской литературе второй половины XVIII в. – М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин, В.В. Капнист, Н.А. Львов, А.Н. Радищев, ранний В.А. Жуковский.

Об авторах многих сентиментальных романов и созданных ими героях с легкой иронией писал А.С.Пушкин (пример взят из учебника под ред. Л.В. Чернец) (1):

Свой слог на важный лад настроя, Бывало, пламенный творец Являл нам своего героя Как совершенства образец.

(“Евгений Онегин” Гл.3 Строфа 11)

4. Романтизм (от франц. roman – произведение на романских языках). Романтизм относится к первой трети 19 века. Родиной романтизма стала Германия (бр. Ф. и А. Шлегели, Л.Тик, Новалис). Для романтизма характерно “внимание к личности как духовному существу, обладающему суверенным внутренним миром, независимым от условий существования и исторических обстоятельств”(1).

5. Реализм– “(от лат. realis – вещественный) – художественный метод в литературе и искусстве, следуя которому, писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью” (3). В центре внимания реализма – факты, события, люди и вещи, закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и времени, в котором он живет.Писатель не отрывается от реальности, с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни.

Источники:

http://studme.org/55055/literatura/hudozhestvennyy_obraz
http://spravochnick.ru/literatura/literaturovedenie/hudozhestvennyy_obraz_v_literaturovedenii/
http://lektsii.org/13-49527.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии