Художественные принципы импрессионизма. Живопись в импрессионизме: особенности, история

Художественные принципы импрессионизма. Живопись в импрессионизме: особенности, история

Художественные принципы импрессионизма

Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

1. Освобождение от традиций реализма (никаких мифологических, библейских и исторических картин, только современная жизнь).

2. Наблюдение и изучение окружающей действительности. Не то, что видит, а как видит с позиции воспринимаемого «зрительная сущность вещей»

3. Повседневная жизнь современного города. Психология горожанина. Динамика жизни. Темп, ритм жизни.

4. «Эффект растянутого мгновения»

5. Поиск новых форм. Небольшие размеры работ (этюды, кадрирование). Не типичное, а случайное.

6. Серийность картин (Моне «Стога»)

7. Новизна живописной системы. Открытый чистый цвет. Рельефность, богатейшая коллекция рефлексов, трепетность.

8. Смешение жанров.

Эдуард Мане – новатор. От глухих плотных тонов к светлой живописи. Фрагментальность композиций.

«Олимпия»- опирается на Тициана, Джорджоне, Гойя. Позировала Виктория Мюран. Венеру изображает современной кокоткой. В ногах черная кошка. Негритянка преподносит букет. Фон темный, теплый тон тела женщины как жемчужина на голубых простынях. Нарушается объем. Светотеневой моделировки нет.

«Завтрак на траве» – натурщица и два художника + пейзаж + натюрморт. Черные сюртуки образуют контраст с обнаженным телом.

«Флейтист» – впечатление от музыки.

«Бар Фоли-Бержер» – девушка – барменша. Трепетность подсмотренного момента. Одиночество бурлящего города. Призрачность счастья. Поставил ее во весь холст (недоступная в своих мыслях, но доступная клиентам бара). Полный зал посетителей – образ мира.

Клод Моне –отказался от традиционной последовательность (подмолевок, лессировка и т.д.) – аля-прима

«Впечатление. Восходящее солнца» – фиерия желтого, оранжевого, зеленого цвета. Лодка – зрительный акцент. Неуловимый, незаконченный пейзаж, нет контуров. Изменчивость световоздушной среды. Лучи света изменяют видение.

«Завтрак на траве» – опушка леса, впечатление от пикника, темно-зеленая гамма с вкраплением коричневого и черного. Листва получается влажная. Одежда женщины и скатерть освещены, наполнены воздухом, свет сквозь листву.

«Бульвар Капуцинок в Париже» – фрагментальная. Срезает двух человек, которые смотрят на бульвар с балкона. Толпа людей – жизнь города. Половина в свете от заходящего солнца, а половина в тени от здания. Нет зрительного центра, мгновенное впечатление.

«Скалы в Бель-Иль» – господствует подвижная масса воды( густые мазки). Радужные оттенки энергично нанесенные. Скалы отражаются в воде, а вода в скалах. Ощущение мощи стихии, кипение зелено- синей воды. Композиция с высоким горизонтом.

«Вокзал Сен-Лазар» – показан интерьер вокзала, но больше интересует паровоз и пар, который везде (увлечение туманом, сиреневым маревом).

Пьер Огюст Ренуар – художник радости, известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности.

«Качели» – пронизана теплым колоритом, показана молодость, девчушка под впечатлением.

«Бал в Мулен де ла Галлетт» – жанровая сцена. День. Молодые люди, студенты, продавщицы идр. За столиками под деревьями акаций, площадка для танцев. Световые переливы (солнечные зайчики на спинах).

«Портрет Жанны Самари» – женщины-цветы. Обаятельная, женственная, грациозная, трогательная, непосредственная актриса. Глубокие глаза, легкая солнечная улыбка.

«Портрет мадам Шарпантье с детьми» – элегантная светская женщина в черном со шлейфом платье и две девочки в голубом. Гобелены столик, собака, паркет – все говорит о богатстве семьи.

Эдгар Дега – не писал на пленере, культ линии и рисунка. Композиции по диагонали (от нижнего к верхнему)); S-образные, спиралевидные фигуры + окно из которого освещение + освещение от софитов. Масло, затем постель.

«Балетницы», «Танцовщицы» – вторгается в жизни балерин. Штрихи соединяют рисунок и живопись. Постоянный ритм тренировок.

«Голубые танцовщицы» – нет индивидуальности – единый венок из тел. В одном углу еще свет от рамп, а в другом тень кулис. Момент еще актрис и простых людей. Выразительные силуэты, васильковые платья. Фрагментальность – персонажи не смотрят на зрителя.

«Апсент» – мужчина и женщина сидят в кафе. Пепельная гамма. Мужчина с трубкой смотрит в одну сторону, а пьяная женщина с отрешенным взглядом – щемящее одиночество.

Камиль Писсарро –увлекается пейзажами, включая в них людей, повозки. Мотив дороги с идущими. Любил весну и осень.

«Въезд в деревню Вуазен» – неяркий, мягкий ландшафт, деревья вдоль дороги – обрамляют въезд, их ветки смешиваются, растворяясь в небе. Неспешно, спокойно идет лошадь. Дома не просто архитектурные объекты, а жилища для людей (теплые гнезда).

«Оперный проезд в Париже» (серия) – серенький облачный день. Крыши слегка припорошины снегом, мокрая мостовая, здания тонут в пелене снега, прохожие с зонтиками превращаются в тени. Окраска влажного воздуха обволакивает. Сиренево-голубые, оливковые тона. Мелкие мазки.

Читать еще:  Как забрать крупный выигрыш в русское лото. Как и где получить выигрыш по билету столото

Альфред Сислей – стремился подметить красоту природы, эпическое спокойствие, присущ сельский пейзаж.

«Мороз в Лувесьенне» – утро, свежее состояниепредметы купаются в свете (слияние). Нет теней (тончайшие нюансы), желто-оранжевые цвета. Спокойный уголок, а не торопливый город. Ощущение чистоты, хрупкости, любви к этому местечку

В России импрессионизм. развивается в более позднее время и в ускоренных темпах , чем во Франции

В.А.Серов –равнодушен к академическому рисунку хочет показать красоту природы в цвете.

«Девочка с персиками» – портрет Верочки Мамонтовой. Все естественно и непринужденно, каждая деталь связана одна с другой. Прелесть девичьего лица, поэзия жизненного образа, светонасыщенная красочная живопись. Прелесть и свежесть этюда, органически соединились две тенденции, две силы, образовавшие единую форму живописного видения. Все кажется таким простым и естественным, но сколько в этой простоте глубины и цельности!! С предельной выразительностью В. Серов передал свет, льющийся серебристым потоком из окна и наполняющий комнату. Девочка сидит за столом и ничем не занята, словно действительно на миг присела, машинально взяла в руки персик и держит его, глядя на вас просто и откровенно. Но покой этот только минутный, и через него проглядывает страсть к резвому движению.

«Дети» – показывает духовный мир детей (сыновья). Старший смотрит на закат, а младший обращен к зрителю. Разный жизненный взгляд.

«Мика Морозов» – сидит в кресле, но скатывается на зрителя. Передается детская взволнованность.

К.А.Коровин – автор первой импрессионисткой работы

«Хористка» – этюдность. Пишет сочными ударами кисти, широкие мазки в листве, мазки то вертикальные, то горизонтальные и различные по фактуре ⇒ динамичность, воздух и свет. Соединение природы и девушки, свежесть, непосредственность.

«Париж. Бульвар Капуцинок» – пестрый калейдоскоп цветов. Искусственная освещенность – зрелищность, декоративность театральность.

И.Э.Грабарь –волевое, эмоциональное начало.

«Февральская лазурь» – увидел березу с уровня земли и был потрясен. Перезвоны радуги объединены лазурью неба. Береза монументальна (во все полотно).

«Мартовский снег» – девушка несет ведра на коромысле, тень от дерева на подтаявшем снегу.

Импрессионизм открыл новое искусство – важно как видит художник, новые формы и способы подачи. У них мгновение, у нас – растянутость во времени; у нас меньше динамики, больше романтизма.

Мане Завтрак на траве мане олимпия

Мане «Бар Фоли-Бержер Мане Флейтист»

Моне «Впечатление. Восходящее солнца Моне «Завтрак на траве» – «Бульвар Капуцинок в Париже»

Моне «Скалы в Бель-Иль» Моне «Вокзал Сен-Лазар

Моне «Бульвар Капуцинок в Париже Ренуар«Качели»

Ренуар «Бал в Мулен де ла Галлетт» Ренуар «Портрет Жанны Самари»

Ренуар «Портрет мадам Шарпантье с детьми»

Дега «Голубые танцовщицы» Дега «Апсент»

Писсарро –«Оперный проезд в Париже» (серия) Писсарро «Въезд в деревню Вуазен»

Сислей «Мороз в Лувесьенне» Серов «Девочка с персиками»

Серов «Дети» Серов «Мика Морозов»

Коровин «Хористка» Коровин «Париж. Бульвар Капуцинок»

Грабарь «Февральская лазурь» Грабарь «Мартовский снег»

185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Живопись в импрессионизме: особенности, история. Знаменитые художники-импрессионисты

Сегодня импрессионизм воспринимается как классика, но в эпоху своего становления он был настоящим революционным прорывом в искусстве. Новаторство и идеи этого направления полностью изменили художественное восприятие искусства 19 и 20 века. А современный импрессионизм в живописи наследует уже ставшие каноническими принципы и продолжает эстетические поиски в передаче ощущений, эмоций и света.

Предпосылки

Причин появления импрессионизма несколько, это целый комплекс предпосылок, который привел к настоящей революции в искусстве. В 19 веке во французской живописи назревал кризис, он был связан с тем, что «официальная» критика не желала замечать и пускать в галереи различные зарождающиеся новые формы. Поэтому живопись в импрессионизме стала своеобразным протестом против косности и консерватизма общепринятых норм. Также истоки этого течения стоит искать в тенденциях, присущих еще эпохе Возрождения и связанных с попытками передать живую реальность. Художники Венецианской школы считаются первыми прародителями импрессионизма, далее на этот путь стали испанцы: Эль Греко, Гойя, Веласкес, которые напрямую повлияли на Мане и Ренуара. Свою роль в становлении этой школы сыграл и технический прогресс. Так, появление фотографии породило новую идею в искусстве о запечатлении сиюминутной эмоции и ощущения. Именно это мгновенное впечатление и стремятся «схватить» художники рассматриваемого нами направления. Также свое влияние на это течение оказало и развитие школы пленера, которую заложили представители Барбизонской школы.

Читать еще:  Цитаты на книжную выставку о рукоделии мастерах. Открытый урок на тему: Цитаты о рукоделии"

История импрессионизма

Во второй половине 19 века во французском искусстве складывается критическая ситуация. Представители классической школы не приемлют новаторства молодых художников и не допускают их на Салон – единственную выставку, открывающую путь к заказчикам. Скандал разразился, когда молодой Эдуард Мане представил свою работу «Завтрак на траве». Картина вызвала негодование критики и публики, и художнику запретили ее выставлять. Поэтому Мане участвует в так называемом «Салоне отверженных» вместе с другими живописцами, которых не допустили к участию в выставке. Работа получила огромный резонанс, а вокруг Мане начал формироваться круг молодых художников. Они собирались в кафе, обсуждали проблемы современного искусства, спорили о новых формах. Появляется общество живописцев, которых назовут импрессионистами по имени одной из работ Клода Моне. В это сообщество входили Писсарро, Ренуар, Сезанн, Моне, Базиль, Дега. Первая выставка художников этого направления состоялась в 1874 году в Париже и закончилась, как и все последующие, провалом. Собственно импрессионизм в музыке и живописи охватывает период всего в 12 лет, с первой выставки до последней, состоявшейся в 1886 году. Позже направление начинает распадаться на новые течения, часть художников умирает. Но этот период совершил настоящий переворот в умах творцов и публики.

Идеологические принципы

В отличие от многих других направлений, живопись в импрессионизме не была связана с глубокими философскими воззрениями. Идеологией этой школы было сиюминутное переживание, впечатление. Художники не ставили перед собой социальных задач, они стремились передать полноту и радость бытия в повседневности. Поэтому жанровая система импрессионизма была в целом очень традиционной: пейзажи, портреты, натюрморты. Это направление – не объединение людей на основе философских воззрений, а содружество единомышленников, каждый из которых ведет собственные искания в изучении формы бытия. Импрессионизм заключается именно в уникальности взгляда на обычные предметы, он сосредоточен на индивидуальном переживании.

Техника

Узнать живопись в импрессионизме довольно легко по некоторым характерным чертам. В первую очередь стоит помнить, что художники этого направления были яростными любителями цвета. Они почти полностью отказываются от черного и коричневого в пользу насыщенной, яркой палитры, часто сильно высветленной. Техника импрессионистов отличается короткими мазками. Они стремятся к общему впечатлению, а не к тщательной прорисовке деталей. Полотна получаются динамичными, прерывистыми, что соответствует человеческому восприятию. Живописцы стремятся располагать цвета на полотне таким образом, чтобы получать колористическую интенсивность или сближенность на картине, они не смешивают краски на палитре. Художники часто работали на пленэре, и это отразилось на технике, в которой не было времени на подсушивание предыдущих слоев. Краски наносились рядом или одна на другую, при этом использовался укрывистый материал, который давал возможность создавать эффект «внутреннего свечения».

Основные представители во французской живописи

Родиной данного направления является Франция, именно здесь впервые появился импрессионизм в живописи. Художники этой школы жили в Париже во второй половине 19 века. Они представили свои работы на 8 выставках импрессионистов, и эти полотна стали классикой направления. Именно французы Моне, Ренуар, Сислей, Писсарро, Моризо и другие являются прародителями рассматриваемого нами течения. Самым известным импрессионистом, конечно, является Клод Моне, работы которого в полной мере воплотили все черты этого направления. Также течение справедливо ассоциируется с именем Огюста Ренуара, который своей главной художественной задачей считал передачу игры солнца; кроме того, он был мастером сентиментального портрета. К импрессионизму также относят таких выдающихся художников, как Ван Гог, Эдгар Дега, Поль Гоген.

Импрессионизм в других странах

Постепенно направление распространяется во многих странах, французский опыт успешно подхвачен в других национальных культурах, хотя в них больше приходится говорить об отдельных работах и приемах, чем о последовательном воплощении идей. Немецкая живопись в импрессионизме представлена в первую очередь именами Лессера Ури, Макса Либермана, Ловиса Коринта. В США идеи реализовывал Дж. Уистлер, в Испании – Х. Соролья, в Англии – Дж. Сарджент, в Швеции – А. Цорн.

Импрессионизм в России

Русское искусство в 19 веке испытывало значительное влияние французской культуры, поэтому отечественным художникам также не удалось избежать увлечения новым течением. Русский импрессионизм в живописи наиболее последовательно и плодотворно представлен в творчестве Константина Коровина, а также в работах Игоря Грабаря, Исаака Левитана, Валентина Серова. Особенности русской школы заключались в этюдности работ.

Что собой представлял импрессионизм в живописи? Художники-основатели стремились запечатлеть сиюминутные впечатления от контакта с природой, а русские творцы старались еще и передать более глубокий, философский смысл произведения.

Читать еще:  Музей литературных героев "Повестей Белкина" (Львовка, Нижегородская область). Музей литературных героев «В мире повестей Белкина» в Львовке

Импрессионизм сегодня

Несмотря на то что со времени возникновения направления прошло почти 150 лет, современный импрессионизм в живописи не утратил актуальности и сегодня. Благодаря эмоциональности и легкости восприятия картины в этом стиле пользуются большой популярностью и даже коммерческим успехом. Поэтому многие художники во всем мире работают в этом направлении. Так, русский импрессионизм в живописи представлен в новом московском одноименном музее. Там регулярно проходят выставки современных авторов, например В. Кошлякова, Н. Бондаренко, Б. Гладченко и других.

Шедевры

Современные любители изобразительного искусства часто называют самым любимым своим направлением именно импрессионизм в живописи. Картины художников этой школы продаются на аукционах по баснословным ценам, а коллекции в музеях пользуются большим вниманием публики. Главными шедеврами импрессионизма принято считать картины К. Моне «Кувшинки» и «Восходящее солнце», О. Ренуара «Бал в Мулен де ла Галет», К. Писсарро «Бульвар Монмартр ночью» и «Мост Буальдье в Руане в дождливый день», Э. Дега «Абсент», хотя этот список можно продолжать почти бесконечно.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ИМПРЕССИОНИЗМА

Направление И. сложилось во Франции в посл. треть 19 в. – нач. 20 в. и прошло 3 этапа:

1860-70-е гг – ранний И.

1874-80-е гг – зрелый И.

90-е гг 19 в. – поздний И.

Название направления И. произошло от названия картины К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце», написанной в 1872 г.

Истоки: творчество «малых» голландцев (Вермеер), Э. Делакруа, Г. Курбе, Ф. Милле, К. Коро, художники барбизонской школы – все они пытались уловить тончайшие настроения природы, атмосферы, выполняя небольшие этюды на природе.

Японская гравюра, выставка которой прошла в Париже в 1867 г., где впервые были показаны целые серии изображения одного и того же объекта в разное время года, дня и т.п. («100 видов горы Фудзи», станции Токайдо и т.п.)

Эстетические принципы И.:

– отказ от условностей классицизма; отказ от исторических, библейских, мифологических сюжетов, обязательных для классицизма;

– работа на пленэре (кроме Э. Дега);

– передача мгновенного впечатления, в составе которого наблюдение и изучение окружающей действительности в разных проявлениях;

– художники-импрессионисты выражали в картинах не только то, что видят (как в реализме), но и как видят (субъективный принцип);

– импрессионисты, как художники города, пытались запечатлеть его во всем многообразии, динамике, скорости, пестроте одежд, реклам, передвижения (К. Моне «Бульвар Капуцинок В Париже»;

– живописи импрессионизма характерны демократические мотивы, в которых утверждалась красота повседневной жизни; сюжеты – это современный город, с его развлечениями: кафе, театры, рестораны, цирки (Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега). Важно отметить поэтичность мотивов изображения;

– новые формы живописного произведения: кадрированность, эскизность, этюдность, небольшие размеры работ, чтобы подчеркнуть мимолетность впечатления, нарушая целостность предметов;

– сюжет полотен импрессионистов составляло не основное и типичное, как в реалистическом направлении 19 в., а случайное (не выступление, репетиция – Э.Дега: балетная серия);

– «смешение жанров»: пейзаж, бытовой жанр, портрет и натюрморт (Э. Мане – «Бар в Фоли- Бержер»;

– мгновенное изображение одного и того же объекта в разное время года, суток (К. Моне – «Стога сена», «Тополя», серия изображения Руанского собора, кувшинок и т.п.)

– создание новой живописной системы, чтобы сохранить свежесть мгновенного впечатления: разложение сложных тонов на чистые цвета – раздельные мазки чистого цвета, которые смешивались в глазу у зрителя яркой цветовой гаммой. Картина импрессионистов – это разнообразие запятых-мазков, которая придает красочному слою трепетность и рельефность;

– особая роль воды в ее изображении: вода как зеркало, вибрирующая цветовая среда (К. Моне «Скалы в Бель-Иль»).

С 1874 по 1886 гг импрессионисты провели 8 выставок, после 1886 начинается разложением импрессионизма как целостного течения на неоимпрессионизм и постимпрессионизм.

Представители французского импрессионизма: Эдуард Мане, Клод Моне – основатель И., Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро.

Русскому импрессионизму характерно:

– более ускоренное развитие импрессионизма в «чистом виде», т.к. это направление в русской живописи появляется в конце 80-х годов 19 в.;

– большая растянутость во времени (И. появляется как стилистическая окрашенность в произведениях крупных русских художников: В. Серов, К. Коровин)

– большая созерцательность и лиризм, «сельский вариант» (по сравнению с «городским» французским): И. Грабарь – «Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Сентябрьский снег»;

– изображение чисто русских тем (В. Серов, И. Грабарь);

– больший интерес к человеку (В. Серов «Девушка, освещенная солнцем» «Девочка с персиками»;

Источники:

http://studopedia.ru/9_147396_vospitanie-detey-v-ispanii-strastniy-harakter-i-semeynie-traditsii.html
http://www.syl.ru/article/285376/new_jivopis-v-impressionizme-osobennosti-istoriya-znamenityie-hudojniki-impressionistyi
http://poznayka.org/s22785t1.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии