Художественные картины китайских мастеров. Жанр пейзажа в китайской традиционной живописи

Художественные картины китайских мастеров. Жанр пейзажа в китайской традиционной живописи

Пейзаж в китайской живописи

На протяжении многих тысячелетий китайская живопись продолжает развиваться и процветать. Именитые китайские художники, создающие картины в традиционном стиле гохуа, продают свои творения на аукционах за огромные суммы, составляющие не один миллион долларов.

Душа китайской живописи живет в горах и водах. В китайской традиции пейзаж, как жанр, используется для обучения всем основным техникам восточной живописи. В нем особо очевидна связь поэзии, философии, каллиграфии, музыки и живописи в китайской культуре. Этот жанр способен с помощью небольшого набора изобразительных средств достичь невероятной выразительности и целостности произведения.

Одним из наиболее востребованных и любимых художниками жанров является пейзаж. Именно он занимает особое место во всей китайской живописи, дух которой обитает на склонах молчаливых гор и в долинах быстрых рек.

Традиционный китайский пейзаж является основой для обучения всем техникам живописи восточной культуры. Благодаря сравнительно небольшому набору изобразительных средств, достигается невообразимая полнота, рельефность и выразительность картины. Такие произведения искусства обладают не только внешней красотой, но и внутренней наполненностью, включающей и поэзию, и философию, и каллиграфию, и даже музыку.

Пейзажная живопись – базовый стиль китайской эстетики

Основные положения китайской живописи разрабатывались на протяжении многих столетий, что определило исключительный, своеобразный и неповторимый стиль развития изобразительного искусства Китая. Уместно будет вспомнить знаменитый аналитический трактат «Слово о живописи из сада с горчичное зернышко» первый том которого вышел в в 1679 году и был посвящен пейзажной живописи.

Каждая работа китайского художника содержит в себе и отображает основы философии Древнего Китая.

В самом названии китайского пейзажа — «шань-шуй» — заложено описание природного ландшафта, характерного для данной территории, где иероглиф «шань» 山 обозначает гору, а «шуй» 水 — воду.

Китайская пейзажная живопись изображает окружающую действительность в виде безграничного, одушевленного и многогранного мира, в котором невидимо, но ощутимо присутствует единое, великое и могущественное Божество.

Именно элемент духовности позволяет зрителю в полной мере ощутить внутреннюю и внешнюю гармонию, которая оказывает положительное воздействие на психологическое состояние человека в целом.

Тонко чувствуя все особенности природы Китая, художники с годами смогли выработать особенные приемы в живописи, способные полноценно передать их в процессе создания картины.

Чаще всего, пейзаж выполнялся на шелке с помощью туши. Для создания впечатления сумерек художник использовал приглушенные оттенки, полутона и краски. Своеобразная асимметричность композиции, мягко изогнутые линии русла реки, потоков водопада, ветвей деревьев придавали пейзажу особую утонченность. Невероятное сочетание разных природных энергий – деревьев, скал, воды, тумана и облаков – передавали зрителю всеобъемлющую и гармоничную картину мира.

Важной деталью является то, что сам по себе китайский пейзаж – это не реальное отображение какого-либо участка местности, а собственное творение автора, плод его восприятия окружающей действительности, фантазии. Создавая картину, художник будто бы отправляется в путешествие в свой внутренний мир, сквозь призму которого он отображает размышления, воспоминания и восприятие действительности. Благодаря данному приему зритель, изучающий пейзаж, в определенной степени также является его создателем, поскольку пытается разгадать «секрет» художника через собственные эмоции и мироощущение.

Духовный смысл пейзажа нередко дополняют философские высказывания либо поэтические строчки, исполненные идеальной каллиграфией.Даже печать полностью подходит сюжету, внутреннему состоянию художника или местности, в которой создавалась картина.

Особенностью китайского пейзажа является четкая прорисовка деталей внизу ближнего плана картины (фигурок людей, камней, деревьев, кустарников), отделяемых от изображений на дальнем плане воздушными облаками, пеленой тумана или водой. Данный прием позволяет создать ощущение полноты и простора. В картину гармонично вписываются крохотные силуэты людей: уставших путников с поклажей, прозябших рыбаков в маленьких лодках, умиротворенных отшельников на извилистой тропке.

Художественные приемы присущие китайскому пейзажу позволяют чудесным образом безмолвно передавать отдаляющиеся крики отдаляющихся птиц, тишину и спокойствие осенней природы либо ее пробуждение и оживление весной.

Интересно, что китайские художники работая над пейзажем не оставляют очерченных границ, что позволяет нам догадываться о задумках мастера.

В древности картины представляли собой шелковые или бумажные полотна, порой достигающие нескольких метров. Хранили их, приклеивая на плотную бумагу, которую сворачивали вокруг деревянного валика и помещали в специальный футляр. Доставали их исключительно для просмотра, и разворачивали постепенно, давая зрителям полностью прочувствовать каждую деталь пейзажа.

Кстати в этом и кроется одно из основных отличий китайской живописи от европейской. Китайская живопись символична и зрителю предлагается прочитать картину и понять.

Свиток с пейзажем – икона для китайца

Как найти общие черты у пейзажа и иконы, как увидеть философский смысл и как подобает «обходить» существующие испокон веков правила?

Разобраться во всех этих нюансах можно лишь при помощи полноценного и глубокого изучения техник и методов традиционного воспроизведения пейзажа, чтения древних философских текстов и классических канонов живописи. Именитые мастера гохуа считали, что лишь усвоив незыблемые основы и следуя умению древних виртуозов, можно усовершенствовать собственные навыки и даже развить уникальный авторский стиль.

Читать еще:  Василий Аксенов: фото, биография, личная жизнь, произведения писателя. Василий Аксёнов - биография

Также приобрести подобные навыки можно пройдя курс китайской живописи в нашем клубе Две империи, после которого каждый сможет самостоятельно создать пейзаж в той технике и того размера, который придется по душе. А в дальнейшем – осваивать новые и более сложные приемы и методы современной китайской живописи.

Знаменитые художники прошлого

Ци Байши

Один из самых известных китайских художников XX века Ци Байши 齐百石 (1 января 1864 — 16 сентября 1957) — настоящее имя Чунь Чжи, родился в бедной семье. Долгое время помогал своей семье, занимаясь домашним хозяйством. Но благодаря своему таланту и упорству, благодаря своему неординарному подходу к китайской живописи, он стал известным и популярным художником с мировым именем. Ци Байши часто называют Пикассо из Китая.

Ци Байши был разноплановым художником, он творил в разных жанрах традиционной китайской живописи. Ему принадлежат много пейзажей.

Чжан Дацянь

Чжан Дацянь (张大千 Zhang Dagians, 1899 -1983) еще один величайший мастер традиционной китайской живописи. «Гений пяти столетий» — так назвал Сюй Бэйхун мастера в предисловии к сборнику работ Дацяня.

Чжан Дацянь — замечательный художник и каллиграф прожил не простую жизнь, много раз менял место жительства, жил в различных странах, в конце жизни поселился на Тайване, где и умер.

В своем завещании Чжан Дацянь дом и все предметы подарил Тайбэйскому музею Гугун. Там и был создан мемориал.

Этот художник, сумел добиться высочайших вершин в искусстве. На счету живописца свыше 40 тыс. произведений! Тем не менее, его работы одни из самых продаваемых в мире.

Благодаря новой техники прерывистой туши и широких мазков кисти, Чжан Дацянь подтолкнул китайскую пейзажную живопись к новому этапу своего развития.

Сюй Бэйхун

Сюй Бэйхун 徐悲鸿 Xú Bēihóng (1895 —1953), китайский художник и график, представитель шанхайской школы. Родился в семье художника и поэта. Долгое время жил во Франции и изучал европейское искусство. Там же во Франции и была заложена реалистическая манера живописи. Много путешествовал по Европе. Его смело можно назвать реформатором в китайской живописи, так как он один из первых объединил традиции китайской живописи и европейской.

В Китае существует музей, посвящённый жизни и творчеству великому мастеру, отцу современной китайской живописи.

Прежде всего художник известен своими картинами великолепно написанных лошадей, большинство из которых были созданы в традиционном китайском стиле, то есть тушью или акварелью на шелке или бумаге .

Но так же Сюй Бэйхун написал множество картин в жанре китайского пейзажа. В основно произведения создавались в технике монохромных пейзажей, но в его творчестве есть и несколько цветных пейзажей.

Традиционная китайская живопись

Этот уникальный вид изобразительного искусства появился в древние века, его можно назвать необычным и загадочным. Гохуа значительно отличается от живописи европейских мастеров, при этом здесь абсолютно все разное, это касается техники исполнения, инструментов и материалов.

Особенности китайской живописи

Китайское изобразительное искусство отличается символизмом. Картины местных мастеров нельзя просто рассматривать, как европейские, их нужно научиться понимать и читать.

Важной отличительной особенностью также можно назвать то, что это искусство в Китае очень близко с каллиграфией. В стране любой художник владеет этой техникой и наоборот. В обоих видах искусства применяется линейный способ письма, а бумага мягкая и пористая, сделана из конопли или бамбука, кисть, тушь, краски минеральные и растительные краски.

В местном изобразительном искусстве не применяются объемы и формы, игра теней и не соблюдаются пропорции, а цвета здесь не выразительные. Как правило, картины местных мастеров – это монохром или линейный рисунок.

Художники Поднебесной никогда не делают предварительных эскизов, чтобы написать свою картину.

Натюрморт также не характерен изобразительному искусству Китая. По мнению китайцев, если предмет неподвижный, значит он недействительный и мертвый. Очень важно, чтобы в каждой картине жизнь и время были в динамике. Так, если художник рисует плоды, они не будут изображены отдельно, а только на ветке, если это камень, то возле него должно быть растение.

Для написания своих работ мастера применяются совершенно разные кисти по размеру. Это позволяет получить самые разнообразные штрихи.

Китайской живописи присущи такие характерные свойства: лаконичность, понятная композиция, плоскостное исполнение, где не использованы светотени, а контуры обязательно выразительные и ритмичные.

Нужно также отметить, что на работах мастеров Поднебесной никогда не встретишь личную подпись автора. Вместо нее они помечают свои картины специальной печатью.

Как правило, картины известных мастеров Китая с глубокой философией. По их мнению, намного важнее передать суть того, что они его увидели, а не скопировать внешне. Мастера в своих работах старались передать настроение от единения с природой, давали призыв познать ее тайны, слившись в единое целое.

Читать еще:  Аниме где гг командир. Аниме, где главный герой притворяется слабым, но по факту силен

В живописи китайские мастера предпочитают такие жанры, как пейзаж, изображая воду, горы, птиц, животных, цвети и портрет.

Стили живописи Китая

Как известно, изобразительное искусство Китая имеет два характерных стиля: гунби и се-и, которые нужно рассмотреть детальнее.

Гунби

Техника тонкой или прилежной кисти, которая от се-и отличается тем, что предметы здесь реалистичны и сильно детализированы. Даже самая мелкая деталь будет прописана.

Мастера выбирали данный стиль для оформления императорских дворцов и домов знати. Все художники, которые служили императору, в обязательном порядке должны были уметь работать в данном стиле.

У гунби такие отличительные характеристики:

  • Предмет сильно детализирован.
  • Применяется контурная техника.
  • Цветовые оттенки накладываются, что позволяет усилить контраст.
  • Предметы изображаются очень изыскано.

Техника грубой кисти. Используя данный стиль изобразительного искусства, художники передавали свои идеи и чувства. Здесь мастер получал полную свободу, ему не нужно передавать внешнюю схожесть, он изображал душевное настроение, саму суть объекта. Картины создавались под воздействием настроения на данный момент, а повторить такой шедевр просто невозможно.

Нет детализации и четких линий, здесь применяются свободные мазки, для чего автор использует широкую кисть.

Картины китайских мастеров в стиле се-и более искренние, нежели те, которые написаны в стиле гунби, несмотря на то, что написаны они в черно-белой цветовой гамме тушью.

Картины в стиле се-и преобладали в более позднем периоде живописи Китая.

Самые известные мастера китайской живописи

В разное время этот вид искусства в Китае прославили мастера, которые писали в разных стилях.

Самыми известными художниками, работающими в гунби, можно выделить:

  • Ян Либянь. Живописец династии Тан, которому нравилось рисовать разные сюжеты по притчам.
  • Чжан Сюань. Художник, к которому известность пришла после его смерти. Он предпочитал рисовать детей, а также представительниц прекрасного пола.
  • Чжоу Фан. Живопись мастера относиться к временам династии Тан. Писал портреты богачей.
  • Гу Хучжон.
  • Тан Инь.
  • Цю Ин. Смог добиться значительной популярности своим трудом, художником при дворце императора не был.
  • Чэнь Хуншоу. Работы экзотичные, легкие и свободные. Был не только художником, но также и поэтом, и каллиграфом.

А одним из самых популярных мастеров, стиль которого се-и Чжан Дацян, он передавал внутреннее предмета его дух.

Живопись Древнего Китая

Археологические находки позволили установить, изобразительному искусству Китая больше 6 тысяч лет. Она относится к временам, когда древние предки жителей современного Китая украшали изделия из керамики. Художники тех времен изображали животных, растений, рыб и людей.

Только благодаря находкам археологов можно узнать о древних образцах. К искусству более позднего периода можно отнести сосуды и изделия, которые применялись для погребения.

Далее местные мастера начали использовать для рисунков шелк и бумагу. До нашего времени дошло только несколько образцов этих шедевров.

Фресковая живопись получила развития в то время, как Поднебесной правили династии Цинь и Хань. Она использовалась в храмах и императорских дворцах, а также при захоронении.

С 3 по 6 век, когда развивался буддизм, свое развитие также получила живопись в храмах, к примеру, в горных пещерах можно увидеть изображения Будды. Мастерство древних художников можно увидеть в Дуньхуанских пещерах Могао, которые являются самыми известными.

Таким образом, живопись Поднебесной можно охарактеризовать, как стремление мастера передать дух картины, выразить с ее помощью свое настроение, что и отличает творения местных мастеров от европейских.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • HAND-MADE, РУКОДЕЛИЕ (3088)
  • бисероплетение (305)
  • бумаготворчество (289)
  • валяние (65)
  • вышивка (45)
  • вязание (724)
  • декупаж (33)
  • ёлочные игрушки (104)
  • игрушки (1023)
  • идеи для дома (617)
  • мыловарение (71)
  • рисование (23)
  • Роспись (батик, акриловые краски, витраж) (44)
  • свечи, подсвечники (32)
  • скрапбукинг (66)
  • сувениры,упаковки подарков (177)
  • украшения, аксессуары (403)
  • шитьё (380)
  • БИСЕР (496)
  • Брелки (16)
  • Деревья из бисера (80)
  • Объёмные фигурки (118)
  • Украшения из бисера (174)
  • Цветы из бисера (113)
  • БЛОГ (36)
  • помощь блоггерам (21)
  • ВИДЕО (73)
  • Pixar (5)
  • Мультфильмы (12)
  • ДЕТСКОЕ (24)
  • сказка (8)
  • ДОМ И ИНТЕРЬЕР (208)
  • архитектура (22)
  • Декор (137)
  • Дизайн (42)
  • офисы (5)
  • ДОМ И СЕМЬЯ (43)
  • КНИГИ И ЖУРНАЛЫ (51)
  • Бисероплетение (22)
  • пластика (3)
  • КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ (81)
  • КРЕАТИВ (100)
  • ЛЕПКА (471)
  • Глина (3)
  • Папье-маше (18)
  • Пластика, полимерная глина (250)
  • Соленое тесто (70)
  • Фоамиран (17)
  • Холодный фарфор (104)
  • Эпоксидная смола, УФ смола (25)
  • МИР ВОКРУГ НАС (264)
  • животные (167)
  • жизнь (8)
  • космос (6)
  • люди (36)
  • природа (55)
  • цветы (2)
  • МОДА И СТИЛЬ (52)
  • МОИ РАБОТЫ / ХВАСТИК (29)
  • НАУКА (6)
  • ОТДЫХ (161)
  • ПОЗИТИВ (136)
  • ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ (7)
  • ПРАЗДНИКИ (391)
  • 8е марта (20)
  • День Святого Валентина (119)
  • День Татьяны,День студента (2)
  • Новый год, Рождество (114)
  • Пасха (86)
  • свадьба (34)
  • Хэлоуин (16)
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ (26)
  • РЕЦЕПТЫ И КУЛИНАРИЯ (322)
  • Десерт и торты без выпечки (75)
  • желе (35)
  • Мороженое (13)
  • Мясное (6)
  • напитки (27)
  • Прочее (5)
  • Птица (4)
  • Рыбное (3)
  • Салаты, закуски, соусы (33)
  • Сладкая выпечка (106)
  • сладости (51)
  • СТРАНЫ (146)
  • ФЛОРИСТИКА (508)
  • Деревья (89)
  • Цветы (306)
  • ФОТОГРАФИЯ (115)
  • ХУДОЖНИКИ (238)
Читать еще:  Стрелец и Козерог – совместимость мужчины и женщины. Совместимость: женщина-Козерог и мужчина-Стрелец

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Трансляции

Статистика

Жанры традиционной живописи Китая

В традиционной китайской живописи обычно выделяются следующие основные жанры, которые установились и приобрели свою завершенность уже в средние века: пейзажная живопись (“горы-воды”), портретный жанр (подразделяющийся на несколько категорий), изображение растений, птиц и насекомых (“цветы-птицы”) и анималистический жанр.

Пейзажный жанр «горы и воды» – «шань шуй»
Пейзажная живопись утвердилась как жанр позже портретного жанра, но по количеству картин и месту, занимаемому среди других жанров традиционной живописи, она занимает лидирующее положение.
Слитность человека и природы в значительной степени проявлялась именно в картинах этого направления. В них как бы соединяются три мира: мир воды, мир камня и мир дерева. И человек, являясь только малой частью мироздания, что особенно было выразительно на фоне величественных гор и ландшафтов, в то же самое время составлял единое целое с ними.
Китайцы с древности поклонялись горам и водам как святыням. В китайских пейзажах горы считались олицетворением мужского начала Ян, а воды – женского начала Инь. Из взаимодействия Ян и Инь, по древним представлениям, возникает Вселенная и ее малым, но неотъемлемым элементом является Человек. Микрокосмос Человека представляет собою отражение макрокосмоса Вселенной и слитность с ним. В выражении этих космогоничности, единства и противоположности малого и великого заключалась специфика пейзажного жанра.

“Утро в горах”
Художник – Бей Сюеши

“Мост через горную реку”
Художник – Ши Тао

“Дождь на реке”
Художник – Чэнь Цзюнь

Портретная живопись – «Жэнь у хуа»
Портрет и изображение человека играли значительную роль лишь на раннем этапе становлення китайской живописи. Уже в конце периода Тан (618-907 гг) портретная живопись постепенно стала терять свою значимость и роль, отводимая портретному искусству, по сравнению с другими жанрами стала уменьшаться.
Для традиционного портретного жанра конфуцианского направления характерно изображение мемориальных портретов исторических и государственных деятелей, высоких сановников, членов их семей и придворных красавиц. Сторонники даосско-буддийской традиции стремились раскрыть внутренний мир и черты характера конкретного человека, создавая образы поэтов, отшельников, простых людей, фантастические портреты святых.

“Портрет Гу Мэнью”
Художник – Цзэн Цзинь

“Портрет поэта Ли Бая”
Художник – Су Люпэн

Жанр «цветы и птицы» – «хуа няо»
Для этого жанра характерны темы из жизни растений, птиц, насекомых. Художники данного направления в своих картинах передавали свои ощущения и восприятие мира, не только с помощью специфических художественных решений, но и через символические значения различных представителей флоры и фауны.
Так, особенное место в этом жанре занимало изображение “четырех совершенных” (дикой сливы мэйхуа, бамбука, сосны и хризантемы), которое символизировало чистых благородных людей, чья дружба и взаимная поддержка прошли все испытания.
Бамбук на китайских картинах – символ несгибаемости и стойкости, человека высоких моральных качеств. Воплощением простоты, чистоты и скрытого благородства являлась орхидея. Хризантема – символ возвышенного одиночества. Ветка с нежно-розовыми, белыми или жёлтыми цветами дикой сливы мэйхуа символизирует гордого человека кристальной чистоты, несгибаемость и стойкость. Сосна олицетворяет конфуцианскую сдержанность и стойкость, долголетие; лотос – символ внутренней чистоты; пион – символ человеческой красоты, богатства, изобилия, почести и пышности и т.д.
Таким образом, картины на тему “цветы и птицы” почти всегда были наполнены скрытым символическим смыслом.

“Две бабочки и лотосы”
Художник – неизвестен

“Цветы и птицы”
Художник – неизвестен

“Дерево, хризантемы и птицы”
Художник – Лю Цзи

Анималистический жанр
Анималистический жанр часто рассматривается как разновидность жанра «цветы и птицы». Художники этого направления специализируются на изображении животных и птиц. Так же как и в жанре «цветы и птицы» картинам анималистов свойственен символизм.
Например, лев являлся символом мощи и благородства; тигр – защитник от злых духов; журавль, черепаха – символы долголетия; летучая мышь, сорока – символы счастливой вести; селезень с уткой, две рыбки, две бабочки, два цветка лотоса на одном стебле – символы супружеского счастья; рыба карп – символ пожелания счастья и успехов; петух олицетворяет красоту, широкую известность и добрую славу.

“Журавли”
Художник – Сяо Юньлинь

“Два кролика”
Художник – Лэн Му

Необходимо также дополнительно отметить такие очень популярные в традиционной живописи Китая символы как дракон и птица феникс.
Дракон символизирует могущество, мудрость и доброту. Иногда дракона изображают держащим волшебную жемчужину мудрости, что олицетворяет величие, мудрость и бессмертие. В Китае дракон с жемчужиной считался символом императора, его божественным покровителем. Птица феникс – символ человеколюбия, мира и процветания, а также символ императрицы.

Источники:

http://dveimperii.ru/articles/pejzazh-v-kitajskoj-zhivopisi
http://mykitai.ru/strana/traditsionnaya-kitajskaya-zhivopis.html
http://www.liveinternet.ru/users/3909543/post140248096

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии