Художественное произведение как один из видов деятельности человека. Художественное произведение

Художественное произведение как один из видов деятельности человека. Художественное произведение

Художественное произведение как один из видов деятельности человека

Специфика художественной литературы в ряду других искусств

Художественная литература является одним из видов искусства, наряду с музыкой, живописью, скульптурой и др. Художественная литература – продукт творческой деятельности писателя или поэта, и, как всякое искусство, она имеет эстетический, познавательный и миросозерцательный (связанный с авторской субъективностью) аспекты. Это объединяет литературу с прочими видами искусств. Отличительной же особенностью является то, что материальным носителем образности литературных произведений выступает слово в своем письменном воплощении. При этом слово всегда имеет изобразительный характер, формирует определенный образ, что позволяет, по мнению В.Б. Хализева, относить литературу к изобразительным видам искусства.

Образы, формируемые литературными произведениями, находят свое воплощение в текстах. Текст, особенно художественный, представляет собой сложное явление, характеризующееся разнообразными свойствами. Художественный текст – это наиболее сложный из всех видов текста, по сути это совершенно особый вид текста. Текст художественного произведения – это не такое же сообщение, как, например, документальный текст, поскольку он не описывает реальные конкретные факты, хотя и называет явления и предметы теми же языковыми средствами. По мнению З.Я. Тураевой, естественный язык – это строительный материал для художественного текста. В целом определение художественного текста отличается от определения текста вообще указанием на его эстетический и изобразительно-выразительный аспекты.

По определению И.Я. Чернухиной, художественный текст представляет собой «…эстетическое средство опосредованной коммуникации, цель которой есть изобразительно-выразительное раскрытие темы, представленное в единстве формы и содержания и состоящее из речевых единиц, выполняющих коммуникативную функцию». ПО мнению исследователя, для художественных текстов характерен абсолютный антропоцентризм, художественные тексты антропоцентричны не только по форме выражения, как любые тексты, но и по содержанию, по ориентированности на раскрытие образа человека.

И.В. Арнольд отмечает, что «литературно-художественный текст представляет собой внутренне связанное, законченное целое, обладающее идейно-художественным единством». Главным специфическим признаком художественного текста, отличающим его от прочих текстов, является выполнение эстетической функции. При этом организующим центром художественного текста, как указывают Л.Г. Бабенко и Ю.В. Казарина, является его эмоционально-смысловая доминанта, которая организует семантику, морфологию, синтаксис и стиль художественного текста.

Основная функция художественной литературы – через использование языковых и специфические стилистических средств способствовать раскрытию замысла автора.

Одной из наиболее ярких черт художественной литературы является образность. Образ, который создается различными языковыми средствами, вызывает у читателя чувственное восприятие действительности и, тем самым, способствует созданию желаемого эффекта и реакции на написанное. Для художественного текста характерно разнообразие форм и образов. Создание обобщенных образов в художественных произведениях позволяет их авторам не только определить состояние, действия, качества того или иного персонажа через сопоставление его с художественным символом, но и дает возможность охарактеризовать героя, определить отношение к нему не прямо, а опосредованно, например, через художественное сравнение.

Наиболее общей ведущей чертой стиля художественной речи, тесно связанной и взаимообусловленной с образностью, является эмоциональная окраска высказываний. Достоянием этого стиля является подбор синонимов с целью эмоционального воздействия на читателя, разнообразие и обилие эпитетов, различные формы эмоционального синтаксиса. В художественной литературе эти средства получают свое наиболее законченное и мотивированное выражение.

Основной категорией при лингвистическом изучении художественной литературы, в том числе прозаической, является понятие индивидуального стиля писателя. Академик В.В. Виноградов формулирует понятие индивидуального стиля писателя следующим образом: «система индивидуально-эстетического использования свойственных данному периоду развития художественной литературы средств художественно-словесного выражения, а также система эстетически-творческого подбора, осмысления и расположения различных речевых элементов».

Литературный художественный текст, как всякое другое произведение искусства, направлен, прежде всего, на восприятие. Не сообщая читателю буквальных сведений, художественный текст вызывает у человека сложный комплекс переживаний, и таким образом он отвечает определенной внутренней потребности читателя. Конкретному тексту соответствует конкретная психологическая реакция, порядку прочтения – конкретная динамика смены и взаимодействия переживаний. В художественном тексте за изображенными картинами реальной или вымышленной жизни всегда присутствует подтекстный, интерпретационный функциональный план, вторичная действительность.

Художественный текст строится на использовании образно-ассоциативных качеств речи. Образ в нем выступает конечной целью творчества, в отличие от нехудожественного текста, где словесная образность не является принципиально необходимой, а при наличии становится только средством передачи информации. В художественном тексте средства образности подчинены эстетическому идеалу писателя, поскольку художественная литература – это вид искусства.

Художественное произведение воплощает индивидуально-авторский способ восприятия мира. Представления автора о мире, выражаемые в литературно-художественной форме, становятся системой представлений, направленных читателю. В этой сложной системе наряду с универсальными общечеловеческими знаниями имеются и уникальные, самобытные, даже парадоксальные представления автора. Автор доносит до читателя идею своего произведения при помощи выражения своего отношения к тем или иным явлениям мира, при помощи высказывания своей оценки, создания системы художественных образов.

Читать еще:  Скачать презентацию о сказках для детей. Презентация к занятию по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Презентация для детей "В гостях у сказки"

Образность и эмоциональность – главные черты, отличающие художественный текст от нехудожественного. Еще одна характерная черта художественного текста – это персонификация. В персонажах художественных произведений все сжато до образа, до типа, хотя может быть показано достаточно конкретно и индивидуально. Многие герои-персонажи художественной литературы воспринимаются как определенные символы (Гамлет, Макбет, Дон Кихот, Дон Жуан, Фауст, Д’Артаньян и др.), за их именами стоят опредененные черты характера, поведения, отношения к жизни.

В текстах художественной литературы описание человека может даваться как в изобразительно-описательном регистре, так и в информативно-описательном. Автор имеет полную свободу выбора и использования различных стилистических приемов и средств, которые позволяют создать наглядно-образное представление о человеке и выразить свою оценку его внешних и внутренних качеств.

При описании и характеристике персонажей художественного произведения авторы используют различные средства эмоциональной оценки и с позиций автора, и с позиций других персонажей. Оценка автором героев своих произведений может выражаться как явно, так и имплицитно, оно обычно передается посредством использования комплекса речевых и стилистических средств: лексических единиц с оценочной семантикой, эпитетами, метафорическими номинациями.

Стилистическими средствами выражения экспрессивности эмоциональности, авторской оценки, создания образов являются различные стилистические приемы, в том числе тропы, а также разнообразные художественные детали, используемые в текстах художественной прозы.

Таким образом, по результатам изучения литературных источников мы можем сделать вывод, что художественная литература – это особый вид искусства, а художественный текст – это один из наиболее сложных видов текста в плане структуры и стилистики.

К теме 2. Специфика художественной литературы как вида искусства;

Литература – это прежде всего вид художественного творчества, один из видов искусства. Стало быть, определение сущности художественной литературы следует начать с выявления сути понятия искусства, а затем уже определить, в чем состоит специфика именно литературы как одного из видов искусства.

Итак,искусство – это творческо-эстетическая деятельность человека, воссоздающая картину мира (или человеческого сознания) в художественно-образных формах.

В отличие от науки – аналитической модели мира – искусство нацелено на создание целостного, чувственно воспринимаемого представления. Для искусства характерно органическое единство созидательных, познавательных, оценочных и коммуникативных функций при превалировании эстетической функции. Возникает вопрос: что же такое эстетическая функция, какова ее природа?

Трудность выявления сути эстетической функции и искусства как эстетической деятельности связана с тем, что эстетическое (от др.-греч. чувствующий, чувственный) – категория не вполне объективная, поскольку эстетическая функция не вытекает из свойств предметов и явлений действительности и не имеет прямой связи с какими-либо их качественными характеристиками или практическим применением, а связана с ценностно-вкусовыми предпочтениями участников эстетической деятельности. Вместе с тем, категорию эстетического нельзя отнести и к субъективной сфере. При этом эстетические феномены должны обладать интерсубъективной ценностью, то есть должны получить общественное признание. Таким образом, стабилизация эстетической функции – дело коллектива. Отсюда следует, что эстетическая деятельность, включая искусство, закономерно относится к сфере общественного (коллективного) сознания.

Следует отметить, что эстетическую деятельность, включая искусство (а стало быть, и литературу) изучает эстетика – наука о «чувственном знании» (А. Баумгартен), исследующая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром.

В сферу эстетической деятельности входят: эстетическое восприятие (созерцание, оценка) и создание произведений искусства.

Эстетическое восприятие – это конкретно-чувственное созерцание объекта, вне его утилитарной функции и предметно-материального статуса; при этом ценностная оценка предмета как воплощения сверхчувственных смыслов обретает форму бескорыстного наслаждения. Природа эстетического восприятия произведений искусства весьма специфична. Это яркое эмоциональное переживание, которое не связано реальными, психическими состояниями (любовью, ненавистью, гневом и т. п.), вызванными жизненно бытовыми, «утилитарными» причинами. Эстетическое чувство представляет собой не прямой эмоциональный аффект, но некое разыгрывание переживаний, всегда протекающее под знаком «конвенциального договора» (то есть условности искусства, которое является вымыслом, моделью реальности, но не ей самой).

Создание произведений искусства, в отличие от эстетического восприятия, имеет не пассивно созерцательный, а творчески креативный характер. Напомним, что творчество – вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, и отличающееся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью и гносеологической ценностью. Но в отличие от технического или научного творчества результатом эстетической деятельности является художественное творение (художественное произведение).

Читать еще:  Литовская литература. Литовская писательница: после правды о холокосте я потеряла друзей

Искусство, писал М. Хайдеггер, «начинается там, где преодолевается материальная природа объекта». В таком случае, определение художественного творения (художественного произведения, предмета искусства) будет таковым: это созданный творческими усилиями художника рукотворный предмет, материальная природа которого служит проводником чувственно воспринимаемых, то есть образных, представлений, вызывающих эстетическое наслаждение. Отсюда следует вывод, что образность – главная категория искусства, определяющая его специфику и отличие от науки, техники и других родов человеческой деятельности.

Художественный образ – это результат эстетического воплощения какого-либо явления, процесса, состояния в специфических для данного вида искусства форме и материале. Создатель художественного произведения «запускает» механизмы эстетического восприятия именно благодаря образной (а значит, и чувственно воспринимаемой) природе своего творения. Поэтому искусство определяется как мышление образами (в противовес логическому мышлению абстрактными категориями).

Однако у каждого вида искусства свои возможности образного моделирования мира, зависящие от способа восприятия и материала, из которого создаются образы. Способ восприятия того или иного вида искусства зависит от материала, из которого созидается художественное произведение (например, в скульптуре это пластический материал – камень, дерево, глина и т. п.; в музыке – звук, тон; в кино – видеоряд кадров и т. д.).

Так,основные виды искусства классифицируются как изобразительные (живопись, кино, скульптура, архитектура) и выразительные (музыка, танец, пантомима); или по другому основанию: как пространственные (живопись, архитектура, скульптура) и временные (музыка, танец, кино и т. д.).

Уникальность статуса литературы среди других видов искусства определяется тем, что она владеет смысловыми возможностями, доступными и ряду других искусств. Это обусловлено особым характером ее материала. Язык как знаковая система, служащая материалом литературы, обладает как изобразительными (ср. с живописью и скульптурой), так и выразительными возможностями (ср. с музыкой и танцем): ведь слову присущи план изображения и план выражения; кроме того, слово имеет как пространственную, так и временную протяженность (ср. слово написанное и слово произнесенное).

В то же время литература, являясь одним из видов искусства, обладает специфическим набором эстетических свойств. При выявлении сутихудожественногообразав литературе следует различать два момента: а) некую внетекстовую реальность, моделью которой и является образ, и б) материал, из которого образ строится, формируется.

В древности считалось, что художественный образ имеет «миметическую» природу (Аристотель) – являясь как бы отпечатком, копирующим действительность. Но только ли художественный образ является слепком, словесной репродукцией реальности? Чем отличается объект в жизни от отражения его в литературном произведении? О. Мандельштам на этот вопрос отвечает следующим образом: «Поэзия не является частью природы – хотя бы самой лучшей, отборной – и еще меньше является ее отображением , но с потрясающей независимостью водворяется на новом, внепространственном поле действия, не столько рассказывая, сколько разыгрывая природу при помощи орудийных средств, в просторечии именуемых образами» (Мандельштам О. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 214). То есть литература – это своего рода «виртуальная», условная, но в то же время материально выраженная реальность, а художественный образ – это способ, «орудийное средство» ее создания. Но ведь и реальность как таковая (вне искусства) – это реальность двух порядков: это явленный, внешний мир и мыслительная, внутренняя, субъективная реальность сознания. Отсюда вопрос: чем отличается мыслительные представления, которые возникают в нашем сознании, от художественного образа?Ответ прост: в первом случае образы спонтанны, стихийны, бесплотны (нематериальны), а во втором случае – они четко структурированы и вещественнозакреплены, то есть воплощены в материале того или иного вида искусства.

Но наши мыслительные представления о вещах и объектах отражены и закреплены в языке. Возникает следующий вопрос, чем слово – как некий первичный образ (слепок) объекта – отличается от художественного образа? Ведь и в том, и в другом случае образ материально выражен?

Ответ таков: художественный образ отличается от языкового образа наличием эстетической функции. Поэтомуслова в языке – это еще не факт искусства, языковое и речевое слово – это «сырец», материал для построения художественного образа. В обычной жизни слово, язык, речь выполняют коммуникативную, познавательную, экспрессивно-модальную функции, а в художественном произведении на первый план выдвигается эстетическая функция.

Читать еще:  Поколение пепла читать онлайн. Алексей доронин - поколение пепла Поколение пепла эпилог

Что происходит со словом как материалом, из которого формируется образ в литературном произведении? Языковые или речевые единицы должны быть определенным образом организованы в некую системную целостность, обладающую качеством художественностии целостности, внутри которой каждый из словесных элементов оказывается встроенным в более сложную архитектоническую структуру, что изменяет его статус и смысл. О. Мандельштам сравнивает «слово-сырец» с камнем, строительным материалом в зодчестве, а литературное произведение с храмом, архитектурным сооружением, в котором камни теряют свою изначальную природу и становятся элементами произведения искусства. Он пишет: «Камень как бы возжаждал иного бытия. Он сам обнаружил скрытую способность динамики – как бы попросился в «крестовый свод» (Мандельштам О. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 143).

Что же такое феномен художественностиприменительнок литературе как виду искусства (в отличие от литературы нехудожественной – научной, технической и т. д.)?

Художественной литературой является «всякий словесный текст, который в пределах данной культуры способен реализовать эстетическую функцию» (Ю.М. Лотман). Таким образом, главным качеством художественного произведения является его эстетическая составляющая. Конкретизируя это определение, обозначим 5 принципов (или законов – в терминологии В.И. Тюпы) художественности:

1. Принцип целостности, обусловливающий внутреннюю организацию и завершенность литературного произведения.

2. Принцип условности, предполагающий, что литература моделирует жизнь, но таковой не является, что отражается в специфике эстетического переживания как рефлексивного чувства, «игрового» по своей сути (ср. с определением понятия «эстетическое восприятие», приведенным выше).

3. Принцип творческого обобщения, означающий выявление в бесконечном разнообразии жизни неких универсальных констант бытия и сознания.

4. Принцип творческой новизны и уникальности, отличающий истинно художественное произведение от ремесленной поделки или эпигонского подражания.

5. Принцип адресованности, подразумевающий, что литературное произведение всегда рассчитано на определенную читательскую аудиторию. «Образ аудитории», степень «проявленности» адресата в произведении является важным структурообразующим фактором литературного текста.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему художественная литература – один из видов искусства? Каковы ее сфера, предмет, цели и функции?

2. В чем своеобразие материала литературы?

3. Каковы основные принципы художественности применительно к литературе.

Художественное произведение: понятие и его составляющие

Искусство – это такая сфера деятельности человека, которая обращена к его эмоциональной, эстетической стороне личности. Через слуховые и зрительные образы, через ассоциативные ряды и напряжённую умственную и душевную работу происходит своего рода общение с творцом произведения искусства и тем, для кого оно создано: слушателем, читателем, зрителем.

Значение термина

Художественное произведение отличается образностью. При этом неважно, многотомный ли это роман или всего лишь четверостишье. Под образностью понимается насыщенность текста выразительно-изобразительными языковыми средствами. На уровне лексики это выражено в использовании автором таких тропов, как эпитеты, метафоры, гиперболы, олицетворения и т.д. На уровне синтаксиса художественное произведение может быть насыщено инверсиями, риторическими фигурами, синтаксическими повторами или стыками и т.д.

Художественное произведение связано с такими понятиями, как тема и идея, позиция автора. Тема – это то, о чём данный текст: какие события в нём описываются, какая эпоха освещается, какой предмет рассматривается. Так, предмет изображения в пейзажной лирике – природа, её состояния, сложные проявления жизни, отражение душевных состояний человека через состояния природы. Идея художественного произведения – это мысли, идеалы, воззрения, которые в произведении выражены. Так, основной идеей знаменитого пушкинского “Я помню чудное мгновенье…” является показ единства любви и творчества, понимание любви как главного движущего, возрождающего и вдохновляющего начала. А позиция или точка зрения автора – отношение поэта, писателя к тем идеям, героям, которые изображены в его творении. Она может быть спорной, может не совпадать с основной линией критики, но именно она является главным критерием при оценке текста, выявлении его идейно-смысловой стороны.

Эстетическая функция реализуется в литературном тексте через язык художественного произведения. В этом плане такие тексты могут служить в качестве учебников, т.к. дают непревзойдённые по красоте и обаянию образцы великолепной прозы. Не случайно иностранцам, желающим как можно лучше узнать язык чужой страны, советуют читать прежде всего проверенную временем классику. Например, проза Тургенева, Бунина – замечательные образчики владения всем богатством русского слова и умения передать его красоту.

Источники:

http://studbooks.net/768830/literatura/hudozhestvennoe_proizvedenie_vidov_deyatelnosti_cheloveka
http://studopedia.su/11_43328_k-teme–spetsifika-hudozhestvennoy-literaturi-kak-vida-iskusstva.html
http://fb.ru/article/66660/hudojestvennoe-proizvedenie-ponyatie-i-ego-sostavlyayuschie

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии