Художественное произведение как единое целое. Художественное произведение: понятие и его составляющие

Художественное произведение как единое целое. Художественное произведение: понятие и его составляющие

Электронная библиотека

Особенность художественной литературы в том, что автор текста воплощает свое представление о мире в художественном образе.

Понятие художественного образа – одно из ключевых в искусствоведении вообще, и в литературоведении в частности. В философском словаре дается такое определение: «Художественный образ – форма отражения (воспроизведения) действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. В художественном образе осваивается и перерабатывается творческой фантазией, воображением, талантом и мастерством художника специфический предмет искусства – жизнь во всем ее эстетическом многообразии и богатстве, в ее гармонической целостности и драматических коллизиях. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредствованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в ходе творческого процесса этих противоположных сторон в единый, целостный, живой образ искусства художник получает возможность достигнуть яркого, эмоционально насыщенного, поэтически проникновенного и в то же время глубоко одухотворенного, драматически напряженного воспроизведения жизни человека, его деятельности и борьбы, радостей и поражений, поисков и надежд. На основе этого слияния, воплощаемого при помощи специфических для каждого вида искусства материальных средств (слово, ритм, звукоинтонация, рисунок, цвет, свет и тень, линейные соотношения, пластика, пропорциональность, масштабность, мизансцена, мимика, киномонтаж, крупный план, ракурс и т. д.), создаются образы-характеры, образы-события, образы-обстоятельства, образы-конфликты, образы-детали, выражающие определенные эстетические идеи и чувства. Именно с системой Художественных образов связана способность искусства осуществлять свою специфическую функцию – доставлять человеку (читателю, зрителю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждать в нем художника, способного творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь. Через эту единую эстетическую функцию искусства, посредством системы художественных образов проявляются его познавательное значение, мощное идейно-воспитательное, политическое, нравственное воздействие на людей».

Словарь литературоведческих терминов трактует художественный образ как конкретную и одновременно обобщенную картину человеческой жизни, преображенную в соответствии с эстетическими идеалами художника при помощи творческой фантазии. В любом случае, художественный образ – средство познания и изменения мира, форма выражения мыслей, чувств, стремлений художника. За художественным образом и за художественным произведением в целом исследователи закрепляют целый ряд функций, но не подлежит сомнению, что произведение искусства, в том числе художественной литературы выступает для читателя источником знаний о культуре конкретной эпохи, нравственных и эстетических норм той или иной социальной группы, учит сочувствию, сопереживанию, позволяет получить эмоциональный опыт, недоступный в реальной жизни, и т.д.

История литературы изучает историческое движение мировой литературы: смену поэтических идей и форм, стилей, литературных направлений, течений, методов, школ, т.е. литературный процесс. Круг проблем, попадающих в сферу истории литературы, – изучение истории создания художественного произведения (воссоздание по рукописям, черновикам, воспоминаниям, дневникам), изучение творческой и житейской истории

писателя, выявление его индивидуального стиля, изучение творческих взаимоотношений разных писателей (личных контактов, взаимовлияния).

История всемирной литературы – наука, обобщающая закономерности развития всех национальных литератур, всех жанров и стилей, всех писателей.

Теория литературы оснащает исследователя подходящим инструментарием для понимания закономерностей литературного развития. Базовыми категориями являются категории рода, жанра, стиля. Теория литературы – наука о законах художественного словесного творчества, о закономерностях исторического развития литературы, о способах построения поэтических, прозаических и драматургических произведений, о природе создаваемых писателями духовно-эстетических ценностей. Теория литературы изучает такие вопросы, как:

· место и роль литературы в жизни общества;

· ее положение в системе культуры;

· общие закономерности исторического развития литературы в целом, а также ее отдельных родов и видов:

– взаимодействие художественных направлений и течений;

– роль художественного таланта и индивидуальности;

– закономерности восприятия художественных произведений.

Поэтика – раздел теории литературы – выявляет приемы и принципы создания художественного произведений, законы стиля, композиции и т.д.

Художественный метод – важнейшее понятие литературоведения. Он определяет наиболее общие черты образного отражения жизни в искусстве и складывается из исторических условий, индивидуального стиля, представлений автора об идеале (типе героя). Могут сосуществовать одновременно несколько стилей.

Образ героя художественного произведения предполагает изображение человеческой жизни, показываемой в индивидуализированной форме, но несущей в себе обобщающее начало; ему присущ художественный вымысел, усиливающий обобщающее значение образа. Для создания образа героя важно показать его в окружающей предметной, общественной, природной среде. В драматургии образ героя связан с реальным обликом персонажа изображаемого актером; в прозе – дан во взаимодействии с авторской речью, в лирике выступает в качестве отдельного переживания.

Для обозначения единства художественных приемов, характерного для отдельного произведения, творчества писателя в целом, для целостного литературного течения или эпохи используется категория «стиль», понимаемый как инструмент творческого освоения и познания действительности; одна и та же тема может решаться по-разному в зависимости от особенностей стиля.

Читать еще:  За кого выходит замуж нюша игорь сивов. Певица Нюша подтвердила, что вышла замуж: эксклюзивные фото, видео

Все произведения художественной литературы принято разделять на роды (эпос, лирика, драма) и виды (жанры).

Роды – обобщенные типы словесного художественного творчества, основные способы построения произведений, различающиеся соотношением мира и человека в создаваемых художником картинах жизни.

Для эпоса характерно объективное начало творчества, центром повествования является событие, для лирики важно передать субъективное переживание лирического героя, для драмы, сочетающей объективность и субъективность, главное – действие.

В эпосе в зависимости от масштаба замысла и изображаемых событий, числа сюжетных линий и др. выделяют следующие жанры: роман, повесть, рассказ, эпопея,

сказка, былина; к лирике относятся ода, элегия, гимн, послание, песня, романс; к драме – трагедия, комедия и собственно драма.

Жанр (от фр. род, вид) определяется как совокупность определенных тем и мотивов, закрепленных за определенной художественной формой, связывающая их между собой узнаваемыми чувствами и мыслями. По определению М.Л. Гаспарова, жанр – это исторически сложившаяся совокупность поэтических элементов разного рода, невыводимых друг из друга, но ассоциирующихся друг с другом в результате долгого сосуществования. Понятие жанра подразумевает преемственность восприятия: читатель, обнаруживая в произведении те или иные особенности сюжета, места действия, поведения героев, относит его к какому-либо известному ему жанру, вспоминая прочитанное и узнавая в новом знакомое. Однако помимо устойчивости и равенства себе категория жанра обладает и прямо противоположной особенностью: она исторически подвижна.

Обновление жанровой системы в Европе начинается в эпоху позднего средневековья и Ренессанса в XI–XVI вв. Поэты-трубадуры (XI–XIII вв.) обновили систему лирических жанров (альба, серенада). На исходе Средних веков впервые появляется понятие «романа». Средневековый «роман» – произведение, написанное на одном из романских языков (а не на латыни), в котором происходят фантастические события на экзотическом ландшафте. В XIV в. итальянский поэт Данте Алигьери создает «Божественную комедию» – грандиозный синтез светского жанра эпической поэмы и религиозного жанра видения. В том же веке Франческо Петрарка канонизирует жанр сонета («Книга песен»), а Джованни Боккаччо канонизирует жанр новеллы («Декамерон»). На рубеже XVI и 17 вв. английский драматург Вильям Шекспир создает произведения, диалектически соединяющие в себе жанровые элементы трагедии и комедии (Гамлет, Макбет, Король Лир).

Важными категориями анализа художественного текста являются понятия «сюжет» и «фабула», обозначающие совокупность событий художественного произведения. Сюжет – структурная основа, костяк художественного, прозаического и стихотворного повествования; рассказ о событиях, которые получают подробную мотивировку и окончательное раскрытие в фабуле; в сюжете заключены общие положения повествования, в фабуле же разветвляются частности и описывается закономерное развитие событий.

Главнейшие элементы сюжета – завязка, развитие действия, его кульминация и развязка. Единой системы развития сюжета нет, каждый писатель развивает сюжет по-своему средствами фабулы. Сюжет легко передать вкратце, фабула же требует длинного изложения и почти не поддается пересказу. Фабула подчинена сюжету, который сообщает стройность и единство многообразию событий, описываемых в художественном произведении. Фабула – то, что не поддается краткому пересказу, фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете.

Термин «тема» употребляется обычно в двух значениях: тема – это либо жизненный материал, взятый для изображения, либо основная проблема, поставленная в произведении. Тема всегда связана с основной идеей. Идея произведения – это главная мысль, в которой автор выражает свое отношение и оценку к описываемым явлениям.

Композиция литературного произведения (от лат. Compositio – сложение, состав; от componere – складывать, строить, оформлять) – это совокупность отношений между элементами художественной формы:

· смена приемов повествования в произведениях (авторской речи, повествования «от первого лица», диалогов и монологов, описаний пейзажа, портрета, интерьера);

· соотношение глав и частей произведения.

Композиция зависит от родовой принадлежности произведения. Изучение композиции сюжета необходимо для того, чтобы выявить внутренние, эмоциональные, смысловые связи между событиями, описанными в произведении.

Анализ художественного произведения позволяет постичь авторский замысел, раскрыть смысловую глубину текста, понять произведение в его полноте и целостности. Он помогает постижению художественного текста и знанию того, в какую эпоху создано произведение, какие идеи оказали влияние на его автора.

В истории мировой литературы принято выделять дописьменную, фольклорную традицию, литературу древних цивилизаций, средневековую литературу, литературу Нового времени, также можно изучать историю отдельных национальных литератур. Начиная с эпохи Нового времени в искусстве отчетливо проявляют себя стили барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм, для каждого из которых характерны свои: конфликт, художественные средства, тип героя, композиция и т.д.

Читать еще:  Лучше поздно чем никогда что ответить. Сочинение-рассуждение по пословице «Лучше поздно, чем никогда

Литературное произведение как целостное единство. Содержание и форма в литературе

Каждое литературное произведение является самостоятельным, законченным целым, не сводимым к сумме элементов и неразложимым на них без остатка. Каждый образ героя данного эстетического объекта тоже, в свою очередь, воспринимается целостно, а не дробиться на отдельные составляющие. Каждая деталь существует благодаря лежащему на ней отпечатку целого, «каждая новая черта только более высказывает всю фигуру» (Л. Толстой).

Несмотря на это, при анализе произведения оно все же разбивается на отдельные части. При этом важным является вопрос о том, что именно представляет собой каждая из них.

Вопрос о составе литературного произведения, точнее, о составляющих его частях, достаточно давно привлек внимание исследователей. В XIX веке немецким философом Г.В.Ф. Гегелем были использованы применительно к искусству понятия «форма» и «содержание».

Содержание и форма– философские категории, которые находят применение в разных областях знаний. Понятия содержания и формы служат мыслительному отграничению внешнего – от внутреннего, сущности и смысла – от их воплощения, от способов их существования. Содержанием при этом именуется основа предмета, его определяющая сторона. Форма же – это организация и внешний облик предмета, его определяемая сторона.

Так понятая форма вторична, производна, зависима от содержания и в то же время является условием существования предмета. Ее вторичность по отношению к содержанию не означает ее второстепенной значимости: форма и содержание – в равной мере необходимые стороны феноменов бытия.

В литературоведческих понятиях «содержание» и «форма» обобщены представления о внешней и внутренней сторонах литературного произведения. При этом содержание литературного произведения определяется как его сущность, духовное существо, а форма – как способ существования этого содержания. Содержание, иными словами, – это «высказывание» писателя о мире, определенная эмоциональная и мыслительная реакция на те или иные явления действительности. Форма – та система приемов и средств, в которой эта реакция находит выражение, воплощение. Несколько упрощая, можно сказать, что содержание – то, что хотел сказать писатель своим произведением, а форма – как он это сделал.

Форма художественного произведения имеет две основные функции. Первая осуществляется внутри художественного целого, поэтому ее можно назвать внутренней: это форма выражения содержания. Вторая функция обнаруживается в воздействии произведения на читателя, поэтому ее можно назвать внешней (по отношению к произведению). Она состоит в том, что форма оказывает на читателя эстетическое воздействие, потому что именно она выступает носителем эстетических качеств художественного произведения. Содержание само по себе не может быть в строгом, эстетическом смысле прекрасным или безобразным – это свойства, возникающие исключительно на уровне формы.

Современное литературоведение исходит из представления о первичности содержания по отношению к форме. Применительно к художественному произведению это справедливо как для творческого процесса (писатель подыскивает соответствующую форму пусть еще для смутного, но уже существующего содержания, но ни в коем случае не наоборот – не создает сначала «готовую форму», а затем уже вливает в нее некоторое содержание), так и для произведения как такового (особенности содержания определяют и объясняют специфику формы). Однако в известном смысле, а именно по отношению к воспринимающему сознанию, именно форма выступает первичной, а содержание вторичным. Поскольку чувственное восприятие всегда опережает эмоциональную реакцию и тем более рациональное осмысление предмета, более того, – служит для них базой, читатели воспринимают в произведении сначала его форму, а только потом и через нее – соответствующее художественное содержание.

Стремясь указать на специфику взаимоотношений содержания и формы в искусстве, литературоведы предложили особый термин, специально призванный отражать неразрывность слитность сторон художественного целого – «содержательная форма». В отечественном литературоведении понятие содержательной формы обосновал М.М.Бахтин в работах 1920-х годов (Бахтин М.М. Работы 1920-х годов – Киев, 1994, с.266 – 267, 283 – 284). Бахтин подчеркивал нераздельность и неслиянность формы и содержания. «В каждом мельчайшем элементе поэтической структуры, – писал он, – в каждой метафоре, в каждом эпитете мы найдем химическое соединение познавательного определения, этической оценки и художественно-завершенного оформления».

О том, что художественное содержание воплощается (материализуется) не в каких-либо отдельных словах, словосочетаниях, фразах, а в совокупности всего того, что наличествует в произведении, говорили и другие исследователи. Так, по словам Ю.М. Лотмана, «идея не содержится в каких-либо, даже удачно подобранных цитатах, а выражается во всей художественной структуре. Исследователь, который не понимает этого и ищет идею в отдельных цитатах, похож на человека, который, узнав, что дом имеет план, начал бы ломать стены, в поисках места, где этот план замурован. План не замурован в стенах, а реализован в пропорциях здания» (Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972, с.37 – 38).

Читать еще:  Как расшифровывается немецкая свастика. Славянская свастика — значение, история, отличие

Большинство современных литературоведов выделяет в произведениях два начала собственно содержательные (содержание) и формально- содержательные (содержательная форма).

Художественное содержание являет собой единство объективного и субъективного начал. Это совокупность того, что пришло к автору извне и им познано (тематика искусства), и того, что им выражено и идет от его воззрений, интуиции, черт индивидуальности.

«Термину «содержание» (художественное содержание) более или менее синонимичны слова «концепция» (или «авторская концепция»), «идея», «смысл» (у М.М. Бахтина: «последняя смысловая инстанция»)» (Хализев В.Е. Теория литературы. Изд.2-е – М., 2000, с.157).

Точку зрения на форму, которой придерживаются многие современные ученые, обосновал Г.Н. Поспелов, который выделил в художественных текстах «предметную изобразительность», словесный строй, композицию (Проблемы литературного стиля – М.. 1970, с.80; Целостно-системное понимание литературных произведения // Вопросы методологии и поэтики. Сб. статей – М., 1983, с. 154).

Согласно этой точке зрения, которую разделяют многие исследователи, в составе формы, несущей содержание, традиционно выделяется три стороны, необходимо наличествующие в любом литературном произведении. «Это, во-первых, предметное (предметно-изобразительное) начало: все те единичные явления и факты, которые обозначены с помощью слов и в своей совокупности составляют мир художественного произведения (бытуют также выражения «поэтический мир», «внутренний мир» произведения, «непосредственное содержание»). Это, во-вторых, собственно словесная ткань произведения: художественная речь, нередко фиксируемая терминами «поэтический язык», «стилистика», «текст». И, в-третьих, это соотнесение и расположение в произведении единиц предметного и словесного «рядов», то есть композиция» (Хализев В.Е. Теория литературы. Изд.2-е – М., 2000, с.156).

Следует отметить, что, принимая точку зрения, согласно которой в произведении выделяются две его составляющие – форма и содержание – некоторые исследователи разграничивают их несколько иначе. Так, в учебном пособии Т.Т. Давыдовой, В.А. Пронина «Теория литературы» (М., 2003, с. 42, 44) указывается: «Содержательными компонентами литературного произведения являются тема, характеры, обстоятельства, проблема, идея»; «Формальными компонентами литературного произведения являются стиль, жанр, композиция, художественная речь, ритм; содержательно-формальными – фабула и сюжет, конфликт». Отсутствие единой позиции литературоведов объясняется сложностью таких культурных феноменов как художественные произведения.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 635 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Художественное произведение: понятие и его составляющие

Искусство – это такая сфера деятельности человека, которая обращена к его эмоциональной, эстетической стороне личности. Через слуховые и зрительные образы, через ассоциативные ряды и напряжённую умственную и душевную работу происходит своего рода общение с творцом произведения искусства и тем, для кого оно создано: слушателем, читателем, зрителем.

Значение термина

Художественное произведение отличается образностью. При этом неважно, многотомный ли это роман или всего лишь четверостишье. Под образностью понимается насыщенность текста выразительно-изобразительными языковыми средствами. На уровне лексики это выражено в использовании автором таких тропов, как эпитеты, метафоры, гиперболы, олицетворения и т.д. На уровне синтаксиса художественное произведение может быть насыщено инверсиями, риторическими фигурами, синтаксическими повторами или стыками и т.д.

Художественное произведение связано с такими понятиями, как тема и идея, позиция автора. Тема – это то, о чём данный текст: какие события в нём описываются, какая эпоха освещается, какой предмет рассматривается. Так, предмет изображения в пейзажной лирике – природа, её состояния, сложные проявления жизни, отражение душевных состояний человека через состояния природы. Идея художественного произведения – это мысли, идеалы, воззрения, которые в произведении выражены. Так, основной идеей знаменитого пушкинского “Я помню чудное мгновенье…” является показ единства любви и творчества, понимание любви как главного движущего, возрождающего и вдохновляющего начала. А позиция или точка зрения автора – отношение поэта, писателя к тем идеям, героям, которые изображены в его творении. Она может быть спорной, может не совпадать с основной линией критики, но именно она является главным критерием при оценке текста, выявлении его идейно-смысловой стороны.

Эстетическая функция реализуется в литературном тексте через язык художественного произведения. В этом плане такие тексты могут служить в качестве учебников, т.к. дают непревзойдённые по красоте и обаянию образцы великолепной прозы. Не случайно иностранцам, желающим как можно лучше узнать язык чужой страны, советуют читать прежде всего проверенную временем классику. Например, проза Тургенева, Бунина – замечательные образчики владения всем богатством русского слова и умения передать его красоту.

Источники:

http://libraryno.ru/1-literaturnoe-proizvedenie-kak-celostnoe-edinstvo-2012_istor_literat/
http://studopedia.net/5_51522_literaturnoe-proizvedenie-kak-tselostnoe-edinstvo-soderzhanie-i-forma-v-literature.html
http://fb.ru/article/66660/hudojestvennoe-proizvedenie-ponyatie-i-ego-sostavlyayuschie

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии