Художественно прикладное искусство в доу. Изучение декоративно-прикладного искусства в ДОУ

Художественно прикладное искусство в доу. Изучение декоративно-прикладного искусства в ДОУ

Художественно прикладное искусство в доу. Изучение декоративно-прикладного искусства в ДОУ

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличии от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. [1] Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, , игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Основные виды декоративно – прикладного искусства:

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготавливая орудия труда, предметы обихода человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму. Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создаёт свои традиции в развитии прикладного искусства. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального декоративно-прикладного искусства.

Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

Известные педагоги и исследователи (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова и др.) отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать в педагогический процесс в детском саду.

Задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства,

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

3. Формирование обобщённых знаний и умений:

– умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);

– освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

– умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах;

воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5.Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.

Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

С начала учебного года вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (филимоновская, дымковская, каргопольская глиняная игрушка, керамическая посуда).

При создании декоративных композиций в рисовании ставятся общие задачи:

– формировать умение у детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров;

– учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы,

– выделять элементы узора.

Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, педагог учит их видеть и выделять элементы узора: мазки. Точки, кольца, круги, прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов).

У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Воспитатель должен показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Так, дети расписывают коврик (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные так, как дети видели на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них чёрточки, точки. С первых занятий педагог учит воспитанников выбирать цвет для каждого элемента, колоритом росписи. Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки). Надо дать ребёнку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для росписи детям можно давать силуэты животных, фигурки барышень, платье, фартук кукле вырезанные из бумаги, украсить сказочный домик, волшебную рыбку, птицу.

Когда дети освоят дымковскую роспись, следует познакомить их с филимоновской игрушкой. Важно, чтобы дети заметили, выделили сходство и отличие филимоновских и дымковских игрушек.

В течение года следует провести несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создаёт свой узор. Ребёнку нужно предоставить возможность творить.

В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлеченность детей может возникнуть не только в лепке из глины, но и при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов, наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.

В работе с детьми следует широко применять различные материалы: глину, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, гуашевые и темперные краски, цветные мелки.

Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства. Роспись бересты, выкладывание из разноцветной мозаики сказочной жар-птицы увлекает детей, развивает их фантазию и воображение, активизирует творчество.

Читать еще:  Кто такой грушницкий в романе герой нашего. Сравнительная характеристика печорина и грушницкого (по роману «герой нашего времени»)

Следует отметить также, что великолепные приемы художественной обработки различных материалов, выработанные народными мастерами, позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно простыми и лаконичными средствами: нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д.,— обучение которым вполне доступно. Некоторые приемы можно показать и объяснить детям.

Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества. Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания, выполняемого детьми, и проводились раньше. Во время экскурсии можно познакомить детей с фантастическими образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами на тканях, кружевах, в резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков, керамических изразцов.

Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки воспитателю следует включить беседы о народном искусстве: рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие беседы заинтересуют детей, помогут раскрыть перед детьми образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства.

В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны.

Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Автор: Ожогова Екатерина Олеговна

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Творчество – это деятельность,

в которой раскрывается

духовный мир личности»

В. А. Сухомлинский

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

Нижегородский край богат народным декоративным промыслом (Городец, Семёнов, Хохлома, Полхов-майдан). Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального художественно-декоративного искусства. Самоназвание «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т. е. направленная на улучшение качества предметов. В этом сказывается ее утилитарный характер. С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка.

Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Ознакомление с произведениями народногодекоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому я включаю их в педагогический процесс работы со старшими детьми.

Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетическогоразвития, мной было решено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей. Знакомство детей с народными промыслами Нижегородской области, мастерством народных умельцев и русским фольклором, позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Целью моей углубленной работы стало: развитие творческих способностей детей, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,удовлетворение детей в самовыражении через знакомство народным декоративно-прикладным искусством.

Поставленная цель решалась через следующие задачи:

• образовательные: познакомить детей с художественными росписями Нижегородской области; развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве;

развивающие: совершенствовать технические навыки в рисовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки, действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки);развивать творческие способности детей; развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; развивать чувство цвета; развиватьмыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез, обобщение);

• воспитательные: способствовать развитию роста интереса детей к народному творчеству; повышения художественной, творческой активности у детей;способствовать формированию эстетического вкуса и эстетического идеала;способствовать развитию у детей чувства прекрасного; воспитания в детях любови к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту; способствовать формированию художественного вкуса детей.

Вся воспитательно-образовательная работа в этом направлении осуществляется мной в организованной образовательной деятельности: в НОД, в играх, труде, на праздниках,развлечениях, в самостоятельной деятельности детей.

Для достижения поставленных целей и задач по данной теме, мной определены направления работы:

1. Составлено перспективно-тематическое планирование по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством.

2. Разработана серия сценариев по декоративному рисованию.

3. Составлен план работы с родителями.

Первое с чего началась моя работа по декоративно-прикладному искусству – это создание предметно-развивающей среды, которая в себя включает:

• центр практической деятельности (столы, мольберт, стена для рисования)

• мини-музей «Полка-красоты» (уголок старины и предметов искусства)

• центр творчества

С целью приобщения к народному декоративно-прикладному искусству использовала разнообразные типы непосредственно образовательной деятельности такие, как:

• импровизации, помогающие создать условие творческого участия дошкольников в учебном процессе;

• праздники, как форма коллективной работы;

Знакомство с различными видами росписи мной проводилась работа согласно такойпоследовательности:

1. Знакомство с данным видом декоративно-прикладного искусства (материалом, фактурой, орнаментом, узором) с использованием компьютерных презентаций.

2. Рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций об истории промысла.

3. Оформление «Полки красоты»: один предмет, например, дымковский конь, несколько предметов одного народного промысла (дымковские игрушки или хохломская посуда, и т. д., сравнение двух трех видов народных промыслов, выставка детских работ).

4. Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, с учетом интеграции образовательной деятельности по лепке, декоративному рисованию, аппликации, ручному труду.

5. Организация «мини – музея» в группе (предметы народного промысла).

6. Использование дидактических игр по разным видам росписи: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора».

7. Самостоятельная художественная деятельность детей в центре творчества(использование трафаретов, нетрадиционных изобретаемых материалов, рисование на различном материале (бумага, дерево, глиняные игрушки, пластилиновые поверхности).

Читать еще:  Сочинение по повести белый бим черное ухо. Гавриил Троепольский “Белый Бим Чёрное ухо” (1971)

Большое значение имело тесное сотрудничество с семьями воспитанников. С этой целью были организованы индивидуальные консультации «Художественные промыслы Нижегородской области», информационные стенды «Значение народной игрушки в воспитании детей», выставки «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома».

В результате планомерно проводимой работы ознакомление народным декоративно-прикладным искусством уровень творческих способностей дошкольников значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видовдекоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.

Таким образом, значение ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством в детском саду, является интересной и многогранной темой, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.

««Вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Н. Д. Бартрам

Декоративно-прикладное искусство в жизни детей дошкольного возраста

Главная > Документ

в жизни детей дошкольного возраста.

Декоративно – прикладное искусство – одно из древнейших. Первые образцы такого искусства относятся к первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Россия богата разными видами народного декоративного творчества. Росписи и резьба по дереву, кружева, плетение, вышивка, ткачество, работа по металлу и т.п.

Декоративное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, растений, видели, чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность, разумность и рациональность. Восхищение человека природой, ее гармонией, соединение с тонким анализом, сравнением и обобщением нашло отражение в обобщенных стилизованных формах и ритмах искусства. Так появились элементы и композиции декоративного искусства по мотивам растительных форм. В узорах разных мастеров мы находим стилизованные изображения животных, человека. Крайней формой стилизации и обобщения стали элементы в геометрическом орнаменте.

В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отработано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким – дошкольникам.

Произведения народного декоративного искусства отличает красочность, яркость. Смелые контрастные цветовые сочетания, особая насыщенность цвета характерны для большинства народных росписей.

Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Все это богатство представлено в ярчайшей, максимально выразительной форме искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей. Эмоциональный язык искусства – самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка.

Вот почему в отечественной педагогике с давних времён (К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Б.Д. Неменский и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей в семье и детском саду на искусстве близком, родном искусстве того края, где живёт человек.

Декоративное искусство не есть что – то изолированное, особое в жизни людей, оно существует и органично сочетается с бытом, трудом, праздниками, нравами, традициями народа.

Большой вклад в анализ, выявление особенностей декоративного искусства разных народов, выделение в нем содержания, приемлемого в художественной деятельности детей – дошкольников, внесла З.А. Богатеева

Собственную художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развитие основ личности ребёнка. Присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства Родины имеет огромное значение и для будущего становления личности, осознание себя как частицы своего народа, своей страны. Ностальгия проявляется в зрелые годы, а зарождается в детстве. Не случайно взрослые люди, нередко на склоне лет, хотят взглянуть на свою родину, вернуться, пусть на короткое время туда, где прошло детство.

Задача развития творчества детей, воспитателей, учителей, преподавателей вузов была выдвинута как одна из центральных задач всей системы образования в нашей стране. Развитие творчества в обществе, отвергающем «духовную монополию» становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего поколения. В наши дни подчеркивается необходимость формирования нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Задачи перестройки системы народного образования в стране, поставленные в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено – дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Работа эта должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческим деятельностям. Одной из таких деятельностей является декоративно-прикладное искусство. Оно рано начинает привлекать внимание

На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания в дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же, дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим перед нами стояла задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

Читать еще:  Портретное описание чичикова в поэме мертвые души. Cочинение «Образ и характеристика Чичикова в поэме Гоголя «Мертвые души

Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов.

Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей. Систематические занятия различными видами художественной обработки материалов благотворно сказываются на развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности. Технологический процесс обработки материалов базируется на промышленном оборудовании и вместе с тем невозможен без использования ручных инструментов, умения владеть приемами работ столяря, токаря, фрезеровщика, штамповщика, сварщика, паяльщика, формовщика, электрика, кузнеца многих других. Занимаясь художественной обработкой материалов, дошкольники осваивают навыки этих конкретных профессий, приобретая умения творческого подхода к выполнению трудовых операций.

Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей невольно соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.

Занятия декоративно-прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей.

Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.

Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания дошкольников. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.

Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.

Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.

Задача воспитателя – направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными видами деятельности: лепке, рисованию, аппликации, конструированию.

Общие задачи обучения дошкольников декоративному рисованию:

1.Формирование у детей интереса к предметам народного искусства; понимания его особенностей; желание знать искусство местного края, различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.).

2.Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.

3. Формирование обобщённых знаний и соответствующих изобразительных умений:

освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций, узоров той или иной росписи; умений создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на объёмных предметах;

воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров ( в поиске, выборе элементов, колорита, композиций).

Эти общие задачи могут быть конкретизированы по возрастным группам.

Декоративное рисование в средней группе детского сада.

Декоративное рисование вводится со средней группы. Детям этого возраста доступно выполнение узоров из таких простых элементов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. И на её примере можно учить детей декоративному рисованию. Роспись объёмной игрушки пока не доступна детям.

В этом возрасте дети только начинают овладевать приёмами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. Узоры на этих формах можно рисовать из элементов дымковской росписи.

Колорит таких узоров может быть в классическом стиле дымковской росписи (сочетание красного, жёлтого, синего, зелёного, чёрного цветов), а может быть и более современным. В дымковскую роспись в последние годы вошли пастельные тона.

Поскольку данный вид рисования в отличие от предметного, сюжетного не несёт конкретного образного содержания, не имеет прямых аналогов в окружающем мире, то очень важно, чтобы дети сразу поняли смысл такой деятельности. То, что кажется нам вполне понятным и естественным, для детей в силу отсутствия опыта мало понятно. Поэтому в повседневной жизни надо обращать внимание детей на вещи, украшенные узором, и отмечать их красоту. Это могут быть и красивые вязаные варежки, шапочки, узор на платье, скатерти, салфетке и т.п.

Дымковская игрушка в силу доступности содержания и узора, украшающего её, должна быть использована в системе общевоспитательной работы как яркое декоративное явление, радующее глаз своей необычностью, красочностью.

В средней группе не стоит задача глубокого ознакомления дошкольников с каким-то видом искусства. В этом возрастном периоде главный смысл заключается в ознакомлении с самими предметами искусства. В Данном случае с самой игрушкой: яркой, праздничной, радующей глаз.

Декоративное рисование в старшей и подготовительной группах.

В этих группах идёт дальнейшая работа по освоению детьми декоративной художественной деятельности. Среди задач по освоению соответствующих изобразительных умений появляется задача обучения новым элементам узора (волнистая линия, дуги, точки, цветы, листья, ягоды). Происходит более глубокое ознакомление с народным декоративным искусством, у детей формируется уважение к этому труду. Дети осваивают характерные цветовые сочетания (колорит), элементы узоров, учатся выполнять узор на бумаге разных форм, силуэтных изображениях предметов (кувшин, варежки, платье и т.д.). Опыт, полученный детьми в предшествующей группе, позволяет ставить задачи, предполагающие овладение дошкольниками обобщенными знаниями и умениями, развитие у них большей самостоятельности, творчества.

Источники:

http://www.sites.google.com/site/itvdou2014/prikladnoe-tvorcestvo
http://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-ka/
http://gigabaza.ru/doc/162797.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии