Художественная литература как средство всестороннего воспитания дошкольника. Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература как средство всестороннего воспитания дошкольника. Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА – КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (старшая группа)

в данном разделе говорится о важности участия родителей в воспитании ребёнка, а именно о роли русской народной сказки. я рассказываю родителям о том, как правильно выбрать сказку для конкретного возраста ребёнка. рекомендую игры, на основе русских сказок.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка

Сказки – это уникальное культурное наследие, которое может и утешить, и помочь в познании окружающего мира и себя, и научить правилам жизни.

Научившись работать со сказкой, ребёнок будет разбирать и оценивать поступки героев, сможет перенести в реальную жизнь модель поведения или исправить какую-либо проблемную ситуацию.

Сказки развивают образное и логическое мышление детей, их творческие способности, речь, знакомят малышей с миром природы и помогают в их подготовке к школе. Дети черпают из сказок множество первых представлений: о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют детям увидеть добро и зло.

Слушая сказки, дети сопереживают персонажам, у них появляется импульс к содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Нельзя отрицать роль сказок и в развитии правильной устной речи – тексты расширяют словарный запас ребёнка, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но кроме всех этих, пусть и ключевых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной и красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с персонажами различные ситуации. Проанализировать поступки героев, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное и глубокое.

Чтобы ребенок легче запомнил сказки, а потом рассказывал их, используйте дидактические игры. Кроме того эти игры развивают творческое воображение, фантазию, связную речь.

После прочтения предложите ребёнку изображения двух героев из неё. Задача ребенка вспомнить, что говорили герои друг другу. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что они сказали друг другу при встрече? Похвалили Колобка за его смекалку или пожаловались друг другу на обманщика?

Игра помогает развивать устную связную речь, лучше запоминать последовательность действий, сюжет сказки.

После прочтения сказки рассмотрите иллюстрации к сказке. Остановитесь на понравившейся. Пусть малыш «озвучит» картинку, вспомнит, что говорили герои в этот момент, что делали. Также можно использовать фрагменты мультфильмов по сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

Вспомните последовательность событий в знакомой сказке, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия, появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим героев с огорода на стадион. А что произойдет, если там появится еще и злая колдунья или воробей? Вариантов множество.

ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ СКАЗКИ.

Как рассказывать сказки детям

Психологи отмечают, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из – за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи ребёнка пускают на самотёк. Ребёнок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, сказки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти – шести лет.

СКАЗКА – это удивительный жанр устного народного творчества. В ней всё необычно и всё возможно. Сказка – великая сила, но ребёнка нужно учить вдумчиво слушать и читать её. Читать и рассказывать сказки надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребёнок всё более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки.

Как читать книги ребёнку?

ЧТЕНИЕ ВСЛУХ. Полнота восприятия зависит от того, насколько глубоким окажется проникновение в текст, насколько выразительно вы донесёте образы персонажей, передадите и моральную направленность, и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям. Дети чутко реагируют на мимику, интонацию, жест.

ПЕРЕСКАЗ И БЕСЕДА по книге позволяют лучше понимать и запоминать содержание. Однако не пытайтесь сразу напрямую объяснить своими словами содержание или мораль прочитанного. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить ребёнка возможности почувствовать то, что он ещё не может осмыслить.

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ учит замечать художественные детали, понимать характеры сказочных героев и их взаимоотношения, чувствовать гамму красок, их эмоциональную выразительность, проникаться чувствами и настроениями, которые выражает рисунок.

Предварительный просмотр:

Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка

Сказки – это уникальное культурное наследие, которое может и утешить, и помочь в познании окружающего мира и себя, и научить правилам жизни.

Научившись работать со сказкой, ребёнок будет разбирать и оценивать поступки героев, сможет перенести в реальную жизнь модель поведения или исправить какую-либо проблемную ситуацию.

Сказки развивают образное и логическое мышление детей, их творческие способности, речь, знакомят малышей с миром природы и помогают в их подготовке к школе. Дети черпают из сказок множество первых представлений: о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют детям увидеть добро и зло.

Слушая сказки, дети сопереживают персонажам, у них появляется импульс к содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Нельзя отрицать роль сказок и в развитии правильной устной речи – тексты расширяют словарный запас ребёнка, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но кроме всех этих, пусть и ключевых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной и красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с персонажами различные ситуации. Проанализировать поступки героев, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное и глубокое.

Чтобы ребенок легче запомнил сказки, а потом рассказывал их, используйте дидактические игры. Кроме того эти игры развивают творческое воображение, фантазию, связную речь.

После прочтения предложите ребёнку изображения двух героев из неё. Задача ребенка вспомнить, что говорили герои друг другу. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что они сказали друг другу при встрече? Похвалили Колобка за его смекалку или пожаловались друг другу на обманщика?

Игра помогает развивать устную связную речь, лучше запоминать последовательность действий, сюжет сказки.

После прочтения сказки рассмотрите иллюстрации к сказке. Остановитесь на понравившейся. Пусть малыш «озвучит» картинку, вспомнит, что говорили герои в этот момент, что делали. Также можно использовать фрагменты мультфильмов по сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

Читать еще:  Значение слова драма в словаре литературоведческих терминов. Краткий словарь литературоведческих терминов

Вспомните последовательность событий в знакомой сказке, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия, появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим героев с огорода на стадион. А что произойдет, если там появится еще и злая колдунья или воробей? Вариантов множество.

ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ СКАЗКИ.

Как рассказывать сказки детям

Психологи отмечают, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из – за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи ребёнка пускают на самотёк. Ребёнок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, сказки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти – шести лет.

СКАЗКА – это удивительный жанр устного народного творчества. В ней всё необычно и всё возможно. Сказка – великая сила, но ребёнка нужно учить вдумчиво слушать и читать её. Читать и рассказывать сказки надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребёнок всё более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки.

Как читать книги ребёнку?

ЧТЕНИЕ ВСЛУХ. Полнота восприятия зависит от того, насколько глубоким окажется проникновение в текст, насколько выразительно вы донесёте образы персонажей, передадите и моральную направленность, и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям. Дети чутко реагируют на мимику, интонацию, жест.

ПЕРЕСКАЗ И БЕСЕДА по книге позволяют лучше понимать и запоминать содержание. Однако не пытайтесь сразу напрямую объяснить своими словами содержание или мораль прочитанного. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить ребёнка возможности почувствовать то, что он ещё не может осмыслить.

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ учит замечать художественные детали, понимать характеры сказочных героев и их взаимоотношения, чувствовать гамму красок, их эмоциональную выразительность, проникаться чувствами и настроениями, которые выражает рисунок.

Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Зоя Чурикова
Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Вашему вниманию предлагается работа на тему: «Детская художественная литература, как средства развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – художественная литература.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать знания, научить детей читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка, во вторичную ценность.

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

В современном стандарте дошкольного образования сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Театрализованная деятельность тесно связана с литературным и художественным произведением. Художественная литература формирует представление о прекрасном, учит чувствовать слово, а наслаждаться им необходимо с раннего возраста. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной деятельности, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что очень важно для театра.

Цель работы -обоснование использования художественной литературы в развитии театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования — театрализованная деятельность старших дошкольников.

Предмет исследования – детская художественная литература, как средства развития театрализованной деятельности старших дошкольников.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что уровень театрализованной деятельности старших дошкольников будет демонстрировать эффективные показатели развития за счет ежедневного ознакомление дошкольников с произведениями литературы, которые вводят ребенка в мир художественных образов и ролей.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал может быть использован в качестве рекомендаций для проведения занятий по музыкальному воспитанию, в качестве консультаций для родителей, а также может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях в театральных кружках.

Постановка цели определяется следующей формулировкой гипотезы:

– Мы предполагаем, что уровень театрализованной деятельности старших дошкольников будет демонстрировать эффективные показатели развития за счет ежедневного ознакомление дошкольников с произведениями литературы, которые вводят ребенка в мир художественных образов и ролей.

1) Изучить и анализировать обзор психолого – педагогической литературы по теме исследования. 2) Изучить особенности организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в частности старшего. 3) Определить роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии детей дошкольного возраста. 4) Определить наиболее эффективные методы и приёмы руководства театрализованной деятельностью детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующем:, что накопленный материал может быть использован в качестве рекомендаций для проведения занятий по музыкальному воспитанию, в качестве консультаций для родителей, а также может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях в театральных кружках.

По итогам проведения анализа литературы по проблеме исследования были получены следующие основные выводы:

В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Как правило, дошкольники в наше время редко бывают в театрах. Их опыт ограничен 1-2 посещениями в основном кукольного театра. Но дети уже с 3 лет могут быть очень чуткими и благодарными зрителями. Они готовы с неослабевающим интересом смотреть одну и ту же пьесу несколько раз. Основной задачей по ознакомлению детей с основами театральной культуры является знакомство детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства.

Тем не менее этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

Читать еще:  Записи с меткой «Менталитет европейских мужчин. Почему менталитет русских отличается от европейцев

Понятие «Театрализованная игра» имеет прямое отношение к понятию «игра-драматизация». Под театрализованной игрой принято понимать игру-представление, в которых в лицах, при использовании различных выразительных средств, таких как интонация, мимика, поза и других, разыгрывается литературное произведение, происходит воссоздание конкретных образов.

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового.

Особое место в нашей жизни отведено детской художественной литературе. Она требует особого внимания, так нацелена на детскую целевую аудиторию, которая еще формирует основные понятия о мире. Именно поэтому детская литература должна быть наиболее качественной. При знакомстве с художественной литературой происходит воспитание творческого слушателя, формирование творческих способностей ребенка. Это оказывает влияние на развитие творческого потенциала ребенка.

Дети отличаются образным восприятием действительности, имеют живое воображение. Литература должна развивать детское воображение и делать его более содержательным.

Важно отметить, что процесс творческого освоения литературного произведения происходит в процессе его восприятия. Для дошкольников могут быть применены такой прием, как слушание текста. Это позволяет более внимательно относиться к тексту, вслушиваться в него. В случае коллективного прослушивания произведения группой детей переживания за героев становятся коллективными, так как рядом находятся такие же слушатели. Все это объединяет и возвышает чувства.

Следующий этап нашего исследования – проведение констатирующего эксперимента. Цель, задачи констатирующего эксперимента С целью выявления творческих способностей дошкольников провели педагогический эксперимент, используя методику Т. С. Комаровой. Оценка театрализованной деятельности в старшей группе проводилась на основе наблюдения и анализа.

Для эксперимента были подобраны следующие типы заданий:

Творческое задание № 1

Разыгрывание сказки «Волк и Коза»»

Цель:Развивать интерес к театрализованной игре, путём активного вовлечения детей в игровые действия, желание попробовать себя в разных ролях.

Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «Колобок»

Цель: изготовить маски, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Творческое задание № 3

Изготовление театра своими руками, с помощью подручных средств.

Цель: Создание детского театра в группе. Основной уклон в рамках задания был сделан на изготовление различных кукол с привлечением родителей и детей, а затем разыгрывание различных театральных постановок.

Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах приведены в таблицах 1 и 2.

По результатам выполненного задания в группах получились следующие результаты:

• в экспериментальной группе с высоким уровнем творческих способностей 2 ребенка, что составило 20 %, с среднем уровнем – 5 детей, что составило 50 %, с низким уровнем- 3 ребенка, сто составило 30 %;

• в контрольной группе с высоким уровнем творческих способностей – 2 ребенка, что составило 20%, с среднем уровнем – 6 детей, что составляет 60%,с низким уровнем – 2 ребенка, что составляет 20 %.

Обе группы находятся почти на одинаковом уровне развития, так как расхождения в процентах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т. к. очень мало детей и в контрольной и в экспериментальной группах имеют высокий уровень умений и навыков по театральной деятельности и знаний о театральном искусстве.

Основными проблемами у детей является неумение полностью передавать образ персонажа, доступного для понимания другим детям, сложности с заучиванием роли (у детей с низким уровнем театрализованной деятельности) и отсутствие интонационной передачи речи персонажа. Также, у некоторых детей отмечались сложности с пониманием последовательности действий в спектакле.

Формирующая работа На этапе формирующего эксперимента была разработана программа работы по организации театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Работу начали с изучения и анализа литературы по этому вопросу. Прежде чем приступить к практическим занятиям наблюдала за детьми, за игрой друг друга, за тем как у них развита фантазия, воображение, насколько эмоциональна их речь, как они могут двигаться под музыку, как могут развивать сюжет в играх с игрушками.

Цель формирующего этапа эксперимента: Цель формирующего этапа эксперимента – экспериментально выявить возможность улучшения формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных навыков (общения) со сверстниками используя специально подобранные театрализованные игры

Формирующий эксперимент содержал:

В качестве развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста нами было выбрано следующее направление:

1. Чтение вслух литературных произведений

2. Обсуждение с детьми наиболее понравившихся или не понравившихся персонажей,

3. Определение характера персонажей

4. Проигрывание характера персонажа при помощи интонаций

5. Проигрывание по ролям произведения

6. Подготовка декораций на занятиях по ИЗО-деятельности

7. Рисунки сцен из книги

8. Постановка спектакля

Результаты контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах отражены в диаграммах.

По результатам формирующего этапа эксперимента было проведено контрольное исследования для доказательства или опровержения гипотезы выдвинутой ранее.

В контрольном этапе эксперимента мы провели те же диагностические методики, что и в констатирующем этапе эксперимента.

Контрольный эксперимент показал следующие результаты:

• В контрольной группе 6 детей (60 %)– имеют средний уровень,2 ребенка (20 процентов) – высокий уровень и 2 ребенка (20 процентов)– низкий уровень;

• В экспериментальной группе 5 детей (50 процентов) имели высокий уровень и 5 детей (50 процента)средний. Дети с низким уровнем отсутствуют.

Таким образом, сравнительный анализ показателей обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень умений и навыков по театрализованной деятельности. Количество детей с высоким уровнем развития возросло в 2 раза. (В экспериментальной группе по завершению исследования уже 5 детей имели высокий уровень развития, а вначале было 2 ребёнка). Средний уровень остался таким же, как и был, это объясняется тем, что возросло количество детей с высоким уровнем, а детей с низким уровнем не стало вообще

По итогам проведения работы, цель исследования была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана

Вестник Педагога

Автор: Колчева Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №451 “Теремок”
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Дата публикации: 24.03.2019
Раздел: дошкольное образование

Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка

Художественная литература играет важную роль в развитии детей, расширяет их

представления о реальности, помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к

окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Сегодня проблема ознакомления

дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя

не отметить снижение интереса к чтению у детей. В век новых информационных технологий

роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном

возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение,

видеопродукцию, компьютер, поэтому роль педагога состоит в том, чтобы заинтересовать

дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к

художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить,

“пофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность,

творческие способности, умение думать самостоятельно.

Работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой направлена на

Читать еще:  Надо ли причащать ребенка. Ради чего ты водишь детей на Причастие? Можно ли причащать ребенка против его воли

достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг через решение

-формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

– развитие литературной речи;

– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и

Выбирая круг произведений для чтения, необходимо отдавать предпочтение тем книгам,

которые содержат в себе нравственную основу, герои которых близки и понятны

дошкольникам. Необходимо учитывать такие особенности детей, как восприимчивость,

стремление подражать полюбившимся героям. Именно в литературе находят свое отражение

принципы и модели поведения, которые играют важную роль в формировании представлений

детей о добре и зле, что в дальнейшем являются ориентирами при моральной оценке

собственного поведения. Выбирая произведения для чтения с детьми необходимо учитывать

возрастные особенности их восприятия художественной литературы. Для детей младшего

дошкольного возраста свойственны зависимость понимания текста от личного опыта

ребенка, установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом. В

центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и

мотивов поступков, эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к

ритмически организованному складу речи. В среднем дошкольном возрасте происходят

некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением

жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в

сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется

реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать,

осмысливать. По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития

ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его

внутреннего смысла. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события,

которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы

поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст.

Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей

коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение

воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного

героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в

сказке, ритм, рифма). В исследованиях отмечается, что у ребенка 4–5 лет начинает в полной

мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания

воспринятого текста. В возрасте 6–7 лет механизм понимания содержательной стороны

связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован. Работа по

ознакомлению с произведениями художественной литературы должна служить основой для

развития общения детей с героями книги, писателями и поэтами, а также для обмена

мнениями друг с другом по поводу прочитанного. В процессе чтения внимание детей

дошкольников должно быть привлечено к особенностям художественной прозы и

поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов. С этой целью в

программу вводятся специальные литературные произведения, отобранные с учетом их

художественной ценности и доступности детям того или иного возраста. При формировании

круга детского чтения необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом

всестороннего развития ребенка (социально-личностного, познавательно-речевого,

В детском саду у ребенка формируют некоторые элементарные умения анализировать

произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок

должен уметь определить основных героев произведения, уметь высказывать к ним свое

отношение, определять жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка). Часть

программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые

фольклорные жанры), часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того,

ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по

литературным сюжетам. Таким образом, задачи и содержание работы ДОУ по ознакомлению

детей с художественной литературой, направлены на достижение цели формирования

интереса и потребности в чтении и восприятии книг в соответствии с требованиями к

структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Психолого-

педагогическая работа детского сада по ознакомлению дошкольников с художественной

литературой, включает в себя как традиционные, так и инновационные методы и приемы. К

традиционным методам относятся чтение и рассказывание произведений литературы в

процессе образовательной деятельности и вне занятий (во время игр, театрализованных

представлений, на прогулке и др.). К инновационным методам работы с художественной

литературой можно отнести следующие: ‒ интегрированные НОД, объединяющие

содержание разных образовательных областей ‒ театрализованные представления,

поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок; ‒ обсуждение произведений

известных художников на тему сказок, ‒ «перевирание» сказки. Можно предложить детям

вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый

персонаж, привнести новую информацию; ‒ «салат из сказок». Детям предлагается свести в

новой сказке героев различных произведений.

В процессе работы с художественным произведением особое значение имеет пересказ

детьми содержания услышанного . Если в тексте есть диалог, можно использовать пересказ

по ролям. Важнейшим средством работы с художественной литературой является игра —

драматизация. Своеобразие ее состоит в том, что она объединяет в себе сюжетно-ролевую

игру и творческую деятельность детей. Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняется

сюжет и язык произведений, в детском саду распространены ролевые игры на сюжеты

художественных произведений, которые в целом развиваются произвольно по замыслу детей.

Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении героя, в проникновении в его

внутренний мир. Текст произведения для детей является только канвой, в которую они

вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли и т. д. Особое

эмоциональное воздействие на детей оказывают литературные праздники, праздники книги

— комплексные мероприятия, включающие в себя различные формы — беседа, рассказ,

просмотр фильма, конкурс, викторина, театрализованное представление. В практике работы

ДОУ получили распространение игры типа «В библиотеке», «Книжкина больница»,

«Книжный магазин», ролевые игры по прочитанным книгам и викторины. Кроме того, свои

впечатления от прочитанных книг дети могут отображать в продуктивных видах

деятельности — рисовании и лепке.

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы,

что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и

взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и

проживая прочитанное. Главная миссия педагога — воспитание в ребенке читателя, который

«начинается» в дошкольном детстве.

Боголюбская М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст] /М. К.

Боголюбская В. В. Шевченко. — М.: Просвещение, 1980.- 224с.

Бородич А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А. М. Бородич. — М.: Просвещение,

Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические

рекомендации. — М.: Мозаика — Синтез, 2012. — 72 с.

Гурович Л. Ребенок и книга. -Спб.: Питер, 2014. — 310 c.

Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературного

произведения//Избр. Псих.труды.-М.: Педагогика, 2009.

Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская —

М.: Педагогика, 1972. — 152с.

Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П.

Короткова. — М.: Просвещение, 1982. — С.128

Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.:

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/10/11/rol-skazki-v-vospitanii-i-razvitii-doshkolnika
http://www.maam.ru/detskijsad/-detskaja-hudozhestvenaja-literatura-kak-sredstva-razvitija-teatralizovanoi-dejatelnosti-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=15439

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии