Художественная литература как средство формирования образа семьи. Консультация по художественной литературе на тему: Выступление на тему: “Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника”
Выступление на тему: “Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника”
консультация по художественной литературе на тему
Выступление на педагогическом совете, для родительских собраний на тему “Художесственная литература, как средство всестороннего развития дошкольника”
Скачать:
Предварительный просмотр:
Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника
Воспитатель: Чибрякова Наталия Павловна
«Литературе так же нужны
« Литература служит представительницей умственной жизни народа»
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.
Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких – является художественная литература.
Художественная литература, действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его жизни. Художественная литература ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову , определяет тот круг произведений, которые надо рассказать, пересказать, прочитать, заучить наизусть.
Особенности восприятия художественной литературы, в процессе развития речи дошкольниками исследуется в трудах: Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Е.А.Флериной, Л.М.Гурович, Т.А.Репиной, К.Д.Ушинского, Е.И.Тихиевой и др. Основной результат их исследований – выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Речь – появляется на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Взрослые, окружающие ребенка, просто обязаны его правильно учить говорить уже с младенческого возраста, преподносить красивые образцы русского литературного языка – это немало важно в дошкольном возрасте, так как ребёнок развивается интеллектуально, у него появляется способность представлять, затем мыслить, воображать и с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком речью, условием ее развития и совершенствования.
Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, знакомство с литературой в семье используется в недостаточном объёме или поверхностно, во-вторых, изменился общественный строй, все традиционные ценности поколеблены. В-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становиться неотъемлемой частью русского языка.
Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Ребёнок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы, с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.
На «плечи» детского сада возлагается одна из главнейших задач – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Очень важно в связи с этим правильно преподнести ребёнку то или иное литературное произведение. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.
Перед воспитателем стоит важная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, понять и прочувствовать, суметь проанализировать содержание и форму, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности и театрального искусства. Ответственно подходить к выбору литературных произведения для представления их детям. Известная пословица гласит: «Иная книга ума прибавит, а иная и последний отшибёт».
Мир чтения помогает взрослому насытить детское воображение, подаёт пример творчества и творческого отношения к реальному миру. Книга рассказывает о самом главном, самом красивом, делает восприимчивее и отзывчивее детскую душу, поэтому дети не могут ее не любить, они всегда рады встречи с ней. Желание слушать полюбившееся произведение ещё и ещё раз способствует воспитанию у ребёнка интереса и любви к художественной литературе.
«Книга – это открытие мира». Книга как одно из самых доступных средств массовой коммуникации служит источником разнообразной интеллектуальной и эстетической информации и каналом передачи её ребёнку, помогает выбрать определённое оценочное, эмоциональное, практически – действенное отношение ребёнка к окружающему миру.
Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: выразительный меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью»; язык волшебных сказок В. М. Гаршина, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена; лаконичный и точный язык детских рассказов Л.Н.Толстого; легкие и прозрачные стихи А.С.Пушкина и А. А. Фета; образный язык маленьких описаний К.Д.Ушинского; простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях Маршака, Михалкова. Достаточно и этих примеров, чтобы понять необходимость познания художественных произведений и понять положительное влияние на развитее детской речи.
Работа по использованию художественной литературы как средства развития речи должна строиться по принципам: целенаправленности, индивидуализации (нельзя сравнивать успехи детей у каждого свой потенциал), последовательности, наглядности, доступности (возраст, уровень подготовки детей), нравственности, интегрированного подхода и прочности (закрепление знаний).
Для достижения цели по развитию речи средствами художественной литературы выделяются следующие задачи:
– воспитания любви и интереса к художественной литературе, формирование бережного отношения к книге;
– пробуждение любознательности детей и избирательного отношения к художественным произведениям;
– воспитания умения слушать произведение и анализировать;
– развитие творчества, активизация словаря, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;
– развитие эмоциональной сферы ребёнка;
– умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом;
– контролировать и направлять процесс домашнего чтения.
Эти задачи решаются во всех возрастных группах детского сада, различно только их конкретное содержание, оно зависит от возрастных особенностей детей, а также учитываются запросы современного ребёнка.
Важна и профессиональная компетентность педагога – качество действий, жизненный опыт, что обеспечивает эффективное решение задач.
По мере развития дошкольника меняется его восприятие, целевые ориентиры и отношение к литературе.
Не полно понимают переживания и мотивы поступков главных героев им необходимо помогать в умении вычленять главное действие основных героев, их взаимоотношения и поступки (для этого важно продумать вопросы к беседе после чтения). В этом возрасте ярко окрашенное эмоциональное отношение к героям произведения, тяга к ритмично организованному складу речи. В 3 – 4 года детям легко осознавать связи, когда события в произведении следуют друг за другом. Важно научить детей оценивать поступки героев, определять их правильные качества, подбирать выражения, определяющие их характер. Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи.
Способны более глубоко осмыслить содержание произведений и понимать особенности формы. Дети могут определять свое отношение к отрицательному и положительному в произведении, устанавливать причинно-следственные связи в сюжете. Важно также учить сопоставлять услышанное с фактами жизни, отвечать на вопросы связанные с содержанием текста.
Здесь следует уделять особую роль анализу текста.
Дети улавливают скрытый смысл произведения (подтекст) и воспринимают текст в единстве содержания и формы.
Дети знают портрет писателя (поэта) и должны знать, что он написал. Различать жанры произведения, выражать свое отношение к поступкам героев, эмоциональное отношение к ним, видеть в тексте свойства художественной выразительности, отвечать на вопросы по содержанию текста, уметь хорошо пересказывать и читать наизусть, участвовать в инсценировках.
Кроме всего необходимо все новые слова в произведении (витязь, кудель, дозор и др.) объяснять ребёнку до чтения текста.
Введение же ФГОС позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой так, как они считают необходимым, так как основная цель ФГОС – интегрирование образования (развитие личности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических способностей).
Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД, оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском саду (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность).
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, по средствам художественной литературы необходимо создать хорошую речевую развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Это составление и разработка перспективного планирования по теме, подбор дидактических и подвижных игр и упражнений, конспекты занятий, наглядно-дидактические пособия и альбомы («Портреты писателей и поэтов», «Антонимы», «Времена года», «Скороговорки», «Загадки» и др.). А также приобретение разнообразных по жанру литературных произведений, дисков и кассет для слушания, кукол для театрализованной деятельности и разных видов театра, создание литературного центра, очень интересным является организация выставок детских рисунков, книжек-самоделок и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. К немало важному условию в решении вопроса развития речи по средствам художественной литературы является вовлечение в работу родителей, они должны осознавать значимость и серьёзность данного вопроса (собрания, консультации, совместные выставки, памятки, буклеты и др.). Осуществление работы – с социумом (с библиотеками, музеями, театрами и др.)
Таким образом, отмечаем, что систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.
Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий развитию речи детей.
Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку возможность домыслить, «пофантазировать». Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
В настоящее время, актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Родители не считают нужным читать своим детям, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, компьютер, телефон, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения.
В связи с этим встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, роль педагога объяснить родителям и заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Следует выделить одной из важных задач, сформировать устойчивый интерес к книге, расширить кругозор детей, сформировать нравственное отношение к окружающему миру. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
В работе с детьми особое значение имеет — обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков заклички, прибаутки, потешки, пестушки, загадки, сказки и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоциональный мир, поэтому особенно важно донести до родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.
В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.
Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства. Создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
Книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много нового о жизни общества, о природе. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Не стоит забывать , что художественная литература является основным источником воспитания нравственности , помогает ребенку понять мир взрослых взаимоотношений , прививает любовь к Родине, развивает воображение, речь, творческие способности, несёт радость, эмоциональный и творческий подъём, становится неотъемлемой частью русского литературного языка..
Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Консультация на тему: Консультация для воспитателей “Художественная литература, как средство всестороннего развития ребёнка”
Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.
В статье оснащены вопросы актуальности и целесообразности применения художественной литературы как средства всестороннего развития дошкольника.
«Литературе так же нужны
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.
Главная задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, “пофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического . Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное в .
Часто мы говорим: «Книга – это открытие мира». Действительно, читая, мы знакомим детей с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественная книга для ребенка – это могучее средство всестороннего воспитания и развития: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру.
Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет жизни, начиная с колыбельных песен, также с произведений А. Барто, С. Михалков, К. Чуковского, а далее переходя в школе на классические произведения. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут различать художественные жанры, замечают выразительные средства.
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Ни читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребёнка. Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.
В.Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон».
Художественная литература как средство развития речи дошкольников.
«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития» .
Художественная литература – это вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны – с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. В.Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело: им решается участь человека». Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Если по каким-либо причинам речь у ребёнка развита недостаточно, то в дальнейшем это затруднит учебную деятельность. Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы разнообразны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. По словам В.А. Сухомлинского, чтение книг – это тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка и все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве. В детском саду младших дошкольников знакомят с литературными произведениями разных жанров: рассказами, сказками, стихотворениями, пословицами, поговорками, потешками и т. д. Перед воспитателями ставится цель овладения детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение задач развития свободного общения с взрослыми и сверстниками, развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны, связной речи в различных формах детской деятельности. Приобщаясь к художественной литературе, ребенок младшего дошкольного возраста накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Средствами художественного слова ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок получает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Характерная для младшего дошкольника особенность, которую отмечают исследователи детства, – это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Человек, по утверждению К.И. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок, по симметричному расположению гласных звуков являются совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, бо-бо и т. д. Сама природа ребенка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют, прежде всего, к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого-то малышам нравится произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка. Каждая из песенок, подобных «Ладушки», «Козе», «Сороке – белобоке», – это блестящий мини-спектакль, где ребенок и зритель, и певец, и танцор, и актер, и чтец. Особое внимание необходимо уделить развитию образной речи детей в процессе ознакомления с разными жанрами литературы (сказка, рассказ, быль, стихотворение, басня) и малыми фольклорными формами. Начальному литературному образованию детей способствуют также праздничные мероприятия, вечера досуга, вечера сказок, стихов, загадок. Вся эта работа должна быть пронизана творчеством, любовью самого педагога к литературе и стремлением передать эту любовь детям. В младшей группе детского сада детей учат слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Необходимо использовать прием объяснения незнакомых слов, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснить значение тех слов, без понимания которых становятся неясный основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: постановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка – лубяная – деревянная; горница – комната и др.); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения; во время знакомства детей с картинкой; вопрос к детям о значении слова и др. Выразительность чтения, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинирующими замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. Осуществляется рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы. Для того чтобы вызвать интерес у детей к книгам, можно предложить разные игры. «Прятки с книжкой ” – детям показывают новую книгу и просят закрыть глаза. Прячут книжку где-нибудь в групповой комнате. Дети с удовольствием отправятся на её поиски, а когда найдут, наградой им будет чтение этой книги. «Герои к нам приходят ” – в активное общение включают персонажей из знакомых сказок. Например, в гости к детям приходит Зайка и просит детей выполнить аппликацию мячика или нарисовать его. «Угадай героя сказки» – предлагают детям рассмотреть иллюстрации в книге, которую ещё не читали, и просят угадать, о ком это произведение. «Маленькие художники» – после прочтения книги предлагают детям стать художниками и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся эпизод произведения. «Закончи сказку» – рассказывают детям начало и середину знакомой им сказки, например, про Машу. Детям нужно самим придумать другое окончание сказки (например, Медведь отругал Машу за то, что она отделилась от подружек, и отвел домой).
Таким образом, ознакомление младших дошкольников с художественной литературой – это формирование развитой личности, будущего большого читателя, культурно образованного человека.
« Мир был бы страшен, если бы в нем присутствовало только научно-техническое измерение. Это было бы не человеческое общество, а общество-киборг»
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Словарь: громыхни, примолкни, распарено, летний дождь, размокшая, притих, примолк, воркует, бормочет
Источники:
http://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2018/07/25/vystuplenie-na-temu-hudozhestvennaya-literatura
http://gdou102.ru/stati-i-publikatsii/hudozhestvennaya-literatura-kak-sredstvo-vsestoronnego-razvitiya-doshkolnika
http://estero.ru/detskaya-hudozhestvennaya-literatura-kak-sredstvo-razvitiya-teatralizovannoi.html