Художественная культура шумер архитектура скульптура литература. Религия древних Шумеров

Художественная культура шумер архитектура скульптура литература. Религия древних Шумеров

Культура Древних Шумеров

Древние Шумеры – это народы, которые заселяли территорию Южного Междуречья (земли между реками Тигр и Евфрат), на самой заре исторического периода. Шумерская цивилизация считается одной из самых древней на планете.

Культура древних шумеров поражает своей многогранностью – это и самобытное искусство, и религиозные верования, и научные открытия, которые поражают мир своей точностью.

Письменность и архитектура

Письменность древних шумеров представляла собой выведение письменных знаков с помощью тростниковой палочки на табличке, изготовленной из сырой глины, отсюда она и получила свое название – клинопись.

Клинопись очень быстро распространилась на окружающие страны, и стала фактически основным видом письменности всего Ближнего Востока, вплоть до начала новой эры. Шумерская письменность представляла собой набор определенных знаков, благодаря которым обозначались те или иные объекты или действия.

Архитектура древних шумеров представляла собой религиозные сооружения и светские дворцы, материалом для строительства которых была глина и песок, так как в Междуречье был дефицит камня и древесины.

Не смотря на не слишком прочные материалы, строения шумеров обладали высокой прочностью и некоторые из них сохранились до наших дней. Культовые сооружения древних шумеров имели формы ступенчатых пирамид. Обычно свои постройки шумеры окрашивали черной краской.

Религия древних Шумеров

Немаловажную роль в шумерском обществе играли и религиозные верования. Пантеон шумерских богов состоял из 50 главных божеств, которые, согласно их верованиям, вершили судьбу всего человечества.

Подобно греческой мифологии, боги древних шумеров отвечали за различные сферы жизни и природные явления. Так самыми чтимыми богами были бог неба Ан, богиня Земли – Нинхурсаг, бог воздуха – Энлиль.

Согласно шумерской мифологии, человек был создан верховным богом- царем, который смешал глину со своей кровью, слепил из этой смеси фигурку человека и вдохнул в нее жизнь. Поэтому, древние шумеры верили в тесную связь человека с богом, и считали себя представителями божеств на земле.

Исскуство и наука Шумеров

Искусство Шумерского народа современному человеку может показаться весьма загадочным и не совсем понятным. На рисунках изображались обычные сюжеты: люди, животные, различные события – но все объекты были изображены в разных временных и материальных пространствах. За каждым сюжетом стоит система абстрактных понятий, что базировались на верованиях Шумеров.

Шумерская культура потрясает современный мир также своими достижениями в области астрологии. Шумеры первыми научились наблюдать за движением Солнца и Луны и открыли двенадцать созвездий, которые составляют современный Зодиак. Шумерские жрецы научились вычислять дни лунных затмений, что не всегда удается современным ученым даже с помощью новейшей астрономической техники.

Древними Шумерами были также созданы первые, организованные при храмах, школы для детей. В школах учили письменности и религиозным основам. Дети, которые показали себя прилежными учениками, после окончания школы имели возможность стать жрецами и обеспечить себе дальнейшую безбедную жизнь.

Все мы знаем, что Шумеры были создателями первого колеса. Но сделали они его отнюдь не для упрощения рабочего процесса, а как игрушку для детей. И только со временем, увидев его функциональность, стали применять его в хозяйственных работах.

Древние Шумеры сделали огромный вклад в развитие мировой культуры. Они максимально поспособствовали развитию научно – технического прогресса человечества.

Культура Двуречья

  • Культурология как наука
  • Подходы и методы культурологии
  • Структура культурологии

Культура Двуречья

Культура Двуречья (Месопотамии) возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и потому была многослойной.

Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.

Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загадкой. Известно только, что в IV тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу III тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из который становятся Ур, Урук, Лагаш, Jlapca и др. Они поочередно играют ведущую роль в объединении страны.

История Шумера знала несколько взлетов и падений. Особого выделения заслуживают XXIV-XXIII вв. до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удаюсь подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет шумерский и становится главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

Культура Шумера

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия — как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело также скотоводство. Высокого уровня достигла шумерская металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла — ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами — Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Система религиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Читать еще:  Историческая трансформация пилы. Пила — информация на портале энциклопедия всемирная история

Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико — неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров — о сотворении мира, всемирном потопе — оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах — насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IVтыс. до н.э.) и посвященные главным божествам города — богу Ану и богине Инанне. Оба храма — прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI в. до н.э.). Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах — горельефы лежащих бычков. У входа в храм — две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки — зиккураг, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик — «жилище бога». Зиккурат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но в отличие от последней не был загробным храмом. Самым известным стал зиккурат («храм-гора») в Уре (XXII-XXI вв. до н.э.), который входил в комплекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и белую. Сохранилась лишь нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит грандиозное впечатление.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося. В качестве примера может служить женская фигурка (26 см) из Лагаша, которая имеет в основном общие этнические черты.

В аккадский период скульптура существенно меняется: она становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым знаменитым шедевром данного периода является портретная голова из меди Саргона Древнего (XXIII в. до н.э.), которая прекрасно передает неповторимые черты характера царя: мужество, волю, суровость. Это редкое по выразительности произведение почти ничем не отличается от современных.

Высокого уровня достигла шумерская литература. IТомимо упомянутого выше «Земледельческого альманаха» самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытывай, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

К концу III тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его в конце концов покоряет Вавилония.

Вавилония

Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н.э.

Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). От его времени остались два значительных памятника. Первый из них – Законы Хаммурапи — стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.

Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605-562 до н.э.). При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, чтобы облегчить ее тоску по горам и садам своей родины.

Не менее известным памятником является также Вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святил и ше Мардука — главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием. Она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию (VI в. до н.э.), они разрушили Вавилон и все находившиеся в нем памятники.

Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии гастрономии и математике. Вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной системы имеют вавилонское происхождение. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Еще более впечатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.

Ассирия

Третья могущественная держава Месопотамии — Ассирия — возникла в III тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрестке караванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Столицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ниневия. К XIII в. до н.э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.

В художественной культуре Ассирии — как и во всем Двуречье — ведущим искусством была архитектура. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшур-банапала в Ниневии.

Широкую известность приобрели также ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события.

Читать еще:  Кто такой ефрейтор в армии сейчас. Почему звание ефрейтор в армии плохое и какие погоны

Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.

В VII в. до н.э. последний правитель Ассирии Ашшур-банапап создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше «Эпос о Гильгамеше».

Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вавилонские астрономия и математика — этого уже достаточно, чтобы говорить об исключительном значении культуры Месопотамии.

МирТесен

Невозможно постичь истину, не зная ее истоков

Культура шумер

розлив вина

Первые школы.
Шумерийская школа возникла и развилась до появления письменности, той самой клинописи, изобретение и усовершенствование которой явилось самым значительным вкладом Шумера в историю цивилизации.

Первые письменные памятники были обнаружены среди развалин древнего шумерского города Урука (библейский Эрех). Здесь нашли более тысячи маленьких глиняных табличек, покрытых пиктографическим письмом. В основном это были хозяйственные и административные записи, однако среди них оказалось несколько учебных текстов: списки слов для заучивания наизусть. Это свидетельствует о том, что по меньшей мере за 3000 лет до и. э. шумерские писцы уже занимались вопросами обучения. В течение последующих веков Эрех дело развивалось медленно, однако к середине III тысячелетия до и. с), на территории Шумера). ПО-ВИДИМОМУ, существовала сеть школ для систематического Обучения чтению и письму. В древнем Шуруппаке-па родине шумерского … во время раскопок 1902–1903 гг. было найдено значительное количество табличек со школьными текстами.

Из них же мы узнаём, что количество профессиональных писцов в тот период достигало нескольких тысяч. Писцы делились на младших и старших: были писцы царские и храмовые, писцы с узкой специализацией в какой-либо одной области и писцы высокой квалификации, которые занимали важные государственные должности. Все это дает основания предполагать, что по всему Шумеру было разбросано множество довольно крупных школ для писцов и что этим школам придавалось Немалое значение. Однако ни одна из табличек той эпохи еще не дает нам ясного представления о шумерских школах, о системе и методах обучения в них. Чтобы получить такого рода сведения, необходимо обратиться к табличкам первой половины II тысячелетия до н. э. Из археологического слоя, соответствующего этой эпохе, были извлечены сотни учебных табличек со всевозможными заданиями, выполненными самими учениками во время уроков. Здесь представлены все стадии обучения. Такие глиняные “тетрадки” позволяют сделать немало интересных выводов о системе обучения, принятой в шумерских школах, и о программе, которая там изучалась. К счастью, и сами преподаватели любили писать о школьной жизни. Многие из этих записей также сохранились, хотя и в отрывках. Эти записи и учебные таблички дают достаточно полное представление о шумерской школе, о ее задачах и целях, об учениках и учителях, о программе и методах обучения. В истории человечества это единственный случай, когда мы можем узнать так много о школах столь отдаленном эпохи.

Первоначально цели обучения в шумерской школе были, так сказать, чисто профессиональными, то есть школа должна была готовить писцов, необходимых в хозяйственной и административной жизни страны, главным образом для дворцов и храмов. Эта задача оставалась центральной на протяжении всего существования Шумера. По мере развития сети школ. а также по мере расширения учебных программ школы постепенно становятся очагами шумерской культуры и знания. Формально тип универсального “ученого” – специалиста по всем существовавшим в ту эпоху разделам знания: по ботанике, зоологии, минералогии, географии, математике, грамматике и лингвистике редко учет. поог^шахи знания своей этике. причем не эпохи.

Наконец, в отличие от современных учебных заведений шумерские школы были своеобразными литературными центрами. Здесь не только изучали и переписывали литературные памятники прошлого, но и создавали новые произведения.

Большинство учеников, оканчивавших эти школы, как правило, становились писцами при дворцах и храмах или в хозяйствах богатых и знатных людей, однако определенная их часть посвящала свою жизнь науке и преподаванию.

Подобно университетским профессорам наших дней, многие из этих древних ученых зарабатывали себе на жизнь преподавательской деятельностью, посвящая свое свободное время исследованиям и литературному труду.

Шумерская школа, первоначально возникшая, по-видимому, как придаток храма, со временем отделилась от него, и ее программа приобрела в основном чисто светский характер. Поэтому труд учителя вероятнее всего оплачивался за счет взносов учеников.

Разумеется, в Шумере не было ни всеобщего, ни обязательного обучения. Большинство учеников происходили из богатых или зажиточных семей – ведь беднякам было нелегко найти время и деньги для продолжительной учебы. Хотя ассириологи уже давно пришли к такому выводу, это была только гипотеза, и лишь в 1946 г. немецкий ассириолог Николаус Шнейдер сумел подкрепить ее остроумными доказательствами, основанными на документах той эпохи. На тысячах опубликованных хозяйственных и административных табличек, относящихся примерно к 2000 г. до н. э.. упоминается примерно пятьсот имен писцов. Многие из них. Во избежание ошибки, рядом со своим именем ставили имя своего отца и указывали его профессию. Тщательно рассортировав все таблички, Н. Шнейдер установил, что отцами этих писцов, -а все они, разумеется, обучались в школах,- были правители, “отцы города”, посланники, управляющие храмами, военачальники, капитаны судов, высшие налоговые чиновники, жрецы различных рангов, подрядчики, надсмотрщики, писцы, хранители архивов, счетоводы.

Иными словами, отцами писцов были наиболее зажиточные горожане. Интересно. что ни в одном из фрагментов не встречается имени писца- женщины; по-видимому. и шумерских школах обучались только мальчики.

Во главе школы стоял уммиа (знающий человек. учитель), который именовался также отец школы. Ученики назывались “сыновьями школы”, а помощник учителя –«старшим братом». В его обязанности, в частности, входило изготовление каллиграфических табличек-образцов, которые потом переписывали ученики. Он же проверял письменные задания и заставлял учеников рассказывать выученные ими уроки.

В числе преподавателей были также учитель рисования и учитель шумерского языка, наставник, следивший за посещаемостью, и так называемый ^владеют ни лыстом”> (очевидно, надзиратель, отвечавший за дисциплину в школе). Трудно сказать, кто из них считался выше по рангу; мы знаем только, что “отец школы” был ее фактическим директором. Нам ничего не известно и об источниках существования школьного персонала. Вероятно, “отец школы” выплачивал каждому его долю из обшей суммы, поступавшей в уплату за обучение.

Читать еще:  Характеристика героев по произведению “песнь о роланде”. Описать роланда из пользуя цитаты

Что касается школьных программ, то здесь к нашим услугам богатейшие сведения, почерпнутые из самих школьных табличек – факт поистине уникальный в истории древности. Поэтому нам нет нужды прибегать к косвенным свидетельствам или к сочинениям древних авторов: мы располагаем первоисточниками-табличками учеников, начиная от каракулей “первоклассников” и кончая работами “выпускников”, настолько совершенными, что их с трудом можно отличить от табличек, написанных преподавателями.

Эти работы позволяют установить, что курс обучения шел по двум основным программам. Первая тяготела к науке и технике, вторая была литературной, развивала творческие особенности.

Говоря о первой программе, необходимо подчеркнуть, что она отнюдь не была подсказана жаждой знания, стремлением разыскать истину. Эта программа постепенно сложилась в процессе преподавания, основная цель которого заключалась в обучении шумерскому письму. Исходя из этой Основной задачи шумерские учителя создали систему обучения. основанную на принципе лингвистической классификации. Лексика шумерского языка разделялась ими на группы, в опоры слова и выражения были связаны общим. Эти грунте слов заучивались и иеренисыровались до тех пор, пока ученики не привыкали воспроизводить самостоятельно. Но к III тысячелетию до н, э. школьные учебные тексты начали заметно расширяться и постепенно превратились в более или менее стабильные учебные пособия, принятые во всех школах Шумера.

В одних текстах приводятся длинные списки названий деревьев и тростников; в других -названия всевозможных пкивых существ (животных, насекомых и птиц): в третьих- названия стран, городов и селений; в четвертых -названия камней и минералов. Подобные списки свидетельствуют о значительной осведомленности шумеров в области “ботаники”, “зоологии”, “географии” и “минералогии” – весьма любопытный и малоизвестный факт. который лишь недавно привлек внимание ученых, занимающихся историей науки.

Шумерские педагоги также создавали всевозможные математические таблицы и составляли сборники задач, сопровождая каждую соответствующим решением и ответом.

Говоря о лингвистике, следует прежде всего отметить, что особое внимание, судя по многочисленным школьным табличкам, уделялось грамматике. Большинство таких табличек представляет собой длинные списки сложных существительных, глагольных форм н т. п. Это говорит о том, что грамматика шумеров была хорошо разработана. Позднее, в последней четверти III тысячелетия до н. э., когда семиты Аккада постепенно завоевали Шумер, шумерские педагоги создали первые известные нам “словари”. Дело в том, что завоеватели-семиты переняли не только шумерскую письменность: они также высоко ценили литературу древнего Шумера, сохраняли и изучали ее памятники и подражали им даже тогда, когда шумерский стал мертвым языком. Этим и была вызвана необходимость в “словарях”. где давался перевод шумерских слов и выражений на язык Аккада.

Обратимся теперь ко второй учебной программе, которая имела литературный уклон. Обучение по этой программе заключалось в основном в заучивании и переписывании литературных произведений второй половши Ш тысячелетия до н. э.. когда литература была особенно богата, а также в подражании им. Таких текстов были сотни и почти все они представляли собой стихотворные произведения размером от 30 (или менее) до 1000 строк. Судя по тем из них. которые удалось составить и расшифровать. эти произведения припадали к различным канонам: мифы и эпические сказания в стихах, прославляющие песни; Шумерских богов и героев; хвалебные гимны богам ;царям. плач; разрушенных, библейских городах.

Среди Литературных табличек и их ииломкоп. извлеченных из развалин Шумера, многие представляют собой школьные копии, переписанные руками учеников.

О методах и технике преподавания в школах Шумера мы пока знаем совсем немного. С утра, придя в школу, ученики разбирали табличку, которую написали накануне.

Затем – старший брат, то есть помощник учителя, подготавливал НОВУЮ табличку, которую ученики начинали разбирать и переписывать. Старший брат. а также отец школы, видимо, еле/шли за работой учеников, проверяя, правильно ли они переписывают текст. несомненно, что успехи шумерских учеников в значительной мере зависели от их памяти, учителя и их помошники должны были сопровождать подробными объяснениями слишком сухие списки слов. таблицы и литературные тексты, переписываемые учениками. Но эти лекции, которые могли бы оказать нам неоценимую помощь при изучении шумерской научной и религиозной мысли и литературы, по-видимому, никогда не записывались, а потому навсегда утрачены.

Несомненно одно: преподавание в школах Шумера не имело ничего общего с современной системой обучения, при которой усвоение знаний в значительной степени зависит от инициативы и самостоятельной работы; самого ученика.

Что касается дисциплины. то без палки дело не обходилось. Вполне возможно, что. не отказываясь от поощрения учеников за успехи, шумерские педагоги все же больше полагались на Устрашающее действие палки, мгновенно каравшей отнюдь не райской. Он ходил в школу каждый день и просто там с утра до вечера. Наверное, в течение года устраивались какие-то каникулы, то мы об этом не имеем никаких сведений. Обучение длилось годами, ребенок успевал превратиться в юношу. интересно было бы посмотреть. имели ли шумерские ученики возможность выбирать работу или ИНУЮ специализацию. и если да. то в какой мере и на каком этапе обучения. Однако об этом, как и о многих других подробностях. источники умалчивают.

Одно в Сиппаре. а другое – в Уре. Но кроме того. что в каждом из этих зданий найдено большое количество табличек, они почти ничем не отличаются от обыкновенных жилых домов, а потому наша догадка может быть и ошибочной. Только зимой 1934.35 г. французские археологи обнаружили в городе Мари на Евфрате (на северо-запад от Ниппура) две комнаты, которые по своему расположению и особенностям явно представляют собой школьные классы. В них сохранились ряды скамеек из обожженного кирпича, рассчитанные на одного, двух или четырех учеников.

Но что думали сами ученики о тогдашней школе? Что бы дать на этот вопрос хотя бы неполный ответ. Обратимся к следующей главе, в которой приводится весьма любопытный текст о школьной жизни в Шумере, написанный почти четыре тысячи лет назад, но лишь недавно собранный из многочисленных отрывков и наконец-то переведенный. Этот текст дает, в частности, ясное представление об отношениях между учениками и учителями и является уникальным первым документом в истории педагогики.

Источники:

http://www.nado5.ru/e-book/kultura-shumera
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/kultura-dvurechya.html
http://raskopkivostok.mirtesen.ru/blog/43502355935

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии