Художественная культура как предмет социологического анализа. Культура как предмет изучения
Культура как предмет социологического исследования
В отечественной социологии сложилось несколько подходов к трактовке социологии культуры. «Предметом социологического исследования культуры может быть, во-первых, вся система культуры как единое целое или любой из ее видов, взятые во взаимодействии с другими общественными системами; во-вторых, каждый из элементов социодинамики культуры, культурной коммуникации, взятой в соотношении с другими элементами культуры или в соотношении с другими системами общества» (Коган, 1992).
Однако в реальности российская (советская) эмпирическая социология исследовала отдельные компоненты (или проблемы) социологии культуры, а социологи ставили перед собой, как правило, более скромные задачи. Даже исследователи методологических проблем социологии культуры (Л.Г. Ионин, С.Н. Иконникова,
С.Н. Плотников, В.Б. Чурбанов и др.) не ограничивали себя анализом философско-социологических аспектов культуры, переходя затем к вопросам, касающимся отдельных ее компонентов.
Получили самостоятельное развитие исследования клубного дела (Т.А. Кудрина, Р.К. Шеметило), кино (М.И. Жабский), художественной культуры (С.Н. Комиссаров, А.Н. Семашко, А.И. Шендрик), искусства (А.Л. Вахметса, В.И. Волков, Г.А. Войтовицкая, В.С. Цукерман, Ю.В. Перов). Появились социологические исследования музейного дела, театра, библиотечной работы. Исследовательской группой Всесоюзной библиотеки им. В.И. Ленина в 1970-е гг. был осуществлен углубленный анализ чтения в условиях различных территориальных общностей, известны работы Института книги и Института культурологии.
В целом в социологии культуры достаточно противоречиво решается вопрос о предмете исследования. На практике внимание сосредоточено на проблемах, которые связаны с исследованием отдельных ее структур.
Во-первых, заслуживает пристального внимания позиция А.К. Уледова (1980), оценивающего культуру как важнейшее сис-
темное качество духовной жизни общества. В этом случае соотношение понятий «общество» и «культура» предстает не как соотношение целого и части, а как соотношение целого и его качества. Определение культуры как качественного интегративного явления имеет большой смысл, ибо оно подчеркивает ее влияние, ее присутствие во всех без исключения сферах общественной жизни.
Во-вторых, культура отождествляется с творческой деятельностью как в материальном, так и духовном воплощении, оказывается неотъемлемой характеристикой человеческого разума и свидетельствует о его преобразующей силе при решении насущных проблем (Коган, 1992; Злобин, 1986).
В-третьих, культуру, по мнению русского философа С.Л. Франка, важно рассматривать как «совокупность осуществляемых в общественно-исторической жизни объективных ценностей». При таком подходе не происходит замены ценности вещью или потребностью, а также исключен сдвиг на обыденное понимание ценностей вместо системной, упорядоченной их трактовки. Не менее важно определиться и с тем, будет ли в связи с этим культура сводиться лишь к положительным явлениям. А если да, то куда тогда отнести негативные или мнимые ценностные ориентации?
В-четвертых, при определении культуры нередко имеют в виду этический и эстетический компоненты как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и к деятельности людей.
В-пятых, социология культуры исходит из того, что культура «представляет собой. сферу самореализации общественного индивида как субъекта культурно-исторического процесса» (Межуев, 1978).
Наиболее плодотворна трактовка культуры как одной из форм проявления сущностных сил человека, как единство различных форм индивидуального, группового и общественного сознания и практической деятельности, направленных на материальное или духовное воплощение ценностей и ценностных ориентаций. В ней отражается и закрепляется социально-личностное качество созидательного труда человека. Именно феномен культуры позволяет органически соединить в себе не просто производство вещей и сознания в его абстрактных формах, а производство самого человека как общественного человека, т.е. производство его во всем богатстве общественных связей и отношений, во всей целостности деятельностного существования.
А так как культура является стороной любой общественной деятельности, то мы вправе говорить об особенных способах ее проявления, что связано с пониманием культуры, во-первых, как меры общественного прогресса, во-вторых, как степени воплощения гуманистических целей и, в-третьих, как особой формы соединения духовных богатств, накопленных предшествующим развитием человечества, и духовных ценностей современного общества.
Исследуя культуру, социология исходит из того, что назначение ее многообразно. Поэтому социологией культуры рассматриваются также и каналы, удовлетворяющие потребности людей в приобщении к этическим и эстетическим ценностям, оценивается, на основе чего формируются вкусы, предпочтения, осуществляется эстетическое восприятие окружающей действительности (табл. 24.1).
Таблица 24.1. Характеристики социально-культурной инфраструктуры в России
Число изданных книг и брошюр, тыс. экз.
Общий тираж, млн экз.
Число периодических изданий (без газет)
Годовой тираж, млн экз.
Разовый тираж, млн экз.
Число массовых библиотек, тыс.
Численность читателей в них, млн
Учреждения культурнодосугового типа, тыс.
Число книг и журналов на 1000 населения
- 4677/
- 8033
- 5049/
- 11911*
Примечание. Знак «—» — нет данных, знак «*» означает в числителе книги, в знаменателе журналы.
Источник. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. М., 2010. С. 398-399.
Как видно, одна из проблем развития духовных потребностей — это перекосы в способах их удовлетворения. На протяжении 1990-х гг. в России сократились объем и плотность письменной (прежде всего, журнальной и книжной) культуры. Свелось к минимуму как производство кинофильмов, так и просмотр их в кинотеатрах.
Преобладающая часть взрослых россиян переключилась на ежедневный и достаточно продолжительный просмотр телепрограмм — наиболее доступного, гарантированного и дешевого коммуникативного средства. В этот период последовательно уменьшались тиражи газет, но особенно книг и журнальной периодики, соответственно снижалось количество покупателей и читателей, уменьшилось число массовых библиотек, сокращались их фонды, редел читательский контингент (табл. 24.2).
1990-е гг. принесли другие проблемы. Книжное дело во многом оказалось во власти массовой культуры, низкопробных вкусов. В то же время научная и художественная литература, на первых порах порадовав многообразием, оказалась не по карману многим потенциальным потребителям.
Культура — это пространство воспитания, которое присущими ему методами способствует формированию не только эстетического, но и политического, правового и этического идеалов. Через экран, книгу, сцену, эстрадную площадку, залы музеев человеком осознается деятельность по реализации гражданских идеалов, нацеленность на достижение ценностей гуманистического образа жизни.
Большинством людей осознается деятельность учреждений культуры как сферы отдыха, проведения досуга, использования свободного времени. Сосредоточение внимания только на воспитательной или познавательной функции приводит к назидательности, нравоучительности, окрашивает ее в менторский тон.
Развитие исследований культуры остро поставило вопрос о связи ее с творческой деятельностью в труде, в политике, в повседневной жизни. В социологической литературе начали усиленно разрабатываться проблемы профессиональной, экономической, политической, нравственной, экологической, правовой и других культур. В связи с переосмыслением роли и места материальной культуры возникла необходимость изучить такое явление, как техническая и технологическая культуры, без которых невозможно овладеть новейшими инновационными методами производственной деятельности.
Особую актуальность приобрело сочетание мировой и национальной культур. Сами по себе в отдельности эти грани культуры постоянно изучались, однако их взаимодействие недооценивалось, а иногда даже просто игнорировалось. Умолчание о противоречиях в развитии национальных культур приводило к нарушению сбалансированности духовной жизни, вызывало неопределенность, сеяло недоверие и подозрительность одного народа к другому.
При анализе проблем культуры нельзя не обратить внимание на материальную обеспеченность культурных потребностей. И не всегда исследователи удосуживались взглянуть на этот процесс более основательно, исходя из широкого исторического контекста. Доля национального дохода, затрачиваемого на культуру, ярко характеризует степень поддержки государством этой сферы жизни общества. В постсоветской России появились различные элитные, полуэлитные и другие объединения (клубы, группы и т.д.), а такие явления народной культуры, как массовые библиотеки, клубы, музеи, кинопрокат, находятся в нокдауне, ибо их никто не хочет финансировать.
Таким образом, социологическая картина культуры — чрезвычайно сложное, мозаичное полотно, сотканное из противоречивых тенденций, прорывов в будущее и тупиков поиска, творчества, попыток возвышения ценностей и преодоления интеллектуальной ограниченности.
Культура как предмет социологического анализа.
Культура как социальный феномен – явление сложное, полиструктурного. Она интегрирована в различные сферы жизнедеятельности человека. Отсюда – неоднозначность самой дефиниции культуры, ее логической структуры, сущности и форм. Каждое из определений культуры фиксирует реальные и значимые черты и особенности культуры, но ни одно из них не является исчерпывающим.
Культура как предмет социологического анализа есть совокупность структур, процессов, связанных с функционированием общества на разных уровнях развития, системой контроля за социальным поведением (система социальных структур и социальных отношений по культурного феномена, Особенности взаимодействия культуры как социального института с обществом).
Традиционно культуру рассматривают как совокупность ценностей. Ценностное измерение – один из важнейших в культуре. Итак, в узком смысле культура – ценности, убеждения, образцы, нормы поведения, присущие определенной социальной группе, конкретному обществу; в широком – социальный механизм взаимодействия (средства, способы, образцы) личности, сообщества со средой обитания (природной и социальной), Которые обеспечивают передачу опыта и развитие деятельности. То есть культура является качественной характеристикой человеческой деятельности, сквозной общественной системой, пронизывающей все общество, все его отрасли и структуры. Разнообразие проявлений человеческой культуры соответствует многогранности человеческой деятельности.
Культура (лат. cultura – уход, образование, развитие) – структурный элемент социальных отношений, совокупность научного знания, практические навыки, бытовой и теоретического сознания, высокой духовности, необходимых для развития общества и человека, формирования личности.
Культура как социальный институт осуществляет свою деятельность через определенные функции.
Творческая функция. Заключается в выработке новых знаний, норм, ценностей, их обновление, а в отдельных случаях заимствования из других культур и народов. При этом культура, используя достижения мировой цивилизации, должна превращать их в национальные образцы, создавать на их основе собственные экономические и политические структуры, формировать менталитет нации. Полнота реализации этой функции зависит от исторического опыта, умения решать социокультурные проблемы, знаний и учета традиций, обычаев, сил социальной инерции, состояния общественного мнения, верований, убеждений, общественных санкций и поощрений, признанных в обществе. В наш век развития общества находится в прямой зависимости от производства знаний, которые превращаются в особый вид индустрии. Индустрия знаний, которая производит и потребляет информацию, определяет тип культуры.
Функция накопления, хранения, трансляции знаний, норм, средств поведения, ценностей, значений, социального опыта. Основными механизмами культурной наследственности есть естественная память людей, коллективная память, сохраненная в речи, духовной культуре, в вещественных средствах – текстах, книгах, архитектурных памятниках и др..
Ценностно-нормативная функция. Фиксирует цели, перспективы и проекты человеческой деятельности. Проявляется в существовании обязательного для личности социокультурных минимума.
Коммуникативная функция. Обеспечивает интеграцию общества и социальных групп. Заключается в нормативизации, поддержке наследования разнообразных культурных форм. Оказывается, в частности, через механизм межкультурной коммуникации, то есть через механизм восприятия «нового», социального общения, обмена информацией между людьми, которые являются носителями отличных между собой ценностей, стереотипов, поведенческих форм.
Селекционная функция. Заключается в оценке и классификации наследуемых ценностей и норм, определении их места и роли в решении проблем развития общества в данный период. С этой точки зрения феномен современной украинской культуры формируется под влиянием таких культурных векторов: Новой системы ценностей, «импортируемой» из стран западной цивилизации вместе с рыночными моделями экономики; прежней старой «советской» системы ценностей, поведенческих стереотипов, доминирующих в сознании большинства людей; ценности традиционной национальной культуры, которые быстро возрождаются в условиях независимой Украины.
Мировоззренческая (гносеологическая) функция. Заключается в воздействии на формирование и развитие мировоззрения как существенного элемента культуры, в рамках определенной культурной системы.
Адаптационная функция. Тесно связана с влиянием культуры на социализацию личности, поскольку процесс адаптации начинается с усвоения общепринятого, распространенного.
Функция социального контроля. Проявляется в действии таких субстанциальный элементов культуры, как право и мораль.
Культура как предмет социологического анализа. Социокультурная стратификация общества
Культура (далее к-ра) – явл-е сложное, полиструктурное. Она интегрирована в разл. сферы жизнед-ти ч-ка. Отсюда – неоднозначность самой дефиниции культуры, ее логической структуры, сущности и форм. Ни одно из определений не яв-ся исчерпывающим.
К-ра как предмет соц. анализа есть совокупность структур, процессов, связанных с функц-ем об-ва на разных ур-х развития, системой контроля за соц. поведением (система социальных структур и социальных отношений культурного феномена, особенности взаимодействия к-ры как соц. института с об-вом). В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов соц. общностей, групп и об-ва в целом с природным и соц. окружением, динамику развития к-ры, кот-я позволяет определить ур-нь развития к-ры сообществ и, след-но, говорить об их культ-м прогрессе и регрессе. Методологических подходов к соц. анализу к-ры.
Функциональный подход. Рассматривает основным элементом к-ры ценности. По мнению Парсонса, культура – это соответственно организованная, стабильная система ценностей. Разные культуры имеют много общего, поэтому их естественным развитием является только эволюция. Однако этот подход нед-но внимания уделяет культ-м изм-ям и отклонениям.
Конфликтный подход. Анализ-ет к-ру как динамическую, противоречивую систему, арену конфликтов, порожденных соц. неравенством. Маркс рассм-т ее как производную экономич-х отношений. Соц. нер-во приводит к тому, что существующие культ-е системы не способны удовлетворять всех членов об-ва. Это порождает соц. напряжение, революц-е катаклизмы. Доминирующая к-ра яв-ся след-ем навязывания господствующей группой св. норм, ценностей.
Технологический подход. Рассматривает к-ру как технически-цивилизационное явление, продукт чел-й деят-ти, совокупность созданных чел-вом матер. и дух. ценностей.
Деятельностный подход. В основе идея развития творческого начала к-ры. Проявляет внимание к лич-ти. К-ру считает чел-ким, личностным измерением истории, процессом и сп-бом самоопределения развития и самореализации ч-ка. Эта концепция привлекала своим гуманизмом, сочетанием творческого и личностного начал, социетального и индивидуального подходов. Слишком ориентировала на положительные качества культуры, которая имеет и отрицательные черты. Н-р, научно-технический прогресс привел к созданию опасных для человечества оружия массового уничтожения, экологического кризиса и т.п..
В каждой области культуры существуют свои функциональные единицы (элементы). Это вещи материального быта, средства, предметы труда, специфические соц. институты к-ры, организующих продуцирования дух. ценностей (науки, литературы.), их распр-е (школы, вузы, библиотеки), и сами идеи (эволюции). Широчайшую совокупность всего этого называют культ-м комплексом. Н-р, вуз – это отдельный элемент к-ры, а вся образоват-я сис. – школы, вузы, центры практики, мин-во образ-я, кач-во обуч-я и подготовки спец-тов – огромный комплекс.
Каждое чел-е об-во им. собственную, специф-ю к-ру, или социокультурную систему, кот-я в некоторой степени совпадает с другими системами. Традиционно выделят элементы, кот-е обязательно присутствуют в каждой к-ре: язык, соц. ценности, соц. нормы, традиции и обряды.
Язык –сис. знаков и символов, наделенных особым знач-ем. Возникает на опред-й стадии развития об-ва для удовлетворения многих потреб-тей. Основные– создание, хранение и передача информации. Выполняет роль распространителя (ретрослятора) к-ры.
Соц. ценности – социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться. Составляют основу нравственных принципов. В разных культурах разные ценности (героизм на поле брани, художественномое творчеству). Каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
Соц. нормы – правила, образцы и стандарты поведения людей в соответствии с ценностями опред-й к-ры. Нормы выражают специфику, своеобразие той к-ры, в рамках которой они функц-ют. Культ-я норма является системой поведенческих ожиданий, образцом того, как люди предполагают действовать. Нормы – это средство соц. регуляции поведения индивидов и социальных групп.
Обычаи – привычные, наиболее удобные и широко распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуется выполнять. Традиции – элементы соц. и культ-го наследия, кот-е передаются из поколения в поколение и сохр-ся в течение долгого времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Обряд– совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности. В них отражаются определенные религиозные представления или бытовые традиции.
Культура – это творение человека и использование символов, поделок. Культура может пониматься как «жизненный путь» всего общества, и это будет включать нормы обычаев, одежды, языка, ритуалов, поведения и систему убеждений. Социологи подчеркивают, что поведение человека – это прежде всего результат не столько природы (биологических детерминантов), сколько воспитания. Человеческое поведение фактически не может существовать вне влияния культуры. То, что первоначально кажется естественной особенностью нашей жизни, – сексуальность, старение, смерть, – сделала значимым культура и ее преобразующее влияние. Даже потребление продовольствия, при очевидной естественности, пронизано культурными значением и обычаями.
Кажд. сооб-во (государство, народность) создает собственную к-ру, кот-я сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В рез-те возникает мн-во к-р. Здесь важно определить, существует ли что-либо общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии. Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.
Америк-й соц-г и этнограф Мердок выд-л более 70 универсалий: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, гадание, разделение труда и т. д.
При рассмотрении феномена к-ры с соц. точки зрения интересна теория суперсистем Сорокина(1889–1968), кот-й ввел понятие «суперсистема». Он изучал сущ-ие сверхиндивидуальной социокультурной реальности. Она объективируется в материальных и других «средствах» и не может быть сведена к физической реальности, поскольку социокультурные феномены интегрируются своей структурой значений. Социокультурная реальность охватывает истины чувств, рационального интеллекта, сверхрациональной интуиции. Интуиция – высший метод познания.
Многочисленные объединения социокультурных феноменов носят системный характер. Социокультурные системы самого высокого уровня организуются вокруг фундаментальных предпосылок относительно природы реальности и принципиальных методов ее познания, т. е. мировоззрений. Социокультурные системы такого хар-ра он условно называл суперсистемами.
3 вида: 1) реальность как непосредственно данная в чувствах («чувственная» суперсистема); 2) реал-ть опр-ся сверхчувственным обр-м при пом. интуиции (умозрительная суперсистема); 3) реал-ть как органич-я комбинация 2х первых («идеалистическая» суперсистема).
Им соответствуют три формы: истинно-чувственная; духовная (интуитивная); 3) рациональная.
В различные периоды истории эти уперсистемы находятся в различных фазах развития, но в любой период истории сущ-ют 5 основных культ-х систем, стремящихся к постоянству. Они представлены следующими объектами: язык; этика; религия; искусство; наука.
Согласно П. А. Сорокину каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смены которых происходят в результате войн, революций, кризисов.
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 51 ; Нарушение авторских прав
Источники:
http://m.studref.com/517557/sotsiologiya/kultura_predmet_sotsiologicheskogo_issledovaniya
http://infopedia.su/13xe56e.html
http://lektsii.com/2-28907.html