2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художественная культура эпохи романтизма живопись. История и развитие романтизма в живописи

РОМАНТИЗМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ XIX ВЕКА

Описание презентации по отдельным слайдам:

Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.

РОМАНТИЗМ – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX в.

Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму. Входя в сравнение «классицизм» – «романтизм», направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Такое понимание романтизма сохраняется и по сей день, но, как пишет литературовед Ю.Манн, романтизм «не просто отрицание „правил“, но следование «правилам» более сложным и прихотливым».

XIX в. называют веком романтизма. Вместе с тем это время социальных катаклизмов, вызванных противоречиями становления капиталистического способа производства и обусловивших рост классовой борьбы, век дальнейшего передела мировых сфер влияния, развития промышленной революции. Таковы главные особенности формирования цивилизации нового буржуазного общества. XIX в. заставлял людей постоянно пересматривать систему культурных ценностей.

Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании цивилизацией, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности. Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Картину «Странник над морем тумана» с полным основанием можно назвать символом периода романтизма в Европе

Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Её вдохновляют идеи индивидуального развития и самосовершенствования, идеализация личной свободы в мировоззрении, сочетаются с отвержением рационализма. Личное развитие ставилось выше стандартов тщеславного и уже увядающего аристократического общества. Романтизм образованной молодёжи изменил сословное общество Европы, став началом появления образованного «среднего класса» в Европе.

Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше — в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты — динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма. Мост Символов Тёрнер Джозеф 1833 г.

Тёрнер Джозеф Мэллорд Уильям (Turner, Joseph Mallord William) (1775-1851 гг.), английский живописец и график. Представитель романтизма. Мастер пейзажной (пейзаж) живописи. До 1796 г. работал исключительно акварелью, являясь ведущим представителем школы, признававшей лишь «фотографически» точное изображение природы. Позже стал писать и маслом. Постепенно выработал собственную манеру письма, в результате чего его работы стали более эмоциональными и драматическими.

Последний рейс фрегата «Отважный» Тёрнер Джозеф

Рыбаки в море Тёрнер Джозеф

Гойя. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (Francisco Josе de Goya) 1746-1828 г.г. — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства времён эпохи романтизма Гойя был очень плодотворным художником, замеченным ещё в молодости. Колоссальное трудолюбие позволило ему работать вплоть до глубокой старости и, за свою жизнь, он оставил нам множество прекрасных произведений. Точность его портретов позволяет нам увидеть облик испанской знати и взгляд художника на ряд исторических событий. Гойя отличается смелым художественным новаторством от сторонников академизма. Постоянный интерес к гротеску, создание офортов высмеивающих социальные и религиозные порядки в обществе.

Семья Карла IV 1800 г.

Трибунал Инквизиции. Франсиско Гойя. 1808-1812 гг.

Сумасшедший дом Франсиско Гойя. 1819 г.

Маха обнажённая Франсиско Гойя. 1800 г. Маха одетая Франсиско Гойя. 1803 г.

Делакруа Эжен (Delacroix, Eugene) (1798-1863 гг.), величайший французский живописец-романтик. В 1822 г. Делакруа выставил в парижском Салоне картину «Ладья Данте», которая была куплена правительством, что открыло перед Делакруа возможность головокружительной карьеры. Делакруа, как правило, предпочитал брать за основу своих полотен драматические сюжеты. Увлекался экзотическими мотивами, особенно после поездки в Марокко в 1832 г. Кроме того, он вошёл в историю живописи как автор портретов, отмеченных особой одухотворённостью. После 1830-х гг. Делакруа занимался оформлением общественных зданий Парижа. Художественной манере Делакруа свойственны исключительный динамизм, глубоко эмоциональный накал и мажорный колорит, которые оказали большое влияние на Ренуара, Сёра и Ван Гога. Делакруа был и прекрасным литератором и издателем; его «Журнал» отражает взгляды Делакруа на современную ему жизнь.

Ладья Данте Делакруа Эжен (Delacroix, Eugene)

Свобода, ведущая народ Делакруа Эжен (Delacroix, Eugene)

Смерть Сарданапала Делакруа Эжен (Delacroix, Eugene)

Романтиков интересовали все страсти – и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть – любовь во всех её проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Тема любви занимает господствующее место и сквозной нитью проходит через творчество всех романтиков. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма. Подобно образам любви, душевное состояние олицетворяет природа. Этот образ может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться. Поэтому в произведениях романтиков природа – это часто стихия (море, горы, небо), с которой героя связывают сложные взаимоотношения. С образами природы часто соперничает тема фантастики, что, вероятно, порождено стремлением вырваться из плена реальной жизни. Типичными для романтиков стали поиски чудесного, сверкающего богатством красок мира, противостоящего серым будням.

Романтизм оставил целую эпоху в мировой художественной культуре. Его представители в литературе – Вальтер Скотт, Джордж Байрон, Перси Биши Шелли, Виктор Гюго, Адам Мицкевич; в музыке – Франц Шуберт, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Никколо Паганини, Ференц Лист, Фридерик Шопен, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Эдвард Григ, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джакомо Мейербер; в изобразительном искусстве – Эжен Делакруа, Теодор Жерико, Филипп Отто Рунге, Джон Констебл, Уильям Тернер, Орест Кипренский и др. В эпоху романтизма расцветают и многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия. В 1840-х романтизм постепенно отходит на второй план и уступает место реализму. Но традиции романтизма напоминают о себе на протяжении всего XIX века. В конце XIX – начале XX веков возникает так называемый неоромантизм. Это направление тесно связано с романтической традицией, прежде всего, общими принципами поэтики – отрицанием обыденного и прозаического, обращением к иррациональному, “сверхчувственному”, склонностью к гротеску и фантастике.

Читать еще:  Александр митрошенков - биография, информация, личная жизнь. – Почему, по-вашему, молчит сам Малахов

Эпоха Романтизма

Тема: Творчество

Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado!

На рубеже XVIII и XIX веков европейская и, в том числе американская, культура переживали зарождение, совершенно отличного от периода размышлений и философии Просвещения, — этапа Романтизма. Вкрапляясь постепенно из Германии в культуру и искусство Англии, Франции, России и других европейских стран, Романтизм обогащал художественный мир новыми красками, сюжетными линиями и смелостью обнаженной натуры.

Название свежего течения родилось из тесного переплетения нескольких значений однозвучных слов разных стран — romantisme (Франция), romance (Испания), romantic (Англия). Впоследствии имя направления укоренилось и дошло до наших дней как romantique — нечто живописно-странное, фантастически-красивое, существующее тольк в книгах, но не в действительности.

Общая характеристика

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза,парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке.

Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствах. Одним словом, романтисты противостояли прогрессивной цивилизации.

Романтизм в живописи

Глубина собственных личных переживаний и мыслей — вот что передают живописцы через свой художественный образ, который сделан с помощью цвета, композиции и акцентов. В различных европейских странах существовали свои особенности в трактовке романтического образа. Всё это связано с философским течением, а также общественно-политической обстановкой, на которое единственным живым откликом было искусство. Не была исключением и живопись.

Германия того времени была раздроблена на маленькие герцогства и княжества и переживала суровые публичные потрясения. Живописцы не изображали героев-титанов, не делали монументальных полотен, в данном случае энтузиазм вызывал глубокий духовный мир человека, нравственные искания, его величие и красоту. Потому в наибольшей степени романтизм в живописи Германии представлен в пейзажах и портретах.

Традиционный эталон этого жанра — это Работы Отто Рунге. В портретах этого живописца, через обработку черт лица и глаз, через контраст тени и света передаётся рвение художника продемонстрировать противоречивость личности, ее глубину и мощь чувствования. Благодаря пейзажу гиперболизированное и в меньшей степени умопомрачительное изображение деревьев, птиц и цветов. Отто Рунге также пытался открывать многоплановость человеческой личности, её схожесть с природой, неопознанной и различной.

Во Франции романтизм в живописи развивался по иным принципам. Бурная общественная жизнь, а также революционные потрясения проявляются в живописи тяготением живописцев к изображению умопомрачительных и исторических сюжетов, также, с «нервным» возбуждением и патетикой, которые достигались ослепительным цветовым контрастом, некоторой хаотичностью, экспрессией движений, а также стихийностью композиций.

В творчестве Т.Жерико наиболее ярко представлены романтические идеи. Живописец создавал пульсирующую глубину эмоций, профессионально воспользовавшись светом и цветом, изображал возвышенный порыв к свободе и борьбе.

Свое отражение эпоха Романтизма также нашла в полотнах художников, обличающих внутренние страхи, порывы, любовь и ненависть в четких контрастах света, тени и полутонов. Выбеленные тела Г.И.Фюсли наряду с фантасмагорией вымышленных чудовищ, обнаженные трогательные женские тела Э.Делакруа на фоне мрачных обломков и дыма,картины, написанные магической силой кисти испанского живописца Ф. Гойя, свежесть штиля и мрачность шторма И.Айвазовского — вытянули из глубины веков Готики и Возрождения на поверхность то, что ранее так умело маскировалось общепринятыми канонами.

Если живопись XIII и XIV веков была скупа на эмоции, а в последующее трехсотлетие становления искусства Раннего и Высокого Возрождения, с его преодолением религиозности и слепой веры в иное или периода Просвещения, положившего конец «охоте на ведьм», то художественное отображение на полотнах Романтизма позволило заглянуть в мир отличный от реального.

Для передачи страстей художники прибегали к использованию сочных красок, ярких мазков и насыщению картин «спецэффектами».

Бидермейер

Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер. Основная черта бидермейера — идеализм. В живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства.

Один из наиболее крупных представителей живописи бидермейера, Карл Шпицвег, писал чудаков-обывателей, как их называли в Германии, филистеров, каким он был и сам.

Конечно, его герои ограничены, это — маленькие люди провинции, поливающие розы на балконе, почтальоны, кухарки, писари. В картинах Шпицвега есть юмор, он посмеивается над своими персонажами, но беззлобно.

Постепенно понятие «бидермейер» распространилось на моду, прикладное искусство, графику, интерьер, мебель. В прикладном искусстве наибольшее развитие получают роспись фарфора и стекла. К 1900 году это слово стало также обозначать «старые добрые времена».

Бидермейер — стиль провинциальный, хотя в этом стиле работали и столичные художники, в Берлине и Вене. Проник бидермейер и в Россию. Его влияние есть в работах русских мастеров, А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина. Выражение «русский бидермейер» существует, хотя и звучит нелепо.

В России бидермейер — это пушкинские времена. Мода бидермейера — мода пушкинских времен. Это редингот, жилет и цилиндр у мужчин, трость, узкие брюки со штрипками. Иногда — фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, широкими юбками в форме колокола, шляпки. Вещи были просты, без сложных украшений.

Для интерьеров в стиле бидермейер характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм и светлые цвета. Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным. Стены комнат с глубокими оконными нишами, окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов.

Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров. Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте. Никогда еще мебель настолько полно не отвечала своему предназначению, как в эту эпоху, — декоративность отходит на второй план.

Читать еще:  Творческая история замысла романа война и мир. Замысел и история создания романа «Война и мир

В начале XX века бидермейер стал оцениваться негативно. Его понимали как «пошлый, мещанский». Ему действительно были присущи такие черты, как интимность, камерность, сентиментальность, поэтизация вещей, что и привело к такой оценке.

Романтизм в литературе

Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

Романтический герой — личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть — любовь во всех ее проявлениях, низкая — жадность, честолюбие, зависть. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души — характерные черты романтизма.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений (Ф.Р.Шатобриана, А.Мюссе, Дж.Байрона, А.Виньи, А.Ламартина, Г.Гейне и др.) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана, Э.По и Н.Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», — прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма — это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация — лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А.Де Виньи).

Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В.А.Жуковский). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. (Дж.Байрон, П.Б.Шелли, Ш.Петефи, А.Мицкевич, ранний А.С.Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Кстати, именно благодаря Жуковскому в русскую литературу входит один из любимейших жанров западноевропейских романтиков — баллада. Благодаря переводам Жуковского русские читатели познакомились с балладами Гете, Шиллера, Бюргера, Саути, В.Скотта. «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах — соперник», эти слова принадлежат самому Жуковскому и отражают его отношение к собственным переводам.

После Жуковского к жанру баллады обращаются многие поэты — А.С.Пушкин (Песнь о Вещем Олеге, Утопленник), М.Ю.Лермонтов (Воздушный корабль, Русалка), А.К.Толстой (Василий Шибанов) и др.

В эпоху романтизма расцветает не только литература, но и многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия (Гегель, Д.Юм, И.Кант, Фихте, натурфилософия, суть которой сводится к тому, что природа — одно из одеяний Бога, «живое одеяние Божества»).

Романтизм — культурное явление Европы и Америки. В разных странах его судьба имела свои особенности.

Если вы хотите получать больше статей, подобно этой, то кликните Recommend ниже.

Романтизм

Вызовом застывшим канонам классицизма стал романтизм — идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре в конце XVIII века — первой половине XIX века, как реакция на эстетику классицизма. Эпоха Романтизма приходится на исторический период между великой Французской революцией 1789 года и европейскими буржуазно-демократическими революциями 1848 года, переломный период в жизни европейских народов. Бурный рост капитализма подточил устои феодального строя, и всюду стали рушиться скрепленные столетиями общественные отношения. Революции и реакции потрясали Европу, перекраивалась карта. В этих противоречивых условиях происходило духовное обновление общества.

Романтизм первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Романтизм закладывает в основу восприятия жизни конфликт между идеалом и действительностью, возвышенными чувствами и повседневностью.

Середина 1600-х годов положила начало эпохе Просвещения (или «эпохе разума»), прославлявшей рациональное мышление, секуляризм и научный прогресс. Первый действующий паровой двигатель, построенный в 1712 году, можно рассматривать как начало промышленной революции, которая позже охватила Западное полушарие. Индустриализация трансформировала экономику Западной Европы и Северной Америки, заставив их перейти от зависимости от сельского хозяйства к производству. Однако не все верили, что наука и разум могут объяснить все. Их реакцией против продолжающейся индустриализации стало всеобъемлющее движение — романтизм.

Термин романтизм впервые был использован в Германии в конце XVIII века, когда критики Август и Фридрих Шлегель ввели определение romantische Poesie (романтическая поэзия). Мадам де Сталь, влиятельный лидер французской интеллектуальной жизни, после публикации отчета о ее немецких путешествиях в 1813 году, популяризировала этот термин во Франции. В 1815 году английский поэт Уильям Вордсворт, ставший главным голосом романтического движения и считавший, что поэзия должна быть «спонтанным переполнением сильных чувств», «противопоставил романтическую арфу классической лире». Преодолев установленный порядок, романтизм стал доминирующим художественным движением во всей Европе к 1820-м годам.

Ранним прототипом романтизма было немецкое движение «Буря и натиск» (Sturm und Drang). Хотя «Буря и натиск» прежде всего литературное явление, оно оказало большое влияние на общественное и художественное сознание. Движение получило свое название от названия пьесы (1777) Фридриха Максмилиана Клингера.

Как сформулировал британский государственный деятель Эдмунд Берк, впервые разработавший как самостоятельное эстетическое понятие возвышенное, в трактате «Философское исследование относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном» (1757): «Всё, что каким-либо образом способно вызвать представления о страдании и опасности, есть источник возвышенного, то есть вызывает самое сильное впечатление, которое сознание способно воспринять». В 1790 году немецкий философ Эммануил Кант, изучавший связь между человеческим разумом и опытом, развил понятия Берка в критике суждения. Идея возвышенного заняла центральное место в большей части романтизма, чтобы противостоять рациональности просвещения.

Эта революция принесла с собой рыночную экономику, основанную на новых технологиях — машинной силе. Но были те, кто с тоской оглядывался на прошлое, рассматривая его как романтический период, период, когда все было по-другому. В это время нарастала реакция против философии Просвещения, которая делала упор прежде всего на науку и рациональное мышление. Романтики оспаривали идею о том, что разум — это единственный путь к истине, считая его недостаточным для понимания великих тайн жизни. По мнению романтиков эти тайны могут быть раскрыты с помощью эмоций, воображения и интуиции. В романтическом искусстве природа — с ее неконтролируемой мощью, непредсказуемостью предлагала альтернативу упорядоченному миру просветительной мысли.

«Романтизм – не в выборе сюжетов, не в правдоподобии, а в особой «манере чувствования»- писал поэт и критик Шарль Бодлер в 1846 году. С точки зрения Бодлера, романтизм охватывает широкий спектр стилей и предметов, от истории и мифов до ориентализма и национализма.

Читать еще:  Очень известные памятники архитектуры. Главные архитектурные достопримечательности россии

Художники-романтики отказались от дидактизма неоклассической исторической живописи в пользу воображаемых и экзотических сюжетов. Ориентализм и мир литературы стимулировали новые диалоги как с прошлым, так и с настоящим. Извилистые одалиски Энгра отражают современное увлечение экзотикой гарема. В 1832 году Делакруа отправился в Марокко, и его поездка в Северную Африку побудила других художников последовать его примеру. Литература предложила альтернативную форму эскапизма. Романы сэра Вальтера Скотта, поэзия лорда Байрона и драма Шекспира перенесли искусство в другие миры и эпохи. Так, средневековая Англия — место «Похищения Ребекки» Делакруа, авторского видения популярного романтического сюжета, позаимствованного у Вальтера Скотта.

Отчасти вдохновленный идеализмом Французской революции, романтизм охватил борьбу за свободу и равенство, а также содействие справедливости. Художники начали использовать текущие события и зверства, чтобы пролить свет на несправедливость в драматических композициях, которые соперничали с более степенными картинами неоклассической истории, принятыми Национальными академиями.

Во многих странах художники-романтики обратили свое внимание на природу и пленэрную живопись, или живопись на открытом воздухе. Работы, основанные на пристальном наблюдении за пейзажем, подняли пейзажную живопись на новый уровень. В то время как некоторые художники подчеркивали человека как часть природы, другие изображали ее силу и непредсказуемость, вызывая у зрителя чувство возвышенного — благоговение, смешанное с ужасом.

Романтизм в Германии

В Германии молодое поколение художников реагировало на изменяющиеся времена процессом самоанализа: они отступали в мир эмоций — вдохновленные сентиментальной тоской по прошлому, например по средневековой эпохе, которая теперь рассматривалась как время, в котором люди жили в гармонии с собой и миром. В этом контексте картина «Готический собор у воды» Карла Фридриха Шинкеля была столь же важна, как и работы Назарян — Фридриха Овербека, Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда и Франца Пфорра, которые взяли свое начало от живописных традиций итальянского Раннего Возрождения и немецкого искусства эпохи Альбрехта Дюрера. В своих воспоминаниях о прошлом романтические художники были очень близки к неоклассицизму, за исключением того, что их историзм критиковал рационалистическую позицию неоклассицизма.

Романтическое движение продвигало творческую интуицию и воображение как основу всего искусства. Таким образом, произведение искусства стало выражением «голоса изнутри», как выразился ведущий художник-романтик Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Предпочтительным жанром среди романтиков была пейзажная живопись. Природа рассматривалась как зеркало души, в то время как в политически ограниченной Германии она также рассматривалась как символ свободы и безграничности. Таким образом, иконография романтического искусства включает одинокие фигуры с тоской, глядящие вдаль, а также мотивы vanitas (мертвые деревья, заросшие руины), символизирующие быстротечность и конечность жизни.

Романтизм в Испании

Развитие романтизма в Испании 30-х гг. стимулировалось революционно-патриотическими устремлениями начала века. После долгого периода засилья иностранцев, господства академизма во всех областях художественной культуры возникновение романтизма в Испании имело в целом прогрессивное значение, способствуя подъему национального самосознания. Романтизм обновил испанскую историческую науку, внес много свежего в развитие литературы и театра, возродив интерес к традициям «золотого века», к народному творчеству. Но в области изобразительного искусства испанский романтизм был менее ярок и самобытен. Показательно, что здесь источником вдохновения служило не столько искусство Гойи, сколько произведения романтизма в других западноевропейских странах.

Франсиско де Гойя был самым выдающимся из испанских романтиков. В то время как он был официальным художником королевского двора, к концу XVIII века, он начал исследовать воображаемое, иррациональное и ужасы человеческого поведения и войны. Его работы, в том числе картина «Третье мая 1808 года» (1814) и серия гравюр «Бедствия войны» (1812-15), являются мощными упреками войны.

Романтизм во Франции

После того, как наполеоновские войны закончились, романтические художники начали оспаривать неоклассицизм Жака Луи Давида, передового художника, работавшего во время Французской революции, и общий неоклассический стиль, одобренный Академией. В отличие от своих немецких коллег, французы писали не только портреты, но и создавали исторические полотна.

Во Франции главными романтическими художниками были Барон Антуан Гро, написавший драматические картины современных событий Наполеоновских войн, и Теодор Жерико. Величайшим французским художником-романтиком был Эжен Делакруа, который известен своей свободной и выразительной кисти, богатым и чувственным использованием цвета, динамичными композициями и экзотическим и авантюрным сюжетом, начиная от североафриканской Арабской жизни и заканчивая революционной политикой. Поль Деларош, Теодор Шассерио и, иногда, Ж.-А.-Д. Энгр представляют последнюю, более академическую фазу романтической живописи во Франции.

Романтизм в Англии

За исключением Уильяма Блейка, английские романтические художники предпочитали пейзаж. Их изображения, однако, не были столь драматичны и возвышенны, как у их немецких коллег, но были более натуралистичны. Нориджская школа — группа пейзажистов, развившаяся из Нориджского Общества художников 1803 года. Джон Кроум, был одним из основателей группы и первым президентом Норвичского общества, которое проводило ежегодные выставки с 1805-1833 годов. Члены группы делали упор на пленэрную живопись.

Если творчеству немецких романтиков был присущ мистицизм, взятый из таинственных легенд и народных сказаний, то романтическое изобразительное искусство Англии имело совершенно иные черты. В пейзажном творчестве английских мастеров романтический пафос соединился с элементами реалистической живописи. Джон Констебл и Уильям Тёрнер — крупнейшие представители романтического пейзажа в Англии.

Романтизм в Соединенных Штатах

Американский романтизм нашел свое основное выражение в пейзажной живописи школы реки Гудзон (1825-1875). В то время как движение началось с Томаса Даути, чья работа подчеркивала своего рода квиетизм в природе, самым известным членом группы был Томас Коул, чьи пейзажи передают чувство благоговения перед необъятностью природы. Другими известными художниками этой школы были Фредерик Эдвин Черч, Ашер Б. Дюран и Альберт Бирштадт. Работы большинства из этих художников были сосредоточены на ландшафте Адирондаков, Белых гор и Катскиллов на северо-востоке, но постепенно разветвлялись на американский Запад, а также южные и латиноамериканские пейзажи.

Среди величайших художников-романтиков были Генри Фюзели (1741-1825), Франсиско Гойя (1746-1828), Каспар Дэвид Фридрих (1774-1840), JMW Тернер (1775-1851), Джон Констебль (1776-1837), Теодор Жерико (1791-1824) и Эжен Делакруа (1798-63). Романтическое искусство не вытеснило неоклассический стиль, а скорее выступило противовесом его строгости и жесткости. Хотя романтизм пришел в упадок около 1830 года, его влияние продолжалось еще долго.

Романтический стиль живописи стимулировал появление многочисленных школ, таких как: Барбизонская школа, Норвичская школа пейзажистов; назаряне, группа католических немецких и австрийских художников; символизм (например, Арнольд Беклин).

Каспар Давид Фридрих «Странник над морем тумана». 94.8 х 74.8 см. Холст, масло. Гамбургский кунстхаллее, 1818

Теодор Жерико. Плот «Медузы». 491 х 716 см. Холст, масло. Лувр, Париж, 1819

Карл Фридрих Лессинг «Осада (оборона церковного двора в Тридцатилетнюю войну)». Холст, масло. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф, 1848

Источники:

http://infourok.ru/romantizm-v-hudozhestvennoy-kulture-iveka-1182180.html
http://medium.com/eggheado-art/-79f17fe5569a
http://artdoart.com/news/romantizm

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector