Христианские мотивы в преступлении и наказании кратко. Библейские мотивы и числовая символика в романе “преступление и наказание”

Христианские мотивы в преступлении и наказании кратко. Библейские мотивы и числовая символика в романе “преступление и наказание”

Библейские мотивы и числовая символика в романе “Преступление и наказание”

Разделы: Литература

Цель:

  • через числовую символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского, роль библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”;
  • формирование навыков самостоятельной исследовательской работы;
  • прививать внимательное отношение к тексту, воспитывать грамотного, думающего читателя.

Форма работы: групповая, индивидуальная

Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст.

Цель – исследовать символическое значение числа 7, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель – исследовать символическое значение числа 4, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель – исследовать символическое значение числа 11, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель – исследовать символическое значение числа 30, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель – найти в тексте романа ключевые слова, предложения, словосочетания, подтверждающие фразу (см. ниже).

Индивидуальные задания

  1. Проанализировать сон Раскольникова в эпилоге и соотнести его с Евангелием, сделать выводы. В какой момент наступает истинное раскаяние?
  2. Рассмотреть, какое символическое значение несёт в себе слово “МОСТ”

1. Слово учителя. Сообщение цели урока.

Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Знакомство с евангельским текстом поможет нам осмыслить всю философско-поэтическую систему писателя. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.

Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

С евангельскими притчами связана символика романа. Давайте представим результаты наших исследований.

2. Выступления учащихся. Представление своих исследований текста.

Результаты работы группы

Как мы можем убедиться, Достоевский не случайно использует это число в романе. Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет.

Результаты работы группы

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова – 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз.

Вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7 , но уже не как символ гибели, а как спасительное число.

Результаты работы группы

В романе часто повторяется число 4. Лестница и число 4 связаны, так как лестница ведёт к определённому повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому.

В каждом случае эта окружающая обстановка отмечает критический момент психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника, первая встреча с Соней и окончательное признание.

Выводы: Число 4 имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света. Вот, например, слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти.

Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.

Результаты работы группы

Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому, то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал обломки по всей книге. И если собрать осколки, подбирая один к другому, как составляют дети разрезанную картину, то обнаружится следующее:

Бледный мертвец лежит в гробу, забивают гроб гвоздями, выносят его, хоронят, но он воскресает.

Вот как раскладываются “обломки” этой воображаемой фразы:

Достоевский постоянно подчёркивает бледность Раскольникова.

“весь бледный, как платок”

“он ужасно побледнел”

“обернул к ней мертвенно-бледное лицо” и т.д.

Прилагательное “мёртвый” следует за Раскольниковым, как тень, и он сам постоянно уподобляется мёртвому.

“он остановился и притих, как мёртвый” и т.д.

Раскольников часто валяется и лежит без движения

“Он лёг на диван и отвернулся к стене в полном изнеможении”

“Он всё время лежал молча, навзничь” и т.д.

Достоевский постоянно подчёркивает, что квартира Раскольникова похожа на гроб.

“Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, – сказала Пульхерия Александровна”

ЗАБИВАЮТ КРЫШКУ ГВОЗДЯМИ

Писатель объясняет это эпизод, не связанный с событиями романа

Читать еще:  Композитор бородин александр порфирьевич биография. Основные даты жизни и творчества а

“Со двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук; что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой-нибудь”

То, что его выносят, ему кажется в бреду

“То казалось ему, что около его собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести”

Раскольников собирается уходить, мать и сестра упрекают его, что мало побыл с ними

“Что-то вы точно погребаете меня или навек прощаетесь,” – как то странно проговорил он”.

“Но он воскрес, и он знал это, чувствовал всем обновившимся существом своим”

Воскресение описывается в эпилоге коротко. Но в промежутках между фразами помещается весь роман.

Результаты работы группы

Неоднократное указание в романе на число11 связано непосредственно с евангельским текстом.

Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках.

(учащиеся рассказывают притчу).

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

Давайте разберёмся, почему Раскольников так часто пересекает мост.

Ответ ученика:

  • На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает
  • Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар
  • Полный сил и энергии после игры в “кошки-мышки” с Заметовым, он ступает на мост, его охватывает полнейшая апатия…”

Переходит он мост и тогда, когда идёт признаваться в убийстве.

Мост – это своего рода Лета (В мифологии река мёртвых).

Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

Обратимся к евангельскому имени Марфа. Почему писатель назвал жену Свидригайлова таким именем? Какую роль играет эта притча в романе?

Ответ ученика: (Притча о Марфе и Марии).

Ответ ученика: (анализ эпизода “Сон Раскольникова в эпилоге”)

Выводы: Мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается притчей

Евангелия о конце света.

Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой оказалось человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Только сегодня, когда наше государство и весь мир оказались на краю пропасти, когда стало ясно, что насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле, для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского “Смирись, гордый человек!”

Библейские мотивы и числовая символика в романе «Преступление и наказание» Тельных Анна 11с. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемwww.skolas.lv

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Библейские мотивы и числовая символика в романе «Преступление и наказание» Тельных Анна 11с.” — Транскрипт:

1 Библейские мотивы и числовая символика в романе «Преступление и наказание» Тельных Анна 11с

2 o «Библия принадлежит всем, ате- истам и верующим. Это книга человечества.» Ф. М. Достоевский

3 Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Сибирская каторга. 23 января 1850 года

4 Достоевский вспоминает: Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге. После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

5 Число 30 – предательство Иуды В девять часов вечера выложила Соня тридцать целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву. Последние тридцать копеек вынесла Соня Мармеладову на похмелье. Проведена параллель между Мармеладовым и Иудой. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за тридцать тысяч, и он позже её отравляет.

6 Число 7 – союз Бога и человека «…он узнал, что завтра, ровно в 7 часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры, не будет дома…» Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги. Сон Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком. «Им оставалось ещё 7 лет. Семь лет, только 7 лет! В начале своего счастья они оба готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней»

7 Число 4 – притча о воскрешении Лазаря Квартира старухи процентщицы находится на четвёртом этаже. Комната Мармеладова находится на четвёртом этаже; полицейская контора расположена на четвёртом этаже этого же здания; чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти. Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны. (с) Соня

8 Число 11 – число высшей справедливости «В одиннадцать часов зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне» «Я поздно…Одиннадцать часов есть?» – время прихода Раскольникова к Соне После посещения Сони «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу»

9 Если выписать из Преступления и наказания все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому, то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал обломки по всей книге. И если собрать осколки, подбирая один к другому, как составляют дети разрезанную картину, то обнаружится следующее:

Читать еще:  Общеобразовательные школы дополнительным музыкальным образованием. Школа с музыкальным уклоном

10 Бледный мертвец лежит в гробу, забивают гроб гвоздями, выносят его, хоронят, но он воскресает.

11 СимволЦитаты БЛЕДНЫЙвесь бледный, как платок он ужасно побледнел обернул к ней мертвенно-бледное лицо МЁРТВЫЙон остановился и притих, как мёртвый ЛЕЖИТОн лёг на диван и отвернулся к стене в полном изнеможении Он всё время лежал молча, навзничь В ГРОБУКакая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, – сказала Пульхерия Александровна

12 СимволЦитаты ЗАБИВАЮТ КРЫШКУ ГВОЗДЯМИСо двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук; что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой- нибудь ВЫНОСЯТТо казалось ему, что около его собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести ХОРОНЯТЧто-то вы точно погребаете меня или навек прощаетесь, – как то странно проговорил он. ВОСКРЕСАЕТНо он воскрес, и он знал это, чувствовал всем обновившимся существом своим

Числовая символика в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

через числовую символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского, роль библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”;

формирование навыков самостоятельной исследовательской работы;

прививать внимательное отношение к тексту, воспитывать грамотного, думающего читателя.

Форма работы: групповая, индивидуальная

Скачать:

Предварительный просмотр:

Числовая символика в романе “Преступление и наказание».

через числовую символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского ;

формирование навыков самостоятельной исследовательской работы;

прививать внимательное отношение к тексту, воспитывать грамотного, думающего читателя.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Методы работы: наблюдение, исследование.

Оборудование: применение мультимедиа.

Класс делится на 4 группы и выбирает для исследования своё число.

1 группа ( число 30)

Цель – исследовать символическое значение числа 7, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

2 группа( число 7)

Цель – исследовать символическое значение числа 4, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

3 группа( число 4)

Цель – исследовать символическое значение числа 11, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

4 группа( число11)

Цель – исследовать символическое значение числа 30, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.

Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

Давайте представим результаты наших исследований.

2. Выступления учащихся: ( 1 группа)

-Достоевский не случайно использует это число в романе. Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет: « Один из двенадцати апостолов Христовых, Иуда Искариотский, был очень жадный к деньгам, и учение Христово не исправило его души. Он пришёл к первосвященникам и сказал: «Что вы дадите мне, если я предам его? Они обрадовались и предложили ему 30 серебренников».

– В девять часов вечера выложила Соня тридцать целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву ради спасения голодных детей.

– Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за тридцать тысяч, и он предал её.

– Последние тридцать копеек вынесла Сонечка Мармеладова на похмелье, и он не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой.

Результаты работы учащихся ( 2 группа)

7 – это необыкновенное число. Приверженность наша к этому числу достойна изумления. 7 слов произносит на кресте Христос, семерых бесов изгоняет Иисус из Марии Магдалины. Семь пар чистых животных и семь пар чистых птиц небесных велено взять Ною в ковчег, ибо через семь дней начнётся великий потоп.

Числу 7 особое значение придаётся и у калмыков. Например, в тесте калмыцкого эпоса «Джангар» употребление числа 7 доходит до двухсот двух раз:

– богатырские пиры в честь победы длятся 7 дней и 7 ночей;

– сами богатыри сидят, образуя 7 больших кругов;

– отправляются богатыри Бумбайской страны в поход по 7 большим дорогам.

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова – 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз.

Вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7 , но уже не как символ гибели, а как спасительное число.

Читать еще:  Описание произведения герой нашего времени. Главные герои романа Лермонтова «Герой нашего времени»

– Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги.

– Раскольников ( во сне) представляет себя семилетним мальчиком.

– «Он узнал, что завтра, ровно в 7 часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры, не будет дома»

– « Им оставалось ещё 7 лет. Семь лет, только 7 лет!. В начале своего счастья они оба были готовы смотреть на эти 7 лет как на 7 дней»

Результаты работы 3 группы

В романе часто повторяется число 4. Лестница и число 4 связаны, так как лестница ведёт к определённому повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому.

– Квартира жертвы находится на четвёртом этаже здания.

– Раскольников прячет вещи во дворе под камень, где строится четырёхэтажный дом.

– Комната Мармеладова находится на четвёртом этаже.

– Полицейская контора расположена на четвёртом этаже этого же здания.

– Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова.

В каждом случае эта окружающая обстановка отмечает критический момент психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника, первая встреча с Соней и окончательное признание.

Выводы: Число 4 имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света. Вот, например, слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти.

Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

. Результаты работы учащихся ( 4 группы )

– В одиннадцать часов зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне.

– Одиннадцать часов – время прихода Раскольникова к Соне.

– После посещения Сони на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу.

Неоднократное указание в романе на число11 связано непосредственно с евангельским текстом.

Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках.

(учащиеся рассказывают притчу).

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

Давайте разберёмся, почему Раскольников так часто пересекает мост.

На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает

Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар

Полный сил и энергии после игры в “кошки-мышки” с Заметовым, он ступает на мост, его охватывает полнейшая апатия…”

Переходит он мост и тогда, когда идёт признаваться в убийстве.

Мост – это своего рода Лета (В мифологии река мёртвых).

Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

Обратимся к евангельскому имени Марфа. Почему писатель назвал жену Свидригайлова таким именем? Какую роль играет эта притча в романе?

Ответ ученика: (Притча о Марфе и Марии).

« В продолжении пути их, пришёл Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа приняла Его в дом свой; у ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и сказала: «Господи! Или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне» Иисус же сказал ей в ответ: «Марфа! Ты суетишься и заботишься о многом. А одно только нужно…»

Ответ ученика: (анализ эпизода “Сон Раскольникова в эпилоге”)

Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой оказалось человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Только сегодня, когда наше государство и весь мир оказались на краю пропасти, когда стало ясно, что насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле, для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского “Смирись, гордый человек!”

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приступив к изучению романа «Преступление и наказание», мы пришли к выводу, что это роман идей. Практически каждый герой является носителем идеи. В связи с этим возникает множество вопросов.·.

Игра позволяет ученикам продемонстрировать знание текста романа и обратить внимание на эпизоды, которые подробно не рассматривались на уроке.

Символика снов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». (Приложение. Слайд №1-2)Возраст участников: 16-17 лет.Продолжительность: длительный (месяц, четверть).Цели: попытаться р.

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» является одним из лучших произведений писателя. Значительное место в художественном мире Достоевского занимают символические образы. До.

На интегрированном уроке литературы и изобразительного искусства рассматривается символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского “Преступление и наказание” (1 часть).

Цель:через числовую символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского, роль библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”;формирование навыков самостоятельной исследо.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/505939/
http://www.myshared.ru/slide/49417/
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/04/12/chislovaya-simvolika-v-romane-fmdostoevskogo-prestuplenie-i

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии