Характерные черты классицизма сентиментализма романтизма. Понятие о литературном направлении
Характерные черты классицизма сентиментализма романтизма. Понятие о литературном направлении
7. Национальные особенности
Обращённость к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика.
Принцип рационализма и «подражания природе».
Утверждение просвещённого абсолютизма, патриотизма, гражданственности, единства нации.
— художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;
— строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;
— жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;
— человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;
— подчёркивается объективность повествования;
— активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Трагедия, эпопея, ода, комедия, сатира, басня.
— интерес к настоящему и прошлому родной страны;
— интерес к народной поэзии, её жанрам. Использование в произведениях народной речи;
— критика недостатков общества, активно развивающееся сатирическое направление;
— критическое отношение к абсолютной, но непросвещённой монархии и помещикам-крепостникам во второй половине XVIII века.
Стремление представить человеческую личность в движении души, мыслях, чувствах, стремлениях.
«Подражание природе»; элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта.
Протест против испорченности аристократического общества.
— уход от прямолинейности в обрисовке характеров к их оценке;
— подчёркнутая субъективность подхода к миру;
— культ врождённой нравственной чистоты, неиспорченности;
— утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.
Повесть, путешествие, в лирике – идиллия или пастораль. Эпистолярный жанр (жанр письма).
— сильная дидактическая установка;
— выраженный просветительский характер;
— активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм;
Возвышенная духовность, обостренный лиризм, стремление к перемешиванию реальности с фольклорной сказочностью, фантазией, чудесным.
Отказ от «подражания природе», провозглашение творческой активности художника и его права на преображение действительности.
Провозглашение свободы, независимости, самоценности личности.
— резкое противопоставление мира реального и ирреального (романтическое двоемирие);
— подчеркнутый субъективизм образов;
— стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству; — противопоставление духовного общественному и материальному;
— интерес ко всему экзотическому, яркому, возвышенному;
— тяготение к фантастике, к фольклору, смешению высокого и низкого, комического и трагического;
— игнорирование творческих норм и правил, установленных теоретиками классицизма.
Фантастическая повесть, исторический роман, лиро-эпическая поэма. В лирике – элегия, идиллия.
— внимание к прошлому своей страны;
— появление идеального героя – гражданина-патриота, гуманиста, наделенного чувством любви и глубокого христианского сострадания;
— обращение к истокам национальной жизни;
— умеренный дидактизм (назидательность).
Особенности романтического характера.
- Способ создания романтического героя — типизация. (Такими чертами может обладать любой романтический герой).
- Характер исключительный, выделяющийся из всех.
- Отличается внутренней силой, цельностью, сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы.
- Главное в характере — свободолюбие, и во имя свободы герой способен бросить вызов всем и всему.
- Романтический характер строится по контрасту с обычным, обывательским, обязательно вступает с ним в борьбу.
- Романтический герой чаще всего одинок, он один вступает в борьбу за свободу, любовь, Родину и т. д. И увлекает за собой других.
- Романтическому характеру соответствуют исключительные обстоятельства, в которых он раскрывается в полной мере.
- В романтическом характере используется психологизм — средство углубления во внутренний мир героя.
- Писатели часто используют пейзаж: как средство характеристики героя. Море — любимый пейзаж романтиков.
- Язык романтических произведений необыкновенно богат и разнообразен, используются яркие тропы, эпитеты и другие художественные приемы.
Сентиментализм и романтизм в русской литературе
Сентиментализм(от фр. sentiment – чувство, чувствительный)–художественное направление в литературе и искусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIIIвека, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.
В то время как героями классицизма выступали полководцы, вожди, цари, вельможи,писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека (незнатного и небогатого), его внутреннему миру. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Слова Н. М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительно демократическую направленность сентиментализма. Воспринимая человеческую жизнь как скоротечную,писатели славили вечные ценности – любовь, дружбу и природу.
Сентименталисты обогатили русскую литературу такими жанрами, как путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезная комедия».
События в произведениях происходили в небольших городках или деревнях. Много описаний природы. Но пейзаж – это не просто фон, а живая природа, как бы заново открытая автором, прочувствованная им, воспринятая сердцем. Прогрессивные писатели-сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях и горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.
Самый яркий представитель русских сентименталистов – Н.М. Карамзин.
От сентиментализма«распространились нити» не только к романтизму, но и к психологическому реализму.
Русский сентиментализм – дворянско-консервативный.
Писатели-дворяне в своих произведениях изображали человека из народа, его внутренний мир, чувства. Для сентименталистов культ чувства стал средством ухода от действительности, от тех острых противоречий, которые существовали между помещиками и крепостным крестьянством, в узкий мир личных интересов, интимных переживаний.
Русские сентименталисты развивали мысль о том, что все люди, независимо от их общественного положения, способны на самые высокие чувства. А значит, по мысли Н. М. Карамзина, «во всяком состоянии человек может найти розы удовольствия». Если же и простым людям доступны радости жизни, то «не через изменение государственного и общественного строя, а через нравственное воспитание людей лежит путь к счастью всего общества».
Карамзин идеализирует отношения помещиков и крепостных. Крестьяне довольны своей жизнью и прославляют своих помещиков
Романтизм(от фр. romantique – нечто таинственное, странное, нереальное) –художественное направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII – начале XIX века и яростно выступавшее против классицизма с его строгими правилами, стеснявшими свободу творчества писателей.
Консервативные романтики брали сюжеты для своих произведений из прошлого, предавались мечтам о загробном мире, поэтизировали жизнь крестьян, их покорность, терпение и суеверие. Они «уводили» читателей от общественной борьбы в мир воображения. В. Г. Белинский написал о консервативном романтизме, что «это – желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии. это мир. населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми; это – унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это – любовь, которая питается грустью…»
Прогрессивные романтики подвергали резкой критике современную им действительность. Герои романтических поэм, лирических стихотворений, баллад имели сильный характер, не мирились с общественным злом, призывали к борьбе за свободу и счастье людей. (Поэты-декабристы, молодой Пушкин.)
185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление и развитие реализма
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- Лубянникова Наталья Николаевна
- Написать
- 8490
- 14.01.2018
Номер материала: ДБ-1040447
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
- 14.01.2018
- 597
- 14.01.2018
- 1214
- 14.01.2018
- 419
- 14.01.2018
- 369
- 14.01.2018
- 704
- 14.01.2018
- 614
- 14.01.2018
- 902
- 14.01.2018
- 996
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Источники:
http://orlovavera.ru/2017/11/12/%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B7/
http://studopedia.ru/10_55339_sentimentalizm-i-romantizm-v-russkoy-literature.html
http://infourok.ru/klassicizm-sentimentalizm-i-romantizm-v-russkoy-literature-stanovlenie-i-razvitie-realizma-2462267.html