Государственный музей нового западного искусства. Выставка “Западноевропейское искусство”
NeWestMuseum
Музей нового западного искусства
История → Хронология → 1918–1948 → 1924
Признание СССР
Советский Союз признан Великобританией, Италией, Австрией, Норвегией, Францией, Швецией и другими странами. Всего к концу 1924 года СССР признали 12 государств.
XIV Международная выставка искусств в Венеции
Экспозиционный павильон СССР на XIV Международной выставке по искусству в Венеции
1924
Экспозицию российского павильона впервые организовало и финансировало советское правительство. Были представлены работы (578 по каталогу) художников всех направлений, кроме крайнего авангарда (Малевич и др.) — из-за недостатка места они были оставлены в запаснике. Развеской занимался Б. Н. Терновец.
В Москве открылась Первая Всеобщая германская художественная выставка
Каталог Первой Всеобщей германской художественной выставки
1924
18 октября в залах Исторического музея открылась Первая Всеобщая германская художественная выставка — первая зарубежная выставка в Советской России. В экспозиции было представлено немецкое искусство первой четверти ХХ века, в основном экспрессионизм, который оказал большое влияние на советских художников. В конце 1924 и в 1925 году она показывалась в Саратове и Ленинграде.
Началась ликвидация Румянцевского музея
Приступила к работе комиссия Главнауки по ликвидации Румянцевского музея, обладавшего уникальной коллекцией, сочетавшей русское и западноевропейское искусство.
Открыт Музей изящных искусств (бывший Музей имени императора Александра III)
Экспозиция голландского искусства в
Музее изящных искусств
1924
Прежний музей слепков обзаводится картинной галереей, основой которой становятся собрания западноевропейской живописи расформированного Румянцевского музея, Музея старины (б. собрание Д. И. Щукина) и других частных собраний.
Музей
Присоединение ГМНЗИ к Музею изящных искусств
1 октября оба отделения ГМНЗИ присоединены к Музею изящных искусств как отдел нового западного искусства. Присоединение было формальным, оно выразилось лишь в объединении финансовой части с оставлением самостоятельности музея в научной части.
ГМНЗИ передает непрофильные экспонаты в другие музеи
Оставшиеся в ГМНЗИ непрофильные коллекции передаются в другие музеи: китайская коллекция из бывшего собрания С. И. Щукина — в Государственный музей восточных культур, картины русских художников из бывшего собрания И. А. Морозова — в ГМФ и ГТГ. Из икон, бывших в доме С. И. Щукина, часть была отобрана для Исторического музея.
Выставка «Рисунок французских художников конца XIX — начала ХХ века»
Выставка «Р исунок французских художников конца XIX — начала XX века »
1924 – 1925
С октября в Первом отделении проходит выставка «Рисунок французских художников конца XIX — начала ХХ века», собранная из работ, полученных от коллекционеров, и из московских музеев (ГМНЗИ не обладал тогда коллекцией рисунка). К выставке выпущен краткий и подробный иллюстрированный каталог. После ее закрытия в 1925 году в Первом отделении был открыт отдельный зал рисунка, где экспонировались показанные на выставке «Портрет неизвестной» Ренуара, «С добрым утром» и «Певица Иветт Гильбер» Тулуз-Лотрека. В отделение поступают две работы, принадлежавшие ранее Петру Ивановичу Щукину: «Маляр» Ф. Ропса и «Женский портрет» П. С. Эллё. Расширяются хронологические границы собрания.
Перемещения во Втором ГМНЗИ
Зал фовистов в ГМНЗИ
Развеска 1924 – 1925 года
Кес ван Донген
Танцовщица (Красная танцовщица)
1907–1908
Холст, масло. 101 × 82 см
Государственный Эрмитаж
В зале Матисса размещены работы О. Фриеза, Ж. Дюпюи, Ж. Пюи, А. Мангена и полученная музеем «Красная танцовщица» К. ван Донгена. Устроен отдельный зал фовистов.
В журнале «Среди коллекционеров», № 1–2, выходит статья Б. Н. Терновца «Перевеска морозовского отделения Государственного музея нового западного искусства»
Зал Пикассо в ГМНЗИ
Около 1925
Государственный музей нового западного искусства. Выставка “Западноевропейское искусство”
Экспозиция западноевропейского искусства включает произведения художников ведущих европейских школ XVI-XX вв.
В ее составе несколько произведений таких известных мастеров как И. ван Остаде, Д. Тенирс Младший, Д. Джиганте; ряд работ являются единственными в отечественных музейных собраниях, редко встречаются в европейских музеях и являются эталонными. Они располагаются хронологически.
Хорошими образцами представлена живопись XVII в., в которой преобладают работы художников крупнейших национальных школ – фламандской и голландской. Они позволяют судить о разветвленной системе жанров, получивших распространение в это время. XVIII столетие вошло в историю европейской культуры как век Просвещения. В экспонируемых картинах получил отражение культ Италии, созданный классицистами. В них изображена идеализированная природа, а также повседневная жизнь, протекающая среди бесчисленных памятников.
Основное место в экспозиции занимают картины мастеров XIX в. Они отражают сложную и противоречивую картину развития искусства, которая характеризуется противоборством, сосуществованием и сменой многих художественных стилей, направлений и течений. Наиболее полно показано романтическое направление, в том числе тремя полотнами представителей Школы неаполитанского пейзажа (Д. Джиганте, Т. Дюклер, Ф. Верфлут).
В живописи второй половины XIX века наблюдается повышенный интерес к достижениям художников прошлых столетий, о чем свидетельствует картины «Дама за чтением» П. ван Вейнгардта и «Овца с ягнятами» Ф. ван Севердонка. Специфическим явлением этого времени являются произведения с занимательным сюжетом, «костюмированным» под историю. Яркий пример этого – работы «Метание копья» Б. Галофре и «Спор ученых» М. Гейссера.
Завершают экспозицию несколько ранних полотен К. Зеленевского, уроженца Томска. В них нашли отражение новейшие достижения европейского искусства, творчески воспринятые. Выставленные произведения обладают высокими художественными достоинствами и дают представление о некоторых важных тенденциях искусства своего времени.
Стоимость посещения постоянной экспозиции:
- взрослый билет – 200 руб.
- пенсионеры – 150 руб.
- студенты ВУЗов – 150 руб.
- студенты СУЗов – 150 руб.
- дети с пяти лет – 100 руб.
- дети до пяти лет – бесплатно
Западноевропейское искусство XVI – XIX веков
из собрания
Псковского государственного объединённого
историко-архитектурного
и
художественного
музея-заповедника
18 марта 2010 года в главном здании Псковского музея (ул. Некрасова, 7) прошла торжественная церемония открытия для публики постоянной экспозиции «Западноевропейское искусство XVI – XIX веков» , воссозданной впервые после 1941 года.
Восполняя таким образом (пускай лишь отчасти) ещё одну из огромного списка потерь, принесённых нашему городу нацистским вторжением, коллектив музея вносит свой вклад в предстоящее 9-го мая общенародное празднование 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне.
Представляемое собрание формировалось в продолжение почти полутора столетий. В начале XX века его основой стали произведения из частных коллекций петербургского сановника, члена Государственного Совета Аркадия Николаевича Мицкевича (1831-1909) и выдающегося псковского собирателя и мецената, купца Фёдора Михайловича Плюшкина (1837-1911).
После революции 1917 года в музей поступали конфискованные предметы искусства из разоряемых дворянских усадеб, из централизованных столичных хранилищ. В результате с 1922-го по 1941 год в Пскове существовала общедоступная экспозиция искусства Западной Европы. По некоторым (неполным и отрывочным) сведениям, она состояла из сотен высококлассных произведений. Однако с началом Великой Отечественной Войны почти весь богатый фонд зарубежной живописи был бесследно утрачен.
Паоло Фаринато (1522 – 1606)
Из произведений, входивших в довоенное собрание и представленных во вновь открытом в 2010 году музейном зале, экстраординарную ценность являет собой большая станковая композиция на евангельский сюжет «Воскрешение Лазаря» работы выдающегося веронского мастера Паоло Фаринато (1522–1606). Манера этого современника Тициана Вечеллио (1485/90-1576), Паоло Веронезе (1528 – 1588) и Якопо Тинторетто (1518-1594) связана с искусством означенных творцов Высокого Ренессанса в Венеции нитями многослойного перекрёстного влияния.
Быть может, не меньшее значение в контексте Псковской городской коллекции принадлежит малоформатной (31 х 36 см., медь, масло) работе «Моление о чаше» кисти Бенвенуто Тизи по прозвищу «Гарофало» (1481–1559). Этот мастер является создателем значительного количества больших и малых композиций на евангельские сюжеты. В частности, такой тематике прямо посвящены пять из шести его картин, принадлежащих Государственному Эрмитажу.
Применительно к картине из Псковского собрания авторство Гарофало в продолжение последних десятилетий было под вопросом. Однако целый ряд вновь открывшихся обстоятельств позволяет нам сегодня с большой долей уверенности отбросить эти сомнения. Речь идёт в первую очередь о коллекционной надписи XIX века, сделанной на итальянском языке и включающей точную дату создания картины: “Benvenuto Tisi detto «il Garofalo» 1527”. Она гравирована на обороте кованой медной пластины, являющейся основой живописи. Этот оборотная сторона была раскрыта художниками-реставраторами Псковского музея Н. М. Ткачёвой и М. И. Владыкиным (очевидно, впервые после XIX столетия) лишь в процессе подготовки настоящей экспозиции.
Но ещё убедительнее, на наш взгляд, свидетельствует в пользу авторства Гарофало очевидное структурное и ритмическое сходство псковской композиции с достоверным «Молением о чаше» работы этого художника, принадлежащим Лондонской Национальной галерее.
Совокупность изложенного заставляет вернуться к традиционной атрибуции произведения – тем более что рассматриваемый эскиз (хоть и прикрытый пока «подушкой» потемнелого лака, искажённый рядом мелких утрат) в полной мере обладает неоценимыми качествами итальянского искусства Высокого Возрождения. Это поразительная глубина пространства, достигнутая самыми скупыми изобразительными средствами (каким-то намёком, в несколько прикосновений кисти), это изысканное цветовое богатство и не отпускающая духовная сила.
Доменикино (Доменико Цампьери) (1581 – 1641)
Исключительно важна также для Псковского собрания и вновь атрибутированная работа великого итальянского академиста начала XVII века, продолжателя стиля братьев Агостино (1557-1602) и Аннибале (1560 – 1609) Карраччи, Доменикино (Доменико Цампьери) (1581–1641). Эта «Мифологическая сцена» , считавшаяся некогда парной к «Молению о чаше» Гарофало, также написана на медной основе, но совершенно иной по толщине, характеру ковки и качеству.
До сих пор картина была упоминаема в каталогах как «Проповедь Иоанна Крестителя» работы неизвестного французского последователя Николя Пуссена (1594-1665) 2-й половины XVII столетия. Однако обращало на себя внимание несоответствие такого названия антикизирующему характеру изображённого, а также и тому, что центральная фигура композиции лишена каких-либо атрибутов крещения и христианской веры.
По-видимому, правильная атрибуция картины с течением десятилетий и после событий Второй Мировой войны просто забылась. И хотя на обороте деревянной дощечки, включённой в старинную окантовку и прикрывавшей тыл медной основы живописи, сохранилась полустёртая, нанесённая железо-галловыми чернилами надпись по-русски: «Доминик…», она уже стала непонятной. Однако после вскрытия старой окантовки – как и в случае с работой Гарофало – была прочитана выполненная не позднее XIX века гравировка на медном обороте: « Domenico Zampieri 1632».
У нас нет веских оснований усомниться в авторстве этого римско-неаполитанского художника. Вспомним, что даже согласно атрибуции, бытовавшей до сего дня (и основанной только на характере изображаемого картиной), произведение уверенно было отнесено именно к XVII веку. Верно и то, что Болонский академизм Доменикино логически предшествовал более позднему классицизму Пуссена в стилевой эволюции европейского искусства. Прямое влияние стиля Доменикино на Пуссена общепризнано. Нельзя забывать, что оба автора с 1624 по 1630 год единовременно работали в Риме.
В случае если предлагаемая атрибуция бывшей «Проповеди Иоанна Крестителя» как работы Доменикино, найдёт в научном сообществе окончательное подтверждение – это заметно повысит привлекательность Псковского собрания живописи, его статус. И хотя банковский счёт никогда не может впрямую выразить культурную значимость, публике любопытно будет узнать, что не далее как в 8-го декабря 2009 года другое произведение Доменикино – «Святой Иоанн Богослов» – ушло с лондонского аукциона Christie ` s за 9 225 250 фунтов стерлингов (около $ 15 600 000).
Вторая половина ХХ века ознаменована для Псковского музея даром наместника Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря архимандрита Алипия (Иван Михайлович Воронов 1914-1975). По его завещанию, благодаря гражданскому мужеству и организационным усилиям Саввы Васильевича Ямщикова (1938–2009) 12 высококлассных западноевропейских картин в 1978 г. поступили в фонды Картинной галереи.
Атрибуция этих произведений, проведённая экспертами Государственного Эрмитажа Юрием Ивановичем Кузнецовым и Ириной Владимировной Линник в сотрудничестве с искусствоведом Ольгой Степановной Савицкой, представлявшей Псковский музей, выявила несколько работ самого высокого мирового уровня.
Андреа дель Сарто (Андреа д`Аньоло 1486 – 1531).
«Мадонна с Младенцем»
В первую очередь это «Мадонна с Младенцем» , предположительно отнесённая к 1520-м годам и происходящая из мастерской Андреа дель Сарто (Андреа д`Аньоло 1486-1531). Этот последователь Леонардо да Винчи (1452–1519), венчавший своим творчеством Высокий Ренессанс во Флоренции, приложил кисть, по-видимому, более всего к изображениям ликов Богоматери и младенца Христа. Драпировки же и второстепенные детали, возможно, были выполнены младшим сотрудником Андреа дель Сарто – также выдающимся флорентинским живописцем Джованни Антонио Сольяни (1492–1544).
Трудно передать словами открывающуюся с близкого расстояния красоту этой старой доски. Мы убеждаемся, что Псковский музей, столь богатый сокровищами древнерусской иконописи, обладает (благодаря архимандриту Алипию, благодаря Савве Ямщикову!) и духовной драгоценностью иного рода: ренессансная «Мадонна» представляет собой переходную форму искусства – она ещё в полной мере икона, она уже в полной мере картина. Здесь явлены миру Богородица и Младенец Христос, как бы сошедшие с неба (из иконописной обратной перспективы), спустившиеся к людям, в наше трёхмерное пространство и время. Произведение дель Сарто выражает центральное в мировой истории таинство Боговоплощения, Рождества Христова. Оно потрясает гуманистической близостью, имманентностью Бога человеку.
«Мадонна с Младенцем» мастерской Андреа дель Сарто, без сомнения, может и должна стать одним из эстетических символов всего нашего города – тем более что помимо Псковского музея две неоспоримые работы Андреа дель Сарто имеются на территории Российской Федерации только в Государственном Эрмитаже. Так Леонардова «Джоконда» является символом Лувра и одним из ярчайших брендов Парижа, а Венера Боттичелли исполняет эту роль для Галереи Уффици и Флоренции.
К первостепенным шедеврам Псковской коллекции относятся, кроме того:
«Святое Семейство со святыми Кларой Ассизской и Карлом Борромеем» (неизвестный художник римской школы, середина XVII века);
«Лот с дочерьми» (Иоганн Михаэль Ротмайер 1654 – 1730, Австрия, конец XVII века)
«Отцелюбие римлянки» (неизвестный итальянский автор 2-й половины XVII века – возможно, генуэзский);
«Аллегория пяти чувств» (Теодор Ромбоутс 1597 – 1637, Фландрия, начало XVII века).
Картина «Отдых на пути в Египет» , принадлежащая кисти другого фламандского художника – Теодора Буйерманса (1620 – 1678), ученика Антониса Ван Дейка (1599–1641) – остаётся единственным произведением этого автора в музейных собраниях России и бывших республик СССР.
Вообще, вся коллекция живописи Голландии и Фландрии конца XVI – начала XVIII веков, имеющаяся в Псковском музее и представленная в новой экспозиции 12-тью произведениями, очень высока по качеству. В числе этих картин обращает на себя внимание «Поклонение пастухов» Рихарда Бракенбурга (1650–1702), очевидно созданное с неоспоримым знанием и, соответственно, под воздействием изобразительного языка Рембрандта (1606 – 1669)
Исключительно высоким живописным уровнем характеризуется «Портрет Анны Орачевской» работы великого немецкого портретиста 2-й половины XVIII века Антона Графа (1736-1813).
Также и городской вид «Париж, Елисейские поля» (атрибуция которого стала сегодня возможной) привлекает особый интерес. Он выполнен, по-видимому, в 1880-е гг. в духе импрессионизма живописцем Жоржем Стейном (1818–1890). Этот автор второго плана не стал одним из великих создателей необоримо обаятельного стиля, который был им столь чутко воспринят и развит. Однако именно через работы Стейна, тиражируемые на почтовых карточках и в этом виде широко расходившиеся по Европе и миру, импрессионизм (и, кажется, самый воздух Парижа, Женевы, Лондона) становился в конце XIX века ближе и доступнее к узнаванию даже в удалённых уголках света.
Предлагаемая посетителям экспозиция живописи включает 37 станковых картин. Она дополнена двумя произведениями позднеготической скульптуры, предметами прикладного искусства Возрождения, Барокко и века Просвещения, гравюрами, старинными книжными изданиями в изысканных кожаных переплётах и некоторыми археологическими находками. В целом Западноевропейский зал даёт посетителям музея в достаточной мере целостное общее представление об эстетическом развитии и стилевой эволюции Западной Европы в века Ренессанса и Нового времени.
Постоянная экспозиция «Западноевропейское искусство XVI – XIX веков из собрания Псковского государственного объединённого историко-архитектурного и художественного музея-заповедника» является украшением музея и одной из наиболее притягательных достопримечательностей Пскова в целом.
Источники:
http://www.newestmuseum.ru/history/chronology/1918-1948/1924/index.php
http://artmuseumtomsk.ru/page/119
http://museums.pskov.ru/pskovoldmodern/seliverstov/stataya1