Государственный музей нового западного искусства. Выставка “Западноевропейское искусство”

Государственный музей нового западного искусства. Выставка “Западноевропейское искусство”

NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

История Хронология 1918–1948 1924

Признание СССР

Советский Союз признан Великобританией, Италией, Австрией, Норвегией, Францией, Швецией и другими странами. Всего к концу 1924 года СССР признали 12 государств.

XIV Международная выставка искусств в Венеции

Экспозиционный павильон СССР на XIV Международной выставке по искусству в Венеции
1924

Экспозицию российского павильона впервые организовало и финансировало советское правительство. Были представлены работы (578 по каталогу) художников всех направлений, кроме крайнего авангарда (Малевич и др.) — из-за недостатка места они были оставлены в запаснике. Развеской занимался Б. Н. Терновец.

В Москве открылась Первая Всеобщая германская художественная выставка

Каталог Первой Всеобщей германской художественной выставки
1924

18 октября в залах Исторического музея открылась Первая Всеобщая германская художественная выставка — первая зарубежная выставка в Советской России. В экспозиции было представлено немецкое искусство первой четверти ХХ века, в основном экспрессионизм, который оказал большое влияние на советских художников. В конце 1924 и в 1925 году она показывалась в Саратове и Ленинграде.

Началась ликвидация Румянцевского музея

Приступила к работе комиссия Главнауки по ликвидации Румянцевского музея, обладавшего уникальной коллекцией, сочетавшей русское и западноевропейское искусство.

Открыт Музей изящных искусств (бывший Музей имени императора Александра III)

Экспозиция голландского искусства в
Музее изящных искусств
1924

Прежний музей слепков обзаводится картинной галереей, основой которой становятся собрания западноевропейской живописи расформированного Румянцевского музея, Музея старины (б. собрание Д. И. Щукина) и других частных собраний.

Музей

Присоединение ГМНЗИ к Музею изящных искусств

1 октября оба отделения ГМНЗИ присоединены к Музею изящных искусств как отдел нового западного искусства. Присоединение было формальным, оно выразилось лишь в объединении финансовой части с оставлением самостоятельности музея в научной части.

ГМНЗИ передает непрофильные экспонаты в другие музеи

Оставшиеся в ГМНЗИ непрофильные коллекции передаются в другие музеи: китайская коллекция из бывшего собрания С. И. Щукина — в Государственный музей восточных культур, картины русских художников из бывшего собрания И. А. Морозова — в ГМФ и ГТГ. Из икон, бывших в доме С. И. Щукина, часть была отобрана для Исторического музея.

Выставка «Рисунок французских художников конца XIX — начала ХХ века»

Выставка «Р исунок французских художников конца XIX начала XX века »
1924 – 1925

С октября в Первом отделении проходит выставка «Рисунок французских художников конца XIX — начала ХХ века», собранная из работ, полученных от коллекционеров, и из московских музеев (ГМНЗИ не обладал тогда коллекцией рисунка). К выставке выпущен краткий и подробный иллюстрированный каталог. После ее закрытия в 1925 году в Первом отделении был открыт отдельный зал рисунка, где экспонировались показанные на выставке «Портрет неизвестной» Ренуара, «С добрым утром» и «Певица Иветт Гильбер» Тулуз-Лотрека. В отделение поступают две работы, принадлежавшие ранее Петру Ивановичу Щукину: «Маляр» Ф. Ропса и «Женский портрет» П. С. Эллё. Расширяются хронологические границы собрания.

Перемещения во Втором ГМНЗИ

Зал фовистов в ГМНЗИ
Развеска 1924 – 1925 года

Кес ван Донген
Танцовщица (Красная танцовщица)
1907–1908
Холст, масло. 101 × 82 см
Государственный Эрмитаж

В зале Матисса размещены работы О. Фриеза, Ж. Дюпюи, Ж. Пюи, А. Мангена и полученная музеем «Красная танцовщица» К. ван Донгена. Устроен отдельный зал фовистов.

В журнале «Среди коллекционеров», № 1–2, выходит статья Б. Н. Терновца «Перевеска морозовского отделения Государственного музея нового западного искусства»

Зал Пикассо в ГМНЗИ
Около 1925

Государственный музей нового западного искусства. Выставка “Западноевропейское искусство”

Экспозиция западноевропейского искусства включает произведения художников ведущих европейских школ XVI-XX вв.

В ее составе несколько произведений таких известных мастеров как И. ван Остаде, Д. Тенирс Младший, Д. Джиганте; ряд работ являются единственными в отечественных музейных собраниях, редко встречаются в европейских музеях и являются эталонными. Они располагаются хронологически.

Хорошими образцами представлена живопись XVII в., в которой преобладают работы художников крупнейших национальных школ – фламандской и голландской. Они позволяют судить о разветвленной системе жанров, получивших распространение в это время. XVIII столетие вошло в историю европейской культуры как век Просвещения. В экспонируемых картинах получил отражение культ Италии, созданный классицистами. В них изображена идеализированная природа, а также повседневная жизнь, протекающая среди бесчисленных памятников.

Читать еще:  Число русских в мире. Численность и территориальная распространенность русскоговорящих

Основное место в экспозиции занимают картины мастеров XIX в. Они отражают сложную и противоречивую картину развития искусства, которая характеризуется противоборством, сосуществованием и сменой многих художественных стилей, направлений и течений. Наиболее полно показано романтическое направление, в том числе тремя полотнами представителей Школы неаполитанского пейзажа (Д. Джиганте, Т. Дюклер, Ф. Верфлут).

В живописи второй половины XIX века наблюдается повышенный интерес к достижениям художников прошлых столетий, о чем свидетельствует картины «Дама за чтением» П. ван Вейнгардта и «Овца с ягнятами» Ф. ван Севердонка. Специфическим явлением этого времени являются произведения с занимательным сюжетом, «костюмированным» под историю. Яркий пример этого – работы «Метание копья» Б. Галофре и «Спор ученых» М. Гейссера.

Завершают экспозицию несколько ранних полотен К. Зеленевского, уроженца Томска. В них нашли отражение новейшие достижения европейского искусства, творчески воспринятые. Выставленные произведения обладают высокими художественными достоинствами и дают представление о некоторых важных тенденциях искусства своего времени.

Стоимость посещения постоянной экспозиции:

  • взрослый билет – 200 руб.
  • пенсионеры – 150 руб.
  • студенты ВУЗов – 150 руб.
  • студенты СУЗов – 150 руб.
  • дети с пяти лет – 100 руб.
  • дети до пяти лет – бесплатно

Западноевропейское искусство XVI – XIX веков

из собрания

Псковского государственного объединённого

историко-архитектурного

и

художественного

музея-заповедника

18 марта 2010 года в главном здании Псковского музея (ул. Некрасова, 7) прошла торжественная церемония открытия для публики постоянной экспозиции «Западноевропейское искусство XVI – XIX веков» , воссозданной впервые после 1941 года.

Восполняя таким образом (пускай лишь отчасти) ещё одну из огромного списка потерь, принесённых нашему городу нацистским вторжением, коллектив музея вносит свой вклад в предстоящее 9-го мая общенародное празднование 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне.

Представляемое собрание формировалось в продолжение почти полутора столетий. В начале XX века его основой стали произведения из частных коллекций петербургского сановника, члена Государственного Совета Аркадия Николаевича Мицкевича (1831-1909) и выдающегося псковского собирателя и мецената, купца Фёдора Михайловича Плюшкина (1837-1911).

После революции 1917 года в музей поступали конфискованные предметы искусства из разоряемых дворянских усадеб, из централизованных столичных хранилищ. В результате с 1922-го по 1941 год в Пскове существовала общедоступная экспозиция искусства Западной Европы. По некоторым (неполным и отрывочным) сведениям, она состояла из сотен высококлассных произведений. Однако с началом Великой Отечественной Войны почти весь богатый фонд зарубежной живописи был бесследно утрачен.

Паоло Фаринато (1522 – 1606)

Из произведений, входивших в довоенное собрание и представленных во вновь открытом в 2010 году музейном зале, экстраординарную ценность являет собой большая станковая композиция на евангельский сюжет «Воскрешение Лазаря» работы выдающегося веронского мастера Паоло Фаринато (1522–1606). Манера этого современника Тициана Вечеллио (1485/90-1576), Паоло Веронезе (1528 – 1588) и Якопо Тинторетто (1518-1594) связана с искусством означенных творцов Высокого Ренессанса в Венеции нитями многослойного перекрёстного влияния.

Быть может, не меньшее значение в контексте Псковской городской коллекции принадлежит малоформатной (31 х 36 см., медь, масло) работе «Моление о чаше» кисти Бенвенуто Тизи по прозвищу «Гарофало» (1481–1559). Этот мастер является создателем значительного количества больших и малых композиций на евангельские сюжеты. В частности, такой тематике прямо посвящены пять из шести его картин, принадлежащих Государственному Эрмитажу.

Применительно к картине из Псковского собрания авторство Гарофало в продолжение последних десятилетий было под вопросом. Однако целый ряд вновь открывшихся обстоятельств позволяет нам сегодня с большой долей уверенности отбросить эти сомнения. Речь идёт в первую очередь о коллекционной надписи XIX века, сделанной на итальянском языке и включающей точную дату создания картины: “Benvenuto Tisi detto «il Garofalo» 1527”. Она гравирована на обороте кованой медной пластины, являющейся основой живописи. Этот оборотная сторона была раскрыта художниками-реставраторами Псковского музея Н. М. Ткачёвой и М. И. Владыкиным (очевидно, впервые после XIX столетия) лишь в процессе подготовки настоящей экспозиции.

Читать еще:  Образ, место и значение воланда и его свиты в романе «мастер и маргарита. Функции образа Воланда

Но ещё убедительнее, на наш взгляд, свидетельствует в пользу авторства Гарофало очевидное структурное и ритмическое сходство псковской композиции с достоверным «Молением о чаше» работы этого художника, принадлежащим Лондонской Национальной галерее.

Совокупность изложенного заставляет вернуться к традиционной атрибуции произведения – тем более что рассматриваемый эскиз (хоть и прикрытый пока «подушкой» потемнелого лака, искажённый рядом мелких утрат) в полной мере обладает неоценимыми качествами итальянского искусства Высокого Возрождения. Это поразительная глубина пространства, достигнутая самыми скупыми изобразительными средствами (каким-то намёком, в несколько прикосновений кисти), это изысканное цветовое богатство и не отпускающая духовная сила.

Доменикино (Доменико Цампьери) (1581 – 1641)

Исключительно важна также для Псковского собрания и вновь атрибутированная работа великого итальянского академиста начала XVII века, продолжателя стиля братьев Агостино (1557-1602) и Аннибале (1560 – 1609) Карраччи, Доменикино (Доменико Цампьери) (1581–1641). Эта «Мифологическая сцена» , считавшаяся некогда парной к «Молению о чаше» Гарофало, также написана на медной основе, но совершенно иной по толщине, характеру ковки и качеству.

До сих пор картина была упоминаема в каталогах как «Проповедь Иоанна Крестителя» работы неизвестного французского последователя Николя Пуссена (1594-1665) 2-й половины XVII столетия. Однако обращало на себя внимание несоответствие такого названия антикизирующему характеру изображённого, а также и тому, что центральная фигура композиции лишена каких-либо атрибутов крещения и христианской веры.

По-видимому, правильная атрибуция картины с течением десятилетий и после событий Второй Мировой войны просто забылась. И хотя на обороте деревянной дощечки, включённой в старинную окантовку и прикрывавшей тыл медной основы живописи, сохранилась полустёртая, нанесённая железо-галловыми чернилами надпись по-русски: «Доминик…», она уже стала непонятной. Однако после вскрытия старой окантовки – как и в случае с работой Гарофало – была прочитана выполненная не позднее XIX века гравировка на медном обороте: « Domenico Zampieri 1632».

У нас нет веских оснований усомниться в авторстве этого римско-неаполитанского художника. Вспомним, что даже согласно атрибуции, бытовавшей до сего дня (и основанной только на характере изображаемого картиной), произведение уверенно было отнесено именно к XVII веку. Верно и то, что Болонский академизм Доменикино логически предшествовал более позднему классицизму Пуссена в стилевой эволюции европейского искусства. Прямое влияние стиля Доменикино на Пуссена общепризнано. Нельзя забывать, что оба автора с 1624 по 1630 год единовременно работали в Риме.

В случае если предлагаемая атрибуция бывшей «Проповеди Иоанна Крестителя» как работы Доменикино, найдёт в научном сообществе окончательное подтверждение – это заметно повысит привлекательность Псковского собрания живописи, его статус. И хотя банковский счёт никогда не может впрямую выразить культурную значимость, публике любопытно будет узнать, что не далее как в 8-го декабря 2009 года другое произведение Доменикино – «Святой Иоанн Богослов» – ушло с лондонского аукциона Christie ` s за 9 225 250 фунтов стерлингов (около $ 15 600 000).

Вторая половина ХХ века ознаменована для Псковского музея даром наместника Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря архимандрита Алипия (Иван Михайлович Воронов 1914-1975). По его завещанию, благодаря гражданскому мужеству и организационным усилиям Саввы Васильевича Ямщикова (1938–2009) 12 высококлассных западноевропейских картин в 1978 г. поступили в фонды Картинной галереи.

Атрибуция этих произведений, проведённая экспертами Государственного Эрмитажа Юрием Ивановичем Кузнецовым и Ириной Владимировной Линник в сотрудничестве с искусствоведом Ольгой Степановной Савицкой, представлявшей Псковский музей, выявила несколько работ самого высокого мирового уровня.

Андреа дель Сарто (Андреа д`Аньоло 1486 – 1531).

«Мадонна с Младенцем»

В первую очередь это «Мадонна с Младенцем» , предположительно отнесённая к 1520-м годам и происходящая из мастерской Андреа дель Сарто (Андреа д`Аньоло 1486-1531). Этот последователь Леонардо да Винчи (1452–1519), венчавший своим творчеством Высокий Ренессанс во Флоренции, приложил кисть, по-видимому, более всего к изображениям ликов Богоматери и младенца Христа. Драпировки же и второстепенные детали, возможно, были выполнены младшим сотрудником Андреа дель Сарто – также выдающимся флорентинским живописцем Джованни Антонио Сольяни (1492–1544).

Читать еще:  Размеры компрессионных колготок для беременных. Как выбрать компрессионные чулки для беременных и зачем они нужны. Противопоказания к ношению компрессионных чулок.

Трудно передать словами открывающуюся с близкого расстояния красоту этой старой доски. Мы убеждаемся, что Псковский музей, столь богатый сокровищами древнерусской иконописи, обладает (благодаря архимандриту Алипию, благодаря Савве Ямщикову!) и духовной драгоценностью иного рода: ренессансная «Мадонна» представляет собой переходную форму искусства – она ещё в полной мере икона, она уже в полной мере картина. Здесь явлены миру Богородица и Младенец Христос, как бы сошедшие с неба (из иконописной обратной перспективы), спустившиеся к людям, в наше трёхмерное пространство и время. Произведение дель Сарто выражает центральное в мировой истории таинство Боговоплощения, Рождества Христова. Оно потрясает гуманистической близостью, имманентностью Бога человеку.

«Мадонна с Младенцем» мастерской Андреа дель Сарто, без сомнения, может и должна стать одним из эстетических символов всего нашего города – тем более что помимо Псковского музея две неоспоримые работы Андреа дель Сарто имеются на территории Российской Федерации только в Государственном Эрмитаже. Так Леонардова «Джоконда» является символом Лувра и одним из ярчайших брендов Парижа, а Венера Боттичелли исполняет эту роль для Галереи Уффици и Флоренции.

К первостепенным шедеврам Псковской коллекции относятся, кроме того:

«Святое Семейство со святыми Кларой Ассизской и Карлом Борромеем» (неизвестный художник римской школы, середина XVII века);

«Лот с дочерьми» (Иоганн Михаэль Ротмайер 1654 – 1730, Австрия, конец XVII века)

«Отцелюбие римлянки» (неизвестный итальянский автор 2-й половины XVII века – возможно, генуэзский);

«Аллегория пяти чувств» (Теодор Ромбоутс 1597 – 1637, Фландрия, начало XVII века).

Картина «Отдых на пути в Египет» , принадлежащая кисти другого фламандского художника – Теодора Буйерманса (1620 – 1678), ученика Антониса Ван Дейка (1599–1641) – остаётся единственным произведением этого автора в музейных собраниях России и бывших республик СССР.

Вообще, вся коллекция живописи Голландии и Фландрии конца XVI – начала XVIII веков, имеющаяся в Псковском музее и представленная в новой экспозиции 12-тью произведениями, очень высока по качеству. В числе этих картин обращает на себя внимание «Поклонение пастухов» Рихарда Бракенбурга (1650–1702), очевидно созданное с неоспоримым знанием и, соответственно, под воздействием изобразительного языка Рембрандта (1606 – 1669)

Исключительно высоким живописным уровнем характеризуется «Портрет Анны Орачевской» работы великого немецкого портретиста 2-й половины XVIII века Антона Графа (1736-1813).

Также и городской вид «Париж, Елисейские поля» (атрибуция которого стала сегодня возможной) привлекает особый интерес. Он выполнен, по-видимому, в 1880-е гг. в духе импрессионизма живописцем Жоржем Стейном (1818–1890). Этот автор второго плана не стал одним из великих создателей необоримо обаятельного стиля, который был им столь чутко воспринят и развит. Однако именно через работы Стейна, тиражируемые на почтовых карточках и в этом виде широко расходившиеся по Европе и миру, импрессионизм (и, кажется, самый воздух Парижа, Женевы, Лондона) становился в конце XIX века ближе и доступнее к узнаванию даже в удалённых уголках света.

Предлагаемая посетителям экспозиция живописи включает 37 станковых картин. Она дополнена двумя произведениями позднеготической скульптуры, предметами прикладного искусства Возрождения, Барокко и века Просвещения, гравюрами, старинными книжными изданиями в изысканных кожаных переплётах и некоторыми археологическими находками. В целом Западноевропейский зал даёт посетителям музея в достаточной мере целостное общее представление об эстетическом развитии и стилевой эволюции Западной Европы в века Ренессанса и Нового времени.

Постоянная экспозиция «Западноевропейское искусство XVI – XIX веков из собрания Псковского государственного объединённого историко-архитектурного и художественного музея-заповедника» является украшением музея и одной из наиболее притягательных достопримечательностей Пскова в целом.

Источники:

http://www.newestmuseum.ru/history/chronology/1918-1948/1924/index.php
http://artmuseumtomsk.ru/page/119
http://museums.pskov.ru/pskovoldmodern/seliverstov/stataya1

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии