Гостям универсиады в казани расскажут, что татары родственны шумерам, ассирийцами и американским индейцам. Мирфатых Закиев: «Название «татары» препятствует развитию татарского народа

Гостям универсиады в казани расскажут, что татары родственны шумерам, ассирийцами и американским индейцам. Мирфатых Закиев: «Название «татары» препятствует развитию татарского народа

Исторический дискуссионный клуб

Кого называли и называют татарами?

Прежде чем приступить к изложению проблем происхождения татар, необходимо разобраться в том, о каких татарах ведется здесь речь. Часто татарами называли и называют разные народы, порою этнически не связанные друг с другом. Многие историки и этнологи в XIX—XX вв., следуя за казанскими миссионерами, этнонимом татар (без определений) обозначают народы, которые в прошлом кем-то назывались татарами, например, и древних татар, и монголо-татар, и ордынских татар и современных булгаро-татар — всех называют просто татарами.

В результате эти этнически не связанные или только частично связанные татары идентифицировались между собой. Эту идентификацию мы находим в монографиях по истории татар, в «татарских» разделах школьных и вузовских учебников, написанных некоторыми русскими и иногда зарубежными авторами. Это приводило к грубым искажениям в изучении этногенеза определенных татар, в результате чего страдало и изучение проблемы происхождения булгаро-татар — современной татарской нации, сформировавшейся в Татарстане и России.

Одним из основных направлений исследований ведущих булгаро-татарских историков еще тогда была их борьба против идентификации современных булгаро-татар с древними татарами, монголо-татарами, ордынскими татарами.

В середине 90-х годов, как ни странно, и среди татарских историков появились люди, идентифицирующие современных булгаро-татар с ордынскими татарами, с монголо-татарами или с древними татарами. Эти так называемые татаро-татаристы как бы возвращаются от концепции тюрко-булгарского происхождения современных татар к устаревшей миссионерской концепции монголо-татарского или ордынско-татарского их происхождения, одновременно обращаясь к русским историкам с настойчивой просьбой оценивать положительно и монголо-татарское завоевание русского государства, а также и чингизидов, угнетавших местное население. В результате, татарские татаро-татаристы и некоторые русские историки объединяют всех татар в одно целое и показывают современных булгаро-татар непосредственными потомками монголо-татар, ордынских татар, даже «тартар».

Учитывая все это, нам вначале необходимо разобраться в семантике этнонима татары. Кого же называли и сейчас называют татарами?

1. Татарами называли и сейчас в научных исследованиях называют древних татар. К ним относятся следующие группы татар.

Насколько позволяют судить исторические источники, этноним татар еще задолго до н.э. был самоназванием довольно развитого, известного тогда племенного союза или народа, являвшегося северным соседом и соперником Китая. Известно, что китайцы еще тогда относились к ним настороженно и враждебно, называя их та-та (‘грязные’, ‘варвары’). Этим именем китайцы называли и остальных своих северных соседей. Даже великую китайскую стену они начали возводить, защищаясь от татар, т.е. от всех своих северных близких и дальных соседей [Митфорд В., 1838, т. IV, 189].

Далее, этноним отуз татар ‘тридцать татар’ мы встречаем в руническом памятнике в честь Кюль-Тегина (VIII в. н.э.), этноним токуз татар ‘девять татар’ в руническом «Памятнике Моюн-чуру» (VIII в. н.э.). Были ли эти этнонимы самоназваниями (эндоэтнонимами) или названиями этих племен со стороны других (эктоэтнонимами) пока неизвестно, но зафиксированный в рунической письменности этноним татар говорит о том, что тогда в Центральной Азии жили племена, называемые татарами.

В том же VIII в. племена под названием татар фиксированы в составе Кимакского государства, которое функционировало в VIII—XI вв. в Западной Сибири между Иртышом и Уральскими горами, в Казахстане и Средней Азии. Это государство играло значительную роль в складывании народности казахов и сибирских тюрков (татар). Последние тогда именовали себя по названиям местностей, а в XIX—XX вв. приняли этноним татары.

Во II половине XI в. Махмуд Кашгарлы в своем энциклопедическом труде «Дивану лугат ит-тюрк», перечисляя тюркские народы, место татар указывает рядом с киргизами. Он пишет, что самые близкие к Византии тюрки — это печенеги, далее расположены: кыпчаки, огузы, йемеки, башкирты, басмыли, каи, йабаку, татары, киргизы; киргизы — самые близкие соседи Китая [Кашгарлы М., 1992, т. I, 28]. По этому сообщению становится понятно, что татары распологались где-то в Центральной Азии.

Все эти татары, называемые обычно древними татарами, не стали прямыми предками современных булгаро-татар, ибо они в массовом порядке не переселялись на территории образования Волжско-Булгарского государства. Если незначительная часть и просочилась на эту территорию, то она в составе Булгарского государства приняла общий этноним булгар. Древние татары в процессе распространения общего этнонима тюрк постепенно потеряли свой этноним.

2. Центральноазиатской части древних татар среди монголоязычных и маньчжуроязычных народов удалось занять господствующее положение и передать последним этноним татар как общее название. Именно в борьбе с этими татарами Тимучину — Чингиз-хану удалось создать могучее государство и под общим названием татар организовать сильную армию, имеющую систему четкой субординации. Эту армию обычно называют монголо-татарами. В ходе завоевательных походов чингизидов в состав этих армий вливались представители других побежденных народов: тюрков, китайцев, персов, арабов, кавказцев, славян, финно-угров и т.д. Эти многоязычные монголо-татары оседали по всей Монгольской феодальной империи, которая включала Монголию, большую часть Сибири, Северный Китай, Корею, Центральную и Среднюю Азию, Афганистан, Иран, Закавказье, Северный Кавказ, Волжскую Булгарию, значительную часть русских земель. Завоевательные армии чингизидов назывались татарскими и после распада Монгольской феодальной империи, в период функционирования и расширения самостоятельных монгольских государств Батыя (Улуса Джучи), Хулагу (завоевавшего еще и Двуречье, Арабский халифат, Сирию), Чагатая и Хубилая (покорившего Южный Китай и другие страны и назвавшего свою империю Юань). Но сами монголо-татары во всех монгольских государствах составляли незначительную часть населения и очень быстро ассимилировались среди местных тюрков, китайцев, персов, арабов, кавказцев, славян, а также тюркоязычных булгар. Монголо-татарами или просто татарами долгое время назывались чингизиды, занимавшие в этих государствах господствующее положение.

Монголо-татары, некоторыми историками хотя и считаются предками современных татар, на самом деле они не имеют близкого этнического отношения к булгаро-татарам, их нельзя считать предками ни булгаро-татар, ни узбеков, ни афганцев, ни китайцев, ни персов и т.д.

3. Ученые Западной Европы еще в XIV в. считали татарами, по их выражению тартарами (выходцами из Ада), население всех монгольских государств чингизидов. Согласно такому пониманию семантики этнонима татар западноевропейские ученые на первых европейских географических картах размещали так называемую Тартарию в пределах территорий, подчиненных чингизидам. Они же начали писать труды о тартарах. Увидев такие карты и первые труды о тартарах, наши татаро-татаристы выражали искреннее удивление величию своих «предков», вот, мол, тартары — наши предки, занимали какие обширные регионы Евразии. На самом деле всем понятно, что потомками тартар, т.е. населения Монгольской феодальной империи и всех четырех улусов чингизидов, являются не одни булгаро-татары, а прежде всего — монголы, тюрки, маньчжуры, китайцы, иранцы, арабы, кавказцы, русские, финно-угры и т.д.

4. Русские ученые и приглашенные ими западноевропейские ученые называли все население Джучиева Улуса (Золотой Орды) татарами. Позже, изучая Восток до Тихого океана, к этим татарам они относили всех восточных нерусских. Даже палеоазиатских орочей, живущих напротив Сахалина, русские исследователи назвали татарами, отсюда и пролив был именован Татарским. Такое понимание проблемы можно было бы принять за признание народа под названием ордынские татары. На деле же в Золотой Орде не было необходимых условий для формирования единого этноса из ее многоязычного, многоэтничного населения.

5. По мере изучения восточных народов русские ученые поняли, что ордынские татары состоят из многих этносов со своими этнонимами, но не отказались и от общего их названия татары, начали применять его с определениями, состоящими из самоназваний или названий мест обитания этих народов: абаканские татары (хакасы), азербайджанские татары, барабинские татары, башкирские татары, болгарские татары, буджакские татары, вогульские татары (манси), джагатайские татары, енисейские татары, закавказские татары, казахские татары (азербайджанцы), киргизские татары (казахи и киргизы), кумыкские татары, татари-таранчи, туркменские татары, узбекские татары, хакасские татары, черкесские татары и т.д. В ходе колонизации Востока участники научных экспедиций выявили, что восточные народы состоят из финно-угров, тюрков, палеоазиатов и т.д. Но тюрков, особенно их мусульманскую часть, продолжали называть татарами, распространяя это название и на других внеордынских тюрков. Позже для отличия тюрков от других татар русские ученые начали применять сложный этноним турецко-татарские народы или тюрко-татары. Лишь в 1923 году они решились на применение общего этнонима тюрки или тюркские, а для анатолийских тюрков оставили этноним турки.

Читать еще:  Конспект занятия в старшей группе длядетей с ЗПР «Инсценировка сказки «Зимовье зверей. Сценарий музыкальной сказки "зимовье зверей"

После распада Золотой Орды вышли на самостоятельный путь развития те же народы, которые начали формироваться еще до монголо-татарских завоеваний: булгары, русские, узбеки, казахи, башкиры, карачай-балкарцы, кумыки, ногайцы, чуваши и т.д. Правда, у некоторых из них все же наблюдались изменения в этнониме. Так, сарты стали называться узбеками, асы — ногаями, булгары при общении с русскими эпизодически начали применять этноним татары. Игнорируя эти факты, татарские татаро-татаристы и некоторые русские историки современных булгаро-татар этнически отождествляют с так называемыми ордынскими татарами, т.е. с населением Золотой Орды, иногда и с древними татарами, монголо-татарами, тюрко-татарами, даже с тартарами.

На самом деле непосредственными предками современных татар Урало-Поволжья являются не древние татары, не монголо-татары, не тартары, не ордынские татары в целом, а булгары в широком смысле этого слова, являвшиеся частью населения Золотой Орды (т.е. ордынских татар), получившие лишь в конце XIX в. общий этноним татар. Поэтому при необходимости отличия нашего народа от других татар, мы говорим не просто о татарах, а обязательно — о булгаро-татарах.

Кроме этих пяти групп татар и булгаро-татар есть еще крымские и добруджинские татары.

В порядке обобщения изложенного в этом параграфе приведем следующую таблицу, показывающую значения этнонима татары.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подсчитать татар на переписях без проблем пока ещё не удавалось

Всякий раз появляются группы, желающие раздробить вторую нацию России.

Предстоящая перепись населения 2020 года может таить в себе не мало проблем для татарского народа, что в итоге отразится на его общей численности в России. Вопросы, связанные с этой темой, обсудили на Конгрессе этнологов и антропологов России, проходящем в Казани.

История переписи братских народов

Ученый из Института этнологических исследований имени Кузеева в Уфе Ильдар Габдрафиков рассказал о переписях населения, проходивших в Башкирии в 1989, 2002 и 2010 годах и поделился несколькими прогнозами. Он посетовал, что во время последних двух переписей в республике отмечались следы влияния администрации главы Башкирии и, как правило, в ходе них страдали татары. Нет объективной картины по этническим сообществам в республике, исследовательская часть приносится в жертву политическому заказу.

– У нас в Башкирии перепись населения больше, чем просто перепись. Это в основном политическое мероприятие. Анализ ситуации в Башкирии в период проведения последней советской переписи населения в 1989 году, а также двух постсоветских переписей 2002 и 2010 годов свидетельствует, что результаты текущей политики всегда влияли на численное соотношение проживающих в регионе народов, прежде всего татар и башкир, – рассуждал ученый.

Подобные подходы создают чрезмерную межэтническую напряженность, а объектом статистических манипуляций становятся пограничные зоны расселения этнических групп, страдают из-за этого в основном татаро-башкирские отношения.

Габдрафиков рассказывает, что перепись 1989 года в Башкирии проводилась в условиях горбачевской перестройки и демократизации в СССР. А Пленум ЦК КПСС 1988 года осудил перекосы в национальной политике в отдельных регионах Советского Союза, досталось, в том числе, и руководству Башкирии.

В результате перепись 1989 года показала значительный рост численности татар в Башкирии и сокращение численности башкир.

Всероссийская же перепись 2002 года продемонстрировала совершенно обратные процессы – сокращение числа татар и рост численности башкир в республике.

– В тот год была манипуляция с цифрами и явное вмешательство администрации главы Башкирии, – вспоминает Габдрафиков. В тот момент республику возглавлял Муртаза Рахимов.

Перепись 2010 года проходила в более-менее спокойной обстановке. Прямого нажима со стороны администрации региона не было. А среди численности этнических групп наблюдается небольшое сокращение башкир и рост числа татар. Перепись проходила в октябре, а в конце июля 2010 года Башкирию возглавил Рустэм Хамитов.

– Сам Хамитов до того, как стать главой Башкирии, в анкетах был записан как татарин. Но сразу после получения назначения стал записываться как башкир, – рассказывает Габдрафиков. Стоит отметить, что в 90-х годах Хамитов был также делегатом во Всемирном конгрессе татар.

Если смотреть на динамику численности населения в Башкирии, то в 1989 году она составляла 3,94 млн человек, в 2002 году – 4,1 млн, а в 2010 году – 4,07 млн.

Башкир в 1989 году насчитывалось 863 тысячи человек, а в 2002 году – уже 1,22 млн (+357 тысяч), в 2010-м же году – 1,17 млн (-50 тысяч). Татар в 1989 году насчитали 1,12 млн человек, в 2002 году – 990 тысяч (-130 тысяч), а в 2010 году чуть более 1 млн (+20 тысяч). Численность русских в Башкирии с 1989 года сокращается – 1,55, 1,49 и 1,43 млн человек соответственно.

А вот в Уфе динамика в целом отрицательная. Здесь с 1989 года количество жителей снижается. Город еле-еле удерживает статус миллионника – 1,08, 1,05 и 1,06 млн, по данным переписи последних лет.

По словам Габдрафикова, на Уфу в Башкирии традиционно смотрят как на русский город. Но доля русского населения в нем на протяжении 30 лет падает. В 1989 году – 586 тысяч человек, в 2002-м – 530 тысяч, в 2010 году – 489,5 тысячи человек.

Башкиры же свою численность в городе увеличивают: 122, 154 и 171 тысяча человек. А вот доля татар незначительно колеблется – 291, 294 и 284 тысячи человек.

В своем выступлении ученый привел примеры по отдельным районам. В частности, по западному Кушнаренковскому району Башкирии, который традиционно считается татарским.

В 1989 году здесь проживали 1,5 тысячи башкир, в 2002 году – 12,7 тысячи (рост почти в 10 раз), а в 2010-м – 8,9 тысячи человек. В 1989 году татар в этом районе было 22,2 тысячи человек, в 2002-м – 11,6 тысячи (сокращение в два раза), а в 2010 году – 13,6 тысячи человек.

– Нам, экспертам, социологам и статистам, надо высказать предложения, как бы снизить напряженность из-за махинаций при переписи. Может, к этому процессу всё-таки более гибко подходить? Дать право человеку самому определиться? Я сам выходец из Западной Башкирии, между татарами Востока Татарстана и башкирами западной части нет этнокультурных различий. То есть они себя могут одинаково считать и татарами, и башкирами, – заявил докладчик.

Габдрафиков поделился и своими прогнозами относительно переписи 2020 года. По его словам, Башкирия в следующем году может недосчитаться около 70 тысяч русских. Относительно соотношения татар и башкир он выразил опасения.

– После 2010 года башкирские общественники уже начали подготовку к следующей переписи. Например, выпущены 40-томные книги по башкирским родам, а это своеобразные генетические паспорта по сельским и населенным пунктам Северной и Западной Башкирии, где преимущественно проживают татары. Также в ход для убеждения татар записываться башкирами идут различного рода генетические исследования и этностатистика дореволюционной России, – рассуждает Габдрафиков.

В то же время он сомневается, что последним данным можно доверять, потому что на рубеже XIX-XX веков понятия «национальность», «татары» и «башкиры» понимали совсем иначе, чем сегодня. Тем не менее какое-то потепление относительно «татарского фактора» в Башкирии наблюдается.

Читать еще:  История любви штольца и ольги. Почему Ольга полюбила Обломова, а вышла замуж за Штольца

– Радию Хабирову надо избираться в сентябре (сейчас он временно исполняющий обязанности. – Ред.). Он прагматик и понимает, что большинство электората в Башкирии – небашкиры. Он понимает, что русским и татарам тоже надо нравиться. К тому же последние выборы в республике показали, что у нас татары, как правило, голосуют за кандидата-татарина, а башкиры – за башкира. Хабиров, конечно, авторитарный руководитель в хорошем смысле этого слова. Он выходец из Ишимбаевского района тептярской деревни. А тептяры всё-таки больше татары, чем башкиры, – считает ученый.

В качестве конкретных подвижек руководства Башкирии навстречу татарскому населению он назвал установление в Уфе памятника писателю и поэту Габдулле Тукаю.

– Раньше этого добиваться было бесполезно. К этой идее даже близко не подходили. А в октябре 2018 года мы получаем Хабирова, а уже в апреле 2019 года нам устанавливают памятник Тукаю. А на каком высоком уровне прошли Дни Татарстана в Уфе, когда такое было ещё?! – говорит Габдрафиков.

В то же время между татарами и башкирами за пределами их республик сохраняется дух соперничества и конкуренции. Например, рассказывает ученый, общественная организация Курултай башкирского народа настоятельно рекомендовала башкирам в других регионах России раньше проводить Сабантуи, чем у татар, и стараться избегать общих мероприятий. Хотя культурно-национальные автономии создаются и существуют как «татаро-башкирские».

Татарский мир в Сибири

Ученый из Института проблем освоения Сибири Тюменского научного центра Вера Клюева говорила о проблемах, связанных с переписью сибирских татар.

В Тюменской области согласно данным 2002 года насчитывалось 7,9 тысячи сибирских татар. В 2010 году их численность упала до 6,6 тысячи. С чем это связано? Она рассказала, что в 1988 году в Тюменской области создается Комитет национального возрождения сибирских татар во главе с Булатом Сулеймановым и Анасом Гаитовым. Своими целями они определили оформление национально-территориальной автономии сибирских татар, признание их коренным (то есть отдельным от казанских татар, от большого татарского народа России) народом, признание сибирско-татарского языка самостоятельным (уход от татарского литературного языка) и создание своей отдельной письменности.

– Во время переписи 2002 года общественники вели активную работу. Они призывали сибирских татар конкретизировать свою этническую принадлежность, называться сибирскими татарами, или себерле. Таким образом должны были показать свою численность, чтобы претендовать на статус малочисленного коренного народа, – рассказывала эксперт.

Это всё вылилось в острую дискуссию. Клюева говорит, что против такой политики выделения сибирских татар, например, были казанцы, которые переехали в область из Татарстана или других регионов традиционного проживания татар.

Они объясняли это тем, что таким образом произойдет размывание этнической идентичности в смешанных браках, заключенных между казанскими и сибирскими татарами, между русскими и татарами. Звучал также аргумент, что если сибирские получат статус отдельного народа, то в отношении них могут начаться дискриминации.

– Были и те, кто призывал оставаться в большом татарском народе. Почему? Потому что там сибирские татары становились частью нации, которая является второй по численности в России после русских, – перечисляла ученый.

Что же говорили в пользу отделения?

– У сибирских татар иногда отмечаются некие этнические комплексы перед казанскими. Им кажется, что язык казанских красивее, что девушки и юноши красивее. Возможно, что выделение в отдельную общность – попытка преодоления комплексов, – говорила Клюева.

Тем не менее ближе к переписи 2010 года активность сибирско-татарских общественников затухает, также уже не муссируется идея получения статуса коренного народа.

– По результатам переписи 2010 года становится видно, что численность сибирских татар сократилась. Раз нет агитации, значит, нет потребности акцентироваться на своей отдельной этничности, – делает вывод эксперт. Таким образом, некоторые сибирские татары опять стали себя записывать как просто «татары».

Заболотные татары хотят стать малым народом

Впрочем, в Тюменской области сохраняется локальная татарская группа, которая по-прежнему стремится заполучить статус малого коренного народа. Речь идет о заболотных татарах (сас сыбырлар). Заболотьем в Тюмени называется северо-западная часть Тобольского района области.

– Заболотные утверждают, что их язык чем-то отличается от сибирскотатарского. Хотя это не совсем так. Заболотные татары аргументируют свое право на отделенность тем, что ведут традиционный образ жизни. Заболотье в Тюменской области – это труднодоступная территория. Зимой туда можно добраться только на зимнике, а летом на вертолетах или на лодках, – рассказывает специалист.

В то же время, сообщает Клюева, сейчас в районах проживания заболотных татар стали меняться имамы, некоторые из них проходят специальные курсы повышения квалификации.

– Эти имамы возвращаются на свои земли. Раньше же заболотные татары претендовали на то, что у них особенный ислам, с нюансами и местными традициями. Но вернувшиеся с курсов хазраты стандартизируют и унифицируют их религиозные обряды и практики, – сообщает Клюева.

Она добавляет, что в соцсетях можно наткнуться на старые призывы к сибирским татарам, чтобы они объединялись в отдельный народ численностью 200 тысяч человек. Однако местные татарские газеты, издания мечетей и тюменских муфтиятов пока никак не поднимают тему о предстоящей переписи.

МирТесен

Правдивая история булгарского народа

Академик
Закиев Мирфатых Закиевич

“Правдивая история Булгарского народа”

Ульяновск 2011 год.

1. Происходят ли современные татары от монголо-татарских завоевателей?

До 60-х годовXIX в. Как русские, так и «татарские историки были убеждены, что татары Урало-Поволжья формировались на основе консолидации местных тюркских племён в составе булгарского государства, что именно поэтому среди них распространился общий этноним «булгар»

В 60-х годах XIX в. в тюркских текстах булгарских надгробных надписей (там были и арабские тексты) обнаружили некоторые чувашские слова и формы. Миссионеры, заинтересованные в христианизации и обрусении нерусских народов, этот факт истолковали так, будто современные татары являются потомками монголо-татарских завоевателей, а булгары как бы являются предками чувашей. Но ведущие учёные, такие как В.В Радлов и Н.Ф. Катанов, а также «татарские историки Г. Ахмеров, Г Губайдуллин, Г Рахим и др. доказывали, что тюркская часть всех булгарских надгробных текстов написаны на обычном тюркском языке, который назывался тогда булгарским и позже начали называть «татарским языком».

Несмотря на то, что «татарскими (т.е.булгарскими) учёными неопровержимо было доказано булгарское происхождение «казанских татар», многие учёные, исходя из того, что современные казанские татары, так и монголо – татары носят один и тот же этноним татары, идентифицировали современных татар с монголо – татарскими завоевателями.

В советское время и сейчас в школьных и вузовских учебниках и учебных пособиях по истории народов России и зарубежья моноголо-татарских завоевателей представляют читателям предками современных татар. При этом обязательно добавляли и сейчас добавляют, что предки современных татар – монголо – татары жестоко эксплуатировали их отцов и дедов. Таким образом ,воспитывалось и сейчас воспитывается антитатарское настроение у населения. В результате « татарская молодёжь»,изучая эти учебники, вместо того, чтобы гордиться своим народом и своей историей, стесняются назвать себя «татарином» или «татаркой», что отрицательно сказывается в численном и качественном развитии « татарского» т,е. булгарского народа. Действительно, почему же потомки славных булгар должны гордиться злодеяниями чужого народа, тогда как монголо-татары –это не булгары, а булгары –это не татары. Ещё В.М. Флоринский в своих трудах писал, что «современных татар не следует смешивать с монголо- татарами».Интересно, кто же будет каждый раз напоминать об этом различии этих народов.

Как же реагировали булгарские(татарские) историки на искажение истории своего народа?

Они неопровержимо доказывали, что современные татары не потомки монголо-татарских завоевателей, а формировались в результате консолидации местных тюркоязычных племён, которые в составе булгарского государства назывались булгарами.

Читать еще:  Время для занятия спортом дома. В какое время суток заниматься спортом лучше и полезнее

2.Татары- ордынцы и современные татары- кто- они?

В конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века авторы учебных пособий и монографий по истории начали писать о моноголо-татарских завоевателях и о Золотой Орде ещё злее.

Русский историк В.В. Похлебник, полностью идентифицируя монголо-татар с современными татарами ,писал, что русским удалось уничтожить Золотую Орду, но, к сожалению не полностью, по его мнению, невыполненной осталось задача окончательной ликвидации татарского государства, т.е. Татарстана[Похлебкин В.В., 2000,167]

Изменения произошли и среди татарских историков: появилась группа так называемых ордынцев во главе с Д. Исхаковым, они внедрились во Всемирный конгресс татар и вошли в состав руководящего ядра Института истории и беспрепятственно начали относить монголо-татарское завоевание и всю Золотую Орду к булгарскому народу в целом, хотя народ не давал им такого права и никогда не даст, ибо именно монголо-татарская агрессия привела к уничтожению самой сильной и богатой в Евразии страны предков булгар. Группа ордынцев полностью восстановила ошибочные взгляды миссионеров об идентификации современных татар с монголо-татарскими завоевателями, официально обратились к московским историка с просьбой не критиковать монголо- татарскую агрессию, ибо такая критика унижает якобы и нас потомков монголо- татар. По их мнению, история монгольской агрессии и Золотой Орды – якобы ключевой период татарской истории. Ордынцы со всех сторон идеализировали монголо- татар и Золотую Орду, для пущей важности подвергали острой критике КПСС и советское правительство якобы за запрет на изучение Золотой Орды. Они пытались убедить народ, что высокая культура градостроительства появилась якобы в Золотой Орде, тогда как истор икам известно, что такая культура получила невиданное развитие именно в Булгарском и Хорезмийском государствах.

Монголо-татары были безжалостными разрушителями этих городов.

Татарские ордынцы идеализировали Золотую Орду, не исходя из объективных данных, а в основном из политических соображений. По их мнению, монголо- татарская агрессия подчинила себе даже русских, если идентифицировать монголо- татар с современными татарами, тогда историю Золотой Орды(Джучиева улуса) российская история не может «ассимилировать»,так как русская история золотоордынского периода сама является лишь частью истории Улуса Джучи; если нашу историю связать с булгарской историей. То её русская история прекрасно « переваривает»[Исхаков Д.М.,1997,205].
Здесь трудно найти какое-то логическое мышление, логика, по –видимому, только в том, что правдами-неправдами историю современных татар связать с историей лишь Золотой Орды.Татарские ордынцы историю Золотой Орды относят только к истории современных татар, поэтому претендуют на то, чтобы другие народы, проживающие на территории Золотой Орды не принимали участие в изучении истории этого государства. Сокровища Золотой Орды созданы якобы лишь татарами, другие народы, проживавшие в составе Улуса Джучи, в этом процессе активного участия не принимали. Поэтому якобы только мы – татары имеем право организовывать выставку золотоордынских сокровищ. Как бы ни пытались татарские ордынцы идеализировать монголо- татарские завоевания, всемирная и русская история описывает их агрессию, следовательно, как отрицательное историческое явление.

Монголо-татары не были предками современного татарского народа, которые не приняли от завоевателей ни антропологических ,ни языковых, ни культурных особенностей, приняли лишь этноним, т.е. название татары, что было им навязано насильственно.

3. Как и когда булгарский народ начал называться «татарами»?

До принятия этнонима татары местный тюркоязычный народ носил общий этноним булгары от наименования известного средневекового булгарского государства, параллельно с этнонимом булгар, имели место и другие названия этого народа: буртас, суас, мишар, касан/казан,б иляр, бигер и др.

Как же получилось, что булгары. Первыми сумели дать отпор и отразить волны чингизхановского татаро-монгольского нашествия, в дальнейшем, после уничтожения их процветающего государства татаро- монголами, приняли название татары? Получилось, что жертва приняла в качестве своего нового имени прозвище палача.(нужно быть изощрённым мазахистом-К.Б.)

В результате победы чингизидов на завоеванных территориях образовались четыре государства(улусов):
1. Джагатайский улус(в западной части Китая, южной части Узбекистана, Казахстана и Киргизии

2. Улус Хубилая в Китае

3 Улус Хулагидов(в Иране, Ираке и Закавказье)

4 Улус Джучи, получивший позже название Золотая Орда (15-16век-К.Б.)

В составе этой орды оказались предки современных казахов, башкиров, киргизов, туркменов, азербайджанцев, кумыков, карачаево-балкарцев, крымских и румынских татар, поволжских булгар. Русские княжества находились в вассальной зависимости от Золотой Орды.

Эти четыре государства назывались татарскими, и их разноязычное население(тюрки, китайцы, персы, арабы, мидийцы, кавказцы, славяне, булгары, финно-угры) со стороны европейцев именовались тартарами (т.е. на древнегреческом: выходцы из ада).

Коренное население этих государств ненавидели власть татар-завоевателей и старались от неё избавиться. Эта ненависть к татарам вошла в плоть и кровь многих угнетённых татарами народов и на генном уровне сохранилась и поныне. И сегодня арабы, персы, азербайджанцы, венгры, поляки, русские, узбеки, туркмены и др, отрицательно воспринимают слово «татары», а вернули свои этнические имена, а за волжскими булгарами это прозвище сохранилось как «историческое недоразумение»,как пишет Гумилев.
Татаро-монголы за оказанное им сопротивление в назидании другим народам, потопили в крови Булгарию, камня на камне не оставив от неё городов.
Все разноязычное население Золотой Орды ,а позднее и население возникшего после распада орды казанского ханства, русские традиционно называли булгар «татарами», как образа врага.

После присоединения Казанского ханства русские начали активно подвигаться на восток, при этом все восточные народы они также называли татарами, так ,дойдя до Тихого океана, русские исследователи назвали татарами даже палеоазиатских орочей, живших у пролива между материком и островом Сахалин, отсюда и пролив получил название Татарский.

По мере изучения восточных народов русские поняли, что кавказское и восточное население, называемое со стороны русских татарами, состоит не из одного народа, а различных народов, а именно из булгар, казанцев,мордвы,чувашей,башкир, черемисов(марийцев),. вогулов, хантыйцев, югорцев, ненцев, селькупов, самодеев, бурятов, калмыков, юкагиров, чеченцев, лезгинцев и т.д.

Этноним татары у русских долго оставался как общее название тюркоязычных народов. Позже русские уяснили себе, что эти тюркоязычные татары также состоят из различных народов, поэтому этноним татары русские начали применять с определениями, состоящими из самоназваний этих народов или из названий мест их обитания: азербайджанские татары. башкирские татары, булгарские татары, буджакские татары, киргизские татары(казахи и киргизы),крымские татары, кумыкские татары, туркменские татары, узбекские татары, хакасские татары. Черкесские татары и т.д.
Поскольку «булгарские татары» , после потери своей государственности в отличие от других «татары». Находились в самой тесной связи с русским народом и из поколения в поколение слышали в свой адрес «татарин». То постепенно эта кличка начала переходить в самоназвание. (Когда большинство тебе говорит, что ты дурак, то действительно, станешь дураком –КБ).Крымские кыпчаки и добруджинские читаки также приняли этноним татары. В итоге, название татары было окончательно закреплено на государственном уровне, в 1920 году за потомками булгар в Указе о создании «Татарской республики» этот этноним был закреплён юридически.Потомки других народов сумели избавиться в этот период от прозвища татары и восстановили свои прежние самоназвания: это такие народы, как азербайджанцы, башкиры, казахи, киргизы, кумыки, туркмены, узбеки, хакасы, Балкары и т.д.Это название осталось только за волжско-уральскими булгарами.
По примеру этих народов некоторая часть татарского(булгарского) народа поднимает проблему восстановления прежнего своего этнонима булгары. На этой основе образовался «Булгарский национальный конгресс» с программой отказа от этнонима “татары”, но поскольку название «татары» стало как бы самоназванием нашего народа, нас так называют все близкие и не очень близкие народы, по этой причине официальные национальные учреждения булгарского(так называемого татарского)народа пока не решаются отказаться от этнонима «татары», думая о том, примут ли все современные татары этот этноним «булгары»?

Источники:

http://historicaldis.ru/blog/43475687739/Proishozhdenie-tyurkov-i-tatar-Mirfatyih-Zakiev
http://kazanfirst.ru/articles/494648
http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43550102117

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии